Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
СРОК ОСВОЕНИЯ – 4 ГОДА
н.п. Африканда
2025 год
Разработчик – Кравцова Юлия Анатольевна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ
г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда
Рецензент – Иванова Елена Владимировна, заведующий по учебно –
воспитательной работе МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», ДШИ н.п.
Африканда
1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная общеразвивающая программа в области
декоративно-прикладного
искусства
разработана
в
соответствии
с
положениями, статьями и пунктами:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О
лицензировании образовательной деятельности»;
- приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований
к
структуре
официального
сайта
образовательной
информационно-телекоммуникационной
сети
организации
«Интернет»
и
в
формату
представления на нем информации»;
- приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении
общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и
молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения
работ) государственным муниципальным учреждениям;
-
приказа
Минобрнауки
России
от
22.12.2014
г.
№
1601
«О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
- приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность»;
-
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России
от 18.11.2015 г. № 09-3242.
При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную деятельность, должны соблюдать требования:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
-
рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации.
Общеразвивающая
программа
в
области
декоративно-прикладного
искусства составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства
в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративноприкладного искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
предпрофессиональные
образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
-
выработка
восприятию
у
в
обучающихся
достаточном
личностных
объеме
качеств,
учебной
способствующих
информации,
умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью,
умению
давать
объективную
оценку
своему
труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата.
Минимум содержания дополнительной общеразвивающей программы в
области
декоративно-прикладного
искусства
обеспечивает
развитие
значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего
поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей
детей, их личностных и духовных качеств.
Общеразвивающая
программа
в
творчества реализуется посредством:
области
декоративно-прикладного
личностно-ориентированного
-
образования,
обеспечивающего
самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной
личности, способной к успешной адаптации в условиях быстро меняющегося
мира;
-
вариативности
образования,
направленного
на
индивидуальную
траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы
в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного
уровня творческих способностей ученика, возможности его перевода с
дополнительной
общеразвивающей
программы
на
обучение
по
предпрофессиональной программе.
С целью обеспечения доступности художественного образования срок
реализации общеразвивающих программ составляет 4 года
(3 года 10
месяцев) для детей от 6 до 17 лет включительно.
При
приеме
на
программе в области
обучение
по
дополнительной
общеразвивающей
декоративно-прикладного искусства
ОУ проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей
к
художественно-исполнительской
Дополнительно
поступающий
может
представить
деятельности.
самостоятельно
выполненную творческую работу.
Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного творчества представляют
собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью
достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)
и
всего
общества,
духовно-нравственного
развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ
создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая
возможность:
выявления и развития одаренных детей в области декоративноприкладного искусства;
организации творческой деятельности
обучающихся путем
проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей,
мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров,
театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности совместно с другими детскими школами искусств,
в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области декоративно-прикладного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного
развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства
и образования;
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся;
построения содержания общеразвивающей программы с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных
особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
Продолжительность учебного года с первого по четвертый класс составляет
39 недель. Продолжительность учебных занятий 34-35 недель.
С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Изучение
учебных предметов учебного плана осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых
занятий (численностью от 11 человек). Продолжительность академического
часа составляет 45 минут. Для учащихся
1-2 классов (возраст 6-7 лет)
продолжительность уроков может составлять 30 минут.
Дополнительная общеразвивающая
программа в области декоративно-
прикладного искусства обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным предметам.
Внеаудиторная
(домашняя)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем. Внеаудиторная работа может быть использована на
выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности ОУ.
Для реализации общеразвивающей программы
ОУ устанавливает
самостоятельно:
- планируемые результаты освоения программы;
- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
- содержание и форму итоговой аттестации;
- систему и критерии оценок.
Реализация
общеразвивающей
программы
в
области
декоративно-
прикладного искусства обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам
видеоматериалов, формируемым по
полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время аудиторной
и самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к
сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектован печатными и электронными
изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой
по
всем
учебным
предметам,
а
также
изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в
объеме, соответствующем требованиям общеразвивающей программы в
области декоративно-прикладного искусства. Основной учебной литературой
по учебным предметам историко-теоретической подготовки обеспечивается
каждый учащийся.
Библиотечный
фонд
помимо
учебной
литературы
включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
Реализация общеразвивающей программы в области декоративноприкладного
имеющими
искусства
среднее
обеспечена
профессиональное
педагогическими
и
высшее
работниками,
профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование,
должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере,
или
специалистами,
имеющими
среднее
профессиональное
образование
и
стаж
практической
работы
в
соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
освоение дополнительных ОП.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в три года
профессиональную
переподготовку
или
повышение
квалификации,
осуществляют творческую и методическую работу.
В ОУ созданы условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими
ОП в области декоративно-прикладного
профессиональные,
с
целью
искусства, в том числе и
обеспечения
возможности
восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного
искусства
должны
обеспечивать
качество
образования.
Материально-технические условия ОУ должны обеспечивать возможность
достижения учащимися результатов, предусмотренных общеразвивающей
программой в области декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническая
база
ОУ
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации общеразвивающей программы ОУ имеет необходимый
перечень
учебных
аудиторий,
специализированных
материально-техническое обеспечение:
кабинетов
и
выставочный зал;
библиотеку;
помещения
для
работы
со
специализированными
материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
мастерские;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятии.
ОУ имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов,
оснащены видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного
искусства
Минимум
содержания
декоративно-прикладного
общеразвивающей
искусства
программы
в
обеспечивает
области
целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе
освоения
образовательных
программ
художественно-
исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом
освоения
общеразвивающей
программы
в
области
декоративно-прикладного искусства является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знания основных средств выразительности декоративно-прикладного
искусства;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний
основных эстетических и стилевых направлений в
области декоративно-прикладного искусства;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного
искусства, народных художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного
искусства, народных художественных ремесел.
3. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
программы в области декоративно-прикладного искусства.
Оценка качества реализации общеразвивающей
декоративно-прикладного искусства
программы в области
включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
ОУ
могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде, письменных
работ,
устных
опросов,
просмотров
творческих
работ,
выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разработаны ОУ самостоятельно с учетом рекомендаций. ОУ разработаны
критерии
оценок
промежуточной
аттестации
и
текущего
контроля
успеваемости обучающихся. Для промежуточной и итоговой аттестации
учащихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и др. методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Разработанные и утвержденные
ОУ фонды оценочных средств
соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства, учебному плану, обеспечивают оценку
качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков.
По окончании полугодий учебного года
оценки выставляются по
каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по
окончании четверти.
Освоение
учащимися
общеразвивающей
программы
в
области
декоративно-прикладного искусства завершается итоговой аттестацией,
проводимой ОУ
Итоговая аттестация проводится в форме зачетов:
1) оригами (по окончании третьего года обучения);
2) вышивка;
3) изготовление игрушки (по окончании третьего года обучения);
4) работа с бисером;
5) беседы об искусстве.
По
итогам
зачетов
выставляется
оценка
«отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
зачетами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования
к
зачетам
определены
ОУ
самостоятельно.
При
прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
По окончании
освоения общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного
искусства
выпускникам
выдается
документ,
разработанный ОУ самостоятельно.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
предполагает
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»
неудовлетворительно.
-
хорошо;
«3»
-
удовлетворительно;
«2»-
Критерии оценивания результатов усвоения общеразвивающей программы
в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации по
каждому предмету отражены в образовательных программах.
4. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Целями
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного учреждения является развитие творческих способностей
учащихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и
зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди
различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской
деятельности в ОУ создаются творческие коллективы (ансамбли, хоры,
театральные и танцевальные коллективы и т.д.).
Формы творческой и культурно-просветительской деятельности:
- организация творческой деятельности учащихся путем проведения
творческих мероприятий: конкурсов, фестивалей, концертов, творческих
выставок, презентаций и т.д.;
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими учреждениями;
- организация посещения учащимися учреждений и организаций культуры
(филармоний, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений СПО
и ВПО и т.д.).
В ОУ осуществляется методическая работа, направленная на
совершенствование образовательного процесса (в том числе образовательных
программ, форм и методов обучения).
Формы методической деятельности:
- курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка;
- участие в профессиональных конкурсах;
- организация и проведение ОУ методических мероприятий;
- выступления на мероприятиях методического объединения, семинарах,
конференциях и т.д.;
- разработка методических материалов (сборники, пособия, методические
разработки, учебные программы и т.д.);
- проведение открытых мероприятий;
- самообразование.