ПО.01.УП.04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ (ДПТ)

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.04 «РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ»

2024 г.

Разработчик:
И.К. Алешина, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»,
первая квалификационная категория.

-

Рецензенты:
Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»;
Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»,
высшая квалификационная категория.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
VII. Список литературы

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду
«Керамика»,
далее
–
«Работа
в
материале.
Керамика»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное
творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях.
Учебный предмет «Работа в материале. Керамика» в детских
художественных школах и в детских школах искусств дает возможность
расширить и дополнить образование детей в области изобразительного
искусства, является учебным предметом обязательной части дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Программа ориентирована не только на расширение уровня
грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества,
развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений,
отражающих творческую индивидуальность, духовный мир обучающихся.
Особенностью данной программы является сочетание традиционной
техники керамических изделий с современными видами керамики и новых
технологий, используемыми в качестве активизации индивидуальной
творческой деятельности учащихся. Кроме того, умения, навыки и знания,
полученные учащимися на предметах «Рисунок», «Живопись» и
«Композиция», достаточно полно реализуются в подготовке «керамистов» по
настоящей программе.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим
занятиям.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Работа в материале» составляет 5 лет (с 4 по
8 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета
При реализации программы «Работа в материале» с 8-летним сроком
обучения аудиторные занятия в 4-5 классах составляют по 4 часа, в 6-7
классах – 5 часов, в 8 классе - 6 часов; самостоятельная работа в 5-6 классах –
2 часа, в 7-8 классах – 3 часа в неделю.
Распределение учебной нагрузки по двум разделам:

- раздел «Художественная керамика»: аудиторные занятия в 4-7
классах – 2 часа, в 8 классах - 6 часов; самостоятельная работа в 4-7 классах –
1 час.
- раздел «Художественный текстиль»: 4-5 классах – 2 часа, в 6-7
классах – 3 часа, в 8 классе - 6 часов; самостоятельная работа в 4-6 классах –
1 часа, в 7 классе - 2 часа.
В 8 классе обучающийся работает только по одному из видов
декоративно-прикладного искусства по выбору («Художественная керамика»
или «Художественный текстиль»): аудиторная нагрузка - 6 часов,
самостоятельная работа – 3 часа в неделю.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Работа в материале» со сроком обучения по 8-летней
программе составляет 1188 часов, в том числе аудиторные занятия - 792 часа,
самостоятельная работа - 396 часов.
Всего
часов

792
396
1188

Итоговая
аттестация

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Вид
учебной Затраты учебного времени, график, промежуточной аттестации
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
4
5
6
7
8
Полугодия
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Аудиторные
64 68
64 68 80
85
80
85
96
102
занятия
Самостоятельная 32 34
32 34 32
34
48
51
48
51
работа
Максимальная
96 102 96 102 112 119 128 136 144 153
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Работа в материале. Керамика» и проведение
консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Работа в материале. Керамика» является:
владение знаниями и представлениями об искусстве
керамики,
формирование практических умений и навыков, развитие творческих
способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных
учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по
профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Работа в материале»:
- изучение
народных
художественных
традиций
русской
керамики и создание на их основе новых декоративных образов;;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно- прикладного творчества и народных промыслов;
- формирование специальных навыков в керамике, развитие на их основе
эстетического вкуса и образного мышления;
- формирование средствами керамики духовной культуры
потребности общения их с искусством;

учащихся

и

- развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы
в процессе создания образа в керамике;
- развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения
детей на основе работы с цветом.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит
следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и
используются следующие методы обучения:

реализации

задач

предмета

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный
впечатления).

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы
по
декоративно- прикладному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами по видам искусства. Мастерская по керамике
должна быть оснащена рабочими столами, турникетками, компьютером,
предметами натурного фонда.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- начальный (входной) контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль
- итоговый контроль
Примерные темы экзаменационных творческих работ.
1. Выполнение традиционных керамических игрушек (4-6 шт., копии или по
мотивам: дымковской, филимоновской, каргопольской. и др.)
2. Многофигурная скульптурная композиция малых форм 4-6 фигур, тема по
выбору.
3. Серия рельефных композиций 2-3 рельефа, техника, сюжет по выбору.
4. Серия сувенирной продукции (подвески, украшения, памятные знаки и
тому подобное)

5. Серия гончарных форм 2-4 шт. (вазы, кашпо, посуда) техника и материалы
по выбору учащегося.
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого года обучения (4-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие

1.2

Раздел 1. «Основы
материаловедения по
керамике»
Глина. Техника лепки урок
из глины.
Лепка силуэта птички урок

1.3

Народная игрушка

урок

9

3

6

1.4

Лепка
дымковской
барыни
Лепка каргапольской
игрушки «Полкан»
Лепка
игрушки
животного по мотивам
филимоновских
игрушек
Роспись игрушек

урок

9

3

6

урок

9

3

6

урок

9

3

6

урок

9

3

6

Творческая
композиция
«Зоопарк»,
«Домашние
животные».
Творческая
композиция
«Зимние забавы

урок

15

5

10

урок

18

6

12

96

32

64

18

6

12

13,5

4,5

9

13,5

4,5

9

1.1

1.5
1.6

1.7
1.8

1.9

9

3

6

9

3

6

II полугодие
1.10 Лепка
композиции урок
«Дерево», «Цветок».
1.11 Русский изразец
урок
1.12 Лепка
сюжетной урок
композиции
по
мотивам
народного
праздника
«Масленица»

1.13 Стилизация рыб

I

урок

15

5

10

1.14 Фактура создаваемая урок
методом отпечатков
стеков,
штампов.
Изготовление
штампов.
1.14 Образ
Весны
в урок
произведения
художников. Лепка по
представлению
«Весна».

15

5

10

27

9

18

102

34

68

Первый год обучения
полугодие
Раздел 1. «Основы материаловедения по керамике»
1.1 Тема: Глина. Техника лепки из глины. Изготовление декоративной
тарелки. Дальнейшее формирование понятия о пластических видах искусства
- скульптуре и керамике с использованием иллюстративного материала:
репродукций, образцов народного искусства и современных художественных
промыслов. Основные современные керамические центры. Краткий
исторический обзор развития искусства керамики.
Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного
материала.
1.2. Тема: Лепка силуэта птички. Знакомство умением в процессе работы
пользоваться таблицами и собственным воображением для уточнения формы
и пропорции. Научиться выполнять первую простую форму птички из глины
пластическим способом лепки, пользоваться инструментами для
декоративного оформления.
Самостоятельная работа: Зарисовки и создание силуэтов различных птиц.
1.3. Тема: Народная игрушка. Художественный образ игрушки, их
разновидность. Познакомить с историей возникновения и развития народной
игрушки. Выполнить зарисовки с таблиц некоторых видов народных
игрушек.
Самостоятельная работа: зарисовка формы народных игрушек: дымково,
каргопольской, филимоновской.

1.4. Тема: Лепка дымковской барыни. Научиться лепить основную форму
барыни, добавляя детали, характерные для дымковского промысла.
Закрепить умение лепить из глины, сочетая несколько способов лепки.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений для росписи дымковской
игрушки.
1.5. Тема: Лепка каргапольской игрушки «Полкан». Выполнить лепку
Полкана пластическим способом лепки. Закрепить знания особенностей
героев каргапольской игрушки.
Самостоятельная работа:
каргапольской игрушки.

выполнение

упражнений

для

росписи

1.6. Тема: Лепка игрушки животного по мотивам филимоновских игрушек.
Научиться лепить комбинированным способом, сочетая конструктивный и
пластический способы лепки при изображении животного данного промысла.
Передать характер и пропорции животных филимоновского игрушечного
промысла.
Самостоятельная
работа:
филимоновской игрушки.

выполнение

упражнений

для

росписи

1.7. Тема: Роспись игрушек. Придать игрушкам законченный вид, используя
традиционные
приемы
росписи
(дымковская,
каргапольская,
филимоновская). Научиться находить оптимальное сочетание цвета для
выражения образа игрушки животного. Материалы: водоэмульсионная
краска, кисти, клей ПВА.
Самостоятельная работа: самостоятельное изучение и зарисовка формы
народных глиненных игрушек (абашевская, романовская, старооскольная
игрушка).
1.8. Тема: Творческая композиция «Зоопарк», «Домашние животные».
Закрепление навыков работы с глиной. Выполнить работу, повторяя этапы
работы прошлых занятий.
Самостоятельная работа: зарисовка домашних животных, животных из
зоопарка и разработка эскизов к композиции.
1.9. Тема: Творческая композиция «Зимние забавы. Закрепление навыков
работы с глиной. Выполнить работу, повторяя этапы работы прошлых
занятий.
Самостоятельная работа: разработка эскизов к композиции.

полугодие

II

1.10. Тема: Лепка композиции «Дерево», «Цветок». Выполнить композицию,
соблюдая последовательность выполнения работы, передавая характерные
особенности. Научиться делать рельефные изображения по мотивам русского
изразца. Материалы: глина, инструменты, эскиз работы, игла для
перенесения эскиза. Лепка композиции по мотивам русского изразца.
Самостоятельная работа: разработка эскизов к композиции.
1.11. Тема: Русский изразец. Познакомить с орнаментальным искусством, его
особенностями в керамике. История возникновения и развития. Изразцы
расписные и с рельефным рисунком. Основные исторические и
технологические
сведения.
Формировать
интерес
к
народным
художественным промыслам и ремеслам. Виды побъемного изображения
(барельеф, горельеф, контррельеф). Выполнение эскиза композиции
«Дерево», «Цветок» и другие. Познакомить с правилами построения
орнаментов в изразцах.
Самостоятельная
изображением.

работа:

копирование

изразцов

с

растительным

1.11. Тема: Лепка сюжетной композиции по мотивам народного праздника
«Масленица». Краткая история возникновения русского народного праздника
Масленицы. Символы Масленицы, Солнца. Значение названий дней
масленичной недели, основные особенности празднования народного
праздника Масленицы. Передать сюжет композиции в эскизе. Выполнять
зарисовки фигур людей, животных, атрибутов праздника Масленицы.
Учиться делать объемную композицию, создавая совместную работу
соблюдая единые композиционные правила в создании коллективной работы.
Выделять главных героев, подчеркивая размером и украшением.
Самостоятельная работа: разработка эскизов к композиции.
1.12. Тема: Стилизация рыб. Стилизация морских и аквариумных рыб.
Выполнение полуобъемной рыбы из пласта с использованием фактурных
декоративных элементов. (Материалы: глина, ткань, стеки, штампы.)
Самостоятельная работа: Зарисовки и стилизация рыб в объемной и
настенной работе.
1.13. Тема: Фактура. Создаваемая методом отпечатков стеков, штампов.
Изготовление штампов. Беседа об орнаментах и узорах: принцип повторения
в орнаментах. Изготовление штампов из глины. (Материалы: глина, ткань,
стеки, скалка.)

Самостоятельная работа: Фотографирование найденные фактуры в
окружающем мире, например: кора дерева, дорога, камень и т.д. Сбор фактур
для отпечатков на глине. Зарисовка фактур найденные вокруг.
1.14. Тема: Образ Весны в произведения художников. Лепка по
представлению «Весна». Научиться передавать особенности времени года
Весна. Познакомить с многообразием способов изображения времени года
Весны в разных видах искусства, с произведениями художников,
скульпторов. Выполнить зарисовку эскиза композиции. Лепка по
представлению образа Весны, с передачей характера, настроения, движения.
Тема по выбору: «Мартовский кот», «Весна красна», «Весенние трели»,
«Весенняя капель» и тд. Передавать характер, настроение и движение фигур.
Самостоятельная работа: разработка эскизов к композиции.

Учебно-тематический план второго года обучения (5-й класс)
№

Наименование
раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2

3

Скульптура
малых
форм
«Животные».
Лепка с натуры.
Скульптура
малых
форм
«Животные».
Декоративная
переработка.
Скульптура
малых
форм
«Персонаж
хантыйской сказки»
Контрольный урок

урок

48

16

32

урок

18

6

12

урок

29

9

19

урок

1

1

1

96

32

64

30

10

20

30

10

20

42

14

28

II полугодие
4

5

6

Формовка
вазы урок
жгутом.
Отработка
фактур.
Ангобная
роспись урок
вазы с последующей
глазуировкой.
Жанровая
урок
скульптурная
композиция.

102

34

68

Второй год обучения
1. Тема: Скульптура малых форм «Кошка». Зарисовка кошек, поиск
интересных движений, ракурсов. Стилизация кошки с соблюдением
цельности форм. Лепка из целого куска. ( Материалы: карандаш, бумага,
глина, ткань, стеки.)
Самостоятельная работа: Зарисовка животных поиск интересных движений,
ракурсов. Стилизация животных с соблюдением цельности форм.
2. Тема: Скульптура малых форм «Птицы». Зарисовка и стилизация форм
птицы «от куска». ( Материалы: карандаш, бумага, глина, ткань, стеки.
Самостоятельная работа: Зарисовки птиц. Составление композиций из
зарисовок птиц в объемной и настенной работе.
3. Тема: Стилизация фигуры человека. Персонажи
хантыйских
сказок. Чтение сказок, зарисовка персонажей по описанию и представлению
с применением знаний полученных на уроках народного искусства.
Стилизация и лепка сказочных персонажей. ( Материалы: карандаш,
бумага, глина, ткань)
Самостоятельная работа: Зарисовка людей вокруг (дома, в школе, на улице).
4. Тема: Формовка жгутом. Отработка фактур. Зарисовка и стилизация
формы вазы (Материалы: карандаш, бумага, глина, ткань)
Самостоятельная работа: Зарисовка предметов окружения и переработка для
стилизации формы.
5.
Тема:
Ангобная роспись
глазуровкой. ( Материалы: ангобы, кисти.)

вазы

с

последующей

Самостоятельная работа: Подбор цветовых решений для одной и той же
вазы.
6. Тема: Жанровая скульптурная композиция. ( Материалы: карандаш,
бумага, глина, ткань)
Самостоятельная работа: Создание от 5-ти разных эскизов и проработка для
сюжетной композиции.
Учебно-тематический план третьего года обучения (6-й класс)

№

Наименование
раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

Контурный рельеф.

урок

28

8

20

2

Декоративный
натюрморт
Барельеф по мотивам
хантыйских сказок.
Контрольный урок

урок

28

8

20

урок

55

15

39

урок

1

1

1

112

32

80

42

12

30

28

8

20

49

14

35

119

34

165

3

II полугодие
4
5

6

Рельефная композиция урок
на свободную тему.
Разработка
и урок
изготовление
сувенирной продукции
урок
Жанровая
скульптурная
композиция

Третий год обучения
1. Тема: Контурный рельеф. Тема по выбору обучающихся. Работа
предполагает простой сюжет, с одним - двумя несложными предметами.
Контур - объемный выполняется из жгута. ( Материалы: глина, ткань,
стеки.)
Самостоятельная работа: Разработка эскизов для будущего рельефа.
2. Тема: Декоративный натюрморт. ( Материалы: глина, ткань, стеки,
скалка.)
Самостоятельная работа: Зарисовка и стилизация с фактурами предметов
быта.
3. Тема: Барельеф по мотивам хантыйских сказок. Выполнение рельефной
композиции по мотивам хантыйских сказок. ( Материалы: глина, ткань,
стеки, скалка.)
Самостоятельная работа: Изучение хантыйских сказок. Зарисовки главных
моментов, разработка сюжетов.

4. Тема: Рельефная композиция на свободную тему. ( Материалы: глина,
ткань, стеки, ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Сбор информации и эскизов на свободную тему.
5. Тема: Разработка и изготовление сувенирной продукции. Сувениры
выполняются по эскизам и образцам учителя или по лучшим работам
обучающихся. ( Материалы: глина, стеки, ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Зарисовка города, природы и эскизы для будущей
сувенирной продукции.
6. Тема: Жанровая скульптурная композиция. Композиция выполняется по
эскизам и образцам учителя или по лучшим работам обучающихся. (
Материалы: глина, стеки, ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Сбор информации и эскизов для жанровой
скульптурной композиции.
Учебно-тематический план четвертого года обучения (7-й класс)
№ Наименование раздела, Вид
Общий объем времени в часах
темы
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2

Многофигурная
урок
скульптурная
композиция.
Сюжет
по
выбору урок
обучающегося.
Контрольный урок
урок

64

24

40

63

23

39

1

1

1

128

48

80

80

30

50

56

21

35

136

51

85

II полугодие
3

4

Разработка
и урок
макетирование
экзаменационной
творческой работы
урок
Экзаменационная
творческая работа. Тема
по
выбору
обучающихся.

Четвертый год обучения

1. Тема: Многофигурная скульптурная композиция. Работа состоит из
нескольких (5-6 и более) объемных фигур, связанных общей ситуацией,
местом
и
действием.
Тема
по
выбору
обучающихся.
( Материалы: глина, стеки, ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Побор фигур для композиции. Зарисовка и
стилизация для будущей многофигурной композиции.
2. Тема: Сюжет по выбору обучающегося. ( Материалы: глина, ткань,
стеки, ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Сбор информации и эскизов на свободную тему.
3. Тема: Разработка и макетирование экзаменационной творческой
работы ( по выбору обучающихся). ( Материалы: глина, пластилин, стеки,
ангобы, кисти.).
Самостоятельная работа: Сбор информации и эскизов для будущей
экзаменационной творческой работы.
4.
Тема: Экзаменационная творческая
работа.
материале. ( Материалы: глина, стеки, ангобы, кисти.)

Исполнение

в

Самостоятельная работа: Выполнение итогового эскиза для экзаменационной
творческой работы.

Учебно-тематический план пятого года обучения (8-й класс)
№ Наименование раздела, Вид
Общий объем времени в часах
темы
учебного
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
занятия
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
1

2

Станковая пластика из урок
шамота.
Проектирование.
Макетирование.
Выполнение
в урок
материале
с
последующим
декорированием.
Контрольный урок
урок

72

24

48

71

23

47

1

1

1

128

48

80

II полугодие
3

4

Выполнение
урок
декоративной
вазы
сложной конфигурации.
Ангобная роспись вазы урок
с
последующим
глазуированием.

90

30

60

63

21

42

153

51

102

Пятый год обучения
1. Тема: Станковая пластика из шамота. Проектирование. Макетирование.
Сюжет по выбору обучающегося. ( Материалы: глина, ткань, стеки,
ангобы, кисти.)
Самостоятельная работа: Сбор информации и эскизов сюжета.
2. Тема: Выполнение в материале с последующим декорированием.
Самостоятельная работа: Разработка цветовых решений для композиции.
3. Тема: Выполнение декоративной вазы сложной конфигурации. Тема
техника и стиль выбираются самостоятельно.
Самостоятельная работа: Разработка и зарисовка сложной формы вазы,
подбор декоративных элементов.
4. Тема: Ангобная роспись вазы с последующим глазуированием.
Самостоятельная работа: Разработка цветовых решений и декоративного
орнамента для вазы.

III. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Работа в материале. Керамика» построено с
учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и
практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися
художественного материала и техник выполнения творческих работ в
области декоративно-прикладного искусства этим материалом. Освоение
программы предмета "Работа в материале" обучающиеся получают знания о

многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умение работы в
различных техниках прикладного искусства. Практическая часть основана на
применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и
творческом опыте.
Содержание программы включает следующий раздел:
- работа с глиной;
- декоративная живопись (ангоб, глазурь);
- работа с бумагой (аппликация, коллаж);
- работа графическими материалами (тушь, уголь, пастель, соус, сангина).
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы
с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а
также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Работа в материале. Керамика»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
- выполнять работу различными техническими приемами;
- применять навыки коллективной работы над общим заданием;
- стилизовать объемную форму через пласт с использованием фактурных
декоративных элементов;
- самостоятельно формовать из целого куска:
- использовать способ ведения решать художественную форму
изображаемого;
- выполнять работу разными способами (лепка фигуры из простейших
составляющих, работать «от общего к частному»;
- выполнять объемные скульптуры малых форм из целого куска глины,
- выполнять различные виды рельефов (барельеф, горельеф, контррельеф),
- пользоваться керамическими красителями, ангобами, глазурями;
- работать на гончарном круге;
- использовать диапазон приобретенных знаний и практических навыков в
выполнении творческих работ;
- чувствовать взаимодействие объемов, масс, фактур и цвета в целостном
стилистическом единстве фактур и цвета в целостном стилистическом
единстве композиции;
- оформлять работы.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих
знаний и умений:

1год обучения
Знать:
-историю развития искусства керамики,
-основное оборудование и материалы, используемые в работе: глина и ее
пластические свойства, стеки,
-оснащение рабочего места и одежда,
-способы изготовлений изделий из пласта,
-использование разнообразных фактур.
Уметь:
- выполнять работу различными техническими приемами,
-применять навыки коллективной работы над общим заданием,
-стилизовать форму.
2 год обучения
Знать:
-свойства различных керамических материалов и приемы работы с ними,
-центры народных художественных ремесел России,
-последовательность и особенности работы с керамическими материалами,
-ведущие музеи России.
Уметь:
- самостоятельно формовать из целого куска,
-использовать
способ
ведения
решать
художественную
форму
изображаемого,
-выполнять работу разными способами ( лепка фигуры из простейших
составляющих, работать «от общего к частному»).
3 год обучени.
Знать:
-основы стилизации птиц, животных, людей, растений, с учетом
пластических возможностей керамической массы (глина, шамот),
-приемы формовки сосуда посредством жгута по заданному шаблону,
-способы передачи характера типажей заданного сюжета
-способы работы с натурой с использованием масштабных сокращений.
Уметь:
- выполнять объемные скульптуры малых форм из целого куска глины,
-выполнять различные виды рельефов ( барельеф, горельеф, контррельеф),
-пользоваться керамическими красителями, ангобами, глазурями,
-работать на гончарном круге.
4 год обучения
Знать:
- режимы сушки различных керамических масс,
-температурные режимы обжига в муфельной печи,
-различные технологические и ремесленные приемы декорирования
керамических изделий.
Уметь:
- использовать диапазон приобретенных знаний и практических навыков в
выполнении творческих работ,

-чувствовать взаимодействие объемов, масс, фактур и цвета в целостном
стилистическом единстве композиции,
-оформлять работы.
5 год обучения
-методы и порядок ведения работы в материале, способы
декорирования.
Уметь:
- чувствовать сюжетную и пластическую взаимосвязь отдельных фигур в
многофигурной композиции.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без
осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно
через
контроль
осуществляется
проверочная,
воспитательная
и
корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Работа в материале.
Керамика» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая
аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы
или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по
четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим
преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Формы промежуточной аттестации:
•
Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);
•
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное
время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов)
в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены
проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами
аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать творческий
подход
в
выборе
решения,
умение
работать
с
подготовительным материалом, эскизами, литературой. Итоговая работа
может быть выполнена в любой технике керамики.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 8 классе
проводится в форме просмотра итоговых работ. Итоговая аттестация
проводится в форме просмотра – выставки.
Теоретическая часть
Критерии оценок:
«5» - Обучающийся подробно рассказал содержание вопроса.
«4» - Обучающийся подробно рассказал содержание вопроса, но
имелись небольшие неточности в ответе.
V.

«3» - Обучающийся не подробно рассказал содержание вопроса,
имелись значительные недочеты в ответе.
«2» - Обучающийся рассказал меньше половины содержания вопроса.
Практическая часть
Форма проведения: просмотр.
Критерии оценок:
«5» - Изделие выполнено аккуратно, с соблюдением технологических
приемов, соблюдена последовательность ведения работы, высокая степень
самостоятельности при работе над изделием.
«4» - Изделие выполнено достаточно аккуратно, незначительны
отклонения в соблюдении технологических приемов, соблюдена
последовательность ведения работы. Самостоятельность достаточно высокая.
«3» - Изделие выполнено не достаточно аккуратно, отклонения в
соблюдении технологических приемов, не соблюдена последовательность
ведения работы, низкий уровень самостоятельности.
«2» - Работа не закончена или не выполнена вообще, очевидны ошибки
на всех этапах ведения работы, отсутствие самостоятельности в работе.
VI. Методическое
обеспечение
учебного
процесса.
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету
«Работа в материале. Керамика» являются ориентировочными и могут
изменяться. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.)
четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа
реализует следующую схему этапов выполнения работы в материале:
1. Знакомство с историей керамики.
2. Освоение различных приемов формовки керамических изделий.
3.Освоение приемов декорирования керамических изделий.
4.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале.
Керамика» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты, традиционные изделия народных промыслов.
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- интернет – ресурсы, презентационные материалы по тематике.

VII. Список литературы
1. «Глина и керамика» Г. Федотов М., изд-во Эксмо-пресс, 2002
2. «Знакомьтесь: глина» Е.В. Данкевич, О.В. Жакова , С-П., «Кристалл»,
1998
3. «Послушная глина» Г. Федотов, «Аст-пресс», 1997
4. «Знакомьтесь: глина», Г. Федотов М., «Аст-пресс», 1997
5. «Керамика» ч.1, . В.А. Малолетков М., «Юный художник», 2000
6. «Керамика» ч.2, . В.А. Малолетков М., «Юный художник», 2001
7. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», . В.С.
Горичева,
М.И. Нагибина Ярославль «Академия развития», «Академия
К», 1998
8. «Волшебная глина», С. Липунова Смоленск, «Русич», 2001
9. «Лик живой природы», В.А. Тиханова М., «Советский художник», 1990
10. «Художественная керамика Гжели и Скопина», Н.С. Григорьева Л.,
«Искусство», 1998
11. Русский художественный фаянс 18-20в., изд-во Внешторгиздат
12. «Между Востоком и Западом», . В.А. Малолетков, М.2003г.
13. Отечественное декоративное искусство XX века. Л.Г.Крамаренко
14. «Дымка» В.Крупин, изд. «Малыш»,1998г.
15. «Город мастеров», Ю.Дорофеев, М. «Мозаика-Синтез»
16. «Народное искусство России», «Авиареклама» 1986г.
17. «Прекрасное - своими руками» народные художественные ремёсла.
С.Газарян, М. «Детская литература», 1987г.
18. Основы художественной лепки. М. Спектр. Арфа СВ.
19. Лепнина и изразцы. А.Марков. «Феникс», Ростов на Дону, 2000г.
20. Art Deco and modernist ceramic. К. Мак Крейди
21. Лепим, фантазируем, играем. И.А. Лыкова.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты,
фондработ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: образцы расписной продукции различных видов
росписи, фонд работ учащихся;
- электронные образовательные ресурсы: интерактивные мастер-классы,
сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд- фильмы,
видеофильмы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».