Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС» ПРОГРАММА по учебному предмету «Специальность (блокфлейта)» 2024 г. Разработчик: И.И. Посацкий, преподаватель по классу духовых инструментов МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Рецензент: - М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори». Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Учебная литература: - Методическая литература I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа раннего эстетического развития учебного предмета «Специальность (блокфлейта)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских музыкальных школах. В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах. Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. В музыкально-исполнительской педагогике вопросам воспитания и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста придаётся большое значение, поскольку дети наиболее восприимчивы к музыке и творчеству именно в возрасте 6 лет. Детская душа – тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается, тем богаче его духовно-нравственный мир. Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность всех психических процессов. Дети, рано начавшие регулярно заниматься музыкой, значительно усидчивее, трудолюбивее и эмоционально устойчивее своих сверстников. Данная учебная программа рассчитана на возраст поступающих в 6 лет со сроком обучения 1 год. Она предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным, музыкальным, психофизическим данным учащихся. Приобщение детей к различным формам музыкальной деятельности воспитывает такие качества, как внимание, собранность, наблюдательность, инициативу, творческое начало, эмоциональную отзывчивость и тем самым способствует общему развитию личности ребенка – культуре его поведения. Основное отличие программы подготовительного класса от основной образовательной деятельности то, что в основе учебного процесса лежит игровое начало, увлекательность занятий, доступность и художественность материала, нет большого количества теоретических понятий и терминов. Дети 6 - летнего возраста обладают большей восприимчивостью и в тоже время недостаточно устойчивым вниманием, поэтому педагогам необходимо на уроках чередовать различные формы музыкальной деятельности: пение, ритмические движения, игры, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Данная программа направлена на воспитание любви к музыке посредством обучения игре на блокфлейтае. Приемные экзамены дети сдаю. На собеседовании проверяются лишь их музыкальные данные: мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент блокфлейта» 1 год обучения, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки Год обучения Затраты учебного времени Всего 1 Полугодия 1 2 Количество недель Аудиторные занятия 16 18 34 32 36 68 Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Особенности психологии детей индивидуальны, но всех их объединяет одно: в возрасте 6 лет продолжительность внимания, сосредоточенность на одном объекте равна 5-10 минут, после чего резко снижается восприимчивость. Поэтому на занятиях каждые 5-10 минут желательно менять виды работы или делать отвлечения. Продолжительность урока составляет в 6 лет до 20 минут. Количество занятий 1 раза в неделю. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на блокфлейтае, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Также обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей младшего школьного возраста посредствам эффективно организованного учебный процесса в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике. С одной стороны, она должна способствовать подъему музыкальной культуры и отвечать запросам самых широких общественных слоев и различных социальных групп нашего общества, с другой – обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся, потенциальных будущих профессионалов. Задачи учебного предмета Задачами учебного предмета являются: подготовить детей к обучению в ДМШ, развить их творческие способности, преподать в игровой форме те навыки и умения, которые позволят им включиться в дальнейшем в учебный процесс легко и без стресса. приобщить детей к музыке, пробудить к ней живой интерес и любовь, научить слушать и воспринимать характер музыкальных произведений, настроение, средства музыкальной выразительности. адаптировать и мотивировать учащегося к специфической работе в ДМШ через слуховое и ритмическое восприятие освоить элементы музыкальной грамоты. Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудиозаписей исполнителей на баяне, блокфлейтае, симфонической музыки и другие); - практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов. Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Поскольку индивидуальная форма занятий предполагает определенные коррективы в процессе обучения каждого, отдельно взятого, учащегося, нет необходимости составления учебно-тематического планирования. Учитывая подобную специфику обучения на инструменте, педагог вправе варьировать количество часов по темам и комбинировать их в течение урока. Достаточно обозначить основные направлениями в работе с учащимися подготовительных классов: • с первых уроков введение в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, использование ярких образных мелодий народной музыки, детских песенок, способных вызвать и удерживать интерес и эмоциональный отклик; • выполнение различных упражнений по развитию основных способностей – слуха, ритма, памяти; • выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового аппарата, развитие координации движений; • приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков; • осуществление контроля за правильными, удобными, целесообразными игровыми движениями в течении всего периода обучения; • воспитание слухового контроля, улавливание непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом; • пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование; • на основе возникающих осознанных музыкальных представлений, освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора, чтения нотного текста. • при начале игры двумя руками одновременно учить прочитывать текст двумя руками, осуществляя предварительную подготовку; • освоение в течение года основных приемов звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато; • формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых последовательностей; • знакомство с игрой упражнений. Годовые требования: 1 год обучения: 10-произведений (в том числе по нотам), из них: 3 ансамбля, 5-7 пьес, эскизно разобрать 5 произведений с обязательной точной фиксацией каждого музыкального произведения в «Индивидуальном плане учащегося». Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями: музыкальный слух ритм память Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога. Седьмой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу. Дети шестилетнего возраста могут: самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение разобраться в средствах музыкальной выразительности: а) слышать динамические оттенки б) понимать настроение музыкальных пьес Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста. Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 4 тактов. Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки) Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов. Предпочтение следует отдавать игре нон легато. Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре. Убедившись в том, что малыш: слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз; хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы; название клавиш; имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм; владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки, Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок. Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук: подготовить ремни подобрать стул нужной высоты установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя) Часть урока посвятить упражнениям: Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками “вместе” (“Мостик”, “Прыжки”, “Мячик”, “Классики”, “Прыгающий мостик”) Подготавливающим игровые движения на инструменте, для развития гибкости рук На релаксацию Воздушным клапаном Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения: “Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем. “Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз. “Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре. В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к “целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образно мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки: 1. Развить у детей интерес и любовь к народной, классической и современной музыке; 2. Пробудить и развить заложенное в каждом ребенке творческое начало; 3. Развивать музыкально-слуховые представления, музыкально-образное мышление; 4. Развивать метроритмические и интонационные способности учащегося; 5. Сформировать у учащихся сознательное отношение к музыкальнотворческой деятельности; 6. Научить их основам и навыкам игры на блокфлейтае; 7. Освоить посадку и постановку рук. Освоить доинструментальный период обучения. 8. Освоить первоначальный этап в работе со звукоизвлечением; 9. Преподать детям необходимый объем теоретических и практических знаний, исполнительских умений для самостоятельной дальнейшей деятельности. 10.Привить навыки игры в ансамбле. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля учащихся являются: • текущий контроль, • промежуточная аттестация учащихся, • итоговая аттестация учащихся. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются: • систематичность, • учет индивидуальных особенностей учащегося. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются: - зачеты - контрольные уроки. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год. Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах могут освобождаться от экзаменов. По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 2. Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок. 4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения. 3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Педагогическая практика показывает, что музыкальное воспитание детей нужно начинать не со школьного возраста, а раньше – с четырёх - шести лет. В начальный период обучения важнейшее значение имеет организация урока, как одного из важнейших средств эффективности образовательной деятельности. Не следует перегружать урок занятиями, вести его однообразно. Увлекательные, живые занятия, чуткая реакция педагога на поведение и настроение ученика, чередование трудных и легких заданий являются залогом успешной работы. Первые уроки в подготовительном классе имеют много общего с музыкальными занятиями в детском саду: они проводятся в виде игр - занятий и постепенно подготавливают переход ребенка из мира игр в мир учебного труда. Основной метод обучения в этот период – дидактическая игра, которая строится с учетом свойственной детям склонности к подражанию и воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу ребенка. Основное внимание педагога в данный период обучения должно быть направлено на развитие у ребенка музыкального слуха и чувства ритма. Этому будут служить выразительное, интонационно правильное пение простейших мелодий со словами и различные ритмические упражнения. Через несколько занятий, наряду с играми – заданиями, в уроки включается ознакомление с клавиатурами блокфлейтаа, а позднее – с нотным письмом и некоторыми музыкально - теоретическими положениями. При объяснении устройства блокфлейтаа педагог может провести несколько групповых занятий. Рассказав (кратко) об истории создания инструмента и его конструкции, он исполняет пьесы маршевого, танцевального и песенного характера – после чего предлагает ученикам выразить словами услышанное. В начальный период обучения необходимо уделять внимание подбору по слуху, транспонированию. Эти виды работ способствуют развитию слуха и ориентировки на клавиатурах, усвоению звучания интервалов и их расположения на клавишах. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений и очень ненадежную, неотработанную двигательную память детей младшего возраста, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и громкими извлечениями звука. Забывая об этом, педагог рискует привести ученика к зажатой постановке рук. Только напоминая ученику о характере музыкального произведения, педагог может стимулировать развитие беглости и добиваться необходимой интенсивности извлечения звука естественным путем (эмоциональный метод технического развития). Структура каждого урока должна включать теоретические знания, изучение средств музыкальной выразительности, развитие художественного и логического мышления, звуковысотного (мелодического), тембродинамического, ладогармонического и ритмического слуха, освоение технических навыков игры на инструменте, чтение с листа, подбор по слуху и транспонирование. Особое внимание заслуживает метод ансамблевого обучения, при котором ученик с первых уроков вовлекается в активное музицирование. Игра в ансамбле способствует не только развитию внутреннего слуха, но и вызывает у ребенка более устойчивый интерес к изучаемым произведениям, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух и т.п. Ансамблевый метод можно также использовать для воспитания навыков чтения нот с листа, изучение различных видов гамм и упражнений в самых разнообразных ладотональных, интервальных и аккордовых звукосочетаниях. Педагог музыкальной школы, независимо от того, с кем он занимается - с будущим профессионалом или просто любителем музыки, должен помнить о главном смысле своей работы – нести ученикам радость от общения с музыкой. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Репертуарные сборники: Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки. Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, Музична Украина, 1976 Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971 Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994 Вендрова Н. Воспитание музыкой. М., Просвещение, 1991 Гисслер-Хаазе Барбара «Волшебная флейта». Методика для начинающих Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1983 Должиков Ю.Н. «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1984 Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Тамбов, Тамбовский музыкальнопедагогический институт имени С.В.Рахманинова, 1994 Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музиздат, 1958 Учебная литература Аллерм Ж.М. «DuetHits» для двух флейт и фортепиано Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта». Методика для начинающих. 1, 2 части.UniversalEditionF.G.Wien 1996 Брерс М., Кастеляйн Я. Школа игры на флейте «Ногеп,lessen&spielen, Schulefurquerflote, m. Audio-CD (Musiknoten)». De Haske Deutschland 1999 Гарибольди Дж. «58 первоначальных упражнений для флейты». Leipzig: Edition Peters Гарибольди Дж. «30 этюдов для флейты». Будапешт: Editio Musica,1986 Должиков Ю.«Нотная папка флейтиста». Части 1, 2. М., Дека-ВС, 2004 Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. СПб, Композитор, 2002 «Камерная музыка для начинающих» для двух мелодических инструментов и бассо континуо. Будапешт: Editio Musica Легкие пьесы для флейты и фортепиано. Сост. Ю. Ягудин. М., Музыка, 1968 «Легкие пьесы и ансамбли для флейты». Сост. О. Чернядьева. СПб, «Северный Олень», 2000 Платонов Н. «Школа игры на флейте». М., Музиздат, 1958 Пьесы для флейты и ф-но. Пер. В.Вишневского. М., «Композитор», 2000 Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 1. Сост. Ю. Должиков. М., Музыка, 2010