Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЛЛЮСТРАЦИЯ»
Рабочая программа по учебному предмету
«Графика»
Возраст обучающихся – 7– 9 лет
Срок реализации программы – 3 года
г. Полярные Зори
2025
1
Разработчик:
Сапронова А.Д., преподаватель художественных дисциплин МБУДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УМР МБУ ДО «Детская школа искусств г.
Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
2
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Учебный предмет «Графика» является частью дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Иллюстрация», в которую также входит учебный предмет «Основы
рисования». В образовательном процессе эти учебные предметы
составляют единую систему - дополняют друг друга, изучаются
взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного
мира учащимися. В каждой из этих программ присутствуют
взаимопроникающие элементы: композиционные решения формата,
внимательное отношение к силуэту и тонального решения формы
предметов, выявления формы цветом. Программа учебного предмета
«Графика» строится на раскрытии нескольких ключевых тем, содержание
тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу учебного
предмета составляют задания, направленные на развитие навыков
изображения объектов. Особое внимание уделяется развитию
наблюдательности, умению анализировать и находить подходящие
средства выразительности для изображаемых объектов, посредством
изучения и приобретения опыта в использовании различных графических
и живописных технических приёмов.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета программы «Иллюстрация» 3 года.
На обучение принимаются дети в возрасте от 7 до 9 лет.
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия
Максимальная
учебная нагрузка
Объем учебного времени
Затраты учебного времени, график промежуточной
и итоговой аттестации
1-й
1
34
34
2
34
2-й
3
34
34
34
Всего
часов
4
34
3-й
5
51
6
51
238
34
51
51
238
Сведения о затратах учебного времени и графике
промежуточной аттестации Срок обучения 3 года
Вид учебной работы, аттестации,
учебной нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные занятия (в часах)
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Вид промежуточной аттестации
по полугодиям
Затраты учебного времени, график
промежуточной и итоговой аттестации и
всего часов
3
6
238
238
Просмотр 1,2,3,4,5,6
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Графика» проводятся в
форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету
осуществляются в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4
до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Графика» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе
освоенияпрограммы
художественно-исполнительских
и
теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных
детей в области изобразительного искусства и подготовка их к
поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
изобразительного искусства.
Программа ориентирована на воспитание и развитие у учащихся
личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности.
Программа должна обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи:
Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
графических работ, в том
числе:
знаний свойств графических материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи и графики;
умений видеть и передавать тоновые отношения в условиях
плоскостного решения пространства.
умений видеть и передавать особенности пластической формы в
композиции графического произведения.
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения графической работы;
формирование у одаренных детей комплекса знаний умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
o В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления);
творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Мастерская по основам изобразительного искусства должна
быть оснащена удобными столами, мольбертами, методическими
пособиями, раковиной.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
Урок 1 Вводный урок. Знакомство с графикой. Что такое иллюстрация?
Обзор работ известных иллюстраторов.
Урок 2 Основные инструменты художника. Знакомство с бумагой,
карандашами, фломастерами, красками.
Урок 3 Рисуем простые формы. Круги, квадраты, треугольники.
Урок 4 Комбинирование форм. Создание простых объектов (дом,
дерево).
Урок 5 Рисование с натуры. Изучение предметов вокруг (фрукты,
игрушки).
Урок 6 Введение в графику. Основные выразительные средства
графики.
Урок 7 Создание персонажа. Как нарисовать человека (основные
пропорции).
Урок 8 Животные. Основные формы и пропорции.
Урок 9 Эмоции персонажа.
Урок 10 Создание собственного персонажа. Придумываем историю.
Урок 11 Рисование в разных стилях. Попробуем новые техники
(трафарет, монотипия).
Урок 12 Создание комикса. Основы построения сюжета.
Урок 13 Рисуем природу. Деревья, цветы, пейзажи.
Урок 14 Вода и небо. Как рисовать облака и воду.
Урок 15 Животные в природе. Как они взаимодействуют с окружающей
средой. Создание коллажа.
Урок 16 Животные в природе. Как они взаимодействуют с окружающей
средой. Создание коллажа.
Урок 17 Животные в природе. Как они взаимодействуют с окружающей
средой. Создание коллажа.
Урок 18 Природа и фантазия. Создаем волшебный мир.
Урок 19 Как иллюстрация помогает рассказать историю. Примеры из
книг.
Урок 20 Рисуем иллюстрацию. Создание образа для текста.
Урок 21 Рисуем иллюстрацию. Создание образа для текста.
Урок 22 Создание обложки для книги. Придумываем название и сюжет.
Урок 23 Презентация своих работ. Обсуждение и критика.
Урок 24 Презентация своих работ. Обсуждение и критика.
Урок 25 Подготовка к проекту. Выбор темы для индивидуальной
работы.
Урок 26 Эскизы и планирование. Как разработать идею.
Урок 27 Работа над проектом. Рисуем и создаем.
Урок 28 Завершение проекта. Подготовка к выставке.
Урок 29 Подготовка выставки. Как оформить свои работы.
Урок 30 Выставка работ. Обсуждение и обмен мнениями.
Урок 31 Рефлексия. Что нового узнали и чему научились.
Урок 32 Итоговый проект. Создание коллективной работы.
Урок 33 Закрытие курса. Награждение участников, обсуждение
дальнейших шагов.
Итого за год 63 часов.
Второй год обучения
Урок 1 Обзор различных стилей графики. Знакомство с работами
современных иллюстраторов.
Урок 2 Основы композиции. Как расположить элементы на странице.
Урок 3 Техника штриховки. Создание текстур с помощью различных
штрихов.
Урок 4 Техника штриховки. Создание текстур с помощью различных
штрихов.
Урок 5 Композиционный центр. Как выделить важные элементы в
иллюстрации.
Урок 6 Композиционный центр. Коллаж.
Урок 7 Разработка персонажа. Как создать уникального героя.
Урок 8 Эмоции и движения. Как передать динамику и чувства
персонажа.
Урок 9 Окружения для персонажа. Как фон влияет на восприятие.
Урок 10 Окружения для персонажа. Как фон влияет на восприятие.
Урок 11 Создание мини-комикса. Построение сюжета и диалогов.
Урок 12 Создание мини-комикса. Построение сюжета и диалогов.
Урок 13 Животные. Изучение анатомии и пропорций.
Урок 14 Пейзаж в иллюстрации. Как передать атмосферу и настроение.
Урок 15 Пейзаж в иллюстрации. Как передать атмосферу и настроение.
Урок 16 Природные элементы. Фактура.
Урок 17 Природные элементы. Фактура
Урок 18 Природные элементы. Фактура.
Урок 19 Как иллюстрация дополняет текст. Анализ книг и журналов.
Урок 20 Создание иллюстрации к рассказу. Выбор ключевых моментов.
Урок 21 Создание иллюстрации к рассказу. Выбор ключевых моментов.
Урок 22 Создание обложки для книги. Название и концепция.
Урок 23 Итоговая работа по иллюстрации. Подготовка к выставке.
Презентация работ.
Урок 24 Итоговая работа по иллюстрации. Подготовка к выставке.
Презентация работ.
Урок 25 Подготовка к проекту. Выбор темы для индивидуальной
работы.
Урок 26 Эскизы и планирование. Как разработать идею.
Урок 27 Работа над проектом в материале.
Урок 28 Работа над проектом в материале.
Урок 29 Завершение проекта. Подготовка к выставке.
Урок 30 Завершение проекта. Подготовка к выставке.
Урок 31 Выставка работ. Обсуждение и обмен мнениями.
Урок 32 Итоговый проект. Создание коллективной работы.
Урок 33 Итоговый проект. Создание коллективной работы.
Итого за год 63 часов.
Третий год обучения
Урок 1 Обзор различных стилей иллюстрации. Как найти свой стиль.
Урок 2 Техника акварели. Основы работы с акварельными красками.
Урок 3 Техника акварели. Основы работы с акварельными красками.
Урок 4 Использование смешанных техник. Комбинирование различных
материалов.
Урок 5 Использование смешанных техник. Комбинирование различных
материалов.
Урок 6 Создание плаката. Как передать идею через графику.
Урок 7 Разработка персонажа. Изучение анатомии и пропорций.
Урок 8 Эмоции и выражения. Как передать чувства через мимику и
позы.
Урок 9 Эмоции и выражения. Как передать чувства через мимику и
позы.
Урок 10 Разработка истории для персонажа. Как создать историю героя.
Урок 11 Создание комикса. Углубленное изучение построения сюжета и
диалогов.
Урок 12 Презентация персонажей. Обсуждение работ.
Урок 13 Перспектива в пейзаже.
Урок 14 Перспектива в пейзаже.
Урок 15 Взаимодействие персонажей с природой. Как природа влияет
на сюжет.
Урок 16 Взаимодействие персонажей с природой. Как природа влияет
на сюжет.
Урок 17 Проект "Экология". Как передать основную мысль в плакате.
Урок 18 Проект "Экология". Как передать основную мысль в плакате.
Урок 19 Как иллюстрация помогает рассказать историю. Анализ книг и
журналов.
Урок 20 Создание иллюстрации к рассказу. Выбор ключевых моментов.
Урок 21 Создание иллюстрации к рассказу. Выбор ключевых моментов.
Урок 22 Работа с текстом. Как интегрировать текст и изображение.
Урок 23 Презентация и обсуждение работ.
Урок 24 Презентация и обсуждение работ.
Урок 25 Подготовка к проекту. Выбор темы для индивидуальной
работы.
Урок 26 Эскизы и планирование. Как разработать идею.
Урок 27 Работа над проектом.
Урок 28 Работа над проектом.
Урок 29 Завершение проекта. Подготовка к выставке.
Урок 30 Выставка работ. Обсуждение и обмен мнениями.
Урок 31 Создание портфолио. Как собрать свои лучшие работы.
Урок 32 Создание портфолио. Как собрать свои лучшие работы.
Урок 33 Создание портфолио. Как собрать свои лучшие работы.
Итого за год 99 часов.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на освоение основных видов
графики и технологии их исполнения (графический рисунок,
монотипия, граттаж, гризайль).
В третьем классе осваиваются понятия, и терминология в области
графического изображения и иллюстрации. Навыки и умения в работе
над практическими заданиями, осмысление графического языка, его
особенностей и условности. Умение самостоятельно выполнять
графическую работу.
Задания первого и второго класса знакомят учащихся с основами
графики, со свойствами графических материалов, приемами работы с
акварелью и гуашью. Учащиеся получают навыки и знания ведения
последовательной работы над иллюстрацией, начиная с композиции,
поиска тоновых отношений, между предметами, предметами и фоном,
первоначальные навыки стилизации форм путём упрощения,
выявления главных характерных черт предметов и персонажей.
Требования к уровню подготовки учащихся
знание свойств графических материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
знание разнообразных техник графики;
навыки в использовании основных техник и материалов;
знание художественных приемов, обусловливающих декоративность
произведения искусства.
знание основ декоративного решения графических задач;
умение видеть и передавать тональный строй в процессе ведения
графической работы;
умение преобразовывать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека в единый стилизованный ансамбль;
навыки последовательного ведения графической работы.
навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
навыки работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
умение самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
наличие творческой инициативы;
навыки подготовки работ к экспозиции;
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет учащую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Видами контроля по учебному предмету «Графика» являются
текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится
с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по
учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в
форме просмотра учебных работ.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени
по полугодиям в виде контрольных уроков (1,2,3,4,5,6 полугодия) в
форме творческих просмотров работ, учащихся преподавателями.
При оценивании работ, учащихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать условность в изображении объемных предметов;
- грамотно применять приемы, усиливающие впечатление декоративности
листа;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно преобразовывать реалистические формы в условно-стилизованные;
грамотно изображать орнаментальный декор предметов,
согласно принципу цельности плоскости декорируемого объекта;
3 год обучения
- грамотно компоновать сложные группы объектов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения в работе;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
- грамотно передавать декоративные свойства и характер предметов.
- грамотно использовать декор в изображении предметов и условной среды.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по графике
следует рассматривать как рекомендательные. Предложенная схема
конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим
с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное
время программы отводится для выполнения практических упражнений.
Все сведения преподаватель преподносит учащимся в доступной форме,
наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при
чередовании теоретических и практических заданий, а также
индивидуальной работе с каждым учеником. Итогом освоения каждой
темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором
отрабатываются навыки и умения приёмов в изучаемой технике.
Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно
усложняются. В первом классе выполняются задания на статику,
динамику, уравновешенность композиции, учащиеся знакомятся с
принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные
эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют
знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм»,
«симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На
протяжении первого-второго года обучения, учащиеся изображают
различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они
всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными,
эмоционально наполненными становятся их работы.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных зарисовок в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.
Список литературы
Методическая литература
1. Аронов В.Р. «Художники предметное творчество». М., Советский
художник, 1983
2. Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970
3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать».
Ярославль, Академия развития, 1997
4. Журавлева В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».
М., Издательство Академии художеств СССР, 1963
5. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011
6. Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М., Искусство, 1969
7. Фаворский В.А. «О графике как об основе книжного искусства».
Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988
8. «Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013
9. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983
Учебная литература
1. Бесчастнов Н.П. «Графика пейзажа». М., Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2005
2. Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М., Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2002
3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2004
4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979
5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 198