Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО Педагогическим советом Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 _____________В.В. Чунина «26» августа 2023г. «01» сентября 2023г. Дополнительная общеразвивающая программа области музыкального искусства художественной направленности «РАНЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Срок реализации программы – 3 года Полярные Зори 2023 Пояснительная записка 1.1.Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие детей» является системой учебно-методических документов, сформированной для реализации данной программы в части: - содержания, структуры и условий реализации программы; - организации образовательного процесса; - промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Целью разработки программы является определение особенностей организации реализации программы, а также осуществление образовательной и методической деятельности при её реализации. 1.2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа эстетическое развитие детей» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - эстетическое воспитание детей в области музыкального искусства с раннего детского возраста; - привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию; - обеспечение принципа вариативности образования для различных возрастных категорий детей и молодежи, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. 1.3. Цели программы: - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; 3 - формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства. 1.4. Срок освоения Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Раннее эстетическое развитие детей» для детей в возрасте 3-6 лет составляет 3 года. 1.5. ДШИ г. Полярные Зори реализует Дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Раннее эстетическое развитие детей» со сроком обучения 3 года за счет средств физических лиц. 1.6. Прием на обучение по Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Раннее эстетическое развитие детей» со сроком обучения 3 года производится без предварительных прослушиваний и консультаций на основании заявления родителей (законных представителей). 1.7. Требования к условиям реализации Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы представляют собой систему требований к учебно методическим, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП. С целью обеспечения доступности и открытости образования, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно - нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности школа создает комфортную развивающую образовательную среду. 1.9 Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Раннее эстетическое развитие детей» со сроком обучения 3 года обеспечивается учебно методической документацией по всем учебным предметам. II. Планируемые результаты освоения программы Содержание Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Раннее эстетическое развитие детей» со сроком обучения 3 года обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности в самом раннем возрасте и приобретение ею в процессе освоения ОП мотивации к занятиям 4 творчеством. При определении результата освоения программы со сроком обучения 1 год необходимо учитывать развитие у обучающимися следующих элементов: 2.1. в области развития музыкальных способностей: - приобщение ребенка к миру музыки; - развитие интереса к музыкальным занятиям; - воспитание эстетического чувства и художественного вкуса. - восприятие музыкальных образов и формирование представлений об основах музыкального искусства; - знакомство с особенностями музыки; - обучение первичным основам музыкальной грамоты; - развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти; - развитие интереса к хоровой музыке и музыкальному творчеству; 2.2. в области речевого и художественно-эстетического развития: - комплексное развитие речи у детей; - расширение словарного запаса; - формирование звукового внимания, фонетического слуха, правильного произношения; - формирование представления об окружающем мире; - развития внимания и усидчивости; - формирование навыков учебной деятельности. - получение навыков рисования; - развитие мелкой моторики рук Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса III. Учебные планы; Учебный план группируется по следующим предметным областям: - учебные предметы в области развития музыкальных способностей - учебные предметы в области речевого развития - предмет по выбору 5 Раздел «Предмет по выбору» (музыкальный инструмент) основывается на традициях школы, формируется с участием родителей (законных представителей) и относится к области музыкального исполнительства (Приложение 1). IV. График образовательного процесса; График образовательного процесса (Приложение 2) соответствует содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности учебного года и основан на выполнении обязательств по оказанию образовательных услуг на основании договоров за счет средств физических лиц (учебный год составляет 23 учебные недели). V. Перечень и аннотации к программам учебных предметов (Приложение 3). VI. Система и критерии оценок, используемые при проведении аттестации учащихся В связи с возрастными особенностями обучаемых, категории оценок не употребляются. Для диагностики усвоения программы дошкольниками используется такой метод как наблюдение. VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ г. Полярные Зори является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди обучающихся и их родителей, приобщение их к духовным ценностям. С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в школе создаются учебные творческие коллективы (ансамбли, хоры, вокальные группы, 6 инструментальные коллективы, оркестры). Деятельность коллективов осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени. Творческая программа и культурно-просветительская программа: Для реализации творческой деятельности обучающихся по Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Раннее эстетическое развитие детей» со сроком обучения 3 года в группах платных образовательных услуг совместно с учащимися школы проводятся школьные представления и просветительские ученические концерты для воспитанников. Методическая программа: Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности («Институт развития образования» Мурманской области, а также в других учреждениях области и за её пределами). В ДШИ г. Полярные Зори созданы условия для взаимодействия с образовательным учреждением, реализующим профессиональные ОП в области музыкального искусства Мурманским колледжем искусств с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, использования передовых педагогических технологий. Работа ведется на постоянной основе в рамках двухстороннего договора. Педагогические работники школы осуществляют творческую и методическую работу. Преподаватели методической работе учреждения городского принимают активное методического участие объединения в плановой преподавателей «Музыкальное искусство». Преподаватели и учащиеся имеют возможность участвовать в мастер-классах ведущих преподавателей региона в области музыкального искусства. План мероприятий отражается в «Перспективном плане» работы Учреждения. 7 Приложение № 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ г. Полярные Зори Раннее эстетическое развитие детей «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (для детей, поступивших в возрасте 3 – 6 лет) Срок обучения 1 – 3 года План составлен на основании примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств М., 2003 год (письмо Министерства культуры Российской федерации от 23.06.2003г. № 66-01-16/32) № наименование предмета 1 Музыка 2 Ритмика (танец) 3 Хор ИЗО 4 Предмет по выбору (муз. инструмент) ИТОГО: Кол-во часов в неделю 1 1 1 1,5 1 5,5 Кол-во учебных недель 23 23 23 23 23 23 Всего часов 23 23 23 34,5 23 126,5 Примечание: Форма занятий — групповая. Предмет по выбору (музыкальный инструмент) вводится как индивидуальная форма обучения и предоставляется по заявлению родителей за отдельную плату. Наполняемость групп устанавливается в среднем от 7 человек. Продолжительность урока: - для детей до 4-х лет — 20 минут; - для детей 4 - 5 лет — 25 минут; - для детей старше 5 лет — 30 минут. Помимо преподавательских часов по специальным предметам, указанным в учебном плане, следует предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предметам хор, ритмика из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет. 8 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ г. Полярные Зори Раннее эстетическое развитие детей «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» (для детей, поступивших в возрасте 3 – 6 лет) Срок обучения 1 – 3 года План составлен на основании примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств М., 2003 год (письмо Министерства культуры Российской федерации от 23.06.2003г. № 66-01-16/32) № наименование предмета 1 Ритмика (танец) ИТОГО: Кол-во часов в неделю 3 3 Кол-во учебных недель 23 23 Всего часов 69 69 Примечание: Форма занятий — групповая. Наполняемость групп устанавливается в среднем от 7 человек. Продолжительность урока: - для детей до 4-х лет — 20 минут; - для детей 4 - 5 лет — 25 минут; - для детей старше 5 лет — 30 минут. Помимо преподавательских часов по специальным предметам, указанным в учебном плане, следует предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предмету ритмика из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет.