Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Рабочая программа по учебному предмету «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (БАЯН, АККОРДЕОН) СРОК ОБУЧЕНИЯ – 4 ГОДА Полярные Зори 2024 Разработчик: Торопов В.Ю., преподаватель по классу народных инструментов МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория; Рецензенты: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»; - Реунов А.В., зав. секцией преподавателей по классу народных и духовых инструментов МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Общие требования к уровню подготовки на различных этапах обучения и практические навыки - Годовые требования III. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; -Зачётные требования по классам; - Критерии оценки IV. Методические рекомендации преподавателям V. Список литературы - Методическая литература - Учебная литература 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка - величайшее достижение человечества. Специфика музыкального искусства заключается в том, что важнейшую роль в нем играют чувства, эмоциональная сфера. Музыка пробуждает в людях высокие чувства и мысли. Приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре было и будет одной из важнейших задач деятельности музыкальных объединений в системе дополнительного образования детей. В МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори» каждому ребенку предоставлена возможность расширить свои знания в области музыкальной культуры, научиться играть на различных инструментах. Программа по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства» (баян, аккордеон) разработана на основе традиционной методики обучения игре на баяне и аккордеоне в соответствии с учебными планами. Актуальность программы в том, что она создает условия необходимые для пересмотра подходов к процессу обучения. Создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческого потенциала детей с различными способностями на всех этапах обучения. Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6,5 – 12 лет. Цель направления: Воспитать гармонически развитую личность, подготовленного слушателя, активного потребителя культурного наследия, способного обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования. Задачи: привитие интереса и любви к музыкальному искусству; развитие художественного вкуса, умение чувствовать и передавать прекрасное; развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков; исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров и стилей; воспитание навыков домашнего музицирования; накопление музыкальных впечатлений. Содержание программы: Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося: - освоение посильного материала в лёгкой обработке или в виде облегчённого переложения произведения; - развитие слуха, ритма, памяти; - изучение гамм; - игра в ансамбле; - чтение нот с листа; - подбор по слуху; - целенаправленное слушание музыки (концерты, записи) с последующим обсуждением; - организация тематических вечеров (беседы о музыкантах, знакомство с творчеством композиторов различных эпох, знакомство с другими видами искусства). Форма урока: индивидуальный. Реализация программы опирается на следующие принципы: - целостность процесса психологического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - систематичность и регулярность занятий; - индивидуальный подход к ребенку; - последовательность в овладении знаний, умений, навыков; - достижение качественных результатов обучения; - постепенное усложнение учебного материала с учетом возможностей ребенка. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общие требования начального периода обучения в классе баяна, аккордеона. 1. Знакомство с инструментом (составные части), способы извлечения звука, показ художественных возможностей инструмента. 2. Посадка учащегося, постановка инструмента. 3. Приобретение навыков звукоизвлечения, плавного ведения меха. 4. Выработка первичных навыков ориентации на клавиатуре инструмента. 5. Приобретение навыка считать (вслух). 6. Освоение основных штрихов легато, стаккато. 7. Ознакомление с основными аппликатурными закономерностями. Воспитание аппликатурной дисциплины. 5 8. Начальное освоение левой клавиатуры. Овладение основными приёмами аккомпанемента (бас, аккорд). 9. Овладение основными динамическими оттенками . 10. Исполнение лёгких пьес двумя руками. 11. Выработка ощущения метроритмической пульсации (сильные, слабые доли). 12. Овладение элементарными теоретическими знаниями. Годовые требования В течение учебного года учащемуся предлагается ознакомиться с гаммами до, соль, мажор и ля минор правой рукой. Пройти 12-14 различных по форме музыкальных произведений, подготовить к сдаче во втором полугодии 2 разнохарактерные пьесы. Примерный репертуарный список Народные песни и танцы 1. Р.х.п. «Да во городе» 2. Р.н.п. «Сад» 3. Молдавская народная мелодия 4. Ч.н.п. «Кот и жучка» 5. Английская народная песенка 6. Р.н.п. «У кота» 7. Р.н.п. «Василек» 8. Р.н.п. «Белочка» 9. Р.н.п. «Картошка» 10. Р.н.п. «Там за речкой» 11. Р.н.п. «Ах, во саду, саду» 12. Р.н.п. «Как у наших у ворот» 13. Р.н.п. «На зеленом лугу» 14. Народная прибаутка 15. Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» 16. «Русская плясовая» Детские песни, песни советских композиторов. 1. 2. 3. 4. А.Филиппенко «Праздничная» М.Красев «Санки» М.Красев «Зайка» А.Филиппенко «Подарок маме» 6 5. Н. Метлов «Паук и муха» 6. А.Филлипенко «Цыплята» 7. Д.п. «Василек» 8. Д.п. «Петушок» 9. Н. Дремлюга «Настала зима» 10.В. Витлин « Песня» 11.А. Тихончук «Полька» 12.Д. Кабалевский «Маленькая полька» Произведения русских композиторов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. В.Калинников «Журавель» В.Калинников «Тень-тень» В.Ребиков «Птичка» А.Гурилев «Песенка» М.Глинка «Хор крестьянок» из оперы Иван Сусанин Д.Шостокович «Марш» А. Гедике «Пьеса на трех нотах» Произведения зарубежных композиторов. 1.Ф. Кулау «Тема из вариаций» 2. Л.Бетховен « Немецкий танец» 3. Ф.Шуберт «Экосез» 4. Ж. Люми «Гавот» 5. В.Моцарт «Песенка» 6. Д.Файзи «Скакалка» 7. А.Гедике «Зайнька» 8. Д.Тюрк «Лиха беда начало» 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общие требования и практические навыки. Опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год обучения, учащемуся необходимо: - знать основные средства музыкальной выразительности (динамику, штрихи, ведение меха); - изучение более сложного ритмического рисунка шестнадцатых; - умение свободно разбираться в нотной записи, развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста; - исполнение простейших аккордов. 7 Годовые требования В течение учебного года учащемуся необходимо освоить 12-14 произведений, подготовить к сдаче в первом и во втором полугодии 2 разнохарактерные пьесы. К техническому зачету: гаммы: ре мажор, ми минор (натуральный, мелодический вид), этюд. Примерный репертуарный список Этюды. 1. А.Талакин Этюд до мажор 2. Г.Беренс Шведский танец (этюд) ля минор 3. Н.Корецкий Этюд до мажор 4. Г. Вольфарт Этюд ля минор 5. Л.Шитте Этюд соль мажор 6.Л.Шитте Этюд до мажор 7. А.Онегин Этюд фа мажор 8. К.Черни Этюд до мажор 9. В.Иванов Этюд до мажор 10. А.Гедике Этюд соль мажор Русские народные песни и танцы, их обработки. 1. Р.н.п. «Я на горку шла» 2. Б.н.п. «Перепелочка» 3. Р.н.п. «Как на тоненький ледок» 4. У.н.п. «Лисичка» 5. П.н.п. «Веселый сапожник» 6. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку» 7. У.н.п. « Галя по садочку ходила» 8. Р.н.п. «Степь да степь кругом» 9. Б.н.п. «Перепелочка» 10. Р.н.п. «На горе калина» 11. Р.н.п. «Посею лебеду на берегу» 12. Р.н.т. «Полянка» 13. Б.н.т. «Янка» 14.У.н.п. «Женьчичок-бреньчичок» 15. У.н.п. «Ой лопнув обруч». Произведения русских композиторов. 1. А.Гурилев «Песенка» 2. А.Гедике «Плясовая» 3. А.Аренский «Журавель» 4. Р. Бажилин «Мячик», 5. Б.Барток «Пьеса» 6. А.Гурилев «Песенка» 8 7. Р. Бажилин «Деревенские гулянья» 8. Р. Бажилин «Солнышко» 9. Р. Бажилин «Калинка» Произведения советских композиторов 1. Д.Савельев «Настоящий друг». 2. Д.Самойлов «Вальс». 3. А. Филиппенко «Снежинки» 4. А.Филиппенко «Песенка про лягушку и комара». 5. А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». 6. Л.Книппер «Почему медведь зимой не спит», «Полюшко – поле». 7. А.Зацепин «Остров невезения». 8. В.Шаинский «Голубой вагон» 9. Л.Бирнов «Плясовая» 10. А.Спадавеккиа «Добрый жук» Произведения зарубежных композиторов 1. Л.Бетховен «Танец». 2. Л.Моцарт «Менуэт». 3. И.Штраус «Вальс» из оперы «Цыганский барон». 4. Ф.Шуберт «Лендлер» 5. В. Моцарт «Аллегретто» 6.И.Брамс «Колыбельная» 7. Й. Гайдн «Военный марш» 8. В. Моцарт «Аллегретто» 9. Ф.Шуберт «Экосез» 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Практические навыки и общие требования. Опираясь на знания и навыки, приобретённые в предыдущих классах, углубляя и совершенствуя их, учащемуся предлагается: - совершенствовать навыки ведения меха, отрабатывать навыки исполнения крещендо и диминуэндо; 9 - применять первый палец правой руки; - овладеть техникой игры двойными нотами, аккордами; - совершенствовать основные виды штрихов: нон-легато, легато, стаккато. Годовые требования Учащийся должен изучить: 10-12 пьес, подготовить к сдаче в первом полугодии 2 разнохарактерных произведения, во втором полугодии 2 разнохарактерных произведений: одно из которых обработка народной песни. К сдаче технического зачета подготовить: гаммы: ля мажор, ми минор (гармонический вид), этюд. Примерный репертуарный список Этюды. 1. Г. Вольфарт Этюд фа мажор 2. А.Денисов Этюд до мажор 3. К.Черни Этюд до мажор 4. Л.Шитте Этюд до мажор 5. А.Салин Этюд ля минор 6. А.Ляпин Этюд до мажор 7. И.Беркович Этюд до мажор 8. Н. Любарский Этюд соль мажор 9. Д.Самойлов Этюд до мажор 10. Е.Гнесин Этюд фа мажор 11. К.Гурлит Этюд соль мажор 12. В.Иванов Этюд до мажор Русские народные песни и танцы, обработки народных песен, танцев мира. 1. Р.н.п. «Как на тоненький ледок» 2. У.н.т. «Гопак» 3. Р.н. п. «Ходила младешенька» обр. Д.Самойлова 4. У.н.п. «Ехал казак за Дунай» 5. Ф.н.п. «Рула-тэ» обр. Онегина 6. У.н.т. «Дергунец» 7. «Словацкая полька» 8. Ш.н.п. «Кукушка» 10 9. Р.н.п. «Во лузях» обр. Ф.Бушуева 10.У.н.т. «Казачок» 11. «Немецкий народный танец» 12. В.н.т. «Чардаш» 13.Р.н.п. «как ходил, гулял Ванюша» Произведения русских композиторов 1. М.Глинка Полька 2. А.Дюбюк «Романс» 3. А.Даргомыжский «Казачок» 4. П.Чайковский Вальс 5. А. Алябьев «Романс» 6. В.Ребиков «Песня», «Лодка по морю плывет» 7. И.Козловский «Контрданс», Вальс, Экосез 8. М.Мусоргский «Гопак» 9. А.Рубинштейн «Трепак» 10. П.Чайковский «Немецкая песенка» Произведения советских композиторов 1. А.Гедике «Плясовая», «Танец», «Фугато» 2. И.Дунаевский «Колыбельная» 3. А.Жилинский «Латинская полька», «Танец», «Старинный танец» 4. М.Блантер «Песня о Щорсе» 5. Д.Кабалевский «Наш край», «Клоуны», «Полечка» 6. С.Майкопар «Вальс», «Колыбельная сказочка» 7. А.Хаяатурян «Вальс дружбы» 8. Д.Шостакович «Шарманка» 9. А.Гольденвейзер «Маленкий канон» 10. Е.Аглинцова «Русская песня» 11. Н.Чайкин «Танец снегурочки» 12. А.Филиппенко «Новогодняя полька» 13. Т.Хренников «Колыбельная» из кинофильма «Гусарская баллада» 14. В.Шаинский «Улыбка», «Чунга - чанга», «Голубой вагон» 15. Я.Френкель «Погоня», «Песня неуловимых» 16. Б.Савельев «Настоящий друг» 17. Д.Уотт «Три поросенка» 18. Г.Наумов «Тарантелло» 19. К.Листов «В землянке» 11 Произведения зарубежных композиторов 1. Д.Циполи «Менуэт» 2. Л.Моцарт «Менуэты» 3. Х.Грацпнер «Бере» 4. Л.Бетховен «Танец немецкий», «Три крестьянских танца», «Контранс» 5. Ф.Шуберт «Экосез» 6. Д.Россини Дуэт из оперы «Севильский цирюльник» 7. Л. Бетховен Сонатина, Романс, Рондо 8. Л.Боккерини Менуэт 9. Г.Донцетти «Баркарола» 10. К.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок» 11. Э.Куртис «Вернись в Сорренто» 12. Н.Харито «Отцвели хризантемы» 13. В. Моцарт «Весенняя песня» 14. Л.Делиб «Вальс», фрагмент: музыка кукол автоматов; 15. И.Кригер «Менуэт» 16. Д.Верди Хор из оперы Травиата, Застольная песня, 17. Л.Бетховен «Экосез» 18. Т.Хаслингер «Сонатина» 19. Е.Ради «Аллегретто» 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ Общие требования и практические навыки Учащийся должен: - совершенствовать навыки, приобретённые в предыдущие годы обучения; - знакомиться с элементами полифонии. Годовые требования. Подготовить для итоговой аттестации 3 произведения: 2 разнохарактерных – одно из них обработка народной песни, танца; полифония. 12 Примерный репертуарный список Этюды. 1. К.Черни Этюд соль мажор 2. А.Жилинский Этюд до мажор 3. К.Черни Этюд до мажор 4. Г.Беренс Этюд до мажор 5. Ж.Дювернуа Этюд до мажор 6. Д.Самойлов Этюд до мажор 7. К.Черни Этюд фа мажор 8. Беренс Этюд ре мажор 9. С.Аксюк Этюд до мажор Пьесы. 1. И.Шатров «На сопках Маньчжурии» 2. П.Чайковский «Итальянская песенка» 3. М.Глинка «Вальс» 4. А.Дебюк «Романс» 5. А. Алябьев «Романс» 6. Е.Попов «Над окошком месяц» 7. И.Бах «Менуэт» 8. Д.Прицкер «Бальный» 9. В.Моцарт «Аллегро» 10. И.Бах Ария 11. В.Моцарт «Менуэт» 12. Л.Бетховен «Сонатина» 13. Л.Гаврилов «Полька» 14. Н.Петербургский «Синий платочек» 15. В.Темнов «Кадриль» 16. А.Зацепин «Мелодия» 17. Н. Чайкин «Вальс» 18. Д.Самойлов «Сонатина» № 1 Русские народные песни и танцы, обработки народных песен, танцев мира 1. «Волжские напевы» 2. Ф.н.п«Танец маленьких утят». 3. Р.н.п. обработка Д.Самойлов «Во - кузнице» 4. Р.н.п. «По ягоды» 13 5. муз. Васильева «Цыганская венгерка» 6. Р.н.п. «Светит месяц» обр. Бушуева 7. Р.н.п. обр. Павина «Ах вы сени» 8. Обр А.Иванова «Венгерский народный танец» 9 . Р.н.п. «Шла девица по лесочку» 10. Р.н.п «То не ветер ветку клонит» Полифонические пьесы 1. А.Корелли «Сарабанда» 2. Б.Барток «Диалог» 3. Ю.Акимов «Полифоническая пьеса» 4. Г.Гендель «Сарабанда» 5. Г.Телеман «Гавот» 6. Л.Моцарт «Менуэт» 7. И.Гайдн «Менуэт» 8. И. Бах «Менуэт» 9. А.Гедике «Фугато» 10. И.Бах «Маленькая прелюдия» Формы и методы контроля. Критерии оценок. Форма контроля успеваемости: - академические концерты (2 раза в году с оценкой); - технический зачет (один раз в год с оценкой); - контрольные уроки (с анализом результата развития); - творческие вечера, отчетные концерты; - концерты для родителей. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических концертах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Составляются индивидуальные графики проведения данных видов контроля. При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы. 14 Критерии оценки учащегося, осваивающего При оценивании общеразвивающую программу, учитывается: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Методические рекомендации преподавателям Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей инструмента, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения 15 и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). Список используемой литературы 1. Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне». М., 1976. 2. Баян. Подготовительная группа. /Составители: Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Кифара, 1994. 3. Баян. 1 класс. 4. Баян. 2 класс. 5. Баян. 3 класс. 6. Бойцова Г. «Юный аккордеонист». М., 1994. 7. Весёлый аккордеон. /Составитель Горбунов Ю. Новосибирск, 1998. 8. Двилянский М. «Самоучитель игры на аккордеоне». М., 1992. 9. «За околицей села». /Составитель Лукин И., 1984. 10. Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». М., 1991. 11. « Репертуар начинающего баяниста». Выпуск 3. /Составитель Новиков А. М., 1981. 12. «Родничок». Сборник пьес для ансамблей баянов. 1-3 классы ДМШ./Составитель Михайлов А. Новосибирск, 1991. 13. Маркин Б. «50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов». Новосибирск, 1997. 14. Онегин А. «Школа игры на баяне». М., 1990. 15. «Соловейко». Хрестоматия пед. репертуара для 1 класса ДМШ. Часть 1. /Составители: Зуева Ю., Ручин А., Новосибирск, 1999. 16 16. «Соловейко». Хрестоматия пед.репертуара для 1 класса ДМШ. Часть 2. /Составители: Зуева Ю., Ручин А., Новосибирск, 1999. 17. «Хрестоматия для аккордеона». 1-2 класс ДМШ. /Составитель Лушников В., М., 1978. 18. «Хрестоматия аккордеониста». 3-4 класс ДМШ. /Составитель Гаврилов Л. М., 2001. 19. «Хрестоматия баяниста». 1-2 класс ДМШ. Выпуск 1./Составители: Акимов Ю., Грачёв В., М.. 1972. 20. «Хрестоматия баяниста»./Составитель Крылусов А., М., 1984. 17