ПО.01.УП.05 ЖИВОПИСЬ (ДПТ)

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО 01. УП.05. «ЖИВОПИСЬ»

2024 г.

Разработчик:
И.К. Алешина, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
VII. Список литературы

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»,
далее ДПОП «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких
ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом
обучения.
Основной целью программы учебного предмета «Живопись» - формирование
у учащихся знаний, умений и навыков как в реалистической передачи натуры
средствами живописи, так и в декоративной живописи.
Программа учебного предмета «Живопись» тесно связана с программами по
рисунку, композиции прикладной, с пленэром. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку и композиции прикладной обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся
задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды. А также овладение навыков декоративного
изображения различных объектов живописными материалами.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 8 -летнем сроке обучения реализуется 5
лет - с 4 по 8 класс. Срок освоения ДПОП «Декоративно-прикладное
творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области декоративноприкладного искусства, может быть увеличен на один
год.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Живопись» ДПОП
«Декоративно прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет составляет:

Аудиторные занятия:
4-5 классы - по 3 час в неделю;
6-8 классы - по 2 часа в неделю;
самостоятельная работа: 4-8 класс - 2 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа предусматривает выполнение
домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры
(выставок, галерей, музеев и т.д.), участие в творческих мероприятиях,
конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва
учебного времени.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о
затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой
аттестации.
Общий объём максимальной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета "Живопись" со сроком обучения 5 лет составляет 726 часов, в том
числе аудиторные занятия - 396 часов, самостоятельная работа - 330 часов. С
дополнительным годом- 858 часов. В том числе: аудиторные занятия 462
часа, самостоятельная работа 396 часов.
При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с
нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Живопись»
осваивается 5 лет. Экзамен проводится в седьмом классе во втором
полугодии. В остальное время в каждом году обучения во втором полугодии
видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).
Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 лет (программа
«Декоративно - прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет)
Вид
учебной Затраты учебного времени, график, промежуточной аттестации Всего
работы,
часов
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
4
5
6
7
8

11
32

12
34

13
32

14
34

15
32

16
34

396

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

80

85

80

85

64

68

64

68

64

68

726

зачет

10
51

зачет

9
48

зачет

8
51

зачет

7
48

зачет

Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия
и самостоятельную работу.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе освоения программы учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знаний разнообразных техник живописи;
- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;

- умений видеть и передавать
пространственновоздушной среды;

цветовые

отношения

в

условиях

- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыков в использовании основных техник и материалов; - навыков
последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие
разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и
используются следующие методы обучения:

реализации

задач

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;

предмета

• эмоциональный
впечатления).

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фордам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающийся может пользоваться Интернетом с
целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть
оснащена мольбертами, компьютером.
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого года обучения (4-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

Характеристика цвета

урок

4

2

2

2

Характеристика цвета.
Теплые
холодные
цвета
Характеристика цвета.
Три
основных
свойства цвета.
Приемы работы с
акварелью
(заливка,
мазок)
Приемы работы с
акварелью
(посырому)
Приемы работы с
акварелью (основные

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок

8

4

4

3

4

5

6

приемы)
7

Нюанс.

урок

6

4

2

8

Световой
контраст
(ахроматический
контраст). Гризайль.
Цветовая
гармония.
Полярная гармония.
Трехцветная
и
многоцветная
гармонии.
Локальный цвет и
оттенки цвета

урок

8

4

4

урок

6

2

4

урок

8

4

4

урок

8

4

4

9
10

11

II полугодие
8

4

4

13

Гармония по общему урок
цветовому тону
Цветовая среда
урок

8

4

4

14

Цветовой контраст

урок

12

6

6

15

Цветовой
контраст
(хроматический)
Контрастная гармония
(на
насыщенных
цветах)
Гармония по общему
цветовому тону
Фигура человека

урок

12

6

6

урок

8

4

4

урок

12

6

6

урок

8

4

4

132

66

66

12

16

17
18

Первый год обучения
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и
хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение
упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с
основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование
акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с
переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от
желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление
знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья».
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема
«Ненастье».
4. Тема. Приемы работы с акварелью (заливка, мазок). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок).
Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги
формата А4.
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
5. Тема. Приемы работы с акварелью (по-сырому). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a
la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги,
ракушки и т.п.).
6. Тема. Приемы работы с акварелью (основные приемы). Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование
лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
7. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах.
Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок,
сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и
горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели,
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по
цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях
при холодном освещении.
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт.
Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых

предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов,
различных по форме, на светлом фоне.
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая
гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов
или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтыйфиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых
отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в
декоративноплоскостном
варианте,
в
многоцветной
гармонии.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
11. Тема. Локальный цвет и оттенки цвета. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт
из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование
акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы
(кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на
нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
13. Тема. Цветовая среда. Влияние цветовой среды на предметы. Передача
формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный
натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

14. Тема. Цветовой контраст. Влияние цветовой среды на предметы. Понятие
«цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с
фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на
предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с
фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение
различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и
тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения.
Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы
различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов.
Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном
фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
18. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой
фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с
натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги
формата А4.
Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.
Учебно-тематический план второго года обучения (5-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие

1

Гармония по общему урок
цветовому тону

7

4

3

2

Контрастная гармония
(на
ненасыщенных
цветах)
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
(на
насыщенных цветах)
Гармония
по
насыщенности
Контрастная гармония

урок

7

4

3

урок

12

6

6

урок

7

4

3

урок

5

2

3

Световой
контраст урок
(ахроматический).
Гризайль.
Гармония по светлоте урок
и насыщенности

12

6

6

12

6

6

3

4
5
6

7

II полугодие
8

Фигура человека

урок

5

2

3

9

Гармония по общему
цветовому тону
Гармония
по
насыщенности
и
светлоте
Гармония
по
насыщенности
и
светлоте
Гармония по общему
цветовому
тону.
Нюанс.
Гармония
по
насыщенности
Гармония по общему
цветовому тону и
светлоте

урок

12

6

6

урок

12

6

6

урок

12

6

6

урок

5

2

3

урок

12

6

6

урок

12

6

6

132

66

66

10

11

12

13
14

Второй год обучения
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с
плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне.
Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на
нейтральном фоне.

2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие
представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы
предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или
грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная
живопись), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений.
Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов
насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование
акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на
светлом фоне.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной
среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов
работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
5. Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых
отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по
форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени,
взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме
и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача
светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти
конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и
пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов
(кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом
освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели,
бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых
отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета

предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи
с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и
т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне
без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности
образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного
решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной
моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах).
Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать
цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при
помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка,
мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная
работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая
цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на
предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины
пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без
складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).
Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на
светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»),
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков
передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла.
Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и
цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых
отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой.
Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков.
Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным
эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата
А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление
полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в
натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка,
кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.
Учебно-тематический план третьего года обучения (6-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2

3

4
5

Контрастная гармония
(на
насыщенных
цветах)
Гармония по общему
цветовому тону и
светлоте
Контрастная гармония
(на
насыщенных
цветах)
Фигура человека

урок

12

6

6

урок

20

10

10

урок

16

8

8

урок

8

4

4

Гармония по общему урок
цветовому тону и
насыщенности
(на
ненасыщенных
цветах)

8

4

4

8

8

II полугодие
6

Гармония по общему урок
цветовому тону

16

7

8

9

Контрастная гармония урок
на
ненасыщенных
цветах
Гармония по общему урок
цветовому тону и
светлоте
Гармония по светлоте урок

20

10

10

16

8

8

16

8

8

132

66

66

Третий год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие
колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование
различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с
контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие
представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета.
Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких
различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная
акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение
цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта,
контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на
темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная
передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели,
бумаги различных форматов.
Самостоятельная
представлению.

работа:

этюды

фигуры

человека

в

движении

по

5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы
в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели,
бумаги формата А3.
Самостоятельная
композицией.

работа:

копирование

натюрмортов

с

подобной

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического
решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта,
передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом
птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные
отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом
на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск
выразительного живописно-пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в
сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование
акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной
работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом.
Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата
А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Учебно-тематический план четвертого года обучения (7-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2

3

4

Контрастная гармония
(на
насыщенных
цветах)
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
(на
ненасыщенных
цветах)
Гармония по общему
цветовому тону и
светлоте
Гармония по общему
цветовому тону

урок

16

8

8

урок

20

10

10

урок

20

10

10

урок

8

4

4

II полугодие
20

10

10

20

10

10

7

Гармония по общему урок
цветовому тону и
насыщенности
(на
ненасыщенных
цветах)
Гармония
по урок
насыщенности
и
светлоте
Нюансная гармония
урок

20

10

10

8

Фигура человека

8

4

4

132

66

66

5

6

урок

Четвертый год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и
декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного
предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка
формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных
техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету
драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).
Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов
известных отечественных и зарубежных художников.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное
ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с
акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным
предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по
материалу.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике
полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд
драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного
формата.
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание
нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере
(венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели,
бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных
отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение.
Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых
пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и
различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
7. Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение
длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического
решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.

8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры
человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,
«За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
Учебно-тематический план пятого года обучения (8-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2
3

4

Гармония по общему урок
цветовому тону, по
насыщенности
Нюансная гармония
урок
Гармония
насыщенности
светлоте
Интерьер

8

4

4

20

10

10

по урок
и

20

10

10

урок

16

8

8

8

4

4

20

10

10

8

4

4

16

8

8

16

8

8

132

66

66

II полугодие
Гармония по общему урок
цветовому тону
Гармония по общему урок
цветовому тону и
насыщенности
Фигура человека
урок
Гармония по общему урок
цветовому тону и
светлоте
Гармония по общему урок
цветовому тону и
насыщенности

Пятый год обучения
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Цельность,
декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов.
Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование акварели
(техника по выбору), бумаги формата А3

Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.
2. Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь
натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и
овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с
нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima),
бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с
введением фрагмента окна.
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное
последовательное ведение длительной работы. Передача материальности
предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4
стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме.
Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом
композиции.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном
освещении.
4. Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача
пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями.
Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными
растениями.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное
последовательное ведение работы. Передача материальности и характера
предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра.
Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко
выраженными различиями материальности.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное
построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы»,
пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен.
Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Использование
акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.

7. Тема. Фигура человека в театральном костюме. Выявление характерных
особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование
акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные
отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной
палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной
материальности, но близких по цвету. Использование акварели, бумаги
формата А2.
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
III. Содержание учебного процесса
Программа учебного предмета "Живопись " составлена с учетом
сложившихся традиций реалистической школы обучения живописи, а также
принципов наглядности, последовательности и доступности. В данную
программу включены задания по декоративной живописи. Содержание
программы учебного предмета "Живопись" построено с учетом возрастных
особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного
мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и
формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу
формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости. В задания на декоративный
рисунок результатом работы во взаимосвязи между восприятием природы и
декоративным отображением действительности. Между рисование с натуры
и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе
с натуры изображение природных форм в разных положениях и с
различными светотеневыми отношениями, то в декоративном рисовании эти
формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива условно, стилизованно, обобщая изображаемые фигуры с помощью условных
приемов.
Декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между
восприятием природы и декоративным отображением действительности. В
декоративном рисовании можно передать не только схожесть с
изображаемым объектом, но и внести некоторые условности. Важнейшим
выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а

многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет
более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она
ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть
на любом отрезке, исключая элемент случайности. В декоративном
рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного
образа.
Выполнять работы в технике декоративной живописи можно достаточно
разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала учащегося.
Задания по декору помогает детям активно осмысливать окружающий мир,
творчески воплощая его в художественных решениях и пластических
формах. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного
усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и
разнообразной по форме натуры. Главной формой обучения является
длительные работы живописными материалами (акварель, гуашь, пастель)
академические и декоративные. Параллельно с длительными постановами
выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают
наблюдательность и зрительную память у учащихся, дают возможность
быстрее овладеть искусством живописи. На протяжении всего процесса
обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы
работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В
старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Задания первого класса знакомят
учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов,
приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения
последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции,
конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между
предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения
цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры
предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
решения, передачу материальности и пространства, построения более
сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и
колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения
последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся
основные задачи академической живописи: передать точные цветовые
отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте,
форму, объем и фактуру предметов.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать
пространственно-воздушной среды;

цветовые

отношения

в

условиях

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося
над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью или гуашью на
формате А3 в течение 4 учебных часов. Для программы «Декоративноприкладное творчество» экзамен проводится в виде самостоятельной работы
учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью или
гуашью на формате А3 в течение 4 учебных часов. Натюрморт состоит из
различных по форме и цвету предметов (3-4 предмета и несложные по цвету

драпировки). Для успешного выполнения задания и получения наивысшей
оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство
материальность; - добиться цельности в изображении натюрморта.

и

V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы
над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы. Формы промежуточной аттестации:
• зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
грамотно
передавать
материальность
зеркальнопрозрачных поверхностей.

простых

мягких

и

3 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи.
4 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей.

5 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
грамотно
передавать
материальность
зеркальнопрозрачных поверхностей.

сложных

мягких

и

С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных
критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов
критериев.
Методическое обеспечение учебного процесса
Обучение по данной программе построено, в основном, на рисовании с
натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь
принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого
натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа
предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными или гуашевыми красками.
Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для

лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- стилизация и декоративные зарисовки предметов быта и природных форм;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
VII. Список литературы
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные
программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.:
Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.:
Арт-Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:
СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. - М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986

13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996
15. Проект примерной программы по учебному плану ПО.01.УП.02,
ПО.01.УП.05. Живопись. Москва 2012.
16. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007
17. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и
изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
18. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
19. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
20. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1974

Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд
работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски.
Демонстрационные: изделия декоративно-прикладного искусства и народных
ремёсел.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».