ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

СРОК ОСВОЕНИЯ – 4 ГОДА

2024 г.
1

Разработчик:
- Т.Г. Симонова, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори»;
- О.А. Давиденко, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», высшая квалификационная категория

2

Структура программы учебного предмета
«Основы музыкальной грамоты»
I.

Пояснительная записка
-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
-Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального
исполнительства в детских школах искусств.
Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты»
является частью

дополнительной общеразвивающей программы в области
искусства и является обязательной дисциплиной в ДШИ.

музыкального

Обучение по предмету «Основы музыкальной грамоты» занимает особое место в
музыкальном образовании ребенка, способствует развитию музыкальных данных как
слух, память, ритм. Полученные теоретические знания, умения и навыки помогают
учащимся
в
изучении
других
учебных
предметов
дополнительных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Программа составлена на основе типовой программы для ДМШ и ДШИ
«Сольфеджио» ВМКУЗИК, Москва 1984 год, рекомендованной для детских
музыкальных школ:
Программа по предмету «Основы музыкальной грамоты» предназначена для
учащихся с разной степенью музыкальных способностей. В подборе учебного
материала учитываются особенности разноуровневого развития учащихся, что
помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения
каждого обучающегося.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе учебного
материала и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить знания и умения в области музыкального искусства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес
к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы от 10 до

13 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкальной
грамоты» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с
первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия

Всего лет,
полугодий,
недель, часов

Затраты учебного времени
1-й год

2-й год

3-й год

1

2

3

4

5

6

4-й год
7
8

16

18

16

18

16

18

16

18

136

16

18

16

18

16

18

16

18

136

4
8

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкальной грамоты»
при 4-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Рекомендуемая недельная
нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1 - 4 классы - 1,0 час в неделю

 продолжительность урока - 40 минут

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Количество учащихся от 4 до 10
человек
Цели и задачи учебного предмета»:

- Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе
приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки;
- Формирование комплекса знаний, умений, навыков, направленного на
развитие у детей музыкального слуха и памяти, чувства метроритма;
- Приобретение учащимися начальных базовых знаний, умений и навыков
по предмету «Музыкальная грамота и сольфеджио», позволяющих применять их
в практической музыкальной деятельности
- Воспитание музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса,
формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной
музыкальной терминологией, создание условий для художественного
образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ правильного исполнения);
- практический (освоение вокально-технических навыков);
5

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета ««Основы музыкальной грамоты»

обеспечивается:
 доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;

 учебными аудиториями для групповых занятий площадью не менее 6
кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с
другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального
слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки
интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа
музыкальных форм являются необходимыми для успешного овладения
учениками другими учебными предметами ( вокальное музицирование,
инструментальное исполнительство и другие )
. Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного
материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может
планировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой группы,
собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

Распределение учебного материала по годам обучения
1 год обучения.
Теоретические сведения:
- Высокие и низкие звуки, регистры;
- Музыкальные ключи: скрипичный и басовый;
- Клавиатура, название октав, название звуков;
- Навыки нотного письма ( ноты на линейках, между линейками,
добавочные линейки, штили, тактовая черта и т.д. )
- Пульс ( шаги-доли ), сильные и слабые доли, тактовая черта, размер 2/4 и 3/4;
- Ритм, длительности - восьмые, четверти. половинная. целая;
6

- Темпы: медленный ,средний, быстрый;
- Затакт;
- Реприза;
- Динамика: f и p ;
- Мелодия и аккомпанемент;
- Куплет ( запев и припев );
- фраза, предложение;
- Паузы: четвертная, восьмая, половинная, целая;
- Лад: мажор и минор;
- Тоника, звукоряд, гамма, ступени устойчивые и неустойчивые,
обозначение ступеней, вводные ступени VII и II;
-- Тон и полутон;
- Строение мажорной гаммы, тетрахорд;
- Знаки альтерации, правописание диезов и бемолей;
- Тональности: До мажор, Соль мажор, Ре Мажор, Фа мажор
- аккорд, тоническое трезвучие
Навыки игры на фортепиано:
- Клавиатура, октавы, название клавиш;
- Тон и полутон;
- Гаммы пройденных тональностей, тоническое трезвучие;
- Прибаутки на 1-2 звуках.
Вокально-интонационные упражнения
- Песни-упражнения на 2-3 звуках ( I-II, I-II-III, V-III, V-IV-III, V-III-I );
- Отрезки гаммы допевая до тоники;
- Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени VII и II;
- Тоническое трезвучие
Воспитание чувства метроритма
- Пульс, запись пульса; двухдольность и трехдольность;
- Длительности: четверть, восьмая, половинная, целая;
- Паузы: четвертная, восьмая, половинная, целая ;
- Чтение ритма (ритмослоги по системе Н.А. Бергер );
- Ритмический аккомпанемент, ритмическое остинато
- Ритмическое двухголосие по группам: ритм и пульс
Воспитание творческих навыков:
7

- Допевание мелодии до тоники;
- Сочинение: составление ритмов, ритмическое остинато (2-4 такта )
Сольфеджирование и пение с листа:
- Разучивание песен с текстом с сопровождением и без него, включая
пройденные мелодические и ритмические обороты;
- Подготовительные упражнения к чтению с листа: чтение ритма ( ритмослоги
) и сольмизация (чтение нот с пульсом )
Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух )
1. Целостный анализ произведения
- определить жанр (марш, полька, песня )
- характер музыкального произведения
- лад мажор, минор в сопоставлении
- пульс ( 2-х или 3-х дольный )
- темп
- динамические оттенки
2. Анализ элементов музыкального языка
- структура мелодии (количество фраз, виды фраз: повторные или
разные, окончания фраз: завершенность, устойчивость или
незавершенность, неустойчивость )
- мелодическое движение ( поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков)

- мажорное и минорное трезвучия в гармоническом и мелодическом виде
- ритмические особенности: половинная - остановка, паузы ( пройденные )
Музыкальный диктант
Подготовительные упражнения:
- запоминание и воспроизведение песен по фразам( развитие музыкальной памяти )

- устные ритмические диктанты «эхо» ( 2-4 такта )
- запись ритма графически, затем длительностями ( 2-4 такта )
- навыки нотной записи (письменные упражнения, переписывание
музыкальных примеров выученных в классе )
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Теоретические сведения

- Мажорные и минорные тональности до 2-х знаков;
- Параллельный минор, переменный лад;
- Минор натуральный, гармонический, мелодический;
8

- Интервалы (ступеневая величина ); Обращение интервалов
- Транспонирование;
- Секвенция (ознакомление );
- Канон ( ознакомление )
- Динамические оттенки: mf,mp, cresc., dim.,
- Фермата
- Тоническое трезвучие и обращениями
- буквенные обозначения звуков, тональностей
Навыки игры на фортепиано
- Игра песен на I-II-III ступенях ( III ступень - «далеко», «близко» );
- Гаммы параллельных тональностей до 2-х знаков, тоническое трезвучие в
мажоре и миноре
- Тон и полутон ( б.2 и м.2 ); 1+1 (б.3 ); 1+ 1/2 ( м.3 )
- Квинты от белых и черных клавиш ( для продвинутых учащихся )
Вокально-интонационные упражнения
- Пение I-II-III ступеней ( III ступень «высоко» - «низко», «широко» - «узко»
) в сопоставление в одноименном мажоре и миноре;
- Тоническое трезвучие в мажоре и миноре в сопоставление;
- Опевание I, III, V ступеней;
- Скачки : I-V вверх и вниз ; V-I вверх и вниз; V-II-I, II-V-I ;
Воспитание чувства метроритма
- Повторение длительностей пройденных в 1-й год обучения;
- Четверть с точкой и восьмая в размере 2/4, 3/4 - чтение на ритмослоги;
- Четыре шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая и две
шестнадцатые в размере 2/4, 3/4 - чтение на ритмослоги;
- Затакт - восьмая, две восьмые (закрепление )
- Ритмический канон с простым ритмом / воспитание гармонического слуха /
для продвинутых учащихся.
Воспитание творческих навыков
- Сочинение ритма, ритмического аккомпанемента для закрепления новых
ритмических особенностей: четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатые в размере 2/4,3/4, 4/4 ;
- Подбор баса: I -V ступени или выдержанная тоническая квинта к
пройденным мелодиям.
9

Сольфеджирование и пение с листа
- Разучивание мелодий по слуху и по нотам, включая новые
мелодические и ритмические обороты в размере 2/4, 3/4 , 4/4 ;
- Пение по фразам (группами, индивидуально );
- Чередование пения вслух и про себя ( воспитание внутреннего слуха );
- Подготовительные упражнения к пению с листа:
- Чтение ритма с пройденными ритмическими особенностями;
- Сольмизация нотных примеров с пройденными ритмическими особенностями;
- Транспонирование песен в объеме тонической квинты от тоник
пройденных тональностей.
Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух )
1. Целостный анализ
- жанр музыкального произведения
- характер
- лад: мажор, минор, переменный
- форма куплетная, 3-х частная
- Размер, темп
- динамические оттенки (пройденные в предыдущих
классах ) 2. Анализ элементов музыкального языка
- структура мелодии / предложение, фраза; количество и виды фраз:
повторные и разные; варьирование мелодическое и ритмическое /
- мелодическое движение: поступенное вверх и вниз 3-5 звуков, гамма, нижний
и верхний тетрахорд гаммы, скачки пройденные в предыдущем классе, по
трезвучию в прямом и ломаном виде, секвенция
- на слух ступени лада с разрешением
- интервалы гармонические по «фонизму» все: ( понятия: диссонанс консонанс, узко-широко, мягко-жестко ); мелодические по интонационным
пройденным попевкам.
Музыкальный диктант
Подготовительные упражнения:
- запоминание песен и воспроизведение по фразам (развитие музыкальной памяти )

- пение по фразам вслух и про себя ( развитие внутреннего слуха )
- пение песни по фразам с возвращением к тонике ( развитие тонального
слуха, память на тонику)
- устные ритмические диктанты «эхо» ( 2-4 такта с пройденными
длительностями - четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатые )
- запись ритма длительностями ( 2-4 такта )
10

- транспонирование несложных песен ( в пределах 3-5 звуков ) в
пройденные тональности устно и письменно
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Теоретические сведения

- Период повторного и единого строения
- Мажорные и минорные тональности до 3-х знаков при ключе
- интервалы секста как крайние звуки секстаккорда и квартсекстаккорда
- Трезвучия главных ступеней с разрешением
- Септаккорды ( общее понятие )
- Доминантсептаккорд с разрешением в мажоре и гармоническом миноре
- интервал септима как крайние звуки септаккордов.
- Тритоны / ув. 4 и ум.5 / диатонические и гармонические, ознакомление
Навыки игры на фортепиано
- гаммы параллельных тональностей до 3-х знаков
- гаммы минорные 3-х видов
- тоническое трезвучие и его обращения в пройденных тональностей
- доминантсептаккорд с разрешением в пройденных тональностях
- бас: I-IV-V-I
Вокально-интонационные упражнения
- пение гаммы ( мажор ,минор 3-х видов ) , пение верхнего тетрахорда 3-х
видов минора
- пение тонического трезвучия и его обращений
- пение главных трезвучий лада с разрешением
- пение доминантсептаккорда с разрешением
- вспомогательные звуки «бантики» к I, III, V ступеням
- скачки: V-VII-I вверх, V-VII-I вниз, I-IV-III, I-VI-V вверх, I-IV-III, I-VI-V вниз
Воспитание чувства метроритма
- повторение длительностей пройденных в предыдущих классах
- ритмические особенности: пунктирный ритм, триоль, синкопа - чтение
ритма музыкальных примеров
- размер 3/8 ,6/ 8 – ознакомление
Воспитание творческих навыков

11

- подбор баса: T, S, D к пройденным мелодиям
Сольфеджирование и пение с листа
- Разучивание мелодий по слуху и по нотам, включая новые
мелодические и ритмические обороты в пройденных размерах;
- транспонирование песен в пройденные тональности
- разучивание и пение 2-хголосных песен ( каноны, «подголоски» )
- пение с листа нотных примеров включая пройденные ритмы, мелодические
обороты ( поступенное движение, опевание, вспомогательные звуки, движение по
трезвучию и его обращениям, по доминантсептаккорду, пройденные скачки )

- чтение ритма и сольмизация нотных примеров с пройденными длительностями.
Воспитание музыкального восприятия / анализ на слух /
1.Целостный анализ:
-жанр музыкального произведения, характер
- лад: мажор, минор 3-х видов
- форма: куплетная, 3-х частная
- размер, темп, изменения темпа ( accel., rit. )
- динамические оттенки: ff,pp
2. Анализ элементов музыкального языка
- структура мелодии ( количество фраз, виды фраз )
- мелодическое движение (поступенное, по звукам аккордов,
опевание, вспомогательные звуки, скачки, секвенционное развитие )
- ступени лада с разрешением и без разрешения (мысленно допевая )
- интервалы гармонические и мелодические
Музыкальный диктант
Подготовительные упражнения:
- письменный ступеневый диктант
- запись отдельных пройденных оборотов
- устный мелодический диктант «эхо» (2 такта )
- устный ритмический диктант «эхо» ( 2-4 такта )с пройденными
ритмическими особенностями
- запись ритмического диктанта длительностями
- эскизный диктант ( окончание, начало, повтор )
- найти ошибки в записи мелодии
-выучивание диктанта на память ( запись по памяти, игра по памяти )
- транспонирование диктанта - устно, письменно.
12

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Теоретические сведения
- Квинтовый круг тональностей
- Мажорные и минорные тональности до 4-х знаков при ключе
- мажор гармонический (ознакомление )
- характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармонических ладах ( ознакомление )
- модуляция, определение по нотному тексту модуляции в
параллельную тональность, тональность доминанты ( ознакомление )
- альтерация, хроматизмы проходящие и вспомогательные ( ознакомление )
- обращения доминантсептаккорда: их названия, структура
- септаккорд VII ступени в натуральном мажоре и гармонических ладах
(ознакомление ) , определение их в нотном тексте
- пентатоника, переменный размер ( ознакомление на музыкальном материале )
Навыки игры на фортепиано
- играть по квинтовому кругу тоники и тоническое трезвучие мажорных и
минорных тональностей
- играть пройденные интервалы, полный гармонический оборот из пройденных
3-4 звучных аккордов
Вокально-интонационные навыки
- пение отдельных ступеней, гаммы мажорные и минорные до 4 знаков
- пение последовательностей из пройденных интервалов и аккордов
Воспитание творческих навыков
- Продолжение работы по подбору баса, аккомпанемента
- сочинение ритмических последовательностей в заданном размере с
пройденными длительностями
Сольфеджирование и пение с листа
- разучивание мелодий в гармоническом мажоре, с мелодическими оборотами
по звукам обращений доминантсептакккорда, септаккорда VII ступени
- транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности
- пение с листа одноголосных мелодий с ранее пройденными
ритмическими группами и мелодическими оборотами
Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух )
13

1.Целостный анализ (закрепление ранее пройденных понятий )
- формы ( одно тональный и модулирующий период, простая 2-х и 3-х
частная форма )
2. Анализ элементов музыкального языка:
- ритмических особенностей
- мелодических оборотов, включая движения по звукам
обращений доминантсептаккорда
- на слух интервалы гармонические и мелодические
- на слух аккорды в ладу и от звука / 4 вида трезвучия, секстаккорд,
квартсекстаккорд , доминантсептаккорд, обращения его ( для
продвинутых учащихся )
- интервальные и аккордовые последовательности ( для продвинутых учащихся )
Музыкальный диктант
- различные формы устного диктанта ( ритмический и мелодический )
- эскизные письменные диктанты
Формы работы на уроках сольфеджио
Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:
- теоретические сведения
- вокально-интонационные навыки
- воспитание чувства метроритма
- сольфеджирование и пение с листа
- анализ на слух (воспитание музыкального восприятия )
- музыкальный диктант
- творческие навыки
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для
развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы,
помогают практическому освоению теоретического материала, формирует
навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи
мелодий по слуху, подбора аккомпанемента.
Основные формы работы:
- сольфеджирование
- слуховой анализ
- запись музыкальных диктантов
Вспомогательные формы работы:
- интонационные упражнения
- ритмические упражнения
- творческие упражнения
14

Краткие методические указания
Вокально-интонационные навыки
- Ладовые интонационные упражнения: пение гамм, ступеней, интервалов и аккордов
с разрешением, различных мелодических оборотов, тональных секвенций, которые
развивают музыкальный слух ( ладовый, гармонический, внутренний ), а также
являются базой навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

- Параллельно с воспитанием ладового слуха следует работать над
интонированием интервалов, аккордов от звука.
- В целях воспитания функционально-гармонического слуха необходимо
пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом
звучании ( на 2-3 голоса )
Ритмические упражнения ( воспитание чувства метроритма )
Все виды работ - сольфеджирование, слуховой анализ, диктант развивают
чувство метроритма. Необходимо использовать для освоения и осмысления
метроритмических особенностей, развития двигательной координации
ритмические упражнения:
- отмечать шаги-доли, пульс ( ходьба, хлопки, шлепки, запись пульса )
- ритм ( длинные и короткие звуки «шаг» - «бег» )
- чтение ритма (на ритмослоги по системе Н.А. Бергер )
- ритмическое 2-х голосие двумя руками (пульс и ритм )
- ритмические каноны, аккомпанементы, ритмическое остинато
- ритмические диктанты
- составление ритма в заданном размере
- тактирование по схемам при пении знакомых песен
Творческие упражнения
Упражнения на развитие творческих навыков активизируют слуховое внимание;
тренируют музыкальный слух ( ладо-интонационный, гармонический ); развивают
чувство ритма, формы, музыкальную память, вкус ; учат аналитически мыслить.

Виды упражнений развивающих творческие навыки:
- допевание мелодии до тоники, пение ответной фразы;
- сочинение пропущенных тактов или каденции;
- ритмические импровизации на заданный текст;
- мелодические импровизации с использованием пройденных ступеней, оборотов.
Сольфеджирование и пение с листа
15

В течение всех лет обучения сольфеджирование является основной
формой работы в классе сольфеджио.
Следует добиваться интонационной точности мелодии с тактированием,
сознательного отношения к музыкальному тексту ( дыхание, фразировка ).
Для развития гармонического слуха следует вводить несложные 2-х голосные
примеры ( с параллельным движением голосов, каноны, подголоски ).
Навыки пения с листа требуют наличия накопленного слухового опыта,
ориентации в ладу, ощущение метроритма, умения петь без сопровождения.

Чтение ритма на ритмослоги и сольмизация ( чтение нот с пульсом)
являются подготовительными упражнениями к пению нот с листа.
Обязателен предварительный анализ ( структурные, ладовые,
метроритмические особенности нотного примера )
Музыкальные примеры для чтения с листа должны включать в себя
пройденные мелодические и ритмические обороты.
Сольфеджировать и петь с листа рекомендуется на начальном этапе хором,
группами. В дальнейшем, переходить к индивидуальному пению, где
выявляются навыки каждого учащегося.
Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух )
Систематическая работа по слуховому анализу развивает у учащихся
музыкальное мышление, память, создает необходимую слуховую базу для изучения

и осознания музыкальных явлений и понятий. Анализ на слух ведется по
двум направлениям:
Целостный анализ музыкального произведения или отрывка.
Полезно использовать произведения из репертуара учащихся. Это поможет
им грамотно исполнять их на инструменте ( взаимосвязь сольфеджио и
музыкальной практики учащегося )
К окончанию курса музыкальной грамоты и сольфеджио учащийся должен
уметь:
- определять характер музыкального произведения;
- жанровые особенности , форму;
- элементы музыкального языка ( лад, размер, темп, регистры )
- в одноголосной мелодии - структуру, направление мелодической линии,
повторность, секвентность , знакомые мелодические и ритмические обороты.

Анализ отдельных элементов музыкального языка
Учащийся должен научиться определять на слух отдельные
элементы музыкального языка:
- ступени лада, звукоряды, отрезки гамм, мелодические и ритмические обороты;
16

- интервалы мелодические и гармонические в ладу и от звука вверх и
вниз, интервальные последовательности ( 2-4 интервала )
- аккорды в ладу и от звука, аккордовые последовательности ( 2-4 аккорда )
Музыкальный диктант
Диктант - одна из самых сложных форм работы по сольфеджио. Синтезирует
все знания и навыки учащихся. Поэтому не следует торопиться с введением этой
формы работы. Лучше заниматься подготовительными упражнениями:

- письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма;
- запоминание небольших фраз и воспроизведение их с текстом или на
слоги (развитие музыкальной памяти )
- устные мелодические и ритмические диктанты;
- графическая запись мелодии и ритма;
- эскизный диктант ( запись пропущенных тактов, фраз, каденций )
- запись выученной мелодии наизусть, самодиктанты ( развивают внутренний слух)

- выучивание диктанта наизусть, транспонирование диктанта на
инструменте и письменно в пройденных тональностях;
Теоретические сведения
Каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая
подготовка на соответствующем музыкальном материале. Это примеры из
музыкальной литературы, хоровых занятий, репертуара учащегося по
инструменту (взаимосвязь теории с музыкальной практикой ученика )
В каждом классе излагается новый материал с обязательным
повторением и закреплением пройденного.
В 4 классе на выпускном экзамене подводится итог всем знаниям и навыкам,
приобретенным на занятиях по музыкальной грамоте и сольфеджио.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета « Музыкальная грамота
и сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний , умений ,

и навыков:
- элементарные теоретические знания, в том числе музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
- умение спеть с листа музыкальный пример;
- умение анализировать несложное музыкальное произведение на слух и по
нотному тексту с точки зрения его построения и роли выразительных средств /
лад, звукоряд, гармония, фактура /;
- умение анализировать элементы музыкального языка;
17

- умение записать несложную мелодию на слух
- умение подобрать несложную мелодию на инструменте и аккомпанемент к ней.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся.
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний
и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках
по выполнению домашнего задания или беглый устный опрос всех учащихся.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце
каждой четверти ( индивидуальный опрос учащегося, либо проверка знаний по
какому-то разделу программы)
Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного
года по одному из умений и навыков, например:
- в форме устного индивидуального задания: спеть нотный пример с листа,
- или письменная теоретическая работа по пройденному материалу,
- или спеть мажорную гамму и в ней пройденные интервалы и аккорды,
- или выполнить определенное задание на инструменте .
Промежуточный контроль в конце каждого года обучения не является
обязательным, а может проводиться преподавателем с целью выявления у всех
учащихся уровня знаний и умений на определенном этапе обучения
программным требованиям.
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения в 4
классе в форме экзамена.
Виды и содержания контроля:
- устный опрос / индивидуальный и фронтальный /: интонационные упражнения,
сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов;

- самостоятельные письменные задания - запись музыкального
диктанта, выполнение теоретического задания, слуховой анализ;
- «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента,
лучшее исполнение нотного примера и т.д. )
Критерии оценки Уровень приобретенных знаний, умений и навыков
должен соответствовать
программным требования.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная
пятибалльная система оценок.
Интонационные упражнения, сольфеджирование:

18

Оценка 5 / отлично / - чистое интонирование, правильное тактирование,
хорошие теоретические знания, хороший темп ответа.
Оценка 4 / хорошо / - недочеты в отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании, ошибки в теоретических знаниях,
нарушения в темпе ответа.
Оценка 3 / удовлетворительно / - плохое владение интонацией, замедленный
темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 / неудовлетворительно / - невладение интонацией, медленный
темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
Музыкальный диктант:
Оценка 5 / отлично / - диктант записан полностью без ошибок в пределах
отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты / не
более двух / в группировке длительностей или записи хроматических звуков.
Оценка 4 / хорошо / - диктант записан полностью в пределах отведенного времени

и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической
линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 / удовлетворительно / - диктант записан полностью в пределах
отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество /

4-8 / ошибок в мелодической линии, ритмического рисунка, либо диктант
записан не полностью / но больше половины /.
Оценка 2 / неудовлетворительно / диктант записан в пределах
отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое
количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического
рисунка, либо диктант записан меньше, чем наполовину.
Контрольные требования на разных этапах обучения На каждом этапе
обучения ученики, в соответствии с требованиями программы,
должны уметь:
- сольфеджировать разученные мелодии, пропеть незнакомую мелодию с листа, записывать музыкальный диктант

- определять на слух пройденные интервалы и аккорды,
- строить пройденные интервалы и аккорды письменно, устно и на инструменте,
- анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические
знания, - знать необходимую профессиональную терминалогию.
Примерные экзаменационные требования в 4 классе.
1. Письменная теоретическая работа по пройденному материалу
2. Музыкальный диктант. Уровень сложности диктанта может быть различным в
зависимости от группы, но в соответствии с требованиями настоящей программы.

3.Устно:
- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,
- пение пройденных интервалов и аккордов в тональности, пение пройденных интервалов и аккордов от звука,
19

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть,
- чтение музыкального примера с листа.
- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,
- определение на слух несложной последовательности интервалов и
аккордов в тональности.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Основные знания и навыки учащиеся приобретают на уроках по всем
разделам. Самостоятельная работа учащихся по предмету «Музыкальная грамота
и сольфеджио» основана на выполнении домашнего задания.
Время,
предусмотренное
на
выполнение
домашнего
задания,
рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий
(сольфеджирование , интонационные упражнения , теоретические задания,
творческие задания и др. ) и составляют от 1 часа в неделю. Целесообразно
равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение
недели ( от урока до урока ), затрачивая на это 10 -20 минут. Домашнюю работу
надо начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический
материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти / выучивание
примеров наизусть, транспонирование /, чтобы иметь возможность несколько раз
вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.
Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и
сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей
интонации и научиться это делать самостоятельно на своем инструменте.
На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом
домашнего задания:
- как разучить одноголосный, двухголосный пример,
- как заучивать наизусть мелодии и транспонировать устно или письменно,
- как проработать интервальные и аккордовые последовательности,
интонационные упражнения,
- как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и
памяти, подбирая по слуху музыкальные примеры, записывая мелодии по
памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения
Объем домашних заданий должен быть небольшым и доступным по
трудности, на закрепление пройденного в классе: нотное письмо, чтение ритма
нотных примеров ,сольмизация мелодий с тактированием, транспонирование
музыкального диктанта, записанного в классе, подбор мелодий и
аккомпанемента, письменные теоретические задания .
VI. Список рекомендуемой учебно-методической
литературы Учебная литература
1.Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс. «Кифара»,2006
2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио.3 класс. М. «Музыка», 1993
20

3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка» , 2007
4.Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-4 классы.М. 2000-2005
5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1.Одноголосие. М. Музыка, 1971
6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970
7.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.,1982

8. Барабошкина А. «Сольфеджио» 1 класс ДМШ, М., 1974
9. Барабошкина А, «Сольфеджио» 2 класс ДМШ, М., 1974
10. Андреева М. «От примы до октавы» 1-3 класс, М., 1976
11. Чернева З. «Поурочные планы по сольфеджио» 2 класс ДМШ, Мурманск, 2004
12.Фролова Ю. «Сольфеджио» 1,2,3,4 класс, Ростов -на- Дону 2002
13.Бергер Н. «Сначала ритм», С-П., 2004 14, Калинина «Рабочая тетрадь
по сольфеджио» 1,2,3,4 класс, М.,2002

15. Давыдова Е. «Сольфеджио» 4 класс ДМШ, М., 1978
16. Резник Н., Павлова О. «Визуальная музыкальная грамота» вып.1-3, С- П,.
2000,2001,2002
Учебно-методическая литература
1. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М.,1979
2. Сост.Металлиди Ж, Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. М.СПб.
«Музыка»,1

Методическая литература
1.Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка»,

1976
2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка»,

1981

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».