Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.06 «КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ» г. Полярные Зори 2024 год Разработчик: И.К. Алешина, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание учебного предмета IV. Требования к уровню подготовки обучающихся V. Формы и методы контроля, система оценок VI. Методическое обеспечение учебного процесса VII. Список литературы I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Композиция прикладная » разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Учебный предмет "Композиция прикладная " - это определенная система обучения, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по предмету "Композиция прикладная " включает в себя целый ряд теоретических и практических заданий, задача которых - привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности. Воспитывать ценностное отношение к народной культуре, окружающей среде через личное творчество. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основной целью программы «Композиция прикладная» является формирование у учащихся знаний, умений, навыков и направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по «Композиции прикладной» включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Композиция прикладная» реализуется при 8 -летнем сроке обучения в 4-8 классах. Срок освоения программы «ДПТ» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративноприкладного искусства, может быть увеличен на один год. Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету "Композиция прикладная" предпрофессиональной программы "Декоративно прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет составляет: аудиторные занятия: 4-8 классы - по 1 час в неделю; самостоятельная работа: 4-8 классы - 2 часа в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа предусматривает выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т.д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам (зачетам), просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по предмету «Композиция прикладная» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Цель и задачи учебного предмета Цели: - Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка; - раскрытие творческого потенциала, знакомство с основами народного декоративно-прикладного искусства, видами народных промыслов и художественных росписей; - приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету; - подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачами учебного предмета: обучающие: - сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; - научить различным техникам декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства; - познакомить с видами народных промыслов, художественных росписей; - научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества и различным техникам исполнения росписи; - научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках, воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию; - овладеть техническими навыками выполнения различных росписей; - научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; - научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; - освоить отдельные приёмы и навыки декоративной росписи с учётом современных технологий. общие: - пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству; - раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка; - формировать творческое отношение к художественной деятельности; - развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; - приобщить к народным традициям; - воспитать внимание, аккуратность, отношение друг к другу, сотворчество. трудолюбие, доброжелательное Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический. Предложенные методы работы образовательной программы в являются рамках наиболее предпрофессиональной продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Программа предусматривает следующую схему проведения занятий: 1.Обзорная беседа-знакомство видом и историей декоративно-прикладного творчества - народным промыслом. 2. Освоение новой техники росписи и приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится эскиз или изделие, выполненное в материале. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных задач учебного предмета. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фонда аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам. Мастерская должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации. Учебный предмет "композиция прикладная" со сроком обучения 8 лет. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Классы Полугодия Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Затраты учебного времени, график, промежуточной аттестации 4 5 6 7 Всего часов 8 7 16 8 17 9 16 10 17 11 16 12 17 13 16 14 17 15 16 16 17 165 32 34 32 34 32 34 32 34 32 34 330 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 495 зачет зачет зачет зачет зачет II. Учебно-тематический план Учебно-тематический план первого года обучения (4-й класс) № Наименование раздела, темы Вид Общий объем времени в часах учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка I полугодие 1.1 1.2 1.3 2.1 3.1 Раздел 1. Основы декоративной композиции Вводная беседа. Понятие урок предмета «Композиция прикладная». Формат композиции урок (вертикальный, горизонтальный, квадрат, круг, др.). Изобразительные свойства урок композиции (линия, пятно, точка, штрих). Раздел 2. Стилизация Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. Раздел 3. Работа в материале. Декоративная композиция «Дары природы» 3 2 1 3 2 1 3 2 1 12 8 4 27 18 9 48 32 16 6 4 2 9 6 3 36 24 12 51 34 17 II полугодие 4.1 4.2 4.3 Раздел 4. Основы декоративной композиции Зрительный центр. урок Равновесие картинной плоскости (статическое, динамическое). Симметрия и асимметрия. Стилизация в декоративном урок пейзаже. Эскиз для аппликации из ткани «Пейзаж». Аппликация из ткани. урок Композиция «Родной край». Раздел 1. Основы декоративной композиции 1.1. Тема: Вводная беседа. Понятие предмета «Композиция прикладная». Композиция – составление, сочинение, соединение частей, упорядоченное соединение элементов. Единство и целостность. Особенности декоративной композиции: плоскостной характер изображения мотивов и элементов, отказ от передачи световоздушной среды, пространства, реального цвета. Лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Условный художественный язык. Возникновение и развитие декоративноприкладного искусства. Значение ДПИ в мировой культуре. Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам ДПИ, мировой культуре. 1.2. Тема: Формат композиции (вертикальный, горизонтальный, квадрат, др.). Формат (от лат. «formo» - придавать форму). Формат может быть прямоугольным (вертикальным, горизонтальным), квадратным, овальным или в виде круга. Прямоугольный формат обычно выдерживается в пропорциях «золотого сечения». Выбор формата определяет эмоциональное воздействие композиции. Например, вертикальный формат дает 10 ощущение возвышенности, горизонтальный – простора и свободы. Квадрат идеален для статичных, уравновешенных композиций. В круге или овале композиция строится относительно центральных осей. Самостоятельная работа : Упражнение «Зоопарк» (линейно-графические зарисовки силуэтов животных на выбор формата). 1.3. Тема: Изобразительные свойства композиции (линия, пятно, точка, штрих). Композиционные средства (пропорции, ритм, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, тождество). Знакомство с основными изобразительными свойствами композиции: точка, линия, пятно, штрих. Композиционными средствами являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам. Симметрия (форма листьев, снежинок, цветов и т.д.), в переводе с греч. языка, означает соразмерность, асимметрия – отсутствие соразмерности. Зеркальная (осевая) симметрия возникает при вращении фигуры вокруг оси. Симметричные композиции производят впечатление покоя, равновесия, устойчивости. Асимметричные композиции выражают динамичность, неуравновешенность, беспокойство. Главный признак асимметрии – принцип неодинаковости, контраста и противопоставления. Ритм – от греч. rhythmos – мерное течение. Характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов, элементов, пространственных поворотов, просветов или интервалов между ними. Контраст – это резкое различие между двумя однородными свойствами (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, т.д.). Нюанс – противоположность контраста, означает «едва заметный переход». Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, то в этом случае речь идет о тождестве. Самостоятельная работа : выполнение фантазийного орнамента размером ½ листа формата А4 на симметрию (асимметрию), контраст (нюанс). Раздел 2. Стилизация 2.1. Тема: Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. Упражнение «Цветы и ягоды». Рисунок цветка и ягод из гербария или копирование ботанического рисунка (½ листа формата А4). Плоскостное изображение. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного. Подача графическая (использование пятна). Трансформация формы. Изменение силуэтной формы предмета (½ листа формата А4) за счет изменения пропорций объекта: - относительно вертикальной оси (расширение, сжимание); - относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание); - изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта. Форма работы графическая (использование пятна и линии). Геометризация формы. Приведение измененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам: кругу (овалу); квадрату (прямоугольнику); треугольнику. Подача графическая. Материалы: Формат А4, карандаш, маркер. Рисунок занимает ½ листа, трансформация формы - ½ листа. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растительных форм, дополнительных вариантов трансформации и геометризации. Раздел 3. Работа в материале 3.1. Тема: Декоративная композиция «Дары природы» Закрепление теоретических знаний на практике. Формальный характер композиционных поисков. Эскизы орнаментов на тему «Дары природы». Правильный выбор формата: круг, овал, квадрат или прямоугольник. Выбор оптимальной композиции. Плоскостное решение. Декоративность. Стилизация изображения. Выполнение в цвете. Качество выполнения. Материалы: деревянная или стеклянная тарелочка, краски для росписи (гуашь, акрил, витражные), бумага для эскизов, кисти, палитра. Самостоятельная работа: сбор материала и составление эскизов по теме урока. Раздел 4. Основы декоративной композиции. 4.1. Тема: Зрительный центр. Равновесие картинной плоскости. Симметрия и асимметрия. Этот раздел композиции особенно важен для понимания учащихся. В процессе работы они должны усвоить, что часть произведения, ясно выражающая главную мысль и его идейное содержание, является композиционным центром. Композиционный центр должен привлекать внимание зрителя. Учащийся обязательно должен понять, что он, как художник, режиссирует и определяет, что будет главным в его произведении, а что - второстепенной деталью. Способы выделения композиционного центра (местоположением; формой; тоном; цветом; фактурой; освещенностью; контрастом; детализацией). Одним из важных условий завершенности относительно композиции является композиционного центра. уравновешенность Различают ее следующие частей виды равновесия: статическое равновесие (при симметричной ориентации фигур на плоскости) и динамическое равновесие (при асимметричном расположении фигур). Композиционно достичь статического равновесия можно следующими способами: - расположить фигуры в центре плоскости; - сдвинуть фигуры в верхнюю часть плоскости; - сдвинуть фигуры в нижнюю часть. Для достижения равновесия имеет значение отношение цвета фигуры и фона. Теплые цвета воспринимаются тяжелее холодных, насыщенные – тяжелее малонасыщенных. Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиции, выделения зрительного центра. Правильное определение зрительного центра - равновесие картинной плоскости. Формат А4, бумага, белая, тонированная или черная. Подача графическая или аппликативная. 4.2. Тема: Стилизация в декоративном пейзаже. Эскиз для аппликации из ткани «Пейзаж». Стилизация в декоративном пейзаже. В отличие от станковой живописи, в декоративном пейзаже отсутствует световоздушная перспектива. Все объекты, как переднего, так и заднего плана, изображаются с одинаковой четкостью. Упрощение очертаний объектов. Пейзаж носит плоскостнодекоративный характер. Акцент делается на более выразительные декоративные линии и ходы. Декор в пейзаже может быть сплошным или акцентом на некоторых участках, которые надо выделить. Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно. Выполнение эскизных поисков и зарисовок для аппликации из ткани на тему «Пейзаж», в котором изображаемые объекты предельно упрощены. Основная цель – научиться стилизовать панорамные природные мотивы. Выполнить интересную композицию, сохранив пластику природной среды. Добиться выразительности композиции, верно распределив тональные и цветовые отношения. Материалы: карандаш, маркер, гуашь, бумага, формат А4. Самостоятельная работа: составление серии маленьких эскизов по теме урока, силуэты и стилизация природных форм. 4.3. Тема: Аппликация из ткани. Композиция «Родной край». Учащимся предлагается выполнить декоративную композицию в технике аппликация из ткани на тему «Родной край». Следует определиться: какое время года (зима, весна, лето, осень), время суток (утро, день, вечер, ночь), состояние природы (снегопад, дождь, гроза, рассвет, закат, др.). Этап эскизных поисков и стилизации природных форм проделан в предыдущем задании. Далее осуществляется подбор тканей по цветовым гармониям, в соответствии с замыслом. Компоновка на плоскости. Строгое соблюдение технологической последовательности: раскрой деталей, наклеивание, просушка. Материалы: лоскутки тканей, тесьма, кружево, картон (40х50), клей ПВА. Самостоятельная работа: сбор материала для композиции. Учебно-тематический план второго года обучения (5-й класс) № Наименование раздела, темы Вид Общий объем времени в часах учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка I полугодие Раздел 1. Стилизация 1.1 Рисунок с натуры урок 6 4 2 1.2 Силуэт урок 6 4 2 1.3 Трансформация формы предмета Геометризация формы урок 6 4 2 урок 6 4 2 Графические техники урок как способ стилизации Способы урок декоративизации натюрморта Орнаментальноурок художественная выразительность 6 4 2 6 4 2 6 4 2 1.4 1.5 1.6 1.7 природной формы 48 32 16 II полугодие Раздел 2. Орнамент 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Принципы построения урок линейного орнамента Орнамент в полосе урок 3 2 1 6 4 2 Орнаментальный мотив Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки Монокомпозиция «Природные формы» Орнамент народов мира Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде урок 6 4 2 урок 9 6 3 урок 9 6 3 урок 9 6 3 урок 9 6 3 51 34 17 Раздел 1. Стилизация 1.1. Тема: Рисунок с натуры. Рисунок с натуры цветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка. Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа. Подача графическая. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растительных форм. 1.2. Тема: Силуэт. Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного. Подача графическая (использование пятна). Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа. Самостоятельная работа: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм. 1.3. Тема: Трансформация формы. Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта: относительно вертикальной оси (расширение, сжимание) и изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание), изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта. Форма работы графическая (использование пятна и линии). Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага. Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм 1.4. Тема: Геометризация формы. Приведение измененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам: кругу (овалу); квадрату (прямоугольнику); треугольнику. Форма работы графическая. Формат А4, фломастер, белая бумага. Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм. Полученные в результате стилизации мотивы рекомендуется использовать далее в разделе «Орнамент». 1.5. Тема: Графические техники, как способ стилизации. Знакомство с выразительными возможностями графической стилизации: - выполнение рисунка линией одной толщины по белому или цветному фону; - выполнение рисунка линией разной толщины; - выполнение рисунка линией разной толщины с включением пятна, выполнение рисунка приемом «пятно»; - выполнение рисунка с использованием фактур; - выполнение рисунка с помощью орнаментальной стилизации. Формат А4, подача графическая. Бумага белая, черная, тонированная, кисть, фломастеры, тушь, гуашь. Самостоятельная работа: выполнение вариантов стилизации растительных форм на разных этапах работы различными графическими материалами. 1.6. Тема: Способы декоративизации натюрморта. Изучение способов декоративизации форм неживой природы. Придание нарисованному объекту изобразительной приемов: условности с помощью определенных графических - передача условной плановости за счет применения линий разной толщины (предметы дальнего или среднего плана могут быть выведены в первый ряд); - выявление формы объектов натюрморта введением белой контурной линии и блика в общее силуэтное пятно; - выявление условного объема объектов натюрморта минимальной моделировкой формы; - сохранение силуэтной формы предметов при наполнении натюрморта фактурой. Форма работы графическая. Формат А4, маркеры, фломастеры, бумага белая, тонированная, черная. Самостоятельная работа: выполнение вариантов графического решения натюрморта. 1.7. Тема: Орнаментально-художественная выразительность природной формы. Развитие умения видеть и выявлять: - главные темы ритмических повторов; - скрытую орнаментальность предмета (с помощью многократного увеличения). Развитие умения передавать: - характер предмета в условном рисунке известными графическими средствами. Разработка темы орнаментальности в нескольких графических вариантах. Подача графическая. Все задания выполняются на белом или тонированном листе формата А4. Используются разные графические материалы. Самостоятельная работа: выполнение вариантов стилизации растительных форм на разных этапах работы, продолжение работы по утвержденному варианту. Раздел 2. Орнамент 2.1. Тема: Виды орнамента. Знакомство учащихся с видами орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, национальными признаками и символикой. антропоморфный), Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам орнамента. 2.2. Тема: Орнаментальная полоса. Знакомство с принципами построения линейного орнамента: повторение; инверсия (обратное расположение); чередование; симметрия. Освоение приемов получения орнамента: зеркальная симметрия; переносная симметрия; переносная симметрия с добавлением ритма в пределах ряда; сдвиг рядов; зеркальное отражение рядов; зеркальное отражение «зеркальной» пары; комбинация сдвига рядов и зеркального отражения. Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента. Выполнение схем построения орнамента условно. Форма работы графическая - карандаш, фломастер. Размещаются на одном формате А4. Самостоятельная работа: выполнение эскизов линейного орнамента по схеме. 2.3. Тема: Орнаментальный мотив. Создание мотива для орнамента. Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных форм. Мотив цветка корректируется и масштабируется для данной работы. Формат А4, подача графическая. Самостоятельная работа: продолжение работы над мотивом орнамента по утвержденному варианту. 2.4. Тема: Композиционная структура сетчатого орнамента. Изучение способов образования сетчатого орнамента. Предварительное вычерчивание учащимися решеток является полезным вспомогательным приемом при построении сетчатого орнамента. Виды решеток: -пересечение вертикальных и горизонтальных линий создает простую квадратную решетку. Элементы орнаментов могут располагаться в разных квадратиках решетки; - сжатие решетки по вертикали или горизонтали превращает квадраты в прямоугольники, деформирует вписанные в них элементы; - превращение исходной квадратной решетки в ромбы и далее - в треугольники; - шесть равных треугольников образуют шестиугольную решетку. Орнаментальная симметрия является основным принципом любого сетчатого орнамента. Вычерчивание решеток для сетчатого орнамента. Создание трех вариантов сетчатого орнамента на основе выбранных решеток. Формат А4, подача графическая, аппликативная или печатная. Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам орнамента, выполнение графической разметки листа для работы в классе. 2.5. Тема: Выразительные средства монокомпозиции. Знакомство с принципами построения монокомпозиции. Монокомпозиция строится всегда на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами (ковры, павловские шали). Требуется жесткая компоновка всех элементов. Расположение всех элементов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Монокомпозиция может быть простой (эмблема, вымпел) и сложной. Сложная монокомпозиция состоит из значительного числа орнаментальных мотивов, которые следует сгруппировать и расположить так, чтобы акцентировать внимание на центральной части. Необходимо выполнение композиционных заданий на выделение доминантного центра, устойчивого зрительного равновесия и четкой ритмической организации элементов на плоскости. Темы заданий: - организация доминантного мотива из элементов, различных по форме и сходных по размеру; - организация доминантного мотива из элементов, сходных по форме и различных по размеру. Самостоятельная работа: выполнить зарисовки монокомпозций встречаемые в повседневной жизни. 2.6. Тема: Орнамент народов мира. Знакомство учащихся с орнаментами народов мира и характерными особенностями орнамента региона проживания. Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам народного орнамента. 2.7. Тема: Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде. Выполнение эскиза современной одежды или аксессуаров с применением традиционных орнаментальных мотивов. При создании сложной орнаментированной композиционной формы учащимся необходимо понять, что любой элемент: - никогда не существует отдельно; -всегда является частью более крупного целого; - каждый элемент на любом уровне должен представлять собой законченное органическое единство; - взаимное расположение элементов относительно друг друга имеет большое значение в организации не только функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и единства. Подача графическая или цветовая, формат А4, бумага белая или тонированная бумага, организация доминантного мотива с интересным ритмическим решением. Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиционных эскизов на заданную тему. Учебно-тематический план шестого года обучения (6-й класс) № Наименование раздела, темы Вид Общий объем времени в часах учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка I полугодие 1.1 Раздел 1. Основы декоративной композиции Контраст. Нюанс. урок Тождество. Эскиз для гобелена на тему: «Мифы. Легенды. Сказания» Раздел 2. Работа в материале 27 18 9 2.1 2.2 Вводная тема: Ватные урок игрушки Изготовление ватных урок игрушек. 3 2 1 18 12 6 48 32 16 II полугодие Раздел 3.Стилизация 3.1 4.1 4.2 5.1 Стилизация и трансформация предметов быта. Способы изменения характера натюрморта. Раздел 4. Основы декоративной композиции Цветовые гармонии. Упражнение «Флора и фауна» Декоративная композиция «Натюрморт» Раздел 5. Работа в материале Флористика. Виды коллажей. Стили коллажей. урок 3 2 1 урок 9 6 3 урок 18 12 6 урок 21 14 7 51 34 17 Раздел 1. Основы декоративной композиции 1.1. Тема: Контраст. Нюанс. Тождество. Эскиз для гобелена на тему: «Мифы. Легенды. Сказания». В композиции каждый отдельный ее элемент находится во взаимосвязи с другими элементами или формами. Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс, тождество. Наиболее активным и выразительным в декоративно-прикладном творчестве является контраст (резкое различие между двумя однородными свойствами, а также по цвету). Например, светлое – на темном, темное – на светлом, теплое – на холодном, холодное – на теплом. Нюансные отношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, обогащают композицию игрой оттенков, деталей. При тождестве – все элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам. Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки определенного формата, заданного автором или ситуацией. Существует ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции: оверлеппинг; членение плоскости на части; насыщение орнаментом; дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом. Для закрепления пройденного материала учащимся предлагается выполнить эскиз для гобелена на тему «Мифы. Легенды. Сказания». Выбор оптимальной композиции. Точное построение окончательного варианта эскиза. Членение плоскости на части. Линии членения могут быть прямыми и кривыми, возможно сочетание тех и других одновременно. Выполнение композиции в цвете (контрастные отношения). 13 Материалы: формат А3, гуашь. Самостоятельная работа: изучение исторической эпохи, сбор материала, выполнение поисковых эскизов и схем в карандаше. Раздел 2. Работа в материале 2.1. Тема: Вводная тема: Ватные игрушки. История появление и создание ватных игрушек. Основные этапы истории елочных украшений. Технологические особенности изготовления, материалы, инструменты, оборудование. Образцы разных годов ватных игрушек. Зарисовка ватных игрушек. Самостоятельная работа: сбор материала, заготовка деталей. 2.2. Тема: Изготовление ватных игрушек. Создание эскиза для будущей игрушки на елку. Объяснение поэтапной работы при изготовлении ватной игрушки. Формирование каркаса из проволки и бумаги с ниткой, затем обматывание каркас ватой. Проклеивание ватой все части заготовки, формирование объема игрушки. Формируется внешний облик изделия. Перед росписью игрушка должна просохнуть. Материалы: вата, проволка, нитки, бумага, клей ПВА, кисть щетина, гуашь. Самостоятельная работа: изготовление новогодней ватной игрушки. Раздел 3.Стилизация 3.1. Тема: Стилизация и трансформация предметов быта. Способы изменения характера натюрморта. Стилизация и трансформация предметов быта. Натюрморт. Рассмотрение силуэта натюрморта натурной постановки на уровне глаз. Разные по форме и силуэту предметы расположены на высокой подставке и загораживают друг друга (три пространственных слоя). Формы работают на прозрачность. Способы декоративизации натюрморта. Изучение способов декоративизации форм неживой природы. Придание нарисованному объекту изобразительной условности с помощью определенных графических приемов: - передача условной плановости за счет применения линий разной толщины (предметы дальнего или среднего плана могут быть выведены в первый ряд); - выявление формы объектов натюрморта введением белой контурной линии и блика в общее силуэтное пятно; - выявление условного объема объектов натюрморта минимальной моделировкой формы; - сохранение силуэтной формы предметов при наполнении натюрморта фактурой. Способы изменения характера натюрморта. Изменение характера натюрморта возможно, когда происходит: - изменение пропорций между предметами; - изменение пропорций внутри предметов; - приведение предметов к простейшим геометрическим формам; - добавление иной пластической выразительности форм предметов; - добавление или удаление предметов натюрморта. Раздел 4. Основы декоративной композиции 4.1. Тема: Цветовые гармонии. Упражнение «Флора и фауна». Гармоничное сочетание двух цветов. Задача данного раздела - углубление знаний учащихся в области цветовой грамоты. Сочетание цветовых пар очень велико. На палитре в семь красок, можно получить 21 пару. Необходимо рассмотреть самые основные. Цветовая пара. Контрасты. Изучение характеристик контрастной цветовой пары: контраст по цвету; тепло - холодный контраст; тоновой контраст; комплексный контраст. Цветовая пара. Нюансы. Изучение характеристик нюансной цветовой пары. Сближенные пары могут быть: по светлоте; месту в спектре. Изменение контраста в цветовой паре. Приобретение знаний о способах усиления или уменьшения контраста в цветовой паре. Декоративная выразительность цвета. Изучение сочетания двух насыщенных цветов с ахроматической гаммой. Создание декоративного эффекта за счет соотношения основных свойств компонентов: цветового тона; светлоты; насыщенности; психологических качеств; пропорции занимаемых площадей. Упражнение «Флора и фауна». Цветовые гармонии. Изучение различных видов гармоничных сочетаний происходит во время выполнения практических упражнений по теме. Создание вариантов сочетаний: - предельно контрастной пары; - диаметрально контрастной пары; - классической триады; - контрастной триады; - аналогичной триады; - четырех гармоничных цвета. Формат А4, гуашь. Самостоятельная работа: Создание коллекции сочетаний гармоничных цветовых пар. Задание может выполняться традиционно в виде таблицы. Творческое решение темы приветствуется. Подача цветовая, гуашь. Формат А4. Выполнение ряда упражнений на уменьшение (для контрастной пары) или усиление (для аналогичной пары) контраста в паре за счет изменения насыщенности цветов. Задание выполняется в виде свободных цветовых колористических композиций. Подача цветовая, гуашь, формат А4. 4.2. Тема: Декоративная композиция «Натюрморт». Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу. Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Существует ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции: оверлеппинг (частичное совпадение или наложение одной формы на другую); членение плоскости на части (простое – на 2-4-8-частей; по «принципу лоскутного одеяла»), линии членения могут быть прямыми и кривыми, либо сочетаться; орнаментом; дробление изображения (принцип мозаики); насыщение введение постоянного модуля и фиксация его цветом. Учащимся предлагается выполнить декоративную композицию на тему «Сибирский натюрморт». Решение плоскостное. Правильный выбор формата. Декоративность окончательной композиции. Стилизации изображения. Подача цветовая. При работе в цвете используются понятия: контрастные, нюансные и другие цветовые гармонии. Для передачи декоративности также предлагается выбрать один из предложенных приемов (оверлеппинг, членение плоскости на части и др.). Аккуратность и качество выполнения. Материалы: формат А3, гуашь. Самостоятельная работа: сбор материала, выполнение поисковых эскизов и схем в карандаше. Раздел 5. Работа в материале 5.1. Флористика. Виды коллажей. Стили коллажей. Коллаж – предмет декорирования жилых помещений (от франц. сл. «collage» -наклеивание). Коллаж популярен с 17-18-х веков. Сейчас к флористическим коллажам относят все работы декоративного свойства из плоского и рельефного растительного материала, приклеенного к любой поверхности. Помимо растений могут использоваться камни, раковины, перья, кожа, бумага и т.д., если посторонний материал не доминирует. Художникколлажист решает вопросы: композиции, цвета, фактуры, равновесия, гармонии. Виды коллажей (плоский, рельефный). Стили коллажей (живописный, графичный, абстрактный, символический, орнамент и др.). Создание коллажа включает следующие этапы: выбор растительного материала и его высушивание; выбор основы (фона) и рамки; выбор темы и стиля решения работы; раскладка материала на основе (эскиз); подклеивание; сборка в рамке. Материалы: засушенный растительный материал (цветы, травы, злаки, стебли, специи, пряности, семена, плоды, т.д.), бумага для основы (газетная, обойная, акварельная, ватман, картон, декоративная, т.д.), карандаши, масляная пастель, акварель, гуашь, тушь, клей ПВА. Самостоятельная работа: сбор и подготовка материала, построение композиционных схем. Учебно-тематический план седьмого года обучения (7-й класс) № Наименование раздела, темы Вид Общий объем времени в часах учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка I полугодие 1.1 2.1 2.2 Раздел 1. Основы декоративной композиции Доминанта и акцент в урок композиции. Упражнение «Натюрморт». Раздел 2. Работа в материале Холодный батик. урок Упражнение «Рыбы». Декоративная урок композиция «Подводный мир». Холодный батик. 9 6 3 9 6 3 30 20 10 48 32 16 3 2 1 3 2 1 II полугодие Раздел 3.Стилизация 3.1 3.2 Ассоциативные урок средства восприятия окружающей среды. Орнаментальноурок художественная 3.3 4.1 4.2 4.3 выразительность природной формы. Графический декоративный натюрморт «Народы мира». Раздел 4. Декоративный натюрморт. Контраст форм по величине, размеру, конфигурации. Упражнения. Оверлеппинг. Упражнения. Декоративный натюрморт. урок 15 10 5 урок 3 2 1 урок 3 2 1 урок 24 16 8 51 34 17 Раздел 1. Основы декоративной композиции 1.1. Тема: Доминанта и акцент в композиции. Упражнение «Натюрморт». Доминанта и акцент в композиции. Данный раздел рассматривает роль доминанты в создании декоративной композиции. Доминантами в композиции являются господствующие (ясно выделенные из окружения) по своему значению, форме, размерам и другим свойствам отдельные элементы. Доминантой может быть одна большая форма или несколько фигур (чаще три), обычно похожих друг на друга (по форме, размеру или тону). Отсутствие доминант – композиционная пауза. Во многих случаях доминанта связана с понятием центра. Однако не всегда следует отождествлять доминанту с композиционным центром, т. к. они не всегда совпадают. Учащимся следует запомнить варианты организации доминант: выделение элемента (или элементов) тоном или цветом, формой или конфигурацией, размером или образностью; сгущение элементов на одном участке формата по сравнению с довольно спокойным равномерным распределением на других участках; организация пустот свободных пространств между объектами. Обычно доминанта располагается в активной части композиции, ближе к центру формата. Упражнение «Натюрморт». Для создания декоративности в рисунке применяются: прием плоскостного характера изображения; изменение масштаба; совмещение проекций; обратная перспектива. Для выделения доминанты в натюрморте ученикам предлагаются следующие приемы: объединение предметов в доминантные группы по разным признакам: форме; размеру; местоположению; усиление «доминантности» группы или предмета: изменением размера; минимальной моделировкой формы; изменением интенсивности цветовых зон; изменением интенсивности рельефа; использованием цветного контура; усилением или уменьшением цветового контраста и т.д. Материалы: Формат А4, бумага белая, черная, тонированная, гуашь. Самостоятельная работа: изучение творчества художников, работающих в декоративной живописи. Выполнение разрабатываемого натюрморта в стиле одного из художников. Выполнение вариантов с предложением различной «доминантности» разрабатываемого натюрморта. Раздел 2. Работа в материале 2.1. Тема: Холодный батик. Упражнение «Рыбы». Роспись тканей. Различные способы нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, «кракле», свободная роспись. Красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Закрепление красителей на ткани. Знакомство с приемами росписи в технике холодного батика. Упражнение «Рыба». Материалы: ткань (шелк, х/б), пяльцы, краски для батика, резерв, стеклянная трубочка. Самостоятельная работа: выполнение небольших упражнений в технике холодного батика, разработка эскиза изделия для росписи на тему «Подводный мир». 2.2. Тема: Декоративная композиция «Подводный мир». Холодный батик. Декоративная композиция «Подводный мир», выполненная в технике холодного батика включает следующие этапы: - выполнение маленьких поисковых эскизов (самостоятельная работа); - выбор оптимальной композиции (стилизация, плоскостное решение, декор, т.д.); - точный перенос с эскиза на бумагу (формат 40х50); - натягивание ткани на подрамник; перевод эскиза с бумаги на ткань карандашом или специальным маркером для ткани; - проработка линейного рисунка на ткани специальным резервом; - цветовое решение композиции, эффекты; - просушивание естественным способом; - оформление в раму. Материалы: ткань (шелк, х/б) – 40х50, подрамник, кнопки, краски для батика, резерв, стеклянная трубочка, карандаш. Самостоятельная работа: сбор материала, выполнение серии эскизов на заданную тему. Раздел 3.Стилизация 3.1. Тема: Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Знакомство с возможностью влияния характера линий на эмоциональное восприятие человека. С помощью различного характера линий можно создать композиции ассоциативного ряда, например: - композиция из вертикальных линий вызывает ощущение активного стремления вверх (полет ракеты, фонтан.); - горизонтальные линии стремятся к покою, пассивному движению; - диагональ вызывает ощущение борьбы, движения; - ломаная линия передает самые разнообразные ощущения. Эмоциональная выразительность пятна (геометрических фигур). Знакомство с возможностью простых геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник и треугольник) вызывать разные ассоциативные впечатления. Сочетание различных фигур и линий может тяготеть к физическим аналогиям, например, «легко – тяжело». Фактура. Добавление фактуры может расширить диапазон ассоциативного восприятия композиции. Применение фактуры как материально выразительного средства. Фактура передает свойства окружающего нас мира вещей и природы и имеет: вес; плотность. Характерные особенности строения предмета: твердость камня; гладкость стекла; легкость и прозрачность неба и т.д. Самостоятельная работа: абстракционистов, выполнение изучение творчества эмоционально художников- наполненных мини- композиций на заданную тему. Несколько экспресс вариантов, наполненных разным эмоциональным содержанием. Подача графическая, формат А5 3.2. Тема: Орнаментально-художественная выразительность природной формы. Орнаментально-художественная выразительность природной формы. Развитие умения видеть и выявлять: - главные темы ритмических повторов; - скрытую орнаментальность предмета (с помощью многократного увеличения). Развитие умения передавать: характер предмета в условном рисунке известными графическими средствами. Графические техники, как способ стилизации. Знакомство с выразительными возможностями графической стилизации: выполнение рисунка линией одной толщины по белому или цветному фону; - выполнение рисунка линией разной толщины; - выполнение рисунка линией разной толщины с включением пятна, выполнение рисунка приемом «пятно»; - выполнение рисунка с использованием фактур; - выполнение рисунка с помощью орнаментальной стилизации. Самостоятельная работа: Разработка темы орнаментальности натюрморта в нескольких графических вариантах. Подача графическая. Задания выполняются на белом или тонированном листе формата А5. Используются разные графические материалы. 3.3 Тема: Графический декоративный натюрморт «Народы мира». Выполнение поисковых эскизов на заданную тему (самостоятельная работа). Выбор оптимальной композиции, выгодного ракурса. Стилизация натюрморта. Определить единый декоративный и пластический ход в изображении всех предметов. Отталкиваться от природной формы предметов. Выполнение тематического натюрморта в графике. Ограничение в цвете (один, два, три цвета). Материалы: белый или тонированный лист формата А3, фломастеры. Подача графическая. Самостоятельная работа: Выполнение творческого задания на выявление характера предмета. За основу берется один предмет по выбору учащегося (кувшин, стол, стул, ваза, часы, подушка и т.д.). Данному предмету предаются особые характеристики: добрый – злой, городской – деревенский, мягкий – твердый, веселый – грустный и т.д. Подача графическая, формат А4. Шесть вариантов изображения предмета. Раздел 4. Декоративный натюрморт 4.1. Тема: Контраст форм по величине, размеру (высокие- низкие, широкие узкие), конфигурации (прямоугольные - круглые). Понятие контраст. Контрастные отношения. Выполнить эскизы в черно-белом варианте, используя контраст формы, размера. Самостоятельная работа: рекомендованы выполнения эскизов. 4.2. Тема: Оверлеппинг. Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Варианты оверлеппинга. Выполнить эскизы на контрастные отношения между пятном и линией. Самостоятельная работа: выполнение эскизов по теме. 4.3. Тема: Декоративный натюрморт. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация. Выполнить композиционные поиски декоративного натюрморта. Самостоятельная работа: рекомендованы выполнение эскизов, композиционные поиски. Учебно-тематический план восьмого года обучения (8-й класс) № Наименование Вид Общий объем времени в часах раздела, темы учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка I полугодие 1.1 1.2 Раздел 1. Шрифт как изобразительная система Каллиграфия. Виды урок шрифта. Буква, слово. урок 3 2 1 6 4 2 урок 6 4 2 урок 3 2 1 урок 15 10 5 урок 3 2 1 3.2 Шрифтовая композиция. Раздел 2. Экслибрис. Книжный знак История возникновения экслибриса. Разработка собственного экслибриса. Раздел 3. Фирменный стиль. Принципы создания фирменного стиля. Знак урок 3 2 1 3.3 Логотип. урок 9 6 3 48 32 16 51 34 17 51 34 17 1.3 2.1 2.2 3.1 II полугодие 4.1 Раздел 4. Итоговая работа. Выполнение итоговой работы. Раздел 1. Шрифт как изобразительная система 1.1. Тема: Каллиграфия. Виды шрифта. Краткая история шрифта. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Виды шрифтов: антиква, рубленные, брусковые, чертежные и др. Исторические и национальные особенности. Шрифт и оптические иллюзии. Выполнить несколько вариантов шрифтов. Правила построения шрифта. Требования предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию. Выполнить композиционные поиски шрифтовых композиций Самостоятельная работа: рекомендован сбор информации по теме, композиционные поиски. 1.2. Тема: Буква, слово. Эстетические и функциональные функции. Выполнить зарисовки букв и слов со смысловым значением. Самостоятельная работа: зарисовки букв. 1.3. Тема: Шрифтовая композиция. Основные принципы шрифтовой композиции. Основные приемы и способы в создании целостной шрифтовой композиции. Закон ограничения в материале, деталях, цвете, форме. Выполнить композиционные поиски шрифтовой композиции. Самостоятельная работа: рекомендованы композиционные поиски. Раздел. 2. Экслибрис. Книжный знак. 2.1. Тема: История возникновения экслибриса. Историческая справка. Гербовые, вензелевые, сюжетные экслибрисы. Изображения пейзажей, архитектурных мотивов, эмблем. Изучение работ мастеров книжной графики. Самостоятельная работа: рекомендован сбор информации по теме. 2.2. Разработка собственного экслибриса. Выполнить несколько вариантов экслибриса. Самостоятельная работа: рекомендованы эскизы. Раздел 3. Фирменный стиль. 3.1. Принципы создания фирменного стиля. Дать определение. Понятие дизайн. Возникновение и формирование. Актуальность проблемы. Особенности разработки фирменного стиля. Самостоятельная работа: рекомендован сбор информации по теме. 3.2. Знак. Условный элемент фирменного стиля. Разработать фирменный знак. Самостоятельная работа: рекомендованы эскизы. 3.3. Логотип. Оригинальное графическое начертание имени бренда в виде стилизованных букв. Центральный элемент фирменного стиля. Разработать логотип. Самостоятельная работа: рекомендованы эскизы. Раздел 4. Итоговая работа. 4.1. Выполнение итоговой работы. Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и Закрепление понятий применение декоративной и композиции, умению работа с реализовывать основных свои правил подготовительным замыслы. и законов материалом. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Декоративная композиция. Вариант 2. Графическая композиция. Вариант 3. Объемная композиция. Самостоятельная работа: рекомендованы композиционные поиски, эскизные варианты. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения Результатом освоения программы «Композиция прикладная» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; - знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов; - знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; - умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах; - умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу; - умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; - навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы. V. Формы и методы контроля, система оценок Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 8-м, 10-м, 12-м, 14-м,16-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. Критерии оценок. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает деятельности и объективную самооценку учащихся. стимул к творческой 5 (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. 4 (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. 3 (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. По окончании обучения по данной программе учащиеся должны: - знать виды декоративно-прикладного искусства; - уметь стилизовать природные формы; - работать с различными материалами и в разных техниках; - уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи; - различать и узнавать виды художественных промыслов; - уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера; - овладеть техническими навыками выполнения различных росписей; - приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов; - уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративноприкладного искусства; - уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства; - уметь применять полученные знания на практике. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. VIII. Список литературы и средств обучения Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993 Бесчастнов Н.П. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975 Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, 2008 Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТПресс Книга, 2009 Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Вохринцева С. В. Хохломская роспись № 2 Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2008 Вохринцева С. В. Урало-сибирская роспись. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2005 Вохринцева С. В. Дымковская игрушка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2005 Вохринцева С. В. Городецкая роспись. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2005 Вохринцева С. В. Гжель. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2005 Вохринцева С. В. Хохломская роспись.. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Россиночка. Страна фантазий. Е., 2005 Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., МозаикаСинтез, 2003 Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007 Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007 Дорожин Ю.Г. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2005 Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 1999 Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2012 Дорожин Ю.Г. Узоры северной Двины. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007 Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994 Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010 Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. - М.: Белый город, 2010 Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988 Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007 Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010 Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009 Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010 Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 Теличко А. А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008 Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984 Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003 Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998 Художественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985 Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. "Филимоновская игрушка" Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. Демонстрационные: изделия декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи