Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 76/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ»
Рабочая программа по учебному предмету
«Рисунок»
Возраст обучающихся – 15 - 17 лет
Срок реализации программы – 1 года
г. Полярные Зори
2025 г.
Разработчик:
Курьянова А.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств
г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
1
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе возрастных
особенностей обучающихся поступившие на дополнительную образовательную программу
«Вечерние классы».
Курс «Рисунок» входит в обязательную часть дополнительной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы».
Рисунок — это один из способов постижения окружающего мира во всем
многообразии объемов, пространства, светотени и перспективы. Рисунок — средство
выражения мыслей, чувств, фантазии, на первом этапе любой композиционной работы
графика, живописца, скульптора, проектной работе архитектора, дизайнера. Рисунок — это
основа знаний об изобразительном искусстве, фундамент профессионального мастерства и
грамотности каждого художника. Рисунок — не только искусство, но и наука, обучающая
мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру
предмета на плоскости.
В системе художественного образования рисунок является основополагающим
учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано,
что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания,
система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти
задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения
форм природы и овладеть навыками графического изображения.
2. Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 1 год в рамках дополнительной общеобразовательной
программы «Вечерние классы» после освоения дополнительной предпрофессиональной
программы «Живопись».
Программа предназначена для детей от 15 до 17 лет.
Аудиторные занятия по предмету – три учебных часа в неделю.
3. Цели и задачи учебного предмета.
Основной целью курса «Рисунок» является:
развитие личности обучающегося и его индивидуальных наклонностей;
развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству;
развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза и воображения;
выявление индивидуальных способностей рисовальщика у каждого обучающегося,
формирование условий для их развития;
формирование позитивного отношения к окружающему миру;
формирование обучающегося, как самостоятельного индивидуума, имеющего свой
угол восприятия явлений, любимые средства и приемы выражения творческих замыслов;
помощь обучающемуся в реализации его творческих замыслов, используя навыками,
полученными на уроках рисунка;
успешная адаптация выпускников в профессии и обществе;
выработка у обучающихся посредством постепенного усложнения учебных заданий,
которые находятся в последовательной взаимозависимости и взаимосвязи, конкретных
навыков на основе теоретических знаний и освоения определенных приемов практического
рисования с натуры и по представлению различными графическими материалами.
Основные задачи программы «Рисунок»:
2
познакомить с художественными графическими материалами и их свойствами;
познакомить с главными изобразительными средствами рисунка — линией и пятном,
их функциями;
обучить техническим приемам работы графическими материалами;
познакомить и обучить различным видам графики;
научить грамотному ведению рисунка (логическая последовательность «от простого
к сложному»);
привить навыки самостоятельного ведения работы, умение анализировать рисунок;
развить восприятие конструкции и объема форм;
развить пространственное воображение и мышление;
воспитание комплекса необходимых для художника качеств: постановка глаза,
острота и точность глазомера, твердость руки, способность цельно видеть, умение наблюдать
и запоминать увиденное;
воспитание изобразительного вкуса, умения гармонично и профессионально
излагать свои мысли на бумаге;
воспитание понимания гармонии окружающего мира посредством практического
рисования;
закрепление приобретенных умений грамотно изображать графическими средствами
с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе
решения технических и творческих задач;
закрепление приобретенных навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
4. Форма проведения учебных занятий.
Занятия и консультации по предмету «Рисунок» рекомендуется осуществлять в форме
групповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков – 40 минут с учетом норм СанПиН.
Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа.
План типового урока выглядит следующим образом:
1. В начале урока преподавателем объявляется название темы, ставятся цели и задачи к
каждому этапу.
2. Преподаватель объясняет новый материал, показывает работы из методического
фонда или репродукции, при необходимости выполняет показ ведения рисунка или какоголибо этапа на отдельном листе.
3. Ученики приступают к выполнению практического задания, начиная с эскиза.
Преподавателем ведется индивидуальная работа с каждым учеником, с учетом возрастных,
характерных особенностей ребенка и уровня подготовки.
4. В завершении урока проводится общий просмотр выполненных работ (на любой
стадии). На просмотре преподаватель вместе с обучающимися находит и указывает на
достоинства и недостатки каждой работы, выясняется, как выполнена поставленная задача.
По итогам просмотра выставляются оценки за оконченные рисунки или за определенную
стадию выполнения работы на данный временной период.
В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход обучающихся
на дистанционное обучение. Реализация образовательных программ осуществляется с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как
вспомогательных средств обучения.
5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и
3
итоговой аттестации.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» с нормативным сроком
обучения 1 год общая трудоемкость составляет 99 часов.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии).
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации
Классы
Полугодия
1
2
Аудиторные
занятия (в часах)
48
51
Творческий
просмотр
2
Творческий
просмотр
1
Вид
промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая аттестация
Всего
часов
3
99
6. Методы обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
словесный – устное изложение педагогом темы урока, беседа с учениками по
изучаемой теме;
объяснительно - иллюстративный - (демонстрация методических пособий, детских
работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают
и усваивают готовую информацию;
наглядный – показ преподавателем практических приемов выполнения различных
этапов рисунка;
практический – практические задания – рисунки, графические зарисовки,
выполняемые обучающимися;
исследовательский (исследование свойств бумаги, различных графических
материалов, выразительных возможностей композиции);
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы работ карандашом или мягкими материалами в своих рисунках.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
7. Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
4
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала в течение всего времени обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
Наименование тем
Количество часов
Аудиторные занятия
1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1
Перспектива,
предметов.
12
1.2 Рисунок бытовых предметов
12
Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок
1.3
Рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых
геометрических тел (куб, шар, призма)
18
1.4 Наброски фигуры человека
48
2 полугодие
1.5
Линейно-конструктивный натюрморт с гипсовым
орнаментом с введением легкого тона
12
Раздел 3. Тональный рисунок.
2.1 Чучело птицы
6
2.2 Натюрморт с разной материальностью предметов.
12
2.3 Тематический композиционный рисунок натюрморта.
24
51
Содержание программы
Программа построена с учетом того, что данный предмет является базовой (ведущей)
дисциплиной в образовательном процессе художественной школы.
Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения трехмерного
реалистического изображения на плоскости листа бумаги, дает знания, навыки, необходимые
для самостоятельной творческой работы, воспитывает художественную культуру. Он
5
необходим для решения самых разных задач — изучения натуры, соотношения пропорций и
масс, поисков пластического решения и формальных поисков, творческого замысла,
выразительности, характерности, авторской индивидуальности. Владеть рисунком и
теоретическими знаниями в этой области должен любой художник — график, скульптор,
живописец, профессиональная подготовка архитекторов и дизайнеров невозможна без основ
грамотного рисования, даже при неоспоримом приоритете компьютерных программ. Рисунок
— одно из главных средств пластического познания и отображения мира. И даже первое
воплощение такого сложного понятия как художественный образ происходит посредством
рисунка (эскиз, набросок, зарисовка идеи, мысли).
Владение рисунком дает свободу, независимость, веру в свои силы.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций
реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности,
последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок»
построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемнопространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в
обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся
умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от
простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на
продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с
длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые
развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность
быстрее овладеть искусством рисунка.
Цели:
подготовка обучающегося к поступлению в ВУЗы и СУЗы на специальности,
связанные с изобразительным искусством;
закрепление навыков использования в рисунке различных графических материалов и
их свойств;
закрепление навыков осознанного конструктивного анализа формы;
закрепления навыков владения линией, штрихом, пятном, передачи фактуры и
материала предмета;
умение грамотно моделировать сложную форму (объем) тональными средствами;
передача пространства средствами светотени и штриха. Грамотное использование
приемов линейной и воздушной перспективы;
самостоятельность в логической последовательности ведения длительного рисунка;
умение самостоятельно анализировать ошибки и достоинства рисунка;
воспитать творческое восприятие натуры при передаче в рисунке.
Первый год обучения
Наименование тем
Количество
часов
1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
Тема: Перспектива, построение геометрических предметов.
1.1 Задание: выполнить ряд упражнений на формате А3-А2.
- Перспектива с точкой схода (фронтальная, угловая) А2.
6
12
- Перспективное построение квадратного листа бумаги с натуры.
Понятие визирование, габариты. А3.
- Построение куба. А3.
- Эллипсы, шар. А3.
Задачи: научить перспективно соподчинять объекты изображения;
дальнейшее совершенствование последовательной работы над задачами
линейно-конструктивного рисунка.
Материалы: альбом, А2-А3, карандаши разной мягкости, ластик.
Тема: Рисунок бытовых предметов
Задание: выполнить линейно-конструктивное построение бытовых
предметов.
- Бидон. А3
- Ваза с яблоком. А3
1.2 - 3 Предмета быта. А2
Задачи: дальнейшее совершенствование умения анализировать,
сравнивать, сопоставлять в рисунке, перспективно соподчинять
предметы друг с другом, использовать средства линейноконструктивного рисунка для решения формы и пространства.
Материалы: альбом, А3, А2, карандаши разной мягкости.
12
Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок
Тема: Рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых геометрических тел
(куб, шар, призма)
Задание: выполнить рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых
геометрических тел с разным фоном. Светотень на геометрических
предметах и разная тональность плоскостей.
1.3 Задачи: грамотно закомпоновать, выбрать формат,
поставить предметы на плоскость, правильно расположить в
пространстве
натюрморта, применить законы перспективы, выявить объем предметов
и пространства в натюрморте тоновыми отношениями.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.
18
Тема: Наброски фигуры человека
Задание: выполнить серию набросков фигуры человека используя
линию, пятно.
1.4
Задачи: научить использовать знания в области пластической анатомии,
пропорций в наброске фигуры человека.
Материалы: формат А3, карандаши разной мягкости, тушь, кисти.
6
48
2 полугодие
Тема: Линейно-конструктивный натюрморт с гипсовым орнаментом с
введением легкого тона.
Задание: Натюрморт, состоящий из 2х предметов быта и одного
геометрического. (розетка)
1.5 Задачи: Построить с учетом перспективных сокращений.
Передать большие тональные отношения, вылепить объем предметов
штрихом, передать пространство натюрморта с помощью тона. Добиться
материальности предметов и цельности изображения натюрморта.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.
Раздел 2. Тональный рисунок.
7
12
Тема: Чучело птицы
Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта с чучелом птицы
любыми графическими материалами.
Задачи: Совершенствовать методы работы
различными графическими материалами. Передать большие тональные
2.1
отношения, выявить локальный тон, объем и пространство в натюрморте
с помощью светотени, добиться цельности изображения и
материальности оперения.
Материалы: альбом, формат листа А2, графические материалы по
выбору.
6
Тема: Натюрморт с разной материальностью предметов.
Задание: Рисунок 2-3 бытовых предметов с разной материальностью с
применением тона (например, матовый предмет, глянцевый).
Задачи: научить передавать в рисунке перспективную взаимосвязь
2.2 предметов натюрморта; дальнейшее совершенствование умения
использовать тональность, сравнивая и анализируя поставленный
натюрморт. Научиться видеть и передавать разную материальность
предметов.
Материалы: альбом, А3, карандаши разной мягкости.
12
Тема: Тематический композиционный рисунок натюрморта.
Задание: Рисунок сложного натюрморта из предметов комбинированной
формы из различного материала, предметы в разных положениях.
Задачи: научить последовательности ведения тематического натюрморта:
выполнение эскизов, зарисовок, поиск пластической идеи будущей
2.3
работы. Показать грамотное владение приемами рисунка, умение
профессионально пользоваться графическими средствами. Добиться
выразительного решения постановки с передачей ее эмоционального
состояния.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.
24
51
99
Требования к уровню подготовки обучающихся
При завершении процесса обучения по предмету «Рисунок» обучающийся должен:
знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень», законы перспективы;
иметь навыки владения линией, пятном, штрихом;
иметь навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
уметь грамотно компоновать в листе предметы на плоскости и в пространстве;
уметь располагать предметную плоскость в листе, ставить устойчиво предметы на
плоскость;
уметь анализировать и изображать конструктивность формы;
выявлять пространственные отношения в натюрморте на стадии линейного рисунка;
научиться передавать пространство (линейно-воздушную перспективу) средствами
светотени, владеть пространственными свойствами контраста;
овладеть тональным разбором предметов по планам, освещенности (объем), фактуре
и материалу;
иметь навыки моделирования формы тоном;
самостоятельно вести последовательность работы над рисунком, оценивать свою
8
работу, находя достоинства и недостатки;
грамотно использовать в работе по рисунку основные материалы (их свойства) и
инструменты;
уметь находить выразительное решение с передачей эмоционального состояния в
рисунке при изображении натуры;
осознавать важность и необходимость владения основами рисунка;
применять знания, полученные на уроках рисунка в других дисциплинах.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Формы и методы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии);
итоговая - в конце учебного года предполагает выполнение завершающего задания с
проведение итогового просмотра выполненных работ за учебный год.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях за счет аудиторного времени.
Формы поведения итогов:
зачет (недифференцированный);
контрольное урок (дифференцированный);
итоговый просмотр;
выставка.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся по
итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся
выставляется итоговая оценка за полугодие. По усмотрению преподавателя оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти.
По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – итоговый
просмотр, оценка за который и заносится в свидетельство об окончании предмета
«Рисунок». Итоговая аттестация в форме выполнения тематического натюрморта с
атрибутами искусства с проведением итогового просмотра выполненных работ.
2. Критерии оценки.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
самостоятельный выбор формата;
грамотно компоновать изображение в листе;
грамотное линейно-конструктивное построение предметов на плоскости листа;
умение моделировать форму предметов тоном (передавать объем);
грамотное тональное решение работы;
грамотное владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
умение передавать материальность и фактуру предметов;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического
материала;
творческий подход к решению постановки (выразительность рисунка при
9
изображении натуры);
передача световоздушной среды;
навыки изображения человеческой фигуры (в статике, движении), портрета;
навыки рисования длительной постановки и беглых быстрых набросков (работа
пятном и линией, передача образа и эмоционального состояния).
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
Методическое обеспечение учебного процесса
Образовательная цель программы состоит в том, чтобы учащийся овладел основами
изобразительной грамоты; внимательно изучая натуру, развил способность «видеть»,
понимать и изображать трехмерную форму на двухмерном листе посредством
конструктивного построения объемов; освоил основы наблюдательности, то есть наглядной
перспективы, понятия о светотеневых отношениях, а также основы пластической анатомии.
Программа призвана дать учащимся свободу в творческом самовыражении, чтобы юные
художники, используя полученные знания по рисунку, могли свободно реализовывать свои
замыслы в творческих самостоятельных композициях.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения — от линейноконструктивного рисунка к тоновому тематическому рисунку. Курс рисунка позволяет также
ставить натюрморт в зависимости от индивидуального мастерства учащихся.
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических
занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ
изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и
представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией
лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу
преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания
каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение
практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом
случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,
является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность
обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты
мастерства.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием
самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по
изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Класс оснащен натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами
натурного фонда.
10
Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудование:
Материалы:
Методическое оснащение:
мольберты;
планшеты;
стулья;
осветительные приборы;
гипсовые слепки;
натюрмортные столики;
натурный фонд;
драпировки;
компьютер с устойчивым
подключением к сети
Интернет.
бумага;
карандаши различной
мягкости;
цветные карандаши;
уголь, сангина, соус, ретушь;
тушь, перо;
гелевая ручка, маркер;
ножик для бумаг и заточки;
ластик, формопласт;
кнопки.
методический фонд работ
учащихся;
наглядные пособия;
репродукции работ мастеров;
методическая литература;
дидактический материал;
видеоматериалы;
методические разработки по
программе;
творческие работы
преподавателя.
Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы для возможного использования
при переходе на дистанционное обучение:
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
центр
организационно-методического
обеспечения
физического
воспитания»
(https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online);
ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры
«Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»
(http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/);
ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и
организации отдыха и оздоровления детей» (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/,
http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/);
цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных
материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/.
Список литературы.
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для
ДХШ и изобразительных отделений ДТТТИ. М., 2003.
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии
художеств СССР, 1963.
3. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955.
4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004.
5. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2008.
6. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2005.
7. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2006.
8. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
9. Все о технике: Рисунок. М.- Арт-Родник, 2002.
10. Дейнека А. Учитесь рисовать. СПб – Архитектура – С, 2000.
11. Евстратова Е. Н. Графика. М. - Росмэн-Пресс, 2003
11
12. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. М. – АСТ, 2004.
13. Коротеева Е.И. Графика: Первые шаги. М. – Олма-Пресс, 2006.
14. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №
2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд.,
перераб.-М.: Просвещение, 1984.
15. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М. – Эксмо, 2007.
16. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников,
В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
17. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по
рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.:
Просвещение, 1986.
18. Миклашевич С.В. Гравюра: Советы начинающим. М. – Юный художник, 2000.
19. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В.
Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
20. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. М. – Феникс, 2002.
21. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А.
Серова. М: Просвещение, 1975.
22. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003
«Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение,
1985.
23. Сапожников А.П. Полный курс рисования. М. – АЛЕВ-В, 2003.
24. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.
25. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.
Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.- М.: Изобраз. искусство,
1981.
26. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической
анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О.
Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
27. Школа изобразительного искусства. М., 1988.
12