Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС» ПРОГРАММА по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 2024 год. Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: Н.А. Сизова, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Прикладное искусство» составлена в соответствии с Федеральным законом 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Приказа Министерства культуры РФ № 754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская художественная школа» от 02.06.21г, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детской художественной школе г. Полярные Зори. Учебный предмет «Прикладное искусство» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей. Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о способах работы с различными художественными материалами и техниками. Общеразвивающая программа «Прикладное искусство» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания, умения и навыки по выполнению декоративных работ в том числе: - знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных графических техник; - знание основных законов композиции, декоративных принципов построения композиции; - навыки последовательной реализации декоративной композиции. по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык декоративного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления. В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся. Программа рассчитана на учащихся 6,5 -8 лет. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Прикладное искусство» реализуется при 1-годичном сроке обучения. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы рисования» составляет 68 аудиторных часов. Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся групповой форме. Аудиторные - это комбинированные занятия, включающие теоретическую и практическую части. Теоретическая часть: выдача и объяснение задания, показ необходимых материалов и пособий, разъяснение методов выполнения задания, показ преподавателем приемов работы. Практическая часть: выполнение учащимися задания, консультации преподавателя, обсуждение и исправление текущих ошибок, обсуждение работ. Внеаудиторные занятия предполагают самостоятельную работу - посещение выставок, музеев, творческих мастерских. Цель учебного предмета Целью учебного предмета «Прикладное творчество» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. Программа должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Задачи: Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, в том числе: - знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных графических техник; - знаний основных законов композиции, декоративных принципов построения композиции - умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции. - навыков последовательной реализации декоративной композиции от идеи до воплощения; - формирование у одаренных детей комплекса знаний умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительно го искусства. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: – словесный (объяснение, беседа, рассказ); – наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); – практический; – эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео - ряда). Материально-технические условия реализации учебного предмета Для занятий по учебному предмету «ИЗО» необходимы учебные аудитории, оснащенные необходимым оборудованием для ведения занятий, удобной мебелью, наглядными пособиями, стеллажами для хранения детских работ. Для реализации данной программы каждому учащемуся необходимы следующие материалы: • бумага для рисования формата А-3; • бумага для рисования формата А-4; • бумага для акварели формата А-3; • тонированная бумага для пастели формата А-3; • простой карандаш разной мягкости; • гуашь; • акварель; • ластик; • кисти белочка различной толщины; • фломастеры; • цветные карандаши; • восковые мелки, карандаши; • масляная пастель; • сухая пастель; • тушь, перо; • черная гелиевая ручка; • маркеры. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название тем выполняемых работ Количество часов 1 «Цветы в вазе» 2 2 «Осеннее дерево» 2 3 «Цыпленок» 2 4 «Улитка в траве», «Гусеница» 4 5 «Мой аквариум» 2 6 «Зайка» 2 7 «Узор в круге» 2 8 «Ежик» 2 9 Создание декоративного панно «Рябинка» 4 10 «Ваза с цветами» 4 11 «Белые снежинки» 2 12 «Новогодняя открытка» 2 13 «Дед Мороз» 2 14 «Мои домашние животные» 4 15 «Снегири на ветке рябины» 4 16 «Поздравительная открытка для папы» 2 17 «Цветы для мамы» 4 18 «Трамвай, автобус» 4 19 «Мимоза» 2 20 «Овечка» 4 21 «Божья коровка» 2 22 «Медвежонок» 2 23 Тряпичная кукла «Пеленашка» 2 24 «Зайчик на пальчик» 2 25 «Медаль» («Значок») 4 Итого за год: 68 часов Программное содержание Цель: развивать важнейшее для творчества умение видеть, понимать и изображать предметы окружающего мира как художественные образы. Основные задачи: - сформировать у детей представление о декоративно-прикладном искусстве; - формирование умений и навыков работы с различными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества; - научить воспринимать художественные образы, передавать настроение, состояние. Предполагаемый результат первого учебного года, учащиеся: - узнают о материалах и инструментах, применяемых в декоративно-прикладном творчестве; - научатся вырезать, использовать технику оригами для создания декоративной композиции; - получат первичные навыки создания кукол для кукольного театра; - научатся получать удовольствие от работ, сделанных своими руками, и доставлять удовольствие близким. Темы и содержание выполняемых работ 1. «Цветы в вазе» Цель и задачи: учить работать без ножниц, путем обрывания создавать образ осеннего букета. Научить работать с клеем. Содержание: показ последовательности вырезания из цветной бумаги вазы (складывание бумаги пополам, ось симметрии). Показ последовательности работы путем обрывания цветов для букета. Индивидуальная помощь в вырезании вазы. Материал: цветная бумага, клей, ножницы, картон формата А5. 2. «Осеннее дерево» Цель и задачи: продолжать учить работать с ножницами, клеем. Учить создавать образ осеннего дерева. Содержание: стихотворение об осеннем лесе. Показ работы над образом осеннего дерева (вырезание ствола дерева из газеты, создание кроны с использованием техники обрывания бумаги). Индивидуальная помощь в расположении на синем фоне осеннего дерева. Материал: цветная бумага, клей, ножницы, картон формата А5. 3. «Цыпленок» Цель и задачи: закрепление полученных ранее навыков работы с бумагой. Научить создавать образ объемного цыпленка путем лепки из бумаги. Содержание: сказка о потерявшемся цыпленке. Скатывание из бумаги двух шариков, крепление их между собой. Используя аппликацию, создать образ цыпленка. Индивидуальная помощь в креплении частей между собой. Материал: цветная бумага, клей, ножницы, картон формата А6 зеленого цвета. 4. «Улитка в траве», «Гусеница» Цель и задачи: показать свойства бумаги (скатывание шариков). Научить создавать образ улитки и гусеницы, используя свойства бумаги. Содержание: загадки про улитку и гусеницу. Показ скатывания из бумаги шариков, крепление их между собой. Используя аппликацию, создать образ змеи. Индивидуальная помощь в соединении частей в одно целое. Материал: цветной картон формата А6, цветная бумага, клей, ножницы. 5. «Мой аквариум» Цель и задачи: продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Научить работать в технике оригами. Путем складывания получать образ рыбки. Продолжать учить украшать и дополнять образ мелкими деталями Содержание: стихотворение или загадка. Поэтапный показ работы в технике оригами. Расположение рыбок на картоне, приклеивание и дополнение мелкими деталями (водоросли, камешки). Индивидуальная помощь в складывании рыбки. Материал: цветной картон, цветная бумага в виде квадратиков, клей, ножницы. 6. «Зайка» Цель и задачи: продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать учить работать в технике оригами. Путем складывания получать образ зайки. Продолжать учить украшать и дополнять образ мелкими деталями. Содержание: стихотворение или загадка. Поэтапный показ работы в технике оригами. Расположение двух частей зайки на картоне, приклеивание и дополнение мелкими деталями фигуры зайки. Индивидуальная помощь в складывании частей зайки. Материал: цветной картон, бумага в виде квадратика белого или серого цвета, клей, ножницы, картон зеленого цвета формата А4. 7. «Узор в круге» Цель и задачи: познакомить с новым видом аппликации – флористикой аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус. Содержание: рассказ о предметах, которые украшают наш дом. Показ работы с листьями, цветами (выкладывание по кругу, заполнение внутри круга). Предварительная работа: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений. Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы. 8. «Ежик» Цель и задачи: познакомить детей с новым способом выполнения аппликации из сыпучих материалов (пшено, рис и т.п.). Развивать мелкую моторику, аккуратность, терпение. Содержание: загадка про ежика. Показ работы над созданием образа колючего ежика с использованием крупы. Материал: цветной картон с выполненным на нем контуром ежика. Пшено или гречка, клей ПВА, кисть, краски гуашевые, кисть для рисования. 9. Создание декоративного панно «Рябинка» Цель и задачи: научить создавать декоративное панно, используя семена растений. Учить аккуратности, точности движений. Закреплять навыки работы с клеем. Содержание: рассказ о предметах, которые украшают наш дом. Показ техники приклеивания засушенных листиков рябины на картон. Показ работы с семенами (выкладывание по контуру, заполнение внутри контура, после просушки раскрашивание гуашевыми красками). Материал: засушенные листья рябины, горох, клей ПВА, цветной картон в форме круга. 10. «Ваза с цветами» Цель и задачи: научить делать цветы, используя пластилин и семена деревьев. Закреплять навыки работы с природным материалом. Воспитывать чувство прекрасного. Содержание: показ работы над созданием декоративной вазочки (корзиночки) из бросового материала с пластилином. Показ создания букета для вазы с использованием пластилина и семян. 11. «Белые снежинки» Учить вырезать снежинку из бумаги, сложенной несколько раз. Побуждать детей участвовать в оформлении класса к празднику Новый год. Предварительная работа: наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок. Рисование снежинок воском с последующим тонированием бумаги. Материал: бумажная салфетка белая, ножницы, простой карандаш. 12. «Новогодняя открытка» Цель и задачи: продолжать учить анализировать образец, составлять план выполнения работы, сравнивать формы, составлять композицию. Учить выполнять аппликацию по типу оригами - сгибать лист бумаги определенной формы в определенной последовательности. Воспитывать желание приносить радость своим близким в канун праздника. Содержание: предварительная работа - рассмотреть новогодние открытки, обсудить текст приглашения или поздравления. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэта елочки. Приклеивание половинок силуэта друг к другу. Приклеивание получившейся елочки на внутренний сгиб открытки. Украшение титульной стороны открытки. Материал: картон, ножницы, черный (или коричневый) фломастер, клей, кисть. 13. «Дед Мороз» Цель и задачи: продолжать учить работать в технике оригами. Воспитывать аккуратность. Научить создавать образ Деда Мороза, дополняя образ мелкими деталями. Содержание: предварительная работа - рассматривание книг и открыток с изображением Деда Мороза. Показ работы - складываем из красного квадратика бумаги шубку Деда Мороза, потом - голову с шапочкой. Материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы. 14. «Мои домашние животные» Цель и задачи: познакомить с новым приемом аппликации - выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», закреплять умение обводить трафарет, развивать чувство цвета, умение подбирать цвет в соответствии с выбранным животным. Содержание: предварительная работа - рассмотреть иллюстрации с изображением домашних животных. Рассказы детей о любимом животном, придумывание загадок о животных. Рисование или лепка животного. Поэтапный показ работы. Украшение пуговицами, бусинами и т.д. Материал: трафареты домашних животных: кошки, собаки; картон, темный карандаш или фломастер, ножницы, пряжа шерстяная коричневая, рыжая, белая, серая, клей ПВА, кисть, темные бусинки для глаз (бисер). 15. «Снегири на ветке рябины» Цель и задачи: продолжать учить работать в технике «лепка из бумаги»; формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску, форму частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у снегирей). Содержание: рассматривание снегирей на иллюстрациях книг. Загадка про снегирей. Показ работы скатывания шарика из бумаги, обтягивание ее красной бумагой. Дополняя поделку мелкими деталями (клюв, глазки, крылья), получить образы снегирей (1 час). Показ работы над созданием маленькой ветки рябины для снегирей. Ветка обмазывается клеем и посыпается мелким пенопластом, крепится пластилином на блюдечко, сама тарелочка тоже посыпается пенопластом. Материал: цветная бумага, трафареты крыльев для снегирей, картон, ножницы, клей, фломастер, пенопласт, тарелка, пластилин. Ветка рябины заготавливается заранее. Индивидуальная помощь в креплении веточки на тарелку. 16. «Поздравительная открытка для папы» Цель и задачи: закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Учить делать открытку с аппликацией. Продолжать учить сочинять сюжет аппликации. Развивать художественный вкус, фантазию. Воспитывать стремление доставить радость родным, изготавливая подарок своими руками. Содержание: рассматривание поздравительных открыток. Стихотворение. Помощь в вырезании мелких деталей. Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, клеенка, тряпочка, открытки. 17. «Цветы для мамы» Цель и задачи: учить детей самостоятельно изготавливать способом «оригами» тюльпаны и выполнять аппликацию на открытке, вырезать по контуру. Показать способ подрезания для получения объемных листьев с помощью ножниц. Учить анализировать образец, выполнять работу поэтапно. Учить экономно расходовать бумагу. Воспитывать желание порадовать своих любимых людей в праздник. Воспитывать желание выполнять работу аккуратно. Содержание: предварительная работа - рассматривание цветов на картинках. Показ складывания из квадратиков цветной бумаги тюльпанов. Вырезание длинных треугольных листиков, затем - надрез и склеивание, накладывая этот надрез друг на друга. Получается объемный листик. Схема расположения на цветном картоне. Украшение мелкими деталями и бабочками. Материал: цветной картон, цветная бумага, карандаш, ножницы, клей ПВА. Индивидуальная помощь в расположении на листе деталей. 18. «Трамвай, автобус» Цель и задачи: учить конструировать машины из маленьких картонных коробочек, передавать специфические особенности формы строения трамвая, автобуса: удлиненный, прямоугольный корпус, квадратные окна с узкими перегородками и др.; учить самостоятельно вырезать формы окон, колес, отрезать их от края листа цветной бумаги; закреплять приемы парного вырезания (окна, колеса), закругления углов, отрезания узких полосок. Содержание: рассматривание иллюстраций изображения машин, трамваев, грузовых автомобилей. Стихотворение. Показ конструирования из коробочек (из-под зубной пасты, кремов, чая и т.д.) машин. Закрепление их клеем между собой. Дополнение мелкими характерными деталями. Придумать загадку про машины. Материал: коробочки, различные по форме и размеру, клей, цветная бумага и картон. 19. «Мимоза» Цель и задачи: выполнение наклеивания комочков из ваты. Закрепление навыка вырезания предметов. Продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать желание порадовать своих мам, бабушек в праздник 8 Марта. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца. Содержание: предварительная работа - беседа о празднике 8 Марта. Стихотворение про маму. Показ работы скатывания шариков из ваты и наклеивания на открытку. Материал: вата, ножницы, клей ПВА, кисть, цветная бумага, цветной картон, желтая краска, кисть. 20. «Овечка» Цель и задачи: продолжать учить выполнять полуобъемную аппликацию, переводить трафарет на лист бумаги, вырезать по контуру, закреплять умение в выполнении наклеивания комочков из бумаги, самостоятельно дополнять работу дополнительными деталями, закреплять правила обращения с ножницами. Воспитывать аккуратность, терпение. Содержание: предварительная работа - повторение темы «Домашние животные». Выяснить, какую пользу приносят овечки. Рассмотреть изделия из овечьей шерсти, иллюстрации. Работа над эскизом. Загадки про домашних животных. Материал: картон цветной (зеленого или голубого цвета), 2 белые бумажные салфетки, трафареты овцы, бумага белая или коричневая, карандаш или фломастер темного цвета, ножницы, клей ПВА. 21. «Божья коровка» Цель и задачи: познакомить с новым видом соединения деталей для получения полуобъемной божьей коровки. Развивать художественный вкус, фантазию. Содержание: загадка про божью коровку. Показ соединения круглых деталей (вставка в прорезь) божьей коровки. Украшение мелкими деталями для создания образа. Материал: картон цветной, цветная бумага, карандаш, цвета, ножницы, клей ПВА. 22. «Медвежонок» Цель и задачи: познакомить с настольным кукольным театром. Учить делать из картона простые движущиеся игрушки. Воспитывать желание порадовать своих младших братьев и сестренок. Воспитывать желание выполнять работу аккуратно. Содержание: рассказ о настольном кукольном театре. Показ работы над созданием плоской движущейся фигурки медвежонка. Вырезание по обведенному трафарету деталей медвежонка и крепление их на проволочку. Показ, как движется медвежонок в руках актера с маленькой импровизацией диалога между детьми и игрушкой. Материал: картон цветной, трафареты деталей, цветная бумага, клей, ножницы, проволочка. Итог занятия: «игра-диалог» между сделанными медвежатами. 23. Тряпичная кукла «Пеленашка» Цели и задачи: знакомство с обрядовыми куклами Руси. Научить сворачивать простейшую куклу из тряпочки «Пеленашка». Воспитывать уважение к традициям народа. Продолжать учить работать ножницами. Содержание: обереговая кукла «Пеленашка», народные традиции изготовления «Пеленашки». Беседа. Показ готовых кукол, применение кукол в современной жизни. Смысловая и символичная нагрузка куклы «Пеленашки». Как играли куклами наши прапрабабушки. Показ сворачивания мягкой куколки из тряпочки. Вырезание из квадратика треугольника для платочка. Разучивание колыбельной для куклы. Материал: ножницы, ситцевая ткань белого и других цветов, нитки, ватин. 24. «Зайчик на пальчик» Цель и задачи: познакомить детей с игровыми куклами и научить делать куклу «Зайчик на пальчик». Содержание: беседа. Смысловая и символическая нагрузка. Показ готовых кукол. Изготовление куклы. Материал: ситцевая ткань, нитки, ватин. 25. «Медаль» («Значок») Цель и задачи: учить работать с соленым тестом. Научить декоративному обобщению изображений предметных форм и компоновке их в круге. Развивать творчество, фантазию. Содержание: рассматривание значков и медалей. Беседа о назначении значка, медали. Значки несут в себе короткую и точную информацию. Путешественники – воздушный шар, самолет. Любители природы – животные, растения. Самая удобная форма значка, медали – круг. Изображение должно быть стилизованным, простым и ярким. Компоновка предметов в круге. Материал: соленое тесто, клей, краски, кисти. Значки и медальки для рассматривания. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3. В результате освоения программы «Прикладное искусство» учащийся: - знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание разнообразных графических техник; - знаний основных законов композиции, декоративных принципов построения композиции - умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции. - навыков последовательной реализации декоративной композиции от идеи до воплощения. 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные уни- версальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи. Методическая литература 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и эксперименталь- ного психологического исследования. - М., Педагогика,1989 5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996 6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983 7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971 8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998 9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985 10. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985 11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977 12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982 13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в началь- ной школе. М., Академия, 2008 14. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005 15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путе- водитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002 16. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдох- новляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002 17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвеще- ние, 1985 18. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990 Учебная литература 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009 2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998 4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998 5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998 6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издатель- ство «АСТРЕЛЬ», 2002 7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучаю- щихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006 9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006 10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007 11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010