Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 ГОДА
н.п. Африканда
2025 год
1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная общеразвивающая программа в области
театрального искусства
разработана в соответствии с положениями,
статьями и пунктами:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О
лицензировании образовательной деятельности»;
- приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований
к
структуре
официального
сайта
образовательной
информационно-телекоммуникационной
сети
организации
«Интернет»
и
в
формату
представления на нем информации»;
- приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении
общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и
молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения
работ) государственным муниципальным учреждениям;
-
приказа
Минобрнауки
России
от
22.12.2014
г.
№
1601
«О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
- приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность»;
-
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России
от 18.11.2015 г. № 09-3242.
При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную деятельность, должны соблюдать требования:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
-
рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации.
Дополнительная общеразвивающая программа в области театрального
искусства определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути
реализации
образовательного
процесса,
оценку
качества
подготовки
выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график,
рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки
итоговой
аттестации
и
другие
учебно-методические
материалы,
обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.
Общеразвивающая
программа в области театрального искусства
направлена на:
выявление одаренных детей в области театрального искусства в
раннем детском возрасте;
создание
условий
эстетического
для
воспитания,
художественного
образования,
духовно-нравственного
развития
детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
театрального искусства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями
народов мира;
Дополнительная общеразвивающая программа в области театрального
искусства разработана с учетом занятости детей в общеобразовательных
организациях, т.е. параллельное освоение детьми общеобразовательных
программ и сохранения единства образовательного пространства Российской
федерации в сфере культуры и искусства.
Общеразвивающая программа в области театрального искусства
ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные
и культурные
ценности разных народов;
формирование
у
обучающихся
эстетических
взглядов,
нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями;
формирование
у
обучающихся
умения
самостоятельно
воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,
позволяющих
профессиональные
в
образовательные
театрального искусства;
дальнейшем
программы
осваивать
в
области
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии
с программными
требованиями
учебной информации, умению планировать свою домашнюю
работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку
своему
труду,
формированию
навыков
взаимодействия
с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Общеразвивающая программа в области театрального искусства
реализуется посредством:
-
личностно-ориентированного
образования,
обеспечивающего
самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной
личности, способной к успешной адаптации в условиях быстро меняющегося
мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную
траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей
программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии
достаточного уровня творческих способностей ученика, возможности его
перевода с дополнительной общеразвивающей программы на обучение по
предпрофессиональной программе.
С целью обеспечения доступности художественного образования
срок реализации общеразвивающих программ составляет 4 года (3 года 10
месяцев) для детей от 6 до 17 лет включительно.
Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей
программы в области театрального искусства представляют собой систему
требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)
и
всего
общества,
духовно-нравственного
развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ
создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая
возможность:
выявления и развития одаренных детей в области театрального
искусства в раннем детском возрасте;
организации творческой деятельности
обучающихся путем
проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей,
мастер-классов,
олимпиад,
творческих
вечеров,
театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности совместно с другими детскими школами искусств,
в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области театрального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства;
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся;
построения содержания общеразвивающей программы с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных
особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
Продолжительность учебного года с первого по четвертый класс составляет
39 недель. Продолжительность учебных занятий 34-35 недель.
С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Изучение
учебных предметов учебного плана осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых
занятий (численностью от 11 человек). Продолжительность академического
часа составляет 45 минут. Для учащихся
1-2 классов (возраст 6-7 лет)
продолжительность уроков может составлять 30 минут.
Дополнительная общеразвивающая
искусства
программа в области театрального
обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Внеаудиторная
(домашняя)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем. Внеаудиторная работа может быть использована на
выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности ОУ.
Для реализации общеразвивающей программы
самостоятельно:
- планируемые результаты освоения программы;
ОУ устанавливает
- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
- содержание и форму итоговой аттестации;
- систему и критерии оценок.
Материально-технические условия ОУ
достижения
обучающимися
обеспечивают возможность
результатов,
предусмотренных
общеразвивающей программой в области театрального искусства.
Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и
противопожарным
нормам,
нормам
охраны
труда.
ОУ
соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для
реализации
общеразвивающей
программы
ОУ
имеет
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов
и материально-техническое обеспечение:
концертный зал;
библиотеку;
помещения
для
работы
со
специализированными
материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятии;
костюмерную.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Основы актерского мастерства», «Художественное слово»,
«Беседы об искусстве» оснащаются
звукотехническим оборудованием,
видеоаппаратурой, учебной мебелью (досками, ширмами, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В
ОУ
созданы
условия
для
содержания,
своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита,
приобретения (пошива) костюмов.
Реализация общеразвивающей программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный
фонд
ОУ
укомплектован
печатными
и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам учебного плана.
Библиотечный
фонд
помимо
учебной
литературы
включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Реализация общеразвивающей программы
в области театрального
искусства обеспечена педагогическими работниками, имеющими среднее или
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее
профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, составляет 100 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование,
может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере,
или
образование
специалистами,
и
стаж
имеющими
практической
среднее
работы
профессиональное
в
соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую,
культурно-просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в три
года профессиональную переподготовку или повышение квалификации,
осуществляют творческую и методическую работу.
В ОУ созданы условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими
ОП в области театрального искусства, в том числе и профессиональные, с
целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов,
ведения
постоянной
методической
работы,
использования
передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации общеразвивающей программы в области
театрального искусства должны обеспечивать качество образования.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися ДОП в области
театрального искусства
При приеме на обучение по общеразвивающей программе в области
театрального
искусства
образовательное
учреждение
проводит
в
установленном порядке отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,
позволяющих
определить
наличие
способностей
к
художественно-
исполнительской деятельности.
Минимум содержания программы в области театрального искусства
обеспечивает
развитие
самореализации
значимых
подрастающего
для
образования,
поколения,
социализации,
интеллектуальных
и
художественно творческих способностей детей, их личностных и духовных
качеств.
Результатом
освоения общеразвивающей программы в области
театрального искусства является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знание основ техники безопасности при нахождении на сценической
площадке;
- умений использовать выразительные средства для создания образа
(пластика, выразительность поведения и т.д.);
навыков владения основами актерского мастерства;
навыков владения средствами пластической выразительности;
навыков публичных выступлений;
навыков
общения
со
зрительской
аудиторией
в
условиях
и
стилевых
театрального представления;
навыков тренировки физического аппарата.
в области историко-теоретической подготовки:
-
первичных
направлениях
знаний
в
об
области
основных
эстетических
театрального
искусства,
выдающихся
отечественных и зарубежных произведений в области театрального
искусства;
- знаний основных средств выразительности театрального искусства;
- знаний наиболее употребляемой театральной терминологии.
5. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
программы в области театрального искусства.
Оценка качества реализации общеразвивающей
программы в области
театрального искусства включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации могут использоваться контрольные работы, устные
опросы, письменные работы, тестирование, зачеты, контрольные просмотры,
концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде письменных
работ, устных опросов, просмотров сценических работ, театральных
постановок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разработаны ОУ самостоятельно с учетом рекомендаций. ОУ разработаны
критерии
оценок
промежуточной
аттестации
и
текущего
контроля
успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся созданы фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Разработанные
и
утвержденные
фонды
оценочных
средств
соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы в области
театрального искусства, учебному плану, обеспечивают оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по
каждому изучаемому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Освоение обучающимися общеразвивающей программы в области
театрального искусства завершается итоговой аттестацией, проводимой ОУ
Итоговая аттестация проводится в форме зачетов:
1) основы актерского мастерства
2)художественное слово
3) беседы об искусстве
По
итогам
зачетов
выставляется
оценка
«отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
зачетами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования
к
зачетам
определены
ОУ
самостоятельно.
При
прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
По окончании
освоения общеразвивающей программы в области
театрального искусства выпускникам выдается документ, разработанный ОУ
самостоятельно.
Система
оценок
в
рамках
промежуточной
аттестации
предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении:
«5»
-
отлично;
«4»
-
хорошо;
«3»
-
удовлетворительно;
«2»-
неудовлетворительно.
Критерии оценивания результатов усвоения общеразвивающей программы
в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации по
каждому предмету отражены в образовательных программах.
6. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Целями
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного учреждения является развитие творческих способностей
учащихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и
зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди
различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности
в ОУ создаются творческие коллективы (ансамбли, хоры, театральные и
танцевальные коллективы и т.д.).
Формы творческой и культурно-просветительской деятельности:
- организация творческой деятельности учащихся путем проведения
творческих мероприятий: конкурсов, фестивалей, концертов, творческих
выставок, презентаций и т.д.;
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими учреждениями;
- организация посещения учащимися учреждений и организаций культуры
(филармоний, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений СПО
и ВПО и т.д.).
В
ОУ
осуществляется
методическая
работа,
направленная
на
совершенствование образовательного процесса (в том числе образовательных
программ, форм и методов обучения).
Формы методической деятельности:
- курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка;
- участие в профессиональных конкурсах;
- организация и проведение ОУ методических мероприятий;
- выступления на мероприятиях методического объединения, семинарах,
конференциях и т.д.;
- разработка методических материалов (сборники, пособия, методические
разработки, учебные программы и т.д.);
- проведение открытых мероприятий;
- самообразование.