ИСТОРИЯ АНИМАЦИИ

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«История анимации»
Возраст обучающихся – 10 – 12 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024
1

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г.
Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

2

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Учебный предмет «История анимации» является частью дополнительной
общеразвивающей программы в области анимационного искусства. Содержание
дисциплины ориентировано на освоение специфических особенностей языка анимации,
осознания их видового своеобразия и многообразия жанровых форм в контексте их
исторического развития; предусматривает углубленное изучение теоретического
материала при анализе конкретных анимационных произведений с целью формирования
многоаспектного понимания языка анимационного искусства. Темы заданий продуманы
исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий выстраивается
по принципу нарастания сложности поставленных задач.
Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что
позволяетзакрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученномуматериалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета программы «История анимации» 2 года. На
обучение принимаются дети в возрасте от 9 до 17 лет.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации
учебного процесса: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов и
консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий
контроль успеваемости в форме:

устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам
самостоятельной работы и т. п.);

письменная (письменный опрос, выполнение и т.д.). Итоговый контроль в
форме зачета и экзамена.
Объем учебного времени
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «История анимации» со сроком обучения 2 года составляет 68 аудиторных
часов. Занятия проводятся 1 урока в неделю, продолжительность одного урока 40 минут,
количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок
обучения 2 года
Вид учебной работы, аттестации,
Затраты учебного времени,
учебной нагрузки
график промежуточной и
итоговой аттестации и всего
часов
Годы обучения
2
Полугодия
4
Аудиторные занятия (в часах)
68
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
68
3

Вид промежуточной аттестации
по полугодиям

Зачет 1,2,3
Экзамен 4

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «История анимации» проводятся в форме
аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме
мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Цель изучения учебной дисциплины «История анимации» – формирование
комплексного представления о теоретических основах анимации в процессе их
исторического развития.
Задачи дисциплины:

сообщение фактических знаний, необходимых для осмысления явлений и
проблем в сфере анимационного искусства;

рассмотрение основных этапов развития анимации;

освоение языка анимации и формирование базового понятийного аппарата,
необходимого для восприятия и осмысления анимационных фильмов;

формирование навыков восприятия, анализа и истолкования художественных
феноменов в сфере искусства анимации; выработка необходимых критериев оценки
произведений анимационного кино;

определение места анимации в современной культуре;

рассмотрение этапов развития анимационного искусства.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учётом
уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной,
дополнительной,
учебной
и
учебно-методической
литературой
по
изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть
оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями
Содержание учебного предмета
Предмет «История анимации» занимает особое место в системе обучения детей
анимационному искусству. Знание основ истории анимации даёт возможность будущим
4

мультипликаторам анализировать и изучать особенности произведений анимационного кино
разных эпох, школ, направлений и стилей. Обучение позволяет учащимся получить
определённую сумму теоретических и практических знаний.

№

Учебно-тематический план
Первый год обучения
Наименование раздела, темы

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

1 год обучения
I полугодие
ЗАРОЖДЕНИЕ АНИМАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
1.1. Введение в историю анимации
урок
1
1.2. Зарождение анимации
урок
1
1.3. Способы оживления рисунков: поиски и решения
урок
1
1.4. Эмиль Рейно и его роль в становлении анимации
урок
1
1.5. Влияние на развитие анимации
урок
1
фотографии и кинематографа
1.6. Графическая анимация и роль Эмиля Коля в ее
урок
1
становлении
1.7. Комиксы и их влияние на развитие американской
урок
1
анимации. Творчество У.Мак-Кея
1.8. История создания студии Дисней
урок
1
1.9. Творчество Н. Мак-Ларена и его вклад в развитие
урок
1
технологий анимации
1.10. Студия «Парамаунт» и творчество братьев Флитшеров
урок
1
ЗАРОЖДЕНИЕ АНИМАЦИИ В РОССИИ (ДО 50-Х ГОДОВ XX ВЕКА).
1.11. В.А. Старевич и его роль в становлении и развитии
урок
1
русской и мировой анимации
1.12. Игольчатый экран А. Алексеева (1905-1932)
урок
1
1.13. Русский авангард и его влияние наразвитие анимации в
урок
1
России в 20-30е годы XX века. Рисованный звук
1.14. Студия «Культкино». Агитационная анимация. Д. Вертов
урок
1
1.15. Зарождение украинской анимации. В. Левандовский
урок
1
1.16. Фабрика «Совкино». М.М. Цехановский
урок
1
1.17. История создания «Союзмультфильма». Пионеры
урок
1
советской анимации
всего:
17
II полугодие
РАЗВИТИЕ АНИМАЦИИ В США И ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
1.18. Классическая музыка в анимации: ее роль и значение
урок
2
1.19. Пять мировых анимационных студий
урок
5
1.20. Развитие анимации в Западнойи Восточной Европе:
урок
3
сложение национальных анимационных школ

5

1.21. Швейцарская анимация

урок

2

1.22. Роль манга на развитие японскойанимации. Аниме и
его основоположник Осаму Тэдзука
1.23. Международные анимационные фестивали

урок

3

урок
всего:

2
17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗАРОЖДЕНИЕ АНИМАЦИИВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В США
Тема 1.1. Введение в историю анимации.
Феномен
«одушевления»
изображения.
Удвоенная
условность
образа.
Мультипликация, аниматограф, анимация - определение понятий.
Тема 1.2. Зарождение анимации.
Поиски изображения движения в истории мирового искусства. Оптические иллюзии.
Китайский театр теней. История «волшебного фонаря». «Камера обскура».
Тема 1.3. Способы оживления рисунков: поиски и решения.
Фенакистископ Жозефа Плато, стробоскоп, зоотроп, дедалиум, мутоскоп,
кинематоскоп, праксиноскоп.
Тема 1.4. Эмиль Рейно и его роль в становлении анимации.
«Оптический театр» Э.Рейно. Первые мультфильмы: «В кабинке». Эскизы
персонажей.
Тема 1.5. Влияние на развитие анимации фотографии и кинематографа.
Создание кинематографического объединения «Витаграф». Прием «живых
надписей» Сегундо де Шомона.
Тема 1.6. Графическая анимация и роль Эмиля Коля в ее становлении.
Э. Коль и его работа карикатуристом. Фантоши Э. Коля.
Тема 1.7. Комиксы и их влияние на развитие американской
анимации. Творчество У. Мак-Кея.
История появления комиксов. Первые комиксы и их роль в развитии анимации.
Ричард Ауткойт и его роль в появлении комиксов, «Желтый паренек» в нью-йоркской
газете (1896). Уиндзор Мак-Кей и его м/ф «Динозавр Джерти» (1914).
Тема 1.8. Творчество Н. Мак-Ларена и его вклад в развитие технологий
анимации.
Эксперименты Мак-Ларена в создании мультфильмов бескамерным методом.
Эксперименты в области пластической композиции и ритма.
Тема 1.9. Студия «Парамаунт» и творчество братьев Флитшеров.
Основание студии в 1913 году и роль братьев Макса и Дейва Флитшеров в ее
развитии. 1915 год – создание морячка Папайя. Регистрация патента на ротоскоп. Поиск
6

анимационного правдоподобия.
Тема 1.10. История создания студии Дисней.
Жизнь и творчество Уолта Диснея (1901-1966). Разработка хаоактера героев
анимационного фильма. Организация производства анимационных фильмов. Технические
нововведения в области звука и цвета. «Пароходик Вилли» (1928), «Танец скелетов»
(1929), «Цветы и деревья» (1932).
ЗАРОЖДЕНИЕ АНИМАЦИИ В РОССИИ (ДО 50-Х ГОДОВ XX ВЕКА).
Тема 1.11. В.А. Старевич и его роль в становлении и развитии русской и
мировойанимации.
Ученый энтомолог как родоначальник кукольной анимации. Открытие первой
студии кукольных фильмов в России. Творчество Старевича за рубежом. Фильмография
Старевича.
Тема 1. 12. Игольчатый экран А. Алексеева (1905-1932).
От книжной графики к анимационному искусству. Творческий замысел и
изобретение новой фактуры в анимации. М/ф «Мимоходом» (1943). Рекламные ролики
Алексеева А.
Тема 1.13. Русский авангард и его влияние на развитие анимации в России в
20- 30е годы XX века. Рисованный звук.
А.М. Авраамов, Е.А. Шолпо, Н.В. Воинов, Борис Янковский и их вклад в разработку
«рисованного звука». «Прелюд Рахманинова», «Танец вороны», «Вор». Подобные эксперименты
за рубежом: Англия, Германия, США, Канада.
Тема 1.14. Студия «Культкино». Агитационная анимация. Д. Вертов.
Возникновение советской графической анимации в новой технике плоских
марионеток. 1924 год и важные фильмы: «Советские игрушки», «Германские дела и
делишки». «Динамическая графика» Д. Вертова.
Тема 1.15. Зарождение украинской анимации. В. Левандовский.
Создание первого украинского мультипликационного фильма «Сказка о
соломенном бычке» (1927). Метод расшарниренной плоской марионетки. Одесская
кинофабрика. Использование натурных съемок: «эклер». Поиск постоянного героя: ТукТук.
Тема 1.16. Фабрика «Совкино». М.М. Цехановский.
Создание студии «Совкино», согласно постановлению СНК РСФСР от 13 июля
1924 года и его полномочия по осуществлению предварительной цензуры и монопольное
право на ввоз в страну кинокартин иностранного производства. 1930г. - ликвидация
«Совкино» и передача полномочий. Творчество М.М. Цехановского (1889-1965) как
книжного иллюстратора. «Кинокнижки»: «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд». Работа
режиссером- мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (затем
«Ленфильм»). Первый м/ф «Почта» (1928). Экспериментальные работы в области
синхронности звука и изображения, монтажа. «Пасифик 231» (1931г.,10 мин. На музыку
7

Артюра Онеггера).
Тема 1.17. История создания «Союзмультфильма». Пионеры советской
анимации.
Основание крупнейшей в СССР студии в Москве 10 июля 1936 года. Ведущие
режиссеры и художники. Влияние диснеевских мультфильмов на технологию
производства и выбор персонажей, на стилистику и манеру исполнения. С 1937 - цветные
м/ф, с 1938 - метод «эклер» (ротоскопирование). Военный период, послевоенное время и
«борьба с диснеевщиной», определение своего самобытного эстетического канона.
«Цветик- семицветик», «Федя Зайцев» и др. м/ф. 50-е годы: поиск новых форм. 60-е годы:
увеличение выпуска сатирический м/ф. Творческий прорыв в поиске методов и форм и
рольФ. Хитрука. 70-80-е годы - расцвет студии, мировое признание, новаторство. Фильмыпритчи, фильмы-концерты, фантастика, экранизация сказок и эпоса, музыкальные
фильмы и т.д. Время кризиса и реорганизация студии. Возрождение и обновление студии с
2011 года.
Творчество значимых для развития анимации художников: Иван Петрович ИвановВано, Лев Константинович Атаманов.
РАЗВИТИЕ АНИМАЦИИ В США И ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Тема 1.18. Классическая музыка в анимации: ее роль и значение.
Методы использования классической музыки в анимации. Примеры. Роль музыки
для раскрытия художественного образа и идеи мультфильма. «Щелкунчик» Б. Степанцева
(1973), «Сеча при Керженце» И. Иванова-Вано и Ю. Норштейна (1971), «Болеро» И.
Максимова (1992), «Адажио» Гарри Бардина (2000), обе «Фантазии» (1940 и 2000) студии
Дисней, «Рождество» М. Алдашина (1996), «Монах и рыба» Михаэля Дюдок де Вита
(1994), цикл «Сказки старого фортепиано», «Сказка сказок» Ю. Норштейна (1979) и
другие.
Тема 1.19. Пять мировых анимационных студий.
История создания и принципы работы, фильмография таких студий: Walt Disney
Feature Animation, Pixar, Dream Works SKG, Aardman Animations, Studio Ghilbi.
Тема 1.20. Развитие анимации в Западной и Восточной Европе: сложение
национальных анимационных школ.
60-годы XX века время сложения национальных анимационных школ с
альтернативным по отношению к Диснею стилем. Польша: творчество Валериана
Боровчика (1927-2006), «Игры ангелов» (1964). Франция: Рене Лалу, (1929-2004) и первый
научно-фантастический полнометражный м/ф «Дикая планета» (1973). Англия: Джордж
Даннинг «Желтая подводная лодка» (1968). Югославия: «Загребская школа» анимации и ее
лидер Душан Вукотич. Особенности этой школы: бешеный темп фильмов,
короткометражность, черный юмор и опасные остроты, сатира, иногда смотреть
приходиться несколько раз, так как бешеная скорость смены приколов и визуальных
шуток не позволяет уловить смысл. Фильмография: «Суррогат» Душана Вукотича,
«Дни идут», «Концертиссимо», «Стена» Неделько Драгича, «Пассажир второго класса»,
«Любители цветов», «День полной жизни» Боривоя Довниковича.

8

Тема 1.21. Швейцарская анимация.
Анимация из черного песка супругов Жизель и Наг Ансорж. «Вороны» (1967).
Изобретатели новой техники сыпучих материалов. Их эксперименты в других техниках:
гравюра, рисунок мелом. Жорж Швицгебель и его танцующая живопись: «78
оборотов», «Девушка и облака», «Изменения». Базиль Фогт и его эксперименты со
старыми оптическими устройствами и техниками. Оптические инсталляции.
Тема 1.22. Роль манги на развитие японской анимации. Аниме и его
основоположник Осаму Тэдзука.
История возникновения «странных (веселых) картинок» буддийского монаха Тоба
(другое имя Какую) XII век: четыре юмористических историй о буддийских монахах,
нарушивших устав. Слово «манга» ввел в использование художник Кацусика Хокусай в
1814 году для серии своих гравюр. Отличие манги от комиксов. Творчество Осаму
Тэдзуки (1928-1989). Создал около 500 манг. Выдвижение концепции "ограниченной
анимации" Создал около 60 анимационных фильмов и сериалов.
Тема 1.23. Международные анимационные фестивали.
Оскар, Каннский, Хиросима, Анси, Загреб, Штутгарт, «Фантош» - Швейцария,
«Крок» - Украина-Россия, Суздаль -Россия, Anima Mundi - Бразилия.

Учебно-тематический план
Второй год обучения
№

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Наименование раздела, темы

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

1 год обучения
I полугодие
АНИМАЦИЯ СССР И РОССИИ В ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД
Советская анимация 50-х годови влияние на нее
урок
3
диснеевской стилистики. Особенности развития
анимации в СССР в 60-е, 70-е, 80-е годы XX века
Сюрреалистические мультфильмы в СССР
урок
3
Творчество Р. Качанова, А.Татарского, А.Ю.
урок
3
Хржановского, А.К. Петрова, Ф.С. Хитрука
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ
История зарождения и развитиякомпьютерной анимации.
урок
1
«Кошечка» - первый компьютерный мультфильм в мире
История появления 3D анимации
урок
1
Профессиональная специализация в 3D анимации.
урок
3
Проблема идеальной анимации человека. «Зловещая
урок
3
долина» Масахиро Мори.
всего:
17
II полугодие
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ АНИМАЦИИ
9

2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.

2.15.
2.16.
2.17.

Современная анимация США. Ральф Бакши. Практика
адаптации сериалов
Современная анимация России и стран СНГ
Особенности развития анимации в Китае
Психоанализ и американская анимация
Аниматор-философ Норштейн Ю.Б.
Портфолио аниматора. Ключевые моменты заполнения
Работа аниматора в кинематографе: лаборатории
спецэффектов
НОВАЯ ЭРА АНИМАЦИИ
Мировые анимационныешколы: через традиции к
новым технологиям
Трёхмерная анимация какединый стандарт в
производстве мультфильмов и компьютерных игр.
Виртуальная реальность идополненная реальность
как элемент применения в анимации

урок

1

урок
урок
урок
урок
урок
урок

3
2
2
3
2
1

урок

1

урок

1

урок

1

всего:

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
АНИМАЦИЯ СССР И РОССИИ В ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД
Тема 2.1. Советская анимация 50-х годов и влияние на нее диснеевской
стилистики. Особенности развития анимации в СССР в 60-е, 70-е, 80-е годы XX века.
Открытие мультипликационных студий в СССР в Москве (кроме
Союзмультфильма существовало не менее 100!), в Куйбышеве, Самаре, Новосибирске,
Свердловске, Казани. Киевнаучфильм, Арменфильм и другие студии союзных республик.
Время «оттепели» и влияние его на творческий расцвет в советской мультипликации.
Сюрреализм, психоделика, двойной подтекст, юмор и сатира. Первый научнофантастический советский м/ф «Тайна третьей планеты» (1981). Фильмография по выбору.
Тема 2.2. Сюрреалистические мультфильмы в СССР.
Иван Максимов и его фильм повышенной духовности «Болеро» (1992), «Ветер
вдоль берега» (2004). Армения фильм и творчество Роберта Саакянца: «В синем море, в
белой пене» (1984). «На краю земли» (1998) Константина Бронзита, «Брэк» (1985) Гарри
Бардина, «Сундук» (1986) Юлиана Калишера, «Медвежуть» (1988) Василия Кафанова и
другие по выбору.
Тема 2.3. Творчество Р. Качанова, А. Татарского, А.Ю. Хржановского, А.К.
Петрова, Ф.С. Хитрука.
Краткий обзор творчества каждого из аниматоров. Художественные и
технологические особенности творчества. Анализ произведений.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ
Тема 2.4.
История
зарождения и
развития
10

компьютерной анимации. «Кошечка» - первый компьютерный мультфильм в мире.
Компьютерные игры и их роль в развитии компьютерной анимации. Виды
компьютерной анимации. Роль Айвена Сазерленда (р.1938) в развитии технологии
визуальных эффектов. Система Sketchpad (1961). Программные продукты для
компьютерной анимации. Анимация по ключевым кадрам. Процедурная анимация.
Программируемая анимация. Конструкторы анимаций.
Тема 2.5. История появления 3D анимации.
Студия «Pixar» и ее роль в развитии 3D анимации. Первый в мире 3D м/ф
«Приключения Андрэ и пчелки Уэлли» (1984), 2 мин., сценарист и режиссер
Элви Рэй Смит. «История игрушек» (1995) - революция в анимации, первый
полнометражный м/ф, полностью сделан на компьютере.В России первый
полнометражный м/ф в 3D появился в 2006 - «Особенный» режиссера Кирилла Злотника.
Технологические особенности производства 3D анимации: счетный центр студии Pixar
насчитывает 100 компьютеров, на создание полнометражного м/ф уходит от 2-х до 4- х
лет.
Тема 2.6. Профессиональная специализация в 3D анимации.
Востребованные профессии: моделер со знанием Maya, визуализатор, аниматор,
композер, сетапщик, специалист по спецэффектам, художник по концептам и т.д.
Особенности каждой из профессий.
Тема 2.7. Проблема идеальной анимации человека. «Зловещая долина»
Масахиро Мори.
Фильм «Последняя фантазия: Духи внутри нас» (2001) совместный фильм Япония
- США под руководством Хиронобу Сакагути. Это первый фильм, где использованы
фотореалистические образы людей. Полный и самый громкий кассовый провал в истории
кинематографии одной из причин, которого, можно назвать проблему «зловещей долины».
Два направления в развитии 3D анимации: фотореалистичный рендеринг и не
фотореалистичный. Японский ученый робототехник Масахиро Мори (р.1927) в 1979 году
опубликовал исследования в статье «Зловещая долина».
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ АНИМАЦИИ.
Тема 2.8. Современная анимация США. Ральф Бакши. Практика адаптации
сериалов.
Культурный контекст эпохи. Постмодернизм и его влияние на развитие искусства
анимации. Пересмотр целевой аудитории и ориентация на взрослый сегмент зрителя. «Кот
Фриц» (1972) и непонимание критиков и публики. Жанр фэнтези как компромис между
взрослой и детской аудиторией. Экранизация Дж. Р. Р. Толкиена: «Волшебники»
(1977),
«Властелин колец» (1978). Поиск авторской стилистики. «Огонь и лед» (1983) влияние японской манга на стилистику. Двухуровневая информация: для детей и для
взрослых, что стало каноном анимационного повествования и сыграло ключевую роль в
всплеске популярности полнометражной анимации в 1980-2000-е годы. «Диснеевский
ренессанс» в 1990-е годы: «Красавица и чудовище» (1991) режиссеров Гари Труздейла и
Кирка Уайза. Картина получила 6 номинаций на премию «Оскар». Волна выпуска
11

стилистических подражаний диснеевским фильмам на «Metro-Godwyn-Mayer» - «Все псы
попадают в рай» (1989), на «Warner Brothers» - «Дюймовочка» (1992) и т.д.
Возвращение сериальных героев на большой экран, опыт адаптации: «Гуффи»
(1995) полнометражный м/ф и сериал. Неудача с адаптацией старых сериалов для полного
метра. Пришло время новых героев для сериалов «нового поколения».
Тема 2.9. Современная анимация России и стран СНГ.
Крупнейшие анимационные компании России (из 140): продюсерский центр
«РИККИ», компания «Маша и медведь», кинокомпания «Мастер-фильм»,
продюсерская компания «Аэроплан», студия Wizart Animation, студия Toonbox,
«Метроном Фильм», студия компьютерной анимации «Петербург», мультстудия
«Кристмас», студия «Человек и Время», студия «Пилот», студия «Мельница» и другие по
выбору.
Ассоциация анимационного кино и ее роль в популяризации российской анимации.
Поиск национального современного российского героя.
Развитие украинской анимации после 1990-х годов: киностудия «Борисфен-С».
«Анимаград» как одна из технологически оснащенных студий Украины,
работающая в формате 2D и 3D, использующая систему Motion Capture (Mo Cap).
Тема 2.10. Особенности развития анимации в Китае.
Причины прорыва китайской анимации: государственная поддержка анимации,
создание государственных технопарков: в 2014 их более 30, находящиеся в разных
провинциях, различаются как по размерам (S от 35000 до 100 тыс. м²), так и по
специализации. В год производится 30 000 минут анимационного контента, но качество
разное. На 2015 год в Китае работает более 10 000 анимационных студий!
Тема 2.11. Психоанализ и американская анимация.
Современные информационные технологии и их воздействие на человеческое
сознание. Психика ребенка и влияние м/ф на ее развитие. Золотые правила сценаристов
студии Дисней в которых заложены принципы психоанализа Альфреда Адлера (18701937). С 1926 года занимал должность профессора Колумбийского университета в НьюЙорке, автор концепции индивидуальной теории личности.
Тема 2.12. Аниматор-философ Норштейн Ю.Б.
Философия образа, роль музыки, многомерность времени и пространства.
Просветительская деятельность.
Тема 2.13. Портфолио аниматора. Ключевые моменты заполнения.
Несколько способов оформления портфолио: стиль, основные требования.
Специальные сайты, где можно представить свои работы. Примеры портфолио в разных
вариантах и техниках исполнения.
Тема 2.14. Работа аниматора в кинематографе: лаборатории спецэффектов.
Торонто как центр по производству высококачественных компьютерных
спецэффектов. Компания Alias/Wavefront как лидер, студия компьютерной графики
Calibre Digital Pictures (5 художественных фильмов, более 700 рекламных роликов, более
30телепрограмм). Президент студии Пит Ден и его принцип организации труда.
12

Львовская компания программистов ELEKS Software и ее спецэффекты к фильмам:
«Халк», «Гарри Поттер», «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, «Царь скорпионов», «Книга
мертвых», «Волкодав», «Черная молния».
НОВАЯ ЭРА АНИМАЦИИ
Тема 2.15. Мировые анимационные школы: через традиции к
новымтехнологиям.
В мире существует более 900 школ анимации. Трёхмерная анимация: Канада,
США,Новая Зеландия. 2D анимация: Франция, США, Германия.
Школы анимации в России.
Тема 2.16. Трёхмерная анимация как единый стандарт в
производствемультфильмов и компьютерных игр.
Стандарты компьютерного обеспечения. Трёхмерное моделирование.
Текстурирование. Освещение. Рендеринг. Ежегодный симпозиум по развитию
трёхмернойграфики SIGGRAPH.
Тема 2.17. Виртуальная реальность и дополненная реальность и анимация.
Философия новой реальности. Анимация и наука. Анимация и
образовательныетехнологии.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

принципы и методы подхода к анализу истории анимации;

специфику
периодов
развития
мировой
анимации,
своеобразиемхудожественных языков различных техник и жанров анимации;

особенности творчества выдающихся мастеров мировой анимации;

информацию об основных и значимых памятниках мировой анимации;

способы проведения стилистического и художественного анализа
мультфильмаи определения его принадлежности к тому или иному стилю, школе, автору;
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть навыками:

формировать наглядные образы с целью обобщения,
систематизации, моделирования и представления любых явлений и связей
между ними;

приобретать новые знания, используя современные образовательные иинформаци

собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных
информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по
предмету «история анимации»;

выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального,
культурного,
нравственного
и
профессионального
саморазвития
и
самосовершенствования;

критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости
направления своей профессиональной деятельности;

культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой
13

социальный опыт;

использовать навыки работы с информацией из различных источников,
включая древние, классические и современные источники, для решения социальных и
профессиональных задач;

работать с произведением искусства как с источником визуальной
информации для успешной коммуникации в социальной и профессиональной сферах;

использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ по истории анимации в научных иобразовате

ориентироваться в художественном, в т. ч. в аудиовизуальном процессе, в
художественных направлениях, в стилевых и жанровых особенностях анимации.

ориентироваться в явлениях мировой анимации, определять
техникуисполнения, стилей, мастеров в истории мировой анимации.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Программа «История анимации» предусматривает промежуточный контроль
успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в 1-м, 2-м, 3-м
и 4-м полугодиях (при 2-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по
изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса,
подготовки творческого проекта.
Оценка работ учащихся ставится с учётом прописанных ниже критериев.
Оценка
Характеристика знания предмета и ответов
отлично(5) зачтено заслуживает
обучающийся,
обнаруживший
всестороннее,
систематическое и глубокое знание учебно-программного
материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные
программой, усвоивший основную литературу. Оценка «отлично»
выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных
понятий дисциплины в их значении, проявившим творческие
способности в понимании, изложении и использовании учебнопрограммного материала.
хорошо(4)

Удовлетво
рительно
(3)

заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебнопрограммного материала, успешно выполняющий предусмотренные в
программе
задания,
усвоивший
основную
литературу,
рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется
обучающимся, показавшим систематический характер знаний по
дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и
обновлению в ходе дальнейшей учебной работы.
заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного
учебно- программного материала в объеме, необходимом для
дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной
литературой,рекомендованной программой.

14

неудовлетв
орительно
(2)

не
зачтено

Неисполнение обучающимся ни одного из вышеперечисленных
требований, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебнопрограммного материала, допустившему принципиальные ошибки
в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка
«неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут
продолжить обучение без
дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Методическое обеспечение учебного процесса
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий
для ребёнка школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций,
являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста
является любознательность, желание познавать окружающую действительность,
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные
знания изобразительной грамоты, ребёнок способен воплотить свой замысел в
творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание
творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребёнка
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу
необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами
живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки
школьной библиотеки).
Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных
выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на
направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого
ребёнка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок,
проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит
объединить и сдружить детский коллектив.
Средства обучения

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
нагляднымипособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фондработ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационныемодели, натюрмортный фонд;

электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийныеуниверсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.
Список литературы
Методическая литература
1. Анимация как феномен культуры: Материалы второй междунар. науч.-практ.
15

конф., 26-28 апреля 2006 года, Москва, ВГИК / Всероссийский гос. ин-т
кинематографииим. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. – М.:
ВГИК, 2006. – 230 с.: ил. – Текст рус., англ.
2. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной
мультипликации / С. В. Асенин. – М. : Искусство, 1974. – 288 с.
3. Асенин С. В. Иржи Трнка - тайна кинокуклы / С. В. Асенин. – М. : Всесоюзное
бюро пропаганды киноискусства, 1982. – 78 с.
4. Асенин С. В. Йон Попеску Гопо: рисованный человечек и реальный мир / С. В.
Асенин. – М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. – 128 с.
5. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации
социалистических стран / С. В. Асенин. ─ М. : Искусство, 1986. ─ 308 с.
6. Асенин С. В. Фантастический киномир Карела Земана / С. В. Асенин. ─ М. :
Искусство, 1979. ─ 188 с.
7. Капков Сергей Владимирович (1972-). Энциклопедия отечественной
мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 812 с., [12] л. ил.: ил., портр. – Тир. 3000
экз.
8. Мастера советской мультипликации: Сб. ст. / Сост. Д.Н. Бабиченко. – М.:
Искусство, 1972. – 191 с.: ил. – (Мастера сов. кино). – Тир. 25 000 экз. Персоналии:
Л. Атаманов, В. Бахгадзе, В. и З. Брумберг, И. Иванов-Вано, И. Лазарчук, М.
Пащенко, В. Сутеев, Ф. Хитрук.
9. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. — [б. м.] : [б. и.]. —
222 с.
10.
Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусствуанимации
/ Ю. Б. Норштейн. ─ М.: ВГИК, журнал «Искусство кино», 2005. ─ 254 с.
11.
Саймон Марк. Как создать собственный мультфильм: Анимация
двухмерныхперсонажей: Пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 336 с.: ил. + CD ROM.
12.
Смолянов Геннадий Георгиевич. Анатомия и создание образа персонажа в
анимационном фильме: Учеб. пособие. – М.:ВГИК, 2005. – 128 с.
13.
Уайтекер Г. Тайминг в анимации / Г. Уайтекер, Д. Халас ; под ред. Ф. Хитрука.
— М. : Магазин искусства, 2002. — 142 с.
14.
15.

Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 1. — М. : Гаятри, 2007. — 304 с.
Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 2. — М. : Гаятри, 2007. — 324 с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».