В.02. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
В.00. Вариативная часть

Программа по учебному предмету

В.02
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

2024 г.

Разработчик:
О.Н. Леонова, преподаватель вокала МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори, высшая
квалификационная категория
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори;
В.В. Чунина, преподаватель хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори, высшая
квалификационная категория;
Михайлютенко Ю.Е. преподаватель теоретических и хоровых дисциплин МБУ ДО ДШИ г.
Полярные Зори, первая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета «Постановка голоса»
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
II.

- Требования по годам (этапам) обучения;
I I I . Требования к уровню подготовки обучающихся I
V . Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;

1. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми
умений и навыков в области вокального искусства, на эстетическое воспитание и
художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации.
2. Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»
Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести
лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет (со 2 по 8 классы). Срок
освоения учебного предмета «Постановка голоса» может быть увеличен на один
год при 9-летнем сроке реализации образовательной программы «Хоровое пение».
3. Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Постановка
голоса»:
На освоение предмета «Постановка голоса» по учебному плану предлагается
1 час аудиторных занятий в неделю с 2 по 8 класс, 2 час аудиторных занятий в
неделю в 9 классе. Программа учебного предмета предусматривает обязательную
самостоятельную работу учащегося. Домашняя работа должна строиться в
соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической,
контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 1 час в
неделю.
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

8 лет
462
231

9 год
528
264

231

263

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных занятий – индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета «Постановка голоса»

Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося, а также выявление
наиболее одаренных детей в области вокального исполнительства.
Задачи:
  развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
 артистизма;
  формирование умений и навыков вокального исполнительства;

 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и
 чтению нот с листа;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
 выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Постановка голоса»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные
требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;

 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
  словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);




 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
 прослушивание записей выдающихся вокалистов и посещение концертов
для повышения общего уровня развития обучающихся;



 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Постановка голоса»
Для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса»
должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые
включают в себя: концертный зал с концертным роялем или фортепиано,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Постановка голоса»
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Постановка голоса», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Продолжительность
учебных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

33

-

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

1

1

1

1

1

-

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимальная учебная
нагрузка (в неделю)

-

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимальная учебная
нагрузка (в год)

-

66

66

66

66

66

66

66

66

Аудиторные
занятия
Внеаудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная
учебная
нагрузка по годам

Общее количество часов
на аудиторные занятия
Общее количество часов
на внеаудиторную

231
231

(самостоятельную) работу

Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения

462

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на

учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы: выполнение
домашнего задания; подготовка к
концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Требования по годам (этапам) обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные
концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции
в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие
в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год по предмету «Постановка голоса» должно быть пройдено
примерно следующее количество произведений:
1-2 год обучения:
2-3 народные песни
3-5 произведений (разноплановые)
3-4 год обучения:
2-3 народные песни
3-5 произведений (разнохарактерные)
5-6 год обучения:
1-2 вокализа ( для продвинутых учащихся)
1-2 народные песни
1 несложный романс
4-5 произведений (разнохарактерные)
7-8 год обучения:
1-2 вокализа (для продвинутых учащихся)
1- 2 народные песни
1-2 романса
4-5 произведений (разнохарактерные, разностилевые )
Основные принципы подбора репертуара:
Художественная ценность произведения.
Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

Решение учебных задач.
Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
произведениями современных композиторов и народными песнями различных
жанров).
Создание художественного образа произведения, выявление идейноэмоционального смысла.
Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по
техническим навыкам.
Разнообразие:а) по стилю; б) по содержанию;в) темпу, нюансировке; г) по
сложности.
Примерный репертуарный список
Русская народная песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»
Руссская народная песня, обр. В. Кикты «В темном лесе»
Руссская народная песня, обр. П.Чайковского «Речка»
Русская народная песня Обр. А. Гурилева .Как у нас во садочке.
Белорусская народная песня. Сел комарик на дубочек.
Английская народная песня, обр. А.Моффита «Про котят»
Немецкая народная песня, обр. В.Каратыгина «Весна»
Немецкая народная песня, обр.И. Брамса . Спящая красавица. Божия коровка.
Песочный человечек.
Швейцарская народная песня. Обр. Р.Гунда . Кукушка.
Неаполитанская народная песня. Обр. В. Мельо. Колыбельная песня.
И.С. Бах. За рекою старый дом.
Б. Флис. Колыбельная песня.
В.А. Моцарт .Тоска по весне. Детские игры. Довольство жизнью.
Л.ван Бетховен. Малиновка.
Ф.Шуберт. Полевая розочка. Колыбельная песня.
И.Брамс. Петрушка. Колыбельная песня.
Э.Григ. Детская песенка. Лесная песня.
Ж.Б. Векерлен, Менуэт Экзоде. Пастушка- резвушка.
Девы спешите. Приди поскорее, весна.
А.Аренский, сл. А.Майкова . Расскажи, мотылек
А.Гречанинов. Про теленочка. Ц.Кюи. Белка.
Осень. Лето.
М.Мусоргский. Вечерняя песня.
А.Даргомыжский. Летал соловьюшка.
А.Аренский. Комар один задумавшись.
П.Чайковский. Мой Лизочек.

Контрольно-зачетные требования.
Аттестация в каждой четверти и за год
(оценка)
Контрольные прослушивания в 1 и 2 полугодии (1-2 произведения)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса»,
являются следующие знания, умения, навыки:
  наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству
  знание начальных основ вокального искусства,


 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;

 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива;

  знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
  обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
  умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
 высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому
исполнительству;

 профессиональное самоопределение одаренных детей в области
музыкально-хорового образования;

 творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых
коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертномассовых мероприятиях.
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля
успеваемости
являются:
систематичность,
учёт
индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной
дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может
носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется
регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление

учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с
целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае,
если по предмету «Постановка голоса» промежуточная аттестация
проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены
к зачетам или контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: контрольные уроки, зачеты.
Зачёт проводится 1 раз в полугодие. На зачёте обучающиеся исполняют 2
разнохарактерных произведения.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам выступления на зачете, контрольном уроке или
концерте
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение вокальных произведений
соответствующих году обучения, учитывается
чистота интонации, четкая дикция, музыкальность, артистизм,
художественная трактовка образа и стиля исполнения сочинения

4 («хорошо»)

вокальные произведения соответствуют репертуару возрастных и
индивидуальных возможностей исполнителя; грамотное
исполнение с наличием незначительных недочетов; неполное
донесение художественного образа и стиля исполнения сочинения,
недостачно эмоциональное пение. Произведения исполняются
невыразительно

3(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении
обнаружено плохое знание литературного текста, много
технических и фразировочных ошибок

2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть текста, подразумевающее плохую посещаемость
занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения
является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или
иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества
исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую
функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа учебного предмета «Постановка голоса» основана на
следующих педагогических принципах:



соответствие содержания, методики обучения и воспитания
уровню психофизиологического развития учащихся;

комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство
требований и систематическое повторение действий; гуманизация
образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
 художественная ценность исполняемых произведений;




 создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла;

 доступность используемого музыкального материала:
а) по содержанию, б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
разнообразие:

а) по стилю,

б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
г) по сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать
психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в
различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса,
в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования,
которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям
свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления,
управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной
системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной
и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая
мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.
Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено,
что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр
голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные
навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в
ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее,
насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного
использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи»
голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды
изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и
mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет
добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются
преимущественно одно- двухголосные произведения.
У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание,
индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек
появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются
насыщенностью звучания.
11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых
изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех
или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к
каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период
способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать
пение даже во время мутации.
13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением
гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый
ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей
обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с
трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было
ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.
В организме подростков происходят значительные физиологические
изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.
Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется,
рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом
надгортанник часто остается детским.
Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе
органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период
мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися.
Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных
ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во
время мутации может привести к потере налаженной координации в работе
органов голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на

сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося является
домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической
проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом
классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий
произведений. Выполнение обучающимся домашнего задания должно
контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными
изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными
требованиями по данному предмету.
V.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемых нотных сборников
1. Пойте с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста.Вып.1
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2003
2. Пойте с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста.Вып.2
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2002
3. Пойте с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста.Вып.3
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2004
4. Пойте с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста.Вып.4
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2007
5. Аккомпаниатор. Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших
классов ДМШ. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург.
6. Хрестоматия для начального обучения сольному пению. Произведения
русских и зарубежных композиторов XVI – XIX вв. Клондайк. Москва
2008
Список рекомендуемой методической литературы
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
2. Сергеев Б. Программа обучения по специальности «Пение» для ДМШ и
гимназии искусств, Санкт-Петербург. 2003
3. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. Киев.1980
4. Добровольская Н, Орлова. Чего надо знать учителю о детском голосе?
Москва.1972
5. Менабени А.Г.Методика обучения сольному пению. Москва.»
Просвещение»
6. Малинина Е.Вокальное воспитание детей. «Музыка». Ленинград 1967


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».