Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» Рабочая программа по учебному предмету «Основы изобразительного творчества» Возраст обучающихся – 7– 9 лет Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 1 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УМР МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 2 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебный предмет «Основы изобразительного творчества» является частью дополнительной общеразвивающей программы в о б л а с т и и з о б р а з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а « О с н о в ы изобразительного творчества», в которую также входят учебные предметы «Основы декоративно-прикладного творчества», «Лепка» В образовательном процессе эти учебные предметы составляют единую систему - дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащимися. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: композиционные решения формата, внимательное отношение к силуэту и тонального решения формы предметов, выявления формы цветом. Программа учебного предмета «Основы изобразительного творчества» строится на раскрытии нескольких ключевых тем, содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу учебного предмета составляют задания, направленные на развитие навыков изображения объектов. Особое внимание уделяется развитию наблюдательности, умению анализировать и находить подходящие средства выразительности для изображаемых объектов, посредством изучения и приобретения опыта в использовании различных графических и живописных технических приёмов. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета программы «Основы изобразительного творчества» 4 года. На обучение принимаются дети в возрасте от 7 до 9 лет. Объем учебного времени Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Основы изобразительного творчества» со сроком обучения 4 года составляет 272 часа, в том числе аудиторные занятия - 272 часа. Занятия проводятся 2 урока в неделю, продолжительность одного урока 40 минут, количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок обучения 4 года Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Аудиторные занятия (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) Вид промежуточной аттестации по полугодиям Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации и всего часов 4 8 272 272 Просмотр 1,2,3,4,5,6,7,8 Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Основы изобразительного творчества» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Основы изобразительного творчества» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения 3 программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. Программа должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Задачи: Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе: - знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных техник живописи и графики; - знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; - умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях плоскостного решения пространства. - умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции живописного произведения. - навыков в использовании основных техник и материалов; - навыков последовательного ведения живописной работы; - формирование у одаренных детей комплекса знаний умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Обоснование структуры программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Мастерская по основам изобразительного искусства должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, методическими пособиями, раковиной. 4 Содержание учебного предмета Учебно-тематический план Первый год обучения Урок 1 Вводный урок. Знакомство с организацией рабочего места художника. Карандаши. Урок 2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна Урок 3 Возможности цветных карандашей Урок 4 Возможности цветных карандашей Урок 5 Техника работы сухой пастелью Урок 6 Техника работы сухой пастелью Урок 7 Техника работы масляной пастелью Урок 8 Техника работы масляной пастелью Урок 9 Смешение красок. «Осенние листья» Урок 10 Теплые и холодные цвета. Урок 11 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» Урок 12 Техника работы акварелью «мазками» Урок 13 Техника работы акварелью «по- сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета Урок 14 Техника работы акварелью «сухая кисть» Урок 15 Техника работы акварелью «сухая кисть» Урок 16 Техника работы гуашью. Урок 17 Техника работы гуашью. Урок 18 Портрет в технике гуашь. Урок 18 Портрет в технике гуашь. Урок 19 Цветные карандаши по цветному фону Урок 20 Цветные карандаши по цветному фону Урок 21 Длительная зарисовка предмета быта простым карандашом Урок 22 Длительная зарисовка предмета быта простым карандашом Урок 23 Этюд фруктов (овощей) гуашью Урок 24 Этюд фруктов (овощей) гуашью Урок 25 Букет (гуашь, цветные карандаши) Урок 26 Букет (гуашь, цветные карандаши) Урок 27 Этюд чучела птицы (гуашь, цветные карандаши) Урок 28 Этюд чучела птицы (гуашь, цветные карандаши) Урок 29 Этюд чучела птицы (гуашь, цветные карандаши) Урок 30 Этюд пейзаж. Акварель Урок 31 Этюд пейзаж Акварель Урок 32 Этюд пейзаж Акварель Урок 33 Контрольное задание Урок 34 Контрольное задание Итого за год 68 часов. Второй год обучения Урок 1 Цветовые нюансы. Тёплая гамма. Акварель Урок 2 Цветовые нюансы. Тёплая гамма. Акварель Урок 3 Цветовые нюансы. Тёплая гамма. Акварель Урок 4 Цветовые нюансы. Холодная гамма. Акварель 5 Урок 5 Цветовые нюансы. Холодная гамма. Акварель Урок 6 Цветовые нюансы. Холодная гамма. Акварель Урок 7 Понятие «тон» в графике. Птицы. Фломастеры, маркеры Урок 8 Понятие «тон» в графике. Птицы. Фломастеры, маркеры Урок 9 Понятие «тон» в графике. Птицы. Фломастеры, маркеры Урок 10 Сюжетная композиция (гуашь) Урок 11 Сюжетная композиция (гуашь) Урок 12 Сюжетная композиция (гуашь) Урок 13 Сюжетная композиция (гуашь) Урок 14 Тон в натюрморте. Гризайль Урок 15 Тон в натюрморте. Гризайль Урок 16 Тон в натюрморте. Гризайль Урок 17 Сюжетная композиция (масляная пастель) Урок 18 Сюжетная композиция (масляная пастель) Урок 19 Сюжетная композиция (масляная пастель) Урок 20 Рисунок бытового предмета. Простой карандаш Урок 21 Рисунок бытового предмета. Простой карандаш Урок 22 Рисунок бытового предмета. Простой карандаш Урок 23 Тон в живописи. Сюжетная композиция. Гуашь Урок 24 Тон в живописи. Сюжетная композиция. Гуашь Урок 25 Тон в живописи. Сюжетная композиция. Гуашь Урок 26 Натюрморт. Гуашь Урок 27 Натюрморт. Гуашь Урок 28 Натюрморт. Гуашь Урок 29 Натюрморт. Гуашь Урок 30 Этюд цветов. Акварель Урок 31 Этюд цветов. Акварель Урок 32 Контрольное задание Урок 33 Контрольное задание Урок 34 Контрольное задание Итого за год 68 часов. Третий год обучения Урок 1 Сюжетная композиция с животными. Гуашь Урок 2 Сюжетная композиция с животными. Гуашь Урок 3 Сюжетная композиция с животными. Гуашь Урок 4 Сюжетная композиция с животными. Гуашь Урок 5 Графическая композиция. Силуэт. Урок 6 Графическая композиция. Силуэт. Урок 7 Графическая композиция. Силуэт. Урок 8 Графический натюрморт. Цветные карандаши Урок 9 Графический натюрморт. Цветные карандаши Урок 10 Графический натюрморт. Цветные карандаши Урок 11 Живописный букет. Гуашь Урок 12 Живописный букет. Гуашь Урок 13 Живописный букет. Гуашь Урок 14 Цветовой контраст. Натюрморт Гуашь Урок 15 Цветовой контраст. Натюрморт Гуашь Урок 16 Цветовой контраст. Натюрморт Гуашь Урок 17 Цветовые нюансы. Сюжетная композиция. Урок 18 Цветовые нюансы. Сюжетная композиция. Урок 19 Цветовые нюансы. Сюжетная композиция. Урок 20 Цветовые нюансы. Натюрморт. Акварель 6 Урок 21 Цветовые нюансы. Натюрморт. Акварель Урок 22 Цветовые нюансы. Натюрморт. Акварель Урок 23 Графика. Многофигурная композиция Урок 24 Графика. Многофигурная композиция Урок 25 Графика. Многофигурная композиция Урок 26 Сюжетная композиция (многофигурная). Гуашь Урок 27 Сюжетная композиция (многофигурная). Гуашь Урок 28 Сюжетная композиция (многофигурная). Гуашь Урок 29 Сюжетная композиция (многофигурная). Гуашь Урок 30 Этюд. Пейзаж. Гуашь Урок 31 Этюд. Пейзаж. Гуашь Урок 32 Контрольное задание Сюжетная композиция. Акварель Урок 33 Контрольное задание Сюжетная композиция. Акварель Урок 34 Контрольное задание Сюжетная композиция. Акварель Итого за год 68 часов. Четвертый год обучения Урок 1 Сюжетная композиция (многофигурная). Акварель Урок 2 Сюжетная композиция (многофигурная). Акварель Урок 3 Сюжетная композиция (многофигурная). Акварель Урок 4 Сюжетная композиция (многофигурная). Акварель Урок 5 Цветовые контрасты. Осенний букет. Гуашь, акварель Урок 6 Цветовые контрасты. Осенний букет. Гуашь, акварель Урок 7 Цветовые контрасты. Осенний букет. Гуашь, акварель Урок 8 Натюрморт с металлическими предметами. Карандаш Урок 9 Натюрморт с металлическими предметами. Карандаш Урок 10 Натюрморт с металлическими предметами. Карандаш Урок 11 Натюрморт с металлическими предметами. Карандаш Урок 12 Новогодняя композиция. Гуашь Урок 13 Новогодняя композиция. Гуашь Урок 14 Новогодняя композиция. Гуашь Урок 15 Сюжетная композиция с животными. Акварель Урок 16 Сюжетная композиция с животными. Акварель Урок 17 Сюжетная композиция с животными. Акварель Урок 18 Натюрморт. Акварель Урок 19 Натюрморт. Акварель Урок 20 Натюрморт. Акварель Урок 21 Натюрморт. Акварель Урок 22 Фигура в интерьере. Акварель Урок 23 Фигура в интерьере. Акварель Урок 24 Фигура в интерьере. Акварель Урок 25 Копия натюрморта. Гуашь Урок 26 Копия натюрморта. Гуашь Урок 27 Копия натюрморта. Гуашь Урок 28 Композиция с животными. Гуашь Урок 29 Композиция с животными. Гуашь Урок 30 Композиция с животными. Гуашь Урок 31 Композиция с животными. Гуашь Урок 32 Контрольное задание. Натюрморт с букетом. Гуашь Урок 33 Контрольное задание. Натюрморт с букетом. Гуашь Урок 34 Контрольное задание. Натюрморт с букетом. Гуашь Итого за год 68 часов. 7 Годовые требования В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека. натюрморт связываются с декоративной композицией, где сам декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной пространственной среды. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью и гуашью. Учащиеся получают навыки и знания ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов. поиска цветовых отношений, между предметами, предметам и фоном, первоначальные навыки стилизации форм путём упрощения, выявления главных характерных черт предметов. Требования к уровню подготовки учащихся знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знание разнообразных техник живописи; навыки в использовании основных техник и материалов; знание художественных приемов, обусловливающих декоративность произведения искусства. знание основ декоративного решения живописно-творческих задач; умение видеть и передавать тональный строй в процессе ведения живописной работы; знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях плоскостного решения пространства; умение преобразовывать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека в единый стилизованный ансамбль; навыки последовательного ведения живописной работы. знание основ цветоведения; навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; наличие творческой инициативы; навыки подготовки работ к экспозиции; Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет учащую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительного искусства» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных работ. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (1,2,3,4,5,6,7,8 полугодия) в форме творческих просмотров работ учащихся преподавателями. При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: 1 год обучения - грамотно компоновать изображение в листе; - грамотно передавать локальный цвет; 8 - грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; - грамотно передавать условность в изображении объемных предметов; - грамотно применять приемы, усиливающие впечатление декоративности листа; 2 год обучения - грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; - грамотно преобразовывать реалистические формы в условно-стилизованные;; - грамотно изображать орнаментальный декор предметов, согласно принципу цельности плоскости декорируемого объекта; 3 год обучения - грамотно компоновать сложные натюрморты; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения в постановке. - грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; - грамотно передавать декоративные свойства и характер предметов. 4 год обучения - грамотно компоновать объекты в интерьере; - грамотно передавать нюансы светотеневых отношений; - грамотно использовать декор в изображении предметов и условной среды; - грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей; - строить сложные цветовые гармонии; - - грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере; - грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей; Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение картона. 6. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя - посещение выставок; - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; - чтение дополнительной литературы; - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; - посильное копирование шедевров мирового искусства; выполнение аудиторных заданий по памяти. Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. 9 Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи. Список литературы Список рекомендуемой литературы Алексеев С.О. О колорите. - М.: 1974 Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М.: 2003 Беда Г. В. Живопись. - М.: 1986 Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. - М.: Владос, 2004 Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002 Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004 Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992 Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М.: 1977 Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз, 1997 Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М.: 2008 Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986 Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992 Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М.: 2003 Психология цвета. - Сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1975 Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974 Список учебной литературы Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. - М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996 Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997 Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005 Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. - М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999 Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М.: 1968 Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1980. 10