Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим советом МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 «26» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» _____________В.В. Чунина «01» сентября 2023г. Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО и ЛЕПКА» дополнительной общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» для детей дошкольного возраста 4-6 лет Срок освоения программы – 1 год Разработчики: преподаватели художественных дисциплин Т.А. Кулецкая, Сизова Н.А. Полярные Зори 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список рекомендуемой литературы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного деятельности» рисование» предмета разработана «Основы на основе изобразительной «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительной деятельности в детских школах искусств. В Характеристика учебного предмета его место и роль в образовательном процессе основу реализации данной программы легли следующие нормативно-правовые документы: Изобразительная деятельность (рисование, лепка) приобщает ребенка к миру красоты, способствует формированию гармоничной личности, развивает творческое начало. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников с учетом возрастных ступеней. Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно – нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционально оценивания. Доминирующие значение имеет направленность курса на развитие эмоционально ценностного отношения ребенка к миру, его духовно - нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально – ценностного, художественно творческой эстетического деятельности станут восприятия основой мира и отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для художественных создания материалов выразительного и техник, образа. Разнообразие используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В программе представлены два вида художественной деятельности детей: рисование и лепка. Занятия по рисованию и лепке чередуются по месяцам. Такое построение программы создает благоприятные условия для развития ребенка, позволяя сосредоточиться на довольно длительное время на определенном виде творчества. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Гибкое соединение элементов заданий способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Срок Срок реализации учебного предмета реализации учебного предмета - 1 год дополнительной общеразвивающей программы «Ранее в рамках эстетическое развитие». Занятия по рисованию и лепке с детьми 4 -6 лет, проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия – 1,5 академических часа 40-45 минут; 23 занятия, рассчитанных на учебный год (с сентября по май). Объем учебного времени Вид учебной Всего Затраты учебного времени деятельности часов 1 Годы обучения Полугодия 1 Аудиторные занятия в часах 17,5 2 17 3 34,5 Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма занятий - групповая, количество человек в группе – до 10 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цели и задачи учебного предмета Цели: Воспитание эстетических чувств, интересу к изобразительному искусству; Развитие воображения, желания и умения подходить к восприятию искусства и окружающего мира; Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных – их роли в жизни человека и общества; Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в разных видах художественно-творческой деятельности различными художественными материалами. Задачи: Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). Приобретение детьми опыта творческой деятельности. Овладение детьми духовными и культурными ценностями своего народа. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Методы обучения Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах и выставках); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Описание материально – технических условий реализации учебного предмета Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебнометодической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству и образцами работ методического фонда изобразительного отделения. Кабинет оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями. II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Основы изобразительной деятельности» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления. Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Осень Золотая», «Что у осени в корзинке», «Мой дом, моя комната», «Зима», «Сказки», «Профессии», «Весна», «В мире животных», «Летние каникулы». Предмет «Основы изобразительной деятельности» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительной деятельности. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память. Учебно-тематический план № заня тия Материал и способ передачи замысла Тема занятия Колво часов «Осень Золотая» 1 В осеннем лесу Рисование кистью. Гуашь. 1 2 Что у осени в корзинке. Рисование кистью. Гуашь. 1 3 Перелетные и оседлые птицы. Рисование цветными карандашами 1 4 Осенние листья Отпечатки листьев. Гуашь. 1 «Что у осени в корзинке» 1 Ягоды Налеп из пластилина 1 2 Гриб Лепка из пластилина 1 3 Осень Налеп из пластилина 1 4 Части лица Лепка из пластилина 1 «Мой дом, моя комната» Рисование ватными 1 Любимая чашка 2 В гостях у сластены 3 Одеяло для Надюши 4 Моя зимняя шапка палочками. Гуашь. Рисование цветными карандашами Рисование фломастерами. Рисование кистью. Гуашь. «Зима» 1 1 1 1 1 Снежинка Налеп из пластилина 1 2 Зайка беленький Лепка из пластилина 1 3 Новогодняя гирлянда Налеп из пластилина 1 4 Елочка зеленая Лепка из пластилина 1 Рисование фломастерами 1 «Сказки» 1 Филимоновская лошадь Тычек жесткой 2 3 Котенок полусухой кистью. Гуашь. Тычек жесткой полусухой кистью. Колобок 1 1 Гуашь. «Профессии» 1 Теремок Налеп из пластилина 1 2 Узор на тарелочке Налеп из пластилина 1 3 Самолет Лепка из пластилина 1 4 Повар Лепка из пластилина 1 «Весна» 1 Матрешка Рисование кистью. Гуашь. 2 Веточка мимозы Рисование кистью и ватной палочкой. Гуашь. 3 Комнатные цветы Рисование цветными карандашами 1 1 1 4 Рисование восковыми Рыбка мелками и акварелью 1 «В мире животных» 1 Удав Лепка из пластилина 1 2 Звездное небо Налеп из пластилина 1 3 Утенок Лепка из пластилина 1 4 Поросенок Лепка из пластилина 1 «Летние каникулы» 1 Любимая игрушка 2 Бабочка 3 На закате 4 Лужок Рисование цветными карандашами Рисование кистью. Гуашь. Рисование кистью. акварель Рисование гуашью 1 1 1 1 35 Содержание разделов и тем «Осень Золотая». Занятие № 1. «В осеннем лесу» Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж. Знакомство с основными приемами работы с кистью. Техника исполнения: гуашь. Занятие №2. «Что у осени в корзинке». Учить детей передавать образ различных овощей, с использованием заданных геометрических форм. Познакомить с кисточкой, учить технике раскрашивания округлых форм. Развивать творческое воображение, умение создавать целостный образ с помощью мелких деталей. Техника исполнения: гуашь. Занятие №3. «Перелетные и оседлые птицы». Закреплять умение передавать художественный образ. Развивать умения правильно держать карандаш при рисовании. Расширять знания о перелетных птицах. Развивать мелкую моторику рук. Техника исполнения: цветные карандаши. Занятие №4. «Осенние листья». Закреплять навыки печатания растениями Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Закреплять навыки аккуратной работы кистью и красками. Воспитать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Техника исполнения: Печать листьев (листья, гуашь) . «Что у осени в корзинке». Занятие №1. «Ягоды». Учить детей скатывать шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму для предмета. Техника работы: налеп из пластилина. Занятие №2. «Гриб». Учить детей скатывать из пластилина столбик и соединять его с расплющенным шаром. Техника работы: лепка из пластилина. Занятие №3. «Осень». Продолжать учить скатывать тонкие столбики из пластилина, отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, растирая их на картоне, создавая нужную форму предмета. Техника работы: налеп пластилина. Занятие №4. «Части лица». Знакомимся с пропорциями лица человека. Учить детей лепке шарообразной формы круговыми движениями ладоней. Создавать образа колобка при помощи дополнительно вылепленных частей: глаз, носа, щек и рта. Техника работы: лепка из пластилина. «Мой дом, моя комната». Занятие №1. «Любимая чашка». Познакомиться с техникой рисования ватной палочкой. Закреплять навыки аккуратной работы. Развивать творческую активность, самостоятельность Техника работы: Рисование ватными палочками. Гуашь. Занятие №2. «В гостях у сластены». Расширять знания детей о продуктах питания. Развивать мелкую моторику. Воспитание художественного вкуса. Техника работы: Рисование цветными карандашами. Занятие № 3. «Одеяло для Надюши». Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров. Техника исполнения: фломастеры. Занятие № 4. «Моя зимняя шапка». Рисование гуашью на силуэте шапочки узоров и орнаментов. Техника исполнения: гуашь. «Зима». Занятие № 1. «Снежинка». Продолжать учить скатывать колбаски и и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа. Развивать мелкую моторику пальцев и воображение. Техника работы: налеп из пластилина. Занятие № 2. «Зайка беленький». Упражняться в умении соединять части поделки, прижимая их друг другу. Развивать точность и координацию движений. Техника работы: лепка из пластилина. Занятие № 3 «Новогодняя гирлянда». Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости гирлянду. Продолжать учить украшать изделие мслкими деталями. Развивать творчество. Техника работы: налеп из пластилина. Занятие № 4. «Елочка зеленая». Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками. Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длинны в определенной последовательности. Техника работы: лепка из пластилина. «Сказки». Занятие № 1. «Филимоновская лошадь». Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных). Техника работы: Рисование фломастерами. Занятие № 2. «Котенок». Рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, развивая мелкую моторику рук. Расширять знание о животных. Воспитывать любовь к животным Техника работы: Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь. Занятие № 3. «Колобок». Закрепить умения рисовать способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, развивая мелкую моторику рук. Техника работы: Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь. «Профессии». Занятие № 1. «Теремок». Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту. Техника работы: Налеп из пластилина. Занятие № 2. «Узор на тарелочке». Украсить гжельским узором нарисованную тарелочку. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости узор на плоскости. Техника работы: Налеп из пластилина. Занятие № 3. «Самолет». Продолжать учить раскатывать на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражняться в использовании стеки. Развивать мелкую моторику рук. Техника работы: лепка из пластилина. Занятие № 4. «Повар». Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу. Продолжать знакомить с профессией повара. Развивать мелкую моторику пальцев и мышление. Техника работы: лепка из пластилина. «Весна». Занятие № 1. «Матрешка». Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушки по шаблону и украшение узорами. Техника работы: Рисование кистью. Гуашь. Занятие № 2. «Веточка мимозы». Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы ватной палочкой. Воспитывать любовь к близким людям. Техника работы: Рисование кистью и ватной палочкой. Гуашь. Занятие № 3. «Комнатные цвет». Учимся рисовать вместе с педагогом с натуры – от общей формы к деталям. Техника работы: Рисование цветными карандашами. Занятие № 4. «Рыбка». Учить детей рисовать рыбку и закрашивать ее восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Техника работы: Рисование восковыми мелками и акварелью. «В мире животных». Занятие №1. «Удав». Закреплять умение раскатывать из пластилина длинную колбаску, зауженную книзу. Продолжать учить украшать изделие при помощи барельефа. Техника работы: Лепка из пластилина. Занятие № 2. «Звездное небо». Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилана и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок. Техника работы: Налеп из пластилина. Занятие № 3. «Утенок». Закреплять умение детей в соединение частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами. Техника работы: Лепка из пластилина. Занятие №4. «Поросенок». Учить создавать нужный образ из пластилина. Упражняться в умении соединять части, прижимая их друг другу. Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев. Техника работы: Лепка из пластилина. «Летние каникулы». Занятие № 1. «Любимая игрушка». Развивать умение детей задумывать и передавать изображение предмета при помощи цветных карандашей. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение. Техника работы: Рисование цветными карандашами. Занятие № 2. «Бабочка». Учить детей самостоятельно рисовать предмет, состоящий из симметричных частей. Учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. Развивать творчество, воображение. Техника работы: Рисование кистью. Гуашь. Занятие № 3 «На закате». Учить детей особенностям природы на закате. Учить доводить предметы до нужного образа с помощью кисточки. Техника работы: Рисование кистью. Акварель. Занятие №4 «Лужок». Учить детей передаче воздушно-пространственной перспективы через цвет и размеры предметов. Техника работы: Рисование кистью. Гуашь. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной деятельности» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • проявление интереса к рисованию разными способами; • умение изображать простые предметы; • знание о форме предметов (круглая, овальная квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей; • умение создавать несложную повторяющихся и разных предметов. сюжетную композицию из • умение создавать сюжетную композицию из предметов, добавлять к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег); • • умение располагать сюжет на всем листе бумаги; умение смешивать краски основных цветов для получения дополнительных оттенков и умение правильно подбирать цвета для изображения предметов; • умение получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами; • умение использовать в рисовании разнообразные цвета; • умение правильно держать кисть, карандаш, фломастер; • навык набирать краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в баночке, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки; • умение проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии; • умение неотрывно закрашивать в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении; • умение закрашивать рисунок краской, проводя линии в одном направлении, ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура; • умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить по величине; • знание нетрадиционных техник рисования; • умение отламывать от большого куска пластилина небольшие кусочки; • умение скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарик; • умение скатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски; • умение надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху; • умение размазывать пластилиновые шарики по картону; • умение прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки; • умение прищипывать мелкие детали; • умение сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями; • умение сглаживать соединения частей; поверхность вылепленной фигуры, места • умение наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне; • • умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина; владение приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев. • навык использования стека. • • навыки украшения поделки узорами при помощи стека. навык содержать свое место в порядке; IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Учет успеваемости учащихся подготовительного отделения проводится преподавателем на основе текущей группой деятельности учащихся. Повседневно оценивая каждого учащегося педагог опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка прежде всего анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. Формы и методы контроля: отчетные выставки по окончании четверти. Оценочные критерии: словесные оценки (молодец, умница) данная система оценки качества исполнения является основной. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для детей 4-6 лет. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсновыставочной деятельности. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив Средства обучения материальные: - учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью; - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы); наглядно – плоскостные: - образцы; - схемы; - шаблоны, трафареты; - альбомы, фотографии лучших работ; - перспективные тематические планы; - конспекты занятий; - фонотека. демонстрационные: - муляжи, чучело натюрмортный фонд; птицы, гербарии, демонстрационные модели, VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011. 3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011. 4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999. дошкольниками по 5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999. 6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008. 8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011. 10.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 12.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011. 13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000. 15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. 16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Литература для детей: 1.Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007. 2.Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988. 3.Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 4.Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 5.Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 6.Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г 7.Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г. 8.Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г. 9. Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город». 10. Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город». 11.Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» » Издательство «Белый город».