Музыка 3-4 года

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори
с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
Протокол № 1
«26» августа 2023г.

Директор
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
_____________В.В. Чунина
«01» сентября 2023г.

Рабочая программа по учебному предмету
«МУЗЫКА»
дополнительной общеразвивающая общеобразовательная программа
художественной направленности

«Раннее эстетическое развитие»
для детей дошкольного возраста (3-4 года)

срок реализации программы – 1 год

Полярные Зори
2023 год

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
Протокол № 1
«26» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
_____________В.В. Чунина
«01» сентября 2022г.

Разработчик:
Кириченко С.В., преподаватель высшей квалификационной категории по
классу фортепиано МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»
Рецензенты:
Варюхичева Т.В., заместитель директора по УВР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори»
Чернякова Л.П., зав. секцией преподавателей по классу фортепиано,
преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори»

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….

4-5

- характеристика учебного предмета
- срок реализации программы
- объём учебного времени, предусмотренный на реализацию предмета
- форма проведения аудиторных занятий
-цели и задачи программы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………

5-7

-разделы работы
- структура занятия
- основные методические принципы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………..

8

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК……………………

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………..

8-9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….
НОТНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………..

3

9
10-11

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 и на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ.
Учебный предмет «Музыка» является частью образовательной программы в
области раннего эстетического развития детей.
Актуальность разработки данной программы вызвана возросшим интересом
к раннему эстетическому развитию детей. Занятия музыкой в дошкольном
возрасте способствуют более успешному решению общих образовательных задач,
например, развитию речи, мышления, координации движений и т.д. Дошкольный
возраст является сензитивным периодом для формирования основ дальнейшего
музыкального развития: общей музыкальности, эмоциональной отзывчивости на
музыкальный материал.
Комплекс специальных (музыкальных) упражнений, проводимых через
органичную для детей игровую деятельность, позволяет ввести малышей в мир
музыки на раннем этапе развития. В данной программе использованы элементы
авторского способа Н.А. Бергер «Музыка для всех».
Срок реализации учебного предмета «Музыка» составляет 1год.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета, составляет 23
часа аудиторной нагрузки в год.
Общее количество учебных недель в учебном году

23

Общее количество часов аудиторной нагрузки в учебном году

23

Количество часов аудиторных занятий в неделю

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие.
4

Количественный состав группы (максимальная наполняемость): 10 человек.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Целью программы является создание условий для гармоничного развития
детей с учётом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей
средствами музыкального искусства.
Задачи:
- введение ребёнка в мир музыки посредством игровой деятельности;
- развитие элементов мелодического и гармонического мышления;
- формирование равномерной метрической пульсации как основы начального этапа
ритмовоспитания.
Содержание учебного предмета

Разделы работы
1. Включение активного слуха ребёнка (вводный раздел)
На начальном этапе необходимо вызвать интерес к звукам окружающего мира,
к звучащим предметам. Для этого детям предлагаются игры: «Как звучит наш
класс?», «Что за окном?», «Кто же в гости к нам пришёл?» и т.п. На этом же этапе
дети знакомятся с коллекцией немузыкальных звуков. Она представляет собой
коробочки или тканевые мешочки, наполненные мелкими камушками, сухими
листьями и т.п.
Следующей ступенью является знакомство с музыкальными звуками. Дети
вслушиваются в звучание музыкальных инструментов, воспроизводят звуки
самостоятельно на фортепиано и детских музыкальных инструментах, пытаются
интонировать элементарные попевки.
На следующем этапе и в течение дальнейшего обучения дети знакомятся с
различными характеристиками музыкального звука: долготой и высотой звучания,
тембром. Для этого прорабатываются следующие упражнения: «Музыкальные
клубочки», «Покатился звонкий мяч», «Чей это домик?», «Поющие рисунки» и т.п.
На занятиях происходит знакомство с различными музыкальными инструментами.
2. Развитие мелодического и гармонического слуха ребёнка
Развитие элементарных слуховых представлений ребёнка требует поэтапной и
систематической работы. Приобретённые навыки должны постоянно закрепляться.
На их основе выстраивается каждое последующее введение нового материала. Все
упражнения проводятся в игровой форме, знакомство с новыми созвучиями
5

предваряется «Сказками-минутками», формирующими эмоциональный настрой на
определённое звучание. В работе используются сенсорные карточки, краски,
иллюстрации, литературный материал, игрушки, музыкальная лестница.
Этапы работы:
- знакомство с музыкальным рисунком – мелодической линией, определение
на слух направления её движения, показ движения мелодии на музыкальной
лестнице, выполнение упражнений «Поющие рисунки»;
- знакомство с музыкальными красками – гармоническими созвучиями:
определение на слух мажорных и минорных созвучий, диссонансов и консонансов
(работа с сенсорными карточками), узнавание музыкальных картинок – интервалов
(секунды, большой и малой терций, кварты, большой и малой секст);
- составление музыкальных рассказов, историй и сказок с помощью
музыкальных и немузыкальных звуков на основе изученного материала на темы
«Прогулка по лесу», «Как зверятам зимой живётся», «О чём мы мечтаем», «Сказка о
старом колоколе» и т.п.
3. Ритмовоспитание
В данном разделе работы используются элементы авторского способа Н.А.
Бергер «Музыка для всех». Основной задачей является формирование устойчивой
равномерной метрической пульсации. На первом этапе осваивают четвертные
длительности и паузы, в конце учебного года ритмические рисунки усложняются
половинными и восьмыми длительностями. Для решения учебной задачи –
формирования навыка ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей,
используются разнообразные приёмы и упражнения, включающие прослушивание,
двигательный показ, дирижирование, проговаривание и запись музыкальных
«шагов». Итогом является чтение элементарных ритмических рисунков,
включающих четвертные длительности и четвертные паузы, их «исполнение» на
детских музыкальных инструментах.
4. Слушание музыки
В данном разделе работы выполняются следующие задачи: развитие
эмоциональной отзывчивости на прослушанный музыкальный материал,
расширение знаний ребёнка об окружающем мире, развитие творческих
способностей и коммуникативных навыков, формирование культуры слушания
музыкального материала.

6

Музыкальный материал, используемый на занятиях с детьми дошкольного
возраста, должен ярко транслировать предполагаемый образ. Прослушивание
предваряется литературным материалом, театрализацией или иллюстрацией, чтобы
создать необходимое эмоциональное состояние у ребёнка.
Для работы в данном разделе могут быть использованы следующие
произведения:
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
А Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка»
И.С. Бах «Шутка» (флейта), «Маленькие прелюдии» (клавесин)
С.Прокофьев «Прелюдия до мажор» (арфа)
Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
П. Чайковский «Детский альбом», фрагменты из балета «Щелкунчик» и др.
Структура занятия
1. Упражнение для активизации слухового внимания.
2. Работа с песенным материалом (подпевание, определение направления
движения мелодии и его показ на музыкальной лестнице).
3. Двигательные упражнения, логоритмические игры, пальчиковая
гимнастика.
4. Упражнения для формирования звукового образа гармонических созвучий:
интервалов и аккордов.
5. Упражнения для развития равномерной метрической пульсации.
6. Слушание музыки.
7. Игровая деятельность.
Основные методические принципы
- объединение обучающего материала на занятии одной темой;
- преобладание игровых технологий;
- частая смена вида деятельности в течение занятия;
- повторяемость материала;
- вариативность темпа освоения учебного материала;
- поддержание положительного эмоционального фона в течение занятия.

7

Планируемые результаты
Планируемые
результаты
данного
модуля
общеразвивающей
общеобразовательной программы раннего эстетического развития детей
предполагают формирование начальных навыков и умений в области освоения
элементов музыкального языка.
В результате реализации
следующие результаты:

данного

модуля

программы

предполагаются

- формирование эмоциональной реакции на музыкальный материал;
- формирование элементов мелодического и гармонического мышления;
- формирование звукового образа гармонических созвучий;
- формирование ощущения равномерной метрической пульсации;
- освоение элементарных ритмических формул;
- освоение элементов музыкального языка.

Формы и методы контроля, система оценок
В связи с возрастными особенностями обучаемых, категории оценок не
употребляются. Для диагностики усвоения программы дошкольниками
используется такой метод как наблюдение.

Учебно-тематический план
Месяц

Октябрь

Ноябрь

Неделя

Название темы

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5неделя
6 неделя

«Звуки окружающего мира»
«Музыкальные и немузыкальные звуки»
« О чём рассказывает музыкальный звук»
«Музыкальный рисунок – мелодия»
« Поющие рисунки»
«Музыкальная лестница»
8

Декабрь
Январь

Февраль

Март

Апрель

7 неделя
8 неделя
9неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя

«Шаги в музыке»
«Весёлое и грустное настроение в музыке»
«Колючие и мягкие созвучия»
«Песенки на лесенках»
«Музыкальные краски»
«Сказка в музыке»
«Поиграем с паузами»
«О чём скрипка поёт?»
« Волшебная дудочка»
«Ритмическое эхо»
«Интервалы – музыкальные картинки»
«Музыкальная викторина»
«Я – дирижёр»
«Играем в оркестре»
«Волшебные колокольчики»
«Вот как мы умеем!» (диагностика)
Открытое занятие «Итоги обучения в группе
раннего эстетического развития»

Материально-технические условия для реализации программы
Средства, необходимые для реализации программы и организации
образовательной среды:
- материально-технические условия: учебная аудитория, соответствующая
требованиям санитарных норм и правил;
- дидактические материалы: наглядные учебно-методические пособия;
методическая, художественная, нотная литература;
- аудио- и видеотека;
- аудиоаппаратура, видеоаппаратура.

9

Нотная и методическая литература
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.:
Гуманит. изд., 2004
2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее
необходимых терминов и понятий. - М.: 1978
3. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.:
«ЛАДА», 2006
4. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для дошкольников. - Ярославль:
«Академия развития», 2005
5. Бергер Н..А. Современная концепция и методика обучения музыке. –
СПб.: КАРО, 2004
6. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л., Советский композитор,
1991
7. Бодраченко И., Музыкальные игры в детском саду. - М.: Айрис –
пресс, 2009
8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: ЛОИРО, 2000
9. Бырченко Т. С песенкой по лесенке: методическое пособие для
подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1991
10. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М.:
Детская литература, 1986
11. Выготский Л.С. Воорбражение и творчество в детском возрасте. –
М.,1991
12. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. - СПб, 2006
13. Давыдова Е. Сольфеджио: методическое пособие. - М.: Музыка, 1976
14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.:
Просвещение, 2005
15. Макшанцева И. Скворушка: сборник музыкально-речевых игр для
дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 1998
16. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский
композитор,1980
16. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. - М.:
Композитор, 2009
17. Роот З. Музыкально-дидактические игры. - М.: Айрис-пресс, 2005
17. Сиротина Т. Музыкальная азбука. - М.: Музыка, 2004
18. Скребцов Л. Волшебный мир музыки. - М.: Амрита-Русь, 2009
19. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. - М.:
Музыка, 1998
10

20. Ходонович Л.С. Весёлые игры с музыкальными звуками и
инструментами. - М.: Национальный институт образования, 2012
21. Щербакова Н. Музыкальный сундучок. - М.: Обруч, 2012
22. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сб.
статей под ред. Л.А.Баренбойма. - М.: 1978

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».