ДОП_Вечерние классы_Рисунок.doc

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ»
Рабочая программа по учебному предмету
«РИСУНОК»
Срок реализации программы – 3 года

Полярные Зори
2024

Разработчик:
Курьянова А.А.., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств
г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

1.
процессе.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе возрастных
особенностей обучающихся поступившие на дополнительную образовательную программу
«Вечерние классы».
Курс «Рисунок» входит в обязательную часть дополнительной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы».
Рисунок — это один из способов постижения окружающего мира во всем
многообразии объемов, пространства, светотени и перспективы. Рисунок — средство
выражения мыслей, чувств, фантазии, на первом этапе любой композиционной работы
графика, живописца, скульптора, проектной работе архитектора, дизайнера. Рисунок — это
основа знаний об изобразительном искусстве, фундамент профессионального мастерства и
грамотности каждого художника. Рисунок — не только искусство, но и наука, обучающая
мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру
предмета на плоскости.
В системе художественного образования рисунок является основополагающим
учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано,
что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания,
система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти
задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения
форм природы и овладеть навыками графического изображения.
2. Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 3 года в рамках дополнительной общеобразовательной
программы «Вечерние классы» после освоения дополнительной предпрофессиональной
программы «Живопись».
Программа предназначена для детей от пятнадцать до восемнадцати лет.
Аудиторные занятия по предмету – три учебных часа в неделю.
3. Цели и задачи учебного предмета.
Основной целью курса «Рисунок» является:
 развитие личности обучающегося и его индивидуальных наклонностей;
 развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству;
1

 развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза и воображения;
 выявление индивидуальных способностей рисовальщика у каждого обучающегося,
формирование условий для их развития;
 формирование позитивного отношения к окружающему миру;
 формирование обучающегося, как самостоятельного индивидуума, имеющего свой
угол восприятия явлений, любимые средства и приемы выражения творческих замыслов;
 помощь обучающемуся в реализации его творческих замыслов, используя навыками,
полученными на уроках рисунка;
 успешная адаптация выпускников в профессии и обществе;
 выработка у обучающихся посредством постепенного усложнения учебных заданий,
которые находятся в последовательной взаимозависимости и взаимосвязи, конкретных
навыков на основе теоретических знаний и освоения определенных приемов практического
рисования с натуры и по представлению различными графическими материалами.
Основные задачи программы «Рисунок»:
 познакомить с художественными графическими материалами и их свойствами;
 познакомить с главными изобразительными средствами рисунка — линией и пятном,
их функциями;
 обучить техническим приемам работы графическими материалами;
 познакомить и обучить различным видам графики;
 научить грамотному ведению рисунка (логическая последовательность «от простого
к сложному»);
 привить навыки самостоятельного ведения работы, умение анализировать рисунок;
 развить восприятие конструкции и объема форм;
 развить пространственное воображение и мышление;
 воспитание комплекса необходимых для художника качеств: постановка глаза,
острота и точность глазомера, твердость руки, способность цельно видеть, умение наблюдать
и запоминать увиденное;
 воспитание изобразительного вкуса, умения гармонично и профессионально
излагать свои мысли на бумаге;
 воспитание понимания гармонии окружающего мира посредством практического
рисования;
 закрепление приобретенных умений грамотно изображать графическими средствами
с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
 формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе
решения технических и творческих задач;
 закрепление приобретенных навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
 формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
4. Форма проведения учебных занятий.
Занятия и консультации по предмету «Рисунок» рекомендуется осуществлять в форме
групповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков – 40 минут с учетом норм СанПиН.
Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа.
План типового урока выглядит следующим образом:
1. В начале урока преподавателем объявляется название темы, ставятся цели и задачи к
каждому этапу.
2. Преподаватель объясняет новый материал, показывает работы из методического
фонда или репродукции, при необходимости выполняет показ ведения рисунка или какого2

либо этапа на отдельном листе.
3. Ученики приступают к выполнению практического задания, начиная с эскиза.
Преподавателем ведется индивидуальная работа с каждым учеником, с учетом возрастных,
характерных особенностей ребенка и уровня подготовки.
4. В завершении урока проводится общий просмотр выполненных работ (на любой
стадии). На просмотре преподаватель вместе с обучающимися находит и указывает на
достоинства и недостатки каждой работы, выясняется, как выполнена поставленная задача.
По итогам просмотра выставляются оценки за оконченные рисунки или за определенную
стадию выполнения работы на данный временной период.
В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход обучающихся
на дистанционное обучение. Реализация образовательных программ осуществляется с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как
вспомогательных средств обучения.
5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и
итоговой аттестации.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» с нормативным сроком
обучения 3 года общая трудоемкость составляет 306 часов. 34 недели в год составляет 102
часа.
При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии).

Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Всего

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

Классы
Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные
занятия (в часах)

48

51

51

51

51

51

Творческий
просмотр

Творческий
просмотр

Творческий
просмотр

Творческий
просмотр

3

Творческий
просмотр

2

Творческий
просмотр

1

часов

Вид
промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая аттестация

6. Методы обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
 словесный – устное изложение педагогом темы урока, беседа с учениками по
изучаемой теме;
 объяснительно - иллюстративный - (демонстрация методических пособий, детских
работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают
и усваивают готовую информацию;
3

303

 наглядный – показ преподавателем практических приемов выполнения различных
этапов рисунка;
 практический – практические задания – рисунки, графические зарисовки,
выполняемые обучающимися;
 исследовательский (исследование свойств бумаги, различных графических
материалов, выразительных возможностей композиции);
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы работ карандашом или мягкими материалами в своих рисунках.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
7. Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала в течение всего времени обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№

Наименование тем

Количество часов
Аудиторные занятия

1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1

Рисунок натюрморта из 3-4 предметов, расположенных на
различных плоскостях

12

1.2 Рисунок двух табуретов, стоящих один на другом

15

1.3 Рисунок по представлению двух кубов, стоящих один на другом

9

1.4 Рисунок натюрморта, состоящего из крупных предметов

15
51

2 полугодие
1.5 Рисунок натюрморта в интерьере

12

Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок фигуры
человека
2.1 Наброски фигуры человека

6

2.2 Зарисовка фигуры натурщика в интерьере

9

4

Раздел 3. Создание художественного образа графическими
средствами.
3.1 Творческий композиционный рисунок натюрморта.

21
48
99

Второй год обучения
№

Наименование тем

Количество часов
Аудиторные занятия

1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1

Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические
тела и предметы быта)

1.2 Рисунок капители

12
12

Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух
поворотах

12

1.4 Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз).

12

1.3

48
2 полугодие
1.5 Рисунок черепа человека

9

Раздел 2. Тональный длительный рисунок
2.1 Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти

9

2.2 Рисунок античной гипсовой головы

15

Раздел 3. Создание художественного образа графическими
средствами.
3.1 Тематический натюрморт

21
51
102
Третий год обучения

Наименование тем

Количество часов
Аудиторные занятия

1 полугодие
Раздел 1. Рисование с натуры натюрморта из бытовых
предметов
1.1

Передача плановости изображаемых предметов с помощью
«живой» линии.
5

6

1.2

Рисунок сложного многофигурного натюрморта из разных
материалов

18

1.3

Пластика изображаемого; передача материальности предметно пространственной среды

18

Раздел 2. Рисование с натуры фигуры человека
2.1 Зарисовки фигуры в интерьере

9
51
2 полугодие

Раздел 3. Рисунок гипсовой головы.
3.1 Рисунок гипсовой головы конструктивно

12

3.2 Конструктивно-тональный рисунок живой головы.

9

3.3 Конструктивно-тональный рисунок гипсовой головы

18

Раздел 4. Создание художественного образа графическими
средствами.
4.1 Тематический натюрморт с атрибутами искусства

12
51
102

Содержание программы
Программа построена с учетом того, что данный предмет является базовой (ведущей)
дисциплиной в образовательном процессе художественной школы.
Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения трехмерного
реалистического изображения на плоскости листа бумаги, дает знания, навыки, необходимые
для самостоятельной творческой работы, воспитывает художественную культуру. Он
необходим для решения самых разных задач — изучения натуры, соотношения пропорций и
масс, поисков пластического решения и формальных поисков, творческого замысла,
выразительности, характерности, авторской индивидуальности. Владеть рисунком и
теоретическими знаниями в этой области должен любой художник — график, скульптор,
живописец, профессиональная подготовка архитекторов и дизайнеров невозможна без основ
грамотного рисования, даже при неоспоримом приоритете компьютерных программ. Рисунок
— одно из главных средств пластического познания и отображения мира. И даже первое
воплощение такого сложного понятия как художественный образ происходит посредством
рисунка (эскиз, набросок, зарисовка идеи, мысли).
Владение рисунком дает свободу, независимость, веру в свои силы.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций
реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности,
последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок»
построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемнопространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в
обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся
умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от
простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на
продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с
6

длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые
развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность
быстрее овладеть искусством рисунка.
Цели:
 подготовка обучающегося к поступлению в ВУЗы и СУЗы на специальности,
связанные с изобразительным искусством;
 закрепление навыков использования в рисунке различных графических материалов и
их свойств;
 закрепление навыков осознанного конструктивного анализа формы;
 закрепления навыков владения линией, штрихом, пятном, передачи фактуры и
материала предмета;
 умение грамотно моделировать сложную форму (объем) тональными средствами;
 передача пространства средствами светотени и штриха. Грамотное использование
приемов линейной и воздушной перспективы;
 самостоятельность в логической последовательности ведения длительного рисунка;
 умение самостоятельно анализировать ошибки и достоинства рисунка;
 воспитать творческое восприятие натуры при передаче в рисунке.
Первый год обучения
Наименование тем

Количество
часов

1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
Тема: Рисунок натюрморта из 3-4 предметов, расположенных на
различных плоскостях.
Задание: выполнить на большом формате рисунок натюрморта из 3-4
предметов, которые расположены по отношению к друг другу на разных
1.1 плоскостях.
Задачи: научить перспективно соподчинять объекты изображения;
дальнейшее совершенствование последовательной работы над задачами
линейно-конструктивного рисунка.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.

12

Тема: Рисунок двух табуретов, стоящих один на другом.
Задание: выполнить линейно-конструктивное построение двух табуретов,
стоящих один на другом.
Задачи: дальнейшее совершенствование умения анализировать, сравнивать,
1.2
сопоставлять в рисунке, перспективно соподчинять предметы друг с
другом, использовать средства линейно-конструктивного рисунка для
решения формы и пространства.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.

15

Тема: Рисунок по представлению двух кубов, стоящих один на другом.
Задание: рисунок по представлению двух кубов, стоящих один на другом.
1.3 Задачи: дальнейшее развития пространственного мышления, памяти,
умения применять знания законов перспективы в рисунке.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.

9

1.4 Тема: Рисунок натюрморта, состоящего из крупных.

15

7

Задание: рисунок натюрморта, состоящего из крупных предметов в углу
комнаты на лестнице или стуле.
Задачи: научить передавать в рисунке перспективную взаимосвязь
предметов натюрморта и интерьера; дальнейшее совершенствование
умения использовать средства линейно-конструктивного рисунка при
решении задач пространства, объема, среды.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.
51
2 полугодие
Тема: Рисунок натюрморта в интерьере.
Задание: Рисунок натюрморта состоящих их бутылок в интерьере.
Задачи: научить передавать в рисунке перспективную взаимосвязь
1.5 предметов натюрморта и интерьера; дальнейшее совершенствование
умения использовать средства линейно-конструктивного рисунка при
решении задач пространства, объема, среды.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.

12

Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок фигуры человека
Тема: Наброски фигуры человека.
Задание: выполнить серию набросков фигуры человека используя линию,
пятно.
2.1
Задачи: научить использовать знания в области пластической анатомии,
пропорций в наброске фигуры человека.
Материалы: формат А3, карандаши разной мягкости, тушь, кисти.

6

Тема: Зарисовка фигуры натурщика в интерьере.
Задание: Длительная зарисовка фигуры человека в интерьере.
Задачи: научить использовать знания о законах перспективы в своей работе,
научить применять способы пространственной организации интерьера и
2.2 фигуры человека, находить масштабную и пластическую их взаимосвязь,
организовывать единые перспективные условия, научить использовать
средства тонально-конструктивного рисунка в организации пространства
интерьера, решении освещения, среды.
Материалы: альбом, А2, карандаши разной мягкости.

9

Раздел 3. Создание художественного образа графическими средствами.
Тема: Творческий композиционный рисунок натюрморта.
Задание: Творческий композиционный рисунок натурного натюрморта с
последующим додумыванием интерьера. Историческое прочтение темы.
Задачи: научить - использовать знания о законах перспективы в творческой
работе, использовать полученные ранее умения в композиционном задании,
использовать знания о законах композиции в работе, использовать знания в
3.1 области истории изобразительного искусства, архитектуры при создании
композиционного стилевого единства, использовать художественновыразительные свойства графических материалов для решения творческих
задач; дальнейшее развитие пространственного мышления, зрительной
памяти.
Материал: тонированная бумага формата А2, графитный карандаш, цветные
карандаши, маркер, уголь, сангина.

21

48
99
8

Второй год обучения
№

Наименование тем

Количество
часов

1 полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
Тема:
Натюрморт
из
четырех-пяти
предметов
(гипсовые
геометрические тела и предметы быта).
Задание: Линейно-конструктивно построить натюрморт из четырех- пяти
гипсовых и бытовых предметов.
1.1 Задачи: Грамотно закомпоновать, выбрать формат, поставить предметы
на плоскость, правильно расположить в пространстве натюрморта,
применить законы перспективы, выявить объем предметов и
пространства в натюрморте тоновыми отношениями.
Материалы: формат А2, карандаши разной мягкости.

12

Тема: Рисунок капители.
Задание: 1) зарисовки капители с разных точек зрения (3 часа);
2) выполнить линейно-конструктивное построение капители.
Задачи: Грамотно закомпоновать капитель с нескольких ракурсов в
1.2 выбранном формате,
тщательно построить их с учетом пропорций и перспективных
сокращений,
передать тональные отношения легким тоном.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

12

Тема: Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах.
Задание: Линейно-конструктивный рисунок гипсовой обрубовки головы
в двух поворотах.
Задачи: знакомство с основными пропорциями, правилами и
особенностями линейно1.3 конструктивного рисунка обрубовки головы человека. Грамотно
закомпоновать в
листе. Закрепить навык в изображении конструктивной основы головы
человека, ее
симметричной формы и частей с учетом линейной перспективы.
Материалы: альбом, формат А2, простые карандаши разной мягкости.

12

Тема: Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз).
Задание: Линейно-конструктивный рисунок гипсовых частей лица на
уровне глаз рисующего с введением легкого тона.
Задачи: Грамотная закомпоновка в листе. Знакомство с особенностями
1.4
конструкции частей лица (призматический характер носа, арообразность
глазного яблока).
Материалы: Материалы: альбом, формат А2, простые карандаши разной
мягкости.

12

51

2 полугодие
Тема: Рисунок черепа человека.
1.5 Задание: выполнить линейно-конструктивный рисунок черепа головы в
двух положениях.
9

9

Задачи: Развитие объемно-пространственного мышления, углубление
знаний по
практическому применению в изображении конструктивной основы
черепа
человека, ее симметричной формы и частей с учетом линейной
перспективы.
Грамотно закомпоновать, передать пластические особенности черепа.
Разобраться с
лицевой и боковой плоскостями.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.
Раздел 2. Тональный длительный рисунок
Тема: Рисунок гипсовой головы (обрубовка).
Задание: Тоновой рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в
три четверти.
2.1 Задачи: закомпоновать в листе, передать конструкцию предметов,
плановость, выполнить тональное решение: объем фактура, выделение
главного, смягчение второстепенного.
Материалы: альбом, формат листа А2, материалы по выбору.

9

Тема: Рисунок античной гипсовой головы.
Задание: Тоновой рисунок античной гипсовой головы выше уровня глаз.
Задачи: Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек
зрения в процессе
выполнения основного задания. Передача пластических особенностей
головы.
Разобрать перспективные сокращения и трехмерность головы, ее
конструктивные
2.2
особенности. Обозначить светотенью плоскость лицевую и боковую,
пропорции и
симметричность. Передача характерных особенностей модели
посредством
светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения
рисунка.
Грамотная компоновка изображения в листе.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

15

Раздел 3.
средствами

Создание

художественного

образа

графическими

Тема: Тематический натюрморт.
Задание: Рисунок сложного натюрморта из предметов комбинированной
формы из различного материала, предметы в разных положениях.
Задачи: научить последовательности ведения тематического натюрморта:
выполнение эскизов, зарисовок, поиск пластической идеи будущей
работы. Показать грамотное владение приемами рисунка, умение
профессионально пользоваться графическими средствами. Добиться
выразительного решения постановки с передачей ее эмоционального
состояния.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

21

51
102
10

Третий год обучения
Наименование тем

Количество часов

1 полугодие
Раздел 1. Рисование с натуры натюрморта из бытовых предметов
Тема: Передача плановости изображаемых предметов с помощью
«живой» линии.
Задание: передача плановости изображаемых предметов через линию.
Выполнение линейно-конструктивного рисунок натюрморта из
геометрических тел с помощью «живой» линии.
Задачи: применяя законы композиции, перспективы и учитывая
1.1
пропорциональные соотношения предметов между собой: композиция
листа, выбор точки зрения и линии горизонта (положение зрителя);
анализ объемных и линейных отношений, пропорций. Перспективное
построение; применение линейной перспективы; передача плановости
изображаемых предметов с помощью «живой» линии.
Материалы: альбом, формат листа А2, линеры.

6

Тема: Рисунок сложного многофигурного натюрморта из разных
материалов.
Задание: нарисовать натюрморт, состоящий из металлических,
керамический и стеклянных предметов с тремя разными драпировками.
Работа выполняется мягким цветным материалом.
Задачи: Знания о влиянии цвета и фактуры предметов в зрительном
восприятии и изображении на плоскости; использование этих знаний
на практике с целью выявления цельности формы и материала: 
1.2 композиция листа, выбор точки зрения и линии горизонта (положение
зрителя);  анализ объемных и линейных отношений, пропорций; 
перспективное построение;  работа со светотенью: построение линий
собственных и падающих теней, разработка основных светотональных
отношений; выявление полутонов, рефлексов; лепка формы в свету,
выявление бликов, нахождение взаимосвязи между темными и
светлыми предметами в натюрморте, обобщение рисунка. Передача
плановости, фактуры и цвета материалов.
Материал: альбом, формат А2, цветной мягкий материал.

18

Тема: Пластика изображаемого; передача материальности
предметно - пространственной среды.
Задание: нарисовать графическим цветным материалом натюрморт
состоящих из семи стеклянных предметов.
Задачи: Пластика изображаемого, передача материальности предметно
– пространственной среды, проработка сложных форм натюрморта при
помощи графических средств. Выполнить тоновой рисунок
1.3
натюрморта,
применяя
законы
композиции,
линейной
и
световоздушной
перспективы,
учитывая
пропорциональные
соотношение и пространственное положение предметов между собой:
композиционное решение постановки, выбор точки зрения и линии
горизонта(положение зрителя);
анализ объемных и линейных
отношений, пропорций;
перспективное построение;
работа со
светотенью: построение линий собственных и падающих теней,

18

11

разработка основных светотональных отношений; выявление
полутонов, рефлексов; лепка формы в свету, выявление бликов;
нахождение взаимосвязи между темными и светлыми предметами в
натюрморте, обобщение рисунка. Передача плановости, фактуры и
цвета материалов. Пластика изображаемого, передача материальности
предметно – пространственной среды, проработка сложных форм
натюрморта при помощи графических средств.
Материал: альбом, формат А2, цветной мягкий материал.
Раздел 2. Рисование с натуры фигуры человека
Тема: Зарисовки фигуры в интерьере.
Задание: зарисовка фигуры человека в сидячем или стоячем положении
в интерьере.
Задачи: научить использовать знания о законах перспективы в своей
работе, научить применять способы пространственной организации
2.1
интерьера и фигуры человека, находить масштабную и пластическую
их взаимосвязь, организовывать единые перспективные условия,
научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка в
организации пространства интерьера, решении освещения, среды.
Материал: альбом, формат А2, соус, уголь.

9

51
2 полугодие
Раздел 3. Рисунок гипсовой головы.
Тема: Рисунок гипсовой головы конструктивно.
Задание: конструктивно построить гипсовую голову.
Задачи: Поэтапный рисунок гипсовой головы человека с изучением
анатомических особенностей. Узнать важные пропорциональные
особенности и расположения в пространстве с учётом перспективных
знаний. Выполненный рисунок гипсовой головы классической
3.1
скульптуры должен отвечать следующим требованиям: точно
передавать внешний вид, конструкцию, пластику, пропорции и
пространственное положение предлагаемого образца; представлять
собой оптимальное по размеру целостное изображение трехмерной
формы, гармонично скомпонованное на двухмерной плоскости листа.
Материал: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

12

Тема: Конструктивно-тональный рисунок живой головы.
Задание: Конструктивно-тональный построить голову человека.
Задачи: Конструктивно-тональный рисунок живой головы. Убедительно
3.2
трактовать объем, освещенный точечным источником света, средствами
рисунка. Обладать необходимым уровнем графического мастерства.
Материал: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

9

Тема: Конструктивно-тональный рисунок гипсовой головы
Задание: Конструктивно-тоновой разбор гипсовой головы с разных
ракурсов с ограничением времени 3 ч. (4,5 урока) на одну постановку.
Задачи: совершенствовать умения последовательной работы над
3.3 рисунком головы, научить видеть и передавать основные плоскости,
формирующие объем головы в пространстве, научить применять
законы перспективы в рисунке головы в соответствии с ракурсным
положением модели, совершенствовать умения моделировки средней и
мелкой формы головы.

18

12

Материал: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.
Раздел 4. Создание художественного образа графическими
средствами.
Тема: Тематический натюрморт с атрибутами искусства
Задание:
Рисунок
сложного
натюрморта
из
предметов
комбинированной формы из различного материала в разных
положениях (гипсовая маска, античная голова-бюст, капитель; кисти,
палитра, драпировка со складками и т.д.).
Задачи:
научить
последовательности
ведения
тематического
4.1
натюрморта: выполнение эскизов, зарисовок, поиск пластической идеи
будущей работы. Показать грамотное владение приемами рисунка,
умение профессионально пользоваться графическими средствами.
Добиться выразительного решения постановки с передачей ее
эмоционального состояния.
Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши разной мягкости.

12

51
102

Требования к уровню подготовки обучающихся
При завершении процесса обучения по предмету «Рисунок» обучающийся должен:
 знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень», законы перспективы;
 иметь навыки владения линией, пятном, штрихом;
 иметь навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 уметь грамотно компоновать в листе предметы на плоскости и в пространстве;
 уметь располагать предметную плоскость в листе, ставить устойчиво предметы на
плоскость;
 уметь анализировать и изображать конструктивность формы;
 выявлять пространственные отношения в натюрморте на стадии линейного рисунка;
 научиться передавать пространство (линейно-воздушную перспективу) средствами
светотени, владеть пространственными свойствами контраста;
 овладеть тональным разбором предметов по планам, освещенности (объем), фактуре
и материалу;
 иметь навыки моделирования формы тоном;
 самостоятельно вести последовательность работы над рисунком, оценивать свою
работу, находя достоинства и недостатки;
 грамотно использовать в работе по рисунку основные материалы (их свойства) и
инструменты;
 уметь находить выразительное решение с передачей эмоционального состояния в
рисунке при изображении натуры;
 осознавать важность и необходимость владения основами рисунка;
 применять знания, полученные на уроках рисунка в других дисциплинах.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Формы и методы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
13

При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:
текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам;
тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме
посредством готовых работ;
промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр
(контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии);
итоговая - в конце учебного года предполагает выполнение завершающего задания с
проведение итогового просмотра выполненных работ за учебный год.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях за счет аудиторного времени.
Формы поведения итогов:
 зачет (недифференцированный);
 контрольное урок (дифференцированный);
 итоговый просмотр;
 выставка.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся по
итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся
выставляется итоговая оценка за полугодие. По усмотрению преподавателя оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти.
По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – итоговый
просмотр, оценка за который и заносится в свидетельство об окончании предмета
«Рисунок». Итоговая аттестация в форме выполнения тематического натюрморта с
атрибутами искусства с проведением итогового просмотра выполненных работ.
2. Критерии оценки.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
 самостоятельный выбор формата;
 грамотно компоновать изображение в листе;
 грамотное линейно-конструктивное построение предметов на плоскости листа;
 умение моделировать форму предметов тоном (передавать объем);
 грамотное тональное решение работы;
 грамотное владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 умение передавать материальность и фактуру предметов;
 умелое использование выразительных особенностей применяемого графического
материала;
 творческий подход к решению постановки (выразительность рисунка при
изображении натуры);
 передача световоздушной среды;
 навыки изображения человеческой фигуры (в статике, движении), портрета;
 навыки рисования длительной постановки и беглых быстрых набросков (работа
пятном и линией, передача образа и эмоционального состояния).
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
Методическое обеспечение учебного процесса
Образовательная цель программы состоит в том, чтобы учащийся овладел основами
изобразительной грамоты; внимательно изучая натуру, развил способность «видеть»,
14

понимать и изображать трехмерную форму на двухмерном листе посредством
конструктивного построения объемов; освоил основы наблюдательности, то есть наглядной
перспективы, понятия о светотеневых отношениях, а также основы пластической анатомии.
Программа призвана дать учащимся свободу в творческом самовыражении, чтобы юные
художники, используя полученные знания по рисунку, могли свободно реализовывать свои
замыслы в творческих самостоятельных композициях.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения — от линейноконструктивного рисунка к тоновому тематическому рисунку. Курс рисунка позволяет также
ставить натюрморт в зависимости от индивидуального мастерства учащихся.
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических
занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ
изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и
представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией
лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу
преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания
каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение
практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом
случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,
является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность
обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты
мастерства.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием
самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по
изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Класс оснащен натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами
натурного фонда.
Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудование:

Материалы:

Методическое оснащение:

мольберты;
планшеты;
стулья;
осветительные приборы;
гипсовые слепки;
натюрмортные столики;
натурный фонд;
драпировки;
компьютер с устойчивым

бумага;
карандаши различной
мягкости;
цветные карандаши;
уголь, сангина, соус, ретушь;
тушь, перо;
гелевая ручка, маркер;
ножик для бумаг и заточки;
ластик, формопласт;

методический фонд работ
учащихся;
наглядные пособия;
репродукции работ мастеров;
методическая литература;
дидактический материал;
видеоматериалы;
методические разработки по
программе;

15

подключением к сети
Интернет.

кнопки.

творческие работы
преподавателя.

Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы для возможного использования
при переходе на дистанционное обучение:
 «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
 ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
центр
организационно-методического
обеспечения
физического
воспитания»
(https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online);
 ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры
«Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»
(http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/);
 ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и
организации отдыха и оздоровления детей» (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/,
http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/);
 цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных
материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/.
Список литературы.
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для
ДХШ и изобразительных отделений ДТТТИ. М., 2003.
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии
художеств СССР, 1963.
3. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955.
4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004.
5. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2008.
6. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2005.
7. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2006.
8. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
9. Все о технике: Рисунок. М.- Арт-Родник, 2002.
10. Дейнека А. Учитесь рисовать. СПб – Архитектура – С, 2000.
11. Евстратова Е. Н. Графика. М. - Росмэн-Пресс, 2003
12. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. М. – АСТ, 2004.
13. Коротеева Е.И. Графика: Первые шаги. М. – Олма-Пресс, 2006.
14. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №
2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд.,
перераб.-М.: Просвещение, 1984.
15. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М. – Эксмо, 2007.
16. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников,
В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
17. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по
рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.:
Просвещение, 1986.
18. Миклашевич С.В. Гравюра: Советы начинающим. М. – Юный художник, 2000.
19. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В.
16

Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
20. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. М. – Феникс, 2002.
21. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А.
Серова. М: Просвещение, 1975.
22. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003
«Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение,
1985.
23. Сапожников А.П. Полный курс рисования. М. – АЛЕВ-В, 2003.
24. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.
25. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.
Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.- М.: Изобраз. искусство,
1981.
26. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической
анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О.
Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
27. Школа изобразительного искусства. М., 1988.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».