Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» Рабочая программа по учебному предмету «Основы декоративно-прикладного творчества» Возраст обучающихся – 7 – 9 лет Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 3 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 4 Содержание Пояснительная записка ........................................................................................................................... 4 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе ...................... 4 Срок реализации учебного предмета .................................................................................................... 4 Объем учебного времени ....................................................................................................................... 4 Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации .............................. 4 Форма проведения учебных занятий .................................................................................................... 4 Цель и задачи учебного предмета ......................................................................................................... 4 Методы обучения .................................................................................................................................... 5 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета ............................... 5 Содержание учебного предмета ............................................................................................................. 5 Учебно-тематический план .................................................................................................................... 5 Требования к уровню подготовки учащихся ...................................................................................... 9 Формы и методы контроля, критерии оценок .................................................................................. 10 Аттестация: цели, виды, форма, содержание ..................................................................................... 10 Критерии оценок ................................................................................................................................... 11 Методическое обеспечение учебного процесса ................................................................................. 12 Методические рекомендации преподавателям .................................................................................. 12 Средства обучения ................................................................................................................................ 14 Список литературы ................................................................................................................................ 15 Методическая литература .................................................................................................................... 15 Учебная литература .............................................................................................................................. 15 5 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебный предмет «Основы декоративно-прикладного творчества» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительного творчества», в которую также входят учебные предметы «Основы изобразительного творчества» и «Лепка». В образовательном процессе эти учебные предметы составляют единую систему, дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащимися. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: композиционные решения формата, внимательное отношение к силуэту и тонального решения формы предметов, выявления формы цветом. Программа учебного предмета «Прикладное искусство» строится на раскрытии нескольких ключевых тем, содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу учебного предмета составляют задания, направленные на развитие навыков изображения объектов. Особое внимание уделяется развитию наблюдательности, умению анализировать и находить подходящие средства выразительности для изображаемых объектов, по средством изучения и приобретения опыта в использовании различных графических и живописных технических приёмов. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета программы «Основы декоративно-прикладного творчества» - 4 года. На обучение принимаются дети в возрасте от 7 до 10 лет. Объем учебного времени Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Основы декоративно-прикладного творчества» со сроком обучения 4 года составляет 272 аудиторных часов. Количество занятий в неделю – 2 урока, продолжительность одного урока 40 минут, количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок обучения 4 года Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Аудиторные занятия (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) Вид промежуточной аттестации по полугодиям Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации и всего часов 4 8 272 272 Просмотр 1,2,3,4,5,6,7,8 Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Основы декоративно-прикладного творчества» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Основы декоративно-прикладного творчества» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и 6 навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. Программа должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Задачи: Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, в том числе: - знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных графических техник; - знаний основных законов композиции, декоративных принципов построения композиции - умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции. - навыков последовательной реализации декоративной композиции от идеи до воплощения; - формирование у одаренных детей комплекса знаний умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование законов композиции, принципов построения орнамента, декоративных элементов, применения различных графических материалов). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Мастерская по основам декоративно-прикладного творчества должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, методическими пособиями, раковиной. Содержание учебного предмета Учебно-тематический план Первый год обучения Вводный урок. Знакомство с организацией рабочего места художника. Что такое декоративно-прикладное искусство? Урок 2 Выразительные средства композиции: симметрия, асимметрия. Тема: виды симметрии Урок 3 Виды симметрии (центральная симметрия) Урок 4 Виды симметрии (осевая симметрия) Урок 5 Виды симметрии (зеркальная симметрия) урок 6 Виды симметрии (зеркальная симметрия) Тема: орнамент Урок 7 Орнамент (на основе симметрии) Урок 8 Орнамент (на основе симметрии) Урок 9 Орнамент (на основе симметрии) 7 Тема: декоративные приемы Урок 10 Декоративные приемы. Графический натюрморт Урок 11 Декоративные приемы. Графический натюрморт Урок 12 Декоративные приемы. Графический натюрморт Урок 13 Декоративные приемы. Декоративная птица Урок 14 Декоративные приемы. Декоративная птица Урок 15 Декоративные приемы. Зимние деревья Урок 16 Декоративные приемы. Зимние деревья Урок 17 Декоративные приемы. Зимние деревья Урок 18 Декоративные приемы. Букет. Аппликация Урок 19 Декоративные приемы. Букет. Аппликация Урок 20 Декоративные приемы. Букет. Аппликация Урок 21 Декоративные приемы. Звезда (графика и цвет) Урок 22 Декоративные приемы. Звезда (графика и цвет) Урок 23 Декоративные приемы. Фрукты Урок 24 Декоративные приемы. Фрукты Урок 25 Декоративные приемы. Фрукты Урок 26 Декоративные приемы. Сграффито Урок 27 Декоративные приемы. Сграффито Урок 28 Декоративные приемы. Сграффито Урок 29 Декоративные приемы. Монотипия Урок 30 Декоративные приемы. Монотипия Урок 31 Декоративные приемы. Монотипия Урок 32 Животные из геометрических фигур Урок 33 Животные из геометрических фигур Урок 34 Животные из геометрических фигур Итого за год – 68 часов. Второй год обучения Тема: цветовые нюансы Урок 1 Тёплая гамма. Цветок. Фломастеры, цветные карандаши Урок 2 Тёплая гамма. Цветок Урок 3 Холодная гамма. Цветок Фломастеры, цветные карандаши Урок 4 Холодная гамма. Цветок Урок 5 Контраст. Бабочка Фломастеры, цветные карандаши Урок 6 Контраст. Бабочка Урок 7 Осенний лист. Фломастеры, цветные карандаши Урок 8 Осенний лист. Урок 9 Осенний лист. Тема: групповая работа «Город» Урок 10 Дом (дворец) Графика Фломастеры, цветные карандаши Урок 11 Дом (дворец) Графика Фломастеры, цветные карандаши Урок 12 Дом (дворец) Графика Фломастеры, цветные карандаши Урок 13 Архитектурная деталь Урок 14 Архитектурная деталь Урок 15 Портрет кота Фломастеры, цветные карандаши Урок 16 Портрет кота Фломастеры, цветные карандаши Урок 17 Портрет кота Фломастеры, цветные карандаши Тема: подводное царство Урок 18 Волшебная рыба Фломастеры, цветные карандаши Урок 19 Волшебная рыба Фломастеры, цветные карандаши 8 Урок 20 Волшебная рыба Фломастеры, цветные карандаши Урок 21 Орнамент из листьев. Эскиз ткани. Фломастеры, цветные карандаши Тема: орнамент Урок 22 Орнамент из листьев. Эскиз ткани. Фломастеры, цветные карандаши Урок 23 Орнамент из листьев. Эскиз ткани. Фломастеры, цветные карандаши Урок 24 Орнамент из листьев. Эскиз ткани. Фломастеры, цветные карандаши Урок 25 Орнамент из листьев. Эскиз ткани. Фломастеры, цветные карандаши Урок 26 Маска. Фломастеры, цветные карандаши Урок 27 Маска. Фломастеры, цветные карандаши Урок 28 Маска. Фломастеры, цветные карандаши Урок 29 Ленточный орнамент Урок 30 Ленточный орнамент Урок 31 Ленточный орнамент Урок 32 Стилизация. Шишка Тема: контрольный урок Урок 33 Стилизация. Шишка Урок 34 Стилизация. Шишка Итого за год 68 часов Третий год обучения Тема: стилизация Урок 1 Перо (гелевая ручка, тушь, маркеры) Урок 2 Перо (гелевая ручка, тушь, маркеры) Урок 3 Перо (гелевая ручка, тушь, маркеры) Урок 4 Декоративная птица в круге (фломастеры, цветные карандаши) Урок 5 Декоративная птица в круге (фломастеры, цветные карандаши) Урок 6 Декоративная птица в круге (фломастеры, цветные карандаши) Урок 7 Декоративная птица в круге (фломастеры, цветные карандаши) Урок 8 Орнаментальная полоса. Цветы (гуашь, фломастеры) Урок 9 Орнаментальная полоса. Цветы (гуашь, фломастеры) Урок 10 Орнаментальная полоса. Цветы (гуашь, фломастеры) Урок 11 Орнаментальная полоса. Цветы (гуашь, фломастеры) Урок 12 Буквица. Фломастеры, цветные карандаши Урок 13 Буквица. Фломастеры, цветные карандаши Урок 14 Буквица. Фломастеры, цветные карандаши Урок 15 Буквица. Фломастеры, цветные карандаши Урок 16 Гжель. Эскиз чайника. Гуашь Урок 17 Гжель. Эскиз чайника. Гуашь Урок 18 Гжель. Эскиз чайника. Гуашь Урок 19 Гжель. Эскиз чайника. Гуашь Тема: декоративная композиция Урок 20 Натюрморт с пейзажем. Гуашь, фломастеры Урок 21 Натюрморт с пейзажем. Гуашь, фломастеры Урок 22 Натюрморт с пейзажем. Гуашь, фломастеры Урок 23 Натюрморт с пейзажем. Гуашь, фломастеры Урок 24 Корабли-катера. Групповая работа. Целевые ручки, маркеры Урок 25 Корабли-катера. Целевые ручки, маркеры Урок 26 Корабли-катера. Целевые ручки, маркеры Урок 27 Корабли-катера. Целевые ручки, маркеры Тема: стилизация Урок 28 Стилизация. Букет. Гуашь, фломастеры Урок 29 Стилизация. Букет. Гуашь, фломастеры Урок 30 Стилизация. Букет. Гуашь, фломастеры 9 Урок 31Стилизация. Букет. Гуашь, фломастеры Тема: контрольный урок Урок 32 Стилизация. Натюрморт. Гуашь, фломастеры Урок 33 Стилизация. Натюрморт. Гуашь, фломастеры Урок 34 Стилизация. Натюрморт. Гуашь, фломастеры Итого за год – 68 часов Четвертый год обучения Тема: декоративный натюрморт Урок 1 Овощи и фрукты. Фломастеры, цветные карандаши Урок 2 Овощи и фрукты. Фломастеры, цветные карандаши Урок 3 Овощи и фрукты. Фломастеры, цветные карандаши Урок 4 Овощи и фрукты. Фломастеры, цветные карандаши Тема: русский народный костюм Урок 5 Русский народный костюм. Гуашь Урок 6 Русский народный костюм. Гуашь Урок 7 Русский народный костюм. Гуашь Урок 8 Русский народный костюм. Гуашь Урок 9 Русский народный костюм. Гуашь Урок 10 Русский народный костюм. Гуашь Тема: декоративная композиция Урок 11 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Урок 12 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Урок 13 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Урок 14 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Урок 15 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Урок 16 Цирк. Акробаты. Декоративная композиция. Гуашь, фломастеры Тема: композиция в круге Урок 17 Насекомые в круге. Гуашь, фломастеры Урок 18 Насекомые в круге. Гуашь, фломастеры Урок 19 Насекомые в круге. Гуашь, фломастеры Урок 20 Насекомые в круге. Гуашь, фломастеры Урок 21 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Урок 22 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Урок 23 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Урок 24 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Урок 25 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Урок 26 Жостово. Эскиз подноса. Гуашь Тема: пейзаж в квадрате. Итоговая работа Урок 27 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 28 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 29 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 30 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 31 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 32 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 33 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Урок 34 Городской пейзаж в квадрате. Гуашь, фломастеры Итого за год – 68 часов 10 Требования к уровню подготовки учащихся К выпускному классу у учащихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, последовательной, серьезной работы в области декоративно-прикладного творчества. Результатом освоения программы «Основы декоративно-прикладного творчества» должны стать: знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства; умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественнотворческих работах; навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники; знания физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; умения копировать, варьировать, перерабатывать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел; навыки работы в различных техниках и материалах. Решение профессиональных задач обучения определяет возможность продолжения обучения выпускников школы в средних и высших специальных учебных заведениях. По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны иметь представление об истории основных Российских ремесленных центров, о стилевых особенностях изделий этих регионов, о разнообразии элементов и приемов выполнения эскизов к этим изделиям. По окончанию освоения программы по предмету «Основы декоративно-прикладного творчества» обучающиеся должны знать: роль декоративно–прикладного творчества в жизни общества, его художественное и утилитарное значение; содержание профессиональных понятий предмета (стилизация, трансформация, декоративность, композиция, средства композиции, орнамент, подмалевок, фактура, текстура и т.д.); способы моделирования из бумаги; технологию изготовления узелкового, «холодного» и горячего батика; технологию и особенности работы в лоскутной технике; художественные промыслы России, обозначенные в программе; способы оформления бытовых предметов. обучающиеся должны уметь: выполнять модели из бумаги с помощью техники бумагопластика; использовать приёмы росписи для узелкового, «холодного» и горячего батика; выполнять панно с использованием технологии в лоскутной мозаике; стилизовать и трансформировать реальные объекты; использовать элементы и композиции орнаментов в оформлении бытовых предметов; выполнять декоративные композиции в технике коллажа, батика, валяния, гобелена; Кроме того, учащиеся должны уметь: копировать образцы старинных изделий ДПИ; составлять эскизы изделий; анализировать характерные особенности основных техник изготовления предметов ДПИ; владеть комплексом специальных приёмов и навыков в самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их в материале; грамотно применять знания, полученные на уроках по предмету «Основы декоративноприкладного творчества»; соблюдать технику безопасности при работе с иголками, ножницами, резаками, горячим и холодным резервом, красителями и растворителями. 11 Формы и методы контроля, критерии оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету являются полугодовые и годовые работы, просмотры и выставки. По итогам годовых просмотров (в конце мая) учащиеся переводятся из класса в класс. В выпускном классе во втором полугодии учащиеся должны продемонстрировать навыки работы в материале, они выбирают тему для итоговой работы на выбор. По итогам экзаменационной (итоговой) работы выставляется итоговая отметка по предмету. Критерии отметок при работе в различных техниках декоративно-прикладного искусства: композиционный строй образность стилизация творческий (авторский) подход техника исполнения цветовой (тоновый) строй оформление прилежание способность работать на время способность к коллективному творчеству Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется: в беседах; в выполнении практических упражнений; в выполнении творческих заданий при работе в материале. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в следующих формах: творческая работа по определенному заданию (контрольная постановка); просмотр творческих работ; выставка (школьная, районная, городская, региональная, международная). Виды аттестации по учебному предмету: текущая, промежуточная, итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела учебного предмета и проводится в форме устных опросов, контрольных уроков. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании 1,2,3,4,5,6,7,8 полугодий для 1-4 годов обучения и проводится в форме зачета. Итоговая (экзаменационная) аттестация проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников, заканчивающих обучение данной программе, и проводится в 4 классе в форме творческого просмотра, выставки, экзамена. Контрольные уроки в рамках текущей аттестации и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в течение учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамен проводится за пределами аудиторных учебных занятий, в рамках итоговой (экзаменационной) аттестации. Промежуточная аттестация по учебному предмету обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; степени теоретической и практической подготовки по учебным предметам в соответствии программным требованиям; сформированных у учащихся умений и навыков на определенном этапе обучения. 12 Экзамен в 4-ом классе проводится в период итоговой (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На итоговую (экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения итоговой (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году. Содержание экзаменационных материалов разрабатывается преподавателем по учебному предмету, обсуждается на заседании художественного отделения и утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе. При проведении экзамена применяются практические задания. Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения промежуточной аттестации или итоговой аттестации. Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по учебному предмету, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». По учебным предметам для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к экзаменам по усмотрению преподавателя. Наиболее важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к занятиям в ДШИ, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности школы и их дальнейшая профессиональная ориентация в каком-либо виде творческой деятельности. Критерии оценок Оценка «5» (отлично) уровень освоения материала в соответствии с программными требованиями; композиционный строй; ярко выраженная образность; авторский подход; выразительная техника исполнения; цельность тонового (ЦВЕТОВОГО) строя; прилежание; работа выполнена вовремя. Оценка «4» (хорошо) уровень освоения материала в соответствии с программными требованиями; композиционный строй не достаточно выразителен; выраженная образность; техника исполнения с небольшими недостатками; не достаточно выражен тоновой (цветовой) строй; творческий подход; прилежание; работа выполнена вовремя. Оценка «3» (удовлетворительно) уровень освоения материала не в полном соответствии с программными требованиями; слабо выражен композиционный строй; слабо выражена образность; нет творческого (авторского) подхода; 13 слабо владеет техникой исполнения; дробный тоновой (цветовой) строй; не достаточное прилежание; работа выполнена не вовремя. работа выполнена не самостоятельно. Оценка «2» (неудовлетворительно) уровень освоения материала не соответствует программным требованиям; нет композиционного строя; нет образности; нет творческого (авторского) подхода; не владеет техникой исполнения; нет тонового (цветового) строя; нет прилежания; работа выполнена не вовремя. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение отметки за практическую работу и теоретическую грамотность. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Итоговая аттестация в 4 классе проводится в форме просмотра итоговых работ. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею. Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и материале. Работа рассчитана на четвертую четверть выпускного класса. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Отличительная особенность данной программы в том, что, начиная с первого класса основное время учащихся, идет на изучение декоративно-прикладного искусства, искусства художественных промыслов, где большое внимание уделяется народному орнаменту, разработке и стилизации различных форм. С каждым годом обучения программа усложняется, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, и с учетом сложности техники обработки материалов. В программе учащиеся учатся работать сначала с плоскостью, затем с фактурой, рельефом, и переходят на объемно-пространственные композиции. Программой предусматривается накопление графических разработок, упражнений в материале как вспомогательного материала для дипломной работы к выпускному курсу. Эскизирование для предмета «Основы декоративно-прикладного искусства» запланировано в этом же курсе. Народная роспись издавна на Руси считалось искусством, в котором находили свое призвание тысячи талантливых мастеров. В конце XIX века этим видом народного художественного творчества занимались во многих губерниях России. Это был один из крупнейших национальных промыслов, где бережно сохранялись особенности народного стиля и разрабатывались новые орнаменты и узоры. Расписные изделия пользовались постоянным спросом среди населения. Народное ДПИ запоминается главным образом орнаментальной сложностью узоров и выразительностью их ритма. Постоянное движение в орнаменте, напоминающее полет птицы, 14 символические изображения поля - ромбом, зерна - точкой, воды - волнистой линией, птицы крутым завитком, напоминающим шею лебедя. В геометрических орнаментах ДПИ ритм линий и пятен объединяется особой изысканностью пропорционального членения узора на главные, основные и дополнительные элементы композиции. Характерно, что и масштаб изделия точно выдержан как по отношению к пропорциям костюма, так и по отношению к размерам жилища человека. В целом изделие всегда имеет определенную завершенность. В узорах народного ДПИ особенно привлекательны разнообразные мотивы снежинок, морозных узоров, луговых трав, силуэты народных костюмов и птиц. В орнаментах чувствуется воздушность, легкость и целостность, нет и намека на тяжесть и кропотливость профессионального труда мастеров. В основе методики обучения - принципы педагогики сотрудничества, творчества, доброжелательного отношения, взаимопомощи и дифференцированного подхода в обучении. Сложность заданий варьируется в зависимости от возможностей отдельных учащихся и группы в целом. Проводится сравнительная характеристика работ учащегося с его же работами, используются элементы самоанализа. Программа построена с учетом неразрывной связи с учебными программами «Основы изобразительного творчества». В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни. Процесс обучения учащихся декоративно-прикладному искусству строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. Овладение техник росписи начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций. Разнообразие выразительного образа, техники исполнения и материалов позволяет выбрать наиболее приемлемый индивидуальный вид творческой деятельности при самостоятельной работе. Изучение техник ДПИ начинается с ознакомления учащихся с необходимыми для работы приспособлениями и материалами. При оценке изделия учитываются технологические и художественные достоинства творческой работы. Технологические: сложность эскиза; качество материала; качество исполнения; сроки исполнения (размер, объём работы). Художественные: общее художественное впечатление; особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета); композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов). Осваивая правила создания декоративной композиции в материале, учащиеся движутся «от простого к сложному»: выполняют декоративную обработку заданных объектов, затем осваивают стилизацию и делают первые шаги в трансформации. Процесс обучения учащихся строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиции Обучение предмету «Основы декоративно-прикладного творчества» идёт по трём направлениям: изучение промыслов России; освоение техники свободного кистевого письма, графических приемов в росписи; применение полученных навыков в других областях декоративной композиции. Основными графическими мотивам работ учащихся могут быть натурные зарисовки, обобщенные растительные орнаменты, декоративные символы и образы. При этом следует также учитывать, что 15 специфика содержания учебных заданий обусловлена историческими истоками российского ДПИ, его символикой и семантикой народных искусств. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы: пособия и альбомы по народным промыслам; энциклопедии, справочники по рукоделию; видеоматериал о региональных ремеслах, наглядные пособия и образцы работ. Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натурным фондом; наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натурный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; Для занятий по предмету «Основы декоративно-прикладного искусства» необходимо хорошо освещаемое помещение. Рабочая зона должна быть свободной. Здесь располагается эскизы, а также палитра и кисть. За пределами этой зоны справа и спереди размещаются краски, кисти и другие материалы. Помещения для занятий хорошо освещены, оборудованы столами, табуретами. Список литературы Методическая литература Б.Г.Гагарин «Конструирование из бумаги», справочник. - «Ташкент», 1988г. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги». - М.: «Просвещение», 1985г. Розанова Н. Н. «Советская гравюра». М.: «Изобразительное искусство», 1987 г. Т.Арманд. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Т.С.Гуртьева Опыты Л.В. Маковской в оформлении тканей. Н.Н.Соболев. Набойка в России и способ работы. В.А.Барадулин. Народные росписи Урала и Приуралья. – Л.: 1988г. В.А.Барадулин. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск: 1982 г. 9. Давыдова С.А. Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. – СПб: 1913 г. 10. Курс женских рукоделий. - М.: 1962 г. 11. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. - М.: 1916г. 12. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. - М.: 1962г. 13. Бушелева Б., Поговорим о воспитании. – М.: Просвещение, 1989. 14. Волков Н.Н. Цвет живописи. – М.: 1989. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебная литература Джуан Джексон «Поделки из бумаги». - М.: «Просвещение», 1979г. Т.Голтвина «Бумажная пластика», 1991г. Н.Н.Докучаева «Короли и рыбки», 1977г. Александрова Н. И. «Русская гравюра 18-начала 20 века». - М.: «Изобразительное искусство», 1987 г. 5. О.В.Танкус, Л.М.Гороховская. Технология росписи тканей. 6. С.М.Темерин. Русское прикладное искусство 1. 2. 3. 4. 16 7. А.В.Дмитриев, А.С.Максяшин. Тамильская роза. – Екатеринбург: 2000г. 8. Народное искусство Южного Урала. – Челябинск: 1997г. 9. Основы художественного ремесла. Пособие для учителей. Вып.24. (под редакцией В.А.Барадулина). – М.: 1987г. 10. Б.В.Павловский. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. – М.: 1975г. 11. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.: ил. – 69-149. 12. Блинов Г. М. Чудо-Кони, Чудо птицы. - М.: 1977. 13. Блинов Г. М. Сказки без слов. – Тула: 1974. 14. Народные художественные промыслы РСФСР. - М.: 1982. 15. Дайн, Галина Львовна. Русская народная игрушка.- М.: 1981. 16. Коллекция журналов «Ручная работа». - Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз». 17. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. - М.: Эксмо, 2008. 18. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. -М.: Эксмо, 2009. 19. Энциклопедия. Подарки. - М.: «Аст-Пресс», 1999 (техники-приёмы-изделия). 17