Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 76/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИЛЛЮСТРАЦИЯ»
Возраст обучающихся – 7– 9 лет
Срок реализации программы – 3 года
г. Полярные Зори
2025 г.
Разработчики:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Сапронова А.Д., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика
учебного
предмета,
его
место и роль в образовательном
процессе
Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства
«Иллюстрация» (Далее – ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация»)
составлена в соответствии с Федеральным законом 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», на основе Приказа Министерства культуры РФ № 754 «Об
утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными
организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями
«детская художественная школа» от 02.06.2021г, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области изобразительного искусства в детской художественной
школе г. Полярные Зори.
ДОП
в
области
изобразительного
искусства
«Иллюстрация»
имеет
общеразвивающую направленность и предназначена для развития школьников в
области изобразительного искусства. Программа реализуется по двум учебным
предметам. По программе «Иллюстрация» учащиеся получают базовые навыки и
знания в области основ изобразительного, графического искусства.
Данная программа направлена на приобретение основных базовых умений и
навыков, которые позволят им расширить свой кругозор в области основ
изобразительного, графического искусства, сформировать эстетическое восприятие
действительности, определить личную заинтересованность в занятиях, выявить
способности в данной области деятельности.
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
образовательной
программы.
В ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» сбалансировано
представлены направления изобразительной деятельности: задания по основам
изобразительного творчества и рисования, чередуются с заданиями по графическому
искусству.
Навыки и знания, получаемые при освоении программы, являются базовыми и
необходимыми для обучения художественному творчеству на всех образовательных
уровнях.
ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» разработана с
учетом постепенного усложнения информации и заданий - от простого к сложному,
согласно возрасту обучаемого.
ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» строится с учетом
возможностей детей, поступающих в художественную школу и не обладающих
достаточным опытом рисования. Освоение программы позволяет обучающимся
расширить свои знания в области изобразительного, графического искусства, получить
навыки, необходимые для успешного освоения предметов, научиться выполнять
работы разными материалами, в разных техниках, расширить свои творческие
возможности.
Программой предусмотрено знакомство обучающихся с различными видами и
жанрами изобразительного и графического искусства, с новыми художественными
материалами и техниками, графическими и живописными средствами изображения, с
законами композиционного мышления, с началами цветоведения, с понятиями формы,
ритма и др. Знакомство с профессиональной художественной терминологией
происходит органично в процессе деятельности детей.
ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» ориентирована
на
обучение современных детей, на специфику преподавания в современной школе,
оснащена демонстрационным материалом.
ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» сохраняет традиции
российского художественного образования.
Занятия по программе формируют работоспособность, заинтересованность в
работе, развивают фантазию и творческий интерес к поиску и исследованию, что
обогащает личность человека, формирует его эстетическую культуру. Знакомство с
изобразительной
деятельностью
формирует
понятия
о
красоте,
формирует
эмоционально-эстетические чувства, умение откликнуться на проявление прекрасного
в предметах и явлениях окружающего мира.
Особенностью
данной
образовательной
программы
является
общеэстетическое развитие детей и овладение ими художественными навыками в
изобразительной деятельности. Знания и умения, получаемые детьми на занятиях,
являются основой для самостоятельного развития творческого мышления и фантазии.
ДОП в области изобразительного искусства «Иллюстрация» рассчитана на
учащихся 7-9 лет.
Срок реализации учебного предмета
Программа «основы изобразительного творчества» реализуется при 3-годичном сроке
обучения. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Объем учебной нагрузки в 1-2 классе в неделю по каждому предмету
составляет 4 часа.
Объем учебной нагрузки в 3 классе в неделю по каждому предмету
составляет 6 часов. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Количество учебных
Предметная
часов в
область
изучения
неделю
Количество
Количество
аудиторных
аудиторных
занятий в год
занятий за
весь период
1
2
3
1
2
3
2
2
3
68
68
102
238
Графика
2
2
3
68
68
102
238
Общие кол-
4
4
6
136
136
204
476
Основы
рисования
во часов
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме от 4 до 10 человек.
Форма организации обучения по данной программе – учебное занятие, которое
состоит из теоретической и практической части. Во время практической части занятия
дети выполняют творческое задание. Подведение итогов занятия осуществляется
индивидуально или коллективно.
Формы проведения аудиторных занятий:
Рисование с натуры, по памяти и воображению, впечатлению;
рисование на заданную тему;
Формы проведения внеаудиторных
занятий:
посещение выставок, галерей, музеев, театров;
участие в мастер-классах.
Цель программы
Целью программы является общеэстетическое развитие школьников младшего
возраста,
создание условий для формирования творческой личности, подготовка для дальнейшего
обучения,
формирование
мотивации
для
продолжения
обучения
в
области
изобразительного искусства.
Задачи программы
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
обучающие:
познакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства;
познакомить с творчеством известных русских художников;
обучить
основным
приемам
и
способам
работы
с
различными
художественными материалами и техниками;
способствовать овладению детьми основами рисования и графики в
иллюстративной формате.
познакомить с основными элементами композиции: композиционным
центром,
силуэтом,
ритмом,
контрастом,
соразмерностью, построением пространства.
обучить созданию художественных образов.
обучить способам поэтапного ведения работы
статикой-динамикой,
развивающие:
развивать фантазию, художественный вкус и умение видеть, запоминать,
сравнивать, анализировать;
развивать глазомер, чувство ритма, цвета, формы и композиции;
развивать навыки
организации
плоскости листа, композиционного
решения изображения;
развивать воображение, пространственное представление, память, наблюдательность;
развивать общую моторику, ручную умелость посредством
использования разнообразных техник и материалов, сенсорные
способности
развивать эстетическое отношение к действительности;
развивать самостоятельность в выполнении задания;
развивать способность оценивать свои работы и воспринимать работы других
детей, находить удачные стороны и ошибки;
развивать творческую индивидуальность.
воспитательные:
воспитывать творческую самостоятельность и активность;
воспитывать художественный вкус через знакомство с лучшими образцами
мирового изобразительного искусства;
воспитывать чувство ответственности и умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать
трудолюбие, целеустремленность,
усидчивость,
аккуратностьпри выполнении работы, умение организовать свое рабочее
место и свое время;
воспитывать способность к творческому самовыражению.
Методы обучения
Занятия по программе включают в себя все разнообразие методов организации
занятий - словесные методы обучения, наглядные и практические.
Словесные методы:
беседа;
объяснение теоретической части занятия;
обсуждение детских эскизов и работ;
Наглядные методы:
демонстрация работ из методического фонда;
демонстрация иллюстраций и наглядных пособий, фотоматериала;
показ последовательности выполнения работы;
показ приемов и способов выполнения работы;
Практические методы:
выполнение практических заданий на освоение технических приемов;
выполнение работ на заданные темы;
обсуждение и анализ собственных работ и работ своих товарищей.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Овладение
инструментами,
практическими
техниками.
навыками
Развитие
и
художественными
зрительной
памяти,
материалами,
воображения,
наблюдательности, остроты восприятия, цветовосприятия. Приемы изображения
различных предметов, животных, различных природных явлений. Формирование
способности ребенка целенаправленно достигать воплощения своего замысла в
работах по основам изобразительного и графического искусства.
В итоге занятий по данной программе учащимся будет ознакомлен с:
основными жанрами изобразительного искусства;
различными видами изобразительного искусства;
различными техниками и материалами изобразительного искусства;
основными выразительными средствами изобразительного искусства;
способами ведения работы;
основами иллюстративного рисования;
основными приемами композиции: композиционный центр, силуэт,
ритм, контраст, соразмерность, статика-динамика, симметрияассиметрия;
В итоге занятий по данной программе ребенок будет иметь навыки:
работы с различными материалами;
изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира;
выбора колористических решения в работе;
компоновки изображения в листе;
передачи формы, характера предмета
выполнения сюжетно-тематических работ в живописных и графических
техниках
выполнения работы на заданную тему
использования декоративных приемов в композиции
работы в коллективе.
К концу обучения ребенок будет знать и уметь:
основы композиции: равновесие изображения, ритм, композиционный
центр, плановость, колорит;
более глубоко графические и живописные материалы и техники;
жанры изобразительного искусства «пейзаж», «портрет», «натюрморт»,
«скульптура»;
приемами и техникой создания своей иллюстрации;
выбирать разные приемы работы карандашами, гуашью, тушью, пастелью;
пользоваться понятием колорит и подбирать цвета, использовать цвет
для создания настроения;
создавать композицию от целого к частному, воплощая свой замысел;
соблюдать более точно масштабность и плановость в работе, предавая
пространство;
целостно наблюдать натуру;
сможет сформировать мотивацию в работе, основанную на
заинтересованности в изобразительной деятельности;
сможет развить эстетическое восприятие действительности;
сможет развить самостоятельность в выполнении задания
В основе реализации программы лежит принцип личностно ориентированного
педагогического
подхода
к
каждому
ребенку,
с
учетом
их
возможностей,
потребностей, интересов, способностей, навыков в овладении художественными
инструментами и материалами, с отслеживанием уровня развития.
3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала в форме просмотров учебно-творческих
работ в конце урока.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся в конце четверти. Основными формами промежуточной аттестации
являются: просмотр учебно- творческих работ.
По окончании учебного года проводиться итоговый просмотр личного
портфолио учащегося или в виде выставки работ.
Итоги реализации образовательной программы также подводятся в форме
представления
работ
воспитанников
художественного творчества.
на
выставки
и
конкурсы
детского
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Для
проведения занятий ДОП в области изобразительного
искусства «Иллюстратор» необходимо методическое обеспечение:
Методические наглядные пособия по
темам:
основные и составные цвета
спектральный круг
графические фактуры
пропорции фигуры, лица человека
пособие по станковой композиции
пособие
по
графической композиции
Муляжи, материалы из реквизита:
фрукты, овощи
цветы
птицы
животные
вазы
бытовая утварь
Тематическая подборка
животные
иллюстрированных книг, фотографий и
рыбы, птицы
репродукций на темы:
природа
спорт
иллюстрация
история России
архитектурные памятники
ограды, мосты, решетки
Образцы лучших детских
работ, выполненных в
технике:
гуашь
пастель
тушь
сангина
цветные карандаши
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно- методической литературой в области изобразительного искусства.
Учебные аудитории просторные, светлые, оснащенные
оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
необходимым