РЕЖИССУРА

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа по учебному предмету
«Режиссура»
Возраст обучающихся – 10 – 12 лет
Срок реализации программы – 4 года

г. Полярные Зори
2024
1

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
- Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г.
Полярные Зори»;
- Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа
искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

2

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Учебный
предмет
«Режиссура»
является
частью
дополнительной
общеразвивающей программы в области анимационного искусства. Содержание
дисциплины ориентировано на освоение специфических особенностей языка анимации,
осознания их видового своеобразия и многообразия жанровых форм в контексте их
исторического развития; предусматривает углубленное изучение теоретического
материала при анализе конкретных анимационных произведений с целью формирования
многоаспектного понимания языка анимационного искусства. Темы заданий продуманы
исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий выстраивается
по принципу нарастания сложности поставленных задач. Учебный предмет «Режиссура»
включает создание в процессе художественно-творческой и производственной работы
аудиовизуального произведения в студии мультипликации.
Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что
позволяетзакрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному
материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета программы «История анимации» 2 года. На
обучение принимаются дети в возрасте от 8 до 17 лет.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации
учебного процесса: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов и
консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий
контроль успеваемости в форме:

устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам
самостоятельной работы и т. п.);

письменная (письменный опрос, выполнение и т.д.). Итоговый контроль в
форме зачета и экзамена.
Объем учебного времени
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «Режиссура» со сроком обучения 4 года составляет 136 аудиторных часов.
Занятия проводятся 1 урока в неделю, продолжительность одного урока 40 минут,
количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок
обучения 2 года.
Вид учебной работы, аттестации,
учебной нагрузки
Годы обучения
Полугодия

Затраты учебного времени, график
промежуточной и итоговой аттестации и
всего часов
4
8
3

Аудиторные занятия (в часах)
Максимальная учебная нагрузка (в
часах)
Вид промежуточной аттестации
по полугодиям

136
136

Зачет 2,4,6,8

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «История анимации» проводятся в форме
аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме
мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Цель изучения учебной дисциплины «История анимации» – формирование
комплексного представления о теоретических основах анимации в процессе их
исторического развития.
Задачи дисциплины:

сообщение фактических знаний, необходимых для осмысления явлений и
проблем в сфере анимационного искусства;

рассмотрение основных этапов развития анимации;

освоение языка анимации и формирование базового понятийного аппарата,
необходимого для восприятия и осмысления анимационных фильмов;

формирование навыков восприятия, анализа и истолкования художественных
феноменов в сфере искусства анимации; выработка необходимых критериев оценки
произведений анимационного кино;

определение места анимации в современной культуре;

рассмотрение этапов развития анимационного искусства.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учётом
уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной,
дополнительной,
учебной
и
учебно-методической
литературой
по
изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть
оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями
4

Содержание учебного предмета
Предмет «История анимации» занимает особое место в системе обучения детей
анимационному искусству. Знание основ истории анимации даёт возможность будущим
мультипликаторам анализировать и изучать особенности произведений анимационного кино
разных эпох, школ, направлений и стилей. Обучение позволяет учащимся получить
определённую сумму теоретических и практических знаний.

№

Учебно-тематический план
Первый год обучения
Наименование раздела, темы

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

I полугодие
1.
2.

Искусство анимации
Замысел

урок
урок

5
6

3.

Этапы развития анимационного кино

урок

6

всего:
4.
5.
6.

II полугодие
Условности искусства
Искусство композиции: режиссура
Содержание и форма режиссуры
анимационного кино

17

урок

3

урок
урок

7
7

всего:

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Искусство анимации.
Определение видов искусства, различные определения искусства анимации.
Виды и жанры анимационного кино. Главные составляющие анимационного искусства,
синтез искусств. Предмет режиссуры анимационного кино.
Задание на тему «Фантазия». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр
полнометражного анимационного фильма.
Тема 2. Замысел.
Выбор темы. Актуальность и социальность замысла. Идейное определение
фильма. Образность. Парадоксальность анимации. Новизна и традиции. Формы фиксации
замысла: рассказ, набросок, материал. Режиссёрский блокнот.
Задание на тему «Парадоксальность». Просмотр анимационных фильмов.
Просмотр полнометражного анимационного фильма.
Тема 3. Этапы развития анимационного кино.
Этапы развития анимационного кино в сравнении с развитием искусства XX
века. «От аттракционов до абстракции». Этапы развития кино по форме и содержанию.
Монтаж, цвет, звук, размерность, полиэкран, полифония. Иллюстрации к теме «развитие
кино».
Задание на тему «Немое кино». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр
полнометражного анимационного фильма.
5

Тема 4. Условности искусства.
Искусство как отражение реальности. Игровая условность: замысел, ситуация,
действие, реакция, правила, композиция, конфликт и разрешение.
Задание на тему «Игра с мячом». Просмотр анимационного фильма в
историческом контексте. Просмотр фрагментов анимационных фильмов.
Тема 5. Искусство композиции: режиссура.
Режиссёрская экспликация: драматургия, изображение, звук, пластика, актёрское
мастерство, монтаж. Особенности анимационного кино.
Задание на тему «Композиция». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр и
разбор полнометражных фильмов.
Тема 6. Содержание и форма режиссуры анимационного кино.
Периоды работы над фильмом: подготовительный, производственный,
оформительский, завершающий, последующий. Последовательность в работе над
фильмом.
Просмотр анимационных фильмов. Просмотр полнометражного анимационного
фильма.

№

Учебно-тематический план
Второго года обучения
Наименование раздела, темы

2.

I полугодие
Подготовительный период работы над
фильмом
Режиссура производства

3.

Драматургия

1.

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

урок

3

урок

7

урок

7

всего:

17

II полугодие
4.

Построение фильма

урок

5

5.
6.

Экспозиция фильма
Построение сюжетной и бессюжетной
композиции

урок
урок

6
6

всего:

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Подготовительный период работы над фильмом.
Содержание подготовительного периода работы над фильмом: заявка, сценарий,
изготовление эскизов, раскадровка. аниматик (музыкальное решение, пластическое решение,
актёрское решение, монтажное решение). Работа над сценарием. Литературный, киносценарий,
режиссёрский сценарий. Примеры готовых сценариев.
Просмотр анимационного фильма. Работа с текстом сценария. Задание на тему « Сценарий
анимационного фильма». Просмотр и обсуждение полнометражного анимационного фильма.
Тема 2. Режиссура производства.
6

Режиссура производства: работа с драматургом, работа с художником, работа с автором
сценария, работа с композитором, работа с мультипликатором, работа с аниматором (компоуз),
работа со звукорежиссёром, работа с администратором.
Просмотр фрагментов анимационных фильмов. Просмотр и обсуждение полнометражного
анимационного фильма.
Тема 3. Драматургия.
Драматургия. Смыслы и чувства. Идея и сюжеты. Построение сюжета. Экспозиция,
завязка, развитие, кульминация, развязка и финал. Связь драматургического и режиссёрского
построения: форма и содержание.
Просмотр и обсуждение полнометражного анимационного фильма.
Тема 4. Построение фильма.
Построение эпизода. Построение сцены. Мизансцена. Компоновка.
Задание на выполнение раскадровки фильма по сюжету литературного произведения.
Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор.
Тема 5. Экспозиция фильма.
Связь экспозиции с кульминацией и финалом.
Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор.
Тема 6. Построение сюжетной и бессюжетной композиции.
Особенности построения сюжетной и бессюжетной композиции. Смысловые и
формальные решения. Драматическое и формальное решение.
Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор.

№

Учебно-тематический план
Третьего года обучения
Наименование раздела, темы

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

I полугодие
1.
2.

Смыслы и ритмы
Ритм и интонация

урок
урок

5
6

3.

Пространство и время

урок

6

всего:
4.

II полугодие
Образное решение фильма

5.

Изобразительное решение фильма

17

урок

9

урок
всего:

8
17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Смыслы и ритмы.
Ритмическое построение фильма. Ритмы в жизни и искусстве. Биоритмы.
Музыкальные формы. Понятие темпа и ритма в анимационном фильме. Акценты и паузы.
Задание на определение протяжённости фильма, эпизода, сцены.
Просмотр и разбор фильмов.
Тема 2. Ритм и интонация
7

Интонация и впечатления. Шум и тишина. Построения фильмов на основе
музыкального произведения.
Задание на ритмическое построение. Просмотр анимационных фильмов снятых на
основе музыкальных произведений. Просмотр музыкального игрового кино.
Тема 3. Пространство и время.
Условности времени и пространства. Предлагаемые обстоятельства. Пространство и
время в анимации. Изобразительное решение фильма. Работа с художником. Работа с
оператором и фотографом.
Просмотр и разбор фрагмента полнометражного фильма.
Тема 4. Образное решение фильма
Образ героя. Образ места. Образ времени. Средства для создания образа. Образ и
глубина.
Задание на создание образа . Просмотр и разбор фрагментов анимационных
фильмов.
Тема 5. Изобразительное решение фильма.
Образ и персонаж. Крупный план. Фактура. Глубина. Элементы композиции –
деталь. Значение детали.
Задание по теме «Изобразительное решение фильма». Просмотр и разбор фрагментов
анимационных фильмов.

№

1.
2.

Учебно-тематический план
Четвёртого года обучения
Наименование раздела, темы
I полугодие
Пластическое решение фильма
Связь анимационного и театрального
искусства

Учебное
занятие

Учебная
нагрузка

урок
урок

10
7

всего:
3.
4.

II полугодие
Работа актёра и мультипликатора
Просмотр и обсуждение анимационных
фильмов

17

урок

7

урок

10

всего:

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Пластическое решение фильма.
Материал и актёр. Законы движения (физика, биология, сцена). Построение
плоской марионетки. Бумажные декорации.
Задание на пластическое построение фильма. Задание на построение марионетки
и декораций для неё. Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов.
Тема 2. Связь анимационного и театрального искусства
Связь анимационного и театрального искусства: кукольный театр, театр музыки и
жеста, театр тени, опера, балет.
8

Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов, записей театральных и
оперных постановок.
Тема 3. Работа актёра и мультипликатора
Работа актёра и мультипликатора: театр, кино, анимация. Знакомство с великими
актёрами сцены. Роль актёра анимационного кино. Образ в анимации.
Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов, записей театральных и
оперных постановок.
Тема 4. Просмотр и обсуждение анимационных фильмов.
Просмотр и обсуждение фильмов различных видов кино, использующих методы
покадровой обработки. Фильмы-балеты, фильмы-спектакли, фильмы-миниатюры.
Пиксиляция. Ускорение и рапид.
Просмотр и обсуждение фильма-балета, фильмы-спектакли, фильмы-миниатюры.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

принципы и методы подхода к анализу истории анимации;

специфику
периодов
развития
мировой
анимации,
своеобразиемхудожественных языков различных техник и жанров анимации;

особенности творчества выдающихся мастеров мировой анимации;

информацию об основных и значимых памятниках мировой анимации;

способы проведения стилистического и художественного анализа
мультфильмаи определения его принадлежности к тому или иному стилю, школе, автору;
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть навыками:

формировать наглядные образы с целью обобщения,
систематизации, моделирования и представления любых явлений и связей
между ними;

приобретать новые знания, используя современные образовательные

иинформационные технологии;

собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных
информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по
предмету «история анимации»;

выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального,
культурного,
нравственного
и
профессионального
саморазвития
и
самосовершенствования;

критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости
направления своей профессиональной деятельности;

культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой
социальный опыт;

использовать навыки работы с информацией из различных источников,
включая древние, классические и современные источники, для решения социальных и
профессиональных задач;

работать с произведением искусства как с источником визуальной
информации для успешной коммуникации в социальной и профессиональной сферах;

использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ по истории анимации в научных
и образовательных целях;
9


ориентироваться в художественном, в т. ч. в аудиовизуальном процессе, в
художественных направлениях, в стилевых и жанровых особенностях анимации.

ориентироваться в явлениях мировой анимации, определять
техникуисполнения, стилей, мастеров в истории мировой анимации.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Программа «История анимации» предусматривает промежуточный контроль
успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в 1-м, 2-м, 3-м
и 4-м полугодиях (при 2-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по
изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса,
подготовки творческого проекта.
Оценка работ учащихся ставится с учётом прописанных ниже критериев.
Оценка
Характеристика знания предмета и ответов
отлично(5) зачтено заслуживает
обучающийся,
обнаруживший
всестороннее,
систематическое и глубокое знание учебно-программного
материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные
программой, усвоивший основную литературу. Оценка «отлично»
выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных
понятий дисциплины в их значении, проявившим творческие
способности в понимании, изложении и использовании учебнопрограммного материала.
хорошо(4)

Удовлетво
рительно
(3)

неудовлетв
орительно
(2)

не
зачтено

заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебнопрограммного материала, успешно выполняющий предусмотренные в
программе
задания,
усвоивший
основную
литературу,
рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется
обучающимся, показавшим систематический характер знаний по
дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и
обновлению в ходе дальнейшей учебной работы.
заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного
учебно- программного материала в объеме, необходимом для
дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной
литературой,рекомендованной программой.
Неисполнение обучающимся ни одного из вышеперечисленных
требований, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебнопрограммного материала, допустившему принципиальные ошибки
в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка
«неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут
продолжить обучение без
дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Методическое обеспечение учебного процесса
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для
ребёнка школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь
источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является
10

любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на
«прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной
грамоты, ребёнок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на
занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после
объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии
способствует появлению и укреплению у ребёнка заинтересованности в собственной
творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые
книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки).
Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных
выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на
направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребёнка
рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение
праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и
сдружить детский коллектив.
Средства обучения

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фондработ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационныемодели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийныеуниверсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио
записи.
Список литературы
Методическая литература
1. Анимация как феномен культуры: Материалы второй междунар. науч.-практ.
конф., 26-28 апреля 2006 года, Москва, ВГИК / Всероссийский гос. ин-т
кинематографииим. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. – М.:
ВГИК, 2006. – 230 с.: ил. – Текст рус., англ.
2. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной
мультипликации / С. В. Асенин. – М. : Искусство, 1974. – 288 с.
3. Асенин С. В. Иржи Трнка - тайна кинокуклы / С. В. Асенин. – М. : Всесоюзное
бюро пропаганды киноискусства, 1982. – 78 с.
4. Асенин С. В. Йон Попеску Гопо: рисованный человечек и реальный мир / С. В.
Асенин. – М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. – 128 с.
5. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации
социалистических стран / С. В. Асенин. ─ М. : Искусство, 1986. ─ 308 с.
6. Асенин С. В. Фантастический киномир Карела Земана / С. В. Асенин. ─ М. :
Искусство, 1979. ─ 188 с.
11

7. Капков Сергей Владимирович (1972-). Энциклопедия отечественной
мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 812 с., [12] л. ил.: ил., портр. – Тир. 3000
экз.
8. Мастера советской мультипликации: Сб. ст. / Сост. Д.Н. Бабиченко. – М.:
Искусство, 1972. – 191 с.: ил. – (Мастера сов. кино). – Тир. 25 000 экз. Персоналии:
Л. Атаманов, В. Бахгадзе, В. и З. Брумберг, И. Иванов-Вано, И. Лазарчук, М.
Пащенко, В. Сутеев, Ф. Хитрук.
9. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. — [б. м.] : [б. и.]. —
222 с.
10.
Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусствуанимации
/ Ю. Б. Норштейн. ─ М.: ВГИК, журнал «Искусство кино», 2005. ─ 254 с.
11.
Саймон Марк. Как создать собственный мультфильм: Анимация
двухмерныхперсонажей: Пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 336 с.: ил. + CD ROM.
12.
Смолянов Геннадий Георгиевич. Анатомия и создание образа персонажа в
анимационном фильме: Учеб. пособие. – М.:ВГИК, 2005. – 128 с.
13.
Уайтекер Г. Тайминг в анимации / Г. Уайтекер, Д. Халас ; под ред. Ф. Хитрука.
— М. : Магазин искусства, 2002. — 142 с.
14.
15.

Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 1. — М. : Гаятри, 2007. — 304 с.
Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 2. — М. : Гаятри, 2007. — 324 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».