КОМПОЗИЦИЯ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«Композиция»
Возраст обучающихся – 10 – 14 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024
1

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств
г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного
искусства в детских школах искусств.
Целью

данной

программы

является

формирование

необходимых

теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами
графики и композиции в декоративном изображении предметов.
Программа отражает три основных направления (темы) в содержании
предмета. Первая тема содержит информацию об основных принципах
композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает
представление о многообразии графических возможностей в декоративном
изображении предметов окружающего мира.
Основными формами обучения на уроках являются практические работы
под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
К каждому композиционному заданию выполняются предварительные
упражнения, зарисовки. Важную роль в теоретическом осмыслении материала
играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ
учащихся.
Рекомендуемый для освоения предмета «Композиция» возраст детей 10 14 лет.

3

Срок реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Композиция» идет со сроком
обучения 4 года, продолжительность учебных занятий 40 минут. Недельная
нагрузка 3 часа. С первого года по четвертый год обучения годовая нагрузка
составляет 102 часа, за весь период 408 часов. Занятия проходят в
мелкогрупповой форме от 4 до 10 человек, что позволяет преподавателю
построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного и индивидуального подхода.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция» при 4-летнем
сроке обучения составляет 408 часов.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в
группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами,
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями о композиции, формирование практических умений и
навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в
области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:


создание условий для творческой самореализации личности, развитие
способностей ребенка;
4



развитие интереса к изобразительному и графическому искусству;



воспитание у учащихся эстетических взглядов и критериев в
восприятии явлений и предметов окружающего мира;



интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на
основе ознакомления с историей развития графического искусства, его
видами и техническими приемами;



обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями,
осмысление графического языка, его особенностей и условности;



воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;



формирование личности, творчески относящейся к любому делу.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями,

учебно-

методической литературой по изобразительному искусству, художественными
альбомами по графике.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым
оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

5

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Композиция» рассчитана на 4 года
обучения.
Задания адаптированы и доступны для учащихся, учитывают возрастные
и психологические особенности детского возраста. Формирование у учащихся
умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и
упражнений до самостоятельного составления композиции. Учебный материал
разделен на три основных раздела:
1. Освоение основных композиционных приемов, в том числе, в
графической декоративной композиции.
2.

Теоретическая

работа,

предполагающая

изучение

учащимися

особенностей и технологических приемов живописи и графики.
3. Практическая работа, основанная на применении теоретических
знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая дает возможность
закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к
предмету.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый год
Общее ознакомление учащихся с предметом композиция; приобретение
основных навыков и умений – живописное и графическое изображение,
организация листа, форма предметов в пропорции листа, характер предметов,
силуэт, стилизация, фактуры, основы грфики, декоративной композиции.
Виды материалов, используемых на занятиях: тушь, кисть, маркер тонкий
и толстый черного цвета, белая гелевая ручка, набор линеров, гуашь, кисть,
карандаш, ластик, линейка, скотч, для техники граттаж ( мыло жидкое, тушь,
6

куриный желток, акварель ,кисть, перо), цветные карандаши, масляная пастель,
восковые карандаши, ластик, карандаш, акварель, кисть, маркеры тонкий и
толстый черного цвета.
Первый год обучения
№
раздела

Количество
часов

Название разделов и тем
Основы композиции

1

2

Тема 1.1. Композиционный центр. Доминанта.

9

Тема 1.2. Уравновешенность композиции. Статика.

9

Тема 1.3. Ритм. Динамика.

9

Тема 1.4 Симметрия. Асимметрия.

9

Тема 1.5 Формирование навыка творческой организации
пространства.

9

Графическая композиция
Тема 2.1.История развития графики. Виды графики.

3

Графические
возможности
изображении объектов

в

3

декоративном

Тема 3.1. Стилизация. Силуэт.

9

Тема 3.2. Фактуры.

6

Тема 3.3 Фактуры и текстуры.

6

Тема 3.4. Графическое
использованием фактур.

изображение

с

6

Тема 3.5. Графическое изображение с использованием
фактур.

6

Тема 3.6. Зарисовки морских обитателей

6

Тема 3.7.Монотипия. Образ из пятна. Стилизация.

6

7

растений

Тема 3.8. Композиция с обитателями моря.

12
ИТОГО:

102

Второй год
Углубленное изучение графических приемов; совершенствование умений
и навыков.
№
раздела

Название разделов и тем

1

Графические
возможности
в
декоративном
изображении объектов. Композиционный центр.

2

3

4

Количество
часов

Тема1.1 Насекомые.

3

Тема 1.2 Иллюстрация к басне «Стрекоза и муравей»

9

Знакомство с техникой «Зентангл»
Тема 2.1 Вводная беседа.

3

Тема 2.2 Основы техники.

3

Тема 2.3Танглы и контрастные узоры.

3

Тема 2.4 Геометрические и растительные узоры.

3

Тема 2.5 Творческая композиция

9

Пейзаж в графике.
Тема 3.1. Упражнения.

3

Тема 3.2 Дикие животные, обитающие в лесах

6

Тема3.3. Зимний пейзаж.

15

Цветная графика. Мягкий материал как средство
изображения.

8

5

Тема 4.1 Композиция «Лесные птицы»

3

Тема 4.2 Зарисовки птиц с натуры мягким материалом

6

Тема 4.3 Создание композиции «Лесные птицы».

12

Иллюстрация
Тема 5.1. Иллюстрации к русским народным сказкам,
былинам. «Богатыри».

3

Тема 5.2 Выполнение упражнений на пропорции тела
человека.

3

Тема 5.3 Выполнение разных упражнений на технику
штриховки цветным карандашом.

3

Тема 5.4 Итоговая работа

15

ИТОГО

102
Третий класс

Совершенствование умений и навыков в изображении натюрморта,
пейзажа, в создании иллюстраций. Передача материальности, фактуры в
графике. Стиль, силуэт, движение.
№
раздела
1

2

Количество
часов

Название разделов и тем
Графическое изображение натюрморта
Тема 1.1. Композиция в графическом натюрморте.

3

Тема 1.2. Натюрморт из 3-5 предметов, различных по
тону.

12

Тема 1.3. Зарисовки отдельных элементов натюрморта

6

Тема 1.4. Тематический натюрморт с фактурами.

15

Графическое изображение пейзажа
Тема 2.1.
пейзажа.

Особенности

изображения

Тема 2.2. Пейзаж с фактурами.
9

графического

3

21
Тема 2.3. Окно. Композиция
21
3

4

Иллюстрация
Тема 3.1. Иллюстрация к произведениям русских и
зарубежных писателей.

15

Подготовка работ к итоговому просмотру.

6
ИТОГО:

102

Четвертый год обучения
№
раздела
1

Количество
часов

Название разделов и тем
Книжная графика как
выразительные средства.

вид

искусства

и

ее

Тема 1.1 Беседа о книжной графике.
2

3

3

Стилизация в книжной графике
Тема 2.1 Изображение предмета и его стилизация
(одушевление).

6

Тема 2.2 Изображение животных

9

Тема 2.3 Изображение человека.

9

Тема 2.4 Стилизация пейзажа.

9

Тема 2.5 Стилизация интерьера.

9

Иллюстрация как основной элемент книги
Тема 3.1. Иллюстрация с использованием орнамента.

10

3

Тема 3.2 Иллюстрация к сказке с использованием
исторического костюма.

6

Тема 3.3 Зимний пейзаж

6

Тема 3.4 Черно-белая
И.А.Крылова.

иллюстрация

к

басне

9

Тема 3.5 Иллюстрация к русской народной сказке «Кот,
петух и лиса».

9

Портрет и образ.

4

Тема 4.1 Портрет как жанр в искусстве.

6

Тема 4.2 Упражнение основные пропорции лица
человека.

6

Тема 4.3 Портрет и образ.

12

ИТОГО

102

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Основы композиции
Слово «Композиция», в переводе с латинского, буквально означает
«составление, связывание частей». Композиция – важнейший организующий
компонент художественной формы, придающий произведению единство и
цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция
объединяет элементы и составляющие построения художественной формы
(реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и
асимметрия, масштаб, ритм, пропорции, контраст и равновесие). Для того,
чтобы

любая

композиция

стала

выразительной,
11

она

должна

иметь

композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких
элементов или одного большого. Это может быть и свободное пространство –
композиционная пауза.
Варианты организации доминанты:
1) сгущение элементов на одном участке плоскости и спокойное
равномерное рассредоточение на другом;
2) выделение элемента размером;
3) выделение элемента формой;
4) выделение элемента контрастом;
5) выделение элемента положением (вертикальное, горизонтальное,
диагональное).
Тема 1.1. Композиционный центр. Доминанта.
Темы композиции: цветочный ковер, ковер из листьев. Выполнить
зарисовки листьев, цветов карандашом.
Композиционным центром картины называется часть живописного
произведения, которая выражает главную мысль его содержания, является
композиционным центром. В сюжетной живописи композиционный центр
выражает сюжетную линию

изобразительного повествования. Является

местом изображения главных действующих лиц.
Композиционный центр живописного произведения выделяется, прежде
всего, местоположением на изобразительной плоскости, освещенностью,
цветотональными

контрастами, колоритом и другими изобразительными

средствами.
Композиционный центр картины присутствует не только в живописи, но
и

в

графике,

декоративно

–

прикладном

искусстве,

в

частности

в

художественном оформлении текстильных изделий, скульптуре и архитектуре.
Задача: знакомство с понятием – композиционный центр. Доминанта.
Выполнить композицию на тему: цветочный ковер, ковер из осенних
12

листьев.
Цель: освоение принципов композиции.
Материалы: Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, черная гелевая ручка ,
ластик.
Техника работы: графический рисунок.
Тема 1.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика.
Тема композиции: Индийские слоны. Выполнить зарисовки слонов,
нарисовать своего индийского слона, украсить растительными орнаментами,
природными фактурами.
Уравновешенность

композиции.

Статическое

и

динамическое

равновесие. Правильно построенная композиция является уравновешенной.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый
предмет находится в устойчивом положении. Также при компоновке форм на
плоскости

большое

значение

имеют

масштаб,

пропорции

и

модуль

изображаемых величин.
Равновесие бывает двух видов: статическое и динамическое. Статическое
равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости
относительно вертикальной и горизонтальной оси формата композиции.
Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур
на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Цель

- научиться создавать статическую композицию средствами

графического языка уравновешенную композицию, используя растительные
элементы, листья, природные фактуры.
Задача: научиться делать зарисовки слонов карандашом, нарисовать на
основе этих зарисовок своего слона и украсить разными растительными
фактурами, передать статичность, тяжеловесность в положении индийского
слона.
Материалы: Формат А 4, черный маркер тонкий и толстый, гелевая ручка.
13

Техники работы: графический рисунок.
Тема 1.3. Ритм. Динамика.
Темы композиций: Кошки и мышки. Понятие ритм, динамика.
Зарисовки кошек разных пород в движении.
Цель - освоить основные правила построения динамической композиции,
ритма.
Задача: выполнение динамической композиции. Выполнение эскизов с
кошками и мышками. Выбор лучшего композиционного решения, и увеличение
на формат с помощью геометрической сетки.
Материалы: Формат А3, маркеры, гелевая ручка, карандаш, ластик.
Техники работы: графический рисунок.
Для

достижения

немаловажную

роль

выразительности
играет

ритмическая

в

графической

организация

и

композиции
взаимосвязь

изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование
различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров,
тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки
форм). В зависимости от расположения фигур композиция может быть
статичной или динамичной. Во втором случае возможны следующие варианты:
1) при одинаковых мотивах динамичность достигается за счет различного
расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на
одних участках композиции и разреженности на других; происходит это по
одному параметру – расстоянию;
2) элементы одинакового мотива имеют различные параметры и
располагаются на разном расстоянии друг от друга; динамичность достигается
благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их
размерами и поворотами.
Динамика мелких изображений в листе подчинена прочтению слева
14

направо, преимущественно по горизонтали, а расположение предметов по
диагонали активно разрушает статическое равновесие композиции листа.
Внутренняя подвижность существует и в приемах изображения (штрих, пятно,
линия). Статичность композиции разрушает асимметрия и прямое изображение
движения
Тема 1.4. Симметрия. Асимметрия.
Тема композиции - орнамент из стилизованных цветов и листьев.
Выполнить зарисовки цветов и листьев (сбор материала для создания
орнамента)Растительный орнамент. Формат А3, тушь, кисть, карандаш, ластик,
маркер тонкий и толстый, черная гелевая ручка по выбору.
Задача: знакомство с особенностями построения орнамента. Понятие
симметрия, асимметрия.
Выполнить:
1) ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка;
2) орнамент в круге.
Выполнить орнамент на контрастах «черное на белом» - и наоборот.
Добиться лаконизма и выразительности.
Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений.
Материалы: Формат А3, тушь, кисть, карандаш, ластик, маркер тонкий и
толстый, черная гелевая ручка по выбору
Техника работы: графический рисунок.
Тема

1.5.

Формирование

навыка

творческой

организации

пространства.
Тема композиции : Букет для мамы. Эскизы. Формат А2 (для эскизов),
А3 для итоговой работы. Техники исполнения - графический рисунок,
монотипия, граттаж.
Задача: суммирование знаний по построению композиции и стилизации.
15

Выполнить зарисовки растений и их элементов, составить букет из выбранных
цветов.
Цель: умение самостоятельно вести работу
Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо, воск, игла, черная
гуашь, мыло. Формат А2.
Техники работы: графический рисунок, граттаж.
Раздел 2. Графическая композиция
Тема 1.1. Графика. История развития. Виды и техники.
Графика (от греческого «пишу, рисую») – вид изобразительного
искусства, который связан с изображением на плоскости. Как вид искусства
графика заняла особе место в культурной жизни недавно, хотя графические
изображения имеют многовековую историю. Уже в XIX веке в рисунке
начинают видеть самостоятельную художественную ценность. Одной из самых
специфических особенностей черно-белой графики считается «отвлеченность»
или «условность» ее языка.
Существует несколько видов графики: станковая, книжная, прикладная,
компьютерная.
Графические техники – рисование (графический рисунок), гравирование
(офорт, ксилография, линогравюра), процарапывание (граттаж), печать (водная и
монотипия).
Представление программы. Показ детских работ

и работ мастеров

графики в различных материалах и техниках. Правила техники безопасности.
Организация рабочего места.
Показ приемов работы одной из техник (монотипия и водная печать).
Раздел 3. Графические возможности в декоративном изображении
объектов
Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной
выразительности.
16

Декоративная выразительность достигается за счет использования таких
графических приемов как штрих, линия, точка, пятно и обработка поверхности
различными видами декора.
Происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных
особенностей

объекта

для

увеличения

степени

выразительности.

Трансформация производится за счет выявления и усиления природных качеств
объекта. Использование декора должно быть направлено на усиление
выразительности объекта.
Декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда
условных приемов изменения формы и объема называется стилизацией. В
декоративном искусстве стилизация – это метод ритмической организации
целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной
декоративности.
Графические средства
Существуют четыре основных элемента графики – линия, штрих, пятно и
точка. В соответствии с этим все графические изображения на бумаге делятся
на четыре основные группы: линейные (в основе – линия), штриховые (в
основе – штрих), «от пятна» (в основе пятно), точечные (в основе точка). А
также одиннадцать смешанных групп, состоящих из изображений, построенных
на основе их сочетания;

для декоративного графического варианта –

образования с помощью точки, линии, штриха декоративной обработки
поверхности, фактуры.
Тема 3.1. Стилизация. Силуэт.
Тема композиции: реальное изображение животных (упрощение до
силуэта). Понятие силуэт. Упражнения.
Цель: освоение изобразительного языка графики пятном через силуэт
Задача: знакомство с приемами стилизации, упрощение реального
изображения животных до силуэтного изображения.
17

Силуэт - характер предмета, пропорции и соотношения его основных
частей. Применение сравнительных характеристик, таких, как: выше – ниже,
шире – уже, неровный – гладкий, маленький - большой.
Выполнить:
1) графическую зарисовку животных
2) линейный рисунок,
3) силуэтный рисунок.
Применяемые материалы: Формат А3, фото, рисунки с изображением
животных (заяц, як, волк, медведь, тигр и

т.д.). Тушь, карандаш, черные

маркеры.
Техника работы: графический рисунок.
Основные требования к зарисовкам животных
1) выявить наиболее ярко выраженные особенности формы животного его
силуэта, ракурсных поворотов;
2) при компоновке обратить внимание на пластическую направленность
(вертикальную, горизонтальную, диагональную);
4) распределить все силуэты животных на плоскости уравновесить с
учетом формы элементов и масштаба изображения.
Тема 3.2. Фактуры.
Фактура (от лат. - «характер поверхности»). Любое изображение как
сложный ансамбль материалов и фактур. Можно передать условно фактуру
сетки, шахмат, пазлов, зигзагов и т.д., в основном, с помощью плотности,
толщины и комбинации пятна, линии и штриха. В печатной продукции фактура
может быть передана с помощью тиснения.
Цель: Освоить один их приемов графического языка – фактуры через
такие средства изображения как пятно, линия, штрих, точка.
Задача: расширение графических навыков в технике графического рисунка
Выполнить фактуры:
18

1) фактура сетки
2) фактура шахматы, пазлы
3) фактура осколки, жгуты, веревки
4) фактура линии и завитки, зигзаги
Цель: развитие образного мышления.
Материалы: черная гелевая ручка, маркеры, карандаш, ластик.
Формат А3.
Техники работы: графический рисунок
Тема 3.4 Фактуры и текстуры. Фактуры из природных форм и
элементов.(камень, стекло, кора, песок и т.д.)
Тема композиции: Бутылочки.
Цель – продолжить изучать язык графики с помощью фактур, развивать
образное мышление ребенка.
Задачи: расширение графических навыков в разных техниках через
фактуры.
Выполнить:
1) фактура дерева (волокна, кора, спил);
2) фактура льда, воды, пара;
3) фактура травы, земли, камня, песка, пены;
4) фактура меха, перьев, кожи и т.д.
Материалы: Формат А3, шаблон бутылочки из картона, черная гелевая
ручка, тонкий и толстый черный маркер.
Тема 3.4. Графическое изображение растений с использованием
фактур.
Тема композиции: Красивые осенние листья. Зарисовки листьев и
заполнение формы фактурами.
Цель: развитие ассоциативного мышления, научиться применять фактуры
19

Задача: Выполнение зарисовок осенних листьев,

ознакомление с

принципами декоративной переработки форм, применение фактур.
Выполнить: изображение красивых осенних листьев, заполнить листья
фактурами
1) Свойства (тонкий, шуршащий, и т.д.).
2) Ассоциативный (на что похож силуэт, какой по форме лист).
3) Декоративный (какой рисунок у листа)
Материалы: Формат А4, тонкий и толстый маркер, черная гелевая ручка.
Техники работы: графический рисунок.
Тема 3.5. Графическое изображение с использованием фактур.
Тема композиции: Чудо-дерево.
Задачи:

продолжение

знакомства

с

принципами

декоративного

графического изображения.
Выполнить рисунок, в котором отразить:
1) свойства дерева (гибкое, каменное, могучее, больное, волшебное);
2) ассоциации;
3) декоративность.
Цель: развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления.
Материалы: Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Техника работы: графический рисунок.
Тема 3.6 Зарисовки морских обитателей (рыбы, моллюски, ракушки,
морские коньки, скаты, акулы, дельфины и т.д.). Работа с форматом.
Цель: формирование графических навыков через зарисовки
Задачи: Выполнить разные зарисовки морских обитателей карандашом,
подготовить этот собранный материал для эскизов и итоговой работы.
Материалы: Ф А4, карандаш, ластик.
Основные требования к зарисовкам морских обитателей
1) выявить наиболее ярко выраженные особенности формы морских
20

обитателей, их силуэт внимательно рассмотреть предмет (фотографии,
картинки, рыбы в аквариуме и т.д.). Обратить внимание на наиболее важные
части тела (голова, жабры, глаза, плавники, хвост, тело).
2) при компоновке обратить внимание на пластическую направленность
(вертикальную, горизонтальную, диагональную);
4) распределить все силуэты морских обитателей на плоскости
уравновесить с учетом формы элементов и масштаба изображения,
Техника работы: графический рисунок.
Тема 3.7.Монотипия. Образ из пятна.
Тема композиции – монотипия с изображением обитателей моря
Монотипия - образ из полученного пятна с помощью отпечатка, с какой либо
поверхности

(стекло,

пластик,

бумага,

картон),

может

дополняться,

дорисовываться с помощью графических средств и цветом, дополняться
разными фактурами.
Цель: Овладеть техникой монотипии, развить графические навыки,
внимательность, аккуратность.
Задачи: Выполнить оттиск с поверхности стекла акварелью, просушить
полученное пятно. Посмотреть внимательно лист с пятном, найти образ,
ассоциации, которые он вызывает. Дети высказывают вслух, на что похоже
полученное пятно, кого оно напоминает по форме (скат, акула, морской конек,
рыба). Предложить детям завершить, дорисовать пятно графически, украсить
его разными фактурами, что бы образ получился интересный, выразительный.
Материалы:

форматА3,стекло

с

закругленными

краями,

акварель,

карандаш, ластик, черная гелевая ручка, тонкий и толстый черный маркер.

21

Техника: акварельная живопись и графический рисунок с применением
фактур.
Тема 3.8. Композиция с обитателями моря. Понятие эскиз. Формат
Выполнение эскизов. Поиск лучших композиционных решений. Выполнение
работы.
Цель: обучение навыкам и умениям в работе над композицией, освоение
эскизов и их роль в композиционном мышлении, осмысление графического
языка, его особенностей и условности.
Задача: Научиться выполнять эскизы по заданной теме в разных форматах
(горизонтальный, вертикальный, квадратный). Поиск лучших композиционных
решений в заданных форматах. Использовать свои заранее сделанные зарисовки
животных в работе. Выбрать лучший эскиз и увеличить на лист формата А3 с
помощью геометрической сетки – разметки. Закомпоновать объекты в формате
Материалы: Формат А3,черная гелевая ручка, тонкий и толстый маркер,
карандаш, ластик, корректор.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Графические возможности в декоративном изображении
объектов.
Тема 1.1 композиции: Насекомые (стрекозы, мухи, муравьи, жуки).
Зарисовки насекомых. Формат А4,черная гелевая ручка, карандаш, ластик.
Цель – Развитие внимательности ,аккуратности в работе над графической
композицией, закрепление ранее изученных навыков и умений.
Задачи – Выполнить

ряд зарисовок насекомых с фотографий,

иллюстраций. Передать характерные особенности формы и строения, правильно
22

закомпоновать в листе.
Материалы : формат А4,карандаш, ластик.
Тема 1.2.Иллюстрация к басне « Стрекоза и муравей» Понятие
композиционный центр. Работа с эскизами, перенос эскиза на формат.
Цель - создание графической композиции с выделением композиционного
центра.
Задачи – Прочесть сказку, выполнить эскизы. Найти наиболее удачный
эскиз и перенести его на формат. Выделить композиционный центр в работе.
Материалы: Формат А4 для эскизов, А3 для работы, черная гелевая ручка,
акварель, кисть.
Раздел2. Знакомство с техникой «Зентангл».
Тема 1.1 Знакомство с техникой «Зентангл», создание творческой
композиции.
Зентангл – идея, направление в современном графическом искусстве. Зентангл
– не только способ создать великолепные

произведения искусства, но и

возможность сбавить быстрый ритм современной жизни. Оттачивая штрихи,
рисунки ребенок корректирует зрительную, моторную координацию, которая
необходима для рисования. Зентангл – это комбинация танглов и углов. Это
геометрические и растительные формы, их комбинации. Геометрические формы
точные, упорядоченные, как правило, четко выраженные. Узоры «Бамбук»,
«Рика». Растительные или биаморфный стиль как его еще называют, создают
изогнутые линии: углы, скругленные, края волнообразные. Узоры «Поток»,
«Феску».

Прорисованые формы четкие и имеют углы. Зачастую они

изображают неживые, искусственно созданные предметы, геометрические
формы. У каждого тангла есть свой тональный контраст, танглы можно
накладывать друг на друга. Там, где узоры соприкасаются, тон более темный,
центр - более светлый.
Цель - научиться технике «зентангл»
23

Задача – выполнить упражнения с разными вариантами танглов. Создать
тематическую, творческую композицию с использованием пройденных танглов.
Материалы: Формат А4, А3,черная гелевая ручка, тонкий черный маркер.
Раздел 3 .Пейзаж в графике.
Тема 3.1.Упражнения. Природные фактуры (камни, песок, кора деревьев,
вода, снежинки и т.д.).
Цель - овладеть сложными природными фактурами и применить их в
дальнейшем в будущей композиции.
Задача – с помощью трех изобразительных средств в графике (точка,
линия, штрих), создать сложные природные фактуры (снег, вьюга, кора дерева,
ветки, камни и т.д.)
Материалы: формат А4, черная гелевая ручка, маркеры, карандаш, ластик.
Тема 3.2.Дикие животные, обитающие в лесах (зайцы, лисы, волки, и
т.д.) Зарисовки.
Цель - закрепление пройденных ранее навыков в зарисовках, подготовка к
будущей композиции.
Задачи

- сделать много разных зарисовок по иллюстрациям и с

наглядного материала для создания эскизов и композиции с дикими животными,
обитающими в лесу.
Материалы: Формат А4, карандаш, ластик.
Тема3.3. Зимний пейзаж. Стихи и сказки о зимней природе.
Показ

работ

художников-графиков

о

зиме.

Создание

эскизов

в

графической технике с фактурами.
Цель

- создание графической композиции с фактурами и на основе

зарисовок.
Задачи – выполнить разные эскизы в разных форматах. Выбор лучшего
эскиза и перенос его на формат. Геометрический метод переноса, разметка.
Размещение и компановка в листе объектов. Выполнение самой композиции в
24

материале
Материалы: Формат А3, черная гелевая ручка, маркеры тонкий и толстый
черного цвета)
Раздел 4. Цветная графика. Мягкий материал как средство
изображения.
Тема 4.1. Композиция «Лесные птицы»

Понятие «Тон». История

появления таких средств графики как карандаш,уголь,сангина и др. Техника
мягким материалом, выполнение упражнений.
Задача

- Знакомство с работой мягким материалом. Выполнить

упражнения на освоение новой техники цветной графики, (штрихи, растушёвки,
перекрытие цветом и т.д.) на пастельной бумаге.
Материалы: уголь, сангина, мел, соус, тонированная пастельная бумага
Формат А3,клячка, карандаш, ластик.
Тема Зарисовки птиц с натуры мягким материалом: «Петух», «Тетерев», «Утки»
и т.д. 3 часа.
Цель – выявить образность изображения, силуэт.
Задача:

поиск пластического движения в позах птиц, пропорции,

характерные особенности.
Выполнить: зарисовки птиц (петух, тетерев, уточка)
Материалы: уголь, сангина, мел, соус, тонированная пастельная бумага
формат, А2, клячка, карандаш, ластик.
Тема: Создание композиции «Лесные птицы». Эскизы выполняются
цветными карандашами, композиция мягким материалом 3 часов
Цель

–

Организация

графической

композиции

с использованием

материала в виде зарисовок и в технике мягкого материала.
Задача – выполнить разные эскизы с птицами, воспользоваться
зарисовками с предыдущего занятия. Найти наиболее удачный эскиз и
перенести его на формат. Выделить композиционный центр. Поработать над
25

элементами и фактурами крыльев, оперения и т.д. Передать характер и пластику
птицы.
Материалы: ФорматА2 пастельная бумага, уголь, сангина, пастель, соус.
Тема : Иллюстрация. 12 часов
История развития книжной иллюстрации связана с историей книги сначала рукописной, потом печатной.
Иллюстрация – это не беспристрастное воспроизведение узловых
моментов литературного произведения, это авторское эмоционально-творческая
способность «режиссерски» раскрыть и прочитать литературу средствами
графического

искусства.

Существует

деление

иллюстрации

на

жанры,

соответствующие направленности литературного жанра.


Психологическая

иллюстрация

(к

произведениям

Достоевского,

Толстого, Некрасова, Горького, Островского, Хемингуэя). Художники –
Лансере, Клячко и др.


Опоэтизированная реальность – романтическая иллюстрация (мир
легенды, поэзии, романтической прозы – Жуковский, Блок, Куприн,
Гете). Художник Каношевич и др.



Реалистическая иллюстрация (к произведениям Некрасова, Толстого,
Горького, Достоевского, Пушкина). Художники Шмаринов, Дубинский и
др.



Сатирическая иллюстрация (к произведениям Салтыкова-Щедрина,
Гоголя, Барто, Лескова, Зощенко, Ильфа и Петрова, Рабле, Свифта).
Художники Кукрыниксы, Корневский и др.



Политическая публицистика (к произведениям Барбюса, Гейне).
Художники Дейнека, Лебедев.



Ассоциативная

иллюстрация

–

стремление

к

условности,

интуитивности. Художники Якутович, Попова, Костина, Власов.
26

Направление и стиль иллюстраций столь же различны, сколько различны
индивидуальности их авторов, общим же остается одно – лучшим образцам
книжной графики присущи образная значительность, глубокая человечность,
социальная значимость.
Раздел 5 Иллюстрация.
Тема 5.1. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам.
«Богатыри». Образ богатыря в произведениях художников, чтение былин,
прослушивание аудиокниг, просмотр иллюстраций в книгах, выполненных
художниками – графиками.
Цель

- развитие умений и навыков в освоении искусства книжной

иллюстрации, создание композиции по теме «Богатыри», формирование
патриотизма, любви к Родине и ее истории, к русскому народному творчеству.
Задача – выполнить упражнения на изучение пропорций тела человека.
Схема основных соотношений частей тела. Рисование модели деревянного
человека. Выполнить: эскизы линейный и цветовые. Цветные эскизы цветными
карандашами, пластическая проработка фигур. Законченный вариант двух
иллюстраций в едином стилевом решении.
Техника: графический рисунок.
Материалы: Формат А4для эскизов, А3для самой работы, карандаш,
ластик, цветные карандаши.
Тема 5.2 Иллюстрация к русской народной сказке «Кот, петух и
лиса»
Цель:

Формирование

патриотического

отношения

к

Родине,

стимулирование интереса к ее истории и к русскому народному творчеству.
Задача: Расширение графических навыков, закрепление пройденного по
теме иллюстрация. Выполнить зарисовки петуха, лисы и кошки на формате А4,
простым карандашом.
Выполнение

эскизов

цветными
27

карандашами,

поиск

лучших

композиционных идей. Выбор лучшего эскиза, увеличение в работу. ( по
геометрической сетке) Компоновка в лист. Выполнение самой работы. Формат
А3, акварель, восковые мелки, карандаш, ластик
Техника: графический рисунок, цветная графика акварельными цветными
карандашами.
Третий год обучения
Раздел 1. Графическое изображение натюрморта
Тема 1.1. Композиция в графическом натюрморте.
Натюрморт ставится по конкретным общим схемам – вертикальной,
горизонтальной или квадратной (выбор формата).
Как правило, предметы изображаются в зрительном центре листа так,
чтобы левая и правая стороны композиции были уравновешены.
Композиционным центром черно-белого натюрморта чаще всего является
большой белый или черный предмет. Он организует предметные связи. При
составлении композиции необходимо включать предметы разной формы и
высоты, разные по тону и фактуре. Важен также выбор по масштабу (размер
предметов). Большое значение для передачи выразительности натюрморта
имеют световые эффекты.
Тема 1.2. Натюрморт из 3-5 предметов, различных по тону.
Задача: знакомство с графическими особенностями натюрморта.
Выполнить натюрморт (упражнения):
1) композиционные поиски в формате,
2) линейные изображения,
3) тоновой рисунок (силуэт),
4) объемный рисунок с различным освещением,
5) фактурный рисунок.
Цель:

расширение

палитры

навыков
28

и

умений

в

графическом

изображении.
Техника: графический рисунок, гризайль.
Материалы: тушь, перо, гуашь, уголь, соус.
Формат А3.
Тема 1.3. Зарисовки отдельных элементов натюрморта (сухие травы,
растения, ракушки, проросший картофель, цветная капуста, связки
чеснока и перца, старая посуда, обувь, швейная машинка, фонари, лампы,
часы и т.д.).
Задача: навыки работы в графическом изображении предметов.
Выполнить:
1) линейный рисунок,
2) тоновой рисунок (силуэт),
3) фактурный рисунок.
Цель: развитие интереса к зарисовкам различных предметов, выявлению
декоративных признаков изображаемых объектов.
Техника: графический рисунок, гризайль.
Материалы: тушь, перо, гуашь, уголь, соус.
Формат А3.
Часть заданий выполнить дома.
Тема 1.4. Тематический натюрморт с фактурами.
Задача: дальнейшее развитие умений и навыков графического рисования.
Составить тематический натюрморт на основе зарисовок и предыдущих
упражнений.
Выполнить: стилизованный натюрморт с применением фактур.
Цель: развитие навыков в организации и составлении декоративного
натюрморта.
Техника: графический рисунок.
Материалы: тушь, перо, маркер, гелиевые ручки.
29

Формат А2.
Раздел 2. Графическое изображение пейзажа
Тема 2.1. Особенности изображения графического пейзажа.
В пейзаже действуют те же законы симметрии и равновесия, пространства
- открытого, замкнутого, закрытого, кулисного. Существует также «вход» и
«выход» из композиции через соприкосновение с верхним и нижним краем
формата, ритм, сюжетно-композиционный центр, статичность и динамику. В
отличие

от

станковой

графики

в

декоративном

пейзаже

отсутствует

световоздушная перспектива.
Стилизация

происходит за счет упрощения очертания объектов:

выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы,
на которых делается акцент. Декор в пейзаже может применяться как в большей,
так и в меньшей степени. Особенно выразительны пейзажи, в которых удачно
сочетаются все графические приемы – силуэт (пятно), линия, штрих, точка,
фактура.
Тема 2.2. Пейзаж с фактурами. Композиция на темы «Улица», «Двор»,
«Дом» (городской или сельский пейзаж).
Задача: знакомство с особенностями изображения графического пейзажа.
Выполнить: композиционные поиски (упражнения, формат А3):
1) линейный рисунок,
2) силуэтный рисунок (негатив, позитив),
3) разное освещение (днем, вечером, ночью),
4) применить фактуры (дерево, трава, камень, шифер и т.д.),
5) выполнить итоговую работу (формат А2).
Цель: развитие навыков в организации и составлении декоративного
пейзажа.
Техника: графический рисунок.
Материалы: тушь, перо, маркер, гелиевые ручки.
30

Тема 2.3. Композиция на тему «Окно» («Окно во двор», «Вид из окна»
с элементами натюрморта и растений).
Задача: углубление знакомства с графическими приемами – передача
стиля, силуэта, тона, освещения, фактуры.
Выполнить композиционные поиски (упражнения, формат А3):
1) линейный рисунок,
2) разное освещение (днем, вечером, ночью),
3) применить фактуры (дерево, трава, камень, шифер и т.д.),
4) выполнить итоговую работу (формат А2).
Цель: совершенствование знаний и умений в графическом изображении.
Техника: графический рисунок.
Материалы: тушь, перо, маркер, гелиевые ручки.
Раздел 3. Иллюстрация
Иллюстрация – это не только графический рассказ, сколько образная
модель

некого

художественного

мира.

Создаваемый

графический

мир

подвергается сложным трансформациям. Иллюстрация может быть отражением
не физической реальности, а только ее обобщенным и отвлеченным смыслом.
Иллюстрация может быть простым рассказом о происходящем событии, сценой
диалога, встречей людей, иллюстрацией какого-либо действия героя. Очень
важен момент исторической достоверности; учащимся предлагается заняться
поисками

дополнительного

материала

(фильмы,

книги,

интернет),

представляющего сведения о костюме той эпохи, бытового антуража и прочей
стилистике, включающей также архитектурные элементы.
Тема 3.1. Иллюстрация к произведениям русских и зарубежных
писателей. Итоговое задание.
Задача: углубление знакомства с иллюстрацией (динамика, сюжет,
выразительность образов).
Выполнить: 2-3 иллюстрации к литературному произведению в единой
31

стилистике.
Цель: суммирование знаний в графическом изображении.
Техника: графический рисунок.
Материалы: тушь, перо, маркер, гелиевые ручки.
Формат А4.
Раздел 4. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой
выставке
Тема: Подготовка работ к итоговому просмотру.

Четвертый год обучения
Раздел 1. Книжная графика как вид искусства и ее выразительные
средства
Тема 1.1. Беседа о книжной графике. Знакомство с творчеством
художников-иллюстраторов

детской

книги:

И.Билибина,

Б.Дехтярева,

А.Пахомова и других. Изучение материальной культуры: архитектуры, мебели,
костюма. Просмотр книг, видео презентаций.
Выполнить зарисовки деталей архитектуры, костюмов,

предметов

быта.
Самостоятельная

работа:

собрать

информацию

по

теме

с

использованием дополнительной литературы.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель.
Раздел 2. Стилизация в книжной графике
Тема 2.1. Изображение предмета и его стилизация (одушевление).
Познакомить с понятием «Стилизация». Стилизация – намеренная
имитация

наиболее

характерных

признаков.

Примеры

использования

стилизации при работе над иллюстрацией в творчестве художников А.Елисеева,
Г.Бедарева, А.Аземша.
32

Изобразить несколько предметов быта (кастрюля, чайник, ботинок и др.),
акцентируя их характерные особенности, добавив признаки одушевленности –
глаза, нос, рот.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель, тушь.
Тема 2.2. Изображение животных.
Изображение животных, героев сказок или басен, одетых в костюмы.
Например: лиса в платье, медведь в кафтане.
Самостоятельная работа: выбрать сказку народов мира или басню
И.А.Крылова.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель.
Тема 2.3. Изображение человека. Образ литературного героя.
Изобразить литературного героя сказок: Ивана Царевича, Василису
Прекрасную, Бабу Ягу. Передать портретную характеристику героя согласно
тексту. Передать психологическую характеристику героя (добрый или злой).
Самостоятельная работа: выбрать сказку и отрывок со словесным
описанием героя.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель.
Тема 2.4. Стилизация пейзажа.
Стилизовать пейзаж средствами графики.

Использовать плоскостное

изображение пейзажа в три цвета. Применить различные фактуры.
Самостоятельная работа: зарисовки необходимых для композиции
элементов пейзажа.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель.
Тема 2.5. Стилизация интерьера.
Стилизовать интерьер средствами графики. Использовать плоскостное
изображение интерьера в три цвета. Перспектива отсутствует. Применить
различные фактуры.
33

Самостоятельная работа: зарисовки необходимых для композиции
элементов интерьера: стол, стул, шкаф и др.
Оборудование: бумага, карандаш, акварель.
Раздел 3. Иллюстрация как основной элемент книги
Тема 3.1. Иллюстрация с использованием орнамента.
Тема 3.2. Иллюстрация к сказке с использованием исторического
костюма.
Тема 3.3. Зимний пейзаж.
Тема 3.4. Черно-белая иллюстрация к басне И.А.Крылова.
Тема 3.5 Иллюстрация к русской народной сказке «Кот, петух и лиса».
Раздел 4. Потрет и образ
Тема 4.1 Портрет как жанр в искусстве. Женский, мужской, групповой,
детские портреты в работах художников. Показ репродукций, книг. Работ из
методического фонда.
Тема 4.2. Упражнение основные пропорции лица человека. Схема.
Цель – развитие творческих способностей, формирование интереса к
человеку.
Задача: изучить схемы строения лица человека. Особенности лица
мужчин, женщин и детей, характерные отличия. Нарисовать вместе с учителем
схему пропорций лица человека.
Материалы: Формат А4,карандаш, ластик.
Тема 4.3 Портрет и образ.
Цель – развитие творческих способностей, любви к друзьям и родным,
семье через рисунок портрета.
Задача: На основе пройденных ранее пропорций лица человека с
предыдущего занятия нарисовать портрет друга, мамы папы (по выбору
учащегося) Выполнить работу на формате А3 в технике цветной графики.
34

Материалы: Формат А3,акварельная бумага, цветные восковые мелки,
масляная пастель, карандаш, ластик.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков,
приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету
«Графика»:
1. Знание основных понятий и терминологии в области графического
изображения.
2.

Знание основных видов графики и технологии их исполнения

(графический рисунок, монотипия, граттаж, гризайль).
3. Знание основных законов станковой композиции
4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление
графического языка, его особенностей и условности.
5. Умение самостоятельно выполнять изделия.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:


основные законы построения композиции;



особенности построения декоративной композиции;



законы построения орнамента;



основные виды графики и их специфику;



основные принципы стилизации и формообразования;



язык аналогий;



техники графики (графический рисунок, граттаж, монотипия и

др.);


композиция книжной иллюстрации;
35

уметь:


вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до

законченного варианта;


выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью,

маркером, гелевой ручкой.


грамотно построить композицию;



владеть

графическими

навыками

изображения

пейзажа,

натюрморта, иллюстрации;


мыслить образами, уметь абстрагироваться;



изображать различные фактуры предметного мира;



выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать

фактуры.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию.
Промежуточный

контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
Преподаватель

имеет

возможность

по

своему

усмотрению

проводить

дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки итоговой
работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.
Критерии оценки
36

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил
различные техники батика и материалы.
• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении
батика, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях
технологического исполнения задания.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под
неуклонным

руководством

преподавателя,

самостоятельность

учащегося

практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Основные дидактические приемы
В

первом

классе

выполняются

задания

на

статику,

динамику,

уравновешенность композиции, учащиеся знакомятся с принципами стилизации
растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью,
маркером, гелиевой ручкой.
Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых, постепенно
усложняются.
Знания понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», опираются на их
практическое освоение.
На протяжении первого-второго годов обучения учащиеся изображают
различные

фактуры

предметного

мира.

Чем

более

внимательно

они

всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально
наполненными становятся их работы.
37

Композиции «Лесные птицы», «Пейзаж в графике» выводит учащихся на
решение образных задач.
Общие методические рекомендации
Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи
одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований.
Основное учебное время отводится на выполнение практических упражнений.
Все сведения преподаватель преподносит учащимся в доступной форме,
наглядно иллюстрируя их. Процесс обучения наиболее плодотворен при
чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной
работе с каждым учеником.
Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале
учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой
технике.

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Аронов В.Р. «Художники предметное творчество». М., Советский
художник, 1983
2. Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970
3.

Елкина

Н.В.,

Мариничева

О.В.

«Учим

детей

наблюдать

и

рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997
4. Журавлева В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по
ИЗО». М., Издательство Академии художеств СССР, 1963
5. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011
6. Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М., Искусство, 1969
7. Фаворский В.А. «О графике как об основе книжного искусства».
Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988
38

8. «Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013
9. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

Учебная литература
1. Бесчастнов Н.П. «Графика пейзажа». М., Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2005
2.

Бесчастнов

Н.П.

«Черно-белая

графика».

М.,

Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС, 2002
3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2004
4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979
5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986
Средства обучения
В качестве учебных пособий используются:


специальные журналы и книги, открытки, фотографии;



лучшие работы и упражнения учащихся прошлых лет;



методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;



интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по графике);



видеоматериалы;



презентации по тематике разделов.
Для выполнения практических заданий предусмотрено применение

доступных для учащихся материалов (тушь, перо, бумага белая и тонированная,
картон, гелиевые ручки, маркер, фломастеры и т.д.).

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».