Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» СРОК ОСВОЕНИЯ – 4 ГОДА 2024 г. 1 Разработчик: - Т.Г. Симонова, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»; - О.А. Давиденко, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория 2 Структура программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета -Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список учебной и методической литературы - Список рекомендуемой учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального исполнительства в детских школах искусств. Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области искусства и является обязательной дисциплиной в ДШИ. музыкального Обучение по предмету «Основы музыкальной грамоты» занимает особое место в музыкальном образовании ребенка, способствует развитию музыкальных данных как слух, память, ритм. Полученные теоретические знания, умения и навыки помогают учащимся в изучении других учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Программа составлена на основе типовой программы для ДМШ и ДШИ «Сольфеджио» ВМКУЗИК, Москва 1984 год, рекомендованной для детских музыкальных школ: Программа по предмету «Основы музыкальной грамоты» предназначена для учащихся с разной степенью музыкальных способностей. В подборе учебного материала учитываются особенности разноуровневого развития учащихся, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого обучающегося. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе учебного материала и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить знания и умения в области музыкального искусства. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы от 10 до 13 лет. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год. 4 Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Всего лет, полугодий, недель, часов Затраты учебного времени 1-й год 2-й год 3-й год 1 2 3 4 5 6 4-й год 7 8 16 18 16 18 16 18 16 18 136 16 18 16 18 16 18 16 18 136 4 8 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» при 4-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 - 4 классы - 1,0 час в неделю продолжительность урока - 40 минут Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Количество учащихся от 4 до 10 человек Цели и задачи учебного предмета»: - Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки; - Формирование комплекса знаний, умений, навыков, направленного на развитие у детей музыкального слуха и памяти, чувства метроритма; - Приобретение учащимися начальных базовых знаний, умений и навыков по предмету «Музыкальная грамота и сольфеджио», позволяющих применять их в практической музыкальной деятельности - Воспитание музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ правильного исполнения); - практический (освоение вокально-технических навыков); 5 - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Реализация программы учебного предмета ««Основы музыкальной грамоты» обеспечивается: доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей; учебными аудиториями для групповых занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами ( вокальное музицирование, инструментальное исполнительство и другие ) . Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может планировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций. Распределение учебного материала по годам обучения 1 год обучения. Теоретические сведения: - Высокие и низкие звуки, регистры; - Музыкальные ключи: скрипичный и басовый; - Клавиатура, название октав, название звуков; - Навыки нотного письма ( ноты на линейках, между линейками, добавочные линейки, штили, тактовая черта и т.д. ) - Пульс ( шаги-доли ), сильные и слабые доли, тактовая черта, размер 2/4 и 3/4; - Ритм, длительности - восьмые, четверти. половинная. целая; 6 - Темпы: медленный ,средний, быстрый; - Затакт; - Реприза; - Динамика: f и p ; - Мелодия и аккомпанемент; - Куплет ( запев и припев ); - фраза, предложение; - Паузы: четвертная, восьмая, половинная, целая; - Лад: мажор и минор; - Тоника, звукоряд, гамма, ступени устойчивые и неустойчивые, обозначение ступеней, вводные ступени VII и II; -- Тон и полутон; - Строение мажорной гаммы, тетрахорд; - Знаки альтерации, правописание диезов и бемолей; - Тональности: До мажор, Соль мажор, Ре Мажор, Фа мажор - аккорд, тоническое трезвучие Навыки игры на фортепиано: - Клавиатура, октавы, название клавиш; - Тон и полутон; - Гаммы пройденных тональностей, тоническое трезвучие; - Прибаутки на 1-2 звуках. Вокально-интонационные упражнения - Песни-упражнения на 2-3 звуках ( I-II, I-II-III, V-III, V-IV-III, V-III-I ); - Отрезки гаммы допевая до тоники; - Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени VII и II; - Тоническое трезвучие Воспитание чувства метроритма - Пульс, запись пульса; двухдольность и трехдольность; - Длительности: четверть, восьмая, половинная, целая; - Паузы: четвертная, восьмая, половинная, целая ; - Чтение ритма (ритмослоги по системе Н.А. Бергер ); - Ритмический аккомпанемент, ритмическое остинато - Ритмическое двухголосие по группам: ритм и пульс Воспитание творческих навыков: 7 - Допевание мелодии до тоники; - Сочинение: составление ритмов, ритмическое остинато (2-4 такта ) Сольфеджирование и пение с листа: - Разучивание песен с текстом с сопровождением и без него, включая пройденные мелодические и ритмические обороты; - Подготовительные упражнения к чтению с листа: чтение ритма ( ритмослоги ) и сольмизация (чтение нот с пульсом ) Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух ) 1. Целостный анализ произведения - определить жанр (марш, полька, песня ) - характер музыкального произведения - лад мажор, минор в сопоставлении - пульс ( 2-х или 3-х дольный ) - темп - динамические оттенки 2. Анализ элементов музыкального языка - структура мелодии (количество фраз, виды фраз: повторные или разные, окончания фраз: завершенность, устойчивость или незавершенность, неустойчивость ) - мелодическое движение ( поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков) - мажорное и минорное трезвучия в гармоническом и мелодическом виде - ритмические особенности: половинная - остановка, паузы ( пройденные ) Музыкальный диктант Подготовительные упражнения: - запоминание и воспроизведение песен по фразам( развитие музыкальной памяти ) - устные ритмические диктанты «эхо» ( 2-4 такта ) - запись ритма графически, затем длительностями ( 2-4 такта ) - навыки нотной записи (письменные упражнения, переписывание музыкальных примеров выученных в классе ) 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Теоретические сведения - Мажорные и минорные тональности до 2-х знаков; - Параллельный минор, переменный лад; - Минор натуральный, гармонический, мелодический; 8 - Интервалы (ступеневая величина ); Обращение интервалов - Транспонирование; - Секвенция (ознакомление ); - Канон ( ознакомление ) - Динамические оттенки: mf,mp, cresc., dim., - Фермата - Тоническое трезвучие и обращениями - буквенные обозначения звуков, тональностей Навыки игры на фортепиано - Игра песен на I-II-III ступенях ( III ступень - «далеко», «близко» ); - Гаммы параллельных тональностей до 2-х знаков, тоническое трезвучие в мажоре и миноре - Тон и полутон ( б.2 и м.2 ); 1+1 (б.3 ); 1+ 1/2 ( м.3 ) - Квинты от белых и черных клавиш ( для продвинутых учащихся ) Вокально-интонационные упражнения - Пение I-II-III ступеней ( III ступень «высоко» - «низко», «широко» - «узко» ) в сопоставление в одноименном мажоре и миноре; - Тоническое трезвучие в мажоре и миноре в сопоставление; - Опевание I, III, V ступеней; - Скачки : I-V вверх и вниз ; V-I вверх и вниз; V-II-I, II-V-I ; Воспитание чувства метроритма - Повторение длительностей пройденных в 1-й год обучения; - Четверть с точкой и восьмая в размере 2/4, 3/4 - чтение на ритмослоги; - Четыре шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая и две шестнадцатые в размере 2/4, 3/4 - чтение на ритмослоги; - Затакт - восьмая, две восьмые (закрепление ) - Ритмический канон с простым ритмом / воспитание гармонического слуха / для продвинутых учащихся. Воспитание творческих навыков - Сочинение ритма, ритмического аккомпанемента для закрепления новых ритмических особенностей: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатые в размере 2/4,3/4, 4/4 ; - Подбор баса: I -V ступени или выдержанная тоническая квинта к пройденным мелодиям. 9 Сольфеджирование и пение с листа - Разучивание мелодий по слуху и по нотам, включая новые мелодические и ритмические обороты в размере 2/4, 3/4 , 4/4 ; - Пение по фразам (группами, индивидуально ); - Чередование пения вслух и про себя ( воспитание внутреннего слуха ); - Подготовительные упражнения к пению с листа: - Чтение ритма с пройденными ритмическими особенностями; - Сольмизация нотных примеров с пройденными ритмическими особенностями; - Транспонирование песен в объеме тонической квинты от тоник пройденных тональностей. Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух ) 1. Целостный анализ - жанр музыкального произведения - характер - лад: мажор, минор, переменный - форма куплетная, 3-х частная - Размер, темп - динамические оттенки (пройденные в предыдущих классах ) 2. Анализ элементов музыкального языка - структура мелодии / предложение, фраза; количество и виды фраз: повторные и разные; варьирование мелодическое и ритмическое / - мелодическое движение: поступенное вверх и вниз 3-5 звуков, гамма, нижний и верхний тетрахорд гаммы, скачки пройденные в предыдущем классе, по трезвучию в прямом и ломаном виде, секвенция - на слух ступени лада с разрешением - интервалы гармонические по «фонизму» все: ( понятия: диссонанс консонанс, узко-широко, мягко-жестко ); мелодические по интонационным пройденным попевкам. Музыкальный диктант Подготовительные упражнения: - запоминание песен и воспроизведение по фразам (развитие музыкальной памяти ) - пение по фразам вслух и про себя ( развитие внутреннего слуха ) - пение песни по фразам с возвращением к тонике ( развитие тонального слуха, память на тонику) - устные ритмические диктанты «эхо» ( 2-4 такта с пройденными длительностями - четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатые ) - запись ритма длительностями ( 2-4 такта ) 10 - транспонирование несложных песен ( в пределах 3-5 звуков ) в пройденные тональности устно и письменно 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Теоретические сведения - Период повторного и единого строения - Мажорные и минорные тональности до 3-х знаков при ключе - интервалы секста как крайние звуки секстаккорда и квартсекстаккорда - Трезвучия главных ступеней с разрешением - Септаккорды ( общее понятие ) - Доминантсептаккорд с разрешением в мажоре и гармоническом миноре - интервал септима как крайние звуки септаккордов. - Тритоны / ув. 4 и ум.5 / диатонические и гармонические, ознакомление Навыки игры на фортепиано - гаммы параллельных тональностей до 3-х знаков - гаммы минорные 3-х видов - тоническое трезвучие и его обращения в пройденных тональностей - доминантсептаккорд с разрешением в пройденных тональностях - бас: I-IV-V-I Вокально-интонационные упражнения - пение гаммы ( мажор ,минор 3-х видов ) , пение верхнего тетрахорда 3-х видов минора - пение тонического трезвучия и его обращений - пение главных трезвучий лада с разрешением - пение доминантсептаккорда с разрешением - вспомогательные звуки «бантики» к I, III, V ступеням - скачки: V-VII-I вверх, V-VII-I вниз, I-IV-III, I-VI-V вверх, I-IV-III, I-VI-V вниз Воспитание чувства метроритма - повторение длительностей пройденных в предыдущих классах - ритмические особенности: пунктирный ритм, триоль, синкопа - чтение ритма музыкальных примеров - размер 3/8 ,6/ 8 – ознакомление Воспитание творческих навыков 11 - подбор баса: T, S, D к пройденным мелодиям Сольфеджирование и пение с листа - Разучивание мелодий по слуху и по нотам, включая новые мелодические и ритмические обороты в пройденных размерах; - транспонирование песен в пройденные тональности - разучивание и пение 2-хголосных песен ( каноны, «подголоски» ) - пение с листа нотных примеров включая пройденные ритмы, мелодические обороты ( поступенное движение, опевание, вспомогательные звуки, движение по трезвучию и его обращениям, по доминантсептаккорду, пройденные скачки ) - чтение ритма и сольмизация нотных примеров с пройденными длительностями. Воспитание музыкального восприятия / анализ на слух / 1.Целостный анализ: -жанр музыкального произведения, характер - лад: мажор, минор 3-х видов - форма: куплетная, 3-х частная - размер, темп, изменения темпа ( accel., rit. ) - динамические оттенки: ff,pp 2. Анализ элементов музыкального языка - структура мелодии ( количество фраз, виды фраз ) - мелодическое движение (поступенное, по звукам аккордов, опевание, вспомогательные звуки, скачки, секвенционное развитие ) - ступени лада с разрешением и без разрешения (мысленно допевая ) - интервалы гармонические и мелодические Музыкальный диктант Подготовительные упражнения: - письменный ступеневый диктант - запись отдельных пройденных оборотов - устный мелодический диктант «эхо» (2 такта ) - устный ритмический диктант «эхо» ( 2-4 такта )с пройденными ритмическими особенностями - запись ритмического диктанта длительностями - эскизный диктант ( окончание, начало, повтор ) - найти ошибки в записи мелодии -выучивание диктанта на память ( запись по памяти, игра по памяти ) - транспонирование диктанта - устно, письменно. 12 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ Теоретические сведения - Квинтовый круг тональностей - Мажорные и минорные тональности до 4-х знаков при ключе - мажор гармонический (ознакомление ) - характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармонических ладах ( ознакомление ) - модуляция, определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты ( ознакомление ) - альтерация, хроматизмы проходящие и вспомогательные ( ознакомление ) - обращения доминантсептаккорда: их названия, структура - септаккорд VII ступени в натуральном мажоре и гармонических ладах (ознакомление ) , определение их в нотном тексте - пентатоника, переменный размер ( ознакомление на музыкальном материале ) Навыки игры на фортепиано - играть по квинтовому кругу тоники и тоническое трезвучие мажорных и минорных тональностей - играть пройденные интервалы, полный гармонический оборот из пройденных 3-4 звучных аккордов Вокально-интонационные навыки - пение отдельных ступеней, гаммы мажорные и минорные до 4 знаков - пение последовательностей из пройденных интервалов и аккордов Воспитание творческих навыков - Продолжение работы по подбору баса, аккомпанемента - сочинение ритмических последовательностей в заданном размере с пройденными длительностями Сольфеджирование и пение с листа - разучивание мелодий в гармоническом мажоре, с мелодическими оборотами по звукам обращений доминантсептакккорда, септаккорда VII ступени - транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности - пение с листа одноголосных мелодий с ранее пройденными ритмическими группами и мелодическими оборотами Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух ) 13 1.Целостный анализ (закрепление ранее пройденных понятий ) - формы ( одно тональный и модулирующий период, простая 2-х и 3-х частная форма ) 2. Анализ элементов музыкального языка: - ритмических особенностей - мелодических оборотов, включая движения по звукам обращений доминантсептаккорда - на слух интервалы гармонические и мелодические - на слух аккорды в ладу и от звука / 4 вида трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд , доминантсептаккорд, обращения его ( для продвинутых учащихся ) - интервальные и аккордовые последовательности ( для продвинутых учащихся ) Музыкальный диктант - различные формы устного диктанта ( ритмический и мелодический ) - эскизные письменные диктанты Формы работы на уроках сольфеджио Программа курса сольфеджио включает следующие разделы: - теоретические сведения - вокально-интонационные навыки - воспитание чувства метроритма - сольфеджирование и пение с листа - анализ на слух (воспитание музыкального восприятия ) - музыкальный диктант - творческие навыки Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формирует навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. Основные формы работы: - сольфеджирование - слуховой анализ - запись музыкальных диктантов Вспомогательные формы работы: - интонационные упражнения - ритмические упражнения - творческие упражнения 14 Краткие методические указания Вокально-интонационные навыки - Ладовые интонационные упражнения: пение гамм, ступеней, интервалов и аккордов с разрешением, различных мелодических оборотов, тональных секвенций, которые развивают музыкальный слух ( ладовый, гармонический, внутренний ), а также являются базой навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. - Параллельно с воспитанием ладового слуха следует работать над интонированием интервалов, аккордов от звука. - В целях воспитания функционально-гармонического слуха необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании ( на 2-3 голоса ) Ритмические упражнения ( воспитание чувства метроритма ) Все виды работ - сольфеджирование, слуховой анализ, диктант развивают чувство метроритма. Необходимо использовать для освоения и осмысления метроритмических особенностей, развития двигательной координации ритмические упражнения: - отмечать шаги-доли, пульс ( ходьба, хлопки, шлепки, запись пульса ) - ритм ( длинные и короткие звуки «шаг» - «бег» ) - чтение ритма (на ритмослоги по системе Н.А. Бергер ) - ритмическое 2-х голосие двумя руками (пульс и ритм ) - ритмические каноны, аккомпанементы, ритмическое остинато - ритмические диктанты - составление ритма в заданном размере - тактирование по схемам при пении знакомых песен Творческие упражнения Упражнения на развитие творческих навыков активизируют слуховое внимание; тренируют музыкальный слух ( ладо-интонационный, гармонический ); развивают чувство ритма, формы, музыкальную память, вкус ; учат аналитически мыслить. Виды упражнений развивающих творческие навыки: - допевание мелодии до тоники, пение ответной фразы; - сочинение пропущенных тактов или каденции; - ритмические импровизации на заданный текст; - мелодические импровизации с использованием пройденных ступеней, оборотов. Сольфеджирование и пение с листа 15 В течение всех лет обучения сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. Следует добиваться интонационной точности мелодии с тактированием, сознательного отношения к музыкальному тексту ( дыхание, фразировка ). Для развития гармонического слуха следует вводить несложные 2-х голосные примеры ( с параллельным движением голосов, каноны, подголоски ). Навыки пения с листа требуют наличия накопленного слухового опыта, ориентации в ладу, ощущение метроритма, умения петь без сопровождения. Чтение ритма на ритмослоги и сольмизация ( чтение нот с пульсом) являются подготовительными упражнениями к пению нот с листа. Обязателен предварительный анализ ( структурные, ладовые, метроритмические особенности нотного примера ) Музыкальные примеры для чтения с листа должны включать в себя пройденные мелодические и ритмические обороты. Сольфеджировать и петь с листа рекомендуется на начальном этапе хором, группами. В дальнейшем, переходить к индивидуальному пению, где выявляются навыки каждого учащегося. Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух ) Систематическая работа по слуховому анализу развивает у учащихся музыкальное мышление, память, создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания музыкальных явлений и понятий. Анализ на слух ведется по двум направлениям: Целостный анализ музыкального произведения или отрывка. Полезно использовать произведения из репертуара учащихся. Это поможет им грамотно исполнять их на инструменте ( взаимосвязь сольфеджио и музыкальной практики учащегося ) К окончанию курса музыкальной грамоты и сольфеджио учащийся должен уметь: - определять характер музыкального произведения; - жанровые особенности , форму; - элементы музыкального языка ( лад, размер, темп, регистры ) - в одноголосной мелодии - структуру, направление мелодической линии, повторность, секвентность , знакомые мелодические и ритмические обороты. Анализ отдельных элементов музыкального языка Учащийся должен научиться определять на слух отдельные элементы музыкального языка: - ступени лада, звукоряды, отрезки гамм, мелодические и ритмические обороты; 16 - интервалы мелодические и гармонические в ладу и от звука вверх и вниз, интервальные последовательности ( 2-4 интервала ) - аккорды в ладу и от звука, аккордовые последовательности ( 2-4 аккорда ) Музыкальный диктант Диктант - одна из самых сложных форм работы по сольфеджио. Синтезирует все знания и навыки учащихся. Поэтому не следует торопиться с введением этой формы работы. Лучше заниматься подготовительными упражнениями: - письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма; - запоминание небольших фраз и воспроизведение их с текстом или на слоги (развитие музыкальной памяти ) - устные мелодические и ритмические диктанты; - графическая запись мелодии и ритма; - эскизный диктант ( запись пропущенных тактов, фраз, каденций ) - запись выученной мелодии наизусть, самодиктанты ( развивают внутренний слух) - выучивание диктанта наизусть, транспонирование диктанта на инструменте и письменно в пройденных тональностях; Теоретические сведения Каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Это примеры из музыкальной литературы, хоровых занятий, репертуара учащегося по инструменту (взаимосвязь теории с музыкальной практикой ученика ) В каждом классе излагается новый материал с обязательным повторением и закреплением пройденного. В 4 классе на выпускном экзамене подводится итог всем знаниям и навыкам, приобретенным на занятиях по музыкальной грамоте и сольфеджио. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения программы учебного предмета « Музыкальная грамота и сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний , умений , и навыков: - элементарные теоретические знания, в том числе музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры; - умение спеть с листа музыкальный пример; - умение анализировать несложное музыкальное произведение на слух и по нотному тексту с точки зрения его построения и роли выразительных средств / лад, звукоряд, гармония, фактура /; - умение анализировать элементы музыкального языка; 17 - умение записать несложную мелодию на слух - умение подобрать несложную мелодию на инструменте и аккомпанемент к ней. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся. Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках по выполнению домашнего задания или беглый устный опрос всех учащихся. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти ( индивидуальный опрос учащегося, либо проверка знаний по какому-то разделу программы) Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года по одному из умений и навыков, например: - в форме устного индивидуального задания: спеть нотный пример с листа, - или письменная теоретическая работа по пройденному материалу, - или спеть мажорную гамму и в ней пройденные интервалы и аккорды, - или выполнить определенное задание на инструменте . Промежуточный контроль в конце каждого года обучения не является обязательным, а может проводиться преподавателем с целью выявления у всех учащихся уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения в 4 классе в форме экзамена. Виды и содержания контроля: - устный опрос / индивидуальный и фронтальный /: интонационные упражнения, сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов; - самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, выполнение теоретического задания, слуховой анализ; - «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, лучшее исполнение нотного примера и т.д. ) Критерии оценки Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требования. Для аттестации учащихся используется дифференцированная пятибалльная система оценок. Интонационные упражнения, сольфеджирование: 18 Оценка 5 / отлично / - чистое интонирование, правильное тактирование, хорошие теоретические знания, хороший темп ответа. Оценка 4 / хорошо / - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, ошибки в теоретических знаниях, нарушения в темпе ответа. Оценка 3 / удовлетворительно / - плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка 2 / неудовлетворительно / - невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. Музыкальный диктант: Оценка 5 / отлично / - диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты / не более двух / в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка 4 / хорошо / - диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов. Оценка 3 / удовлетворительно / - диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество / 4-8 / ошибок в мелодической линии, ритмического рисунка, либо диктант записан не полностью / но больше половины /. Оценка 2 / неудовлетворительно / диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо диктант записан меньше, чем наполовину. Контрольные требования на разных этапах обучения На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь: - сольфеджировать разученные мелодии, пропеть незнакомую мелодию с листа, записывать музыкальный диктант - определять на слух пройденные интервалы и аккорды, - строить пройденные интервалы и аккорды письменно, устно и на инструменте, - анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания, - знать необходимую профессиональную терминалогию. Примерные экзаменационные требования в 4 классе. 1. Письменная теоретическая работа по пройденному материалу 2. Музыкальный диктант. Уровень сложности диктанта может быть различным в зависимости от группы, но в соответствии с требованиями настоящей программы. 3.Устно: - пение пройденных гамм, отдельных ступеней, - пение пройденных интервалов и аккордов в тональности, пение пройденных интервалов и аккордов от звука, 19 - пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть, - чтение музыкального примера с листа. - определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов, - определение на слух несложной последовательности интервалов и аккордов в тональности. V. Методическое обеспечение учебного процесса Основные знания и навыки учащиеся приобретают на уроках по всем разделам. Самостоятельная работа учащихся по предмету «Музыкальная грамота и сольфеджио» основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование , интонационные упражнения , теоретические задания, творческие задания и др. ) и составляют от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели ( от урока до урока ), затрачивая на это 10 -20 минут. Домашнюю работу надо начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти / выучивание примеров наизусть, транспонирование /, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на своем инструменте. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания: - как разучить одноголосный, двухголосный пример, - как заучивать наизусть мелодии и транспонировать устно или письменно, - как проработать интервальные и аккордовые последовательности, интонационные упражнения, - как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения Объем домашних заданий должен быть небольшым и доступным по трудности, на закрепление пройденного в классе: нотное письмо, чтение ритма нотных примеров ,сольмизация мелодий с тактированием, транспонирование музыкального диктанта, записанного в классе, подбор мелодий и аккомпанемента, письменные теоретические задания . VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебная литература 1.Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс. «Кифара»,2006 2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио.3 класс. М. «Музыка», 1993 20 3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка» , 2007 4.Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-4 классы.М. 2000-2005 5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1.Одноголосие. М. Музыка, 1971 6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970 7.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.,1982 8. Барабошкина А. «Сольфеджио» 1 класс ДМШ, М., 1974 9. Барабошкина А, «Сольфеджио» 2 класс ДМШ, М., 1974 10. Андреева М. «От примы до октавы» 1-3 класс, М., 1976 11. Чернева З. «Поурочные планы по сольфеджио» 2 класс ДМШ, Мурманск, 2004 12.Фролова Ю. «Сольфеджио» 1,2,3,4 класс, Ростов -на- Дону 2002 13.Бергер Н. «Сначала ритм», С-П., 2004 14, Калинина «Рабочая тетрадь по сольфеджио» 1,2,3,4 класс, М.,2002 15. Давыдова Е. «Сольфеджио» 4 класс ДМШ, М., 1978 16. Резник Н., Павлова О. «Визуальная музыкальная грамота» вып.1-3, С- П,. 2000,2001,2002 Учебно-методическая литература 1. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М.,1979 2. Сост.Металлиди Ж, Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. М.СПб. «Музыка»,1 Методическая литература 1.Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976 2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981 21