ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ_3 года

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЛЛЮСТРАЦИЯ»

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы рисования»
Возраст обучающихся – 7– 9 лет
Срок реализации программы – 3 года

г. Полярные Зори
2025
1

Разработчик:
­ Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УМР МБУ ДО «Детская школа искусств г.
Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

2

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Учебный предмет «Основы рисования» является частью дополнительной
общеразвивающей программы в
области
изобразительного
искусства
«Иллюстрация», в которую также входит учебный предмет «Графика». В
образовательном процессе эти учебные предметы составляют единую систему дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному
восприятию предметного мира учащимися. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: композиционные решения формата,
внимательное отношение к силуэту и тонального решения формы предметов,
выявления формы цветом. Программа учебного предмета «Основы рисования»
строится на раскрытии нескольких ключевых тем, содержание тем постепенно
усложняется с каждым годом обучения. Основу учебного предмета составляют
задания, направленные на развитие навыков изображения объектов. Особое
внимание уделяется развитию наблюдательности, умению анализировать и находить
подходящие средства выразительности для изображаемых объектов, посредством
изучения и приобретения опыта в использовании различных живописных и
декоративных технических приёмов.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета программы «Основы рисования» 3 года. На
обучение принимаются дети в возрасте от 7 до 9 лет.
Объем учебного времени
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «Основы рисования» со сроком обучения 3 года составляет 238 часа, в
том числе аудиторные занятия - 236 часа. Занятия проводятся в 1-2 классах по 2
урока в неделю, в 3 классе по 3 урока в неделю. Продолжительность одного урока
40 минут, количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года
составляет 34 недели.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации Срок обучения 3 года
Вид учебной работы, аттестации,
учебной нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные занятия (в часах)
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Вид промежуточной аттестации
по полугодиям

Затраты учебного времени, график
промежуточной и итоговой аттестации и всего
часов
3
8
238
238
Просмотр 1,2,3,4,5,6
3

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Основы рисования» проводятся в
форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме
мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Основы рисования» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе
освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного
искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у
учащихся личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности.
Программа должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое
развитие
личности и приобретение художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи:
Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, в том
числ
- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
е:
качеств;
- знание разнообразных техник живописи и графики;
- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
плоскостного решения пространства.
- умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции
живописного

4

произведения.
- навыков в использовании основных техник и материалов;
- навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содер- жание учебного предмета».

-

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей
других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Мастерская по основам изобразительного искусства должна быть оснащена
удобными столами, мольбертами, методическими пособиями, раковиной.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический
план Первый год
обучения
5

Урок 1 Вводный урок. Знакомство с организацией рабочего места
художника
Урок 2 Выразительные средства композиции: точки, линии,
пятна
Урок 3 Цветовой круг
Урок 4 Теплые цвета
Урок 5 Холодные цвета
Урок 6 Основной цвет и его оттенки
Урок 7 Основной цвет и его оттенки
Урок 8 Основной цвет и его оттенки
Урок 9 Тематический натюрморт
Урок 10 Дополнительный цвет и его оттенки
Урок 11 Дополнительный цвет и его оттенки
Урок 12 Дополнительный цвет и его оттенки
Урок 13 Контрастные цвета
Урок 14 Контрастные цвета
Урок 15 Контрастные цвета
Урок 16 Орнамент в сюжетной композиции
Урок 17 Белый цвет
Урок 18 Черный цвет
Урок 18 Ваза с цветами
Урок 19 Создание текстур
Урок 20 Тематическая композиция «Подводный мир»
Урок 21 Тематическая композиция «Подводный мир»
Урок 22 Тематическая композиция «В небе летают»
Урок 23 Тематический натюрморт
Урок 24 Архитектура
Урок 25 Архитектура
Урок 26 Сюжетная композиция «Спорт»
Урок 27 Сюжетная композиция «Спорт»
Урок 28 Декоративный натюрморт
Урок 29 Сюжетная композиция «Кто жил до нас»
Урок 30 Сюжетная композиция «Кто жил до нас»
Урок 31 Тематическая композиция «Растительный мир»
Урок 32 Тематическая композиция «Растительный мир»
Урок 33 Контрольный урок
Урок 34 Контрольный урок
Итого за год 68 часов.
Второй год обучения
6

Урок 1 Тематическая композиция «Сказочный замок»
Урок 2 Тематическая композиция «Сказочный замок»
Урок 3 Тематическая композиция «Сказочный замок»
Урок 4 Сюжетная композиция «На городской площади»

7

Урок 5 Сюжетная композиция «На городской площади»
Урок 6 Сюжетная композиция «На городской площади»
Урок 7 Сюжетная композиция «Там, где мы живем»
Урок 8 Сюжетная композиция «Там, где мы живем»
Урок 9 Сюжетная композиция «Там, где мы живем»
Урок 10 Сюжетная композиция по стихотворениям
Урок 11 Сюжетная композиция по стихотворениям
Урок 12 Сюжетная композиция по стихотворениям
Урок 13 Сюжетная композиция по стихотворениям
Урок 14 Тематическая композиция «Игрушки»
Урок 15 Тематическая композиция «Игрушки»
Урок 16 Тематическая композиция «Игрушки»
Урок 17 Сюжетная композиция «В памяти о прошлом»
Урок 18 Сюжетная композиция «В памяти о прошлом»
Урок 19 Сюжетная композиция «В памяти о прошлом»
Урок 20 Копия художественного произведения
Урок 21 Копия художественного произведения
Урок 22 Копия художественного произведения
Урок 23 Сюжетная композиция «Праздник»
Урок 24 Сюжетная композиция «Праздник»
Урок 25 Сюжетная композиция «Праздник»
Урок 26 Сюжетная композиция «В мире сказок»
Урок 27 Сюжетная композиция «В мире сказок»
Урок 28 Сюжетная композиция «В мире сказок»
Урок 29 Тематическая композиция «Цирк»
Урок 30 Тематическая композиция «Цирк»
Урок 31 Тематическая композиция «Зоопарк»
Урок 32 Тематическая композиция «Зоопарк»
Урок 33 Контрольный урок
Урок 34 Контрольный урок
Итого за год 68 часов.
Третий год обучения
Урок 1 Тематическая композиция «Растительный мир»
Урок 2 Тематическая композиция «В гостях у народной сказки»
Урок 3 Тематическая композиция «В гостях у народной сказки»
Урок 4 Шрифтовая композиция
Урок 5 Шрифтовая композиция
Урок 6 Сюжетная композиция «Афиша-плакат»
Урок 7 Сюжетная композиция «Афиша-плакат»
8

Урок 8 Сюжетная композиция «Афиша-плакат»
Урок 9 Копия художественного произведения
Урок 10 Копия художественного произведения
Урок 11 Копия художественного произведения
Урок 12 Тематическая композиция «Мир вокруг нас»
Урок 13 Тематическая композиция «Мир вокруг нас»
Урок 14 Тематическая композиция «Мир вокруг нас»
Урок 15 Сюжетная композиция «Первый снег в году»
Урок 16 Сюжетная композиция «Первый снег в году»
Урок 17 Серия сюжетных композиций по
произведению
Урок 18 Серия сюжетных композиций по
произведению
Урок 19 Серия сюжетных композиций по
произведению
Урок 20 Серия сюжетных композиций по
произведению

9

литературному
литературному
литературному
литературному

Урок 21 Серия сюжетных композиций по литературному
произведению
Урок 22 Серия сюжетных композиций по литературному
произведению
Урок 23 Сюжетно-декоративная композиция по литературному
произведению
Урок 24 Сюжетно-декоративная композиция по литературному
произведению
Урок 25 Сюжетно-декоративная композиция по литературному
произведению
Урок 26 Тематическая композиция «Фантастический пейзаж»
Урок 27 Тематическая композиция «Фантастический пейзаж»
Урок 28 Тематическая композиция «Огород»
Урок 29 Тематическая композиция «Огород»
Урок 30 Итоговая работа
Урок 31 Итоговая работа
Урок 32 Итоговая работа
Урок 33 Контрольный урок
Урок 34 Контрольный урок
Итого за год 68 часов.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых цветовых
гармоний, в основном однотонных и контрастных, с применением насыщенных
цветов.
В старших классах цветовые гармонии сложнее и разнообразнее. Они
построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Сюжетно-тематическая и
декоративная композиция может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с
полным отсутствием сложной пространственной среды.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со
свойствами живописных материалов, приемами работы с гуашью и смешанных
техниках. Учащиеся получают навыки и знания ведения последовательной работы
над сюжетно-тематических композиций, начиная с простых объектов и поиска
цветовых отношений, между предметами, предметам и фоном, первоначальные
навыки стилизации форм путём упрощения, выявления главных характерных черт
изображаемого объекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- знание художественных приемов, обусловливающих декоративность произведения
искусства.
- знание основ декоративного решения живописно-творческих задач;

умение видеть и передавать тональный строй в процессе ведения сюжетной работы;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях плоскостного
решения пространства;
- умение преобразовывать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека в единый стилизованный ансамбль;
- навыки последовательного ведения сюжетно-тематической работы.
- знание основ цветоведения;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- наличие творческой инициативы;
- навыки подготовки работ к экспозиции;
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет учащую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Видами контроля по учебному предмету «Основы рисования» являются
текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью
контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету.
Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных работ.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (1,2,3,4,5,6 полугодия) в форме творческих
просмотров работ учащихся преподавателями.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать условность в изображении объемных предметов;
- грамотно применять приемы, усиливающие впечатление декоративности листа;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных объектов изображения;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между объектами
изображения;
- грамотно преобразовывать реалистические формы в условно-стилизованные;
- грамотно изображать цельную сюжетно-тематическую композицию;
-

3 год обучения
- грамотно компоновать сложные сюжетные композиции;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения в композиции.
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать стилизованные свойства и характер объектов изображения.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по основам рисования
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на
рисовании с натуры и по воображению, необходимо ставить, руководствуясь
законами композиции и принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по основам
рисования:
1. Анализ и влияние цвета, цветовых гармоний на сюжетно-тематическую
композицию.
2. Анализ художественных произведений с подобным цветовым решением у
художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется художественной гуашью. Техника
исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.

Список литературы
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев С.О. О колорите. - М.: 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна.
Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений
ДШИ. - М.: 2003
3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное
пособие. - М.: Владос, 2004 Все о технике: цвет. Справочник для
художников. - М.: Арт-Родник, 2002
4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта
работы. – М.: Просвещение, 1992 Волков Н. Н. Композиция в
живописи. - М.: 1977
5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: Союз, 1997
7. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. – М.: 2008 Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. –
М.: Искусство, 1986
8. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колористика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
9. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
10.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1974
11.Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга,
1983
Список учебной литературы
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках.
М.:
Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988:
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи. – Обнинск: Титул, 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века,
1997
5. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979
6. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».