ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ (подготовительный класс)

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»

ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ»

2024 год.

Разработчик:
Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори», первая квалификационная категория.
Рецензенты:
Н.А. Сизова, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори», высшая квалификационная категория;

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его
место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Основы рисования» составлена в соответствии с
Федеральным законом 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе
Приказа Министерства культуры РФ № 754 «Об утверждении Порядка осуществления
образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного
образования детей со специальными наименованиями «детская художественная
школа» от 02.06.2021г, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в
области изобразительного искусства в детской художественной школе г. Полярные
Зори.
Учебный предмет «Основы рисования» направлен на художественное
образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая
формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории
зрителей.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о
правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего
мира, об основах цветоведения, о способах работы с различными художественными
материалами и техниками.
Общеразвивающая программа «Основы рисования» способствует эстетическому
воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными
материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой
собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся
смогут передавать свои мысли и впечатления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы
лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный
процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие
творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 6,5 -8 лет.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Основы рисования» реализуется при 1-годичном сроке обучения.
Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы рисования» составляет 68
аудиторных часов.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа. Рекомендуемая
продолжительность урока – 40 минут.

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся групповой форме.
 Аудиторные - это комбинированные занятия, включающие теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть: выдача и объяснение задания, показ необходимых
материалов и пособий, разъяснение методов выполнения задания, показ
преподавателем приемов работы.
Практическая часть: выполнение учащимися задания, консультации
преподавателя, обсуждение и исправление текущих ошибок, обсуждение работ.


Внеаудиторные занятия предполагают самостоятельную работу - посещение
выставок, музеев, творческих мастерских.

Цель учебного предмета
Целью программы «Основы рисования» является общеэстетическое воспитание,
приобретение
практических
умений
и
навыков,
развитие
творческой
индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
– формирование знаний об основах цветоведения;
– формирование умений и навыков работы с различными художественными
материалами и техниками;
– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в
процессе создания художественного образа;
– развитие образного мышления и воображения;
– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео - ряда).
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Для занятий по учебному предмету «Основы рисования» необходимы учебные
аудитории, оснащенные необходимым оборудованием для ведения занятий, удобной
мебелью, наглядными пособиями, стеллажами для хранения детских работ.
Для реализации данной программы каждому учащемуся необходимы следующие
материалы:

• бумага для рисования формата А-3;
• бумага для рисования формата А-4;
• бумага для акварели формата А-3;
• тонированная бумага для пастели формата А-3;
• простой карандаш разной мягкости;
• гуашь;
• акварель;
• ластик;
• кисти белочка различной толщины;
• фломастеры;
• цветные карандаши;
• восковые мелки, карандаши;
• масляная пастель;
• сухая пастель;
• тушь, перо;
• черная гелиевая ручка;
• маркеры.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Названия тем выполняемых работ

Количество
часов
2

1

«Дорожка»

2

«Радуга»

2

3

«Солнышко

2

4

«Божьи коровки в траве»

2

5

«Заготовка на зиму фруктов»

2

6

«Арбуз»

2

7

«Осенние листья»

2

8

«Осеннее дерево»

2

9

«Паучок и паутинка»

2

10 «Портрет кота»

2

11 «Красивая рыбка»

2

12 «Филин»

2

13 «Букет для Зимушки»

2

14 «Снежинки»

2

15 «Снеговик»

2

16 «Снегурочка»

2

17 «В лесу родилась елочка»

2

18 «Снегири»

2

19 «Чебурашка»

2

20

«Котенок»

2

21 «Жираф»

2

22 «Богатырь»

2

23 «Портрет мамы»

2

24 «Весенний букет»

2

25 «Платок для мамы»

2

26 «Веселый автомобиль»

2

27 «Я рисую мой город»

2

28 «Курочка с цыплятами»

2

29 «Рыбки в аквариуме»

2

30 «Полет на ракете»

2

31 «Роспись пасхального яйца»

2

33 «Матрешка»

2

34 «Море»

2

Итого за год:

66 часов

Программное содержание
Цель: развивать важнейшее для творчества умение видеть, воспринимать и
изображать художественные образы.
Основные задачи:
- ознакомить с приемами рисования красками, мелками, карандашами;
- донести до понимания детей особенности языка искусства;
- научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией
настроение, состояние.
Предполагаемый результат первого учебного года направлен на формирование у
учащихся:

- представлений о работе художника, о материалах и оборудовании, которое он
использует;
- первоначальных навыков изображения предметов, животных, человека, приемов
украшения, срисовывания;
- понимания языка искусства.
Темы и содержание выполняемых работ
1. «Дорожка»
Цель и задачи: создать полосатый коврик для кота. Учить рисовать различные
линии, передавать ритм полосок. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: рассматривание ковровой дорожки. Дать понятие о ритме. Зарисовка
различных линий на альбомном листе. Ритм линий на вытянутом листе.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат вытянутой бумаги, палитра, альбом для
зарисовок, карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
2. «Радуга»
Цель и задачи: познакомить детей с цветовым спектром. Научить рисовать радугу.
Продолжать учить работать гуашевыми красками, кистью. Учить располагать рисунок на
всем листе.
Содержание: рассказ «Сказка о теплых и холодных цветах».
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование радуги. Работа по всей поверхности листа широкой кистью. Игра:
«Художники и зрители».
3. «Солнышко»
Цель и задачи: продолжать знакомить с теплыми красками. Научить рисовать
солнышко, используя различные линии для лучиков. Научить получать из основных
цветов (желтый и красный) составной (оранжевый).
Содержание: загадка. Зарисовка различных видов линии (прямая, волнистая,
острая). Придумать и зарисовать свое солнышко, используя различную линию для лучей.
Работа от пятна по всей поверхности листа. Показ создания оранжевой краски на
палитре. Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
4. «Божьи коровки в траве»

Цель и задачи: научить рисовать круглых жуков. Продолжать знакомить с теплыми
и холодными цветами. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок
на всем листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: сказка о жуках. Просмотр на фотографиях и репродукциях различных
жуков. Набросок жука карандашом.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование красных, желтых божьих коровок. От пятна, по всей поверхности листа.
5. «Заготовка на зиму фруктов»
Цель и задачи: учить работать в технике «оттиска». Учить компоновать на
заданном формате предметы.
Содержание: беседа о заготовках на зиму, которые делает мама. Загадки про
фрукты. Показ, как делается оттиск из половинки яблока на силуэте под стеклянную
банку. Украшение крышки банки (имитация салфетки).
Материал: гуашь, кисти, бумага в виде силуэта стеклянной банки, альбом для
зарисовок, карандаш, половинка яблока.
6. «Арбуз»
Цель и задачи: научить рисовать арбуз. Продолжать учить рисовать круглые
предметы от пятна. Закреплять навыки рисования различных линий, понятие ритма
линий.
Содержание: загадка про арбуз. Подбор красок для передачи изображения арбуза.
Показ работы на листе.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш,
половинка яблока.
7. «Осенние листья»
Цель и задачи: научить рисовать осенние листья. Продолжать знакомить с теплыми
красками. Закреплять навыки получения из основных цветов (желтый и красный)
составной (оранжевый).
Содержание: загадка про листопад. Зарисовка формы листьев (лодочка). Работа от
пятна по всей поверхности листа. Показ получения оранжевой краски на палитре.
Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
8. «Осеннее дерево»

Цель и задачи: учить передавать образ осеннего дерева, осеннюю окраску листвы.
Обучать правильным способам действия кистью при рисовании кроны дерева (мазки).
Учить работать широкой кистью, рисуя фон. Обращать внимание, как получить
различные оттенки голубого цвета для изображения неба с помощью белой краски.
Учить работать мазками. Продолжать учить работать гуашью.
Содержание: беседа об осеннем дереве. Загадка про осень. Отличие цветовой
гаммы для изображения листвы летом и осенью. Работа широкой кистью, изображение
пригорка, на котором будет стоять дерево и рисование фона (голубое небо). Зарисовка на
альбомном листе дерева с ветками. Физкультурная минутка «Как растет дерево». Этапы
рисования широкой кистью дерева (определение нажима на кисть). Рисование веток
тонкой кистью. Показ работы рисования мазками осенней листвы.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
Пока высыхает фон, дети делают зарисовки в альбоме. Физкультурная минутка.
Затем на подсохшем фоне рисуют дерево.
9. «Паучок и паутинка».
Цель и задачи: учить проводить прямые и кривые линии фломастером. Продолжать
учить работать гуашевыми красками от пятна. Продолжать учить рисовать насекомых.
Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок.
Содержание: загадка про паука и паутину. Работа над рисованием паутины
фломастером или маркером. Показ рисования от пятна паучка и различных жуков.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш,
фломастеры. Зарисовки паутины и различных жуков. Рисование фломастером паутины и
рисование от пятна гуашевыми красками жуков и паучков.
10. «Портрет кота»
Цель и задачи: знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет.
Научить создавать образ кота. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе головы кота. Этапы работы
на формате от пятна. Прорисовка фломастерами глаз, усов, полосок.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, альбом, карандаш, фломастеры.
11. «Красивая рыбка»

Цель и задачи: учить работать в новой технике оттиска фактурной ткани. Учить
передавать образ красивой рыбки через детализацию. Продолжать учить рисовать фон,
работать гуашью. Воспитывать желание доделывать работу до конца.
Содержание: стихотворение про рыбку. Рассматривание различных аквариумных
рыбок на иллюстрациях. Рисование фона холодными цветами. Показ работы над
оттиском из фактурной ткани туловища рыбки. Прорисовка деталей тонкой кистью.
Декорирование фона с помощью кружочков, различных по цвету.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш, фактурная ткань в виде рыбки.
12. «Филин»
Цель и задачи: научить работать черным маркером на тонированном фоне. Учить
передавать в графике образ птицы, работать над мелкими деталями продолжать учить
рисовать фон, используя широкую кисть.
Содержание: загадка. Рассматривание репродукций с изображением совы, филина.
Беседа о характерных особенностях этой птицы (чем питается, внешний вид, размер).
Зарисовка на альбомном листе. Этапы изображения филина, совы. Работа над фоном с
последующим рисованием фломастером или маркером совы. Прорисовка мелких
деталей.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
13. «Букет для Зимушки»
Цель и задачи: учить создавать образ букета для «Зимы». Продолжать знакомить с
холодными цветами и их оттенками. Закреплять умения работать различными линиями
для передачи характера букета. Продолжать учить работать гуашевыми красками.
Содержание: загадка про зиму. Беседа о цвете зимы. Заливка фона различными
оттенками холодных цветов, которые получаются с помощью белил. Создание образа
букета для Зимушки с помощью цвета и линий. Показ рисования цветов.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
14. «Снежинки»
Цель

и

задачи:

познакомить

с

изобразительными

и

выразительными

возможностями различных художественных материалов – парафина, акварельных красок;

с

нетрадиционной

техникой

рисования.

Развивать

фантазию,

творчество,

самостоятельность.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе симметричной снежинки.
Показ проявления рисунка парафином с помощью акварельных красок. Холодная гамма,
вливание одного цвета в другой.
Материал: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные
краски, кисти, музыка.
Выставка работ.
15. «Снеговик»
Цель и задачи: научить работать в технике граттаж. Продолжать учить работать
различными линиями, передавая образ снеговика.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе снеговика. Показ готовой
работы в технике граттаж.
Материалы: «волшебная бумага» формата А4, заостренная палочка, альбом для
зарисовок, карандаш.
16. «Снегурочка»
Цель и задачи: учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное
отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры
Снегурочки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Выставка работ.
17. «В лесу родилась елочка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с пейзажем. Развивать у детей эстетическое
восприятие, эмоциональное отношение к изображению ночного неба, елочки, лесных
зверей.
Содержание:

стихотворения

и

загадки.

Зарисовка

конструктивным методом. Показ рисования елки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
18. «Снегири»

различных

животных

Цель и задачи: продолжать учить рисовать птиц. Учить компоновать на листе.
Передавая характерную окраску и мелкие детали, создавать образ снегирей сидящих на
ветке рябины. Учить рисовать фон ночного неба. Развивать фантазию, творчество.
Содержание:

стихотворение

и

загадки.

Рассматривание

иллюстраций

с

изображением птиц. Зарисовка на альбомном листе. Работа на формате от пятна на фоне
(ночь, холодными цветами) с последующей прорисовкой мелких деталей.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
19. «Чебурашка»
Цель и задачи: научить передавать образ пушистой игрушки. Учить работать по
сырому листу. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок на всем
листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: показ репродукций по сказкам Чарушина. Показ последовательности
рисования по сырому листу.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
20. «Котенок»
Цель и задачи: учить передавать образ котенка в рисунке с помощью масляной
пастели. Продолжать учить рисовать фон акварельными красками. Закреплять навыки
рисования кистью.
Содержание:

загадка

или

стихотворение.

Зарисовка

идущего

котенка

(конструктивный способ изображения). Показ работы над изображением котенка с
помощью восковых мелков.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
21. «Жираф»
Цель и задачи: учить передавать образ животных жарких стран. Продолжать учить
работать в теплой цветовой гамме. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка в альбоме фигуры животного конструктивным
способом. Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующей прорисовкой
деталей фломастерами.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.

22. «Богатырь»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить
передавать характерные особенности мужского лица. Развивать художественный вкус,
самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь
передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов.
Образ

русского

богатыря.

Особенности

пропорций

мужской

фигуры.

Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3.
23. «Портрет мамы»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить
передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать
художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение
к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.
Содержание:

рассматривание

рисунков,

портретов.

Последовательность

рисования портрета. Создание женского образа с помощью выразительных средств
(линия, пятно).
Материал: бумага, краски гуашь, кисти, простой карандаш, формат бумаги А3.
24. «Весенний букет»
Цель и задачи: учить изображать в вазе букет из тюльпанов, передавать
характерные особенности формы цветков (шесть закругленных лепестков), красиво
компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе
немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня; передавать в
окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы
изображения.
Содержание: стихотворение. Показ работы над натюрмортом.

Материал: ваза с

несколькими тюльпанами и нарциссами, бумага формата А3, краски гуашь, мягкие
кисти, простой карандаш.
25. «Платок для мамы».
Цель и задачи: познакомить с понятием орнамент и ритмом пятен. Учить рисовать
орнамент по кайме квадрата, используя дымковские мотивы. Научить работать

инструментами: растушовками, тычками и тонкой кистью. Учить копировать образец.
Содержание: сказка про дымковские игрушки. Характерный колорит дымковской
росписи. Этапы работы над орнаментом. Копирование образца.
Материал: бумага квадратной формы, краски гуашь, кисти, тычки, растушовки.
26. «Веселый автомобиль»
Цель и задачи: учить рисовать автотранспорт. Передавать особенности строения
троллейбуса, автобуса, автомобиля. Продолжать учить работать восковыми мелками и
акварелью. Через цвет показать радостное, игривое настроение.
Содержание: просмотр отрывка мультфильма «Паровозик из Ромашково». Беседа
об автомобильном транспорте в городе. Рассматривание репродукций. Сравнительный
анализ, отличие строения. Зарисовка на альбомном листе.
Материал: акварель, кисти, восковые мелки, формат А3, карандаш, альбом.
27. «Я рисую мой город»
Цель и задачи: учить рисовать городской пейзаж. Передавать в рисунке ночное
состояние природы. Продолжать учить рисовать гуашевыми красками. Развивать
творчество и фантазию.
Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов.
Последовательность рисования городского пейзажа. Зарисовка в альбоме.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, карандаш, альбом.
28. «Курочка с цыплятами»
Цель и задачи: учить рисовать курочку с цыплятами. Дать понятие о большом и
маленьком. Развивать творчество и фантазию.
Содержание: загадки. Зарисовка курочки с цыплятами на альбомном листе.
Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующим рисованием фона.
Прорисовка деталей курочки и цыплят.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
29. «Рыбки в аквариуме»
Цель и задачи: познакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок.
Развивать фантазию, творчество.
Содержание: загадка про рыбку. Показ работы в технике «граттаж».

Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом,
карандаш.
30. «Полет на ракете»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой рисования восковыми мелками и
акварелью, продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять
композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать
рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.
Содержание: показ работы жирными мелками и акварелью. Материал:

бумага

формата А3, краски акварель, кисти.
Иллюстрации о космосе.
31. «Роспись пасхального яйца»
Цель и задачи: продолжать знакомить с дымковской росписью. Развивать точность
движений, мелкую моторику пальцев.
Содержание: рассказ о дымковской игрушке. Зарисовка орнамента в полосе с
элементами дымковской росписи.
Материал: бумага в виде яйца, гуашь, кисти, растушовки, тычки.
32.«Матрешка»
Цель и задачи: знакомство с Полхов-Майданской матрешкой. Продолжать учить
рисовать орнаменты. Развивать точность руки и мелкую моторику.
Содержание: рассматривание иллюстраций с расписными матрешками. Показ
складывания матрешек одну в другую (игра). Зарисовка орнамента в круге. Материал:
бумага в виде силуэта матрешек, гуашь, кисти, альбом, карандаш, растушовки.
33. «Море»
Цели и задачи: продолжать учить рисовать пейзаж. Отношения: земля, вода, небо.
Учить передавать форму корабликов. Развивать чувство цвета.
Содержание:

рассматривание

картин

художников-маринистов.

Зарисовка

альбоме. Этапы рисования морского пейзажа. Дорисовка корабликов и птиц.
Материал: гуашь, кисти, альбом, карандаш, бумага формата А3.
3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения программы «ИЗО» учащийся:
- получит первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и

в

техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и
техник;
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные уни- версальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга
для учителя. – М., Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М.,
Просвещение,
1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для
учителя. М.,
Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
эксперименталь- ного психологического исследования. - М., Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М., Педагогика, 1983
7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение,
1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.,
Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,
Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение,
1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в началь- ной школе. М., Академия, 2008
14. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный

иллюстрированный путе- водитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
16. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое
руководство и вдох- новляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
М., Просвеще- ние, 1985
18.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы
в начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.:
Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008

3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для

художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,
Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М.,
Просвещение, 1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих.
М., Издатель- ство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов
вузов, обучаю- щихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на
русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».