Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ» Рабочая программа по учебному предмету «ЖИВОПИСЬ» Срок реализации программы – 2-3 года Полярные Зори 2024 Разработчик: Курьянова А.А.., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 1 Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе возрастных особенностей обучающихся поступившие на дополнительную образовательную программу «Вечерние классы». Курс «Живопись» входит в обязательную часть дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». Живопись – одна из важнейших дисциплин, на которых строится обучение в ДШИ. Научиться передавать окружающий мир во всем его цветовом великолепии – это естественная потребность начинающего художника для создания творческих работ. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым новой темой. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем задания постепенно усложняются: этюды фигуры и головы человека, сложные натюрморты на поиск цветовых и тональных соотношений, передачу фактуры, где обучающимся предоставляется возможность проявить полученные знания о цветовых соотношениях, навыки и умения. Программа направлена на понимание обучающимся нераздельности работы над цветом и формой и тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Учащиеся должны усвоить связь живописи и рисунка, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. 2. Срок реализации программы. Срок реализации программы - 3 года в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Вечерние классы» после освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись». Программа предназначена для детей от пятнадцать до восемнадцати лет. Аудиторные занятия по предмету – три учебных часа в неделю. 3. Цели и задачи учебного предмета. Основной целью курса «Живопись» является: развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству; обучение созданию живописными средствами колористической гармоничной интерпретации натуры, приближенной к ее эмоциональному и индивидуальностилистическому звучанию, с учетом освещенности, разности фактур и световоздушной среды; обучение созданию средствами живописи своих творческих композиций, выражающих его чувства, стремления, его эмоциональный отклик на окружающий мир, события в нем, свою социальную гражданскую позицию, направленную на позитив; развитие навыков, реализация результатов творческого синтеза и воображения; формирование обучающегося, как самостоятельного индивидуума, имеющего свой угол восприятия явлений, любимые средства и приемы выражения творческих замыслов; развитие у обучающихся способности видеть и изображать мир во всем многообразии цветовых отношений и форм. Основные задачи программы «Живопись»: 2 развить осознанное восприятие цвета; познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета, основными закономерностями создания цветового строя; научить моделировать пространство и форму цветом; научить изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; дать основные сведения о цветоведении и цветовоздушной перспективе; познакомить учащихся с живописными материалами, их техническими свойствами и эстетическими качествами; научить видеть и передавать цветовые отношения; освоить технические приемы работы разными живописными материалами; привить навыки поэтапной работы над живописным листом (эскиз-этюд-формат); привить навыки самостоятельной работы, умение анализировать и исправлять живописный лист; сформировать у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. 4. Форма проведения учебных занятий. Занятия и консультации по предмету «Живопись» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых групповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут с учетом норм СанПиН. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами, дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия. Основной формой проведения занятий является урок комбинированного типа. План типового урока: 1. Преподаватель объявляет тему урока, ставит цели и задачи по конкретной теме; 2. Объясняет новый материал, если необходимо, то пишет сам живописный этюд, показывая, как правильно вести поэтапно работу над этюдом. Обучающиеся поглощают полученную информацию. 3. Далее обучающиеся приступают к практической работе. Преподаватель работает индивидуально с каждым обучающимся (с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей). 4. В конце урока преподаватель проводит обязательный просмотр детских работ. В процессе диалога преподавателя с обучающимися выясняется, насколько выполнена задача в каждой работе. Выставляются оценки за законченные работы по итогам просмотра. В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение. Реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения. 5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации. При реализации программы учебного предмета «Живопись» с нормативным сроком обучения 3 года составляет 306 часов. 34 недели в год составляет 102 часа в год. При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам; тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ; промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии). 3 Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Всего часов Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации Классы Полугодия 1 2 3 4 5 6 Аудиторные занятия (в часах) 48 51 51 51 51 51 Творческий просмотр Творческий просмотр Творческий просмотр Творческий просмотр 3 Творческий просмотр 2 Творческий просмотр 1 Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация 6. Методы обучения. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: словесный – устное изложение педагогом темы урока; объяснительно – иллюстративный – (демонстрация методических пособий, детских работ из методического фона, иллюстраций, репродукций художников): дети воспринимают и усваивают готовую информацию; наглядный – показ преподавателем практических приемов владения различными техниками (исполнение живописных работ педагогом); практический – практические задания – живописные этюды, выполняемые обучающимися; исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов, выразительных возможностей композиции); репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. 7. Обоснование структуры программы. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала в течение всего времени обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 4 303 Учебно-тематический план Первый год обучения Наименование тем Количество часов Аудиторные занятия 1 полугодие Раздел 1. Решение материальности, среды, освещения 1.1 Этюд тематического натюрморта «Осень» 9 1.2 Тематический композиционный натюрморт с пейзажем 12 1.3 Этюд натюрморта, поставленного на прямом свету 9 1.4 Этюд натюрморта, поставленного против света 9 1.5 Этюд натюрморта с ограниченным освещением 9 51 2 полугодие Раздел 2. Решение сложной формы в среде 2.1 Этюд гипсового орнамента. Гризайль 9 2.2 Натюрморт, с включением сложного гипсового орнамента 12 2.3 Натюрморт, состоящий из различных по материальности предметов. 12 2.4 Декоративный натюрморт 9 2.5 Этюд натюрморта из 5-6 предметов и драпировок 9 51 99 Второй год обучения Наименование тем Количество часов Аудиторные занятия 1 полугодие Раздел 1. Различные цветовые гармонии 1.1 Многоцветная гармония 6 1.2 Гармония по насыщенности и светлоте 12 1.3 Гармония по насыщенности 9 1.4 Гармония по общему цветовому тону и светлоте. 15 Раздел 2. Гармония по общему цветовому тону и контрастности 2.1 Фигура человека в национальном костюме 9 51 5 2 полугодие 2.2 Интерьер 15 Раздел 3. Нюансная гармония. 3.1 Натюрморт со складками и гипсовым орнаментом в интерьере. 18 Раздел 4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности 4.1 Тематический натюрморт 18 51 102 Третий год обучения Наименование тем Количество часов Аудиторные занятия 1 полугодие Раздел 1. Решение взаимосвязи объекта и среды 1.1 Натюрморт, состоящего из крупных предметов 12 1.2 Натюрморт из крупных предметов 9 Раздел 2. Живописная организация интерьера 2.1 Этюд интерьера 9 2.2 Натюрморт из крупных предметов в интерьере 12 2.3 Этюд интерьера с лестницей 9 51 2 полугодие Раздел 3. Решение сложной формы и среды средствами живописи. 3.1 Натюрморт с передачей сложного пространства. 15 3.2 Тематический натюрморт 15 3.3 Акварельные этюды натюрморта 12 3.4 Этюды натюрморта гуашью 9 51 102 6 Содержание программы Программа призвана развивать колористические способности обучающихся, способность «читать» натуру. Обучающиеся должны научиться не списывать деталь за деталью, а создавать некий художественный образ. У ребенка должно созреть цветовое решение композиции, которое вырабатывается сначала мысленно при рассматривании натуры, а затем формируется на эскизе и разрабатывается в основном формате. Выработка такого решения способствует пониманию колорита и цветового единства живописного листа. Программа устанавливает приоритет образно-цветового решения натуры над учебнопознавательной. В отличие от рисунка живопись можно назвать одновременно учебной и творческой дисциплиной, соответственно и задачи, решаемые ею, лежат в этих двух плоскостях. Живописное произведение оперирует образами реального окружающего нас мира. Оно подчиняется законам линейной, тональной и цветовой перспективы в рамках трехмерного создаваемого пространства на двухмерном листе. Оно является авторским откликом, живым уникальным видением и интерпретацией сюжета, выбранного автором из всего многообразия образов и форм. Во время прохождения курса преподаватель знакомит обучающихся с живописными материалами (краски, бумага, кисти), а также дает необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах. Задания расположены в программе по принципу от простого к сложному. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и наконец, в условиях воздушно-пространственной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время летней практики). Для закрепления навыков и знаний, полученных во время аудиторных занятий, обучающимся даются задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа предполагает самостоятельно выполнение дома схожего с аудиторным задания, выполнение упражнений к пройденным темам, натурных зарисовок. Время, предусмотренное на выполнение самостоятельной работы, может составлять до 50 % времени аудиторных занятий, с учетом необходимости выполнения домашних заданий по другим предметам СДШИ и значительным объемом самостоятельной работы в общеобразовательной школе. Самостоятельная работа по усмотрению преподавателя может быть заменена поездкой в музеи, галереи, посещением тематических выставок, просмотром фильмов, участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности СДШИ. Цели: 1. создание художественного образа постановки (творческая интерпретация постановки); 2. совершенствование навыков поэтапной работы над живописным натюрмортом. Обязательное использование композиционного и тонального эскиза; 3. совершенствование живописной техники, передача цветом и тоном объема предметов и фактуры; 4. моделирование цветом и тоном сложных складок; 5. передача цветом световоздушной среды; 6. передача предметов постановки во всей сложности цветовых нюансов, с сохранением их локального цвета; 7. поиск гармоничного колористического решения постановки; 8. подготовка обучающихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения, связанные с изобразительным искусством. 7 Первый год обучения Наименование тем Количество часов Аудиторные занятия 1 полугодие Раздел 1. Решение материальности, среды, освещения Тема: Этюд тематического натюрморта «Осень». Задание: натюрморт из сезонных овощей и фруктов с корзинкой. Задачи: совершенствование умений последовательной работы над живописным этюдом, умений гармонизации цветовых отношений, 1.1 организации колористического единства, передачи освещения, пространства, среды, плановости, формирование умений передачи формы, объема и материальности предметов, используя различные приемы работы акварелью. Материалы: альбом, формат А3, А4, акварель. 9 Тема: Тематический композиционный натюрморт с пейзажем. Задание: выполнение копии работы художника-пейзажиста. Задачи: научить применять полученные знания и умения в творческой 1.2 работе, научить использовать возможности творческого метода художников различных эпох и стилей, формировать умения осознанной работы в соответствии с замыслом. Материал: альбом, формат А2, гуашь. 12 Тема: Этюд натюрморта, поставленного на прямом свету. Задание: этюд натюрморта, поставленного на прямом свету. Задачи: совершенствование умений работы с особенностями прямого 1.3 освещения и способами его решения, научить применять законы цветоведения в практической работе. Материал: альбом, формат А2, гуашь. 9 Тема: Этюд натюрморта, поставленного против света. Задание: этюд бытового предмета, поставленного против света (контражур). Задачи: совершенствование умений работы с особенностями 1.4 контражурного освещения и способами его решения, научить применять законы цветоведения в практической работе. Материал: альбом, формат А2, акварель. 9 Этюд натюрморта с ограниченным освещением. Задание: освещение натюрморта естественное, ограниченное. Натюрморт состоит из 5-7 предметов. 1.5 Задачи: совершенствование умений работы с особенности ограниченного освещения и способами его решения, значение тонального и колористического единства при решении задач ограниченного освещения. Материал: альбом, формат А2, акварель. 9 48 2 полугодие Раздел 2. Решение сложной формы в среде 2.1 Тема: Этюд гипсового орнамента. Гризайль Задание: выполнить гризайлью этюд гипсового орнамента на подставке. 8 9 Задачи: познакомить со строением гипсового орнамента, показать особенности решения более сложной формы в среде, научить способам передачи строения формы с помощью тона, используя возможности живописи акварелью. Материал: альбом, формат А2, акварель. Тема: Натюрморт, с включением сложного гипсового орнамента. Задание: выполнить натюрморт стоящих из разных по высоте предметов и со сложным гипсовым орнаментом. Задачи: показать особенности решения сложной формы в среде с 2.2 использованием законов цветоведения, научить способам передачи строения формы с помощью цвета с использованием возможностей живописи акварелью. Материал: альбом, формат А2, акварель. 12 Тема: Натюрморт, состоящий из различных по материальности предметов. Задание: натюрморт, состоящий из различных по материальности предметов (стекло, металл, керамика, дерево) и разные по фактуре драпировки. 2.3 Задачи: формирование умений в решении материальности предметов, формировать умение применять различные приемы работы акварелью для передачи материальности предметов. Материал: альбом, формат А2, гуашь. 12 Тема: Декоративный натюрморт. Задание: Декоративный натюрморт с бытовыми предметами и ярким окружением. 2.4 Задачи: формирование умений в решении стилизации образа с акцентом на форму, цвет, фактуру. Плоскостно, декоративно и гармонично решить композицию листа беря за основу бытовые предметы и окружение. Материал: альбом, формат А2, гуашь. 9 Тема: Этюд натюрморта из 5-6 предметов и драпировок. Задание: этюд натюрморта из 5-6 предметов быта и драпировок (пространство углублено). Решение задач среды и пространства. Задачи: совершенствование умений последовательной работы над живописным этюдом, умений гармонизации цветовых отношений, 2.5 организации колористического единства, организации освещения, пространства, среды, плановости, формирование умений передачи формы, объема и материальности предметов с использованием различных приемов работы акварелью. Материал: альбом, формат А2, акварель. 9 51 99 Второй год обучения № Наименование тем Количеств о часов 1 полугодие Раздел 1. Различные цветовые гармонии 1.1 Тема: Многоцветная гармония. Задание: этюд натюрморта букета цветов в стеклянной вазе. Натюрморт в 9 6 технике аля-прима. Задачи: Восстановить навыки и умения работы акварелью. Выявить свежесть, точность цветовых и тональных отношений. Передать объем букета. Уточнить характерные особенности мазком. Передать цельность, декоративность колористического решения. Материалы: альбом, формат А2, А3, акварель. Тема: Гармония по насыщенности и светлоте. Задание: натюрморт из предметов различной насыщенности и материальности «На пороге осени». написать натюрморт с предметами различной материальности в основном в технике а-ла-прима. 1.2 Задачи: Передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство натюрморта с помощью тепло-холодных отношений. Передать материальность предметов лаконичными и доступными методами. Материалы: альбом, формат А2, А3, акварель. Тема: Гармония по насыщенности. Задание: этюды чучел животных. Написать этюды чучел животных в технике гуашевой или акварельной живописи. 1.3 Задачи: Грамотный поиск структурно-пластического решения. Передача формы объема и материальности предметов лаконичными и доступными методами. Материалы: альбом, формат А2, А3, гуашь. Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Задание: Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле. написать натюрморт с предметами различной материальности в технике многослойной живописи. 1.4 Задание: передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство натюрморта с помощью тепло-холодных отношений. Показать разнообразие оттенков одного цвета. Передать образ натюрморта. Материалы: альбом, формат А2, А3, гуашь. 12 9 15 Раздел 2. Гармония по общему цветовому тону и контрастности Тема: Фигура человека в национальном костюме. Задание: Этюд стоящего человека в национальном костюме. Написать стоящего человека на светлом фоне в технике а-ла-прима. Задача: повторить общие пропорции человека. Вспомнить об особенностях изображения человека в живописи. Передать большие 2.1 цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство с помощью тепло-холодных отношений. Выявить индивидуальные особенности модели. Добиться цельности изображения фигуры и пространства. Материалы: альбом, формат А2, А3, акварель. 9 51 2 полугодие Тема: Интерьер. Задание: Интерьер угла комнаты, класса или коридора. написать угол классной комнаты с одним-двумя человеками в технике многослойной 2.2 живописи. Задача: повторить общие пропорции человека. Вспомнить и проследить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов, передать это влияние с помощью тональных и тепло-холодных отношений. 10 15 Ритмически построить цветовые пятна. Добиться передачи глубокого пространства. Материалы: альбом, формат А2, А3, акварель. Раздел 3. Нюансная гармония. Тема: Натюрморт со складками и гипсовым орнаментом в интерьере. Задание: написать натюрморт с гипсовым орнаментом в технике многослойной живописи. Задачи: Передача цветом формы, материальности, фактуры предметов и 3.1 окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов, используя тональные и тепло-холодные отношения. Добиться передачи глубокого пространства и цельности всей работы. Материалы: альбом, формат А2, А3, акварель. 18 Раздел 4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности Тема: Тематический натюрморт. Задание: Натюрморт из предметов ясно выраженной тематической направленности (театр, балет, музыка), с нестандартной точки зрения (на полу, на уровне глаз, на высоком подиуме). Написать натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью в интерьере в технике многослойной живописи в сближенной цветовой гамме. 4.1 Задача: лепка цветовым мазком формы, материальности, фактуры предметов и окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов с помощью теплохолодных отношений. Добиться передачи осязаемости предметов. Выявить цельность тоновых и цветовых отношений. Материалы: альбом, формат А2, А3, гуашь. 18 51 102 Третий год обучения Наименование тем Количество часов Аудиторные занятия 1 полугодие Раздел 1. Решение взаимосвязи объекта и среды Тема: Натюрморт, состоящего из крупных предметов. Задание: Натюрморт, состоящего из крупных предметов, выполненный в технике гризайль. Задачи: совершенствовать умение последовательной работы над 1.1 живописным этюдом, показать способы решения крупной формы в среде, научить способам решения формы крупных предметов, освещения, материальности, среды, пространства. Материалы: альбом, формат А2, акварель. 12 Тема: Натюрморт из крупных предметов. Задание: Натюрморт из трех крупных и двух небольших предметов, 1.2 стоящих на различных пространственных плоскостях. Задачи: совершенствовать умение последовательной работы над 9 11 живописным этюдом, показать способы решения крупной формы в среде, научить способам решения формы крупных предметов, освещения, материальности, среды, пространства цветом с использованием законов цветоведения, применением различных приемов работы гуашью. Материалы: альбом, формат А2, гуашь. Раздел 2. Живописная организация интерьера Тема: Этюд интерьера. Задание: Этюд интерьера с передачей неглубокого пространства выполнено в технике гризайль. Задачи: совершенствовать умение последовательной работы над 2.1 живописным этюдом, показать значение тональных отношений для решения пространства интерьера, научить способам решения пространства, освещения, среды. Материалы: альбом, формат А3, А2, акварель. 9 Тема: Натюрморт из крупных предметов в интерьере. Задание: Натюрморт из крупных предметов в стоящих интерьере. Задачи: совершенствовать умение последовательной работы над живописным этюдом, научить использовать возможности колорита для 2.2 решения задач взаимосвязи натюрморта и интерьера, совершенствование умений в решении пространства интерьера, научить способам решения пространства, освещения, среды, умение моделировать форму сложных предметов цветом и тоном. Материалы: альбом, формат А2, акварель. 12 Тема: Этюд интерьера с лестницей. Задание: Этюд интерьера с лестницей (лестничной площадки), с использованием ограниченной цветовой палитры. Передача глубины в пространстве. 2.3 Задачи: совершенствовать умение последовательной работы над живописным этюдом, показать значение тональных отношений для решения пространства интерьера, научить способам решения пространства, освещения, среды. Материалы: альбом, формат А2, акварель. 9 51 2 полугодие Раздел 3. Решение сложной формы и среды средствами живописи. Тема: Натюрморт с передачей сложного пространства. Задание: Этюд сложного пространственного натюрморта, поставленного против света, состоящего из предметов, различных по материальности. Задачи: Формирование у учащихся уровня живописной культуры, технических навыков в работе акварелью, совершенствование умений последовательной работы над живописным этюдом. Совершенствование умений точно определять композицию листа в цвете, умений 3.1 гармонизации цветовых отношений, организации колористического единства. Формирование у учащихся умений передавать взаимосвязь предметов и пространства, умений в передаче освещения, пространства, среды, плановости, формирование умения использования приемов линейной и воздушной перспективы, формирование умений моделирования формы, объема и передачи материальности предметов цветом с использованием различных приемов работы акварелью, 12 15 формирование умений видеть и подчинять второстепенные задачи главным. Материалы: альбом, формат А2, гуашь. Тема: Тематический натюрморт. Задание: Этюд тематического натюрморта, состоящего из 5-6 предметов, различных по материальности, с выраженным освещением, углубленным пространством, вертикальными и горизонтальными складками в теплой или холодной гамме. Задачи: формирование у учащихся уровня живописной культуры, технических навыков в работе живописными материалами. Совершенствование умений точно определять композицию листа в цвете. Формирование умения выявлять главное, подчиняя ему второстепенное (режиссура листа). Совершенствование умения вести работу последовательно, цельно, уметь обобщать. Совершенствование умений учащихся организовать лист цветом. Формирование умений в передаче цвето-световоздушной перспективы. Формирование умений у 3.2 учащихся передавать связь предметов и пространства. Совершенствование умений передавать колористический строй натюрморта. Совершенствование умений найти характер цвета. Формирование умений моделирования сложной формы, объема и передачи материальности. Совершенствование умений выбирать живописный прием в зависимости от плановости, объема, фактуры. Формирование осознанного отношения учащихся к законам цветоведения: активное самостоятельное использование в работе полученных знаний в вопросах цветоведения, углубление понятий о воздушной перспективе, колорите. Формирование умений видеть и подчинять второстепенные задачи главным. Решение учащимися творческих задач с использованием в работе всего ранее изученного. Материалы: альбом, формат А2, гуашь. 15 Тема: Акварельные этюды натюрморта. Задание: выполнить три акварельных этюда натюрморта из 4-5 предметов, на каждую работу по 4 занятия. Задачи: Совершенствование умения вести работу последовательно, цельно, уметь обобщать в акварели. Формирование умений в передаче цвето-световоздушной перспективы. Формирование умений у учащихся 3.3 передавать связь предметов и пространства. Совершенствование умений выбирать живописный прием в зависимости от плановости, объема, фактуры и материала. Формирование умений видеть и подчинять второстепенные задачи главным. Решение учащимися творческих задач с использованием в работе всего ранее изученного за короткий промежуток времени. Материалы: альбом, формат А2, акварель. 12 Тема: Этюды натюрморта гуашью. Задание: выполнить три этюда натюрморта гуашью из 4-5 предметов, на каждую работу по 4 занятия. Задачи: Совершенствование умения вести работу последовательно, цельно, уметь обобщать в гуаши. Формирование умений в передаче 3.4 цвето-световоздушной перспективы. Формирование умений у учащихся передавать связь предметов и пространства. Совершенствование умений выбирать живописный прием в зависимости от плановости, объема, фактуры и материала. Формирование умений видеть и подчинять второстепенные задачи главным. Решение учащимися творческих задач 9 13 с использованием в работе всего ранее изученного за короткий промежуток времени. Материалы: альбом, формат А2, гуашь. 51 102 Требования к уровню подготовки обучающихся При завершении процесса обучения по предмету «Живопись» обучающийся должен знать свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества, художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя, а также уметь: выполнять задания по созданию и интерпретации гармоничного художественного образа натуры в трехмерной световоздушной среде; видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах выбирать способ исполнения, в зависимости от поставленной задачи; вести работу в различных живописных техниках и различными материалами; вести работу в соответствии с временным регламентом и живописной задачей каждого этапа; самостоятельно расставлять акценты в процессе работы над натурой; закончить работу в соответствии с поставленной живописной задачей; применять знания, полученные на уроках живописи и других дисциплинах. Формы и методы контроля, система оценок 1. Формы и методы контроля. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации: текущая – оценка качества знаний части изучаемой темы по готовым работам; тематическая – оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством готовых работ; промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие: итоговый просмотр (контрольный урок в I полугодии, экзамен – во II полугодии). итоговая - в конце третьего учебного года предполагает выполнение завершающего задания с проведение итогового просмотра выполненных работ за учебный год. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях за счет аудиторного времени. Формы поведения итогов: зачет (недифференцированный); контрольный урок (дифференцированный); итоговый просмотр; выставка Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся по итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся 14 выставляется итоговая оценка за полугодие. По усмотрению преподавателя оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – итоговый просмотр, оценка за который и заносится в свидетельство об окончании предмета «Живопись». Итоговая аттестация в форме выполнения тематического натюрморта с атрибутами искусства с проведением итогового просмотра выполненных работ. Экзамен предполагает самостоятельное выполнение задания «Тематический натюрморт» сложного многопланового натюрморта из 5-6 предметов быта, различных по материальности, с выраженным освещением, углубленным пространством, вертикальными и горизонтальными складками в теплой или холодной гамме. Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки обучающийся должен: грамотно расположить предметы в листе; точно передать пропорции предметов; поставить предметы на плоскость; правильно строить цветовые гармонии; умело использовать приемы работы с гуашью; передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность; добиться цельности в изображении натюрморта. 2. Критерии оценки. При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: находить образное и живописно-пластическое решение постановки; определять колорит; свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды; свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды; свободно владеть передачей материальности различных предметов. С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев; 3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев. Методическое обеспечение учебного процесса Программа предполагает последовательность в обучении темам (от простого к сложному), посильность ставящихся перед обучающимися задач, систематичность. Каждый урок перед обучающимся ставится конкретная учебная задача, и предлагаются способы ее решения. Уровень задач должен быть доступен, важно не противоречить природе видения ребенка, а постепенно развивать ее. При этом важно научить начинающего художника видеть и чувствовать натуру, а не слепо раскрашивать натюрморт. Проводится в форме просмотров работ обучающихся по итогам учебных полугодий за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие. По усмотрению преподавателя оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – итоговый просмотр, оценка за который и заносится в свидетельство об окончании предмета «Живопись». Итоговая аттестация в форме выполнения тематического натюрморта с атрибутами искусства с проведением итогового просмотра выполненных работ. Акварель – это технически очень сложный материал для начинающего художника, требующий определенного опыта, знаний и умений при создании живописных работ. Как правило, первые работы «расплываются», есть много тональных и цветовых неточностей. 15 Промахи в данном материале трудно исправить, не нанеся урона качеству. Как следствие появляется сухость и затертость, а живопись носит характер раскрашивания. Преподаватель должен обязательно показывать, как правильно писать этюды акварелью, поэтапность работы над этюдом (проводить мастер-классы), так как творческий процесс захватывает детей, вызывая у них желание творить. Полезно демонстрировать обучающимся лучшие учебные работы и методического фонда школы, периодически устраивать в классе выставки таких работ, а также текущих учебных этюдов. В конце урока должен проводиться просмотр работ, на котором обсуждаются успехи и неудачи учебных этюдов, анализируется степень выполнения поставленной задачи. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Класс оснащен натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. Материально-техническое обеспечение программы: Оборудование: Материалы: Методическое оснащение: Мольберты Планшеты Стулья Осветительные приборы Гипсовые слепки Натурный фонд Драпировки Натюрмортные столы Компьютер с устойчивым подключением к сети Интернет Установленные платформы Skype, Zoom, Telegram Бумага Баночки для воды Акварель Гуашь Кисти Карандаши Кнопки Фонд работ учащихся Наглядные пособия Репродукции работ мастеров Методическая литература Дидактический материал Методические разработки по предмету Творческие работы преподавателя Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы для возможного использования при переходе на дистанционное обучение: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education; ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online); ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/); ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/, http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/); цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/. 16 Список литературы. 1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974. 2. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1991. 3. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДТТТИ. - М., 2003. 4. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986. 5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. М.,1981. 6. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004. 7. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002. 8. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: АртРодник, 2004. 9. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992. 10. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977. 11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. 12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. 13. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2008. 14. Живопись: Учебное пособие для вузов./Н.П. Бесчаснов, В.Я. Кулаков, И.Н.Етор и др. – М.:Легпроибытиздат,1993. 15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. 16. Иванова О.В. Акварель: Практические советы. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 17. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968. 18. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992. 19. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996. 20. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. Ростов н/д: Феникс, 2007. 21. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003. 22. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. 23. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1982. 24. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975. 25. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. 26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, - 1996. 27. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997. 28. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. 29. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005. 30. Школа изобразительного искусства: Выпуск 3 – М.: Изобразительное искусство, 1989. 31. Школа изобразительного искусства: Выпуск 2 – М.: Изобразительное искусство, 1988. 32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974. 33. Ятухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985. 34. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999. 17