ДОП Вечерние классы, Композиция станковая

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 76/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ»
Рабочая программа по учебному предмету
«Станковая композиция»
Возраст обучающихся – 15 - 17 лет
Срок реализации программы – 1 года

г. Полярные Зори
2025 г.

Разработчик:
Курьянова А.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств
г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

1

Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Станковая композиция» разработана на основе
возрастных особенностей обучающихся поступившие на дополнительную образовательную
программу «Вечерние классы».
Курс «Станковая композиция» входит в обязательную часть дополнительной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы».
Станковая композиция в художественном образовании – одна из ведущих дисциплин.
Станковая композиция развивает творческое мышление обучающихся, их умение видеть в
окружающем мире красоту, фантазировать, находить интересные явления и сюжеты в
обыденной жизни, синтезировать и мыслить категориями профессиональных навыков,
полученных на уроках рисунка и живописи.
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение знаний,
умений и навыков по выполнению живописных работ, а также на эстетическое воспитание и
духовно-нравственное развитие ученика.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с
содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов
поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по рисунку и живописи обязательны
требования к продуманному композиционному решению листа, а в выполнение заданий по
композиции станковой предполагает решение задач перспективного построения, выявления
объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Станковая композиция позволяет реализовать творческие замыслы на основе
натурных зарисовок, поиска типажа, образов в русле общего мотива и выбранной темы.
Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному»: постепенно овладевая
навыками компоновки в листе, поиска верного композиционного решения, со временем
приступают к работе над многоплановыми сюжетными композициями.
Результат слияния теории, практических занятий, усилий педагога и ребенка – это
самостоятельный выбор темы и техники для выполнения композиций, что поможет
обучающемуся сделать выбор высшего учебного заведения для дальнейшего
совершенствования своих профессиональных навыков и развития способностей.
2. Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 1 год в рамках дополнительной общеобразовательной
программы «Вечерние классы» после освоения дополнительной предпрофессиональной
программы «Композиция станковая».
Программа предназначена для детей от четырнадцати до восемнадцати лет.
Аудиторные занятия по предмету – два учебных часа в неделю.
3. Цели и задачи учебного предмета.
Основной целью курса «Композиция станковая» является:
 развитие личности учащегося, его индивидуальных наклонностей;
 развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству,
создание условий для самореализации ребенка;
 развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза, натуры и
воображения;
 развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
 развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
 выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка и
художественно-одаренных детей созданию максимально комфортных условий их развития;
 формирование позитивного отношения к окружающему миру;
 формирование учащегося, как самостоятельного индивидуума, имеющего свой
угол восприятия явлений, свои любимые средства и приемы для выражения творческих
замыслов;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности.
2

Основные задачи программы:
 закрепление навыков у обучающегося с последовательностью работы над
замыслом композиций: идея, сюжет, кроки, наброски, зарисовки, выполнение эскизов,
работа в формате и материале;
 закрепление навыков основам компоновки композиционного сюжета как продукта
поисков, замысла и художественного воплощения задуманного;
 дать возможность правильно применить теоретические и практические навыки,
полученные на ДПОП «Живопись» в работе;
 в процессе творчества и обучения выработать и поддержать позитивное отношение
к окружающему миру, к людям, к сверстникам, к коллективу, расставить приоритеты над
ценностями духовными и материальными;
 постоянно держать связь с учебными предметами «Рисунок» и «Живопись» в плане
профессиональных навыков работы с графическими и живописными материалами;
 закрепление знаний с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами композиции, выразительными возможностями тона и цвета;
 успешная адаптация выпускников в профессии и обществе;
 познакомить учащегося с различными произведениями искусства (через рассказ,
объяснение и связь с темой), посещение выставок и т.д.
4. Форма проведения учебных занятий.
Занятия по предмету «Композиция станковая» рекомендуется осуществлять в форме
групповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков – 40 минут с учетом норм СанПиН.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами, дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа.
План типового урока:
 преподаватель объявляет тему урока, ставит цели и задачи по конкретной теме;
 объясняет новый материал, показывает иллюстративный материал, репродукции и
работы из методического фонда школы, объясняет, как правильно вести работу над учебным
заданием, обучающиеся усваивают информацию;
 далее учащиеся приступают к практической работе. Преподаватель работает
индивидуально с каждым обучающимся (с учетом его индивидуальных и возрастных
особенностей);
 практическая работа ребенка включает в себя:
- выбор сюжета, работу с кроками (до 5 штук),
- работу с эскизами в карандаше (1-2), и в материале (1),
- работу в материале.
В конце урока преподаватель проводит обязательный просмотр детских работ. В
процессе диалога преподавателя с обучающимися, выясняется, насколько выполнена задача
в каждой работе. Выставляются оценки за законченные работы по итогам просмотра.
В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход
обучающихся на дистанционное обучение. Реализация образовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий как вспомогательных средств обучения.
5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и
итоговой аттестации
При реализации программы учебного предмета «Композиция станковая» с
нормативным сроком обучения 1 год общая трудоемкость составляет 66 часов.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
3

тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии).
итоговая - в конце учебного года проводится итоговый творческий просмотр,
который завершает изучение предмета и предполагает защиту творческой итоговой
композиции.

Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

1

Полугодия

1

2

Аудиторные
занятия (в часах)

32

34

Творческий
просмотр

Творческий
просмотр

Классы

Вид
промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая аттестация

Всего
часов

66

6. Методы обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном
процессе применяются следующие основные методы:
 словесный – устное изложение педагогом темы урока;
 объяснительно - иллюстративный - (демонстрация методических пособий, детских
работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают
и усваивают готовую информацию;
 наглядный – показ преподавателем практических приемов владения различными
техниками (исполнение живописных работ педагогом);
 практический – практические задания – сюжетные композиции, выполняемые
учащимися, выполнение натурных зарисовок (портрет, животные, зарисовка цветка и т.д.);
 творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
 исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей
других материалов, выразительных возможностей композиции);
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества».
7. Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала в течение всего времени обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
4

 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1 полугодие
Раздел 1. Формальная композиция
1.1

Введение в формальную композицию

2

1.2

Симметрия

4

1.3

Статика

4

1.4

Динамика

6

1.5

Контраст

4

1.6

Нюанс

4

1.7

Ритм

4

1.8

Светотень

4
32
2 полугодие

Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1

Сюжетная композиция. Триптих

10

2.2

Сюжетная композиция на конкурсную тему

10

Раздел 3. Графика
2.3

Графическая композиция в городской среде

14
34
66

Содержание программы
Станковая композиция оперирует образами реального, окружающего нас мира, она
подчиняется законами линейной, тональной и цветовой перспективы в рамках трехмерного
пространства на двухмерном листе. Образы станковой композиции гармонично существуют
в едином смысловом, временном и логически законченном контексте темы. Станковая
композиция позволяет реализовать творческие замыслы на основе натурных зарисовок,
поиска типажа, образов в русле общего мотива и выбранной темы.
Темы уроков, предложенные в программе, могут быть заменены на другие, например,
если преподаватель принимает решение об участии в тематическом конкурсе или выставке и
необходимо выполнение композиции на заданную тему.
Каждая тема по композиции предполагает выполнение задания, при котором
происходит сбор материала, создание эскизов, глубокое изучение каждой темы (просмотр
учебных фильмов, энциклопедий, книг, подбор аналогового ряда) помогает глубоко
проникнуть в тему, ответственно подойти к выполнению задания для получения
качественного результата. Работа над творческими композициями в течение всего процесса
5

обучения в школе дает возможность раскрыться ребенку и создает условия для развития
творческой индивидуальности, развития фантазии, оригинальности мышления, помогает
выработать собственное отношение к окружающему миру, найти для себя наиболее
интересные и волнующие сюжеты и темы, что в конечном итоге позволит не только при
выполнении сложных сочиненных композиций, но и определиться с выбором будущей
специальности.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Наименование тем

Количество
часов
Аудиторные
занятия

1 полугодие
Раздел 1. Формальная композиция.
Тема: Введение в формальную композицию
Задание: изучение исторического аспекта формальной композиции, ее
свойств, законов и видов композиции.
1.1
Задачи: изучение формальной композиции, ее применение и отличия от
станковой, декоративной композиции.
Материал: альбом, простой карандаш.

2

Тема: Симметрия.
Задание 1: создать на базе простых геометрических фигур (квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг и т.п.) и линий разной толщины на
листе формата А4 в квадрате 150х150 мм выразительную композицию на
тему зеркальной симметрии, в черно-белом изображении.
Задание 2: Используя простые геометрические фигуры и линии, создайте
оригинальную композицию на тему «Осевая симметрия» на листе
1.2
формата А4 в квадрате 150х150 мм в черно-белом изображении.
Упражнение: на листе формата А4 создайте ленточный орнамент на базе
зеркальной симметрии при помощи простых геометрических фигур.
Задачи: повторение орнаментов, совершенствование навыков в создании
орнаментов на безе зеркальной симметрии при помощи простых
геометрических фигур.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры.

4

Тема: Статика.
Задание: создать выразительную композицию формального характера на
тему «Статика» на листе формата А4 в квадрате 150х150 мм из условно
объемных фигур, не напоминающую собой натюрморты.
Упражнение:
создание
фронтальной
асимметричной
статичной
1.3 композиции из простых плоских геометрических фигур (форм) и линий
разной толщины на листе формата А4 в квадрате 150х150 мм в чернобелом изображении.
Задачи: совершенствование навыков создании статичной композиции с
помощью графических средств.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры

4

Тема: Динамика.
1.4 Задание: создать оригинальную, образную композицию по теме
«Динамика», выбрав предпочтительное и зрительное направление

6

6

движения с учетом всех законов композиции: центр композиции,
равновесие, композиционное единство и соподчинение, применив в работе
все возможные графические приемы: линию, пятно, штрих, объем. Работа
должна нести формальное решение абстрактно-ассоциативного характера
без использования конкретных реалистических образов. Используйте в
работе убывающий или возрастающий ритм – необходимый
(сопутствующий) прием динамических композиций.
Упражнение 1: создать динамичную композицию поступательного
движения (направление движения выбирайте по вкусу) из линий и пятен с
использованием убывающего ритма (движение поезда, катящиеся камни,
струящийся водопад и т.д.).
Упражнение 2: создать динамическую композицию с движением вовнутрь
или наружу плоскости листа, используя линию или простые
геометрические фигуры, имеющую композиционный центр с
применением убывающего или возрастающего ритма. Главная задача
упражнения – зрительно «прорвать» плоскость листа в ту или другую
сторону.
Задачи: совершенствование навыков создании динамичной композиции с
помощью графических средств.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры.
Тема: Контраст.
Задание: на формате листа А4 в квадрате 150х150 мм создать
оригинальную контрастную композицию, используя широкую палитру
изобразительных средств и графических техник, в которой должны быть
применены
следующие
непременные
условия:
равновесие,
композиционное единство и соподчинение, четко организованный
композиционный центр.
Упражнение 1: выразите средствами композиции контрастные
соотношения между пятном и линией. Найдите их соотношения.
1.5
Количество элементов выбирайте исходя из необходимости.
Упражнение 2: создать композицию на контраст из размерных
соотношений между большой сложной по конфигурации формой и малой,
простой.
Упражнение 3: создать композицию, используя контраст объемных форм.
Задачи: совершенствование навыков работы с выразительными
средствами композиции с помощью линии, пятна и работа с
соотношениями.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры.

4

Тема: Нюанс.
Задание: на листе формата А4 в условном квадрате 150х150 мм создать
оригинальную нюансную композицию на базе стилизации животного и
растительного мира, используя широкую гамму графических средств
(точка, линия, штрих, пятно) в черно-белом изображении.
Упражнение 1: создание композиции, организуя композиционный центр
1.6 посредством нюанса из линий разной толщины на базе растительных
форм.
Упражнение 2: создание выразительной нюансной композиции, используя
точку, линию и пятно в легкой прозрачной графической манере.
Задачи: совершенствование навыков создания композиций с нюансом с
помощью графических средств.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры.

4

Тема: Ритм.
1.7 Задание: на листе формата А4 в квадрате 150х150 мм создать
выразительную равномерную ритмическую композицию, используя две

4

7

линии разной толщины. Работа должна быть композиционно
уравновешена, иметь зрительный центр, единство и соподчинение
элементов. Форма, линия должны повторяться в композиции не менее
трех раз. Возможно соединение линий в блоки, получение из них фигур,
придание композиции зрительного объема. Изображение должно быть
черно-белым, позитивным или негативным, с высоким качеством
графического исполнения.
Упражнение: создать 3-4 свободные композиции в черно-белом варианте
на тему «Равномерный ритм», используя линию и пятно. На листах
формата А4, используя чертежные инструменты.
Задачи: научить создать свободные композиции в черно-белом варианте
используя линию и пятно.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры.
Тема: Светотень.
Задание: на основании законов светотени предлагается создать
формальную композицию из условно рельефных или объемных форм,
свободно
расположенных
во
фронтальной
плоскости
листа
(архитектурная, космическая композиция) с освещением форм под углом
45 градусов с левой стороны листа, используя при этом все законы
композиции: равновесие, композиционный центр, соподчинение, единство
и целостность композиции. Графическая выразительность композиции
осуществляется за счет умения органично соединить все элементы
композиции в единое целое, не имея конкретного аналога или прототипа
по данной теме. Сочинив и представив всю композицию умозрительно,
1.8
необходимо реализовать ее на плоскости листа. Умение правильно
разложить собственные и падающие тени предметов, рефлексы от других
фигур, композиции, блики и фоновое заполнение. Работа выполняется на
формате А4 в условном квадрате 150х150 мм в черно-белом изображении.
Композиция может быть рельефной, объемной и объемнопространственной.
Упражнение: на листе формата А4 создать рельефную композицию на
светотеневые отношения.
Задачи: совершенствование навыков работать органично, соединять все
элементы композиции в единое целое.
Материал: формат А4, линейка, тушь, перо, линеры

4

32
2 полугодие
Раздел 2. Сюжетная композиция.
Тема: Сюжетная композиция. Триптих.
Задание: создание трех композиций, объединенных одной темой, с учетом
соподчиненности частей смысловому центру композиции.
Задачи: закрепление опыта работы над серией композиций, связанных
общностью темы. формата, техники, стилистики исполнения; роль детали
2.1
в утверждении достоверности изображения. Создать композицию,
составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи, и в то
же время будут рассматриваться как самостоятельные.
Материалы: Материалы: альбом, формат А3, карандаши разной мягкости,
тушь, перо, линеры, акварель.

10

Тема: Сюжетная композиция на конкурсную тему.
Задание: выполнение различных заданий, определенных тематикой
2.2
конкурсов, тональных и цветовых эскизов. Создание многофигурной
композиции в определенном формате с учетом плановости и динамики

10

8

действия.
Задачи: формирование навыков самостоятельной работы в различных
жанрах
композиции. Закрепление полученных традиционных композиционных
базовых законов и правил.
Материалы: Материалы: альбом, формат А3, карандаши разной мягкости,
тушь, перо, линеры, акварель.
Раздел 3. Графика.
Тема: Графическая композиция в городской среде.
Задание: создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и
смысловую нагрузку - фрески, сграффито.
Задачи: знакомство с художественным решением городской среды.
2.3
Создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную
среду города.
Материалы: альбом, формат А3, карандаши разной мягкости, тушь, перо,
линеры, акварель.

14

34
66

Требования к уровню подготовки обучающихся
При завершении процесса обучения по предмету «Композиция станковая»
обучающийся должен:
 знать основные элементы композиции, закономерности построения художественной
формы;
 знать принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы
его применения для воплощения творческого замысла;
 вести последовательно работу над учебным заданием;
 грамотно компоновать предметы на плоскости листа, выбирать величину
изображения и формат;
 уметь применять знания и навыки, полученные на уроках «Рисунок» и «Живопись» в
творческой композиции;
 по представлению, эскизам и натурным зарисовкам создавать объемные композиции
на заданную или свободную тему;
 уметь применять полученные знания о выразительных средствах композиции ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в
композиционных работах;
 владеть приемами изображения планов в пространстве листа, подчинять их общему
замыслу и специфике темы;
 владеть основами работы несколькими художественными материалами;
 уметь творчески мыслить и подчинять все изобразительные средства созданию
эмоционального гармоничного образа;
 уметь находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
 уметь отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
 уметь правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой
деятельности.
 участвовать в художественной жизни города, области, региона, страны.

9

Формы и методы контроля, система оценок
1. Формы и методы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии).
итоговая - в конце учебного года предполагает выполнение завершающего задания с
проведение итогового просмотра выполненных работ за учебный год.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях за счет аудиторного времени.
Формы поведения итогов:
 зачет (недифференцированный);
 контрольное урок (дифференцированный);
 итоговый просмотр;
 выставка
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся по
итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся
выставляется итоговая оценка за полугодие. По усмотрению преподавателя оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы,
творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом,
эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы и материал, в котором она будет выполнена, каждый
обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать
выбранную идею.
2. Критерии оценки.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого
роста,
предлагается
оценивать работу обучающегося исходя из трех параметров:
оригинальность мышления (новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания),
композиция (грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов),
пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции), техника
исполнения (выразительность цветового или графического решения: наличие
индивидуального решения, законченность работы).
Оценка «5»: обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,
без помощи преподавателя:
1. составление эскизов, зарисовок, в которых велись поиски наиболее выразительной
композиции;
2. определение формата композиции, общей композиционной схемы;
3. знание и умение применять на практике понятие «целостности композиции»,
ритмов, организация сюжетно-композиционного центра; умение применять навыки передачи
симметрии и асимметрии, равновесия, тональной, цветовой, линейной композиции;
4. умение создавать редкие, оригинальные, нестандартные образы;
Оценка «4»: обучающийся справляется с поставленными задачами, но прибегает к
помощи преподавателя, есть незначительные ошибки.
Оценка «3»: обучающийся сталкивается с определенными трудностями, и допускают
ошибки:
10

1. отсутствие предварительных эскизов, набросков и зарисовок;
2. нарушение целостности композиции;
3. несоразмерность величин.
Методическое обеспечение учебного процесса
На уроках композиции детям предлагается использовать все возможные
художественные материалы, включая:
 акварель;
 акварельные цветные карандаши;
 пастель масляная;
 тушь, сухая кисть;
 смешанная техника;
 гелевая ручка, маркер, линеры.
Работа с разными материалами позволяет:
 разнообразить средства выражения задуманного;
 сделать урок композиции наиболее творческим и раскованным;
 найти, в связи с этим наиболее доступное и единственно верное средство для
выражения задуманной композиции;
 понять различия и взаимосвязь графических материалов;
 определится с профессиональной направленностью в дальнейшем выборе
профессии.
Акварель в композиции дает большую свободу (приемы по-сырому) и получить
неожиданные цветовые эффекты.
Акварельные карандаши – материал и графический, и живописный. Уникальность его
в том, что это может быть скупое выразительное средство (2 – 3 цвета), либо это может быть
развернутое цветовое решение.
Масляная пастель материал очень эффектный, позволяющий попробовать различные
техники (штрихом, вдоль волокон бумаги, с использованием подкладываемой фактурной
доски, работы с мягкой пастелью, мазком, по подготовленной промасленной бумаге).
Тушь – материал с применением разных инструментов. Это: акварельная кисть,
заливки, сухая кисть, щетина, перышко, ручка. Это все применительно и в станковой
композиции, и в иллюстративной графике.
Смешанная техника это – восковые мелки + акварель, дающая неожиданные эффекты,
декоративная контурность, «солнечность», в некоторых заданиях по композиции этот прием
просто необходим.
Гелевая ручка, маркер, линеры – материал очень удобен для мини-сюжетов (например
А-8, А-4) – можно очень хорошо работать с деталями в станковой композиции, используя
принцип графического решения.
Работы выполняются на различных форматах: большинство на формате А3, для
поисковых эскизов А-4; - А-5.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в
схему поэтапного ведения работы.

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по
изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Класс оснащен натурными столами, мольбертами, стульями, компьютером, предметами
11

натурного фонда.
Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудование:
Материалы:
Методическое
оснащение:
Мольберты
Бумага
Фонд работ учащихся
Планшеты
Краски
Наглядные пособия
Стулья
Различные материалы
Методические
Натюрмортные столы
по темам
разработки по предмету
Осветительная техника
Кисти
Репродукции
работ
Реквизит
Кнопки
мастеров
Компьютер
с
Карандаши
Методическая
устойчивым подключением к
Резинки
литература
сети Интернет
Баночки для воды
Творческие
работы
Установленные
педагога
платформы Skype, Zoom,
Типовая
Telegram
образовательная программа
Видеоматериалы
Дидактический
материал
Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы для возможного использования
при переходе на дистанционное обучение:
 «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
 ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
центр
организационно-методического
обеспечения
физического
воспитания»
(https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online);
 ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры
«Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»
(http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/);
 ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и
организации отдыха и оздоровления детей» (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/,
http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/);
 цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных
материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/.
Список литературы.
1. Акварели А. П. Остроумовой – Лебедевой. Москва. «Изобразительное искусство».
1985.
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция.
Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974.
4. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2008.
5. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2005.
6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2002.
7. Библов А.П. Основы формальной композиции: Учебное пособие. Владимир: ВГПУ,
2006.
8. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.
9. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
10. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.
11. Государственные Третьяковская Галерея: История и коллекции. «Искусство». 1986.
12. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.
13. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986.
12

14. Книга о Митрохине. Ленинград. «Художник РСФСР», 1986.
15. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Москва, «Искусство», 1983.
16. Паранюшкин Р. В. Композиция. М., 2002.
17. Портрет в Русской живописи. Москва 2004.
18. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного
воспитания. М., 1981.
19. Пушкинский Петербург. «Художник РСФСР», 1991.
20. Ромадин Н. М. (альбом репродукций). Ленинград. «Художник РСФСР». 1984.
21. Русские художники от А до Я. М. «Слово» 1996.
22. Скрипникова Е.В. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие.
Омск: Изд-тво ОмГПУ, 2015.
23. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV – XVII веков.
Москва. «Изобразительное искусство». 1994.
24. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
25. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.
26. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.
27. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.
28. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой
половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
29. Фотоальбом «Ленинград». «Аврора», 1977.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».