В.03. ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «26» августа 2025 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 77/а от «26» августа 2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету
В.03. ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

г. Полярные Зори
2025 г.

Разработчик:
В.В. Чунина, преподаватель ВОКАЛЬНО - хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г. Полярные
Зори, высшая квалификационная категория;
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори;
Михайлютенко Ю.Е. преподаватель теоретических и хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г.
Полярные Зори, первая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объём учебного времени, предусмотренного учебным планом Школы на

реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмет;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования;

III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

IV. Форма и методы контроля. Система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы;
- Перечень средств обучения.

4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
Программа
основе

и

с

учебного предмета «Вокальный ансамбль» разработана на
учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Фортепиано», может использоваться при
реализации предмета «Вокальный ансамбль» в рамках дополнительных
предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

«Струнные

инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» в
соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых
видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Вокальный ансамбль»
вариативной части учебного плана программы «Хоровое пение» Школы
направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
вокального искусства, на эстетическое воспитание и художественное
образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми
духовными и культурными ценностями народов мира.
Программа

«Вокальный

ансамбль»

имеет

художественную

направленность. Основные дидактические принципы настоящей программы:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения
и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой
частью

процесса

формирования

гармонически

развитой

личности.

Дополнительное предпрофессиональное образование выступает как средство
всестороннего развития личности, направленное на интересы ребенка, его
социальную адаптацию. В процессе такого образования неисчерпаемы
возможности

создания

ситуации

успеха для

каждого

ребенка, что

благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного
достоинства и это особенно важно, поскольку не все дети обладают
одинаковыми способностями.
В процессе пения воспитываются важные черты личности: воля,

5

организованность, выдержка, чувство коллективизма.
Современные

музыкальные

стили

отличаются

не

только

гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой
исполнения, эстетикой и т.п., но и своими за- конами аранжировки.
Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет
преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени,
необходимого для решения профессиональных задач.
На протяжении всего периода обучения учащегося по программе
«Вокальный ансамбль» преподаватель следит за формированием и развитием
его вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,
строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон
певческих возможностей детей.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической
фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить
кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его
частей.
Настоящая программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие учащихся.
1. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль»

Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей,
поступивших в Школу в первый класс на обучение по 8-летней программе
«Хоровое пение» в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет, с 1 по 8 классы.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего

общего

образования

и

планирующих

поступление

в

образовательные организации, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год (9-й год (9 класс) реализации учебного
предмета «Вокальный ансамбль»).
Возраст детей, приступающих к освоению программы «Вокальный

6

ансамбль» – с 6 лет 6 месяцев до 9 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Вокальный
ансамбль» – с 6 лет 6 месяцев до 17 (18) лет включительно.
При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 (9)
лет продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Вокальный
ансамбль» в 1 классе составляет 32 недели, с 2 по 8 (9) классы – 33 недели
ежегодно.
3¸Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом Школы на реализацию учебного предмета
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Вокальный
ансамбль» программы «Хоровое пение» с нормативным сроком обучения 8
(9) лет составляет:
-

аудиторные занятия: с 1 по 8 (9) классы – по 1 часу в неделю;

-

самостоятельная работа не предусматривается.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)

учебного предмета «Вокальный ансамбль» составляет 263 (296) часа, в том
числе аудиторные занятия 263 (296) часа (таблица 1).
Таблица 1
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» со сроком реализации 8 (9) лет
(срок обучения по программе «Фортепиано» 8 (9) лет)
Классы

1–8

9

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

263

33

Количество часов на аудиторные занятия

263

33

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Аудиторные учебные занятия по учебному предмету «Вокальный
ансамбль» проводятся в мелкогрупповой форме (численностью от 4 до 10
человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и

7

индивидуального подходов.
При

реализации

программы

«Вокальный

ансамбль»

продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу,
составляет 40 минут, в первом классе – 30 минут.
При организации учебных занятий вокальный ансамбль делится на два
состава:
-

младшая группа – учащиеся 1-4 классов;

-

старшая группа – учащиеся 5-8 (9) классов.

Принципы организации обучения:
1. Двухступенчатость:

Позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить
функции каждой ступени, спрогнозировать результат.
2. Принцип системного подхода к обучению:

Этот принцип позволяет направить преподавание всех музыкальных
дисциплин на решение основной задачи – создание целостного, стройного и
грамотного вокального коллектива.
5. Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета «Вокальный ансамбль»:
 поддержание

традиций

одной

из

распространенных

форм

коллективного музицирования,
 формирование навыков ансамблевого эстрадного пения, т.е. пения в

группе, на ко- тором построится все дальнейшее развитие вокального
мастерства учеников;
 формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с

музыкально- художественным воспитанием;
 бережное

отношение к сохранению и

индивидуальности

ребенка

при

дальнейшему развитию

активном

использовании

его

творческого потенциала, возможностей и способностей в ансамбле;
 улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

8
 выявление вокальных способностей и творческих возможностей детей

с

целью

дальнейшей

профессиональной

ориентации

наиболее

талантливых и одаренных из них в области вокального искусства,
 формирование

личностных

качеств:

трудолюбие,

чувство

ответственности, коллективной в том числе, творчество.
Задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль»:
 Развивать вокальные данные, слух, певческое дыхание, исполнительские

приемы,
 приобретение

практических,

профессиональных
актерских,

певческих

исполнительских,

навыков,

а

также

необходимых

для

дальнейшей самостоятельной вокально- эстрадной деятельности,
 научить ансамблевому исполнительскому мастерству,
 научить детей петь технически грамотно, эмоционально и образно,
 научить детей петь многоголосие: а) гармоническое, б) полифоническое,
 работа над словом в песне, произношением, над певческой дикцией,

артикуляцией,
 научить исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус

один»,
 использовать межпредметные связи,
 выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на

высоком художественном уровне на занятиях, мероприятиях, в быту,
 воспитание инициативы, творческого отношения к делу,
 научить

детей разбираться в различных стилевых и жанровых

особенностях

музы-

ки, а также вокального

исполнительства.

Оценивать ее эстетические, художественные и нравственные качества,
 воспитать у участников коллектива эстрадные навыки поведения на

сцене.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль»

Обоснованием структуры программы «Вокальный ансамбль» являются
ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа «Вокальный ансамбль» содержит следующие разделы:

9
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Вокальный ансамбль»;
 распределения учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного
предмета «Вокальный ансамбль» используются следующие методы
обучения:
-

словесный (объяснение, беседа, рассказ)

-

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы)

-

практический (освоение приёмов хорового исполнительства)

-

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных
впечатлений.
Описание материально-технических условий реализации учебного

8.

предмета
Материально-технические условия Школы обеспечивают возможность
достижения

обучающимися

результатов,

предусмотренных

настоящей

Программой «Вокальный ансамбль».
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора
дополнительного материала для изучения предложенных тем. Библиотечный
фонд укомплектован печатными, электронными изда- ниями, учебно-

10

методической и нотной литературой.
Для проведения учебных занятий по учебному предмету «Вокальный
ансамбль» Школа имеет учебную аудиторию, оборудованную фортепиано,
электронным

пианино,

синтезаторами,

аудиоаппаратурой,

фонотекой,

учебной мебелью (досками, столами, стульями). Учебная аудитория
оформляется наглядными пособиями. Для учебного процесса используется
музыкально-дидактический материал: фонограммы «минус» музыкальных
композиций различных стилевых направлений; видеозаписи выступлений
исполнителей различных стилевых направлений (классика, джаз, эстрада,
народная музыка).
Школа имеет концертный зал с концертным и кабинетным роялями,
оснащенный пультом и звукотехническим оборудованием, для концертных
выступлений

учащихся,

библиотеку,

аудио-

и

видеоаппаратуру:

видеомагнитофон – 1 шт., магнитофон – 7 шт., музыкальный центр – 3 шт.,
видеокамера – 1 шт., магнитола – 2 шт., проектор – 1 шт., экран на штативе –
1 шт.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного
обслуживания и ре- монта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Годовые требования
Младшая группа I полугодие
 познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле;
 работать над чистотой интонации;
 добиваться плавного звуковедения;
 постараться слышать себя и партнёров.

II полугодие
 работать над освоением исполнительских навыков пения в ансамбле:

динамическое равновесие, ритмическое единство, единство
дикционного звучания;

11
 работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную

вертикаль;
 проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над

произведениями.
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 4-6
несложных ансамбля различных видов.
Содержание программы МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
1. Певческая установка.

Положение

корпуса

и

головы.

Пение

в

сидячем

положении.

Распределение тяжести тела в положении стоя и сидя.
2. Приобретение навыка певческого дыхания.

Формирование певческого вдоха (плавного и экономного), скорости
вдоха. Дыхательные упражнения. Метод произнесения слов песни в ритме
мелодии. Работа над качеством звука.
3. Звукообразование.

Виды атаки звука. Соответствие видам атаки звука степени напряжения
при голосообразовании. Способы звуковедения: staccato, legato,
non legato, marcato. Тембровое звучание голоса. Работа над качеством
звука.
4. Певческая артикуляция и тип гласного.

Округление гласных, нейтрализация гласных. Речевая и певческая
артикуляция. Положение гортани, степень открытия рта. Влияние гласных на
тембровые качества звука. Значение типа гласного.
5. Эмоциональный настрой.

Связь с художественным образом. Влияние эмоционального настроя на
характер звучания голоса.
6. Дикция.

Связь с содержанием исполняемого произведения. Работа над
произношением гласных и согласных. Специфика произношения гласных.
Работа

над

осмысленностью

произношения

выразительностью слов в пении.
7. Выработка единого звучания.

текста.

Работа

над

12

Выстраивание унисона. Отработка мягкой, но точной атаки звука.
Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона.
Выработка подвижных нюансов, постепенного нарастания силы звука и его
убывания.
Старшая группа I полугодие
Продолжается работа по закреплению полученных за предыдущие четыре
года исполнительских навыков, а также над:
 единой манерой исполнения;
 более сложными ансамблями;
 раскрытием художественного содержания и выявлением

стилистических особенностей произведения.
II полугодие
 устранение имеющихся недостатков в исполнительских навыках;
 совершенствование вокально-технических приёмов;
 единую манеру исполнения;
 ощущение стиля исполняемых произведений;
 постановку концертных номеров средствами хореографии.

В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 3-5
ансамбля (включая ансамбль солирующих голосов).
На протяжении всех лет обучения допускается участие одного или
более учеников в нескольких ансамблях.
За весь период обучения ученик должен (в силу своих индивидуальных
данных):
 развить общий культурный и музыкальный уровень, сформировать

музыкальный вкус,
 расширить музыкальный кругозор путем исполнения вокальной

музыки разнообразной по стилистике,
 развить музыкальные способности (слух, ритм, память),
 научиться владеть своим голосом, приобрести начальные вокальные

навыки, развить чувство строя, ансамбля,
 познакомиться с несложными полифоническими произведениями,
 развить эмоциональные задатки,

13
 используя сюжетно-образные движения и элементы танца, двигаясь в

соответствии с характером музыки и текстом песни, учащиеся могут
самостоятельно исполнить песню с сопровождением и без него, в
ансамбле и индивидуально.
Содержание программы СТАРШЕЙ ГРУППЫ
1. Введение.

Учебный

предмет

«Вокальный

ансамбль»,

его

особенности. Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и
развитие исполнительских навыков пения в ансамбле.
Краткая история возникновения ансамблевого пения. Виды, формы и
жанры ансамблей, особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей.
Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле.
2. Воспитание гармонического и мелодического слуха как основы

«интонационного ансамбля».
Упражнения для вокального ансамбля. Слуховой контроль, умение
слышать музыкальную вертикаль.
3. Работа над динамическим равновесием в ансамбле.

Умение слышать звучание ансамбля в целом, звучание своей партии и
партии партнера (партнеров). Умение анализировать тематический материал
и распределять силу звучания в общей фактуре.
4. Воспитание ритмического единства исполнения.

Ритмические упражнения для вокального ансамбля. Соответствие
«ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков темпу и
характеру исполняемого произведения.
5. Работа над единством дикционного звучания.

Работа над одинаковыми артикуляционными движениями. Работа над
идентичностью фонетики.
6. Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле.

Идентичность составляющих элементов ансамблевого звучания:
динамическое равновесие, ритмическое и дикционное единство, манера
исполнения.

14
7. Работа над единой манерой исполнения.

Тембровый подбор голосов. Работа над культурой звука.
Подбор репертуара
Музыкальный материал для групп (ансамблей) подбирается из лучших
образцов фольклора разных народов, произведений мировой музыкальной
классики, из современных высокохудожественных произведений близких и
понятных детям разного возраста, ведь именно такие музыкальные
произведения способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
В младшем возрасте хороши песни, содержащие в себе игровой
момент, песни, по- строенные в форме вопроса-ответа. Прохождение
песенного материала должно строиться по принципу от простого к сложному.
Материал

должен

быть

художественно

интересным,

убедительным,

структурно ясным. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил учеников, включается в план и более легкие для них, которые
могут быть быстро разучены.
В репертуаре должны присутствовать песни, исполняемые и под
аккомпанемент, воспроизводимый на музыкальном инструменте, и с
фонограммой. Фонограммы должны быть хорошего качества. Для младшего
школьного возраста используются записи с про- писанной мелодической
линией или караоке, либо «живое» исполнение мелодии на фор- тепиано или
синтезаторе, совмещенное с фонограммой.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения Программы «Вокальный ансамбль» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
1. Оптимальное соотношение исполняемого материала и

индивидуальных особенностей развития обучающегося.
2. Общемузыкальные знания и вокальные навыки:
-

расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями
различной стилевой направленности);

-

формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и
содержания исполняемого произведения;

15
-

воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности
обучающихся;

-

развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной
основы для достижения положительных результатов в обучении;

-

приобретение и развитие многообразных навыков совместного
исполнительства.
3. Стабильность исполнения.
4. Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию

исполняемых произведений.
5. Культура сценического поведения.

IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль»
включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить
успешность и качество образовательного процесса.
Основными принципами проведения и организации видов контроля
являются систематичность и учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обеспечивают
оперативное

управление

учебной

деятельностью

обучающегося,

ее

корректировку и проводится с целью определения:
-

качества реализации образовательного процесса;

-

качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;

-

уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.

16

Текущий контроль успеваемости проводится с целью контроля за
качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и
направлен на поддержание учеб- ной дисциплины, выявление отношения
учащегося

к

изучаемому

предмету,

на

отвественную

организацию

регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного
материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные
психоло- гические особенности учащихся, носит стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания
занятий учащегося преподавателем, ведущим учебный предмет «Вокальный
ансамбль». На основании результатов текущего контроля выводятся
четвертные, полугодовые, годовые оценки. От- метки выставляются в журнал
и дневник обучающегося.
Задания для осуществления текущего контроля по учебному предмету
«Вокальный

ансамбль»

преподаватель

разрабатывает

самостоятельно.

Ежегодно планируются показательные творческие выступления: отчетные
концерты Школы, праздничные концерты, конкурсные выступления. За
учебный год в классе должно быть пройдено примерно сле- дующее
количество произведений: младшая группа – 4-6 произведений, старшая
группа – 3-5 произведений.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки
знаний вокальных партий. При оценке учащегося учитывается также его
участие в выступлениях коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика,
преподаватель, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности
каждого ребенка, прежде всего анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
Результаты текущего контроля знаний обучающихся доводятся до
сведений обучающихся и их родителей (законных представителей) с
обоснованием выставленной оценки. Система оценок, критерии оценивания
и требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся определяются
Программой

«Основы

музыкального

исполнительства»

и

настоящей

17

Программой «Вокальный ансамбль».
Согласно

учебного

плана

Школы

промежуточная

аттестация

проводится по учеб- ному предмету «Вокальный ансамбль» в форме зачета.
Зачет может проводиться в виде концертных выступлений.
Зачеты

в

рамках

промежуточной

аттестации

проводятся

на

завершающих 4,6,8,10,12,14,16 полугодиях учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Обязательным

условием

является

методическое

обсуждение

результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития
обучающегося.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающегося
за данный период времени, определяет степень успешности развития
обучающегося на данном этапе обучения, степень освоения им учебных
задач.
По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее
в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
По завершении изучения учебного предмета «Вокальный ансамбль»
формой про- межуточной аттестации в виде итогового зачета обучающимся
выставляется оценка, кото- рая заносится в свидетельство об окончании
Школы.
2. Критерии оценок

При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации качество подготовки обучающегося по учебному предмету
«Вокальный ансамбль» оценивается по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Данная система
оценки качества является основной.
По результатам текущей и промежуточной аттестаций выставляются
оценки:

«от-

лично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно» (таблица 2):
Таблица 2

18

Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
Регулярное посещение занятий, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание своей
партии во всех произведениях, разучиваемых в
классе, активная эмоциональная
работа на занятиях, участие на всех концертах
коллектива

4 («хорошо»)

Регулярное посещение занятий, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей программы при
недостаточной проработке трудных технических
фрагментов (вокально-интонационная неточность),
участие в концертах коллектива

3 («удовлетворительно») Нерегулярное посещение занятий, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть некоторых партитур в программе
при сдаче партий, участие
в отчетном концерте коллектива в случае пересдачи
партий
2

Пропуски занятий без уважительных причин,

(«неудовлетворительно») неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, не допуск к выступлению
на отчетный концерт
«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям

В зависимости от сложившихся традиций Школы и с учетом
целесообразности оценка качества может быть дополнена системой «+» и «», что предоставит возможность более

конкретно

подготовки обучающегося: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»;

оценить

уровень

19

«3+»; «3»; «3-»; «2».
В случае окончания реализации учебного предмета «Вокальный
ансамбль» в рамках промежуточной аттестации формой зачета качество его
освоения оценивается по пятибалльной шкале в абсолютном значении (без
плюсов и минусов).
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
-

оценка годовой работы ученика;

-

оценка на итоговом зачете;

-

другие выступления ученика в течение учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Формирование художественно-эстетических способностей начинается

с

выявлением

индивидуальных

задатков,

склонностей

детей

и

их

способностей.
Групповое обучение и воспитание обучающихся по классу «Вокальный
ансамбль» осуществляется на основе репертуарного плана исполнительского
коллектива, с обязательным учетом возрастных особенностей детей, в
котором планируется и прослеживается развитие, как группы, так и каждого
ее участника.
Все технические вокальные навыки осваиваются обучающимися в виде
упражнений, которые вырабатывают единую исполнительскую манеру, так
как ансамбль – это единый коллективный исполнитель музыкального
произведения. Именно этот вид инструктивного материала дает наибольший
эффект, как для освоения технических элементов, так и приемов исполнения.
Распевания должны быть не затянутыми по времени и содержательными,
направленными

на

решение

определенных

вокально-интонационных

трудностей:
-

развитие звуковысотного слуха,

-

формирование чистоты интонации,

-

расширение диапазона голоса,

-

развитие технических навыков эстрадного пения,

20
-

овладение основными навыками дыхания,

-

правильной вокальной позиции,

-

чистоты интонации,

-

чистоты унисона,

-

чистоты пения гармонических интервалов в двухголосии;
гармонических аккордов в трехголосии;

-

выстраивание звукового баланса между партиями;

-

расслаблению голосового аппарата.
При

воспитании

чистой

интонации

в

младшей

группе

надо

вырабатывать необходимые вокальные навыки, учитывать возможности
детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре – до, ре»
первой октавы, звучание более легкое, естественное;
«до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, на первых порах его надо
избегать. В распеваниях необходимо использовать маленькие несложные
народные песенки - попевки на одном звуке, постепенно расширяя
интервальный состав мелодической линии, песенки на сопоставление мажора
и минора, на восходящее и нисходящее движение мелодии, на движение
мелодии по звукам тонического трезвучия. Каждый изученный и освоенный
вокальный прием необходимо закреплять и совершенствовать на специально
подобранном репертуарном материале, а затем приступать к освоению
художественных, актерских за- дач. При разучивании произведений педагогу
нужно стремиться раскрыть художествен- ный образ песни, добиться того,
чтобы он дошел до обучающихся, увлек его. Качествен- ный и
эмоциональный показ песни педагогом – это залог того, что учащиеся
полюбят пес- ню, будут петь охотно и выразительно.
Правильное усвоение навыков и приемов исполнения – вот в сущности
то, к чему сводятся усилия преподавателя и учащихся.
Основными правилами работы с детскими голосами являются:
-

строгое выдерживание естественного для каждого возраста диапазона,

-

свободное от зажимов и форсирования пение,

-

ограниченная динамика (в младшей группе),

-

подбор доступного по содержанию и форме репертуара,

21
-

непродолжительность (в младшей группе) и систематичность занятий.

-

В области пения определяются следующие задачи:

-

учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя
звучание), правильно передавая мелодию,

-

брать дыхание перед началом пения и между фразами, удерживать
его до конца фразы,

-

учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь
индивидуально и коллективно,

-

обучать детей первоначальным навыкам пения a capella на маленьких
несложных песенках,

-

развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический
ансамбль,

-

работать над культурой звука, прививать культуру исполнения,

-

формировать творческую активность.
Чтобы стимулировать интерес к данному предмету преподавателю

необходимо применять различные формы и методы проведения урока:
-

слушание музыкального материала,

-

выразительное чтение текста песни,

-

разучивание

мелодии

вместе

с

текстом

разными

способами:

самостоятельно начинать и заканчивать музыкальную фразу, исполнять
песню по фразам, чередуя пение преподавателя и пение коллектива;
-

сольмизирование текста;

-

игра на фортепиано или синтезаторе мелодии песни тембрами
различных инструментов,

-

самостоятельное исполнение,

-

исполнение песенного материала в микрофон,

-

игровое начало (в младшей группе),

-

доступность и наглядность.
Для более успешного достижения целей и задач Программы

«Вокальный ансамбль» помимо посещения занятий по вокальному ансамблю
необходимо посещение индивидуальных занятий по эстрадному пению,
сценическому

движению.

На

занятиях

по

вокальному

ансамблю

22

преподавателю
сольфеджио,

необходимо

использовать

межпредметные

танцевальному

творчеству,

жестикуляции,

связи

по

актерскому

мастерству. Сотрудничество преподавателя по вокальному ансамблю должно
быть максимально тесно с пре- подавателями других дисциплин: от общих
методических принципов до их воплощения в практической деятельности.
Исполнительское

мастерство

помогает

детям

почувствовать

содержание музыкальных произведений и передать в своем искреннем
исполнении свое понимание, а также выражать свои чувства мимикой,
жестами, движениями, стремиться вызвать эмоциональные реакции у тех, кто
их слушает.
Обязательны

публичные

выступления

учеников

на

концертах,

праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и
конкурсах, в которых практически проявляется общественно-полезный
характер их музыкально-творческой деятельности. Практиковать публичные
выступления следует с первого года обучения, по мере накопления
исполнительских навыков и художественного репертуара.
Методические рекомендации к выработке основ ансамбля
История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося
направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились
ещё в скоморошьих забавах. Если обратиться к истории певческой культуры
России,

то

можно

заметить

явное

преобладание

ансамблевого

многоголосного пения с элементами импровизации. Высочайшую культуру
хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном
стиле – спиричуэлах.
Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»- джаз,
рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и
частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех
выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно
дать однозначное определение, это связано как с её постоянным развитием –
появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием

23

правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность
музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие
разновидности вокальных ансамблей:
 унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
 ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
 ансамбль нескольких солирующих голосов;
 полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от

тематического материала);
 ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) –

характерен для стилей джазовой музыки.
Ансамблевое

пение

подразумевает

органичное

слияние

индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль
в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от
сольного. Если сольное пение – это, в основном, «гори- зонтальное
мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное
мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится
проблема интонирования. Как правило, преподаватели эстрадного и
джазового пения в ДШИ, кружках, студиях и т.д. имеют дело с детьми,
совершенно различными по своим музыкальным и вокальным данным.
Поэтому состав ансамбля и планируемый к изучению репертуар необходимо
согласовывать с преподавателем, ведущим учебный предмет «Вокальный
ансамбль». При этом необходимо учитывать индивидуальные способности
каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса.
Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся
создано множество

методик

и

упражнений:

(Г. Шатковский,

С.

Миловский, В. Кирюшин, Д. Блюм, Г. Струве, Н. Морозов, О. Хромушин и
др.).
Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в упражнениях.
Гармония в эстрадной и джазовой музыке имеет свои особенности: широкое
применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения (с
добавленными тонами, с задержанием и др.), альтерированные аккорды,

24

полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени
мажорной гаммы) и др.
Поэтому концертмейстер или преподаватель, ведущий учебный
предмет «Вокальный ансамбль» должен стараться как можно чаще и смелее
применять в инструментальном сопровождении даже самых простых
упражнений гармонические последовательности аккордов, типичных для
эстрадно-джазовой музыки. Вокальную мелодическую линию желательно
дублировать как можно реже.
У всех без исключения участников ансамбля следует развивать навыки
пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвертого и т.д.
Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному
развитию гармонического слуха.
Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с пения
в унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по
партиям и т.д.
Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим
равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и
звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную
трудность при пении в микрофон. Здесь полезно по- работать без
инструментального сопровождения (a’capella).
Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать
тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре.
Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом
и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.
Для развития инициативности, смелости и творческого мышления,
обучающимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом
характера (мелодического и ритмического) основного напева.
Все без исключения преподаватели – музыканты отмечают, что
воспитание

именно

представляет

большую

метро-ритмических
сложность.

А

ощущений

ведь

единство

обучающихся
ритмического

исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.
Из большого количества самых разнообразных упражнений можно

25

выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.
Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н.А.
Морозова:
1. Делим детей на группы (если их 4 и более человек).

С одной группой отдельно отрабатываем трёхдольный метр (топ-хлоп - хлоп),
с другой – четырёхдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
2. Работаем одновременно с двумя группами, получается своеобразная

«полиметро- ритмия»;
3. усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги;
4. прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.
-

Музыкально-ритмическая игра. Каждой группе (голосу) дается

своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных
комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя.
На основе этой игры обучающиеся отрабатывают не только чистоту
интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают
динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.
Ещё

одной

проблемой

ансамбля

в

пении

является

проблема

идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если
дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь
фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы
(открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.
Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание.
Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового
аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и
который даст ансамблевый суммарный тембр.
При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому
тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни,
который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного
напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов, выбирая
наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания,
стилевые особенности данного многоголосия; добиваться плавности голосоведения.

26

Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у
участников ансамбля координацию между слухом и голосом, добиваясь при
варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических
линиях и сочетании их между собой.
Особенности детского певческого голоса
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств
голоса взрослых. Голосовые связки у детей короткие и тонкие, звук в гортани
слабый, преобладает головной резонатор.
Дети дошкольного возраста поют, как правило фальцетом. Их легкие
малы по емкости – отсюда естественная ограниченность силы детского
голоса. Диапазон составляет не больше октавы, а у малышей 3-4 звука.
Поэтому при обучении детей пению педагогу необходимо:
 Удерживать детей от громкого пения, особенно от длительного во

время разучивания
 Создавать спокойную обстановку при обучении, чтобы ребенок

говорил без крика и пел естественным голосом
 Обращать внимание на звуковой диапазон песен при выборе репертуара.

У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, инд. тембры
почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за
пределы октавы («ре» 1 октавы – «до» 2 октавы). С 7 лет в голосовых складках
начинается форсирование специальных вокальных мышц, которое полностью
заканчивается к 12 годам. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать
как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса
обучение должно быть щадящим. Целесообразно использовать фальцет и
легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое,
преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука нужно
строить на игровой основе.
Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется
диапазон, проявляются различия в тембровой окраске. К 13 годам диапазон
расширяется до октавы и децимы («до» 1 октавы – «ми», «фа» 2 октавы).
Мутация. (12-15 лет). Обучающиеся этого периода требуют особенно

27

бережного отношения в дозировке пения т.к. их голосовой ап- парат
чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не
меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. У девочек
следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой
атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек обретают
полноценное звучание женского голоса. Он становится более сильным за
счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона женского
голоса). Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет
свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без
форсировки звука. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 12-14
лет у них начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их
голосов смещается вниз примерно на октаву, приобретают полутораоктавный
диапазон

натурального

грудного

звучания

и

сохраняет

фальцетные

возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Занятий
в этот период можно не прекращать. Начинать впервые заниматься пением в
мутационный период нецелесообразно.
С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса, Исчезают
болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно
формируется тембр будущего взрослого голоса.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по
учебным предметам определяется Школой самостоятельно с учетом
параллельного освоения деть- ми общеобразовательных программ (программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности Школы.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося по учебному

28

предмету «Вокальный ансамбль» является домашняя работа. Прежде всего, она
должна заключаться в систематической проработке своей партии в
произведениях, изучаемых в классе. Учащийся регулярно готовится дома к
контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки
учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой голос в
звучании всей фактуры без сопровождения.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по учебному предмету «Вокальный ансамбль».
VI.СПИСОК НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артоболевская А.

Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.,

Советский композитор, 1987
2. Виноградов Л. «Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с

детьми от 5 до 10 лет» СПб. Образовательные проекты 2008. М: НИИ
школьных технологий.
3. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.

М., Астрель, 2008
4. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб.:

КАРО, 2004г.
5. Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей

сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
6. Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. ч.1, ч. 2
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир

медицины». – СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
8. Каноны круглого стола. Составитель Е. Филимонова. - СПб.: Издательство

«Союз Художников», 2003г.
9. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
10. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965 г.
11. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и

совершенствования. М.: АСТ,2005г.

29
12. Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
13. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.:

Академия развития, 2005.
14.

Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). –

СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г.
15. Чугунов Ю. Гармония в джазе. – М.: Изд. «Советский композитор», 1985г.
16. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. - М.: Музыка, 1996г.
17. Шевченко Н. Эстрадное сольфеджио (http://www.sideman.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.