Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ» Срок реализации программы – 2-3 года Полярные Зори 2024 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. I. Пояснительная записка 1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». Целью дополнительной изобразительного общеразвивающей искусства «Вечерние программы классы» является в области целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретения ей в процессе освоения ОП художественных и теоретических знаний, умений и навыков повышенной сложности и углубленного изучения основ академического рисования. Задачи дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы»: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми художественных и теоретических знаний, умений и навыков повышенной сложности и углубленного изучения основ академического рисования; - приобретение опыта творческой деятельности; - подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля, за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, преподавателями и формированию обучающимися в навыков взаимодействия образовательном с процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию наиболее эффективных способов достижения результатов. Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». - Срок реализации 3 годf; - возраст поступающих 15-18 лет; - продолжительность учебных занятий составляет 35 учебных недель; - недельная нагрузка 8 аудиторных часов в неделю; - занятия проводятся в форме групповых занятий. Условия реализации ОП. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности представителей и всего для общества, обучающихся и их законных духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая: - выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного искусства; - организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и т. д.); - организовывать посещение учащимися учреждений культуры (выставочных залов, музеев и т.д.); - организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования реализующие основные профессиональные ОП в области изобразительного искусства; - использовать в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования; - самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке педагогических работников и родителей; - строить содержание программы с учетом индивидуального развития детей. Материально-техническое обеспечение. В школе имеется учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым: мольбертами, стульями, столами, компактными досками. В кабинете истории искусств имеется аппаратура для просмотра видео материала по предмету. ДШИ имеет хороший натурный фонд, в который входят муляжи фруктов и овощей, предметов быта, предметы утвари, драпировки различных цветов, учебные гипсы (геометрические тела, розетки, головы и т.д.). Составляющие данного натурного фонда позволяют выставлять учебные постановки любого уровня сложности, творческих и учебных задач, отвечающих требованиям ОП «Вечерние классы» и позволяют реализовать её во всей полноте. В ДШИ имеется библиотека, в которую входят методическая и искусствоведческая, познавательная, художественная и справочная литература, а также специальные периодические издания: «Великие художники» и т.д. Методическая обеспеченность. Школа достаточно качественно укомплектована методической литературой. Наряду с различными изданиями методического характера, которые хранятся в библиотеке и доступны для преподавателей постоянно, имеется в наличии большой объём учебных программ по всему спектру предметов ДШИ, изданных в различное время. Их многообразие позволяет творчески развивать уже имеющийся опыт Российской и Советской школ изобразительного искусства. К методическому фонду школы относится и фонд лучших работ учащихся по всем классам, предметам, темам занятий в ДШИ, который постоянно пополняется. Основой данного методического фонда служат работы лауреатов и победителей конкурсов, учебных дисциплин. У каждого преподавателя имеется индивидуальный методический фонд детских работ, которые служат образцами и примерами для выполнения заданий. Этот фонд работ учащихся позволяет более полно решать задачи профессионального, технического и изобразительного характера, поставленных в дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». ДШИ имеет выставочный зал, где регулярно проходят выставки работ учащихся, углублению преподавателей, и расширению конкурсов. подготовки Подобные выставки обучающихся, служат определяемой дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы», стимулируют творческую активность детей, расширяют кругозор, формируют правильные эстетические взгляды, воспитывают патриотизм и любовь к родному искусству. Материально-техническая база ДШИ соответствует всем санитарным и противопожарным нормам. II. Учебный план № Наименование п.п. предмета Кол-во часов в неделю Кол-во часов в Кол-во часов за год весь период обучения 1 год 2 год 3 год 1 Рисунок 3 3 3 102 306 2 Живопись 3 3 3 102 306 3 Композиция 2 2 2 68 204 8 8 8 272 816 станковая ВСЕГО 1. Возраст приема детей – 15-17 лет 2. В класс принимаются учащиеся, закончившие 5-8-летнее обучение в ДШИ. 3. Занятия по учебным предметам и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. 4. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся по итогу полугодий. III. Планируемые результаты. Результатом освоения Дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 1. Знание терминологии изобразительного искусства; 2. Умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; 3. Умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; 4. Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; 5. Навыков цветового строя произведений живописи; 6. Навыков работы с подготовительным материалом: этюдами, набросками, эскизами; 7. Навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передач их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; 8. Навыков подготовки работ к экспозиции. Творческая деятельность учащихся ДШИ. - Участие учащихся ДШИ в конкурсах различного уровня и ранга: городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных. - активная выставочная деятельность школьников в пределах города и области - проведение ежегодного открытого регионального конкурса-выставка художественного творчества обучающихся и преподавателей ДШИ, ДХШ «САЛМА-АРТ» на базе МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори». - активная творческая деятельность преподавателей ДШИ. Участие в выставках, конкурсах школьного, городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня. областного, Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые) работы, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателями отделения. Основным документом текущего контроля является журналом учета занятий. Промежуточная аттестация. Проводится в форме просмотра творческих работ. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка. В случае отрицательного результата промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, педагогическим советом определяется срок погашения данной не аттестации. В случае непогашения не аттестации и учащийся может быть оставлен в этом же классе для повторного освоения программы или исключен из школы. По окончании каждой четверти учебного года по каждому учетному предмету выставляется оценка. В конце года – годовая оценка, складывающаяся из четвертных. Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. При выставлении оценок работ учащихся по предметам ДШИ используются следующие критерии оценок: «Рисунок» - знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; - знание законов перспективы; - умение использование приемов линейной и воздушной перспективы; - умение моделировать форму сложных предметов тоном; - умение последовательно вести длительную постановку; - умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; - умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; - навыки владения линией, штрихом, пятном; - навыки в выполнении линейного и живописного рисунка; - навыки передачи фактуры и материала предмета; - навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. «Живопись»: - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных техник живописи; - знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей; - знание цветового строя; - умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - навыки в использовании основных техник и материалов; - навыки последовательного ведения живописной работы. «Композиция станковая»: - знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; - знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; - умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции, ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте в композиционных работах; - умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности; - умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; - навыки работы по композиции. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме итогового экзаменационного просмотра по рисунку, живописи, композиции в конце 4 четверти. По итогам просмотра выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно. При прохождении итоговой аттестации выпускник демонстрирует умения и навыки в соответствии с программными требованиями: - владение профессиональной терминологией, знание основных работ мастеров изобразительного искусства; - знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; - умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности; - навыки последовательного осуществления работы над композицией. Итоговая оценка вносится в свидетельство об окончании ДШИ. Фонды оценочных средств. Для аттестации обучающихся в ДШИ создан фонд оценочных средств. В него входят типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Базой фонда служат работы учащихся ДШИ прошлых лет, включающие в себя как примеры грамотно выполненных учебных работ, так и работы, содержащие в себе типовые ошибки обучающихся, работы в различных техниках и материалах. Фонд оценочных средств обеспечивает оценку качества приобретенных учеником знаний, умений и навыков и степень готовности к продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства. Организационно – педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Вечерние классы». Форма и режим занятий. Форма проведения занятий аудиторная. Занятие может быть проведено в форме экскурсии, выездного пленэра, мастер-класса. Занятия проводятся в групповой форме. Продолжительность одного занятия составляет 3 академических часа по предмету «Рисунок», «Живопись» и «Композиция». Объем аудиторной нагрузки в неделю составляет 9 академических часов. Форма обучения очная. Кадровое обеспечение. ОП имеет кадровое обеспечение, которое гарантирует высокий уровень её реализации. Все преподаватели имеют специальное образование. Преподаватели раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации. Ведут активную творческую деятельность. Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовывать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагает: - дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; - демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и ребенка. Применяемые средства обучения: - печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература); - электронные ресурсы; - аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях); - наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные доски, интерактивная доска). Методическая деятельность. Регулярные выступления преподавателей ДШИ на педагогических и методических советах, как отражение постоянной методической работы художественного отделения. Работа общеразвивающих программ вариативной по части совершенствование учебного плана. Организация и проведение мастер классов различной направленности на базе ДШИ и в организациях различного ранга и уровня. Выступление и участие в конференциях различного уровня, связанных с тематикой эстетического воспитания, предпрофессионального и профессионального художественного образования. Совершенствование методического фонда школы. Совершенствование фонда оценочных средств. IV. Список литературы 1. Аксенов Ю., Ледова М. Цвет и линия. М., 1986. 2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95 3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. –143 с. 4. Визер В.В.: Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.: Питер, 2006 5. Волков Н.Н. Цвет в живописи М., 1985. 6. Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001. 7. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39. 8. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с. 9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.,1986. 10. Иттен И. Искусство формы. М., 2001. 11. Иттен И. Искусство цвета. М., 2001. 12.Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.,1992. 13. Канланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М., 1981. 14. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.,1981. 15. Ли Н.Г.: Основы учебного академического рисунка. - М.: Эксмо, 2007 16. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006. 17. Лушников Б.В.: Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М.: Владос, 2006 18. Новикова, Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. 19. Проблемы композиции. Сборник научных статей. М., 2000. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск,1996. 20. Сергей Андрияка. Живопись. - М.: Московская школа акварели Сергея Андрияки, 2005 21. Сергей Андрияка. Натюрморт. Портрет. Интерьер. - М.: Московская школа акварели Сергея Андрияки, 2005 22. Сергей Андрияка. Рисунок. - М.: Московская школа акварели Сергея Андрияки, 2005 23. Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007. 24. Художественно-эстетическое образование детей с ограниченными возможностями материалов здоровья: областной опыт, проблемы, научно-практической перспективы: сборник конференции. г. Новокуйбышевск Самарской области. 14 апреля 2016 года / науч. ред. проф. А.И. Смоляр. – Самара; Новокуйбышевск : СГСПУ, 2016. – 124 с. 25. Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., 1990. 26. Шорохов В.В. Основы композиции. М., 1979. 27. Электронный журнал «Педагогика искусства», 2007, №1. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal