ДОП в области анимацинного искусства_Описание

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА
Возраст обучающихся – 10 – 12 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.

I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
анимационного искусства «Анимационное искусство».
Целью дополнительной общеразвивающей программы в области
анимационного искусства «Анимационное искусство» является целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретения ей в
процессе освоения ОП мультипликационных, художественных и
теоретических знаний, умений и навыков, направленных на обучение
технологии создания мультфильмов методом покадровой мультипликации.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
анимационного искусства «Анимационное искусство».
- выявление одаренных детей в области изобразительного и анимационного
искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания и духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми мультипликационных, художественных и
теоретических знаний, умений и навыков, направленных на обучение
технологии создания мультфильмов методом покадровой мультипликации;
- приобретение опыта творческой деятельности;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области анимационного и изобразительного искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля, за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию наиболее эффективных способов достижения
результатов.
Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы в
области изобразительного искусства «Вечерние классы».
- Срок реализации 4 года;
- возраст поступающих 7-12 лет;
- продолжительность учебных занятий составляет 34 учебных недель;
- недельная нагрузка не более 7 аудиторных часов в неделю;
- занятия проводятся в форме групповых занятий.
Условия реализации ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся и их законных
представителей и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ
создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая:
- выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров и т. д.);
- организовывать посещение
(выставочных залов, музеев и т.д.);

учащимися

учреждений

культуры

- организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего
профессионального образования реализующие основные профессиональные
ОП в области изобразительного искусства;

- использовать в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
- самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке
педагогических работников и родителей;
- строить содержание программы с учетом индивидуального развития детей.
Материально-техническое обеспечение.
В школе имеется студия мультипликации, оснащенная всем
необходимым: современный компьютер с достаточным объёмом

оперативной памяти и ёмкостью жёсткого диска, мультимедийный
проектор и телевизор, три беззеркальных цифровых фотоаппарата, два
мультипликационных станка для перекладной анимации и стол для
объемной и LEGO-анимации, 3 комплекта осветительных прибора с
регулировкой мощности и шторками для регулировки светового потока,
штативы, цветные фолиевые фильтры и различные цветовые насадки,
отражатели и рассеиватели света.
В кабинете истории искусств имеется аппаратура для просмотра видео
материала по предмету «История анимации». В ДШИ имеется библиотека, в
которую входят методическая и искусствоведческая, познавательная,
художественная и справочная литература.
Методическая обеспеченность.
Школа достаточно качественно укомплектована методической
литературой. Наряду с различными изданиями методического характера,
которые хранятся в библиотеке и доступны для преподавателей постоянно,
имеется в наличии большой объём учебных программ по всему спектру
предметов ДШИ, изданных в различное время. Их многообразие позволяет
творчески развивать уже имеющийся опыт Российской и Советской школ
изобразительного искусства.
ДШИ имеет выставочный зал, где регулярно проходят выставки работ
учащихся, преподавателей, конкурсов. Подобные выставки служат
углублению и расширению подготовки обучающихся, определяемой
дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного
искусства «Анимационное искусство», стимулируют творческую активность
детей, расширяют кругозор, формируют правильные эстетические взгляды,
воспитывают патриотизм и любовь к родному искусству.

Материально-техническая база ДШИ соответствует всем санитарным и
противопожарным нормам.
II. Учебный план
№
Наименование
п.п. предмета

1
2

3
4

Мультипликация
Основы
изобразительного
творчества
Режиссура
История
анимации
ВСЕГО

Кол-во часов в неделю

Кол-во
часов в
год

Кол-во часов
за весь
период
обучения

1 год
3
2

2 год
3
2

3 год
3
2

4 год
3
2

102
68

408
272

1
-

1
-

1
1

1
1

34
34

136
68

6

6

7

7

238

884

1. Возраст приема детей – 7-12 лет
2.
Занятия по учебным предметам и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10
человек.
3. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся по итогу полугодий.
III. Планируемые результаты.
Результатом освоения Дополнительной общеразвивающей программы в
области анимационного искусства «Анимационное искусство» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
1. Знание терминологии анимационного и изобразительного искусства;
2. Умение создавать собственную шумотеку;
3. Умение создавать художественный образ на основе решения технических
и творческих задач;
4. Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
5. Навыков цветового строя визуальных произведений;

6. Навыков работы с
раскадровка, аниматик;

подготовительным

материалом:

мизансцена,

7. Умение снимать мультфильмы в технике пиксиляция, LEGO-анимация,
бумажная перекладка, предметная, коллажная, сыпучая анимация
8. Навыков работы над диафильмом.
Творческая деятельность учащихся ДШИ.
- Участие учащихся ДШИ в конкурсах различного уровня и ранга: городских,
областных, межрегиональных, всероссийских, международных.
- Активная выставочная деятельность школьников в пределах города и
области
- Активная творческая деятельность преподавателей ДШИ. Участие в
выставках,
конкурсах
школьного,
городского,
областного,
межрегионального, всероссийского и международного уровня.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве
средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые) работы,
просмотры учебно-творческих работ, письменные и тестовые задания.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется
преподавателями отделения. Основным документом текущего контроля
является журналом учета занятий.
Промежуточная аттестация.
Проводится в форме просмотра творческих работ, письменных и тестовых
заданий. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка. В случае отрицательного
результата промежуточной аттестации по одному или нескольким
предметам, педагогическим советом определяется срок погашения данной не
аттестации. В случае непогашения не аттестации и учащийся может быть
оставлен в этом же классе для повторного освоения программы или
исключен из школы. По окончании каждой четверти учебного года по
каждому учетному предмету выставляется оценка. В конце года – годовая
оценка, складывающаяся из четвертных.

Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового экзаменационного
просмотра по предметам «Мультипликация», «Основы изобразительного
творчества» и письменного или тестового задания по предметам
«Режиссура» и «История анимации» в конце 4 четверти. По итогам
аттестации выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно.
При прохождении итоговой аттестации выпускник демонстрирует умения и
навыки в соответствии с программными требованиями:
- владение профессиональной терминологией, знание основных работ
мастеров анимационного искусства;
- знание закономерностей построения
особенностей ее восприятия и воплощения;

художественной

формы

и

- умение использовать выразительные средства монтажа и изобразительновыразительные возможности живописи;
- навыки последовательного осуществления работы над анимационным
фильмом.
Итоговая оценка вносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Фонды оценочных средств.
Для аттестации обучающихся в ДШИ создан фонд оценочных средств. В
него входят типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Базой фонда служат работы
учащихся ДШИ прошлых лет, включающие в себя как примеры грамотно
выполненных учебных работ, так и работы, содержащие в себе типовые
ошибки обучающихся, работы в различных техниках и материалах. Фонд
оценочных средств обеспечивает оценку качества приобретенных учеником
знаний, умений и навыков и степень готовности к продолжению
профессионального образования в области изобразительного искусства.
Организационно – педагогические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы в области анимационного искусства
«Анимационное искусство».
При реализации данной программы используются традиционные и
нетрадиционные формы и методы работы, направленные на создание
оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении,
воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных

возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциал
каждого.
В
образовательном
процессе
применяются
групповые
и
индивидуальные формы обучения, однако наиболее эффективной является
индивидуально-групповая форма обучения.
Основной формой организации деятельности учащихся является
звеньевая форма, которая предполагает организацию образовательного
процесса для постоянных групп учащихся (группа делится по звеньям 6-8
учащихся). Данная форма необходимо в связи с тем, что процесс создания
анимации очень кропотливый, во время практической работы все учащиеся
работают над индивидуальным проектом и нуждаются в сопровождении
творческого процесса педагогом.
Методы
обучения,
применяемые
в
процессе
реализации
дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного
искусства:
1. Объяснительно-иллюстративный метод – метод, при котором
обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, занятия
с элементами тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации,
инструктажа.
2. Репродуктивный метод – метод, в котором применение изученного
осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность
обучающихся носит алгоритмический характер, выполняется по
инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с
показанным образцом ситуациях
3. Метод проблемного обучения – метод, при котором используется
самые различные источники и средства. Преподаватель, прежде чем излагать
материал, ставит проблему, формулирует задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает
способ решения поставленной задачи.
4. Эвристический метод применяется для организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно
сформулированных задач. Для стимулирования активного поиска решения
поставленных задач преподаватель использует элементы теории решения
изобретательных задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и
ошибок, контрольных вопросов, аналогий.
В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы в
области анимационного искусства предпочтение отдается практическим
занятиям. Вся работа строится по принципу – от простого к сложному.
Формы воспитания: групповые, индивидуальные.

На занятиях используются следующие педагогические технологии:
здоровьесберегающие,
игровые,
проектные,
информационнокоммуникационные.
Продолжительность одного занятия составляет 3 академических часа по
предмету «Мультипликация», 2 академических часа по предмету «Основы
изобразительного творчества», 1 академический час по предмету
«Режиссура» и «История анимации». Объем аудиторной нагрузки в неделю
составляет не более 7 академических часов. Форма обучения очная.
Кадровое обеспечение.
ОП имеет кадровое обеспечение, которое гарантирует высокий уровень её
реализации. Все преподаватели имеют специальное образование.
Преподаватели раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации. Ведут
активную
творческую
деятельность.
Личностно-ориентированный,
интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют
реализовывать концепцию настоящей программы в полном объеме и
добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к
образовательному процессу, предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
ребенка.
Применяемые средства обучения:
- печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература);
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на
цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные
доски, интерактивная доска).
Методическая деятельность.
Регулярные выступления преподавателей ДШИ на педагогических и
методических советах, как отражение постоянной методической работы
художественного
отделения.
Работа
по
совершенствование
общеразвивающих программ вариативной части учебного плана.
Организация и проведение мастер классов различной направленности на базе

ДШИ и в организациях различного ранга и уровня. Выступление и участие в
конференциях различного уровня, связанных с тематикой эстетического
воспитания, предпрофессионального и профессионального художественного
образования.
Совершенствование
методического
фонда
школы.
Совершенствование фонда оценочных средств.
IV. Список литературы
1. Анофриков, П. Принцип работы детской студии мультипликации
Учебное пособие. Детская киностудия ”Поиск“ / П.И.Ануфриков. –
Новосибирск, 2008.
2. Анофриков, П. Принципы работы детской студии мультипликации ∕
П.Анофриков. Методическое пособие детской киностудии ”Поиск“. –
Новосибирск, 2009, 13 с.
3. Асенин, С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной
мультипликации ∕ С. Асенин. ‒ М.: Искусство, 2004.
4. Больгерт, Н. Мультстудия ”Пластилин“. Лепим из пластилина и снимаем
мультфильмы своими руками ∕ Н.Больгерт. ‒ М.: Робинс, 2012.
5. Велинский, Д. Технология процесса производства мультфильмов в
техниках перекладки. Методическое пособие детской киностудии
”Поиск“ / Д.Велинский. – Новосибирск, 2014.
6. Габриэль, М. Практический курс рисования. Рисунок и живопись:
Техники, упражнения и приемы шаг за шагом / М.Габриэль. – Харьков,
Белгород. 2010.
7. Иткин, В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для
начинающих мультипликаторов. Детская киностудия ”Поиск“ / В. Иткин.
– Новосибирск, 2006.
8. Красный, Ю. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный. ‒ М.: 2007.
9. Крыжановский, Б. Искусство мультипликации ∕ Б.Крыжановский. – Киев:
Мистецтво, 2011. – 118 с.
10.Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в
работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред
Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.
Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95
11.Визер В.В.: Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.:
Питер, 2006
12.Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001.
13.Иттен И. Искусство формы. М., 2001.

14.Иттен И. Искусство цвета. М., 2001. 12.Кандинский В.В. О духовном в
искусстве. М.,1992.
15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006.
16.Лушников Б.В.: Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М.:
Владос, 2006
17.Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007.
18.Беленький, А.А. Фотография. Школа мастерства / А.А.Беленький. – СПб.:
Питер, 2006.
19.Блюмфельд, В.П. Из истории фотографии / В.П.Блюмфельд. – М.: Знание,
1988. – 56 с.
20.Дыко, Л.П. Фотокомпозиция / Л.П. Дыко. – М.: Искусство, 1962. – 260 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».