Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА Рабочая программа по учебному предмету «Режиссура» Возраст обучающихся – 10 – 12 лет Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 1 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 2 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебный предмет «Режиссура» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области анимационного искусства. Содержание дисциплины ориентировано на освоение специфических особенностей языка анимации, осознания их видового своеобразия и многообразия жанровых форм в контексте их исторического развития; предусматривает углубленное изучение теоретического материала при анализе конкретных анимационных произведений с целью формирования многоаспектного понимания языка анимационного искусства. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Учебный предмет «Режиссура» включает создание в процессе художественно-творческой и производственной работы аудиовизуального произведения в студии мультипликации. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяетзакрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Срок реализации учебного предмета программы «История анимации» 2 года. На обучение принимаются дети в возрасте от 8 до 17 лет. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов и консультации. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме: устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам самостоятельной работы и т. п.); письменная (письменный опрос, выполнение и т.д.). Итоговый контроль в форме зачета и экзамена. Объем учебного времени Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Режиссура» со сроком обучения 4 года составляет 136 аудиторных часов. Занятия проводятся 1 урока в неделю, продолжительность одного урока 40 минут, количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок обучения 2 года. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации и всего часов 4 8 3 Аудиторные занятия (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) Вид промежуточной аттестации по полугодиям 136 136 Зачет 2,4,6,8 Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «История анимации» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек. Цель и задачи учебного предмета Цель изучения учебной дисциплины «История анимации» – формирование комплексного представления о теоретических основах анимации в процессе их исторического развития. Задачи дисциплины: сообщение фактических знаний, необходимых для осмысления явлений и проблем в сфере анимационного искусства; рассмотрение основных этапов развития анимации; освоение языка анимации и формирование базового понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления анимационных фильмов; формирование навыков восприятия, анализа и истолкования художественных феноменов в сфере искусства анимации; выработка необходимых критериев оценки произведений анимационного кино; определение места анимации в современной культуре; рассмотрение этапов развития анимационного искусства. Методы обучения Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учётом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями 4 Содержание учебного предмета Предмет «История анимации» занимает особое место в системе обучения детей анимационному искусству. Знание основ истории анимации даёт возможность будущим мультипликаторам анализировать и изучать особенности произведений анимационного кино разных эпох, школ, направлений и стилей. Обучение позволяет учащимся получить определённую сумму теоретических и практических знаний. № Учебно-тематический план Первый год обучения Наименование раздела, темы Учебное занятие Учебная нагрузка I полугодие 1. 2. Искусство анимации Замысел урок урок 5 6 3. Этапы развития анимационного кино урок 6 всего: 4. 5. 6. II полугодие Условности искусства Искусство композиции: режиссура Содержание и форма режиссуры анимационного кино 17 урок 3 урок урок 7 7 всего: 17 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Искусство анимации. Определение видов искусства, различные определения искусства анимации. Виды и жанры анимационного кино. Главные составляющие анимационного искусства, синтез искусств. Предмет режиссуры анимационного кино. Задание на тему «Фантазия». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр полнометражного анимационного фильма. Тема 2. Замысел. Выбор темы. Актуальность и социальность замысла. Идейное определение фильма. Образность. Парадоксальность анимации. Новизна и традиции. Формы фиксации замысла: рассказ, набросок, материал. Режиссёрский блокнот. Задание на тему «Парадоксальность». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр полнометражного анимационного фильма. Тема 3. Этапы развития анимационного кино. Этапы развития анимационного кино в сравнении с развитием искусства XX века. «От аттракционов до абстракции». Этапы развития кино по форме и содержанию. Монтаж, цвет, звук, размерность, полиэкран, полифония. Иллюстрации к теме «развитие кино». Задание на тему «Немое кино». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр полнометражного анимационного фильма. 5 Тема 4. Условности искусства. Искусство как отражение реальности. Игровая условность: замысел, ситуация, действие, реакция, правила, композиция, конфликт и разрешение. Задание на тему «Игра с мячом». Просмотр анимационного фильма в историческом контексте. Просмотр фрагментов анимационных фильмов. Тема 5. Искусство композиции: режиссура. Режиссёрская экспликация: драматургия, изображение, звук, пластика, актёрское мастерство, монтаж. Особенности анимационного кино. Задание на тему «Композиция». Просмотр анимационных фильмов. Просмотр и разбор полнометражных фильмов. Тема 6. Содержание и форма режиссуры анимационного кино. Периоды работы над фильмом: подготовительный, производственный, оформительский, завершающий, последующий. Последовательность в работе над фильмом. Просмотр анимационных фильмов. Просмотр полнометражного анимационного фильма. № Учебно-тематический план Второго года обучения Наименование раздела, темы 2. I полугодие Подготовительный период работы над фильмом Режиссура производства 3. Драматургия 1. Учебное занятие Учебная нагрузка урок 3 урок 7 урок 7 всего: 17 II полугодие 4. Построение фильма урок 5 5. 6. Экспозиция фильма Построение сюжетной и бессюжетной композиции урок урок 6 6 всего: 17 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Подготовительный период работы над фильмом. Содержание подготовительного периода работы над фильмом: заявка, сценарий, изготовление эскизов, раскадровка. аниматик (музыкальное решение, пластическое решение, актёрское решение, монтажное решение). Работа над сценарием. Литературный, киносценарий, режиссёрский сценарий. Примеры готовых сценариев. Просмотр анимационного фильма. Работа с текстом сценария. Задание на тему « Сценарий анимационного фильма». Просмотр и обсуждение полнометражного анимационного фильма. Тема 2. Режиссура производства. 6 Режиссура производства: работа с драматургом, работа с художником, работа с автором сценария, работа с композитором, работа с мультипликатором, работа с аниматором (компоуз), работа со звукорежиссёром, работа с администратором. Просмотр фрагментов анимационных фильмов. Просмотр и обсуждение полнометражного анимационного фильма. Тема 3. Драматургия. Драматургия. Смыслы и чувства. Идея и сюжеты. Построение сюжета. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и финал. Связь драматургического и режиссёрского построения: форма и содержание. Просмотр и обсуждение полнометражного анимационного фильма. Тема 4. Построение фильма. Построение эпизода. Построение сцены. Мизансцена. Компоновка. Задание на выполнение раскадровки фильма по сюжету литературного произведения. Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор. Тема 5. Экспозиция фильма. Связь экспозиции с кульминацией и финалом. Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор. Тема 6. Построение сюжетной и бессюжетной композиции. Особенности построения сюжетной и бессюжетной композиции. Смысловые и формальные решения. Драматическое и формальное решение. Просмотр фильмов и фрагментов анимационных фильм, их разбор. № Учебно-тематический план Третьего года обучения Наименование раздела, темы Учебное занятие Учебная нагрузка I полугодие 1. 2. Смыслы и ритмы Ритм и интонация урок урок 5 6 3. Пространство и время урок 6 всего: 4. II полугодие Образное решение фильма 5. Изобразительное решение фильма 17 урок 9 урок всего: 8 17 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Смыслы и ритмы. Ритмическое построение фильма. Ритмы в жизни и искусстве. Биоритмы. Музыкальные формы. Понятие темпа и ритма в анимационном фильме. Акценты и паузы. Задание на определение протяжённости фильма, эпизода, сцены. Просмотр и разбор фильмов. Тема 2. Ритм и интонация 7 Интонация и впечатления. Шум и тишина. Построения фильмов на основе музыкального произведения. Задание на ритмическое построение. Просмотр анимационных фильмов снятых на основе музыкальных произведений. Просмотр музыкального игрового кино. Тема 3. Пространство и время. Условности времени и пространства. Предлагаемые обстоятельства. Пространство и время в анимации. Изобразительное решение фильма. Работа с художником. Работа с оператором и фотографом. Просмотр и разбор фрагмента полнометражного фильма. Тема 4. Образное решение фильма Образ героя. Образ места. Образ времени. Средства для создания образа. Образ и глубина. Задание на создание образа . Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов. Тема 5. Изобразительное решение фильма. Образ и персонаж. Крупный план. Фактура. Глубина. Элементы композиции – деталь. Значение детали. Задание по теме «Изобразительное решение фильма». Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов. № 1. 2. Учебно-тематический план Четвёртого года обучения Наименование раздела, темы I полугодие Пластическое решение фильма Связь анимационного и театрального искусства Учебное занятие Учебная нагрузка урок урок 10 7 всего: 3. 4. II полугодие Работа актёра и мультипликатора Просмотр и обсуждение анимационных фильмов 17 урок 7 урок 10 всего: 17 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Пластическое решение фильма. Материал и актёр. Законы движения (физика, биология, сцена). Построение плоской марионетки. Бумажные декорации. Задание на пластическое построение фильма. Задание на построение марионетки и декораций для неё. Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов. Тема 2. Связь анимационного и театрального искусства Связь анимационного и театрального искусства: кукольный театр, театр музыки и жеста, театр тени, опера, балет. 8 Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов, записей театральных и оперных постановок. Тема 3. Работа актёра и мультипликатора Работа актёра и мультипликатора: театр, кино, анимация. Знакомство с великими актёрами сцены. Роль актёра анимационного кино. Образ в анимации. Просмотр и разбор фрагментов анимационных фильмов, записей театральных и оперных постановок. Тема 4. Просмотр и обсуждение анимационных фильмов. Просмотр и обсуждение фильмов различных видов кино, использующих методы покадровой обработки. Фильмы-балеты, фильмы-спектакли, фильмы-миниатюры. Пиксиляция. Ускорение и рапид. Просмотр и обсуждение фильма-балета, фильмы-спектакли, фильмы-миниатюры. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: принципы и методы подхода к анализу истории анимации; специфику периодов развития мировой анимации, своеобразиемхудожественных языков различных техник и жанров анимации; особенности творчества выдающихся мастеров мировой анимации; информацию об основных и значимых памятниках мировой анимации; способы проведения стилистического и художественного анализа мультфильмаи определения его принадлежности к тому или иному стилю, школе, автору; В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть навыками: формировать наглядные образы с целью обобщения, систематизации, моделирования и представления любых явлений и связей между ними; приобретать новые знания, используя современные образовательные иинформационные технологии; собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по предмету «история анимации»; выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости направления своей профессиональной деятельности; культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт; использовать навыки работы с информацией из различных источников, включая древние, классические и современные источники, для решения социальных и профессиональных задач; работать с произведением искусства как с источником визуальной информации для успешной коммуникации в социальной и профессиональной сферах; использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ по истории анимации в научных и образовательных целях; 9 ориентироваться в художественном, в т. ч. в аудиовизуальном процессе, в художественных направлениях, в стилевых и жанровых особенностях анимации. ориентироваться в явлениях мировой анимации, определять техникуисполнения, стилей, мастеров в истории мировой анимации. Формы и методы контроля, критерии оценок Программа «История анимации» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м полугодиях (при 2-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, подготовки творческого проекта. Оценка работ учащихся ставится с учётом прописанных ниже критериев. Оценка Характеристика знания предмета и ответов отлично(5) зачтено заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу. Оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебнопрограммного материала. хорошо(4) Удовлетво рительно (3) неудовлетв орительно (2) не зачтено заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебнопрограммного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы. заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебно- программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой,рекомендованной программой. Неисполнение обучающимся ни одного из вышеперечисленных требований, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебнопрограммного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Методическое обеспечение учебного процесса Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребёнка школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является 10 любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребёнок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребёнка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребёнка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фондработ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационныемодели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийныеуниверсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи. Список литературы Методическая литература 1. Анимация как феномен культуры: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф., 26-28 апреля 2006 года, Москва, ВГИК / Всероссийский гос. ин-т кинематографииим. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. – М.: ВГИК, 2006. – 230 с.: ил. – Текст рус., англ. 2. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации / С. В. Асенин. – М. : Искусство, 1974. – 288 с. 3. Асенин С. В. Иржи Трнка - тайна кинокуклы / С. В. Асенин. – М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. – 78 с. 4. Асенин С. В. Йон Попеску Гопо: рисованный человечек и реальный мир / С. В. Асенин. – М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. – 128 с. 5. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран / С. В. Асенин. ─ М. : Искусство, 1986. ─ 308 с. 6. Асенин С. В. Фантастический киномир Карела Земана / С. В. Асенин. ─ М. : Искусство, 1979. ─ 188 с. 11 7. Капков Сергей Владимирович (1972-). Энциклопедия отечественной мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 812 с., [12] л. ил.: ил., портр. – Тир. 3000 экз. 8. Мастера советской мультипликации: Сб. ст. / Сост. Д.Н. Бабиченко. – М.: Искусство, 1972. – 191 с.: ил. – (Мастера сов. кино). – Тир. 25 000 экз. Персоналии: Л. Атаманов, В. Бахгадзе, В. и З. Брумберг, И. Иванов-Вано, И. Лазарчук, М. Пащенко, В. Сутеев, Ф. Хитрук. 9. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. — [б. м.] : [б. и.]. — 222 с. 10. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусствуанимации / Ю. Б. Норштейн. ─ М.: ВГИК, журнал «Искусство кино», 2005. ─ 254 с. 11. Саймон Марк. Как создать собственный мультфильм: Анимация двухмерныхперсонажей: Пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 336 с.: ил. + CD ROM. 12. Смолянов Геннадий Георгиевич. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: Учеб. пособие. – М.:ВГИК, 2005. – 128 с. 13. Уайтекер Г. Тайминг в анимации / Г. Уайтекер, Д. Халас ; под ред. Ф. Хитрука. — М. : Магазин искусства, 2002. — 142 с. 14. 15. Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 1. — М. : Гаятри, 2007. — 304 с. Хитрук Ф. С. Профессия - аниматор. Т. 2. — М. : Гаятри, 2007. — 324 с. 12