ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы изобразительного творчества»
Возраст обучающихся – 10 – 12 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.

Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Основы изобразительного творчества»
разработана
входит
в
обязательную
часть
дополнительной
общеобразовательной программы в области анимационного искусства. Курс
«Основы изобразительного творчества» разработана на основе возрастных
особенностей
обучающихся
поступившие
на
дополнительную
образовательную программу ”Анимационное искусство“ и строится на
раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно
усложняется с каждым годом обучения.
Основной целью программы «Основы изобразительного творчества» формирование у учащихся знаний, умений и навыков изобразительного
искусства, основ цветоведения и композиции.
Программа «Основы изобразительного творчества» тесно связана с
программами по мультипликации, режиссуре и истории анимации. В каждой
из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы.
2. Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 4 года в рамках дополнительной
общеобразовательной программы «Анимационное искусство».
Программа предназначена для детей 7-12 лет.
Аудиторные занятия по предмету – 2 учебных часа в неделю.
3. Цели и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Основы изобразительного творчества» является
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков,
а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Основные задачи учебного предмета «Основы изобразительного творчества»:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:

- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знаний разнообразных техник живописи;
- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умений видеть и передавать
пространственновоздушной среды;

цветовые

отношения

в

условиях

- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыков в использовании основных техник и материалов; - навыков
последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
4. Форма проведения учебных занятий.
Занятия и консультации по предмету «Основы изобразительного
творчества» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых
групповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая
продолжительность уроков – 40 минут с учетом норм СанПиН.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами, дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия.
Основной формой проведения занятий является урок комбинированного
типа.
5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации.
При
реализации
программы
учебного
предмета
«Основы
изобразительного творчества» с нормативным сроком обучения 4 года
составляет 136 часов.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды
аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым
работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по
определенной теме посредством готовых работ;

промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие:
итоговый просмотр (контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II
полугодии).
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и
используются следующие методы обучения:

реализации

задач

предмета

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
•эмоциональный
впечатления).

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фордам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающийся может пользоваться Интернетом с
целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть
оснащена мольбертами, компьютером.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого года обучения (1-й класс)
№

Наименование раздела, темы
I полугодие

Вид
учебного
занятия

Аудиторные
занятия

1

Характеристика цвета

урок

2

2

Характеристика
цвета.
Теплые
холодные цвета
Характеристика цвета. Три основных
свойства цвета.
Приемы
работы
с
акварелью
(заливка, мазок)
Приемы работы с акварелью (посырому)
Приемы
работы
с
акварелью
(основные приемы)
Нюанс.

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

4

урок

4

Световой контраст (ахроматический
контраст). Гризайль.
Цветовая
гармония.
Полярная
гармония.
Трехцветная
и
многоцветная
гармонии.
Локальный цвет и оттенки цвета

урок

4

урок

4

урок

4

урок

4

3
4
5
6
7
8
9
10
11

II полугодие
12

Гармония по общему цветовому тону

урок

4

13

Цветовая среда

урок

4

14

Цветовой контраст

урок

4

15

Цветовой контраст (хроматический)

урок

6

16

урок

6

17

Контрастная
гармония
(на
насыщенных цветах)
Гармония по общему цветовому тону

урок

6

18

Фигура человека

урок

4
68

Первый год обучения
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и
хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение
упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с
основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование
акварели, бумаги формата А4.

2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с
переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от
желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление
знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья».
Использование акварели, бумаги формата А4.
4. Тема. Приемы работы с акварелью (заливка, мазок). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок).
Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги
формата А4.
5. Тема. Приемы работы с акварелью (по-сырому). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a
la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги
различных форматов.
6. Тема. Приемы работы с акварелью (основные приемы). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование
лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.
7. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах.
Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок,
сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и
горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели,
бумаги формата А4.
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт.
Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых
предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А4.
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая
гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов
или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтыйфиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги
различных форматов.

10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых
отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в
декоративноплоскостном
варианте,
в
многоцветной
гармонии.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
11. Тема. Локальный цвет и оттенки цвета. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт
из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование
акварели, бумаги различных форматов.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы
(кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на
нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
13. Тема. Цветовая среда. Влияние цветовой среды на предметы. Передача
формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный
натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
14. Тема. Цветовой контраст. Влияние цветовой среды на предметы. Понятие
«цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с
фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных
форматов.
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на
предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с
фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение
различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и
тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения.
Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы
различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов.
Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном
фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

18. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой
фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с
натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги
формата А4.
Учебно-тематический план второго года обучения (2-й класс)
№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Аудиторные
занятия

I полугодие
1

Гармония по общему цветовому тону

урок

4

2

урок

4

урок

6

4

Контрастная гармония (на ненасыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на насыщенных цветах)
Гармония по насыщенности

урок

4

5

Контрастная гармония

урок

2

6

Световой
контраст
(ахроматический).
Гризайль.
Гармония по светлоте и насыщенности

урок

6

урок

6

3

7

II полугодие
8

Фигура человека

урок

2

9

Гармония по общему цветовому тону

урок

6

10 Гармония по насыщенности и светлоте

урок

6

11 Гармония по насыщенности и светлоте

урок

6

12 Гармония по общему цветовому тону.
Нюанс.
13 Гармония по насыщенности

урок

2

урок

6

14 Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

6
68

Второй год обучения
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с
плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне.
Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие
представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы
предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или
грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная
живопись), бумаги формата А3.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений.
Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов
насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование
акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной
среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов
работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
5. Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых
отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по
форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени,
взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме
и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача
светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти
конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и
пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов
(кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом
освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели,
бумаги различного формата.
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых
отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета
предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи
с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и

т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне
без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги
формата А3.
8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности
образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного
решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной
моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах).
Использование акварели, бумаги формата А3.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать
цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при
помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка,
мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная
работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая
цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на
предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины
пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без
складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).
Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на
светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»),
бумаги формата А3.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков
передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла.
Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и
цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых
отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой.
Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков.
Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным
эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата
А3.

14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление
полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в
натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка,
кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата А3.
Учебно-тематический план третьего года обучения (3-й класс)
№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Аудиторные
занятия

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Фигура человека

урок

6

урок

10

урок

8

урок

4

5

Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на ненасыщенных цветах)
II полугодие

урок

4

6

Гармония по общему цветовому тону

урок

8

7

Контрастная гармония на ненасыщенных
цветах
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
Гармония по светлоте

урок

10

урок

8

урок

8

Контрольный урок

урок

2

I полугодие
1
2
3
4

8
9

68

Третий год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие
колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование
различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с
контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги
формата А3.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие
представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета.

Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких
различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная
акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение
цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта,
контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на
темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.
4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная
передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели,
бумаги различных форматов.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы
в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели,
бумаги формата А3.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического
решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта,
передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом
птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные
отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом
на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск
выразительного живописно-пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в
сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование
акварели («по сырому), бумаги формата А2.
9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной
работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом.
Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата
А2.

Учебно-тематический план четвертого года обучения (4-й класс)
№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Аудиторные
занятия

урок

8

урок

10

урок

10

урок

6

урок

10

6

Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на
ненасыщенных
цветах)
Гармония по насыщенности и светлоте

урок

10

7

Нюансная гармония

урок

10

8

Фигура человека

урок

4

I полугодие
1
2

3
4

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на
ненасыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
Гармония по общему цветовому тону
II полугодие

5

68

Четвертый год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и
декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного
предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А3.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка
формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных
техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету
драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).
Использование акварели, бумаги формата А2.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное
ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с

акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным
предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике
полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд
драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного
формата.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание
нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере
(венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели,
бумаги различного формата.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение.
Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых
пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и
различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2.
7. Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение
длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического
решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры
человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,
«За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3.
Содержание учебного процесса
Программа учебного предмета «Основы изобразительного творчества»
составлена с учетом принципов наглядности, последовательности и
доступности. В данную программу включены задания по декоративной
живописи. Содержание программы учебного предмета «Основы
изобразительного творчества» построено с учетом возрастных особенностей
детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и
формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу
формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости. В задания на декоративный

рисунок результатом работы во взаимосвязи между восприятием природы и
декоративным отображением действительности. Между рисование с натуры
и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе
с натуры изображение природных форм в разных положениях и с
различными светотеневыми отношениями, то в декоративном рисовании эти
формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива условно, стилизованно, обобщая изображаемые фигуры с помощью условных
приемов.
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы
работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В
старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Задания первого класса знакомят
учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов,
приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения
последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции,
конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между
предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения
цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры
предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
решения, передачу материальности и пространства, построения более
сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и
колористическом решении, решение пространства и цельности.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы
над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы. Формы промежуточной аттестации:
• зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
грамотно
передавать
материальность
зеркальнопрозрачных поверхностей.
3 год обучения

простых

мягких

и

- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи.
4 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных
критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов
критериев.
Методическое обеспечение учебного процесса
Обучение по данной программе построено, в основном, на рисовании с
натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь
принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого
натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа
предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников классиков.
3. Выбор техники исполнения.

4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными или гуашевыми красками.
Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для
лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- стилизация и декоративные зарисовки предметов быта и природных форм;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд
работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.
Список литературы
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные
программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003

3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.:
Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.:
Арт-Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:
СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. - М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996
15. Проект примерной программы по учебному плану ПО.01.УП.02,
ПО.01.УП.05. Живопись. Москва 2012.
16. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007
17. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и
изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
18. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
19. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
20. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1974


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».