ФОРТЕПИАНО

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
(фортепиано)
Срок обучения – 4 года

2024 г.

Разработчик:
Л.В. Самусенко, преподаватель фортепиано МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»,
высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори»;
-

Кабакова М.В., преподаватель фортепиано МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»,
высшая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета
«Основы музыкального исполнительства»
(фортепиано)
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета
-Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства»
(фортепиано) разработана
на
основе «Рекомендаций
по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в
детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по
фортепиано для учащихся струнных, духовых, народных отделений.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства»
(фортепиано)
предусматривает привлечение
наибольшего
количества
детей
к
полноценному
и
гармоничному
развитию
в
области
музыкального искусства.
Главная
задача
программы
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального исполнительства» (фортепиано) – привить любовь к музыке
и дать каждому учащемуся музыкальное и художественное образование, в
результате которого он освоит инструмент фортепиано, сможет реализовать свои
творческие способности, нестандартно решать жизненные ситуации, стать
успешным, полноценным членом нашего общества.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному и
художественному образованию, обеспечения доступности обучения срок
реализации программы рассчитан на 4 года. Рекомендуемый возраст детей,
приступающих к освоению программы с 10 до 12 лет включительно.
Основная направленность настоящей программы - организация учебного
процесса с учётом возможностей и потребностей каждого учащегося, представление
широкого спектра образовательных услуг в различных формах: групповых,
индивидуальных, разнонаправленных занятий.
Учитывая, что многие дети занимаются музыкой в плане общего
музыкального развития, учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы
предоставить возможность детям с самыми разными способностями проявить себя и
приобщиться к музыкальной культуре.
Общеразвивающая программа базируется на богатых традициях Российского
образования в сфере искусства.
Программа составлена на основе нескольких программ по специальности
фортепиано, рекомендованных для детских музыкальных школ: на основании
примерной программы «Музицирование» для ДМШ И ДШИ НМЦ ХО, Москва 2006
год; «Класс специального фортепиано» для ДМШ, «Фортепиано» для ДМШ и
ДШИ МК СССР ВМК УЗИК, Москва 1991 год.

Отличие программы от типовых программ:
- в данной программе углубляется педагогическая направленность музыкального
образования, построенного
на применении личностно-ориентированного,
развивающего обучения и воспитания;
- формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению.
Программа
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства» (фортепиано) направлена на развитие интеллектуальных
и художественно-творческих способностей обучающихся в образовательном
учреждении, что дает возможность социализации
и
самореализации
подрастающего поколения, формирования личностных и духовных
качеств детей и подростков.
Программа основывается на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей
подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к музыкально художественной деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства» (фортепиано)- 4 года, продолжительность
учебных занятий с первого по четвертый год обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные
занятия

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
18
32
36

2-й год
3
4
16
18
32
36

3-й год
5
6
16
18
32
36

4-й год
7
8
16
18
32
36

136
272

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая
трудоемкость
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства» (фортепиано) при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия: –2 часа в неделю
Для детей не старше 9-10 лет (со второго или третьего класса), при наличии
достаточного уровня усвоения материала, профессионального роста и развития
творческих способностей, по рекомендации педагога и с согласия родителей,
возможен перевод с обучения по дополнительной общеразвивающей программе на
обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Фортепиано» со сроком обучения
8 лет.
4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность
урока 40 минут. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
5.Цель и задачи учебного предмета
Настоящая общеразвивающая программа направлена на интенсивное обучение
детей в классе фортепиано. Ключевой задачей программы является приближение
обучения в образовательном учреждении к запросам учащихся и их родителей.
Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы знания, полученные
обучающимся в образовательном учреждении, нашли свое практическое
применение в жизни обучающегося после окончания образовательного
учреждения.
Задачи учебного предмета
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
 воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности.
 приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры
на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
 приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой
музыкальной терминологии;
 воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний,
умений и навыков игры на фортепиано.
Программа
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства» (фортепиано)
дает
возможность
развивать
обучающихся в
следующих направлениях:
 свободно читать с листа; иметь разнообразный репертуар для участия в
творческих мероприятиях;

 подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
 аккомпанировать
солисту
и
петь
под
собственный
аккомпанемент;  музицировать (импровизировать и сочинять) в
различных жанрах;  любить и понимать музыку, иметь хороший
музыкальный вкус;
 уметь рассказать своим друзьям о музыке и композиторе, поддержать
беседу на музыкальные темы;
 расширить эмоционально-чувственное восприятие и развить образное
мышление;
 получать удовольствие от игры на инструменте.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая
аттестация; 
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация
программы
учебного
предмета
«Инструментальное
музицирование» (фортепиано) обеспечивается:
 доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио и видеозаписей;
 учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6
кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным
противопожарным нормам, нормам охраны труда.

и

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Программа
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства» (фортепиано) рассчитана на 4 года. Формирование у
учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с
инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения
музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы
музыкального
исполнительства»
(фортепиано)
соответствует
направленности
общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому
музицированию.
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных
возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей
может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности
программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет
партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4
руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому
инструменту.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом фортепиано, основными приемами игры,
знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой,
музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы
игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.
Милич) или других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического
трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры,
мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
8

За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах, в
циклах открытых академических концертов.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
«Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Бах И.С.
Корелли А.
Сарабанда ре минор
Моцарт В.
Менуэт Фа мажор
Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Моцарт Л.
Ария
Перселл Г.
Скарлатти Д.
Ария
Этюды
Гнесина Е.
"Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Лешгорн А.
"Избранные этюды для начинающих" соч.65
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"
Гедике А.
Танец
Глинка М.
Полька
Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"
Майкапар А.
Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",
"Мотылек"
Хачатурян А.
Андантино
Адажио
Штейбельт Д.

Рекомендуемый ансамблевый репертуар
Майкапар С. «Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
С. Прокофьев «Болтунья»
Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде»
Ансамбли по выбору из сборников:
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С.,
Баренбойм Л. Т.1, раздел IV
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль: Н. Соколова «Земляника и лягушки»
Б.Берлин «Пони Звездочка»
С. Ляховицкая «Где ты, Лека»
Польская народная песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"
Гнесина Е. Этюд
Майкапар А. «В садике»
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на
фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов «В музыку с радостью», «Первые шаги», «Вверх по лесенке», «От
классики до джаза», по итогам выступлений выставляются оценки.
За год учащийся изучает: 2-3 этюда, 2-4 разнохарактерные пьесы, 2-3 произведения
полифонического стиля, 1-2 ансамбля, гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми мажор двумя
руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками в одну октаву.

Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):
Арман Ж.
Пьеса ля минор
Аглинцова Е.
Русская песня
Кригер И.
Менуэт
Курочкин Д.
Пьеса
Левидова Д.
Пьеса
Полонез соль минор; Бурре
Бах И.С.
Моцарт Л.
Волынка; Бурре; Менуэт
Менуэт ре минор
Гендель Г.Ф.
Гедике А.
Ригодон
Телеман Г.Ф.
Гавот

Этюды
40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гедике А.
Фортепианная азбука
Гнесина Е.
Этюд Фа мажор
Беркович И.
Этюд ля минор
Гурлит М.
Этюд ля минор
Майкапар А.
Этюд До мажор
Лекуппэ Ф.
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Черни-Гермер
Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Шитте Л.
Пьесы
25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Беркович И.
Анданте Соль мажор
Гайдн Й.
Русская песня, соч. 36
Гедике А.
Вальс ля минор, соч. 12
Григ Э.
«Пастушок», «В садике», соч. 28
Майкапар А.
«Воробей»
Руббах А.
«Грустно»
Фрид Г.
«Мой Лизочек», «В церкви»
Чайковский П.
Марш
Шостакович Д.
Адажио
Штейбельт Д.
Ансамбли в 4 руки
Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Бизе Ж.
Хор «Славься»
Глинка М.
Металлиди Ж.
«Дом с колокольчиком»
Шаинский В.
«Пусть бегут неуклюже»
Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Шмитц М.
«Оранжевые буги», пер.О. Геталовой
Градески Э.
«Мороженое», пер.О. Геталовой

Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Гедике А. Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
Вариант 2
Ансамбль: Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»

Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является
неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь
куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в
ансамбле.
За год учащийся должен освоить: 3-4 этюда, 4-5 разнохарактерных пьес,
1- 2 полифонических произведения, 1 часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля, гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя
руками в 2 октавы.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т.
Полифонический эскиз
Бах Ф.Э.
Маленькая фантазия
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:
До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Менуэт
Бём Г.
Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гедике А.
Гендель Г.Ф
Моцарт Л.
Пёрселл Г.
Сарабанда
Ария

12 пьес под
ред. Кувшинникова:
сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж.
Чюрленис М.
Этюды
Бертини А.
Гедике А.
Гедике А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни-Гермер
Шитте Л.

Бурре
Фугетта
Этюд Соль мажор
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Соч. 58 «Ровность и беглость»
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Этюды соч.37 №№1,2
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Соч. 108 №№ 14-19
Крупная форма Диабелли А. Кулау Ф. Моцарт В.
Пьесы

Сонатина До мажор
Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Сонатина
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Песенка
Тюрк Д.Г.
Гедике А.
Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Волков В.
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А.
Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс
Вальс ми минор
Григ Э.
Прелюдия
Дварионас Б.
14 пьес: № 8
Моцарт В.А.
Майкапар А.
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г.
«Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р.
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В.
Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф.
Немецкий танец
Чайковский П. «Танец феи Драже»
Ария Папагено
Моцарт В.А.
Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Бём Г. Менуэт
Дварионас Б. Прелюдия
Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже»
Вариант 2
Пёрселл Г. Ария
Чайковский П. Полька из «Детского альбома»

Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Четвертый год обучения
В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и характеру
произведений. Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с
листа. Игра в ансамбле.
Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор на одну октаву
двумя руками вместе (по возможности, на 2 октавы). Тонические трезвучия с
обращениями отдельно каждой рукой. Хроматическая гамма отдельно каждой
рукой. От ноты «ре» в расходящемся движении обеими руками».
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
Аттестация проводится в конце 2-го полугодия, на контрольном уроке или на
открытом академическом концерте, по итогам экзамена выставляется оценка.
Примерная программа для экзамена
1. И.С.Бах «Менуэт» G-dur
С.Франк «Жалоба куклы»
2. И.С.Бах «Маленькая прелюдия» C-dur
Дело Джойо «Безделушка»
Примерный репертуарный список
1. А. Гедике «Этюд» C-dur ор 60 № 2
2. Г.Ф.Гендель «Сарабанда»
3. Ж. Арман «Фугетта»
4. С. Майкапар «Вальс» Ля-мажор
5. Р.Шуман «Первая утрата», «Смелый наездник»
6. П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»
7. Л.Бетховен «Три немецких танца» (ансамбль)
8. А. Лемуан «Этюд» ор 37 № 29
9. В.А.Моцарт «Сонатина» F-dur I и II часть
10. А. Гедике «Инвенция»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В
результате
освоения
учебного
предмета
«Инструментальное
музицирование» (фортепиано) обучающийся должен приобрести следующие
знания:
14












читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм в
соответствии с программой,
использовать музыкально-исполнительские средства выразительности,
анализировать исполняемые произведения,
владеть различными видами техники исполнительства,
использовать художественно оправданные технические приемы,
применять элементарные навыки репетиционно- концертной работы в качестве
солиста, концертмейстера или участника ансамбля.
исполнять музыкальных произведений (сольное и коллективное исполнение);
уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
приобрести навыки общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности;
знание терминологии.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы
музыкального исполнительства» (фортепиано) являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во
время домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
15

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты,
тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к
выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное
исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Формой
итоговой аттестации
по
учебному предмету
«Инструментальное музицирование» (фортепиано) в образовательном учреждении
является контрольный урок.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным
критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
является
грамотное
исполнение
авторского
текста,
художественная
выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой;
 наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
 музыкально-исполнительской деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
 степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

Критерии оценивания выступления
предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими приемами, штрихами;
хорошее звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведения; использование
художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу
программа соответствует году обучения, грамотное
16

исполнение с наличием мелких технических
недочетов, небольшое несоответствие темпа,
недостаточно убедительное донесение образа
исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного текста,
технические ошибки, характер произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую посещаемость занятий и слабую
самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний
срок
реализации
программы
учебного
предмета
«Инструментальное музицирование» (фортепиано) позволяет обучающемуся:
- перейти на следующий этап обучения по дополнительной общеразвивающей
программе в области музыкального искусства «Основы музыкального
исполнительства» (фортепиано),
- обучение по предпрофессиональной программе «Фортепиано»,
- продолжить самостоятельные занятия,
- приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в
изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к
учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и
эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и
индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных
учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при
объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся
17

предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики
получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством
показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от
того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор
репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его
выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал,
существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным
урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени
трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в
соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями
конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного
плана учащегося.
На заключительном этапе обучающиеся имеют опыт исполнения
произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения
и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических
умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы
гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и
музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической
целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации

домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося
музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить
при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия при повышенной
температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося
велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному
использованию учебного внеаудиторного времени. Следует разъяснить обучающемуся,
как распределить время работы над разучиваемыми произведениями, указать
очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведений,
посоветовать способы работы над ними

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой учебной литературы
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов
/сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962
3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И.
Беркович. Киев,1964
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское
музыкальное издательство, 1996
5. Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
6. Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб:
Композитор, 1997
7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
9. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
10. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
11. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1.
Сост. Ю. Курганов. М.,1991
12. Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод.
пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
15. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
16. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
17. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011
18. Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие
/ сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
20. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999
21. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. /
редакторы – составители А.Г.Руббах и В.А.Натансон М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос.
/сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство,
1960
23. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз
художников, 2008
19
24. Лемуан А.
Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка,
2010
25. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
26. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
27. Лешгорн
А. Избранные этюды. Соч.65, 66
28. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

29. Милич Б.
Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
30. Милич Б.
Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
31. Милич Б.
Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
32. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин
Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008
33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина
М.: Современный композитор, 1986
34. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.:
Советский композитор, 1973
36. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебнометод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008
37. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.
Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007
38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост.
К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
39. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский
композитор, 1990
40. Парцхаладзе М.
Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция
А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973
42. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
43. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
44. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой.
М.,1974
45. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974
46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова.
М.,1996
47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель
С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
49. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб.
пособие/Сост. и редактор А.Юровский. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1962
51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка,
1993
52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961
20

53. Таривердиев М.
«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика XXI век». М., 2002
54. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев,
Музична Украина, 1973
55. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев:
Музична Украина, 1972
56. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина.
М.: Музыка, 1988
57. Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
58. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.
М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
59. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
60. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.:
Музыка, 1989
61. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.:
Музыка, 1989
62. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный
олень», СПб, 1994
63. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006
64. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов,
1992
65. Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
66. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
67. Шуман Р.
Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
68. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011
69. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб.
пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский
композитор, 1967
70. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод.
пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.,
1965
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973
4.
Корто
А.
"О
фортепианном
искусстве".
М.,
Музыка,
1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М.,
Музыка, 1966
21

6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М.,
Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».