В.03. ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
В.00. Вариативная часть

Программа по учебному предмету

В.03
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

2024 г.

Разработчик:
О.Н. Леонова, преподаватель вокала МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори, высшая квалификационная
категория
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори;
В.В. Чунина, преподаватель хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори, высшая
квалификационная категория;
Михайлютенко Ю.Е. преподаватель теоретических и хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г.
Полярные Зори, первая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и
видеоматериалов
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой нотной литературы;

3

Пояснительная записка

I.

Характеристика

1.

учебного

предмета,

его

место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» разработана на
основе

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Хоровое пение».
Предмет «Вокальный ансамбль» направлен на получение учащимися
специальных знаний и навыков пения в ансамбле.
Предлагаемая программа ориентирована на изучении и практическом
освоении песенно-музыкального материала.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Хоровое пение» и находится в непосредственной связи с такими
предметами как: «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальный
инструмент».
Программа

разработана

с

учетом

обеспечения

преемственности

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а
также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации

в

сфере

культуры

и

искусства

в

условиях

многообразия

образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений. Основной
целью введения предмета «Вокальный ансамбль» является развитие у детей
музыкального вкуса и музыкальных способностей, при общении детей к основам
музыкальной культуры. Воспитание детей на вокальных традициях является
одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания
4

учащихся.

Обогатить

музыкальное

восприятие

детей.

Введенный

в

образовательную программу отделения хорового пения предмет «Вокальный
ансамбль» является как вспомогательный предмет к предмету «Хоровое пение».
Он содержит как обучающее так и ярко выраженное исполнительское начало.
Занятие в ансамбле пробуждает у учащихся интерес к вокальному искусству.
Песня это эффективная форма работы с детьми различного возраста но без
должной вокальной подготовки невозможно оценить вокальную культуру,
проникнуться к ней любовью. На начальном периоде обучения, в первом классе,
занятия вокальным ансамблем помогают формировать у учащихся начальные
вокально-хоровые навыки, начиная со второго класса, помимо учебных задач
вокальный ансамбль выполняет функцию «концертной единицы».
2. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести
лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Вокальный
ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

526

Количество часов на аудиторные занятия

263

Количество часов на внеаудиторную

263

(самостоятельную) работу

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Вокальный ансамбль» может
проводиться в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 2 человек).

5

Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении,
даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого
ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет средствами вокального искусства
раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося.
5. Цель и задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства, а также выявление наиболее способных учащихся и их
дальнейшая

подготовка

к

продолжению

музыкального

образования

в

профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования
по профилю предмета.
Задачи обучения:
Задачи предмета «Вокальный ансамбль» заключаются в том, чтобы на
основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и т.д.
расширить знания учащихся об истории родины ее певческой культуре и
вокальной культуры в целом. Воспитывать и прививать любовь и уважение к
духовному наследию пониманию и уважению певческих традиций. Предмет
«Вокальный ансамбль» решает одну из главных задач музыкального воспитания
детей – это задача вокального воспитания. Так как с системе вокально-хоровых
навыков программы первого класса вокальные навыки превалируют над
хоровыми. Задача научить учащихся:
- выстроить точную интонацию в ансамбле;
- петь без дирижера;
- слушать себя и соседа в ансамбле;
- художественно воспринимать музыку;
- развивать певческие навыки (точное интонирование, напевность голоса,
правильная артикуляция, четкая дикция);
- развивать чувство ритма;
- развивать навыки работы с текстом, в том числе и иностранном языке;
6

- учиться сценической культуре и выразительному исполнению.
На протяжении всего обучения развивать у учащихся голосовой аппарат
тембровые чувства, артистизм и выразительное выступление в малой вокальной
группе. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главной ин которых является сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения, движение под музыку,
добавление элементов импровизации и театрализации.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала погодам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с вокальным ансамблем, предложенная в программе,
универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной
культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики,
которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную
7

вокальную

культуру,

реализовать

методику

музыкально-эстетического

воспитания детей посредством ансамблевого исполнения. Содержание уроков
основано на изучении и развитии музыкальных способностей.
8. Описание материально-технических условий для реализации учебного
предмета
Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной
программы «Хоровое пение» учебного предмета «Вокальный ансамбль» перечень
аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-технического

обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий, концертный зал с роялем/фортепиано;
- звуко-техническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт
дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);
-

библиотеку и

помещения для

работы

со

специализированными

материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Вокальный ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 8 лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

32

33

33

33

33

33

33

33

1

1

1

1

1

1

1

1

всего

Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
Количество

часов

аудиторные занятия

на

8

(в неделю)
Общее количество часов
на аудиторные занятия

32

33

33

33

33

33

33

33

1

1

1

1

1

1

1

1

32

33

33

33

33

33

33

33

263

по годам
Количество

часов

внеаудиторные

на

занятия

(в неделю)
Общее

количество

внеаудиторных/самостоя
тельных занятий по
годам
Максимальное
количество

учебных 64

66

66

66

66

66

66

66

526

занятий в год
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Вокальный ансамбль»:
- вокально-хоровые занятия;
-постановка концертных номеров.
-аудио/видео демонстрация записей исполнения подлинных вокальных
ансамблей.
Первый год обучения.
Содержание курса.
Ознакомление учащихся с вокально-исполнительскими навыками.
Формирование

правильного

певческого

звука

прикрытого,

округленного, добиваться от учащихся «серебристого» звучания голос,

9

избегать форсированного, зажатого звучания. Особое внимание следует
уделять певческому дыханию. Мышцы тела должны находиться в свободноактивном состоянии. Объяснить детям, что вдох нужно брать быстро,
активно,

но

спокойно

овладевать

правильным

дыханием

помогут

разнообразные упражнения развивающие длительность выдоха, а также
дыхательная гимнастика. Необходимо научить детей слушать друг друга
вовремя пения спокойно стоять или сидеть при исполнении. В воспитании
навыков красивого ансамблевого звучания особая роль принадлежит дикции
и артикуляции. Обязательным условием этого этапа является развитие речи
это

дикционное

распевание.

При

подборе

репертуара

учитывать

индивидуальные особенности учащихся.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
первого года обучения.
В результате первого года обучения учащийся должен получить
элементарные представления о строении голосового аппарата, знать что
такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- правильное певческое формирование гласных в сочетании с
согласными;
- правильно вступать, выполнять музыкальные и вокальные ударения;
- смена дыхания в процессе пения;
- владение основами нотной грамоты;
- владение основами певческого дыхания.
Программа первого года обучения входит пение элементарных
вокальных упражнений с использованием интервалов б 2, м2, б3, м3, октава.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы «Вокальный ансамбль» направлен на
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание начальных основ песенного вокального искусства;
10

- знание характерных особенностей вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства,
художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки пения в ансамбле;
- навыки публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей
обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце 2
полугодия, т.к. исполнительский уровень еще недостаточно высок. Учащиеся
должны исполнить одно произведение характер может быть различным, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
11

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по
предмету «Вокальный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме
академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или
контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: контрольные уроки, зачеты.
Методические рекомендации.
Важное значение в обучении пению имеет овладение певческими
навыками. Следует на самых первых занятиях объяснить детям для чего
поется данное упражнение что следует добиваться в работе над ним.
Объяснить детям, что упражнения помогают овладеть певческими навыками,
которые необходимы для правильного красивого звучания. Песня должна
звучать интонационно чисто и выразительно. Для улучшения качества
интонации большое внимание следует уделять точному воспроизведению
первого звука. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у
учащихся вокальный слух. Основой пения – гласные звуки. От правильного
формирования гласных зависит красота тембра. У учащихся школьного
возраста тембр не ровный из–за «пестроты» гласных. В вокальных
упражнениях следует обращать внимание на формирование гласных А, У, Ю
– на длительность выдоха;
- на развитие артикуляции;
- на формирование ровности тембрового звучания.
При участии учащихся в конце слова согласные буквы произносить четко,
правильно открывать рот при пении, свободно опускать челюсть, правильно
распределять выдох до конца слова или небольшой фразы, не брать дыхание
в середине слова. В репертуарные планы вносить много произведений
кантиленного характера. Уделять большое значение выравнивание унисона.

12

Репертуарные списки.
1. Н.П. Елисеева, Ю. Синицына «Лесные тропинки»
2. Н. П. Елисеев «Песенка бабочки»
3. Я. Дубравин, сл. М. Наринского «Задорные чижи»
4. Я. Дубравин, сл. М. Наринского «Хомячок»
5. Я. Дубравин, сл. М. Наринского «Доктор»
6. Я. Дубравин, сл. Г. Бубель «Дождливая песенка»
7. Я. Дубравин, сл. В. Суслов «Совушка»
8. Я. Дубравин, сл. В. Суслов «Хмурый хорь»
9. Я. Дубравин, сл. В. Суслов «Капельки»
10. М. Ротерштейна, сл. народные «Тутушки»
11. М. Ротерштейна, сл. народные «Закличка дождя»
13. Б. Савельев, сл. А. Хайта «Все отлично»
1. «Разноцветные песенки» муз. И. Якушенко, сл. З. Петровой сборник песен для детей младшего возраста.
Изд. Москва – Музыка, 2005 г.
- «Белая песенка»
- «Синяя песенка»
- «Голубая песенка»
- «Розовая песенка»
2. «Чудеса в решете» песни для детей дошкольного возраста
муз. Ж. Металлиди, ст. И. Демьянова
- «Два кота»
- «Метелица»
- «Ладушки»
- «Спит луна»
3. «Сандалеты» муз. Ж. Металлиди, сл. О. Сердобольского
4. «Я лошадь вот такая» муз. Ж. Металлиди, сл. О. Сердобольского
5. «Хомячок» муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского
6. «Доктор» муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского
7. «Галчонок» муз. Н. Елисеева, сл. Ю. Синицина
13

8. «Про козлика» муз. Г. Струве, сл. В. Семернина из книги Струве Г.А.
«Ступеньки музыкальной грамотности» - Санкт-Петербург 1997 г.
9. «Скворушка» муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой из сборника
«С песенкой по лесенке» Т. Бырченко М.
изд. «Советский композитор» 1983 г.
10. «Пойте с нами песни» песни для детей младшего и среднего
возраста. Изд. «Композитор» Санкт – Петербург, 2003 г.
- «Подснежник» муз. В. Витлина, сл. В. Шумилина
- «Уходят в первый класс» муз. С. Вольфензона, сл. П. Кагановой
- «Мне сегодня весело» муз. Е. Веврика, сл. В. Суслова
Второй год обучения.
Содержание курса.
Закрепляются

приобретенные

вокальные

навыки,

усложняется

репертуар. В работу включается песни из мультфильмов. Продолжается
работа над правильным распределением дыхания с помощью дыхательной
гимнастики

и

различных

дикционные

распевания.

дыхательных

Стимулом

для

упражнений.
развития

Усложняются

дикции

является

упражнения, скороговорки, чтения текста с выражением. Развиваются
ритмические навыки. Повышается интерес к вокальному искусству.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
второго года обучения.
В результате второго года обучения учащийся должен научиться:
- владеть своим голосовым аппаратом;
- развивать диапазон;
- уметь правильно развивать гласные и согласные;
- осознавать чистоту интонации;
- уметь исполнять одноголосные произведения с недублирующим
вокальную партию аккомпанементом;
- правильно распределять дыхание во фразе.
14

Текущий контроль.
Отчетность проводить в форме классного концерта в конце первого и
второго полугодия. Учащиеся должны исполнить одно произведение которое
было выучено на уроках. Характер произведения может быть различным.
Лучшие номера можно представить на публичное выступление.
Критерии оценки качества исполнения.
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
Методические рекомендации.
На протяжении второго года обучения необходимо продолжить работу
над закреплением певческих навыков. Особую роль в работе нужно
уделять точному воспроизведению звучания, чистоте интонации.
Заставлять детей слушать себя и друг друга. Продолжать работу над
выравниванием гласных. В работу включать упражнения:
- на удлинение выдоха;
- на легкость и подвижность голоса;
- на чистоту интонации;
- на четкость дикции.
Приучать учащихся присоединять согласные в конце слова к
следующему слогу. В работу включать элементы двухголосия.
Включать в репертуар вокальные произведения на расширение
диапазона голосов, на развитие динамики исполнения. Дети должны
уметь сольфеджировать не сложные произведения.
Репертуарный список.
1. Шаинский В.А. Чьи песни ты поешь – М: Музыка, 1978 «Улыбка»
(из м/ф «Крошка Енот). Муз. В.Я. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
2. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности – СП.б, 1997 г.
15

«Пестрый колпачок» муз. Г.А. Струве, сл. Н. Соловьевой.
«Про козлика» муз. Г.А. Струве, сл. В. Семернина.
«Рыжий пес» муз. Г.А. Струве, сл. В. Степанова.
3. Музыка в школе. Вып. 1 – М. Музыка, 2004
«Задорные чижи» муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского.
«Хомячок» муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского
«Доктор» муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского
«Дождливая песенка» муз. Я Дубравина, сл. Г. Бубель.
«Хмурый хорь» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
«Совушка» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
«Капельки» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
4. Елисеев Н.П. Песенки бабочки: Песенки для детей. – М.: ТОО
АНКО, 1993 г.
«Лесные тропинки» муз. Н.П. Елисеева, сл. Ю. Синицина.
«В школу» муз. Н.П. Елисеева, сл. О. Высотской.
5. Чебурашка.: Песни и музыка из мультфильмов.
Вып. 7 – М.: Советский композитор, 1989 г.
«Все отлично» (из м/ф «Поликлиника кота Леопольда»)
муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта
6. Антология советской песни – М.: Музыка, 1987 г.
«Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. Н. Сапанской.

Третий год обучения.
Содержание курса.
На

третьем

году

обучения

начинает

обозначаться

вокальная

принадлежность голоса. Начинают приобретаться исполнительские
навыки. В репертуар включаются произведения на

два

романсы.

и

Необходимые

теоретические

понятия

голоса,
сведения

воплощаются по разному. Умение применять знания теоретического
16

материала на практике. Умение сольфеджировать. Большое внимание
уделяется постановки голоса и поведению на сцене. Для лучшего
понимания

и

взаимодействия

в

программу

для

исполнения

предлагаются полюбившиеся произведения. Все это помогает юным
вокалистам в шутливой, незамысловатой работе постичь великий
смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным
инструментом - голосом.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
третьего года обучения.
В результате третьего года обучения учащийся должен научиться
проявлять свои вокальные навыки:
- развитие диапазона;
- интонационные упражнения;
- уметь исполнять произведения с трудным ритмическим рисунком.
- уметь исполнять и определять характерные черты музыкального
образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме т. д.
- импровизировать движение под музыку;
- пение a - capella в унисон;
- фрагментарное пение в терцию;
- исполнять двухголосное произведение, умение вслушиваться в
двухголосную партитуру.
Текущий контроль.
Желательно произвести отчетность в форме классного концерта в
конце первого и второго полугодия. Учащиеся должны исполнить одно
произведение в первом полугодии и два различных по характеру и
сложности во втором полугодии.
Критерии оценки качества исполнения.
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
17

- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
Методические рекомендации.
Весь третий учебный год продолжать работу над закреплением
вокально - певческих навыков. Следить за опорным дыханием певческой
позицией, за точным интонированием. Совершенствовать навыки цепного
дыхания. Продолжать работу над подвижностью артикуляционного аппарата
за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и
четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстром
и медленном темпах. Добиваться четкого произношения в различных
нюансах. Следить за совершенствованием строя. Особое внимание следует
уделять пению а- capella. В работу распевания включать элементы
трехголосия, пение аккордов. Уметь владеть различной атакой звука.
Научиться работать над собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса. Работа над выразительностью
исполнения. Работа над расширением диапазона голоса.
Репертуарный список.
1. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. – СП. б, 1997 г.
Сюита «Песенки – картинки»: Веселая песенка
Грустная песенка
Тихая песенка
Громкая песенка
Медленная песенка
Быстрая песенка
Здравствуй лето
Песенка о гамме
2. Соколова О.п. Двухголосное пение в младшем хоре.
– М.: Музыка, 1987 г.
«Закличка дождя» муз. М. Ройтерщтейна, сл. народные.
«Тутушки» муз. М. Ройтерщтейна, сл. народные
18

«Солнце испугалось»муз. М. Ройтерщтейна, сл. народные
«До чего дошел прогресс» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
«Песенка о лете» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
«Ласточка» муз. Е. Крылатова, сл. И. Шаферана.
3. Шаинский В.Я. Чьи песни ты поешь. – М.: Музыка, 1978
«Чунга – чанга» (из м/ф Катерок») муз. В.Я. Шаинского,
сл. Ю. Энтина
«Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету»)
муз. В.Я. Шаинского, сл. М. Танича.
4. Улыбка.: Популярные песни из детских м/ф и к/ф – М.:
Советский композитор, 1989 г.
«Колыбельная медведицы». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.
5. Музыка в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 2004 г.
«Прятки» муз. Я Дубравина, сл. Г. Прусова.
«Морская песенка» муз. Я. Дубравина, сл. Г. Бубель.
«Шагает первомай» муз. Я Дубравина, сл. Г. Бубель.
«Летняя песенка» муз. Я Дубравина, сл. А. Фаткина.
«Слезолей» муз. Я Дубравина, сл. И. Резникова.
«Поросята» муз. Я Дубравина, сл. Л. Барбас.

Четвертый год обучения.
Содержание курса.
К четвертому году обучения обозначается вокальная принадлежность.
Повышается исполнительское мастерство. Дети становятся старше и более
серьезными. Более осознано применяют полученные знания и навыки.
Свободно держатся на сцене. Появляется чувство «ансамбля», чувство
ответственности за качество исполнения. В репертуар включается различные
произведения – это классика, песни, посвященные школьной тематике, а
также произведения, которые нравятся учащимся. Занятие в ансамбле
19

подкрепляет и развивает интерес к вокальному искусству, что дает
возможность,

основываясь

музыкальную

культуру.

произведениями,

на

симпатиях

Помимо

учащиеся

учащихся

работы

продолжают

над

развивать

их

программными

знакомиться

с

–

великими

вокалистами прошлого и настоящего. Слушать записи на компакт-дисках и
кассетах.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
четвертого года обучения.
В результате четвертого года обучения учащийся должен научиться
применять свои навыки в вокальной работе:
- петь в ансамбле чисто по качеству звука, легко,

мягко

непринужденно;
- пение a – capella на два голоса;
- уметь петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;
- знать жанр вокальной музыки;
- петь в ансамбле произведения с различным ритмическим рисунком;
- свободно держаться на сцене, осознано управлять своим голосом.
Текущий контроль.
За четвертый год обучения учащиеся получают большой объем
сценической практики. Желательно произвести отчетность в форме
классного концерта в конце первого и второго полугодия. Учащиеся
должны исполнить одно произведение в первом полугодии и два
различных по характеру и сложности во втором полугодии.
Критерии оценки качества исполнения.
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.

20

Методические рекомендации.
К концу четвертого года пение в ансамбле более ярко проявляются
творческие

способности

каждого

обучающегося.

Дети

много

выступают, принимают активное участие в школьных мероприятиях,
концертах,

фестивалях,

конкурсах.

Продолжается

работа

над

произведениями a – capella. Расширение музыкального кругозора
учащихся

происходит

через

ознакомление

с

вокальными

произведениями степень трудности, которых должна соответствовать
возможностям учащихся;
- учащиеся должны развивать вокальные навыки (всегда
работать над чистотой интонации, над свободным дыханием,
звукообразование, штрихами);
- развивать и закреплять навыки пения вокального ансамбля;
- петь свою партию в соответствии с общим исполнительским планом;
- добиваться тембрового слияния, единства динамических оценок,
темпа, его изменений, гибкости и выразительности фразировки.
Вокальная музыка располагает большим количеством произведений
написанных

для

Большинство

из

различных
них

составов

предполагает

вокальных

наличие

ансамблей.

профессиональных

вокальных голосов, что создает определенные сложности в подборе
репертуара, так как певческие возможности детей ограничены.
Репертуарный список.
1. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. – СП/б, 1997 г.
«Колобок» муз. Г.А. Струве, сл. В. Татаринов.
«Лунные коты» муз. Г.А. Струве, сл. В. Семернина.
2. Огромный дом. – СПб.: Композитор, 1996 г.
«Про весну» муз. Я. Дубравина, сл. Г. Бубель.
3. Чебурашка.: Песни и музыка из мультфильмов. Вып. 7.
– М.: Советский композитор, 1989 г.
21

«Песня о картинах» муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера.
4. Здравствуй детский фестиваль. – М.: Современная музыка, 2003 г.
«Кто луг раскрасил» муз. С. Красина, сл. Г. Ходырева.
«Валенки» муз. С. Красина, сл. Г. Ходырева.
«Дождь на танец приглашает» муз. Т. Дмитриевой, сл. С. Красина.
«Мода на веснушки» муз. С. Красина, сл. С. Красина
«Струна души» муз. С. Красина, сл. С. Красина
5. Музыка в школе. Вып. 2. Сост.: Л.Н. Уколова, М.С. Осеннева. –
М.: Музыка, 2005 г.
6. Шире круг. – М.: Советский композитор, 1991 г.
«Лесная песнь» муз. Э. Григ, сл. Кр. Винтера.
«Айболит» муз. О. Фелацмана, сл. М. Рябинина.
«Дом на колесах» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
7. Огромный дом. – СПб.: Композитор, 1996 г.
«Когда играет музыкант» муз. Н. Елисеева, сл. Н. Пляцковского.
8. Крылатов Е. Крылатые качели.: Музыкальный сборник.
– М.: Дрофа, 2001 г.
«Школьный романс» муз. Е. Крылатова, сл. Н. Пляцковского.
«Колокола» (из т/ф «Приключение Электроника») муз. Е. Крылатова,
сл. Ю. Энтина.
«Будь со мною» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Пятый год обучения.
Содержание курса.
Программа «Вокальный ансамбль» согласуется с программой по
предмету «Хоровое пение» являясь его вариативной формой.
Закрепляет и обобщает знания учащихся, помогая этим знаниям
обрести форму практических умений. Пятый год обучения
предполагает более осознанное использование полученных знаний за
весь период обучения. Закрепляется интерес к вокальному искусству.
22

Познается жанровое многообразие вокального творчества
композиторов. Ученики продолжают знакомство с лучшими образцами
песенного и романсового творчества западно-европейских, русских и
современных композиторов. Это воспитывает эстетический вкус,
помогает ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
пятого года обучения.
В результате пятого года обучения учащийся должен научиться
применять свои знания и навыки в вокальной работе:
- уметь чисто интонировать;
- владеть широким певческим дыханием;
- хорошо ориентироваться в жанровом многообразии вокальной
музыки;
- уметь свободно исполнять произведения с различным ритмическим
рисунком;
- осознано управлять своим голосом, свободно держаться на сцене.
Текущий контроль.
К пятому году обучения учащиеся много выступают. Получают
определенные навыки поведения на сцене. Имеют хорошую
сценическую практику. Отчетность проводить в форме классного
концерта в первом полугодии и школьного концерта во втором
полугодии, на котором учащиеся исполняют одно – два произведения
выученных на занятиях.
Критерии оценки качества исполнения
Критерии оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание своей вокальной партии;
- стремление к соответствующей стилю манере исполнения;
- эмоциональность и выразительность исполнения.
- соответствие художественному образу песни.
23

Методические рекомендации.
К пятому году обучения учащиеся много выступают. Принимают
активное участие в конкурсной и концертной деятельности. Дети поют
двухголосное и трехголосное ансамблевое произведение. В программу
включаются произведения соответствующие возможности учащихся.
Поют духовную музыку. Учащиеся должны:
- продолжать закреплять свои вокальные навыки;
- хорошо владеть навыками цепного дыхания;
- закреплять навыки пения в вокальном ансамбле;
- уметь анализировать исполняемые произведения;
- осознавать чувство лада;
- уметь применять полученные знания при исполнении.
Репертуарные списки.
1. Огромный дом. – СПб.: Композитор, 1996 г.
«Сочинение о весне» муз. Я Дубравина, сл. Н. Просторовой.
2. Поет Детская хоровая студия «Веснянка».
Автор – сост.: Л.П. Дуганова, Л.В.Алдакова. – М.: Владос, 2002 г.
«Песочный человечек» муз. И. Брамса.
«Веснянка» Японская народная песня
«Веснянка» муз. В. рубина, сл. народные.
3. Хрестоматия русской народной песни. – М.: Музыка, 2004 г.
«Сеяли девушки яровой хмель» муз. А. Гречанинова, сл. народные.
«А я по лугу» Русская народная песня.
«Ой кулики, жаворонушки». Русская народная песня.
«Весна» муз. А. Гречанинова, сл. народные.
4. Музыка в школе. Вып. 2. Сост. Л.Н. Уколова, М.С. Осеннева.
– М.: Музыка, 2005 г.
«Песня о маленьком трубаче» муз. и сл. С. Никитина.
«Музыка» муз. Ю. Калныныша, сл. В. Пурвса.
24

«Колыбельная» муз. и сл. С. Танеева.
«Акварель» муз. Т. Попова.
Шестой год обучения.
Содержание курса.
Вокально-хоровая работа.
Продолжается развитие диапазона. Исполняются интонационные
упражнения. Увеличивается объем дыхания.
Закрепление академической манеры пения.
Работа над двух - трехголосными произведениями.
В репертуар включать романсы, произведения зарубежных и русских
композиторов

–

классиков.

Учащиеся

должны

свободно

сольфеджировать. Осмысленно осознавать вою вокальную партию.
Закреплять и развивать навыки сценического искусства.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
шестого года обучения.
В результате шестого года обучения учащийся должен:
- проявить свои вокальные умения;
- исполнять произведения со сложным ритмическим рисунком
(синкопа, залигованные длительности, пунктирный ритм);
- уметь определять и исполнять характерные черты музыкального
образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме т.д.;
- слышать свой голос в ансамбле.
Текущий контроль.
Так как к шестому году обучения учащиеся уже получили
определенный опыт сценических выступлений текущий контроль
проводить в форме школьного концерта в конце первого и второго
полугодия. Учащиеся должны исполнить два произведения различных
по характеру и сложности.

25

Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание вокальной партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- эмоциональность исполнения в ансамбле;
- соответствие художественному образу музыкального произведения.
По итогам исполнения программы учащимся выставляется оценка по
пятибалльной шкале.
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)

Таблица 3
Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может
быть
названо
концертным.
Яркое
выступление,
блестящая,
отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые
признаки,
ансамблевая
стройность,
выразительность и убедительность
артистического облика в целом
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением,
но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных.
Слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные
и технические данные, но очевидны
серьёзные недостатки звуковедения, вялость
или закрепощенность артикуляционного
аппарата. Недостаточность художественного
мышления и отсутствие должного слухового
контроля. Ансамблевое взаимодействие на
низком уровне
Очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с
большим количеством разного рода ошибок.
Отсутствует ансамблевое взаимодействие
26

Методические рекомендации
Весь

учебный

год

продолжать

работу

над

закреплением

и

усовершенствованием вокально-певческих навыков. Следить за точностью
интонации, певческим дыханием. Работать над подвижностью артикуляционного
аппарата, более выразительной динамикой, совершенствованием строя. Уметь
владеть различной атакой звука. Продолжать развивать дикционные навыки в
различных темпах.
Репертуарный список.
1. Музыка в школе. Вып. 2 – М.: Музыка, 2005 г.
«Венецианская ночь» муз. М. Глинки, сл. И. Козлова.
«Я вас любил» муз. Б. Шереметьева, сл. неизвестного автора.
«Два дуэта» из оперы «Пиковая дама» муз. П. Чайковского,
сл. А. Пушкина.
«Дуэт и квартет» из оперы «Евгений Онегин» мух. П. Чайковского,
сл. А. Пушкина.
«Дуэт и терцет» из оперы «Орфей» муз. К-В. Глюка.
«Жил – был на свете мальчик» муз. В.А. Моцарта, сл. К. Алемасовой.
«Терцет» из оперы «Волшебная флейта» муз. В.А. Моцарта,
русский текст А. Алейкиной.
2. Поет Детская хоровая студия «Веснянка».
Автор – сост. Л.П. Дуганова, Л.В. Алдакова. – М.: Владос, 2002 г.
«Зимний вечер» муз. А. Даргомыжского, сл. А. Пушкина.
«Озеро» муз. М. Парцхаладзе, сл. Б. Купаташвили
(перевод с грузинского А. Гурина)
«Ты рябина ли» Русская народная песня.
«Американская Рождественская колыбельная»
3. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора.
Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В. Аверина.
27

«Тропарь Рождества Христова».
«С нами Бог» Знаменитый распев XVII века.
Седьмой год обучения.
Содержание курса.
Вокально-хоровая работа.
Развитие диапазона голоса. Сложные интонационные упражнения.
Правильная постановка певческого дыхания.
Закрепление академической манеры пения.
Работа над двух - трехголосными произведениями.
В репертуар включать романсы, произведения зарубежных и русских
композиторов

–

классиков.

Учащиеся

должны

свободно

сольфеджировать. Осмысленно осознавать вою вокальную партию.
Закреплять и развивать навыки сценического искусства. Петь много
упражнений и песен a – capella. Освоение стилевых особенностей.
Исполнять вокальные произведения с сопровождением музыкального
инструмента (гитара, виолончель и т.д.) в работе использовать сольный
запев и подхват всем ансамблем. Учащиеся продолжают знакомство с
лучшими образцами вокального исполнения.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
седьмого года обучения.
В результате седьмого года обучения учащийся должен:
- проявить свои вокальные умения;
- исполнять произведения со сложным ритмическим рисунком
(синкопа, залигованные длительности, пунктирный ритм);
- уметь определять и исполнять характерные черты музыкального
образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме т.д.;
- слышать свой голос в ансамбле.
Текущий контроль.
28

Так как к седьмому году обучения учащиеся уже получили
определенный опыт сценических выступлений текущий контроль
проводить в форме школьного концерта в конце первого и второго
полугодия. Учащиеся должны исполнить два произведения различных
по характеру и сложности.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание вокальной партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- эмоциональность исполнения в ансамбле;
- соответствие художественному образу музыкального произведения.
По итогам исполнения программы учащимся выставляется оценка по
пятибалльной шкале.

Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

Таблица 4
Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может
быть
названо
концертным.
Яркое
выступление,
блестящая,
отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые
признаки,
ансамблевая
стройность,
выразительность и убедительность
артистического облика в целом
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением,
но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных.
Слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные
и технические данные, но очевидны
серьёзные недостатки звуковедения, вялость
29

2
(«неудовлетворительно»)

или закрепощенность артикуляционного
аппарата. Недостаточность художественного
мышления и отсутствие должного слухового
контроля. Ансамблевое взаимодействие на
низком уровне
Очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с
большим количеством разного рода ошибок.
Отсутствует ансамблевое взаимодействие

Методические рекомендации
Весь

учебный

год

продолжать

работу

над

закреплением

и

усовершенствованием вокально-певческих навыков. Следить за точностью
интонации, певческим дыханием. Работать над подвижностью артикуляционного
аппарата, более выразительной динамикой, совершенствованием строя. Уметь
владеть различной атакой звука. Продолжать развивать дикционные навыки в
различных темпах используя упражнения развивающие звукообразующие органы
(язык, губы, гортань, челюсть). Упражнения на фрагментарные удаления и
сближения голосов – принцип веера. Программа разнообразна и интересна в
применении. Принципиальной установкой программы является отсутствие
назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Репертуарный список.
1. Здравствуй детский фестиваль». – М. Современная музыка. 2003 г.
песни из сборника.
«Валенки» муз. с. Красина, сл. Г. Ходырева.
«Все весной» муз. С. Красина, сл. Т. Дмитриевой.
«Дождь на танец приглашает» муз. С. Красина, сл. Т. Дмитриевой
2. Поет Детская хоровая студия «Веснянка». Автор - сост. Л.П. Дуганова,
Л.В. Алдакова. – М.: Владос, 2002 г.
30

«Чудная картина» муз. Соснина, сл. А. Фета.
«Воскресение Твое Христе» Стихира знаменитого распева 17 века.
3. «С нами Бог» знаменитая распева 17 века.
4. Распойду я, выйду я» Р.н.п., обр. А. Чернецова.
5. «Светит светел месяц» Р.н.п., обр. В. Попова.
6. В дымке – невидимке» мух. С. Танеева, сл. А. Фета.
7. «Баркарола» муз. Ф. Шуберта, сл. Ф.Л. Штольберга, перевод А. Плещеева
8. «Раным рано. Волшебная песня. Смоленская область, обр. А. Чернецова.
9. «Счастлив тот, кому забавы» муз. А. Алябьева, сл. В. Жуковского из
«Лирического альбома» автор Л.И. Чутова. Вокальные ансамбли русских
композиторов. М. Владос 2004 г.
10. «Зимняя дорога» муз. А. Алябьева, сл. А. Пушкина.
Восьмой год обучения.
Содержание курса.
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона голоса.
Сложные интонационные упражнения.
Закрепление навыков широкого певческого дыхания.
Закрепление академической манеры пения.
Работа над двух - трехголосными произведениями.
В репертуар включать романсы, произведения зарубежных и русских
композиторов

–

классиков.

Учащиеся

должны

свободно

сольфеджировать. Осмысленно осознавать свою вокальную партию.
Закреплять и развивать навыки сценического искусства. Петь много
упражнений и песен a – capella. Освоение стилевых особенностей.
Исполнять сложные вокальные произведения в сопровождении с
различным

музыкальным

инструментом.

Учащиеся

продолжают

знакомство с лучшими образцами вокального исполнения.
Объем теоретических знаний практических умений и навыков
восьмого года обучения.
31

В результате восьмого года обучения учащийся должен:
- проявить свои вокальные умения;
- исполнять произведения со сложным ритмическим рисунком;
- уметь определять и исполнять характерные черты музыкального
образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме т.д.;
- уверенно владеть своим голосом и слышать его в ансамбле.
Текущий контроль.
Так как к восьмому году обучения учащиеся имеют большой опыт
сценических выступлений текущий контроль проводить в форме
школьного концерта в конце первого и второго полугодия. Учащиеся
должны исполнить два произведения различных по характеру и
сложности.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание вокальной партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- эмоциональность и выразительность исполнения в ансамбле;
- соответствие художественному образу музыкального произведения.
По итогам исполнения программы учащимся выставляется оценка по
пятибалльной шкале.
Оценка
5 («отлично»)

Таблица 5
Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может
быть
названо
концертным.
Яркое
выступление,
блестящая,
отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые
признаки,
ансамблевая
стройность,
выразительность
и
убедительность

32

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)

артистического облика в целом
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением,
но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных.
Слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные
и технические данные, но очевидны
серьёзные недостатки звуковедения, вялость
или закрепощенность артикуляционного
аппарата. Недостаточность художественного
мышления и отсутствие должного слухового
контроля. Ансамблевое взаимодействие на
низком уровне
Очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с
большим количеством разного рода ошибок.
Отсутствует ансамблевое взаимодействие

Методические рекомендации
Весь

учебный

год

продолжать

работу

над

закреплением

и

усовершенствованием вокально-певческих навыков. Следить за точностью
интонации, певческим дыханием. Работать над подвижностью артикуляционного
аппарата, более выразительной динамикой, совершенствованием строя. Уметь
владеть различной атакой звука. Продолжать закреплять дикционные навыки в
различных темпах. Программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и
прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Репертуарный список.
1. «Здравствуй детский фестиваль» - М. Современная музыка. 2003 г.
«Струна души» муз. С. Красина, сл. С. Красина
«Сказочный лес» муз. и сл. С. Красина
33

«Березовая роща» муз. С. Красина, сл. Г. Ходырева.
2. Поет детская хоровая студия «Веснянка» автор – сост. Л.П. Дуганова, Л.В.
Алдакова. М.: Владос, 2002 г.
«Есть в осени первоначальной» муз. С. Соснина, сл. Ф. Тютчева Из
цикла «Слова Жака Превера» муз. М. Ройтерштейна,
перевод Л. Цывьяна.
«Леший» муз. О. Юдахиной, сл. С. Клочкова.
«Раным – рано». Волшебная песня. Смоленской области, обр.
А. Чернецова.
3. «Романс о свече» муз. и сл. В. Огороднова.
4. «Ave Maria» муз. В. Огороднова.
5. «Я на камушке сижу» Р.н.п., обр. В. Огороднова.
6. Лирический альбом вокальные ансамбли русских композиторов.
Автор – сост. Л.И. Чустова. М.: Владос, 2004 г.
«Радость душечка» муз. А. Гурилева, сл. П. Вяземского
«Тройка» муз. П. Булахова, сл. П. Вяземского.
«Не шуми ты рожь, спелым колосом» муз. А. Гурилева, сл. А. Кольцова.
«Талисман» муз. Н. Титова, сл. А. Пушкина.
«Последние цветы» муз. Ц. Кюи, сл. А. Пушкина.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».