ХОР_ Подготовительный класс

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»

ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ХОР»

2024 год.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения

II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематическое планирование
- Содержание разделов и тем
- Сведения о затратах учебного времени
- Примерный репертуарный список

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Формы и методы контроля;
- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Дыхательные и артикуляционные упражнения;
- Упражнения на правильную осанку, освобождение и раскрепощение корпуса

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Хор» дополнительной общеразвивающей
программы в области музыкального искусства (далее – ДОП) «Подготовительный
класс» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах в детских школах
искусств.
В Детской школе искусств г. Полярные Зори, где обучающиеся сочетают
хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, урок по
предмету «Хор» служит одним из важнейших факторов развития слуха,
музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков,
необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном
инструменте.
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Через пение
закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, постепенно познают
жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые
высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок не просто познает язык
музыкальной речи, но и сознательно начинает им пользоваться в своей
исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Хор» ДОП «Подготовительный класс»
составляет 1 год для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 6
- 7 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Форма занятий
Нагрузка (в часах)
Аудиторная
34
Внеаудиторная

18

Максимальная учебная нагрузка

52

Рекомендуемая недельная нагрузка для самостоятельной работы (внеаудиторная
нагрузка): - 0,5 часа в неделю.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе
хорового пения является домашняя работа (выучивание текста и мелодии песен по
памяти, на слух)
Виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:
• выполнение домашнего задания;
• подготовка к контрольным урокам, итоговому прослушиванию;
• подготовка к концертным выступлениям;
• участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно просветительской
деятельности;
• посещение филармонии, театра, концертных залов, музеев и т.д. (включая онлайнпосещения)
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая. Продолжительность
урока – 1 академический час (40 минут).
5. Цель и задачи учебного предмета.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
• формирование умений и навыков хорового исполнительства;
• приобретение учащимися опыта хорового исполнительства и публичных
выступлений.
6. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• игровой (уроки построены в форме игры);
• словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
• наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
• практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого, репетиционные занятия);
• индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового
исполнительства.

II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематическое планирование
№
п/п

Количество часов
Темы
теория

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

практика

Общее
количество
часов
1

Вводный урок.

1

-

Певческая установка.

1

1

2

Дыхание

1

2

3

Звукообразование, дикция.

1

3

4

Интонирование, стой, ансамбль.

1

7

8

Изучение музыкальных произведений

1

11

12

Подготовка
к
публичным
выступлениям и концертная практика
Контрольные уроки.
Итого:

-

2

2

6

2
28

2
34

Содержание разделов и тем
Тема 1. Вводный урок (1час). Знакомство с обучающимися. Определение
социального заказа. Прослушивание обучающихся, пение знакомых песен с целью
выяснения музыкальных данных обучающихся.
Тема 2. Певческая установка (2 часа). Освоение пения:
- правильное положение корпуса, головы;
- правильные звукоизвлечение.
Тема 3. Дыхание (3 часа). Обучение певческому дыханию. Задержка дыхания
перед началом пения. Прямое дыхание (одновременный вдох и начало пения).
Приемы дыхания: короткое и активное в быстрых произведениях и спокойное и
тоже активное в кантиленных произведениях.
Тема 4. Звукообразование, дикция (4 часа). Обучение естественному,
свободному звукообразованию без крика и напряжения. Округление гласных. Пение
на легато. Использование активной артикуляции. Взаимоотношение гласных и
согласных в пении. Развитие дикционных навыков Развитие свободы и подвижности
артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
Тема 5. Интонирование, строй, ансамбль (8 часов). Обучение чистому унисону,
ритмической устойчивости в различных темпах, одинаковое и одновременное
произношение текста, соблюдение динамической ровности.
Тема 6. Изучение музыкальных произведений (12 часов). Изучение русских
народных песен, произведений отечественных и зарубежных композиторов.

2. Порядок работы над музыкальным произведением:
3. Слушание музыки в исполнении преподавателя и концертмейстера.
4. Определение характера музыки.
5. Разбор мелодии нотного текста.
6. Работа над преодолением технических трудностей.
7. Уточнение штрихов, динамических оттенков, фразировки.
8. Выравнивание темпа.
9. Запоминание мелодии, текста песни наизусть.
10. Выразительное исполнение музыкального произведения в соответствии с
художественным планом.
11. Публичное исполнение.
Тема 7. Подготовка к публичным выступлениям и концертная практика (2
часа). Работа всем составом хора (ансамбля). Уточнение художественного образа
произведений. Построение коллектива. Уточнение понимания элементарных
дирижерских указаний: дыхание, начало пения, окончание пения, динамические
изменения в пении. Публичные выступления хора перед родителями.
Тема 8. Контроль (2 часа). Учет успеваемости учащихся проводится
преподавателем на текущих занятиях в форме индивидуальной и групповой
проверки знаний хоровых партий.
Примерный репертуарный список
 Гладков Г. Край, в котором ты живёшь.
 Гладков Г. Песня о волшебника.
 Журбин А. Планета детства.
 Кадомцева И. Семицветная дорога.
 Компанеец З. Воробьиная песенка.
 Красев М. Золотая осень.
 Крылатов Е. Прекрасное далёко.
 Крылатов Е. Мы маленькие дети.
 Крылатов Е. До чего дошёл прогресс?
 Крылатов Е. Всё сбывается на свете.
 Михайловский Д. Школьная песня.
 Моцарт В.А Весенняя песня.
 Савельев Б. Из чего наш мир состоит?
 Струве Г. Школьный корабль.
 Островский А. Мальчишки и девчонки.
 Парцхаладзе М. Снега – жемчуга.
 Чичков Ю. Наташка первоклашка.
 Чичков Ю. Из чего же?



Якушенко И. Знают всё ученики.
Репертуарный список является примерным, не носит исчерпывающий характер,
произведения могут добавляться по усмотрению преподавателя, в соответствии с
требованиями класса.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» (подготовительный
класс), являются следующие знания, умения, навыки:
 спокойно стоять и сидеть во время пения;
 реагировать на основные дирижерские жесты;
 одновременно начинать и заканчивать пение;
 слушать друг друга во время пения;
 освоение жанров и форм – попевка, песня, народная песня.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые
репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по
пропаганде музыкальных знаний.
За учебный год по учебному предмету «Хор» подготовительный класс должно
быть пройдено примерно следующее количество произведений:
 инструментальные отделения — 10—12;
 хоровое отделение — 10—15.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Формы контроля: текущая и промежуточная.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, их посещений, проверки знаний хоровых партий. Оценивая каждого
ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности
каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к
учебе.
Промежуточная аттестация определяет степень освоения обучающимся
учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки, концерты, музыкальные викторины в конце учебных четвертей.
Оценивание – по пятибалльной системе.

Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка

5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

Критерии оценивания выступления

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков
без уважительных причин, знание своей партии во
всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,
активная эмоциональная работа на занятиях, участие
на всех хоровых концертах
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков
без уважительных причин, активная работа в
классе, сдача партии всей хоровой программы при
недостаточной проработке трудных технических
фрагментов, участие в концертах хора
нерегулярное посещение хора, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть партий, участие в обязательном
отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача партий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям

В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного
учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Обучение детей должно осуществляться с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей развития каждого ребенка. В подготовительном классе
обучение должно быть основано на игровых приемах, способствующих развитию
интереса
ребенка
к
пению.
На
занятиях
должен
использоваться
высокохудожественный музыкальный материал. Тематика песен должна быть
понятна детям, и соответствовать их вокальным возможностям. Мелодия изучаемых
произведений должна быть простой, яркой и понятной для детей этого возраста.
Преподавателю нужно следить за вниманием и интересом детей, вовремя менять
вид деятельности, т. к. в этом возрасте дети не умеют удерживать внимание на
одном и том же предмете продолжительное время.
Большое внимание должно быть уделено развитию певческих навыков и
певческой установке: правильному положению корпуса, головы, плеч, рук и ног.
При пении стоя корпус и шея выпрямлены, ноги должны быть чуть расставлены,
руки следует держать свободно опущенными вдоль туловища. Голова должна
оставаться в естественном положении. Особое внимание необходимо уделять
положению подбородка: он не должен быть поднят или опущен.
Педагог должен формировать у ученика начальные навыки певческого
дыхания, короткому энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не
допуская при этом поднятия плеч. Учить делать выдох за счет постепенного расхода
дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы, следить, чтобы звук
заканчивался раньше, чем уйдет все дыхание.
Основным требованием, предъявляемым к художественному вокальному
исполнению, является правильный красивый певческий звук. Педагогу следует
воздерживать детей от громкого, «крикливого» пения. Главными методами
обучения в хоровом классе являются показ педагога, его устное объяснение и
осознанное понимание детьми задач в певческих упражнениях. На каждом занятии
необходимо закреплять усвоенные навыки. Не следует позволять детям петь плохо
выученный материал.
Для того чтобы певческий голос звучал ровно по всему диапазону, следует
начинать работу с трех – пяти звуков в примарной зоне голосового аппарата.
Необходимо соблюдать диапазон возрастной группы («ре» первой октавы – «до»
второй октавы). Особое внимание следует уделять выравниванию, округлению
звучания гласных и чистому интонированию, для чего можно использовать,
например, упражнения на звук «е» - козочка «ме», овечка «бе» и подобные
упражнения на другие гласные.

Необходимо обращать внимание детей на активность губ, четкое произношение
согласных, особенно в конце слова, вырабатывать дикцию при помощи специальных
упражнений – шуток-прибауток, потешек, скороговорок.
На уроках должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки
сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам
помогает обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно,
значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с
пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию
музыкальной памяти.
Дыхательные упражнения:
1. Повороты в стороны с полуприседанием, руки свободно.
На счет от 1 до 6 – повороты на выдохе без слов, затем повороты со счетом от 1
до 6.
2. «Пароход в тумане»
Исходное положение (далее и.п.) – ладонь перед лицом, губы вытянуты в
дудочку. Вдох, задержка дыхания, затем на звук «у» медленно выдыхаем, ощущая
на ладони ровную струю воздуха.
3. «Мячи»
Надутый мячик (задержанный вдох), «проколоть» мысленно мячи иголочкой,
через маленькую дырочку в шарике медленно, равномерно выдыхаем, ощущая на
ладони ровную струю воздуха.
Расслабиться, свободно поболтать руками (3 раза).
4. «Пингвины»
И.п. – стоя, руки по швам. Наклон вперед (вдох), медленно выпрямляясь,
выдыхаем открытым ртом, пока спина не выпрямится: первый раз беззвучно; второй
раз со счетом; третий раз тоже самое на шесть счетов с отставлением ноги назад,
руки свободно болтаются из стороны в сторону.
5. «Куколка»
Двое детей стоят друг против друга. Первый ребенок изображает сдувшуюся
резиновую куклу (сидит на корточках с опущенной головой и свободными
расслабленными руками). Второй ребенок, наклоняясь, резко выдыхает, как бы
накачивает куклу (как шину).
Сидящий медленно поднимается только на выдох партнера до полного
выпрямления (руки в стороны), всё напряжено.
Накачивающий вытаскивает пробку из резиновой куклы и ребенок,
изображающий куклу, на 10 счетов медленно выдыхает, постепенно расслабляясь и
возвращаясь в исходное положение. Затем партнеры меняются.

Артикуляционные упражнения:
1. Круговые вращения языком (чистим зубы). В конце высунуть язык на «у» 2
раза.
2. «Покусывание» кончика языка.
3. «Шинковка» - покусывают язык, постепенно его высовывая и задвигая обратно.
4. Жуём коренными зубами: сначала с одной стороны, затем с другой; жуем
жвачку – раскрепостить, расслабить нижнюю челюсть.
5. «Протыкаем» острым язычком сначала одну щёку, затем другую.
6. Покусывание сначала нижней, затем верхней губы.
7. «Не красна изба углами, а красна пирогами»: с вытянутым языком, ощущая
высокое нёбо; второй раз проговариваем обычно, четко проговаривая текст.
8. «Добыл бобов бобыль»: первый раз с закрытым ртом (нёбо поднято – резонанс
в голову); второй раз произносим обычно с поворотом головы.
9. «Меланья - болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала»:
первый раз проговаривать с зажатым пальчиками носом; второй раз обычно,
четко проговаривая текст.
10. «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»: первый раз
проговаривать с зажатыми зубами, активно работать губками; второй раз
проговорить обычно, четко проговаривая текст.
11. «Пара барабанов, пара барабанов, Пара барабанов била в бурю»: первый раз
пальцы на щеках, ощущать пространство между зубами; второй раз обычно,
четко проговаривая текст.
Скороговорки можно менять в течение года.
Упражнения на правильную осанку, освобождение и раскрепощение корпуса:
1. И.п. – плечи подняты, вращение плечами вперед и назад.
2. Плечи поднять до ушей, руки свободно болтаются, затем освободиться и
выполнять свободные повороты головы в стороны.
3. «В лилию лилипуты воду налили.
Не перелили ли, не залили ли лилию?»
«Лилину лилию полила Лидия».
Загибая пальчики на каждое слово, постепенно к концу предложения кулачки
переворачиваем (в данном упражнении внимание ребенка сосредоточено на пальцах
– рот, язык, корпус остается без внимания – следовательно, расслабляется).
4. «Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели Карамель на мели ели».
Стоя на одной ноге, другой делать свободные движения вперед, назад на
каждое слово.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Список рекомендуемых нотных сборников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Беляев В. Песни с сопровождением фортепиано «Творите добрые дела»,
«Владос-пресс», г.Москва, 2004 г.;
Весенняя капель, песни для детей, сост. О. Вдовиченко, «Окарина»,
г. Новосибирск, 2010 г.;
Детский хор, сост. Э. Ходош, «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2010 г.;
Дубравин Я. Все начинается со школьного звонка, «Композитор», г. СанктПетербург, 2000 г.;
Казачок Л. Хорошо вдвоем, песни для детей, «Композитор», г.СанктПетербург, 2002 г.;
Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России, «Композитор», г.СанктПетербург, 2006 г.;
Кокина Н.А. Любимые песни малышей, «Музыка», г.Москва, 2002 г.;
Лирический альбом, сост. Л.Чустова, «Владос», г.Москва, 2004 г.;
Мелодия, песни для хора, сост. О. Вдовиченко, «Окарина», г. Новосибирск,
2010 г.;
Нотная папка хормейстера: младший хор, п. 1, «Дека-ВС», г. Москва, 2008 г.;
Нотная папка хормейстера: средний хор (произведения русских композиторов),
п. 2, «Дека-ВС», г. Москва, 2006 г.;
Нотная папка хормейстера: средний хор (народные песни и каноны), п. 3,
«Дека-ВС», г. Москва, 2007 г.;
Нотная папка хормейстера: средний хор (произведения зарубежных
композиторов), п. 4, «Дека-ВС», г. Москва, 2008 г.;
Нотная папка хормейстера: старший хор (произведения русских композиторовклассиков), п. 5, «Дека-ВС», г. Москва, 2008 г.;
Поет детский хор, сост. Л. Бабасинов, «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2009 г.;
Портнов Г. Смешные и добрые песни, «Композитор», г. Санкт-Петербург,
2003г.;
Расскажи, мотылек, детские песни, сост. О.Вдовиченко, «Окарина», г.
Новосибирск, 2010г.;
Русская хоровая музыка, сост. П. Халабузарь, «Классика –XXI», г. Москва,
2003 г.;
Русская классика, сост. Б. Селиванов, «Кифара», г. Москва, 2001 г.;
Чудо-лошадка, детские песни, сост. В. Кулев, Ф. Такун, «Современная музыка»,
г. Москва, 2002 г.;
Шайдулова Г. Солнышко в ладошках, «Современная музыка», г. Москва, 2006
г.

Список рекомендуемой методической литературы
1. Асафьев Б. «О хоровом искусстве», «Музыка», г. Ленинград;
2. Апраксина О.«Методика развития детского голоса», «Музыка», г. Москва;
3. Брянский Н. «Метод обучения хоровому пению», «Музыка», г. СанктПетербург;
4. Ерёменко С. «Распевание в детском хоре», Краснодарский гос.университет
культуры и искусств, г. Краснодар, 2003 г. ;
5. Емельянов В. «Развитие голоса. Координации и тренинг», г. Новосибирск;
6. Красотина Е. «Практикум управления хором» , «Музыка», г. Москва;
7. Орлова Т. «Учите детей петь», «Просвещение», г. Москва;
8. Соколов В. «Работа с хором», «Музыка», г. Москва;
9. Соколова О. «Двухголосное пение в младшем хоре», «Музыка», г. Москва;
10. Струве Г. «Школьный хор», «Просвещение», г. Москва;
11. Стулова Г. «Теория и практика работы с детским хором», «ВЛАДОС», г.
Москва, 2002 г.;
12. Федонюк В. «Детский голос. Задачи и методы работы с ним», «Союз
художников», г. Санкт-Петербург, 2003 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».