1.1. Основы декоративно-прикладного творчества

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
СРОК ОСВОЕНИЯ – 1 ГОД

н.п. Африканда
2025 год

Разработчик – Кравцова Юлия Анатольевна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ
г. Полярные Зори», ДШИ н.п. Африканда
Рецензент – Иванова Елена Владимировна, заведующий по учебно –
воспитательной работе МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», ДШИ н.п.
Африканда

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации программы
учебного предмета
II.

Содержание предмета

- учебно-тематический план;
- краткое содержание разделов и тем
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- требования к контрольному уроку;
- критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса:

- методические рекомендации педагогическим работникам;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.

Список литературы

I. Пояснительная записка
Общеразвивающая
искусства

программа

в области декоративно-прикладного

«Основы декоративно-прикладного творчества» составлена на

основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации.
Учебный

предмет «Основы декоративно-прикладного

творчества»

занимает важное место в комплексе предметов программы «Декоративноприкладное

творчество».

Он

является

базовой

составляющей

для

последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа

учебного

предмета

«Основы

декоративно-прикладного

творчества» направлена на создание условий для познания учащимися
приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и
развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на
формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через
пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в
себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой
являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей
детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с
изобразительной

деятельностью,

дети,

на

протяжении всего

курса

обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным

центром

выразительность

пятна,

формата,
линии,

учатся

образность

обращать внимание
цвета.

Знакомясь

на
с

различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с

традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
Учитывая

возраст

детей,

программа

предполагает

использование

разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов,
прослушивание

музыки,

применение

игровых

приемов

обучения,

выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты прикладного творчества.
Учебный предмет «Основы декоративно-прикладного

творчества»

реализуется при 4-летнем сроке обучения 1 год в 1 классе. Рекомендуемый
возраст для начала обучения

по программе «Основы декоративно-

прикладного творчества» 6 - 7 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы

Годы обучения

Класс
полугодия
Аудиторные занятия

1
1
16

Всего
часов

2
18

Вид промежуточной
аттестации

34

Контрольный урок

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой
форме, численность группы – от 4 до10 человек. Для развития навыков
творческой работы
дифференциации

учащихся,

программой

предусмотрены

методы

и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий.

Цель программы: Выявление

одаренных

детей

в

области

изобразительного искусства в раннем детском возрасте; формирование у
детей

младшего

умений

и

школьного

навыков

в

возраста

области

комплекса начальных

знаний,

декоративно-прикладного творчества;

формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой
части культуры духовной.
Задачи программы:
обучающие:
1. научить основам декоративно-прикладного творчества;
2. сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
3. овладеть

различными

техниками

декоративно-прикладного

творчества;
4. научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
5. научить приемам составления и использования композиции в
различных материалах и техниках;
6. научить

творчески

использовать

полученные

умения

и

практические навыки;
7. научить планировать последовательность выполнения действий и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно - развивающие:
1. пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
2. раскрыть

и

развить

потенциальные

творческие

способности

каждого ребенка;
3. формировать творческое отношение к художественной деятельности;
4. развивать

художественный

воображение;

вкус,

фантазию,

пространственное

5. приобщить к народным традициям;
6. воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Программа «Основы декоративно-прикладного творчества» содержит
следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация

методических пособий,

иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий
носит рекомендательный
творчески подойти
разработанные

к

характер,

что дает

преподаванию

им методики.

возможность педагогу

учебного

Применение

предмета,

различных

применять
методов

и

форм(теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по
сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к
библиотечным фондам
библиотеки.
пользоваться

Во

и

фондам

аудио

время самостоятельной

Интернетом

для сбора

и

видеозаписей

работы

школьной

обучающиеся

дополнительного

могут

материала

по

изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а
также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный
фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными изданиями

основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой
по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также
альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

II. Учебно –тематический план.
1 класс
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
34
34
1-ое полугодие

Раздел 1. Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись.
1.1.

1.2.
1.3.

Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами.
Копирование
образца
Творческая
работа создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи

Урок

1

1

Урок

2

2

Урок

3

3

Раздел 2. Вышивка
4.1.

4.2.

4.3.
4.4.

Вышивка разных
народов мира.
История
промысла.
Виды
декоративноотделочных
швов.
Салфетка
«Цыплёнок».
Обработка краёв
салфетки.

Урок

1

1

Урок

3

3

Урок

3

3

Урок

3

3

Итого:
16
2-ое полугодие
Раздел 3. Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1.

3.2.

3.3.

Роспись тканей.
Беседа о способах
нанесения узора
Печать на ткани
геометрического
орнамента
Печать на ткани
растительного

16

Урок

2

2

Урок

3

3

Урок

2

2

орнамента.
Батик. Свободная
Урок
5
5
техника росписи.
Раздел 4. Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного
материала (солома, кукуруза).
4.1. Знакомство с
Урок
2
2
миром тряпичной
куклы. Кукла
«зайчик на
пальчик»
4.2. Кукла
Урок
2
2
«Мартиничка»
4.3. Кукла
Урок
2
2
«Колокольчик»
Итого:
18
18
3.4.

III. Содержание учебного предмета.
Содержание

учебного

предмета «Основы декоративно-прикладного

творчества» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также
с

учетом

включает

особенностей развития
теоретическую

их

пространственного

мышления;

и практическую части. Теоретическая

часть

предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с
различными материалами, а практическая часть основана на применении
теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год освоения
программы дети получают основы знаний о многообразии декоративноприкладного искусства, а также умения работы в различных техниках
прикладного творчества. Содержание программы включает следующие
основные разделы:
Раздел 1: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись.
Раздел 2: Вышивка.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.

Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными
ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
1 класс
Раздел1: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
1.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и
развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с
ее орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают
филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность.
Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором.
Возможно

создание

коллективной

композиции «Ярмарка

игрушек».

Работа ведется на формате А 4 гуашью, с использованием шаблонов.
1.2.

Тема:

Копирование

образца.

Выполнить

копию

росписи

филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку
или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в
качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы,
выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат
А4.
1.3.

Тема: Творческая работа создание композиции с использованием

характерных образов данной росписи. Творческая работа «Праздничное
гуляние».

Создать композицию

с

фигурками

людей,

зверей,

птиц

выполнив их роспись. Закрепить пройденный материал. Используется
акварель,

формат

А4, орнаментальные схемы выполненные на первом

уроке.
Раздел2: Вышивка.
2.1. Вышивка разных народов мира. История промысла.

Знакомство с историей народного промысла, вышивкой разных народов
мира. Актуальность вышивки в современной жизни. Материалы и
инструменты для вышивания. Инструктаж по технике безопасности.
Изготовление игольницы.
2.2.Тема: Виды декоративно-отделочных швов.Швы: «строчка», «петельный
шов», «тамбурный шов», «узелки». Выполнение шва «строчка», «петельного
шва», «тамбурного шва», «узелков».
3.3. Тема: Салфетка «Цыплёнок». Закрепление изученных швов.Вышивание
салфетки «Цыплёнок» с использованием изученных швов.
4.4. Тема: Обработка краёв салфетки. Дидактическая игра «Принимаем
гостей». Бархатный шов.Обработка краёв салфетки.
Раздел3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1.Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора
на ткань

ручным

способом:

набойка,

холодный

и

горячий

батик,

свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи
тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной
росписи.
3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента. Познакомить с
историей

возникновения

печатания

на

ткани(набойки). Выполнить

оформление ткани, используя различные штампы из природныхформпростые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на
картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным
преподавателем

схемам(круг

или

квадрат),

создать

свои

раппорты,

потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.
Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз
растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки
чеснока

(цветок)

и

листьев

с

хорошо

выраженными

прожилками(листочки). При печатании, дети пользуются предложенными

преподавателем схемами(круг или квадрат). Используемые материалы:
ткань, гуашь, штампы изприродного материала.
3.4. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой
свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию,
выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой.
Продемонстрировать
композицию “Цветы”,
рисунок

на

приемы

работы

кистью

на

ткани.

работая с наглядным материалом.

бумаге, узнать

способы

его

перенесения

Создать

Выполнить
на

ткань,

подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись(работа с цветом).
Декорирование

выполненной композиции

контурами.

Использование

красок для батика, ткани, декоративных контуров.
3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи
«Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на
ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над
эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при
создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок
для батика, резерва, стеклянных трубочек.
Раздел4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка
4.1.Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на
пальчик». Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых куколзакруток. Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство
исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый
мир, полный

чудес

и

творческих

осуществляется одновременно

с

поисков.

учителем,

Выполнение

отрабатываются

куклы
приемы

закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции.
Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы.
4.2. Тема: Кукла «Мартиничка». Познакомиться с традицией выполнения
куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов.

Выполнить пару кукол(девочка и мальчик) и соединить их крученым
шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в
нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки
двух цветов.
4.4. Тема: Кукла «Колокольчик». Познакомить с символичностью данной
куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и
если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких
свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы.
Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют
развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий.
Используются ткань и синтепон.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых

обеспечивает

программа

«Основы

декоративно-прикладного

творчества».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно
прикладного искусства и художественных промыслов.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,

выразительность

силуэта,

локальный

цвет, симметрия-

асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно– творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

8. Навыки заполнения объемной формы узором.
9. Навыки ритмического заполнения поверхности.
10.

Навыки

проведения

объемно-декоративных

работ

рельефного

изображения.
11. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
12. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
13.

Наличие

творческой

инициативы,

понимание

выразительности

цветового и композиционного решения.
14.

Умение

анализировать

и

оценивать

результаты

собственной

творческой деятельности.
V.Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную и
итоговую аттестацию по итогам первого учебного полугодия в форме
выставки и

во втором полугодии в виде контрольного урока, которая

проводится в форме творческих просмотров работ учащихся в конце года,
за

счет

аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется

оценка за год. Одной из форм текущего контроля может быть проведение
отчетных тематических выставок творческих

работ

обучающихся как в

школе, так и на базе других учреждений в рамках конкурсных и
фестивальных мероприятий.

Оценка

теоретических

знаний (текущий

контроль)

может проводиться в форме собеседования, обсуждения,

решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок.
Оценивание

работ

осуществляется

по

двум

направлениям:

практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием
оценки

служит

качество

исполнения,

правильное

использование

материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход,
соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к
творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно)

ставится,

неуклонным

руководством

обучающегося

практически

если

работа

преподавателя,
отсутствует,

выполнена

под

самостоятельность

ученик

неряшлив

и

безынициативен.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены

методы

дифференциации

и

индивидуализации

на

различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать
индивидуальные возможности

и

личностные

особенности

ребенка,

достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
объяснении

задачей
материала

дифференциации

и

индивидуализации

является формирование

умения

у

при

учеников

применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую
может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
-

тренировочные,

в

которых

предлагается

работа

по

образцу,

с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с
целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения,
навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
VII. Список литературы и средств обучения.
1. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

3. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная
кукла своими руками. Белый город, 2010
4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
5. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
6. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
7. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
«Изобразительное искусство»,1984
8. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
9. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
10.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010

11.

Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова

И.И., 2007
12.

Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий

Аванта+, Астрель, 2010
13.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985

14.

Юный художник1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская

игрушка”
15.

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003

16.

Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина.

- М.: АСТ, 1998
Учебно – методическое обеспечение.
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных

наглядных

пособий.

Они

необходимы,

чтобы

преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления
изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в
материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с
приемами работы над заданием. Типы пособий:

• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,
его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются
детали

увеличенного

размера.

Возможно

использование предметно-

технологической карты;
•

образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении

будет

мысленно

расчленен

на

отдельные

составляющие детали,

дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции,
необходимые

для

изделия

уроке,

на

изготовления
особенно

всего
на

изделия.

первом

Отсутствие

этапе

обучения,

образца
делает

выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия,
случайными и неосознанными;
•

устное описание внешнего вида предмета и его конструкции

способствует

образованию

у

детей

правильного

представления

о

предмете
•

электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
•

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела

программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми

материалами:

красками (акварель,

гуашь,

краски

для

батика), бумагой разных видов, гелевым и ручки, материалами для
изготовления кукол и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».