ЛЕПКА

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА»
Рабочая программа по учебному предмету
«Лепка»
Возраст обучающихся – 7 – 9 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024

Разработчик:
­ Казминцева Е.Ю., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори».
Рецензенты:
- Радишевская М.А, зам. директора по УМР МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
­ Срок реализации учебного предмета;
­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных
аудиторных занятий;
­ Цели и задачи учебного предмета;
­ Обоснование структуры программы учебного предмета;
­ Методы обучения;
­ Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

­ Сведения о затратах учебного времени;
­ Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Средства обучения
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой учебной литературы;

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Учебный предмет «Лепка» является частью дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Изобразительного творчества». В образовательном процессе учебные
предметы «Прикладное искусство», «Основы изобразительного творчества»
и «Лепка» составляют единую систему - дополняют друг друга, изучаются
взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира
учащимися. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие
элементы: композиционные решения формата, внимательное отношение к
силуэту и тонального решения формы предметов, выявления формы цветом.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными
способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,
скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы по предмету «Лепка» на дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Основы изобразительного творчества» - 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 4-летнем сроке
обучения составляет 272 часа.

4

Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и
итоговой аттестации

Классы

1

2

3

4

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (в
часах)

32

36

32

36

32

36

32

36

Вид
промежуточной аттестации
по полугодиям и итоговая
аттестация

зачет

зачет

Всего
часов

зачет

272

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» рекомендуется осуществлять в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторную и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия:
1-4 классы – 2 часа в неделю.
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
1. Создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,
позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Основы изобразительного творчества».

5

Задачи учебного предмета
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими
материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности,
глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму.
5. Формирование умения
передавать массу,
объем,
пропорции, характерные особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и
росписи.
8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

Обоснование структуры программы
Программа
учебного
предмета
«Лепка»
дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Основы изобразительного творчества» составлена в соответствии с
Федеральным законом 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
на основе Приказа Министерства культуры РФ № 754 «Об утверждении
Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными
организациями дополнительного образования детей со специальными
наименованиями «детская художественная школа» от 02.06.2021г, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного
искусства в детской художественной школе г. Полярные Зори.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
6

- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа,
рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание
художественных
впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми
ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной
мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками,
компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления.

7

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование раздела, темы
Вид
Учебного
занятия

Максимальная
учебная
нагрузка

Аудиторные
занятия

68

68

2

2

2

2

2

2

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

2

2

1-е полугодие
Вводный урок. Инструменты и материалы.
Урок
Физические и химические свойства
материалов.
Выполнение несложной композиции из
Урок
простых элементов по шаблону: «новогодний
носок», «колпак волшебника»,
«пластилиновая мозаика».
Выполнение композиции из сплющенных
Урок
шариков: «бабочки», «рыбка».
Выполнение
плоской
композиции
из
жгутиков: «барашек», «дерево», «букет
цветов».
Применение в композиции нескольких
элементов. Композиция «часы», «домик»,
«машинка».
Локальный цвет и его оттенки. Получение
оттенков цвета посредством смешивания
пластилина Работа по шаблону.
Осенние листья, бабочка и др.
Закрепление техники
«Пластилиновая живопись». «Мое любимое
животное», «игрушка».
Выполнение творческой работы в технике
«Пластилиновая живопись». «Космос»,
«Летний луг».
Применение техники
«Пластилиновая живопись» в конкретном
изделии.
«Карандашница»,
«Декорированная вазочка».
Знакомство с приемом
«пластилиновая аппликация». Композиция:
«Посудная полка», «Аквариум».
«Пластилиновый алфавит». Выполнение
силуэтов букв с декорированием
8

Общий объем времени в часах

приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

12.

Использование пластилиновой аппликации
и процарапывания в творческой работе
«Снежинка».

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

4

4

Урок

2

2

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

2

2

Урок

4

4

Урок

4

4

2-е полугодие
13.
14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

Выполнение многослойной
композиции: «Пирожное», «Торт».
Знакомство с фактурами.
Способы выполнения различных фактур.
Выполнение композиции
«Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин
сундучок»,
«Швейная
фантазия»,
«Канцелярский мир» и др.
Соединение пластилиновых фактур и
природных форм (семечки, крупы,
макаронные изделия и др.). «Платье для
куклы», «Карнавальный костюм»,
«Театральный (цирковой) занавес».
Интерпретация
природных
фактур.
Применение знаний в творческой
композиции
«Зоопарк»,
«Домашние
животные».
Знакомство с выполнением невысокого
рельефного изображения. Композиция
«Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко»,
«Ягоды» и др.
Закрепление умения набирать полуобъемную
массу изображения. Композиция «Божья
коровка», «Жуки», «Кит».
Выполнение
тематической
композиции:
«Праздник», «Новый год», «Рождество».
Создание сложной формы предмета с
последующим декорированием. «Печатный
пряник», «Жаворонки» и др.
Лепка геометрических форм.
Выполнение задания: «Робот», «Ракета»,
«Трансформер (бакуган)».
Закрепление навыков работы с объемными
формами. Выполнение композиции
«Новогодняя елка».

24. Изготовление игрушек из пластилина и
природных материалов: ежик, лесовик, пугало
огородное и др.
9

№

1.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в
часах
Максимальная
учебная нагрузка

Аудиторные
занятия

68

68

2

2

4

4

4
2
4

4
2
4

4

4

2

2

2
2

2
2

4
2

4
2

1-е полугодие
Вводный урок. Знакомство с техникой
Урок
«Соленое тесто». Физические и химические
свойства материалов.
Инструменты и материалы.

12.

Полуобъемная композиция «цирк» в технике
Урок
«соленое тесто» с применением гуаши.
«Театральная кукла».
Урок игра
«Изразец».
Урок
Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», Урок
«Камин».
Изготовление магнита на тему: «Времена
Урок
года».
Изготовление «фактурных валиков» для
Урок
дальнейшего использования в композициях.
Композиция «Замороженное оконце».
Урок
Дальнейшее знакомство с фактурами,
Урок
текстурами. Способы выполнения различных
фактур, текстур.
Творческая работа «Пенек с грибами».
Урок
«Морские камешки».
Урок
2-е полугодие
Коллаж «Морские сокровища».
Урок

2

2

13.

Декоративное панно «Словообраз».

Урок

4

4

14.

Декоративное панно «Русская народная
сказка» (коллективная творческая работа).
Композиция с использованием ниток,
пластиковых трубочек, декоративных булавок,
лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с
паутиной», «Муравейник».
Изделие «Волшебное зеркало» с применением
пластилиновой живописи, декоративных
материалов, фольги.
Объемная композиция на тему: «Овощная
семейка».

Урок

6

6

Урок

4

4

Урокигра

2

2

Урок

4

4

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

15.

16.

17.

10

18.

19.
20.

№

1.

2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.

Объемная лепка на тему:
«Домашние животные», «Кошки», «Животные
севера и юга».
Знакомство с каркасом. Выполнение
пластилиновой модели человека.
Коллективная творческая работа «Ноев
ковчег».

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

6

6

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование раздела, темы
Вид учебного
занятия

1-е полугодие
Вводный урок. Инструменты и материалы.
Урок
Физические и химические свойства
материалов. Знакомство с техникой лепки из
полимерной глины. Выполнение
простейших форм для бижутерии (бусины,
кольца, кубики, плоские формы –
колокольчик, бабочка и др.).
Изготовление украшений, брелоков,
Урок
шкатулки фокусника, рамочки для фото.
Изготовление магнитов. Тема: продукты
Урок
питания, инициалы, цветы и др.
Вводный урок. Инструменты и материалы.
Урок
Физические и химические свойства
материалов. Знакомство с техникой лепки
из глины. Изготовление декоративной
тарелки.
Изготовление декоративной вазочки, сосуда
Урок
с росписью.
Изготовление традиционной игрушки из
Урок
глины с росписью: козлики, уточка,
петушок.
Тематическое панно с подвесками «Кот на
Урок
крыше», «Ярмарка», «Рождество».
Тематический натюрморт из нескольких
Урок
предметов.
Композиция-панорама «Замок. Рыцарский
Урок
турнир».
2-е полугодие
11

Общий объем времени в
часах
Максимальная
учебная
нагрузка

Аудиторные
занятия

68

68

2

2

4

4

4

4

2

2

4

4

4

4

4

4

2

2

6

6

10. «Геометрическая пирамидка». Изучение и
изготовление геометрических тел (конус,
цилиндр, куб, шар, пирамида).
11. Шахматное королевство.
12. Лепка с натуры. Использование чучел птиц
и животных.
13. Творческая работа «Басни», «Птичий двор».
14. Работа с каркасом. Динозавр, лошадка,
ослик, обезьяна, жираф.
15. Человек. Фигура в движении:
«спорт», «на катке», «танец» и др.
16. Человек и животное. «Хозяин и его
животное», «охота», «цирк».
17. Коллективная
работа:
«пираты»,
«каникулы», «путешествие во времени»,
«виртуальный мир» и др.

Урок

2

2

Урок
Урок

4
4

4
4

Урок
Урок

6
4

6
4

Урок

4

4

Урок

6

6

Урок

6

6

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

Наименование раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная
нагрузка

Аудиторные
занятия

68

68

1-е полугодие
1.

Лепка засушенного листа с
предварительной зарисовкой.

Урок

4

4

2.

Лепка с натуры овощей, фруктов, близких
по форме к геометрическим телам.
Натюрморт из простых предметов быта,
овощей, фруктов, близких по форме к
геометрическим телам.
Птицы. Наброски с натуры (чучело).

Урок

2

2

Урок

4

4

Урок

4

4

5.

Композиция «Жар-птица». Декоративный
рельеф «Птица» или «Рыба».

Урок

4

4

6.

Урок

6

6

7.

Сказочный герой, круглая скульптура
(глина)
Изготовление новогодних сувениров

Урок

4

4

8.

Роспись сувениров после обжига

Урок

4
32

4
32

3.

4.

12

Второе полугодие
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

Лепка игрушек по мотивам народного
декоративно прикладного искусства
Декоративный сосуд. Глина
Лепка декоративной посуды с лепными
деталями
Лепка декоративной посуды разной формы
и назначения.
Однофигурная композиция
«Животное в движении».
Народная
игрушка
по
образцу
дымковской «Лошадка» , «Птица» с
росписью
Декоративная 2-3-х фигурная композиция
по мотивам народных сказок. Пластилин.
Композиция «Цирк» 3-4 фигурная
Барельеф, пластилин

Урок

4

4

Урок

2

2

Урок

2

4

Урок

4

4

Урок

4

4

Урок

6

6

Урок

6

6

6

6

36

36

Урок

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
Первое полугодие
1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.
Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок
работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и
химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация
рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на
цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по
шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая
мозаика». Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка».
Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых
элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др.
Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление
изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные
13

формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок «Бабочка», «Рыбка».
4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление
изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет
цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов. Развитие
наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция
«Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому
заданию, поиск цветового решения.
6. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета
посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой
«Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и
др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
7. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление
знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать
композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное»,
«игрушка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.
8. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая
живопись». Формирование способности добиваться выразительности
композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных
иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
2.4. 9. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в
конкретном изделии. Развитие фантазии, воображения, применение
полученных знаний о техниках и приемах. «Карандашница»,
«Декорированная вазочка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
10.Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».
Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него
стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка»,
«Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
14

11. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия
«декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с
декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.
12. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания
в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать
природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного
мышления. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза снежинки.
Второе полугодие
13. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».
Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы
кондитерского изделия.
14. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных
фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с
природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей
(природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на
выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни,
зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование
картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур,
природных материалов и др. Самостоятельная работа: подбор различных
приспособлений и материалов.
15. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем:
«Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.
Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков,
комбинирование, составление композиции). Использование картона,
цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных
материалов и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы
«лоскутное одеяло». 16. Тема: Соединение пластилиновых фактур и
природных форм. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики.
«Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой)
занавес». Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп,
макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
платья для любимой куклы.
17. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности,
фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха,
кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции
«Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного
пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные
15

принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным
материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.
18. Тема:
Знакомство с выполнением невысокого рельефного
изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом
отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение –
шаблон. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды»,
«Виноград» и др. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.
19. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу
изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным
изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция
«Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
20. Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной
полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск
пластического и цветового решения, выполнение работы в материале.
«Новый год», «Рождество». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для
тематической композиции.
21. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием. Формирование способности добиваться выразительности
образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки»
и др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп,
макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».
22. Тема:
Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом,
первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара
(глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое).
Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: изображение
геометрических фигур.
23. Тема:
Закрепление навыков работы с объемными формами.
Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения.
Выполнение композиции «Новогодняя елка». Использование картона,
цветного пластилина, бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза новогодней Елки.

16

24. Тема:
Изготовление игрушек из пластилина и природных
материалов (каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа,
ракушки). Формирование навыков моделирования, развитие воображения,
фантазии. Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик»,
«Лесовик», «Пугало огородное» и др. Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из
природных материалов.
Второй год обучения
Первое полугодие
1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто».
Физические и химические свойства материалов. Инструменты и
материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его
физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и
материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа:
выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с
применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность
композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала
по теме «Цирк».
3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ
куклыперсонажа любой сказки для детского пальчикового театра.
Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды,
соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная
работа: выполнение эскиза будущей куклы.
4. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование
навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для
изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме
«Орнамент».
5. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».
Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение
плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на
предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной
теме.
6. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование
способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии,
воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением
17

объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной
ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах
года.
7. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего
использования
в
пластилиновых
композициях.
Формирование
пространственного мышления, творческого воображения. Технология
изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы.
Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного
пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных
валиков, выполнение разнообразных фактур.
8. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в
работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники
«пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
замороженного окна.
9. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы
выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности,
формирование умения работать с природными формами. Упражнение на
выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани,
полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
10. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных
фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности,
формирование умения работать с природными формами. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение
зарисовок грибов с натуры.
11. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер
предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии.
Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка
различных камешков.
Второе полугодие
12. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных
знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности
передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять
цельность композиции при обработке ее отдельных элементов.
Использование картона, цветного пластилина, природного материала.
Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа
с иллюстративным материалом.
18

13. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения
находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии,
освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного
пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с
книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование
отдельных букв.
14. Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная
творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных
персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным
заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного
материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
15. Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение
композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек,
декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия.
Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение
передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование
картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение
иллюстраций.
16. Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия –
зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных
материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие
воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток,
бусин, пуговиц, лент, фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение
эскизов зеркал.
17. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие
наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные
особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и
фруктов с натуры.
18. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные
севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать
характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение
пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа:
выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного
материала.
19. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели
человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,
первоначальные навыки передачи движения. Использование картона,
цветного
пластилина,
проволоки.
Самостоятельная
работа:
19

фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в
виде открыток, иллюстраций и фотографий.
20. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача
взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление
знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег»,
поиск образов персонажей композиции.

Третий год обучения
Первое полугодие
1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы.
Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой
лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии
(бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.).
Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета.
Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков
выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото.
Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в
изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о
декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа:
выполнение эскизов изделий.
4. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и
химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины.
Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью.
Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой
гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор
иллюстративного материала.
5. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки,
сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного
мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
6. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины
с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения
подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение
пластического решения с учетом кругового объема.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
20

7. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше»,
«Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о
декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа:
выполнение эскизов к тематической композиции.
8. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких
предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с
натуры. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
9. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал».
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные
навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
Второе полугодие
10.Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности,
фантазии, образного мышления, формирование умения передавать
пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление
геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида).
Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской
скульптуры, керамики.
11. Тема: «Шахматное королевство». Изготовление шахматных фигур на
основе геометрических форм. Работа направлена на формирование
аккуратное, формирование понятие симметрия, пропорции.
12. Тема: «Лепка с натуры. Использование чучел животных и птиц».
Развитие
наблюдательности,
фантазии,
образного
мышления,
формирование умения передавать пластику природных форм средствами
лепки.
13. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее
формирование понятия о декоративности, выразительности образа.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
14. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические
особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение
композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна»,
«Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
15. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях
человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении:
«спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор
иллюстративного материала.
16. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк».
Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,
21

животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического
решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
17. Тема: Коллективная работа: «Пираты», «Каникулы», «Путешествие
во времени», «Виртуальный мир». Дальнейшее формирование знаний о
пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Развитие
воображения, композиционных навыков.
Четвертый год обучения
Первое полугодие
1. Тема: Лепка засушенного листа с предварительной зарисовкой.
Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Материал - пластилин. Формирование навыка стилизации природных форм.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок.
2. Тема: Лепка с натуры овощей, фруктов, близких по форме к
геометрическим телам. Обучение работе с натуры. Первые понятия о
массе и объеме (глина). Самостоятельная работа: выполнение зарисовок.
3. Тема: Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов,
близких по форме к геометрическим телам. Для постановки
используются два предмета (кувшин или крынка, яблоко) Первое
понятие о взаимосвязи фигур в композиции. Правильная лепка форм
предметов. Первое понятие о круговом обзоре
скульптуры.
Самостоятельная
работа:
выполнение зарисовок.
4. Тема: Птицы. Наброски с натуры (чучело). Наброски (в карандаше
или пластилине) чучел птиц с передачей пропорций и выявлением
отличительных
особенностей. Самостоятельная работа: выполнение
эскиза к творческому заданию.
5. Тема: Декоративный рельеф «Птица» или «Рыба». Лепка невысокого
рельефа прямоугольной формы. Украшение прилепами и росписью.
Знакомство с новыми приемами в работе. Развить умение вписать
изображение в выбранный формат, переработать реальные формы в
декоративные. Выполнение эскиза к творческому заданию. Развитие
образного мышления, фантазии. Самостоятельная работа: выполнение
эскиза к творческому заданию.
6. Тема: Сказочный герой, круглая скульптура (глина). Развитие
наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Самостоятельная
работа: подбор иллюстративного материала.
7. Тема: Изготовление новогодних сувениров (глина). Формирование
способности добиваться выразительности композиции. Самостоятельная
работа: выполнение эскизов к творческому заданию.
8. Тема: Роспись сувениров после обжига. Поиск цветового решения.
22

Самостоятельная работа: работа с литературой.
Второе полугодие
9. Тема: Лепка игрушек по мотивам народного декоративно-прикладного
искусства. Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве
керамики, народных игрушках-свистульках. Знакомство с техникой
изготовления игрушкисвистульки. Самостоятельная работа: работа с
литературой.
10. Тема: Декоративный сосуд. Глина. Знакомство с произведениями
гончарного промысла. Сопоставление оси симметрии в рисунке и центра
гончарного круга. Понятие тела вращения. Связь формы и назначения.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к творческому заданию.
11. Тема: Лепка декоративной посуды с лепными деталями. Создание
формы предмета из пластинок (колбасок). Соотношение формы и
декоративных упражнений. Самостоятельная работа: выполнение
эскизов к творческому заданию.
12. Тема: Лепка декоративной посуды разной формы и назначения.
Лепка из целого куска глины или пластилина. Сформировать понимание
зависимости формы предмета от его назначения. Понятие кругового
обзора.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к творческому заданию.
13. Тема: Однофигурная композиция «Животное в движении».
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение
прорабатывать композицию. Развитие образного мышления, фантазии.
Самостоятельная работа: выполнение этюдов домашних животных.
14. Тема: Народная игрушка по образцу дымковской «Лошадка»,
«Птица» с росписью. Изготовление традиционной игрушки из глины с
росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления,
умение подмечать характерные и выразительные особенности игрушки.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
15. Тема: Декоративная 2-3-х фигурная композиция по мотивам
народных сказок. Пластилин. Научить передавать характерные
особенности персонажей. Понятие условности языка декоративной
скульптуры.
Метод обобщения и упрощения с одновременным усилением
выразительности пластики изображаемых героев. Самостоятельная работа:
выполнение эскизов к творческому заданию.
16. Тема: Композиция «Цирк». 3-4 фигурная. Барельеф, пластилин.
Развитие
наблюдательности,
зрительной
памяти.
Передача
выразительности изображаемого и сохранение целостности композиции.
23

Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с
мелкими деталями. Самостоятельная работа: выполнение этюдов
домашних животных, подбор иллюстративного материала.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме
творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м полугодиях за
счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за
полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение
отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических
знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования,
обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо»)
в работе есть незначительные недочеты в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность;

24

“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы
обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся
программой применяются также следующие методы:
–
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
–
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
–
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
–
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов);
–
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая
пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с
работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной
составляющей
творческой
заинтересованности
учащихся
является
приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение
художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в
творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных
качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные
творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой
рекомендовано ведение самостоятельной работы. На самостоятельная работа
может выполняться в форме домашних заданий (упражнения к изученным
темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность
посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с
книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
25

6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в
учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. №7, с. 106-111
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.
с.66-74
3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1
век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников
средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд.
пед. наук. – М., 1998
7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков. – М.: «Владос», 2004
8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,
М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: «Владос», 2002. с.6-15
26

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в
школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
«Искусство в школе», 1995, с.9-29
16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с
англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1980
18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М:
Внешторгиздат, 1980, с.33-36
19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан
Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.
Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
21. Сокольникова
Н.М. Изобразительное искусство и
методика
его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия»,
1999, с. 246250 Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с.
140-144
22. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс»,
2000 с.51-56
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник», 2002, с.
315
2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в
детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.:
Просвещение, 1979
4. Богуславская И.
Русская
глиняная игрушка. Л.:
Искусство, Ленинградское отделение, 1975
5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:
«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:
Высшая школа, 1979
9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:
27

АСТ-ПРЕСС, 1997

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».