СОЛЬФЕДЖИО_Подготовительный класс

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»

ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Сольфеджио»

2024 год.

Разработчик:
О.А. Давиденко, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
Т.Г. Симонова, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ
г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория;
Чикнизова Е.Г., преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ
г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета
«Сольфеджио»
I.

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Срок реализации учебного предмета

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета
-

Форма проведения учебных аудиторных занятий

-

Цель и задачи учебного предмета

-

Обоснование структуры программы учебного предмета

-

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

V.

VI.

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

-

Критерии оценки

Методическое обеспечение учебного процесса
-

Методические рекомендации преподавателям

-

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
В обучении и воспитании учащихся музыкальных отделений детских
образовательных учреждений дополнительного образования детей важнейшую роль
играет учебный предмет «Сольфеджио», являющийся составной частью
дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Подготовительный класс».
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских музыкальных
школах.
«Сольфеджио» является обязательным предметом в детских школах искусств,
реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио
развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению
творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального
искусства.
Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального
кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки должны помогать
ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных
предметов
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Подготовительный класс».
2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в подготовительный класс в возрасте с
шести лет шести месяцев составляет 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио» - 68
часов.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4
до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
4. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель:
 Развитие музыкально-творческих способностей учащегося, а также выявление
 одаренных детей в области музыкального искусства.
Задачи:


 формирование комплекса знаний, умений, навыков, направленного на развитие
у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма,
музыкального восприятия и мышления.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала.
- описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио»
обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными
и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по учебному предмету «Сольфеджио». Основной учебной
литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый
обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Сольфеджио»,
оснащаются
пианино
или
роялями,
звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (доски, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и
оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь
звукоизоляцию.
Оснащение занятий.
В классах активно используется наглядный материал - карточки с римскими
цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и
минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих
методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования.

II. Содержание учебного предмета.
Учебный предмет «Сольфеджио» направлен на развитие музыкального
слуха, музыкальной памяти, творческого мышления.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного
материала. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из
особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся
педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что
гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной
памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного
обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование,
слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения)
независимо от изучаемой в данный момент темы.
Срок обучения 1 год.
Таблица 3

№
Наименование раздела, темы
1 Нотная грамота. Нотный стан. Скрипичный ключ.
2 Клавиатура. Регистры. Октавы.
3 Ноты на линейках, между линейками, на добавочных
линейках.
4 Жанры. Три кита в музыке: марш, танец, песня.
5 Ноты 1 октавы. Сказка о семи нотах.
6 Сказка о нотном «скелете». Длительности: четверть,
восьмая.
7 Сказка о длительностях.
8 Закрепление пройденного материала
9 Текущий контроль
10 Сильная, слабая доли. Такт. Тактовая черта. Размер
2.4.Сказка о тактах и тактовых размерах.
11 Звукоряд. Сказка о звукоряде Лады. Сказка про мажор и
минор.
12 Звукоряд До мажор. Тоника. Тоническое трезвучие.
13 Ступени. Устойчивые, неустойчивые ступени мажорного
звукоряда. Тоника. Тоническое трезвучие.
14 Знаки альтерации Сказка о знаках альтерации. Песенки про
диез, бемоль, бекар.
15 Тон, полутон. Сказка про тон и полутон. Строение
мажорного звукоряда.
16 Закрепление пройденного материала.
17 Текущий контроль.

Общий объем времени (в
часах)
Максимал
Самостоят Аудиторны
ьная
ельная
е
учебная
работа
занятия
нагрузка
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
4
1

1
2
1

1
2
1

2

1

1

2
1
2

1
1

1
1
1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

3
1

1
-

2
1

18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30

Интервалы. Сказка про интервалы. Название. Звучание.
Стихи.
Песенка про интервалы. Игра интервалов на фортепиано от
разных звуков вверх вниз. Определение на слух по
картинкам.
Сказка о тональностях. До мажор. Соль мажор. Ре мажор.
Фа мажор.
Пение упражнений в разных тональностях.
Затакт. Паузы. Сказка о паузах.
Ноты второй октавы.
Басовый ключ.
Закрепление пройденного материала
Текущий контроль
Закрепление тональностей, длительностей, интервалов.
Простейшие ритмические диктанты в размере 2/4, 4 такта.
Простейшие диктанты в тональности до мажор в размере
2/4, 4 такта.
Письменные упражнения в музыкальных прописях.
Контрольный урок

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
2

1
1

1
1

ИТОГО:

68 ч

Распределение учебного материала
-

Высокие и низкие звуки, регистр
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки
Цифровое обозначение ступеней
Устойчивость и неустойчивость
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд
Мажор и минор.
Тон, полутон
Диез, бемоль.
Строение мажорной гаммы.
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор.
Ключевые знаки.
Скрипичный и басовый ключи
Темп
Размер (2/4, 3/4).
Длительности - восьмые, четверти, половинная, целая.
Ритм
Такт, тактовая черта
Сильная доля
Затакт
Пауза (восьмая, четвертная, половинная, целая)
Формы работы на уроках сольфеджио.

Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для
развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы.

На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по
развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения,
слуховой анализ, творческие упражнения.
Интонационные упражнения.
Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование
навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение
гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные
упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному
исполнению.
Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем
темпе, в свободном ритме. На начальном этапе обучения рекомендуется
использовать
ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней,
«лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.
Сольфеджирование.
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков,
интонационной точности, развитию чувства ритма.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением,
дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности
детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его.
Примеры для сольфеджирования должны опираться на интонации знакомых
мелодических оборотов, включать известные ритмические фигуры.
Ритмические упражнения.
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе
обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с
двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки.
Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять
большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из
ударных инструментов. Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические
упражнения:
простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом,
хлопками, на ударных инструментах);
повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
простукивание ритмического рисунка на карточках;

-

проговаривание ритмического рисунка
длительностями определенных слогов;

с помощью закрепленных за

Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на
ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения - тактирование,
выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию.
Слуховой анализ.
Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников.
Слуховой анализ - это, прежде всего, осознание услышанного.
Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать
услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для
этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы.
Музыкальный диктант.
Музыкальный диктант - форма работы, которая способствует развитию всех
составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное.
Работа с диктантами в подготовительном классе предполагает различные формы:
устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с
названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);
диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);
Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из
музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии,
сочиненные самим преподавателем.
Творческие задания.
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения
огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою
индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции.
Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности.
Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание,
тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память,
развивают художественный вкус.
Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям
более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией.
Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании,
досочинении мелодии.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма.
- умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации
обучающихся.
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня
знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию
домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения
предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении
классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой
текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти
2. Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать
программным требованиям.
Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них
времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки.
Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности
материале при однотипности задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-ти балльная
система оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным
формам работы.
Интонационные упражнения
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением
диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по
выбору педагога).

Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания
устойчивых ступеней.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.
Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.
Ритмические упражнения Движения под музыку.
Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на слоги).
Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный
текст).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две
восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).
Ритмические фигуры в размере 3/4 (три четверти, половинная и четверть, четверть и
половинная, половинная с точкой).
Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, 3/4.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.
Определение на слух лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и
минора).
Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических
фигур.
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение
вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки,
опевания).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный диктант
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с
названием нот, проигрывание на фортепиано).Подбор и запись мелодических
построений от разных нот.
Запись ритмического рисунка мелодии.
Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
Творческие упражнения
Допевание мелодии до устойчивого звука.
Рисунки к песням, музыкальным произведениям.
2. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся по учебному предмету «Сольфеджио»
основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на
выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на

отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения,
теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю.
Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего
задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день.
Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых
прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие
музыкальной памяти, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим
заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.
Организация занятий
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием
для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и
навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно
содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление
пройденного,
а также включать разные формы работы:
- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
- сольфеджирование мелодий по нотам,
- интонационные упражнения (пение гамм)
- ритмические упражнения,
- творческие задания
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить
учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку,
ежедневными или через день, по 10-20 минут.

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература
1. Т. Яценко. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и
картинках.
2. Ю. Фролова. Сольфеджио. Подготовительный класс.
3. Т. Бырченко. С песенкой по лесенки. Пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ.
4. Н. Белая. Маленькие хитрости, или как сделать сольфеджио
любимым занятие малышей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».