Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Специальность (вокал)»
Возраст обучающихся – 6 – 7 лет
Срок реализации программы – 1 год
г. Полярные Зори
2025 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
II. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
III. Учебно-тематический план
IV. Содержание программы
V. Методическое обеспечение образовательной деятельности
VI. Фонды оценочных средств
VII. Списки нотной и методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
1.1. Программа учебного предмета специальность «Академический вокал»
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства (далее – ДОП) «Подготовительный класс» разработана на основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», утверждённых приказом Министерства культуры РФ.
1.2. Программа учебного предмета «Специальность (вокал)» определяет
содержание и организацию образовательного процесса по «Специальность
(вокал)» в ДШИ г. Полярные Зори. Данная программа ориентирована на
творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся,
освещает планируемые результаты освоения обучающимися учебного
предмета «Специальность (вокал)», содержит учебно-тематический план
занятий, содержание изучаемого курса, требования к методическому
обеспечению образовательной деятельности, фонды оценочных средств, а
также списки нотной и методической литературы.
1.3. Учебный предмет «Специальность (вокал)» учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и направлен на:
-создание
условий
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков академического сольного
пения;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
1.4. С целью обеспечения доступности, открытости и привлекательности
образования для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, а также с целью духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ
г. Полярные Зори создана комфортная развивающая образовательная среда,
обеспечивающая возможность:
-организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов,
творческих вечеров и др.);
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических
работников
и
родителей
(законных
представителей)
обучающихся.
1.5. Программа «Специальность (вокал)» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости.
1.6. Программа по предмету «Специальность (вокал)» является частью
комплекса
предметов
общеобразовательной
Дополнительной
программы
в
области
общеразвивающей
музыкального
искусства
«Подготовительный класс» и находится в тесной взаимосвязи с учебными
предметами «Сольфеджио», «Хор».
1.7. Цель - привлечения к музыкальному исполнительству в форме сольного
академического
пения
детей,
развитие
у
них
певческого
голоса,
формирование у обучающихся общего культурного и музыкального уровня.
Задачи:
- обучающие:
- освоение знаний музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства в форме сольного академического пения в
пределах образовательной программы;
- овладение основами исполнительских навыков академического вокала,
-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтения с листа нетрудного текста;
- развивающие:
-развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной
сферы, музыкальности, артистизма;
- формирование и развитие певческого дыхания, ровности звучания на
протяжении
всего
диапазона
голоса,
высокой
певческой
позиции,
дикционных навыков, четкой и ясной артикуляции;
-развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
- воспитательные:
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание интереса к музыке и потребности в музицировании;
-
формирование
общепринятых
этических
норм
взаимодействия
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- воспитание самостоятельности.
с
1.8.
Программа
учитывает
особенности
сложившейся
социально-
общественной ситуации (перегруженность обучающихся, общее ухудшение
состояния здоровья детей) и предоставляет, при необходимости, свободу
выбора объема учебного материала и темпа его освоения (индивидуальный
образовательный маршрут), что
составляет новизну и
актуальность
программы.
1.9. Срок реализации учебного предмета «Специальность (вокал)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение на подготовительное отделение
в возрасте с 5 лет до 6,5 лет, составляет 1 год.
1.10.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию учебного предмета «Специальность (вокал)»:
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Максимальная учебная аудиторная нагрузка (в часах)
Максимальная учебная внеаудиторная нагрузка (в часах)
1 год
48
34
16
1.11. Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания
обучающимися. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по учебному предмету.
1.12. Форма проведения учебных занятий индивидуальная, что позволяет
учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Продолжительность
занятия – 1 академический час (40 минут), 1 раз в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Результаты освоения учебного предмета «Специальность (вокал)»
должны отражать:
-
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- наличие творческой инициативы;
2.2. В качестве результатов освоения программы «Специальность (вокал)»
подразумевается приобретение обучающимися знаний, умений и навыков:
-
умения
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании лёгкого музыкального произведения;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения;
- навыки сольных публичных выступлений.
2.3.
Формами
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы по учебному предмету
«Специальность (вокал)» могут быть: участие обучающихся в концертах,
фестивалях, конкурсах разного уровня; участие в мастер-классах с
преподавателями, и т.п.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 2
ТЕМА
Введение. Постановка голосового
аппарата, корпуса.
Охрана голоса
Формирование
и
развитие
певческого дыхания
Работа
над
техническими
вокальными навыками
Работа
над
художественной
выразительностью
исполняемых произведений
Подготовка
к
концертным
выступлениям
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО
1
2
3
1
6
7
1
8
9
1
8
9
-
2
2
ИТОГО
4
28
32
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за
ней.
Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки) Певческое дыхание.
Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха,
выдоха. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое различные его
приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но
также активное в медленных).
Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки). Распевание.
2-е функции в распевании:
1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
2) Развитие вокально-хоровых навыков;
Наиболее
распространенные
недостатки
пения
у
детей
неумение
формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские
гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание. Распевание организует
и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков
(дыхание,
звукообразование,
звуковедение,
правильное
произношение
гласных). Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и
даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) даются
различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти
упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут
знать на выработку какого навыка дано это упражнение. И с каждым
занятием качество исполнения распевки будет улучшаться.
Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки). Музыкальный
звук.
Высота
звука.
Работа
над
звуковедением
и
чистотой
интонирования. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется
использовать крайне редко в произведениях определённого характера.
Большую роль в воспитании правильного образования звука играют
упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над
звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения. Работа над
чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения
строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада».
Воспитание ладового восприятия через освоение понятий «мажор» и
«минор». Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Очень важно учить детей
умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены (тянуть долго и
ровно без лишней вибрации звук).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Округление гласных,
способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения
использовать головной и грудной регистры. Формирование звука – на
улыбке.
Постановка
голоса
(вокально-ансамблевые
навыки).
Работа
над
дикцией и артикуляцией. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развивать
согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение
открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их
округлять.
Основы музыкальной грамоты. Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы,
нотный стан, скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные
термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре. Длительность нот: целая,
половина, четвертная, восьмая. Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления);
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных
особенностей,
работоспособности
и
уровня
подготовки.
Предложенные методы работы с учащимися в рамках общеразвивающей
программы
являются
наиболее
продуктивными
при
реализации
поставленных целей и задач учебного предмета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
При поступлении в музыкальную школу проверяются диапазон голоса и
музыкально - вокальные данные. За период обучения в музыкальной школе
учащийся
должен
овладеть
полным
объемом
знаний
и
навыков,
предусмотренных данной программой. Преподавателям необходимо не
допускать форсированного звучания, приносящего часто непоправимый вред.
В работе над вокальным произведением необходимо учитывать степень
вокально-музыкальной подготовленности учащегося. Необходимо подбирать
репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае. Делать с
учащимися подробный музыкальный и текстовой анализ прививая им навыки
сознательного
освоения
музыкально-художественного
содержания
исполняемого произведения. При составлении индивидуального учебного
плана необходимо учитывать индивидуальные вокальные данные учащегося
и на основе этого составить репертуарный список, постепенно усложняя его.
Концертный репертуар составляется из произведений, пройденных с
педагогом в классе.
VI.ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Основными видами контроля успеваемости являются:
1. текущий контроль успеваемости учащихся
2. промежуточная аттестация
3. итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
6.1.1.Текущий контроль (поурочный) направлен на поддержание учебной
дисциплины,
выявление
отношения
к
предмету,
на
ответственную
организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить
стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем. При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
6.1.2. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными
формами
промежуточной
аттестации
являются
контрольные уроки, концерты.
Каждая форма проверки может быть, как дифференцированной (с оценкой),
так и не дифференцированной.
Таблица 3
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение, с
небольшими недочетами (в техническом плане)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения
и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление обучающегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы обучающегося;
другие выступления ученика в течение учебного года.
При проведении итоговой аттестации определяется качество освоения
учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
1. р.н.п. в обр. Сибирского Б. «Два кота»
2. р.н.п. обр. Тихоновой Ю.«Скок, скок, поскок»
3. р.н.п.. обр. Тихоновой Ю. «Как у наших у ворот»
4. р.н.п. «Жил на свете комарочек»
5. Шуман Р. «Совёнок»
6. Струве Г. «Пёстрый колпачок»
7. Струве Г. «Так уж получилось»
8. Кравченко Б. «вот такие башмачки»
9. Шуман Р. «Совёнок»
10. Попатенко Т. «Котёнок и щенок»
11.Иорданкий М. «В небе жаворнка трель»
12. Иванников В. «Песня солнышку»
13. Красев М. «Осень»
14. Нисс С. «Сон»
15. Островский А. «Вишенка»
16. Левина З. «Тик-так»
17. Бетховен Л. «Малиновка»
18. Гречанинов А. «Андрей-воробей, «Идёт коза»
19.Кюи Ц. «Мыльные пузырики», «Котик и козлик»
20. Лядов А. «Зайчик», «Забавная»
VII. СПИСОК НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Первоначальное воспитание и обучение детей. Изд. АПН
РСФСР. М., 1969.
2. Ананьев Б.Г. Склонности и способности. Л., 1962.
3. Ангуладзе Нодар. Homo cantor: Очерки вокального искусства. – М.:
«Аграф», 2003.
4. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая
проблема. Известия АПН РСФСР, 1951, № 36.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/
Н.Б.Гонтаренко,- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-наДону: издательство «Феникс», 2003.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца: наглядное пособие. М., Музыка,
2004.
10.Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве М.2001.
11.Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.: Таланты – 21 век, 2004.
12.Морозов В.П. Искусство резонаторного пения. Основы резонансной
теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и
наука». М., 2002.
13.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для студентов и
преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС
14.Плужников
К.
Механика
пения.
–
СПб.:
«Композитор
Санкт-
Петербург»,2004.
15.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и
ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. –
М.: Центр, 2002.
16.Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие. –
М.: Издательство «ДИЛЯ», 2005.
17.Сценическая речь: Учебник /Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю.
Промптовой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «ГИТИС»,2000.
18.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:
в 2т. – М.: Педагогика.
19.Федорович
Е.Н.
Учеб.пособие
/
Екатеринбург, 2004.
Основы
психологии
Урал.гос.пед.ун-т/
Банк
музыкального
образования:
культурной
информации-