Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 Содержание программы Пояснительная записка............................................................................................... 3 Планируемые результаты освоения Образовательной программы ....................... 5 Учебный план .............................................................................................................. 8 Календарный учебный график ................................................................................ 10 Программы учебных предметов .............................................................................. 10 Система текущей, промежуточной и итоговой аттестации; критерии оценки .. 11 Условия реализации Образовательной программы............................................... 16 Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности .............................................................................................................. 18 Список литературы ................................................................................................... 21 2 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства (далее – Образовательная програма) разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах (фортепиано, флейта, кларнет, саксофон, труба, баян, аккордеон, домра, балалайка, классическая гитара, клавишный синтезатор) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» (далее – ДШИ г. Полярные Зори). Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (часть 5 статьи 12) Образовательная программа разработана ДШИ г. Полярные Зори самостоятельно и утверждена в установленном порядке; является нормативно-управленческим документом ДШИ г. Полярные Зори, определяет содержание и организацию образовательного процесса. Образовательная программа направлена на музыкально-эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства. Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения; возраст детей, поступающих в 1-ый класс - составляет от 6,5 до 9 лет и с 10 до 14 лет. Данная Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена: - на создание условий для художественного образования, музыкальноэстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - на выявление одаренных детей в области музыкального искусства и создание условий для их ранней профессиональной ориентации; - на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной подготовки; - на воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; - на приобретение детьми опыта творческой деятельности; - на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих формированию опыта самостоятельной работы, умений самоконтроля учебной деятельности и самооценки результатов освоения образовательной программы. Основная цель Образовательной программы - способствовать воспитанию гармонично развитой личности ребенка, способной творчески использовать полученные в Детской музыкальной школе знания и умения в своей дальнейшей деятельности: досуговой или профессиональной. 3 В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи: Обучающие задачи: - формирование исполнительских навыков учащегося в соответствии с требованиями по классам в единстве технической и выразительной сторон исполнения; - формирование навыков самостоятельной творческой деятельности на основе практического применения знаний и умений; - приобретение общих специальных знаний (по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, музыкальному репертуару), необходимых в самостоятельной практической работе и важных для формирования музыкальной культуры учащегося. Развивающие задачи: развитие эмоциональной сферы личности ребенка на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и способности к созданию музыкальных образов; позитивного отношения к музыкальным занятиям; развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка (стрессоустойчивых качеств), важной в концертно-исполнительской деятельности; - развитие творческих способностей ребенка (фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления); - развитие интеллектуальных способностей ребенка (памяти, умения сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы); - развитие музыкальных способностей ребенка (сенсорных: музыкального слуха, чувства ритма; интеллектуальных: музыкальных памяти, мышления и воображения; общей музыкальности). Воспитательные задачи: - формирование духовной культуры и нравственности ребенка на основе приобщения к высокохудожественным образцам классической и современной музыки; - формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой – интерес к музыкальной деятельности и творческому труду, способность к самообразованию и творческой самореализации; - формирование определенных качеств личности ребенка, необходимых для успешной деятельности: самостоятельности, познавательной активности, дисциплинированности, ответственности, способности к самооценке. 4 Образовательная программа реализуется посредством использования принципов личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие каждого обучающегося (практическая, эмоционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, мотивационная сферы) независимо от уровня его музыкальных способностей и исполнительских возможностей; дает возможность обучающимся, показавшим качественные результаты обучения и проявившим желание, продолжить обучение по той или иной дополнительной предпрофессиональной или общеразвивающей программе. Планируемые результаты освоения образовательной программы Результатом освоения Образовательной программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: 1. в области исполнительской подготовки: - умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - знания характерных особенностей музыкальных жанров и музыкальной формы; - знания музыкальной терминологии; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; - навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; - навыков публичных выступлений. 2. В области историко-теоретической подготовки: - знания музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - первичных знаний в области строения классических музыкальных форм; - умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - навыков сольфеджирования, в том числе пения с листа; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - навыков записи музыкального текста по слуху. 5 Результаты освоения Образовательной программы «Основы инструментального исполнительства» по учебным предметам должны отражать: 1. Музыкальный инструмент: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированную базу исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющую дальнейшее развитие в данной области; - владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике; - знание в соответствии с программными требованиями инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, крупная форма, разнохарактерные пьесы, этюды); - знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента; - умение слухового контроля и интонационного слышания (единый метроритм, фразировка, кульминация, синхронность в игре в ансамбле); - знание профессиональной терминологии; - умение самостоятельного разбора музыкального произведения; - наличие умений по чтению с листа; - приобретение опыта концертных выступлений. 2. Ансамбль: - сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; 3. Хор: - знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых произведений; - умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; - навыки коллективного хорового исполнительского творчества; - наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. 6 4. Предмет по выбору: «Другой музыкальный инструмент» фортепиано – для учащихся, обучающихся игре на народных, струнносмычковых и духовых инструментах: - знание художественных особенностей и возможностей фортепиано; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; - владение основными приемами фортепианной игры, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; - умение самостоятельно разбирать несложные музыкальные тексты. 5. Основы музыкальной грамоты: - первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху, построение в нотной тетради). 6. Слушание музыки: - наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных средствах музыкальной выразительности, в том числе о музыкальных инструментах, основных жанрах; - умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства; - знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; - знание профессиональной музыкальной терминологии; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения. 7 Учебный план Учебный план является частью Образовательной программы, отражает структуру программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ г. Полярные Зори. Учебный план школы отвечает основным положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008). Также при разработке учебного плана учитывались Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ). Согласно Рекомендаций, учебные предметы группируются по предметным областям: учебные предметы исполнительской подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, нормируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся. Учебные планы ДШИ г. Полярные Зори находятся в постоянном развитии и ежегодно обновляются, сохраняя преемственность с предыдущими. Пути совершенствования рабочих учебных планов, в первую очередь, определяются целевой установкой школы: на оптимальную возможность Образовательной программы вовлечения детей в состояние творческой активности; на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах обучения; на сохранение здоровьесберегающих условий обучения, определяющих предельную загруженность учащихся; на обеспечение решения задач личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе школы. 8 Учебный план (фортепиано, флейта, кларнет, саксофон, труба, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, вокал) (для учащихся, поступающих в ДШИв возрасте 6,5-9 лет и 10-14 лет) Срок обучения – 4 года* № 1 2 3 4 5 6 наименование предмета Учебные предметы исполнительской подготовки** Основы музыкального исполнительства Учебные предметы историкотеоретической подготовки: Основы музыкальной грамоты Слушание музыки Учебный предмет по выбору*** ИТОГО: количество учебных часов в Промежуточная неделю аттестация I, II, III, IV I II III IV* Итоговая аттестация 2 2 1,5 2 1 0,5 2 2 I-III классы IV класс I-III классы II-III классы IV класс IV класс IV класс 11 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 5 5 5 * Выпускники IV класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения. ** Примерный перечень учебных предметов: основы музыкального исполнительства (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка, флейта, блок-флейта, саксофон, кларнет, сольное пение, синтезатор, труба, вокал, скрипка) *** Предмет по выбору предоставляется при наличии финансирования. Примерный перечень учебных предметов по выбору: другой музыкальный инструмент, сольное пение, ансамбль, хоровое пение, инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль, индивидуальные занятия по теоретическим дисциплинам и др. Примечание: Количественный состав групп по предметам «Основы музыкальной грамоты», «Слушание музыки» в среднем от 4до 10 человек. В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстера: из расчёта 50% общего количества часов, отводимых на индивидуальные занятия по предмету «Основы музыкального инструмента» (кроме фортепиано, гитара, баян, аккордеон) для проведения занятий по предмету по выбору: другой музыкальный инструмент (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары), сольное пение, вокальный ансамбль и др. 9 Календарный учебный график Продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий в течение учебного года с первого по четвертый классы составляет 34 недели. С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются календарным учебным календарным графиком ДШИ г. Полярные Зори, утверждаемым педагогическим советом и приказом директора школы. Программы учебных предметов Перечень учебных предметов: Учебные предметы исполнительской подготовки: музыкальный инструмент «Фортепиано» музыкальный инструмент «Баян» музыкальный инструмент «Аккордеон» музыкальный инструмент «Домра» музыкальный инструмент «Балалайка» музыкальный инструмент «Гитара» музыкальный инструмент «Скрипка» музыкальный инструмент «Флейта» музыкальный инструмент «Кларнет» музыкальный инструмент «Саксофон» музыкальный инструмент «Труба» учебный предмет «Вокал» Учебные предметы историко-теоретической подготовки: «Основы музыкальной грамоты» «Слушание музыки» Учебные предмет по выбору: другой музыкальный инструмент; вокал; ансамбль; хоровое пение; инструментальный ансамбль; вокальный ансамбль; индивидуальные занятия по теоретическим дисциплинам и др. Все учебные программы выполняют функции: 10 нормативную, то есть все программы для преподавателей являются документом, обязательным для выполнения содержания предмета в полном объеме; процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания, устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. Система текущей, промежуточной и итоговой аттестации; критерии оценки Основными формами учебного контроля являются: текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговая аттестация. Содержание текущего контроля определяет поэтапное решение учебно-воспитательных задач обучения учащегося (формирование игрового аппарата, техническое и общее музыкальное развитие, формирование навыков самостоятельной работы) и объем и качество выполнения программных требований по классам в рамках урочной системы. Также объектом контроля служат личностные качества учащегося, без наличия которых невозможна успешность обучения: это интерес к музыкальным занятиям, ответственность, самостоятельность и познавательная активность. Отношение учащегося к музыкальным занятиям, производительность работы на уроке, качество выполнения домашних заданий учитываются при выставлении каждый 2-3 урок оценки. Как правило, оценка за текущую работу выполняет поощрительную и стимулирующую функцию. Содержание домашних заданий составляет: работа над гаммами; работа над текущим репертуаром; самостоятельный разбор пьесы (отрывка) не более 4-8-ми тактов, по степени сложности соответствующей репертуару на 1-2 класса ниже. Текущий контроль осуществляется основным преподавателем. Одной из форм текущего контроля является прослушивание, проводимое в начале 2го полугодия 1-года обучения у учащихся без музыкальной подготовки, и у учащихся выпускного класса. Прослушивание проводится в присутствии заведующих отделениями. 11 В процессе прослушивания в 1-ом классе на текущем репертуаре проверяется: - знание нотной грамоты; - организация игрового аппарата; - овладение основными приемами звукоизвлечения. Прослушивание учащихся старших классов проводится в форме исполнения выпускной программы или ее части. Прослушивания проводятся 2 раза в год, в каждом учебном полугодии. При прослушивании используется недифференцированная система оценки с высказыванием обучающемуся пожеланий рекомендательного характера. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Разновидностями промежуточной аттестации являются: контрольный урок (все учебные предметы); зачет (предмет по выбору, ансамбль); зачет (музыкальный инструмент); академический концерт (музыкальный инструмент). Содержание контрольных уроков по предмету «Музыкальный инструмент» составляет: чтение с листа с предварительным анализом музыкального текста; игра текущего репертуара (фрагменты); самостоятельный разбор или подбор по слуху (по полугодиям); знание музыкальной терминологии; игра гамм (техническая часть контрольного урока). Произведение для самостоятельной работы определяет преподаватель. Музыкальное произведение, предназначенное для чтения с листа, отвечает разработанным требованиям по данному виду деятельности по классам. Контрольный урок проводится: - во 2-3 классах в каждом полугодии; - в 1-м классе - во втором полугодии. Программа выступлений учащихся на академических концертах строится с учетом обязательного репертуарного комплекса, включающего 4 произведения: полифонию, крупную форму, пьесу и этюд (дополнительно пьесу, если этюд игрался на техническом зачете). Очередность показа по 2 произведения относительно формы и жанра в каждом академическом концерте произвольная. Для учащихся 1-го класса полифония и крупная форма могут быть заменены на произведения малой формы. Практикуются случаи, когда академические концерты учащихся 1-2-х классов в 1-ом полугодии проводятся в форме открытого концерта. Академический концерт во 2-ом полугодии выполняет функцию переводного зачета. Все академические концерты проводятся в зале в 12 присутствии комиссии. В целях обеспечения здоровьесберегающих условий обучения оценка за академический концерт выставляется один раз в год за более удачное выступление учащегося. В остальных случаях используется система недифференцированного зачета с высказываниями рекомендаций и пожеланий учащемуся. При неудовлетворительной или близкой к неудовлетворительной игре родителям предлагается продолжить обучение их ребенка по требованиям образовательной программы «Инструментальное музицирование», которая преследует задачи общекультурного развития. Учащиеся первого года обучения, а также учащиеся, переведенные из других школ или от другого преподавателя, от академического концерта за полугодие освобождаются. В рабочем порядке проводятся прослушивания в присутствии заведующего отделением. Зачет по ансамблю сдают учащиеся, имеющие дополнительное время по указанным видам музыкальной деятельности в рамках предмета по выбору. Остальные учащиеся занимаются ансамблевым музицированием в рамках учебного времени, отведенного на предмет «Музыкальный инструмент». По желанию преподавателя ансамбль может быть включен в программу академического концерта сверх установленного минимума. Периодичность, конкретные требования по каждой форме промежуточной аттестации прописаны в рабочих программах по учебным предметам Образовательной программы. Итоговая аттестация проводится в форме зачетов по учебным предметам: - «Основы музыкального (вокального) исполнительства»; - «Основы музыкальной грамоты»; - «Слушание музыки»; - «Предмет по выбору». Итоговая аттестация по предмету «Музыкальный инструмент (сольное пение)» включает весь репертуарный комплекс. Во 2-ом полугодии проводятся два прослушивания выпускников. Итоговая аттестация по «Основы музыкальной грамоты» проводится в письменной (музыкальный диктант) и устной формах (ответ по билету). На устном экзамене учащийся должен продемонстрировать: - умение работать в тональности (пение звукорядов, интервалов и последовательности аккордов); - умение интонировать интервалы и аккорды вне тональности; - выразительное и чистое интонирование заранее приготовленного номера; - грамотное чтение с листа незнакомого номера; - навыки слухового анализа (интервалы, аккорды). Полная картина контрольно-аттестационных мероприятий в рамках учебного предмета «Музыкальный инструмент» представлена в следующей таблице: 13 Форма контроля Прослушивание для обучающихся без музыкальной подготовки Класс 1 Сроки Январь-февраль Контрольный урок 1 2-3 Академический концерт для учащихся с музыкальной подготовкой Академический концерт для учащихся без музыкальной подготовки Зачет 1-3 Ноябрь-декабрь Март-апрель 1 2-3 Март-апрель Ноябрь-декабрь Март-апрель 4 Октябрь-ноябрь Прослушивание 4 Выпускной экзамен 4 май Декабрь май Требования - Знание нотной грамоты; организация игрового аппарата; овладение основными приемами звукоизвлечения (на текущем репертуаре) игра текущего репертуара; - чтение с листа; - анализ нотного текста; самостоятельный разбор (подбор по слуху); -музыкальная терминология; - гаммы - 2 контрастных по стилю, жанру и характеру произведения; - ансамбль (дополнительно) - 2 контрастных по стилю, жанру и характеру произведения; - ансамбль (дополнительно) Самостоятельно выученное произведение Декабрь-январь Выпускная программа или Февраль-март ее часть Май - Полифония; - крупная форма; - пьеса; - этюд Не менее важной формой контроля является участие учащихся в концертноконкурсных мероприятиях. Особенно эта форма приветствуется в 1-2 классах, когда у детей присутствует потребность к публичным выступлениям. К конкурсам и концертам привлекаются дети, в большей степени проявившие музыкальные и исполнительские способности. В отдельных случаях участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте. При выведении итоговой оценки учитываются: - оценка годовой работы ученика; - полученная оценка на выпускном экзамене; - творческие достижения учащегося (участие в концертах, конкурсах). 14 В индивидуальном плане учащегося фиксируются все произведения, выученные в классе, самостоятельно, исполняемые на технических зачетах, академических концертах, экзаменах, концертах и конкурсах. Также в конце каждого учебного года в индивидуальном плане дается краткая характеристика на учащегося, отражающая: - качество репертуара: жанровое и стилевое разнообразие; соответствие требованиям рабочей учебной программы по классам; - уровень развития познавательных и творческих способностей учащегося: умение понимать учебные задачи, восприимчивость, самостоятельность, ассоциативность, образность, гибкость мышления; - уровень развития основных музыкальных способностей: ритмического, ладогармонического, интонационного слуха, музыкальной памяти; - особенности игрового аппарата; - художественный (эмоциональность, выразительность, артистизм) и технический рост учащегося по сравнению с предыдущим годом обучения; - уровень актуального развития ребенка: его способность работать самостоятельно (чтение с листа, разбор музыкального произведения, подбор по слуху); - отношение к музыкальным занятиям (интерес, работоспособность, ответственность и дисциплинированность, упорство, инициативность); - творческую активность учащегося в течение учебного года: участие в конкурсах, концертах, иных школьных мероприятиях. Критерии оценки Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оце нка 5 («отлично») Критерии оценивания выступления предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; 15 4 («хорошо») хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения 3 («удовлетворитель но») программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен 2 («неудовлетворите льно») незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. В целях осуществления индивидуального подхода в оценке выступлений обучающихся возможно использование плюсов и минусов. Условия реализации Образовательной программы Требования к условиям реализации Образовательной программы представляют собой систему требований к кадровым, учебно-методическим, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной Образовательной программы. Реализация Образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Большинство педагогических работников (около 80 %) имеют высшую и первую квалификационные категории по должности «преподаватель» и «концертмейстер», значительный стаж педагогической работы. Все педагогические работники повышают свою квалификацию по своей специализации в необходимом объеме раз в 3 года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной 16 деятельности; ежегодно посещают мастер-классы, обучающие семинары специалистов профессионального среднего и высшего звена сферы искусства и культуры. В ДШИ г. Полярные Зори созданы условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий. Материально-технические условия реализации Образовательной программы обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных результатов. Для реализации Образовательной программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: - концертный зал с двумя концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием; - библиотеку; - учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент», оснащены двумя фортепиано; имеют площадь не менее 6 кв.м. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Основы музыкальной грамоты», «Слушание музыки», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформлены наглядными пособиями. Также учебные аудитории для мелкогрупповых и групповых занятий оснащены компьютерами; подключен интернет. Библиотечный фонд ДШИ г. Полярные Зори укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы. Основной учебной литературой по учебным предметам историко-теоретической подготовки обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда; соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов. 17 Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности I. Творческая и культурно-просветительская деятельность С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности обучающегося в ДШИ г. Полярные Зори создана комфортная развивающая творческая образовательная среда, обеспечивающая возможность: - выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; - организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий внутри школы (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); - участия обучающихся и преподавателей в конкурсно - фестивальных мероприятиях от районного до международного уровня; - участия в мастер-классах, проводимых специалистами среднего и высшего профессионального звена в области музыкального искусства; - участия обучающихся и преподавателей в концертах от районного до международного уровня; - организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); организации творческой и культурно-просветительской деятельностисовместно с другими ДМШ, учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся. Культурно-просветительская деятельность школы достаточно разнообразна по формам и содержанию, это: - проведение отчетных концертов классов и отделения, а также общешкольных концертов; - проведение тематических праздников для детей и родителей; - проведение концертов, приуроченных к календарным праздникам; - проведение концертов, ставших для ДШИ г. Полярные Зори традиционными, это: ежегодные концерты открытия и закрытия творческих сезонов, концерты лауреатов и выпускников школы; 18 - проведение творческих мероприятий («Посвящение в первоклас-сники. концерты отделений); - участие в концертах районного и городского масштаба; - система мероприятий в рамках Недели музыки, др. В процессе организации творческого досуга детей во внеурочное время весь комплекс мероприятий направлен на решение основных воспитательных задач: - формирование у ребенка гуманистического мировоззрения; - формирование гражданского самосознания; - приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - развитие потребностей и мотивов нравственного поведения; - формирование самосознания, осознание собственного «Я». Методическая деятельность ДШИ г. Полярные Зори представляет собой скоординированную систему мероприятий на разных уровнях и в разной форме, подчиненных решению двух приоритетных, взаимосвязанных между собой задач, это: - совершенствование учебно-воспитательного процесса; - повышение профессиональной компетентности преподавательского состава на психолого-педагогическом и предметно-технологическом уровнях. Совершенствование учебно-воспитательного процесса включает следующие направления методической работы: - учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (разработка рабочих программ по учебным курсам и предметам, учебнодидактических материалов, рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, разработка фонда оценочных средств, др.); - совершенствование форм и методов преподавания с позиций личностноориентированных современных технологий обучения (активного, проблемного, развивающего), творческих подходов; - совершенствование форм и содержания внеучебной деятельности. Повышение профессиональной компетентности преподавателя как методическая задача включает в себя: - изучение уровня профессиональной подготовки преподавателей, их профессиональных потребностей и проблем; - предоставление преподавателям необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, новым педагогическим технологиям, учебно-методической литературе по вопросам обучения и воспитания детей; - повышение квалификации преподавателей в рамках курсов, семинаров, конференций, мастер-классов; - помощь в подготовке работников к аттестации на квалификационную категорию; - осознание, обобщение и распространение педагогического опыта; - осознание и опыт претворения принципов развивающего обучения в личной педагогической практике; - повышение общей психолого-педагогической культуры; 19 - проявление профессионального мастерства в исполнительской деятельности. Методическая работа преподавателей осуществляется в разных формах, это: - выступление с методическим сообщением на методической секции, педагогическом совете; - участие в городской методической секции, конференции; - показ открытых уроков на разном уровне; - разработка учебно-методических материалов; - написание методической работы; - подготовка и участие в методических, педагогических и исполнительских конкурсах. Методическая и культурно-просветительская деятельность ДШИ г. Полярные Зори в рамках указанных направлениях осуществляется согласно годовому плану работы учреждения на каждый учебный год. 20 Список литературы Нормативно-правовая база: 1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приложение к приказу Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008) 3. Проект концепции развития Детских школ искусств в Российской Федерации от 30 октября 2013 г. 4. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы. 5. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ). 6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. Специальная литература 1. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств: сборник материалов для детских школ искусств. Часть 1. – М., 2012. 2. Артеменкова Т.А. Азбука менеджмента. Учебно-практическое пособие для системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы культуры. – М., 2004. – 206 с. 3. Артеменкова Т.А. Актуальные управленческие технологии в образовательном учреждении сферы культуры. – М.: ООО «РЕАЛ ГРУП», 2002. – 124 с. 4. Боровиков Л.И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей: Методическое пособие к спецкурсу для слушателей институтов повышения квалификации работников образования. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 80 с. 5. Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча. – Изд. 3-е. – Ростов на/Д: Феникс, 2008. – 383 с. 6. Детская школа искусств: Инновационные образовательные проекты /сост. И.М. Багаева, И.Е. Домогацкая – М., 2005 – 109 с. 7. Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006 – 132 с. 8. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников 21 образования /Авт.-сост. И.В. Хромова, М.С. Коган. – Новосибирск, 2006. – 32 с. 9. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с. 10. Доронина И.В. Управление персоналом: стимулирование и развитие: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 204 с. 11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Высшее образование. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 256 с. 12. Коломиец Г.Г Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). – Монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. 13. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: Учеб. пособие /Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2003. – 258 с. 14. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена президентом РФ 3 апреля 2012 г.): электронный ресурс. 15. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей /Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с. 16. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов /под общей редакцией Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96 с. 17. Кульневич С.В., Иваненко Е.С. Дополнительное образование детей. Методическая служба. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2005. 18.Педагогические технологии. Учебное пособие /авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Учебное пособие). 19. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). 20. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007. – 256 с. 21. Психология детства. Учебник. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: «праймЕВРОЗНАК», 2003. – 368 с. – (Серия «Мэтры психологии»). 22. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с. 23. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. 24. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ 22 школьных технологий, 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий). 25. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 23