Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС» ПРОГРАММА по учебному предмету «Специальность (скрипка)» г. Полярные Зори 2024 год Разработчик: Е.С. Федина, преподаватель по классу скрипки МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Рецензент: М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предмета «Специальность (скрипка)» разработана на основе базовой типовой программы Министерства культуры РФ «Специальный класс скрипки» (1989) и общеразвивающей общеобразовательной программы "Музыкальное исполнительство. Струнные инструменты. Скрипка" (2012). Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую музыкальную школу в 1 класс ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Программа по предмету «Специальность (скрипка)» направлена на пополнение и формирование класса скрипки, также он является испытательным сроком для поступающих, даёт представление о музыкальных способностях и физических возможностях учащегося и выявляет перспективы и целесообразность дальнейшего обучения. Цель программы: подготовить детей к дальнейшему обучению в ДШИ. Задачи учебного предмета - развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память); - формирование первоначальных навыков владения инструментом (постановка корпуса, постановка рук, изучение названий струн, способы звукоизвлечения щипком (pizz.) и смычком). - освоение первоначальных теоретических знаний (нотный стан, скрипичный ключ, ноты, длительности нот, сильная и слабая доля, такты, размер, счет, паузы, динамика и т.д.) - приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.) - воспитание любви к музыке и формирование интереса к музыкальным занятиям - приобщение к коллективному музицированию. Срок освоения программы - 1 год. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программыот , 5 до 7 лет. Ожидаемые результаты Результатом освоения программы предмета «Специальность (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний и умений: Ученик будет знать части скрипки и смычка; способы ухода за скрипкой; элементарную нотную грамоту; Ученик будет уметь: читать и понимать простой нотный текст; демонстрировать некоторые приемы звукоизвлечения на скрипке (смычком, пицциккато); исполнять простые пьесы на скрипке; концентрировать внимание; запоминать нотный текст наизусть; публично выступать; владеть элементарными навыками звукоизвлечения на скрипке; владеть элементарными навыками распределения смычка. Срок реализации учебного предмета При реализации программы предмета «Специальность (скрипка)» со сроком обучения 1 года, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год. Урок проводится индивидуально 2 раз в неделю по 40 минут в оборудованных классах для индивидуальных занятий и является основной формой учебной работы. Общий объём курса составляет 68 часов. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: 1. словесный (объяснение, беседа, рассказ); 2. наглядный (показ преподавателем, наблюдение, демонстрация приемов работы); 3. практический (освоение учеником приемов игры на инструменте); 4. эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Реализация программы предмета «Специальность (скрипка)» должна проводиться по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства. Содержание программы предмета «Специальность (скрипка)» соответствует направленности на поступление учащихся в ДШИ. Содержание программы Знакомство с историей скрипки. Знакомство со строем скрипки и названиями струн. Уход за инструментом. Знакомство с названиями частей скрипки. Знакомство со смычком, его строением. Общая постановка (без инструмента). Знакомство с названиями частей правой руки. Упражнения для правой руки. Знакомство с общими игровыми движениями (без смычка). Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (без инструмента). Упражнения для развития двигательной активности пальцев левой руки (без инструмента). Упражнения для выработки игровых движений правой руки (со смычком). Общая постановка (с инструментом). Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (с инструментом). Знакомство с приемом игры «пиццикато» (пустые струны). Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ре». Их звучание, исполнение и запись. Исполнение знакомых пьес на пустой струне (со смычком). Простое распределение смычка. Изучение нот в первой позиции на струне «ля». Их звучание, исполнение и запись. Исполнение пьес с пальцами левой руки при помощи «пицциккато». Знакомство со знаками альтерации. (диез, бекар, бемоль). Знакомство с понятиями «тон» и «полутон». Способы исполнения. Смена струн. Исполнение пьес на соединение струн (пустые струны). Длительности звуков (целая, половинка, четверть, восьмая). Изучение нот в 1-ой позиции на струне «соль». Их звучание, исполнение и запись. Паузы. Их запись и длительность (целая, половинка, четверть, восьмая). Знакомство с динамическими оттенками «форте», «крещендо» и «диминуэндо» на примере знакомых пьес. «пиано», Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ми». Знакомство со штрихами «легато» и «мартле» на примере пьес. Примерный репертуар для изучения Магиденко М. «Петушок» РНП «На зеленом лугу» Потоловский Н. «Охотник» Лысенко «Лисичка» РНП «Андрей - воробей» Якубовская В. «Козочка» Сигал Л. «Песенка моя» Якубовская В. «Пастушок» Якубовская В. «Четыре струны» Кепетис Я. «Вальс куклы» Якубовская В. «Зарядка» Якубовская В. «Колыбельная» Якубовская В. «Сорока» Тиличеева В. «Часы» РНП «Две тетери» Тиличеева Е. «Цирковые собачки» Красев М. «Топ-топ» Филиппенко А. «Цыплятки» Бел.нар.песня «Перепелочка» (обр. С. Потоловского) «Как пошли наши подружки» (обр. М. Гарлицкого) Комаровский А. «Песенка» Моцарт В. «Аллегретто» Примерные программы итогового зачёта Годовые требования исполнительских программ, содержат несколько разработанных с вариантов учетом примерных индивидуальных, возрастных возможностей и интересов учащихся. 1 Вариант. РНП «Как у нашего кота» (обр. В.Якубовской) Тиличеева В. «Часы» 2 вариант Якубовская В. «Пастушок» РНП «Ходит зайка по саду» 3 вариант Якубовская В. «Четыре струны» «Перепелочка» (обр. С. Потоловского) ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Основными видами контроля успеваемости по программе предмета «Специальность (скрипка)» являются промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация – академический концерт. Итоговая аттестация – академический концерт Критерии оценки Оценка выступления – словесная характеристика. Нормой освоения программы является рекомендация преподавателя и членов комиссии для поступления в первый класс. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические материалы программы для обучения игре на скрипке в основном представляют собой общие сведения о подготовительной группе на музыкальном отделении ДМШ («Специальный класс скрипки. Программы для ДМШ»), или сборники пьес с методическими указаниями, рассчитанные на несколько лет обучения («Я буду скрипачом.33 беседы» С.Шальман, «Вверх по ступенькам» В. Якубовская, «Скрипичная азбука» Л.Гуревич Н.Зимина. В настоящей программе собранный материал рассчитан на работу с детьми, которые знакомятся с музыкальным инструментом в рамках формирования начальных представлений об инструментальном искусстве как части всеобщей музыкальной культуры. Раннее вовлечение детей в продуктивную музыкальную деятельность позволяет создать благоприятные условия для раскрытия их творческого потенциала и формирования гармоничной и целостной личности ребенка. Программа помогает точнее выявить склонности самого ребёнка к инструменту, к выбору будущей специальности. Помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка, глубже оценить его музыкальные и физические данные. Формирование музыкально-художественных представлений происходит в течение всего срока обучения. Перед началом учебного процесса следует ввести ребёнка в мир музыки, приобщить его к работе в классе прослушивания произведений в исполнении других учеников или преподавателя, посещения различных концертов. Эффективным методом работы является беседа о прослушанном произведении или разучиваемой пьесе, а также выявление характера произведения и подбор к нему стишка или рисунка. В процессе работы над развитием музыкальных данных важно выявить потенциальные способности ученика и уровень его развития на данный момент. Исходя из этого надо вести целенаправленную работу по развитию слуха, ритма и музыкальной памяти. Список учебной и методической литературы 1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - М.: Музыка, 1965; Классика-ХХI, 2004 (раздел «Моя школа игры на скрипке»). 2. Баринская А. Освоение начальных навыков владения штрихами в скрипичном классе ДМШ. - М., 1997. 3. Беленький Б. Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина.- М.: Музыка, 1990. 4. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. - СПб., 2000. 5. Программа для подготовительного отделения. Музыкальный инструмент. Скрипка. / сост. Коваленко И.П./- 2011. Нотная литература 1. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. - М., 1986. 2. Гуревич Л. Зимина Н. «Скрипичная азбука. 1 тетрадь»: М., 2002. 3. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. - М., 1987. 4. Сборник избранных этюдов. 1-3 классы ДМШ. - Вып. I. - М., 1988. 5. Хрестоматия 1-2 классы. Пьесы и произведения крупной формы./сост.М., 1982. 6. Шальман С. Я буду скрипачом. Ч. 1. - Л., 1987. 7. Шрадик Г. Упражнения. М., 1969. 8. Юный скрипач. - Вып. 1. - М., 1988. 9. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. - Л., 1986. 10. Захарьина Т. Скрипичный букварь. - М., 1962. 11. Пьесы советских композиторов. Младшие классы. - М., 1972. 12. Шальман С. Я буду скрипачом. - Л., 1987. 13. Юный скрипач. - Вып. I. - М., 1982.