ПО.МИ.01.02. АНСАМБЛЬ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.МИ.01.02.АНСАМБЛЬ

г. Полярные Зори
2025 г.

Разработчики:
Л.П. Чернякова, преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори,
высшая квалификационная категории
Л.В. Самусенко, преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори,
высшая квалификационная категория
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО ДШИ г. Полярные
Зори

2

Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.
1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом

федеральных

предпрофессиональной

государственных

требований

общеобразовательной

к

программе

дополнительной
в

области

музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом
первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс),
а также включает программные требования дополнительного года обучения (9
класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по
фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит
учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой,
романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 веков.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.

4

2.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7
класс).

Для

учреждения,

учащихся,
реализующие

планирующих
основные

поступление

в

образовательные

профессиональные

образовательные

программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть
увеличен на 1 год (9 класс).
3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов

4-7 классы

9 класс

Количество часов

Количество часов

(общее на 4 года)

(в год)

330 часов
132 часа

132 часа
66 часов

198 часов

66 часов

1 час
1,5 часа

2 часа
1,5 часа

6 часов
(по 2 часа в год)

2 часа

Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа
(часов в неделю)
Консультации1
(для учащихся 5-7 классов)
4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
1
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

5

5. Цели и задачи учебного предмета
Цель:


развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

ансамблевого

исполнительства.
Задачи:
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
6

- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на фортепиано.
8.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"
должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно,
двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
7

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 9 лет
Класс
Продолжительность
учебных занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
Консультации (часов в год)

Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
33
33
33
33

1
-

2
-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

2

2

8
-

9
33

1

-

2

2

-

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.

8

2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо
сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского замысла;
 знание

ансамблевого

репертуара

(музыкальных

произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических
(сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также
камерно-инструментального

репертуара)

отечественных

и

зарубежных

композиторов;
 знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

9

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
­ Агафонников Н. Русский танец из цикла " Пестрые картинки"
­ Балакирев М.
­ Балаев Г.

" На Волге", "Хороводная"
«Современные ансамбли»

­ Баневич С.

«Альбом ансамблей для детей»

­ Бетховен Л.

" Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки

­ Бизе Ж.

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

­ Биберган

«Далекое близкое» нетрудные пьесы для ф-но в четыре руки

­ Бородин А.

Полька в 4 руки

­ Ботеров М.

«Волынка и дудочка» ансамбли

­

Борзенков А.

­ Брамс И.

Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

­ Вебер К.

Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки

­ Вебер К.

Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

«Играем вдвоем»

­ Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

­ Гаврилин В.

"Часики" из цикла "Зарисовки"

­ Гайдн Й.

"Учитель и ученик"

­ Глинка М.

Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и

Людмила"
­ Глиэр Р.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки

­ Гречанинов А.

"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

­ Диабелли A.

Сонатина Фа мажор в 4 руки

­ Зив М.

"Предчувствие"

­ Иршаи Е.

"Слон - бостон"

­ Куперен Ф.

"Кукушка"

­ Мак -Доуэлл Э.

"К дикой розе"

­ Моцарт В.
­ Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор
"Весенняя песня"
10

­ Металлиди

«Мчались лапки со всех ног»

­ Метталиди

«Любимые сказки» сюита для ф-но в четыре руки

­ Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

­ Прокофьев С.

"Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

­ Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

­ Рахманинов С.

"Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки

­ Р.-Корсаков Н.

Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане”

­ Свиридов Г.

"Романс"

­ Стравинский И.

"Анданте"

­ Смелков А.

«Альбом для детей и юношества»

­ Чайковский П.

"Колыбельная в бурю"

­ Чайковский П.

Вальс из балета " Спящая красавица"

­ Чайковский П.

"Уж ты, поле мое, поле чистое"

­ Чемберджи Н.

"Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки

­ Хачатурян А.

"Танец девушек"

­ Шостакович Д.

"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из

сюиты к к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)
­ Фрид Г.

Чешская полька Фа мажор

­ Шитте Л.

Чардаш Ля мажор

­ Шуберт Ф.

Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша в

4 руки
- Шуман Р.

Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла

«Для маленьких и больших детей"
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
 умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
 умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
 совместно работать над динамикой произведения;
 анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

11

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление
учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
­ Аренский А.

"Полонез"

­ Бизе Ж.

"Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"

­ Вивальди А.

Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
2 часть (переложение Дубровина А.)

­ Гаврилин В.

"Перезвоны"

­ Глазунов А.

"Романеска"

­ Глиэр Р.

"Грустный вальс"

­ Григ Э.

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"

­ Григ Э.

"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

­ Григ Э.

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки

­ Гурлит К.

Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть

­ Корелли А.

Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано

(переложение Дубровина А.)
­ Моцарт В.
­ Мусоргский М.
­ Прокофьев С.

"Ария Фигаро"
"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"
Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта",

(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.)
­ Раков Н.

"Радостный порыв"

­ Рахманинов С.

Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс"

в 4 руки
­ Рубин В.

Вальс из оперы " Три толстяка", (переложение для 2- х ф-

но В.Пороцкого)
­ Хачатурян К.

Галоп из балета "Чиполлино"

­ Чайковский П.

"Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик"

­ Шостакович Д.

Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор , (обр. для 2 ф-

но в 4 руки), "Тарантелла " в 4 руки
­ Шуберт Ф.

"Героический марш"
12

­ Штраус И.

Полька "Трик- трак"

­ Щедрин Р.

"Царь Горох"

Фортепианные концерты в переложении для 2-х фортепиано (см.
репертуарные

списки

по

классам

в

программе

учебного

предмета

"Специальность и чтение с листа").
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию
авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,
стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
­ Брамс И.

"Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки

­ Вебер К.

Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

­ Гайдн Й.

"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки

­ Глиэр Р.

"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки

­ Григ Э.

Сюита "Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)

­ Дунаевский И.

Полька из к/ф "Кубанские казаки"

­ Казенин В. "Наталья Николаевна" из сюиты "А.С.Пушкин. Страницы
жизни"
­ Коровицын В.

"Куклы сеньора Карабаса"

­ Новиков А.

"Дороги"

­ Прокофьев С.

Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам" в 4 руки

­ Прокофьев С.

"Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"

­ Равель М.

"Моя матушка гусыня" (по выбору)

­

"Военный марш" из музыкальных иллюстраций к

Свиридов Г.

повести А. Пушкина "Метель"
­ Слонимский С.

"Деревенский вальс"

­ Рахманинов С.

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

13

­ Хачатурян А.

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад" в 4

руки
­ Щедрин Р.

Кадриль из оперы "Не только любовь" (обработка

В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность
и

чтение

с

листа»;

развитие

музыкального

мышления

и

средств

выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и
чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
­ Вебер К.

"Приглашение к танцу"

­ Глинка М.

"Вальс-фантазия"

­ Глиэр Р.

Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть

­ Дебюсси К.

"Маленькая сюита", "Марш", "Шесть античных

эпиграфов"
­ Дворжак А.

"Славянские танцы" для ф-но в 4 руки

­ Казелла А.

"Маленький марш" из цикла " Марионетки", "Полька-

галоп"
­ Коровицын В.

"Мелодия дождей"

­ Лист Ф.

"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

­ Мийо Д.

"Скарамуш" (пьесы по выбору)

­ Маевский Ю.

"Прекрасная Лапландия"

­ Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12
­ Мусоргский М.

"Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"

­ Парцхаладзе М. Вальс
­ Примак В.

Скерцо- шутка До мажор

­ Прокофьев С.

Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева)

­ Прокофьев С.

Вальс из балета "Золушка"
14

­ Рахманинов С.

Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки"

­ Римский-Корсаков Н. "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"
(переложение П. Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А. Руббаха)
­ Хачатурян А.

"Танец девушек", "Колыбельная", "Вальс" из балета

"Гаянэ"
­ Хачатурян К.

"Погоня" из балета "Чиполлино"

­ Чайковский П.

Скерцо из цикла "Воспоминание о Гапсале"

­ Шостакович Д.

Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки

9 класс
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.
В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков
и накопление камерного репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
­ Аренский А.

Ор.34, №1 "Сказка"

­ Аренский А.

Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано

­ Вивальди А.- Бах И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба
­ Вебер К.

Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки

­ Гершвин Дж.

"Песня Порги" из оперы "Порги и Бесс"

­ Григ Э.

"Пер Гюнт", сюита №1, ор. 46

­ Дебюсси К.

"Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки

­ Дебюсси К.

"Маленькая сюита", Вальс для ф-но в 4 руки

­ Дворжак А.

"Легенда"

­ Дворжак А.

Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки

­ Дебюсси К.

"Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки

­ Мийо Д.

"Скарамуш" для ф-но в 4 руки

­ Моцарт В.

Сонатина в 4 руки

­ Моцарт-Бузони

Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки

­ Прокофьев С.

Два танца из балета " Сказ о каменном цветке"

(обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)
­ Рахманинов С.

Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)
15

­ Хачатурян А.

"Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8

рук
­ Чайковский П.

Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета

"Щелкунчик"; Вальс из "Серенады для струнного оркестра", Вальс из балета
"Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти), Романс, ор.6 №6,
Баркарола, ор.37 №6, Вальс из сюиты ор.55 №3, Полька, ор.39 №14
­ Шуберт Ф.

Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук, фортепианные

концерты
­ Бах И.-С.

Концерт фа минор, Концерт ре минор

­ Гайдн Й.

Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор

­ Моцарт В.А.

Концерт по выбору

­ Мендельсон Ф.

Концерт соль минор, Концерт ре минор

­ Григ Э.

Концерт ля минор

­ Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных
составах.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
программы

подготовки
учебного

обучающихся

предмета

является

«Ансамбль»,

результатом
который

освоения

предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
 наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию
в ансамбле с партнерами;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

16

 знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов

–

струнных,

духовых,

народных),

их

особенностей

и

возможностей;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
 навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
 навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;
 навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
 наличие

навыков

репетиционно-концертной

работы

в

качестве

ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя

текущий

контроль

успеваемости

и

промежуточную

аттестацию

обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное
Формой аттестации

может

учреждение
быть

устанавливает

контрольный

урок,

самостоятельно.
зачёт,

а также -

прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
17

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная
аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые

включают

в

себя

методы

контроля,

позволяющие

оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Таблица 3
Критерии оценивания выступления
технически
осмысленное

качественное
исполнение,

и

художественно

отвечающее

всем

требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)

оценка

отражает

грамотное

исполнение

с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

18

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно
оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

к

возможному

продолжению

профессионального

образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе
специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика

-

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"
(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за
инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как
правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа
над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их
партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением
вместе начать фразу и вместе закончить ее.
19

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей
частью

общего

представления

о

произведении,

его

смыслового

и

художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная
индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников
фрагменты,

самостоятельной
уточнять

работе:

штрихи,

умению

фразировку

отрабатывать
и

динамику

проблемные
произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным
условием успешной игры

становятся совместные регулярные репетиции

с

преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать
индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В
репертуар

необходимо

включать

произведения,

доступные

по

степени

технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными
учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего
начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4
руки (есть ансамбли в 8 рук).
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
20

одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего
следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого
урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить

указанные

преподавателем

недостатки

в

игре.

Желательно

самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над
точностью педализации, над общими штрихами
предусмотрено).

21

и динамикой (там, где это

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемых нотных сборников
­ Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс,
2005
­ Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
­ Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
­ Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
­ Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка,
2009
­ Бизе Ж.

"Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка,

2011
­ Барсукова С.
­ Гудова Е.

" Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.

Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4
руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб.,
2012
­ За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,
Е. Сорокина / М., Музыка, 2008
­ Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.
Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002
­ Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб,
Композитор, 2005
­ Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
­ Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
­ Рахманинов С.

Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для

двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007
­ Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова.
М., Композитор, 2011
­ Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия.
Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006
22

­ Смирнова Н.

Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс,

2006
­ Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е.
Композитор. СПб, 2012
­ Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост.
Н.Бабасян. М., Музыка, 2011
­ Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н.
Бабасян. М., Музыка, 2011
­ Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
­ Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
­ Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская
музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
­ Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. / М.,
Музыка, 2011
­ Чайковский П.
­

Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и
средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
2.Список рекомендуемой методической литературы

­ Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного
музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
­ Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический
процесс. М.,1979
­ Готлиб А.

Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное

исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
­ Готлиб А.

Основы ансамблевой техники. М.,1971

­ Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное
искусство. Выпуск 1. М.,1976
­ Лукьянова Н.

Фортепианный ансамбль: композиция,

исполнительство, педагогика // Фортепиано. М., ЭПТА, 2001: № 4
­ Сорокина Е.

Фортепианный дуэт. М.,1988

­ Ступель А.

В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
23

­

Тайманов И.

Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /

ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».