ГИТАРА

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
(ГИТАРА)
Срок освоения программы – 4 года

Полярные Зори
2024

Разработчик:
­ Реунов А.В., зав. секцией преподавателей по классу народных и духовых
инструментов МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори»;
­ Торопов В.Ю., преподаватель по классу народных инструментов МБУ ДО «ДШИ
г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория;

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка

I.
­
­
­
­
­
­
­
­
­
II.

III.
IV.

V.
VI.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Структура программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Содержание учебного предмета
­ Учебно-тематический план
­ Годовые требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля, система оценок
­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание
­ Критерии оценки
Методическое обеспечение учебного процесса
Список учебной и методической литературы
­ Список рекомендуемой учебной литературы
­ Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
(гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том
числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в
дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты,
являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, –
электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.
Учитывая, что многие дети занимаются музыкой в плане общего
музыкального развития, учебная программа составлена с таким расчетом , чтобы
предоставить возможность детям с самыми разными способностями проявить себя и
приобщиться к музыкальной культуре.
Программа составлена на основе нескольких программ по специальности
гитара рекомендованных для детских музыкальных школ.
Отличие программы от типовых программ:
- в данной программе углубляется педагогическая направленность музыкального
образования, построенного на применении личностно-ориентированного,
развивающего обучения и воспитания;
- формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (гитара)»
рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы с 10 до
12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства
(гитара)» с 1 по 4 класс – 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной
форме, продолжительность занятий 40 минут. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать
художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический
слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое

музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на
первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции
всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара
как
аккомпанирующий
инструмент
пользуется
большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются
мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить
большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и
современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической
музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы
итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения
образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Инструментальное
музицирование» (гитара) со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных
занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид
учебной Затраты учебного времени
Всего
нагрузки
Годы обучения
1-й год
2-год
3-год
4 год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
16
18
16
18
16
18
16
18
136
недель
Аудиторные
32
36
32
36
32
36
32
36
272
занятия
Самостоятельная
32
36
32
36
32
36
32
36
272
работа
Максимальная
64
72
64
72
64
72
64
72
544
учебная нагрузка

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
(гитара)» со сроком обучения 4 года составляет 544 часа. Из них: 272 часа –
аудиторные занятия, 272 часа – самостоятельная работа.
5

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений
и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
­
ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
­
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
­
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
­
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
­
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
­
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного
общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
­
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
­
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм
музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

­
­






­
­
­
­
­

Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Постановка исполнительского аппарата.
Освоение приемов тирандо и апояндо.
Одноголосные народные песни и простые пьесы
песенного и танцевального характера.
Освоение основных видов арпеджио на открытых
струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am,
Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения
современных композиторов.

Кол-во
часов
16

6

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий
Исполнение двойных нот и аккордов правой
рукой. Подготовка к игре в ансамбле на
простейшем музыкальном материале
(фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и
этюды. Произведения на фольклорной основе и

Кол-во
часов
20

произведения современных композиторов.
4 четверть

Развитие начальных навыков смены позиций.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения
современных композиторов.

16

Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми
струнами. Восходящее и нисходящее легато.
Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом
барре. Произведения современных композиторов
и обработки народных песен.
Развитие техники барре. Упражнения и этюды.
Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок
русских народных песен. Бардовская песня.

Кол-во
часов
16

16

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми
струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на
различные виды техники).
Произведения зарубежных композиторов. Игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом.
Музыка из кинофильмов, произведения
старинных и современных композиторов. Подбор
на слух произведений, различных по жанрам и
стилям. Владение навыками аккомпанемента.

Кол-во
часов
20

16

Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Две двухоктавные типовые гаммы по
аппликатуре А.Сеговии. Включение в план
произведений с элементами полифонии.
Произведения классической и народной музыки,
эстрадные и бардовские песни.
Совершенствование техники в различных видах
арпеджио и гамм. Концертные этюды.

Кол-во
часов

16

16

Закрепление навыков игры в высоких позициях.
Подбор аккомпанемента к песням и романсам.
Игра в ансамбле.
II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

Включение в репертуар несложных
произведений
крупной формы и полифонии. Изучение
различных по стилям и жанрам произведений.
Подготовка итоговой программы.
Совершенствование техники аккордовой игры,
барре, вибрации и легато. Произведения
зарубежной и русской классики. Итоговая
аттестация.

20

16

Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Работа над исполнительским аппаратом.
Работа над специальными упражнениями на
развитие и укрепление исполнительского
аппарата.
Дальнейшая работа над организацией игрового
аппарата. Оптимальный вариант посадки и
постановки. Развитие самоконтроля посадки и
постановки. Работа над качеством звука.
Ногтевой способ звукоизвлечения.
Усложнение аппликатурных формул.
Варианты
аппликатуры (поиск оптимального варианта
аппликатуры).
Совершенствование техники в различных
видах
арпеджио и гамм. Концертные этюды.
Ознакомление учащегося с техникой (приёмом)
barre. Ознакомление учащегося с техникой
исполнения искусственных (октавных)
флажолетов. Игра в ансамбле.
Чтение с листа лёгких музыкальных
произведений

Кол-во
часов
16

16

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов
Развитие музыкально-творческих способностей
20
Изучение произведений с более сложной
фактурой и ритмом. Работа над
художественным
образом в произведении. Изучение
произведений
гомофонно-гармонического склада.
Усложнение фактуры. Освоение полифонии.
Развитие навыков по воспитанию слухового
контроля.

4 четверть

Гамма в диапазоне 2-3 октавы в аппликатуре А.
Сеговия. Гамма двойными нотами в изучаемой
тональности. Тоническое трезвучие изучаемой
тональности в гармоническом виде с
обращениями. Тональности: e-moll, F-dur, dmoll.
Работа над упражнениями, укрепляющими и
развивающими игровой аппарат учащегося
Произведения зарубежной и русской классики.
Итоговая аттестация - экзамен

16

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Требования второго и третьего обучения имеют несколько вариантов
примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням
сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом
индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования
дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного
мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых
движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй
позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года
педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений:
народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с
педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать
нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного
стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
Для учащихся конечный результат - это публичное выступление, которое
стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его
привлекательность, помогает ощутить общественную значимость своего труда
и увидеть его результат. Исполнение на сцене музыкальных произведений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов «В музыку с радостью», «Первые шаги», «Вверх по лесенке», «От
классики до джаза», по итогам выступлений выставляются оценки.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Упражнение на первой и второй струнах.
2. Упражнение на трех струнах.
3. Упражнение на шестой струне.
4. Упражнение на пятой и шестой струнах.
5. Упражнение на басах.
6. И. Рехин. Упражнение "Морские волны".
7. Упражнение "Маленький кораблик".
8. Упражнение на прием арпеджио.
9. Этюд на прием арпеджио.
10. Х. Сагрерас. Этюд.
11. Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на
гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия
и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am,
Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»,
И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт
«Индейцы»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Тучка»
2 вариант
В.Козлов. Полька «Топ-топ»

Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
3 вариант
М.Каркасси
Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина
В.Борисевич Постановочный этюд №1
4 вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
5 вариант
М. Каркасси Андантино
А.Мори «Пьеса для
мальчика» Л.Иванова
«Тараканище»
6 вариант
М. Джулиани Аллегро
Д. Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков. «Частушка»
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания,
умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й
позиции без применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E,
Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие
исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены
позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента:
орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка,
исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах
(проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра
в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В

репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских
народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15
различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
Для учащихся конечный результат - это публичное выступление, которое
стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его
привлекательность, помогает ощутить общественную значимость своего труда
и увидеть его результат. Исполнение на сцене музыкальных произведений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов «В музыку с радостью», «Первые шаги», «Вверх по лесенке», «От
классики до джаза», по итогам выступлений выставляются оценки.
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7 A F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7 -E D-AE7-A
Рекомендуемые
Am -Dm-E7–Am Dm-Am-E7-Am
простые последовательности в миноре
Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm Am-Em-H7 Em Gm-Dm-A7 -Dm Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития
пальцев правой руки» Е.Шилина;
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл.
Журнал «Гитарист» 1994 г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах
«Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
2 вариант
Ю.Литовко «Маленький
гитарист» М. Каркасси Рондо

«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3 вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли Рондо
4 вариант
В. Ерзунов Этюд
№2 Н.Паганини
Ариетта
Ф.де
Милано Канцона
5 вариант
Г.Перселл
Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского
6 вариант А.ИвановКрамской Прелюдия
В.Борисевич «Рождество»
Ц.Кюи «Весеннее утро»
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом барре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их
применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том
числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование
слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре.
Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в
репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15
различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в
смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой,
балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
Для учащихся конечный результат - это публичное выступление, которое
стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его
привлекательность, помогает ощутить общественную значимость своего труда
и увидеть его результат. Исполнение на сцене музыкальных произведений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов «В музыку с радостью», «Первые шаги», «Вверх по лесенке», «От
классики до джаза», по итогам выступлений выставляются оценки.
Первый уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-AmDm-E, Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,
отклонения с использованием
доминантсептаккордов: C-A7-Dm-G7-C, Am-A7Dm-E7-Am, C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7Am,
двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.
Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»; А.Виницкий
«Лирическая мелодия»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Рамирес «Странники»
М.Каркасси Прелюд
В.Бортянков «У причала»
2 вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
3 вариант

Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
4 вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
5 вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
6 вариант
В.А.Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности,
например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7 -Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина,
Э.Пухоля,
а также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета,
Ф.Молино,
М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах
«Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила»,
обр.Л.Ивановой Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из
земляники» Н.Кост Баркарола
3 вариант
Н.Ган «Медленный вальс»

Аргентинская нар. мелодия, обр.
М.Л.Анидо Н.Кост «Меланхолия»
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
5 вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
6 вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр.
В.Козлова И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
Четвертый год обучения.
В течение учебного года следует проработать с учеником 13-18 различных
музыкальных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2
произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные
мелодические гаммы. Учащимся предлагается включать в план не менее 2-х
полифонических пьес, 1-2 произведений крупной формы, 3-4 этюда на
различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными
аппликатурными формулами правой руки.
Подготовка выпускной программы. Аттестация проводится в конце
второго полугодия: на экзамене исполняются 2 произведения.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Х.Сагрерас. Школа. Ч. 1, 5676.
Э.Пухоль. Школа. Ч. II, № 61-82.
Ф.Сор. Соч. 60, № 7-11; соч. 35, № 4; соч. 31, № 2-4.
Л.Соколова. «Учусь играть на гитаре».
Избранные этюды (по выбору), Ч. II, № 7, 18-30.

Л.Иванова. 25 этюдов. № 8-20.
М.Каркасси. Соч. 60, № 1.
Л.Брауэр. № 1-5.
Ф.Карулли. 24 прелюдии. Соч. 114, № 5-7.
Пьесы
Ф.Сор. Шесть дивертисментов для гитары. Соч. 8, № 2, 5, 6: (Вальс соль мажор, Марш до-мажор, Вальс до-мажор), Соч. 2, № 2, 4 (Вальс соль-мажор,
Менуэт до-мажор). 24 маленькие пьесы для гитары. Соч. 44, № 4-7 (Allegretto
moderato до-мажор, Moderato соль-мажор, Andante, Allegro соль- мажор), №
8,11 (Allegretto соль-мажор, Andante ми-минор). Шесть вальсов для гитары, соч.
51, № 2 (Вальс до - мажор); Шесть вальсов для гитары, соч. 57, №1 (Вальс мимажор).
М.Джулиани. Соч. 14, № 4, 5 (Рондо ля-мажор, Рондо ре-мажор); Соч. 51, № 2,
Grazioso до-мажор; Соч. 30, № 1, (Andantino до-мажор), соч. 30, № 2-3 (Grazioso
до-мажор, Allegretto до-мажор); соч. 51, № 3, 4 (Agitato ля-минор, Maestoso
соль-мажор); Вариации на тему старинной австрийской песни.
М.Каркасси. Школа. Ч. III. Соч. 59, № 3, 9, 10, 13, 15-30 (Andante до-мажор,
Вальс фа-мажор, Allegretto соль-мажор, Вальс фа-мажор, Каприччио ре-минор,
Марш ре-мажор, Andante ми-минор, Allegrettj ми-мажор, Andante ля-минор,
Рондо ля-мажор, Сицилиана ля-минор, Moderato до-мажор, Галоп ля-мажор,
Andantino ля-мажор, Вальс ля-минор, Марш соль-мажор, Larghetto ре-мажор,
Allegretto Rondo ля-мажор, Пьеса ре-мажор).
Ф.Карулли. Школа. Ч.1: Andante Grazioso ре-мажор, Moderato ля-мажор,
Allegretto Ballet ми- мажор, Poco allegretto фа-мажор,Andante фа-мажор,
Allegretto ре-минор; соч. 333, № 10, 11, 15, 17 (Andante Grazioso соль-мажор,
Larghetto ми-минор, Скерцо до-мажор, Poco allegretto ре-мажор); соч. 121, № 1,
4-7, 12, 15, 19 (Вальс до-мажор, Sauteuse ля мажор, Andantino grazioso ремажор, Сицилиана ля-минор, Andante ля-мажор); соч. 124, № 20 Менуэт ремажор; соч 211, № 10, 11, 13 (Poco allegretto ля-мажор, Andante Grazioso фамажор, Andante mosso ля-минор); Соч. 241, № 3, 4 (Allegretto grazioso сольмажор, Полонез соль-мажор).
Ф.Таррега. Прелюдии (по выбору).
Примерные программы для экзамена
1.Джулиани М. Сонатина до мажор, ор. 71. № 1, I ч.
Сор Ф. Этюд си минор, ор. 35, N° 22.
2.Бах И. С. Бурре ми минор, BWV 996
Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60.
№ 15.
3.Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор
Иванов-Крамской А. Вальс.

4.Таррега Ф. «Аделита» (мазурка).
Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков.
5.де Визе Р. Пассакалья
Джулиани М. Этюд ми минор, ор. 100, № 13.
6. Каркасси М. Андантино ля
мажор. «Разжигаю я костер»,
обр. С. Орехова
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю
и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный
урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях
культурно - просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз
в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по
ансамблю, аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена.
Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие
в ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу,
следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно;
отличное знание текста, владение необходимыми
техническими приемами, штрихами; хорошее
звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого
произведения; использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих
создавать художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических
недочетов,
небольшое несоответствие темпа, недостаточно
убедительное донесение образа исполняемого
произведения

3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного текста,
технические ошибки, характер произведения не
выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
2
(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую посещаемость занятий и слабую
самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения
на данном этапе обучения.

2
0

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства (гитара)» позволяет обучающемуся:
- перейти на следующий этап обучения по дополнительной
общеразвивающей
программе
в
области
музыкального
искусства
«Музыкальное исполнительство» (гитара),
- обучение по предпрофессиональной программе «Народные
инструменты»,
- продолжить самостоятельные занятия,
- приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому
музицированию;
- музицировать для себя и друзей,
- участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и
индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны
сопровождаться внеклассной работой
- посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о
выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от
педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом
инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими
сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о
лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся
точное представление о назна-чении частей инструмента, раскрыть его
звуковые и технические возможности.
Посадка Посадка играющего на музыкальном инструменте является
организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом
зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с
инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого
жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту.
Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой
острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и
ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка
касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос
исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной

вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части
головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки
Постановка правой руки — один из важнейших компонентов
формирования
качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.
Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью
расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от
плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса
гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни
локтевым сгибом.
Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а
держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и
достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом
случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится
чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже.
Пальцы располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение
Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по
себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения
рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование
основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.
Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует
предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для
этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну,
своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо
прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до
автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от
пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне
одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами,
и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну
вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние
фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного
упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении
передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.
Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой.
После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего
звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к
струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.
В настоящее время профессиональная игра на гитаре может
осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала

должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие
и хрупкие, то можно применять
безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе
извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик
пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна
касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке
схода.
Приемы звукоизвлечения
Существует
два основных приема звукоизвлечения: тирандо и
апояндо.
Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку
траектория движения кончика пальца при этом такова, что после
звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.
Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после
звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны.
Такой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный,
колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы
работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном
выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки
Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI
позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто
со гнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть
представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке
грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу
прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены
влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать
оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических
особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо.
На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере
приближения к первой струне — увеличивается.
С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может
меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор
наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.
При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец
касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается
более выпуклым,
а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть
втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к
верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а
пальцы круче сгибаются.

Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938,
1983, 1985
2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999,
2002
4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М.,
Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев,
2003
Нотная литература
1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост.
В.Максименко.- М., 1989
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. М.- Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста
№3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной
гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред.
А.Гитмана. - М., 1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост.
А.Гитман. - М., 1998
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А.
Гитман. - М., 2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост.
А.Иванов-Крамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост.
П.Вещицкий. - М., 1967

11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы,
упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. М., 2005
12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ:
Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М.,
1999, 2004
13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост.
Е.Ларичев. - М., 1983
15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детско й
музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».