Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1
УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ»
Срок реализации программы – 2-3 года
Полярные Зори
2024
Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская
школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.
I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
изобразительного искусства «Вечерние классы».
Целью
дополнительной
изобразительного
общеразвивающей
искусства
«Вечерние
программы
классы»
является
в
области
целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретения ей в
процессе освоения ОП художественных и теоретических знаний, умений и
навыков
повышенной
сложности
и
углубленного
изучения
основ
академического рисования.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
изобразительного искусства «Вечерние классы»:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания и духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми художественных и теоретических знаний, умений и
навыков
повышенной
сложности
и
углубленного
изучения
основ
академического рисования;
- приобретение опыта творческой деятельности;
-
подготовка
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля, за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку
своему
труду,
преподавателями
и
формированию
обучающимися
в
навыков
взаимодействия
образовательном
с
процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,
пониманию
наиболее
эффективных
способов
достижения
результатов.
Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы в
области изобразительного искусства «Вечерние классы».
- Срок реализации 3 годf;
- возраст поступающих 15-18 лет;
- продолжительность учебных занятий составляет 35 учебных недель;
- недельная нагрузка 8 аудиторных часов в неделю;
- занятия проводятся в форме групповых занятий.
Условия реализации ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости,
привлекательности
представителей
и
всего
для
общества,
обучающихся
и
их
законных
духовно-нравственного
развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ
создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая:
- выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров и т. д.);
-
организовывать
посещение
учащимися
учреждений
культуры
(выставочных залов, музеев и т.д.);
- организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего
профессионального образования реализующие основные профессиональные
ОП в области изобразительного искусства;
- использовать в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
- самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке
педагогических работников и родителей;
- строить содержание программы с учетом индивидуального развития детей.
Материально-техническое обеспечение.
В школе имеется учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым:
мольбертами, стульями, столами, компактными досками. В кабинете истории
искусств имеется аппаратура для просмотра видео материала по предмету.
ДШИ имеет хороший натурный фонд, в который входят муляжи фруктов и
овощей, предметов быта, предметы утвари, драпировки различных цветов,
учебные гипсы (геометрические тела, розетки, головы и т.д.). Составляющие
данного натурного фонда позволяют выставлять учебные постановки любого
уровня сложности, творческих и учебных задач, отвечающих требованиям
ОП «Вечерние классы» и позволяют реализовать её во всей полноте. В ДШИ
имеется библиотека, в которую входят методическая и искусствоведческая,
познавательная,
художественная
и
справочная
литература,
а
также
специальные периодические издания: «Великие художники» и т.д.
Методическая обеспеченность.
Школа достаточно качественно укомплектована методической литературой.
Наряду с различными изданиями методического характера, которые хранятся
в библиотеке и доступны для преподавателей постоянно, имеется в наличии
большой объём учебных программ по всему спектру предметов ДШИ,
изданных в различное время. Их многообразие позволяет творчески
развивать
уже
имеющийся
опыт
Российской
и
Советской
школ
изобразительного искусства.
К методическому фонду школы относится и фонд лучших работ учащихся по
всем классам, предметам, темам занятий в ДШИ, который постоянно
пополняется. Основой данного методического фонда служат работы
лауреатов и победителей конкурсов, учебных дисциплин. У каждого
преподавателя имеется индивидуальный методический фонд детских работ,
которые служат образцами и примерами для выполнения заданий. Этот фонд
работ учащихся позволяет более полно решать задачи профессионального,
технического и изобразительного характера, поставленных в дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Вечерние классы».
ДШИ имеет выставочный зал, где регулярно проходят выставки работ
учащихся,
углублению
преподавателей,
и
расширению
конкурсов.
подготовки
Подобные
выставки
обучающихся,
служат
определяемой
дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства «Вечерние классы», стимулируют творческую активность детей,
расширяют
кругозор,
формируют
правильные
эстетические
взгляды,
воспитывают патриотизм и любовь к родному искусству.
Материально-техническая база ДШИ соответствует всем санитарным и
противопожарным нормам.
II. Учебный план
№
Наименование
п.п.
предмета
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в
Кол-во часов за
год
весь период
обучения
1 год
2 год
3 год
1
Рисунок
3
3
3
102
306
2
Живопись
3
3
3
102
306
3
Композиция
2
2
2
68
204
8
8
8
272
816
станковая
ВСЕГО
1. Возраст приема детей – 15-17 лет
2. В класс принимаются учащиеся, закончившие 5-8-летнее обучение в ДШИ.
3.
Занятия
по
учебным
предметам
и
проведение
консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10
человек.
4. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся по итогу полугодий.
III. Планируемые результаты.
Результатом освоения Дополнительной общеразвивающей программы в
области
изобразительного
искусства
«Вечерние
классы»
является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
1. Знание терминологии изобразительного искусства;
2. Умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
3. Умение создавать художественный образ на основе решения технических
и творческих задач;
4. Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
5. Навыков цветового строя произведений живописи;
6. Навыков работы с подготовительным материалом: этюдами, набросками,
эскизами;
7. Навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,
передач их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
8. Навыков подготовки работ к экспозиции.
Творческая деятельность учащихся ДШИ.
- Участие учащихся ДШИ в конкурсах различного уровня и ранга: городских,
областных, межрегиональных, всероссийских, международных.
- активная выставочная деятельность школьников в пределах города и
области
- проведение ежегодного открытого регионального конкурса-выставка
художественного творчества обучающихся и преподавателей ДШИ, ДХШ
«САЛМА-АРТ» на базе МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные
Зори».
- активная творческая деятельность преподавателей ДШИ. Участие в
выставках,
конкурсах
школьного,
городского,
межрегионального, всероссийского и международного уровня.
областного,
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве
средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые) работы,
просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателями отделения.
Основным документом текущего контроля является журналом учета занятий.
Промежуточная аттестация.
Проводится в форме просмотра творческих работ. По завершении изучения
предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется
оценка. В случае отрицательного результата промежуточной аттестации по
одному или нескольким предметам, педагогическим советом определяется
срок погашения данной не аттестации. В случае непогашения не аттестации и
учащийся может быть оставлен в этом же классе для повторного освоения
программы или исключен из школы. По окончании каждой четверти
учебного года по каждому учетному предмету выставляется оценка. В конце
года – годовая оценка, складывающаяся из четвертных.
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся.
При выставлении оценок работ учащихся по предметам ДШИ используются
следующие критерии оценок:
«Рисунок»
- знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использование приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
«Живопись»:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей; - знание цветового строя;
-
умение
видеть
и
передавать
цветовые
отношения
в
условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
«Композиция станковая»:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции, ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
- навыки работы по композиции.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового экзаменационного
просмотра по рисунку, живописи, композиции в конце 4 четверти. По итогам
просмотра выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно.
При прохождении итоговой аттестации выпускник демонстрирует умения и
навыки в соответствии с программными требованиями:
- владение профессиональной терминологией, знание основных работ
мастеров изобразительного искусства;
-
знание
закономерностей
построения
художественной
формы
и
особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
- навыки последовательного осуществления работы над композицией.
Итоговая оценка вносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Фонды оценочных средств.
Для аттестации обучающихся в ДШИ создан фонд оценочных средств. В
него входят типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Базой фонда служат работы
учащихся ДШИ прошлых лет, включающие в себя как примеры грамотно
выполненных учебных работ, так и работы, содержащие в себе типовые
ошибки обучающихся, работы в различных техниках и материалах. Фонд
оценочных средств обеспечивает оценку качества приобретенных учеником
знаний, умений и навыков и степень готовности к продолжению
профессионального образования в области изобразительного искусства.
Организационно – педагогические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Вечерние классы».
Форма и режим занятий. Форма проведения занятий аудиторная. Занятие
может быть проведено в форме экскурсии, выездного пленэра, мастер-класса.
Занятия проводятся в групповой форме. Продолжительность одного занятия
составляет 3 академических часа по предмету «Рисунок», «Живопись» и
«Композиция». Объем аудиторной нагрузки в неделю составляет 9
академических часов. Форма обучения очная.
Кадровое обеспечение.
ОП имеет кадровое обеспечение, которое гарантирует высокий уровень её
реализации.
Все
преподаватели
имеют
специальное
образование.
Преподаватели раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации. Ведут
активную
творческую
деятельность.
Личностно-ориентированный,
интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют
реализовывать концепцию настоящей программы в полном объеме и
добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к
образовательному процессу, предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
ребенка.
Применяемые средства обучения:
- печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература);
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на
цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные
доски, интерактивная доска).
Методическая деятельность.
Регулярные выступления преподавателей ДШИ на педагогических и
методических советах, как отражение постоянной методической работы
художественного
отделения.
Работа
общеразвивающих
программ
вариативной
по
части
совершенствование
учебного
плана.
Организация и проведение мастер классов различной направленности на базе
ДШИ и в организациях различного ранга и уровня. Выступление и участие в
конференциях различного уровня, связанных с тематикой эстетического
воспитания, предпрофессионального и профессионального художественного
образования.
Совершенствование
методического
фонда
школы.
Совершенствование фонда оценочных средств.
IV. Список литературы
1. Аксенов Ю., Ледова М. Цвет и линия. М., 1986.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в
работе
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья:
монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В.
Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и
др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95
3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –
М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. –143 с.
4. Визер В.В.: Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.:
Питер, 2006
5. Волков Н.Н. Цвет в живописи М., 1985.
6. Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001.
7. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей
с особыми образовательными потребностями // Теория и практика
общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39.
8.
Егорова
Т.В.
Социальная
интеграция
детей
с
ограниченными
возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.,1986.
10. Иттен И. Искусство формы. М., 2001.
11. Иттен И. Искусство цвета. М., 2001. 12.Кандинский В.В. О духовном в
искусстве. М.,1992.
13. Канланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.,
1981.
14. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.
М.,1981.
15. Ли Н.Г.: Основы учебного академического рисунка. - М.: Эксмо, 2007
16. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006.
17. Лушников Б.В.: Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М.:
Владос, 2006
18. Новикова, Н.А. Творческое воображение как перспектива развития
личности.
19. Проблемы композиции. Сборник научных статей. М., 2000. Сокольникова
Н.М. Основы композиции. Обнинск,1996.
20. Сергей Андрияка. Живопись. - М.: Московская школа акварели Сергея
Андрияки, 2005
21. Сергей Андрияка. Натюрморт. Портрет. Интерьер. - М.: Московская
школа акварели Сергея Андрияки, 2005
22. Сергей Андрияка. Рисунок. - М.: Московская школа акварели Сергея
Андрияки, 2005
23. Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007.
24. Художественно-эстетическое образование детей с ограниченными
возможностями
материалов
здоровья:
областной
опыт,
проблемы,
научно-практической
перспективы:
сборник
конференции.
г.
Новокуйбышевск Самарской области. 14 апреля 2016 года / науч. ред. проф.
А.И. Смоляр. – Самара; Новокуйбышевск : СГСПУ, 2016. – 124 с.
25. Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., 1990.
26. Шорохов В.В. Основы композиции. М., 1979.
27. Электронный журнал «Педагогика искусства», 2007, №1. Режим доступа:
http://www.art-education.ru/electronic-journal