3.3. Изготовление игрушки

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ»
СРОК ОСВОЕНИЯ – 1 ГОД

н.п. Африканда
2025 год

Разработчик – Кравцова Юлия Анатольевна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», н.п. Африканда
Рецензент – Иванова Елена Владимировна, заведующий
по учебно –
воспитательной работе МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», н.п. Африканда

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка:

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
-

объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации программы учебного
предмета
II.

Содержание предмета:

- учебно-тематический план;
- краткое содержание разделов и тем
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- требования к контрольному уроку;
- критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- методические рекомендации педагогическим работникам;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI.

Список литературы

I. Пояснительная записка
Учебная программа составлена на основе «Рекомендаций по организации
образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий
образовательной организации.
Учебный предмет «Изготовление игрушки» относится к разделу учебных
предметов художественно-творческой подготовки занимает важное место в
комплексе

предметов

программы

учебного плана дополнительной общеразвивающей

в области декоративно-прикладного искусства. Он является

базовой составляющей для последующего изучения предметов в области
прикладного творчества.

Программа «Изготовление игрушки» может

использоваться в рамках предмета по выбору. Она направлена на создание
условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах,
техниках,

на

способностей
восприятия

выявление
каждого

и

ребенка,

эстетической

развитие
на

культуры

потенциальных

формирование
через

основ

пробуждение

творческих
целостного
интереса

к

национальной культуре.
Игрушка всегда сопутствует человеку. Она является одним из самых давних
видов

декоративно-прикладного

творчества,

украшающего

наш

быт,

радующего наш глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и
понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая
активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к
прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного и эстетического
воспитания.
Хорошо уметь делать все своими руками. Хорошо фантазировать, мастеря чтонибудь этакое. Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и
безделья, постоянно открывает целый мир рукоделия, художественного
творчества народных ремесел, старинного и современного костюма. Можно
сплести для куклы пояс, сделать украшения, и это тоже целый мир и наука.

Плетение украшения из бисера, вышивка, ткачество – все это имеет место быть
и жить в наряде куклы, и можно все это освоить по-настоящему. Умение делать
кукол, которые помогают их хозяевам познать себя и окружающий мир, не
забыть истоки своей культуры. Куклы могут оберегать, лечить, радовать, учить.
Многообразие видов деятельности, используемых во время занятий, помогает в
формировании

навыков

ручного

труда,

воспитании

активности

и

самостоятельности детей, развитии их фантазии и воображения, чувства формы
и цвета, точности и аккуратности.
Образовательная программа «Изготовление игрушки» ориентирована на
активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Учебный предмет «Изготовление игрушки» реализуется при 4-летнем сроке
обучения в 3 классе по 1 академическому часу в неделю. Рекомендуемый
возраст для начала обучения от 6 лет.

Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы

Годы обучения

Всего
часов

Класс

3

полугодия

5

6

Аудиторные занятия

16

19

35

Самостоятельная

16

19

35

32

38

70

К.урок

Зачёт

работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями
учетом

уровня

развития

детей. Аудиторные занятия

проводятся

и
в

мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до10 человек в 3 классе
по 1 академическому часу в неделю. Объем самостоятельной нагрузки
учащихся 3 класса по 1 часу в неделю.
Цель программы: познакомить с историей мягкой игрушки и научить ее
изготавливать, создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
 формирование у детей навыков ручного труда;
 обучение основам кройки и шитья игрушки;
 расширение знаний об истории игрушки, традициях,
 творчестве и быте народов, на примере куклы.
Развивающие:
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
Воспитательные:
 воспитывать трудолюбие, аккуратность, культуру общения, умения работать в
коллективе.
Программа «Изготовление игрушки» содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно - иллюстративный (демонстрация

методических пособий,

иллюстраций);
2. частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

3. творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательский (исследование

свойств

бумаги,

красок,

а

также

возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный

характер,

что дает

возможность педагогу

творчески

подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики.

Применение

практических

различных

занятий,

методов

самостоятельной

и

работы

форм (теоретических
по

сбору

и

натурного

материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения
работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам

и

фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала

по

изучению

видов

народных

ремесел, техник

работы

с

материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству.
Материально-техническая

база

школы,

соответствует

действующим

санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение
всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и
программой.
Дидактические материалы:
•

наглядные и учебно-методические пособия;

•

методические рекомендации;

•

наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:
кабинет, соответствующий СГН;

•
•

учебные столы и стулья;

•

выставочные стенды;

•

компьютер;

•

использование сети Интернет;

•

школьная библиотека.
Помещения, предназначенные для проведения занятий должны быть

светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала
занятий

и

после

их

окончания

необходимо

осуществлять

сквозное

проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны
строго соблюдать правила техники безопасности труда.

II. Учебно –тематический план.
3 класс
№

Наименование

Вид

Общий объем времени в часах

раздела, темы

учебного

Максимальная

Самостоятельная

Аудиторные

занятия

учебная нагрузка

работа

занятия

70

35

35

5-ое полугодие
Раздел 1. Организация работы
1.1.

Вводное занятие.

1.2.

Техника

Беседа

2

1

1

Урок

2

1

1

безопасности при
работе с
инструментами.
Раздел 2. Изготовление одежды для кукол
2.1

Выбор и

Урок

2

1

1

Урок

4

2

2

разработка
фасона костюма.
2.2

Раскрой костюма

на ткани и
сметывание.
2.3

Сшивание

Урок

4

2

2

деталей костюма,
обработка швов.
Раздел 3. Технология вышивки и бисероплетения
3.1

Основы вышивки

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

6

3

3

32

16

16

крестом и гладью.
3.2

Основы
вышивания
бисером.

3.3

Изготовление
украшений для
куклы.

Итого:

6-ое полугодие
3.4

Украшение

Урок

6

3

3

Урок

4

2

2

одежды для кукол
3.5

Оформление
куклы согласно
выбранного
образа

Раздел 4. Изготовление мягкой игрушки
4.1

Изготовление

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

38

19

19

игрушки
«Обезьянка»
4.2

Изготовление
игрушки «Клоун
Игрушка на
выбор

4.3

Выставка работ

Итого:

III. Содержание учебного предмета.

3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.
1.1. Тема: Вводное занятие. Знакомство детей с планом работы на учебный год.
1.2. Тема: Техника безопасности при работе с инструментами.Повторить
пройденный материал о ТБ и использовании инструментов на уроке.
РАЗДЕЛ 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКОЛ.
2.1 Тема: Выбор и разработка фасона костюма.

Для изготовления одежды

надо разработать лекала блуз, сарафанов, платьев.
2.2 Тема: Раскрой костюма на ткани и сметывание. Обратить внимание ребят,
что во время раскроя надо экономить ткань, подбирать рисунок, делать
припуски на швы
2.3 Тема: Сшивание деталей костюма, обработка швов. Во

время

выполнения работы учитель помогает при раскрое задуманного фасона одежды,
акцентировать внимание на аккуратность выполнения швов.
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ И БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ.
3.1 Тема: Основы вышивки крестом и гладью. В данном разделе учащихся
надо научить выполнять вышивку крестом, гладью, бисером, делать
аппликацию, дать основы бисероплетения, выполнять отделочные работы в
одежде.
3.2 Тема: Основы вышивания бисером. Научить выполнять изделия, вышитые
бисером.
3.3 Тема: Изготовление украшений для куклы. Обратить внимание на то, чтобы
все аксессуары подчеркивали образ куклы.
3.4 Тема: Украшение одежды для кукол. Обратить внимание на то, чтобы все
аксессуары подчеркивали образ куклы
3.5 Тема: Оформление куклы согласно выбранного образа.Обратить внимание
на то, чтобы все аксессуары подчеркивали образ куклы
РАЗДЕЛ 4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ.

4.1 Тема: Изготовление игрушки «Обезьянка».По предложенным лекалам
ребята выполняют игрушки «Обезьянка».
4.2 Тема: Изготовление игрушки «Клоун».

По

предложенным

лекалам

ребята выполняют игрушки «Клоун».
4.3. Тема: Игрушка на выбор. Учитель объясняет последовательность
выполнения работы, помогает, если у ребят возникают трудности.
4.4. Тема: Выставка работ. Выставка работ оформляется учащимися по
окончанию курса.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Изготовление игрушки».
1. Технику безопасности при работе с инструментами;
2. исторические сведения о народной игрушке;
3. основы кроя и виды ручных швов;
4. технику изготовления народных кукол и современной
игрушки;
5. сведения о сувенирных изделиях;
6. выполнять простые ручные швы;
7. правильно раскроить материал, используя выкройки и
шаблоны;
8. эстетично оформить игрушку;
9. ориентироваться на качество изделий;
10.изготовить народную или современную игрушку своими
руками из доступных материалов;
11. уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
12. анализировать образец, анализировать свою работу.

V.Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся по общеразвивающей
программе «Изготовление игрушки» обеспечивает оперативное

управление

учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции. Текущий

контроль

знаний

учащихся

осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств
текущего

контроля

успеваемости

учащихся программой

предусмотрено

введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа

предусматривает

промежуточную

аттестацию

в

контрольного урока по окончании учебного полугодия и

форме

итоговую

аттестацию в форме зачета по окончании изучения учебного предмета в 3
классе.

Промежуточная и итоговая аттестация

творческих просмотров работ учащихся,

в

проводится

в

форме

счет аудиторного времени.

Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных
выставок творческих работ обучающихся как в школе, так и на базе других
учреждений в рамках конкурсных и фестивальных мероприятий.

Оценка

теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме
собеседования,

обсуждения,

решения

тематических

кроссвордов,

тестирования.
2. Критерии оценок.
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением

необходимой

последовательности,

составил

композицию,

учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. “4”
(хорошо)

ставится,

если

в

работе

есть

незначительные

промахи

в

композиции

и

в

цветовом

решении,

при

работе

в

материале

есть

небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
Для

развития

навыков

творческой

работы

учащихся

программой

предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах

обучения,

что

позволяет

педагогу

полнее

учитывать

индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся
могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог
посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на
уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
-

тренировочные,

в

которых

предлагается

работа

по

образцу,

с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик

должен

неизвестным

и

осмыслить,
арсеналом

самостоятельно
своих

знаний,

определить
найти

способ

связь

между

изображения

заданного.
VII. Список литературы и средств обучения.
1.

Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Изготовление игрушки [Текст] /

Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
2.

Черенкова, Е.Ф. Игрушки своими руками для малышей. 200 простейших

моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол
Классик, 2007.
3.

Т. Проснякова «Забавные игрушки». Москва: «АСТ-ПРЕСС» 2010г.
Учебно – методическое обеспечение.
На уроках изготовления игрушки используется большое количество

разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог

ознакомить

учащихся

со

способами

изготовления

изделий,

с

инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы
над заданием. Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются
детали

увеличенного

размера.

Возможно

использование предметно-

технологической карты;
• образец - это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет
мысленно

расчленен

на

отдельные

составляющие детали,

дальнейший

анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые
для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке,

особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций,
необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
•

устное

описание

внешнего

вида

предмета

и

его

конструкции-

способствует образованию у детей правильного представления о предмете
•

электронные

мультимедийные

образовательные
универсальные

ресурсы -

мультимедийные учебники,

энциклопедии,

сетевые образовательные

ресурсы;
•

аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

аудио записи;
•

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела

программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: бумагой разных видов, гелевыми ручками,
клеем, тканью, иглами и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».