ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 «26» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» _____________В.В. Чунина «01» сентября 2023г. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Подготовительный класс» Возраст обучающихся 6,6 -7 лет Срок реализации – 1 год г. Полярные Зори 2023 Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Разработчик – Чикнизова Елена Гаврошевна, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори». Рецензент – Чунина Валерия Валерьевна, преподаватель хоровых дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Подготовительный класс» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства культуры Российской Федерации от 02.06.2021 № 754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел"; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»; Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. Направленность программы – художественная. Данная программа способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с произведениями искусства, и предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую школу искусств на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства. Её целесообразность обусловлена тем, что музыкально-эстетическое воспитание, при методически правильном педагогическом воздействии, дает более эффективные и устойчивые результаты в развитии музыкальных способностей детей. Программа учитывает психофизические возможности детей раннего возраста, направлена на выявление музыкальных способностей и возможностей ребенка, формирование его творческих и исполнительских навыков, а также на подготовку к обучению в 1 классе школы искусств. Срок реализации программы – 1 год. На обучение по программе принимаются дети 6 – 7 лет. Приём осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Настоящая программа разработана с целью определения способностей и возможностей ребенка, обогащения его духовного мира, а также решения задач овладения навыками учебной деятельности при реализации образовательной программы. Образовательная программа способствует формированию эстетических навыков, приобретению детьми опыта творческой деятельности в раннем детском возрасте, что является частью общего развития ребенка. Цель программы: создание развивающей среды, способствующей художественноэстетическому воспитанию, раскрытию творческого потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры ребёнка. Задачи программы: приобретение детьми в процессе освоения разных видов деятельности положительного эмоционального опыта, умения слушать и слышать музыку, эмоционально откликаться на нее; приобретение детьми первого опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности; формирование у детей мотивации к дальнейшему музыкальному обучению; воспитание у детей культуры общения; развитие у детей личностных качеств, позволяющих быть успешными в любой деятельности; формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства. Методы обучения: Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения: игровой; наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация); практический. В процессе реализации программы преподавателями используются особые методы художественной педагогики: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений; метод творческих заданий. 2. Планируемые результаты освоения программы Содержание программы со сроком обучения 1 год обеспечивает художественноэстетическое развитие личности в самом раннем возрасте и приобретение ею в процессе освоения ОП мотивации к занятиям творчеством. При определении результата освоения программы необходимо учитывать развитие у обучающихся следующих элементов в области начальной исполнительской подготовки. Специальность (музыкальный инструмент): знание устройства музыкального инструмента; знание основ правильной посадки и постановки рук; знание основных способов звукоизвлечения; умение различать характер музыки в пределах начальной подготовки; умение исполнять самостоятельно простые песни и пьески. Сольфеджио: воспитание эстетического чувства и художественного вкуса; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, чувства лада, метроритма; умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры. Хор: знание основных навыков исполнения музыкальных произведений; знание основных дирижерских жестов; умение использовать выразительные средства художественного образа; владение начальными навыками публичных выступлений. Уже на начальном этапе обучения ребёнок может приобретать навыки публичных выступлений. Это участие в классных концертах, творческих просмотрах, академических концертах. 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса Учебный план включает перечень учебных предметов, их трудоёмкость и последовательность изучения (Приложение 1). 2. График образовательного процесса соответствует содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности учебного года. 1. 4. Критерии оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся Для детей, обучающихся по программе, действует пятибалльная система оценивания. Контроль направлен на организацию учебной дисциплины, имеет воспитательные цели и носит стимулирующий характер. В нём учитываются: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности; темпы продвижения. В качестве средств контроля используются контрольные уроки. 5. Программа творческой, методической и культурно- просветительной деятельности Реализация программы предусматривает разработку и выполнение программы (планов) творческой, методической, просветительской деятельности, которые принимаются педагогическим советом школы. Творческая деятельность. Цель: создание условий для поддержки и активизации личностного роста, самоопределения и самореализации детей. Задачи: организация творческой деятельности детей путём проведения творческих мероприятий, в том числе совместно с другими образовательными организациями; создание ситуации успеха как фактора, стимулирующего творческое формирование личности учащегося. Формы: классные концерты преподавателей; тематические и отчётные концерты; праздничные мероприятия. Результативность: сохранение контингента за счёт вовлечения учащихся в активную творческую деятельность, способствующую укреплению мотивации к обучению; развитие творческих способностей учащихся; приобретение учащимися опыта творческой деятельности. Культурно-просветительская деятельность. Цель: приобщение учащихся к деятельности, направленной на создание, сохранение, распространение культурных ценностей. Задачи: создание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; популяризация эстетического образования среди подрастающего поколения; привлечение новых учащихся. Формы: тематические мероприятия; посещение концертов, спектаклей. выставок, Результативность: активизация познавательного интереса учащихся; формирование духовно-нравственных качеств личности; увеличение контингента учащихся. Методическая деятельность. Цель: совершенствование профессионального мастерства преподавателей как условие повышения результативности дополнительного образования в области музыкального искусства. Задачи: создание информационного ресурса учебно-методической литературы по программе; обобщение и внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта. Формы: педагогический совет; участие в работе межмуниципального методического объединения; участие преподавателей в мастер-классах, открытых занятиях по реализации новых педагогических технологий, семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах; самообразование. Результативность: создание преподавателями учреждения методических материалов и представление их на различных уровнях; решение общих проблем и затруднений в сфере дополнительного образования по итогам обмена опытом с другими учреждениями; высокие результаты успеваемости учащихся. 6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими специальное среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу. ДШИ имеет необходимый перечень учебных аудиторий, библиотеку, натюрмортный фонд и методический фонд. Библиотечный фонд школы укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, электронными изданиями. Материальнотехническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Приложение 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Подготовительный класс» (для обучающихся, поступивших в возрасте 6-7 лет) на 2023 – 2024 учебный год Срок реализации – 1 год № п/п Наименование учебного предмета Количество учебных часов в неделю 2 Всего учебных часов за период обучения 68 1. Специальность 2. Сольфеджио 2 68 3. Хор 1 34 ИТОГО 5 170 Примечание к учебному плану: 1. Программа предназначена для детей 6 -7 лет. 2. Учебный год составляет 9 полных месяцев (с сентября по май, за исключением праздничных дней и каникул внутри учебного года). 3. Форма проведения учебных занятий – индивидуально-групповая. 4. Итоговая аттестация не предусмотрена.