Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА Возраст обучающихся – 10 – 12 лет Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. I. Пояснительная записка 1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство». Целью дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство» является целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретения ей в процессе освоения ОП мультипликационных, художественных и теоретических знаний, умений и навыков, направленных на обучение технологии создания мультфильмов методом покадровой мультипликации. Задачи дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство». - выявление одаренных детей в области изобразительного и анимационного искусства; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми мультипликационных, художественных и теоретических знаний, умений и навыков, направленных на обучение технологии создания мультфильмов методом покадровой мультипликации; - приобретение опыта творческой деятельности; - подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области анимационного и изобразительного искусства; - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля, за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию наиболее эффективных способов достижения результатов. Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». - Срок реализации 4 года; - возраст поступающих 7-12 лет; - продолжительность учебных занятий составляет 34 учебных недель; - недельная нагрузка не более 7 аудиторных часов в неделю; - занятия проводятся в форме групповых занятий. Условия реализации ОП. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их законных представителей и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая: - выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного искусства; - организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и т. д.); - организовывать посещение (выставочных залов, музеев и т.д.); учащимися учреждений культуры - организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования реализующие основные профессиональные ОП в области изобразительного искусства; - использовать в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования; - самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке педагогических работников и родителей; - строить содержание программы с учетом индивидуального развития детей. Материально-техническое обеспечение. В школе имеется студия мультипликации, оснащенная всем необходимым: современный компьютер с достаточным объёмом оперативной памяти и ёмкостью жёсткого диска, мультимедийный проектор и телевизор, три беззеркальных цифровых фотоаппарата, два мультипликационных станка для перекладной анимации и стол для объемной и LEGO-анимации, 3 комплекта осветительных прибора с регулировкой мощности и шторками для регулировки светового потока, штативы, цветные фолиевые фильтры и различные цветовые насадки, отражатели и рассеиватели света. В кабинете истории искусств имеется аппаратура для просмотра видео материала по предмету «История анимации». В ДШИ имеется библиотека, в которую входят методическая и искусствоведческая, познавательная, художественная и справочная литература. Методическая обеспеченность. Школа достаточно качественно укомплектована методической литературой. Наряду с различными изданиями методического характера, которые хранятся в библиотеке и доступны для преподавателей постоянно, имеется в наличии большой объём учебных программ по всему спектру предметов ДШИ, изданных в различное время. Их многообразие позволяет творчески развивать уже имеющийся опыт Российской и Советской школ изобразительного искусства. ДШИ имеет выставочный зал, где регулярно проходят выставки работ учащихся, преподавателей, конкурсов. Подобные выставки служат углублению и расширению подготовки обучающихся, определяемой дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство», стимулируют творческую активность детей, расширяют кругозор, формируют правильные эстетические взгляды, воспитывают патриотизм и любовь к родному искусству. Материально-техническая база ДШИ соответствует всем санитарным и противопожарным нормам. II. Учебный план № Наименование п.п. предмета 1 2 3 4 Мультипликация Основы изобразительного творчества Режиссура История анимации ВСЕГО Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Кол-во часов за весь период обучения 1 год 3 2 2 год 3 2 3 год 3 2 4 год 3 2 102 68 408 272 1 - 1 - 1 1 1 1 34 34 136 68 6 6 7 7 238 884 1. Возраст приема детей – 7-12 лет 2. Занятия по учебным предметам и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. 3. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся по итогу полугодий. III. Планируемые результаты. Результатом освоения Дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 1. Знание терминологии анимационного и изобразительного искусства; 2. Умение создавать собственную шумотеку; 3. Умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; 4. Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; 5. Навыков цветового строя визуальных произведений; 6. Навыков работы с раскадровка, аниматик; подготовительным материалом: мизансцена, 7. Умение снимать мультфильмы в технике пиксиляция, LEGO-анимация, бумажная перекладка, предметная, коллажная, сыпучая анимация 8. Навыков работы над диафильмом. Творческая деятельность учащихся ДШИ. - Участие учащихся ДШИ в конкурсах различного уровня и ранга: городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных. - Активная выставочная деятельность школьников в пределах города и области - Активная творческая деятельность преподавателей ДШИ. Участие в выставках, конкурсах школьного, городского, областного, межрегионального, всероссийского и международного уровня. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые) работы, просмотры учебно-творческих работ, письменные и тестовые задания. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателями отделения. Основным документом текущего контроля является журналом учета занятий. Промежуточная аттестация. Проводится в форме просмотра творческих работ, письменных и тестовых заданий. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка. В случае отрицательного результата промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, педагогическим советом определяется срок погашения данной не аттестации. В случае непогашения не аттестации и учащийся может быть оставлен в этом же классе для повторного освоения программы или исключен из школы. По окончании каждой четверти учебного года по каждому учетному предмету выставляется оценка. В конце года – годовая оценка, складывающаяся из четвертных. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме итогового экзаменационного просмотра по предметам «Мультипликация», «Основы изобразительного творчества» и письменного или тестового задания по предметам «Режиссура» и «История анимации» в конце 4 четверти. По итогам аттестации выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно. При прохождении итоговой аттестации выпускник демонстрирует умения и навыки в соответствии с программными требованиями: - владение профессиональной терминологией, знание основных работ мастеров анимационного искусства; - знание закономерностей построения особенностей ее восприятия и воплощения; художественной формы и - умение использовать выразительные средства монтажа и изобразительновыразительные возможности живописи; - навыки последовательного осуществления работы над анимационным фильмом. Итоговая оценка вносится в свидетельство об окончании ДШИ. Фонды оценочных средств. Для аттестации обучающихся в ДШИ создан фонд оценочных средств. В него входят типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Базой фонда служат работы учащихся ДШИ прошлых лет, включающие в себя как примеры грамотно выполненных учебных работ, так и работы, содержащие в себе типовые ошибки обучающихся, работы в различных техниках и материалах. Фонд оценочных средств обеспечивает оценку качества приобретенных учеником знаний, умений и навыков и степень готовности к продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства. Организационно – педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства «Анимационное искусство». При реализации данной программы используются традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, направленные на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциал каждого. В образовательном процессе применяются групповые и индивидуальные формы обучения, однако наиболее эффективной является индивидуально-групповая форма обучения. Основной формой организации деятельности учащихся является звеньевая форма, которая предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся (группа делится по звеньям 6-8 учащихся). Данная форма необходимо в связи с тем, что процесс создания анимации очень кропотливый, во время практической работы все учащиеся работают над индивидуальным проектом и нуждаются в сопровождении творческого процесса педагогом. Методы обучения, применяемые в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства: 1. Объяснительно-иллюстративный метод – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, занятия с элементами тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа. 2. Репродуктивный метод – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях 3. Метод проблемного обучения – метод, при котором используется самые различные источники и средства. Преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. 4. Эвристический метод применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач преподаватель использует элементы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, контрольных вопросов, аналогий. В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства предпочтение отдается практическим занятиям. Вся работа строится по принципу – от простого к сложному. Формы воспитания: групповые, индивидуальные. На занятиях используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, проектные, информационнокоммуникационные. Продолжительность одного занятия составляет 3 академических часа по предмету «Мультипликация», 2 академических часа по предмету «Основы изобразительного творчества», 1 академический час по предмету «Режиссура» и «История анимации». Объем аудиторной нагрузки в неделю составляет не более 7 академических часов. Форма обучения очная. Кадровое обеспечение. ОП имеет кадровое обеспечение, которое гарантирует высокий уровень её реализации. Все преподаватели имеют специальное образование. Преподаватели раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации. Ведут активную творческую деятельность. Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовывать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагает: - дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; - демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и ребенка. Применяемые средства обучения: - печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература); - электронные ресурсы; - аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях); - наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные доски, интерактивная доска). Методическая деятельность. Регулярные выступления преподавателей ДШИ на педагогических и методических советах, как отражение постоянной методической работы художественного отделения. Работа по совершенствование общеразвивающих программ вариативной части учебного плана. Организация и проведение мастер классов различной направленности на базе ДШИ и в организациях различного ранга и уровня. Выступление и участие в конференциях различного уровня, связанных с тематикой эстетического воспитания, предпрофессионального и профессионального художественного образования. Совершенствование методического фонда школы. Совершенствование фонда оценочных средств. IV. Список литературы 1. Анофриков, П. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия ”Поиск“ / П.И.Ануфриков. – Новосибирск, 2008. 2. Анофриков, П. Принципы работы детской студии мультипликации ∕ П.Анофриков. Методическое пособие детской киностудии ”Поиск“. – Новосибирск, 2009, 13 с. 3. Асенин, С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации ∕ С. Асенин. ‒ М.: Искусство, 2004. 4. Больгерт, Н. Мультстудия ”Пластилин“. Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками ∕ Н.Больгерт. ‒ М.: Робинс, 2012. 5. Велинский, Д. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие детской киностудии ”Поиск“ / Д.Велинский. – Новосибирск, 2014. 6. Габриэль, М. Практический курс рисования. Рисунок и живопись: Техники, упражнения и приемы шаг за шагом / М.Габриэль. – Харьков, Белгород. 2010. 7. Иткин, В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия ”Поиск“ / В. Иткин. – Новосибирск, 2006. 8. Красный, Ю. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный. ‒ М.: 2007. 9. Крыжановский, Б. Искусство мультипликации ∕ Б.Крыжановский. – Киев: Мистецтво, 2011. – 118 с. 10.Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95 11.Визер В.В.: Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.: Питер, 2006 12.Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001. 13.Иттен И. Искусство формы. М., 2001. 14.Иттен И. Искусство цвета. М., 2001. 12.Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.,1992. 15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006. 16.Лушников Б.В.: Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М.: Владос, 2006 17.Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007. 18.Беленький, А.А. Фотография. Школа мастерства / А.А.Беленький. – СПб.: Питер, 2006. 19.Блюмфельд, В.П. Из истории фотографии / В.П.Блюмфельд. – М.: Знание, 1988. – 56 с. 20.Дыко, Л.П. Фотокомпозиция / Л.П. Дыко. – М.: Искусство, 1962. – 260 с.