Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО 01. УП.02. «ЖИВОПИСЬ» 2024 г. Разработчик: И.К. Алешина, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Структура программы учебного предмета «Живопись» I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Срок реализации учебного предмета Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Форма проведения учебных аудиторных занятий Цели и задачи учебного предмета Обоснование структуры программы учебного предмета Методы обучения Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план Содержание разделов и тем. Годовые требования III. Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся; IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям; Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; Средства обучения; VI. Список рекомендуемой литературы Методическая литература Учебная литература I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер». Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Живопись» при 8 (9)-летнем сроке обучения реализуется 5-6 лет – с 4 по 8 (9) класс. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с 8(9)-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 4-9 классах – три часа, самостоятельная работа в 4-5 классах – два часа, в 6-9 классах – три часа. Цель и задачи учебного предмета Цель учебного предмета: Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы основные в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета: – приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе: знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знаний разнообразных техник живописи; знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; навыков в использовании основных техник и материалов; навыков последовательного ведения живописной работы; – формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами, дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. III. Содержание учебного предмета При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 891 часа (в том числе, 495 аудиторных часов, 396 часов самостоятельной работы). При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 1087 часа (в том числе, 594 аудиторных часов, 495 часов самостоятельной работы). Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет). Сведение о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации Учебный предмет «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет) Вид учебной работы, аттестации, учебной Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего часов нагрузки Классы/полугодия 4 9 48 10 51 11 48 7 12 51 8 13 48 14 51 15 48 16 51 495 32 34 32 34 32 34 48 51 48 зачет экзамен зачет экзамен зачет экзамен зачет 396 экзамен Максимальная учебная нагрузка (в часах) 8 51 6 зачет Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельна я работа (домашнее практическое задание, в часах) Вид промежуточной аттестации 7 48 5 80 85 80 85 80 85 96 102 96 51 102 891 Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Классы/полугодия 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 48 51 48 51 48 51 48 51 17 48 18 51 594 32 34 32 34 48 51 48 51 48 51 495 экзамен зачет экзамен зачет экзамен зачет зачет зачет экзамен экзамен зачет Вид учебной работы, аттестации, 4 учебной нагрузки 7 8 Аудиторные 48 51 занятия (в часах) Самостоятельна я работа 32 34 (домашнее практическое задание, в часах) Вид промежуточной аттестации зачет Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 6 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 9 лет) Всего часов 9 Максимальная учебная нагрузка (в часах) 80 85 80 85 80 85 96 102 96 102 96 102 Годовые требования В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности. В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в 1086 натюрморте, форму, объем и фактуру предметов. К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования: - самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта; - самостоятельно строить цветовую гармонию; - выражать индивидуальное отношение к изображаемому; - уметь технически реализовать замысел. Учебно-тематический план Учебно-тематический план первого года обучения № Наименование раздела, темы Вид учебно го заняти я Первое полугодие Общий объем времени в часах Макси Самост Аудит ма оя о льная тельна рные учебна я занят я работа ия нагрузк а Раздел 1. Основы цветоведения. Знакомство с акварельной техникой. 1.1 Вводная беседа о живописи. 1.2 Основные приемы работы акварелью. 1.3 Холодные и теплые цвета и оттенки. урок урок урок 5 35 35 2 10 10 3 15 15 1.4 Работа с пятном сложной формы. урок 35 10 15 80 32 48 урок урок 10 10 4 4 6 6 урок урок 15 20 6 8 9 12 урок урок 10 10 85 4 4 34 6 15 51 Второе полугодие Раздел 2. Общий (локальный) цвет предмета. Силуэт. 2.1 Изменение локального цвета в среде. 2.2 Общий тон предмета. Раздел 3. Живопись предметов объемной формы. Изменение локального цвета 3.1 3.2 Понятие цветного рефлекса Распределение светотени на поверхности 3.3 3.4 Дополнительные и контрастные цвета Учебно-тематический план второго года обучения № Наименование раздела, темы 1.4 Первое полугодие Раздел 1. Акварельная техника. Цветовые и тоновые гармонии. Гармония по общему цветовому тону Контрастная гармония Гармония по общему цветовому тону и насыщенности Световой контраст. Гармония по насыщенности и светлоте 1.5 Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. 1.1 1.2 1.3 Вид учебно го заняти я Общий объем времени в часах Макси Самост Аудит ма оя о льная тельная рные учебна работа занят я ия нагрузк а урок урок 15 10 6 4 9 6 урок 10 4 6 урок 25 10 15 урок 20 8 12 80 32 48 урок урок 5 20 2 8 3 12 урок урок урок 15 15 15 6 6 6 9 9 9 урок 15 85 6 34 9 51 Второе полугодие Раздел 2. Воздушная перспектива. Пространство натюрморта. 2.1 Изменение цвета в пространстве 2.2 Изменение общего тона и цвета предметов 3.1 3.2 3.3 3.4 Раздел 3. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте. Натюрморт при ярком, теплом освещении Натюрморт при рассеянном освещении Натюрморт с чучелом птицы на нейтральном фоне Итоговый натюрморт Учебно-тематический план третьего года обучения № Наименование раздела, темы Первое полугодие Раздел 1. Контрастная гармония (на насыщенных цветах) 1.1 Тематический натюрморт «осенний» Раздел 2. Моделировка формы предмета цветом. Передача материальности. Вид учебн ого занят ия урок Общий объем времени в часах Макси Самост Аудит ма оя о льная тельная рные учебна работа занят я ия нагрузка 20 8 12 2.1 Стеклянные предметы 2.2 Металлические предметы Раздел 3. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. 3.1 Натюрморт из различных по материальности предметов быта. 3.2 Складки в живописи 4.1 5.1 5.2 5.3 Второе полугодие Раздел 4. Фигура человека Этюды фигуры человека Раздел 5. Многослойная живопись в натюрморте. Натюрморт с чучелом птицы Натюрморт из предметов быта контрастных по тону и разных по материальности Итоговый натюрморт урок урок 10 10 4 4 6 6 урок 20 8 12 урок 20 80 8 32 12 48 урок 20 8 12 урок урок 20 25 8 10 12 15 урок 20 85 8 34 12 51 Учебно-тематический план четвертого года обучения № Наименование раздела, темы Первое полугодие Раздел 1. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). 1.1 Этюды осенних натюрмортов Раздел 2. Передача пространства в натюрморте. 2.1 Натюрморт с гипсовым орнаментом 2.2 Тематический натюрморт в пространственной среде Вид учебн ого занят ия Общий объем времени в часах Макси Самос Ауди ма тоя то льная тельна рные учебн я занят ая ия нагруз работа ка урок 30 15 15 урок 30 36 15 18 15 18 96 48 48 урок 18 9 9 Второе полугодие 2.3 Этюд человека Раздел 3. Декоративный натюрморт. 3.1 Гармония по общему цветовому тону урок 24 12 12 3.2 Контрастная гармония на насыщенных цветах урок 30 15 15 урок 30 15 15 102 51 51 Раздел 4. Гармония по светлоте. 4.1 Итоговый натюрморт Учебно-тематический план пятого года обучения Общий объем времени в часах № 1.1 1.2 2.1 Наименование раздела, темы Первое полугодие Раздел 1. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Натюрморт «Дары осени» Постановка с гипсовой головой Раздел 2.Гармония по общему цветовому тону и контрастности. Натюрморт с освещением в контражур Вид учеб ного заня тия Макси Самос ма тоя льная тельн учебна ая я нагрузк работа а Аудит о рные заняти я урок урок 36 36 18 18 18 18 урок 21 96 12 48 12 48 Второе полугодие Раздел 3. Передача пространства и материальности. 3.1 Тематический натюрморт в интерьере урок 36 18 18 3.2 Натюрморт из разно фактурных предметов урок 36 18 18 урок 30 15 15 102 51 51 Раздел 4. Нюансная гармония. 4.1 Итоговый натюрморт Учебно-тематический план шестой год обучения № 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. Наименование раздела, темы Первое полугодие Раздел 1. Различные цветовые гармонии. Многоцветная гармония Гармония по насыщенности и светлоте Гармония по насыщенности Гармония по общему цветовому тону и светлоте Раздел 2. Гармония по общему цветовому тону и контрастности Фигура человека в национальном костюме Вид учебн ого занят ия Общий объем времени в часах Макси Самос Аудит ма тоя о льная тельн рные учебна ая занят я ия нагрузк работ а а урок урок урок урок 12 24 12 30 6 12 6 15 6 12 6 15 урок 18 96 9 48 9 48 Второе полугодие 2.2. Интерьер урок 30 15 15 3.1. Раздел 3. Нюансная гармония. Натюрморт со складками и гипсовым орнаментом в интерьере Раздел 4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. урок 36 18 18 4.1. Итоговый натюрморт урок 36 18 18 102 51 Первый год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Основы цветоведения. Знакомство с акварельной техникой. 1.1. Тема Вводная беседа о живописи. Задание: Беседа о живописи. 3 часа (1 занятие). Задачи: Познакомить учащихся с понятием «живопись». Знакомство с материалами и инструментами, их свойствами и правильным использованием. Обучение правильной организации рабочего места, его подготовке к работе. Знакомство с названиями красок. Знакомство с главным свойством акварели – текучестью. Показать основные приемы работы с акварелью. Практическое задание: - упражнения на палитре - перенос с палитры получившихся цветов на работу с созданием образа по выборуМатериалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: изучение репродукций работ Соколова, Гау, Врубеля и др.. 1.2. Тема. Основные приемы работы акварелью. Задание 1. «Витражные стеклышки». 3 часа (1 занятие). Задачи: Познакомить с приемами работы в акварели в технике заливки. Выработать навык владения кистью. Познакомить с главной особенностью в акварельной живописи – прозрачностью при наложении цвета (применение лессировки без обозначения этого термина). Обратить внимание как меняется цвет при наложении друг на друга. Практическое задание: - выполнить упражнение по заливке геометрических фигур - использовать метод последовательного наложения заливки (лессировки)Материалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. «Дождик», «Осень». 3 часа (1 занятие). Задачи: Познакомить с приемами работы в акварели в технике мазка. Выработать навык владения кистью. Познакомить с разного вида мазками в зависимости от направления, скорости нанесения, размеров кисти. 51 Вводится понятие «композиция» как организованный набор элементов, где любое пятно, мазок, линия, сам лист бумаги являются композиционными элементами. Практическое задание: - упражнение в технике мазка в холодной и теплой гамме - применить гаммы (теплую - для осени, холодную – для дождя и др.) для созданиякомпозиций с дополнительной прорисовкой Материалы: формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 3. «Этюды растений с натуры». 3 часа (1 занятие). Задачи: Дальнейшее обучение приемам владения кистью в технике мазка. Выработатьнавык работы круглыми кистями крупного и среднего размера (стараться совершать минимум движений кистью, касаться бумаги в данном месте только один раз).Научить работать в технике монохрома. Практическое задание: - выполнить серию упражнений по копированию хохломской травки - выполнить копирование гербария, применить метод заливки для рисованиякрупных листьев Материалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 4. «Воздушные шары». 3 часа (1 занятие). Задачи: Научить выполнять тоновую растяжку. Научить навыку добавления воды для изменения светлоты, при этом следить, чтобы капля не была очень большой, не стекала. Дать понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Практическое задание: - Выполнить тоновую растяжку в овальных контурах, применяя метод наложения(«шары» должны частично перекрывать друг друга) Материалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 5. «Разноцветные дома». 3 часа (1 занятие). Задачи: Научить выполнять тоновую и цветовую растяжку методом вливания цвета в цвет. Научить составлять сложные цвета в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом из теплых оттенков в холодные и наоборот. Закрепить понятия «цветовойтон», «светлота», «насыщенность». Практическое задание: - выполнить тоновую и цветовую растяжку в контурах прямоугольной формы - дорисовать методом мазков «окна», «крыши» и т. д. Материалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: повторение и закрепление навыков работы в акварели,выполнение композиций по представлению. 1.3. Тема. Холодные и теплые цвета и оттенки. Задание 1. Составление цветового круга. Основные и составные Задачи: Познакомить учащихся с тремя основными и составными цветами, способом их получения. Дать понятие цветового и дополнительного контраста. Провести опыты по последовательному контрасту. Научить смешивать контрастные цвета, добиваясь максимально нейтральных оттенков в смесях. Практическое задание: - выполнить цветовой круг на 6 и 12 цветов выполнить три цветовые растяжки: от синего к желтому (зеленый), от синего ккрасному (фиолетовый), от красного к желтому (оранжевый) - выполнить таблицу смешения контрастных цветов аккуратными насыщеннымизаливками Материалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. «Подводное царство», «Джунгли». 6 часов (2 занятия). Задачи: Выполнить упражнения на отработку приемов работы акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение второго слоя в технике мазка и заливки). Знакомство с понятием «теплохолодности» в цвете, как психологической характеристикой. Познакомить с разнообразием теплых и холодных оттенков их взаимосвязи и относительности. Объяснить принцип цветового контраста. Практическое задание: - выполнить две работы в теплой и холодной гаммах - применить метод лессировки, используя противоположную группу цветовМатериалы: альбом, 2 формата листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 3. «Фантастический пейзаж». 3 часа (1 занятие). Задачи: Закрепить навыки работы в акварели, применить их самостоятельной работе.Практическое задание: - выполнить произвольную композицию на закрепление приемов работы акварельюМатериалы: альбом, формат листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: рисование орнаментов в холодной и теплой гамме. цвета.Цв 1.4. Тема. Работа с пятном сложной формы. Задание 1. «Осенние листья». 6 часов (2 занятия). Задачи: Научить анализировать и правильно передавать сложную форму листьев. Закрепить задачи задания №11 по рисунку. Закрепить навык работы с палитрой: поиск, подбор цвета, перевод его на работу. Следить за поворотами и наклонами кисти при заливке сложной контурной формы. Закрепить навык техники заливки и вливания цвета в цвет. Научить последовательному ведению работы. Работа с плоским предметом. Практическое задание: - грамотно закомпоновать изображение нескольких листьев - выполнить цветовое решение, используя методы акварельной техники Материалы: формат листа А3, карандаш, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. «Рисунок ткани». 6 часов (2 занятия). Задачи: Точно скопировать фрагмент узора ткани карандашом, залить его правильно подобранным цветом в последовательности от светлого к темному. Использовать возможности акварели с отработкой основных приемов. Объяснить термины: тональные и цветовые отношения, живопись «от куска», «алла прима». Сосредоточить внимание, что важно не раскрашивать рисунок, а брать и работать цветовыми отношениями, сравнивая пятна по светлоте, насыщенности итеплохолодности. Практическое задание: - грамотно закомпоновать фрагмент узора ткани, - выполнить цветовое решение как можно ближе к натуре Материалы: формат листа А3, карандаш, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 3. «Монохром». 3 часа (1 занятие). Задачи: Научить видеть тоновую разницу предметов, не зависимо от цвета. Научить анализировать цвет предмета (цветовой тон, светлота, насыщенность). Сосредоточить внимание учащихся на разнице между понятиями «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Составить тоновую таблицу методом лессировки. Как можно точнее передать тональную разницу кувшинов. Практическое задание: - грамотно закомпоновать изображение предметов с натуры в листе - выполнить методом заливки и лессировки рисунок кувшинов на темном фоне,уточняя тон предметов постепенно Материалы: альбом, формат листа А3, карандаш, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: копирование декоративных народных орнаментов, рисунки насекомых, животных, зарисовки листьев и других плоских природных форм. Второе полугодие. Раздел 2. Общий (локальный) цвет предмета. Силуэт. 2.1. Тема. Изменение локального цвета в среде. Задание: Копирование локального цвета драпировок. 6 часов (2 занятия). Задачи: Дать понятие «локальный цвет». Объяснить, что цвет, по принятому определению, это ощущение, которое зависит и меняется от обстоятельств (среда, пространство, освещение). Научить находить похожий оттенок цвета для отдельно взятого пятна натуры, как базовое умение живописца. Научить алгоритму подбора локального цвета, используя разные способы. Научить видеть (чувствовать) в локальном цвете оттенки, соответствующие обстоятельствам. Практическое задание: изобразить несколько драпировок методом заливки, вливания и лессировки, какможно точнее подбирая цвет - изобразить несколько драпировок в двух-трех плоскостях методом заливки,вливания и лессировки, передать изменение цвета в зависимости от освещения Материалы: альбом, два формата листа А3, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: копирование однотонных по цвету тканей. 2.2. Тема. Общий тон предмета. Задание: Натюрморты на основные цветовые гаммы. 6 часов (2 занятия). Задачи: Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета. Научить находить разнообразие оттенков одного цветового ряда. Познакомить с понятием нюанса. Выработать навык подбора локального цвета предмета и его окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Научить работать в сближенных цветовых отношениях. Познакомить с понятием четырех основных противоположных цвета. Практическое задание: - написать натюрморт из 2-х предметов в синей и желтой гамме - написать натюрморт из 2-х предметов в красной и зеленой гаммеМатериалы: 4 формата листа А4, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Примечание: для рисования лучше использовать предметы, у которых восприятие формы не отвлекается объемом, использовать освещение ровное без выявления объема. Самостоятельная работа: рисование простых предметов по представлению в разных цветовых гаммах, совершенствуя навык поиска сближенных оттенков цвета. Раздел 3. Живопись предметов объемной формы. 3.1. Тема. Изменение локального цвета. Задание 1. Темно-красное яблоко на белом фоне. 3 часа (1 занятие). Задачи: Дать понятие элементов светотени в живописи. Научить анализировать темный локальный цвет предмета объемной шарообразной формы. Передать объемную форму мазками, предварительно разбив плоскость яблока на «меридианы» и «параллели». Передать объемную форму плоскостями-заливками. Обратить внимание, что объем освещенного предмета передается лучше, чем с рассеянным светом (без источника освещения). Практическое задание: - показать объемную форму яблока раздельным мазком-плоскостью - показать объемную форму цветовыми вливаниями Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Светло-желтое яблоко на белом фоне. 3 часа (1 занятие). Задачи: Закрепить предыдущую тему. Научить анализировать светлый локальный цвет предмета объемной шарообразной формы. Выполнить задание аналогичное предыдущему, вспоминая оттенки желтой гаммы. Практическое задание: - показать объемную форму яблока раздельным мазком-плоскостью - показать объемную форму цветовыми вливаниями Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 3. Этюд яблока с кружкой на белом фоне. 3 часа (1 занятие). Задачи: Закрепить предыдущую тему. Научить анализировать локальный цвет предмета объемной формы в т.ч. цилиндрической. Выполнить задание аналогичное предыдущим, обращая особое внимание на подбор оттенков по тону и теплохолодности в зависимости от освещения. Выполнить натюрморт в мозаичной манере. Практическое задание: - показать объемную форму предметов раздельным мазкомплоскостью Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: живопись яблок, разных по цвету, на нейтральном фоне,совершенствуя навык поиска сближенных оттенков цвета. 3.2. Тема. Понятие цветного рефлекса. Задание 1. Этюд яблока на цветном фоне. 3 часа (1 занятие). Задачи: Дать понятие рефлекса, как составляющей светотени, помогающей предметам объемной формы вписываться в пространство. Обратить внимание на касания и на рефлекс от яблока в падающей тени. Объяснить, что в цветном рефлексе цвет объекта смешивается с цветом отражающего фона. Показать разные способы передачи рефлекса в зависимости от этапа работы. Практическое задание: - выполнить этюд светлого яблока на сиреневом фоне - выполнить этюд светлого яблока на изумрудном фоне Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Этюд фруктов различной формы (груши, сливы, бананы) нацветном фоне. 6 часов (2 занятия). Задачи: Научить анализировать распределение светотени в зависимости от формыпр заливкой-плоскостью, передать пространство контрастами первого плана. Закрепить знания по теме цветовые рефлексы. Показать способ ведения работы от куска, анализируя и сравнивая цветовые и тоновые отношения, заостряя внимание на проблеме касаний предметов, вспоминая опыты с последовательным контрастом. Практическое задание: - выполнить этюд 3-4-х фруктов на спокойном и ясном по цвету фоне Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 3. Этюд белого цилиндра и яблока на цветном фоне. 3 часа (1 занятие). Задачи: Закрепить знания по теме цветовые рефлексы. Убедить учащихся, что белого цвета в живописи не бывает. Закрепить способ ведения работы отношениями цветовых и тоновых пятен. Передать характер цветового тона, локального цвета фруктов и драпировок в зависимости от освещения, передать объем предметов и пространства. Практическое задание: - выполнить этюд гипсового цилиндра и яблока на спокойном по цвету фонеМатериалы: формат листа А4, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: живопись фруктов, разных по цвету и форме, нанейтральном и цветном фоне, совершенствуя навык поиска оттенков цвета. 3.3. Тема. Распределение светотени на поверхности. Задание: Два этюда с предметом цилиндрической формы и фруктом нацветном фоне. 6 часов (2 занятия). Задачи: Распределение светотени на поверхности комбинированной формы в разной цветовой гамме. Закрепить знания по теме цветовые рефлексы. Закрепить способ ведения работы отношениями цветовых и тоновых пятен. Передать характер цветового тона, локального цвета предметов и драпировок в зависимости от освещения, передать объем предметов и пространства контрастами первого плана. Выполняя второй этюд на драпировках другой гаммы, увидеть, проанализировать и передать изменение цвета предметов. Убедится на этом задании, что цвет предметов не может быть постоянным. Практическое задание: - выполнить этюд натюрморта в одной цветовой гамме - выполнить этюд натюрморта в другой цветовой гамме Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: этюды мини натюрмортов. 3.4.Тема: Тема. Дополнительные и контрастные цвета. Задание 1. Натюрморт из кувшина цилиндрической формы с одним фруктомна драпировках, контрастных по цвету. 6 часов (2 занятия). Задачи: Дополнительные и контрастные цвета в натюрморте. Закрепить знания по теме цветовые рефлексы. Дать понятие «контраст»-«нюанс». Закрепить способ ведения работы отношениями цветовых и тоновых пятен. Передать характер цветового тона, локального цвета предметов и драпировок в зависимости от освещения, передать объем предметов и пространства контрастами первого плана. Практическое задание: - выполнить этюд натюрморта в одной цветовой гамме - выполнить этюд натюрморта в другой цветовой гамме Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Итоговый натюрморт (аналогичный предыдущему заданию). 9 часов (3 занятия). Задачи: Закрепить знания, полученные на первом году обучения. Определить степеньусвоения пройденного материала учащимися. Практическое задание: - написать натюрморт, применяя знания, умения и навыки, полученные в первомклассе Материалы: формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: живопись мини натюрмортов по представлению, попамяти и с натуры. Второй год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Акварельная техника. Цветовые и тоновые гармонии. 1.1.Тема. Гармония по общему цветовому тону. Задание 1. «Осенние листья». 3 часа (1 занятие). Задачи: Повторение приобретенных навыков и знаний за первый год обучения. Продолжение совершенствования техники акварели. Вспомнить навык работы с палитрой. Передать цветовые отношения. Следить за свойством текучести акварели.Практическое задание: - выполнить этюды осенних листьев с натуры Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Задание 2. «Этюд яблок на нейтральном фоне». 3 часа (1 занятие). Задачи: Закомпоновать. Повторить знания по теме распределения светотени на шарообразных предметах. Передать цветовые отношения. Вылепить шарообразную форму цветом с учетом светотеневых отношений. Повторить понятие: живопись «откуска». Практическое задание: - выполнить этюд 3-4 яблок (фруктов) Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Задание 3. «Ветка рябины». 3 часа (1 занятие). Задачи: Основной упор делается на возможности работы кистью, виртуозное владение кистью демонстрирует восточная каллиграфия. С помощью двух цветов передать пространственное расположение ветвей, цветовую гармонию. Практическое задание: - выполнить цветовую зарисовку ветку рябины Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: рисунки осенних листьев, веточек, цветов. 1.2. Тема. Контрастная гармония. Задание: «Этюд грибов и листьев». 6 часов (2 занятия). Задачи: Вспомнить тему цветового контраста. Передать объем предметов с учетом различных цветовых и тональных отношений. Передать пространство контрастами первого плана через ненасыщенный цвет. Практическое задание: - выполнить натюрморт с грибами и листьями Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: рисунки осенних листьев, грибов, по памяти. 1.3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Задание: «Натюрморт из 2-х предметов, насыщенных по цвету (синяя кружка,желтое яблоко)». 6 часов (2 занятия). Задачи: Развить представление о контрасте, пространственной среде, сочетании цвета. Развить представление о влиянии цветовой среды на предмет. Вылепить форму цветом, передать светотеневые отношения, вспомнить последовательность ведения работы «алла прима». Практическое задание: - выполнить натюрморт с цилиндрическим предметом, добиваясь сочетанияцветовых отношений Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: этюд аналогичного натюрморта. 1.4. Тема. Световой контраст. Гармония по насыщенности и светлоте. Задание 1. Монохром. 6 часов (2 занятия). Задачи: Передать светотеневые отношения с выявление объема и формы. Разобрать и передать верные тональные отношения предметов и драпировок между собой. Использовать технику лессировки. Практическое задание: - выполнить натюрморт с 2-3 предметами быта, разными по тону и цвету Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Натюрморт из 2-3-х предметов быта. 9 часов (3 занятия). Задачи: Выполнить предыдущий натюрморт в цвете, используя навык тонального разбора.Передать объем и пространство не только тоном, но и цветом. Практическое задание: - выполнить натюрморт с 2-3 предметами быта, разными по тону и цвету Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: этюд натюрморта в технике гризайль. 1.5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Задание 1. Натюрморт из предметов быта, сближенных по цвету. 9 часов (3 занятия). Задачи: Повторить понятие «нюанс», «контраст». Передать оттенки локального цвета. Развить умения передавать цветовые и тоновые отношения с выявлением объема предметов и пространственных отношений в натюрморте. Практическое задание: - выполнить натюрморт с предметами быта Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Задание 2. Этюд чучела птицы. 3 часа (1 занятие). Задачи: Объяснить характерные особенности изображения птиц и животных. Научить видеть и передавать все цветовые отношения сразу. Сформировать навык работы по-сырому, технические навыки работы акварелью. Практическое задание: - выполнить этюд чучела птицы на нейтральном фоне Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Второе полугодие. Раздел 2. Воздушная перспектива. Пространство натюрморта. 2.1.Тема. Изменение цвета в пространстве. Задание: «Пейзаж». 3 часа (1 занятие). Задачи: Объяснить теорию изменения цвета в пространстве. Научить выполнять на практике постепенный переход цветовых характеристик из одного состояния в другое. Показать степень проработки первого (промежуточных) и дальнего планов. Практическое задание: - выполнить пейзажную зарисовку по представлению - показать удаленность дальнего плана тоном и цветом Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: копирование пейзажей с репродукций. 2.2.Тема. Изменение общего тона и цвета предметов. Задание: «Натюрморт в теплой гамме». 6 часов (2 занятия). Задачи: Научить применять на практике теорию изменения общего тона и цвета предмета по мере удаления его от источника освещения. Научить выявлять разнообразие оттенков теплых цветов и их изменение в зависимости от удаления от источникаосвещения. Практическое задание: - написать два кратковременных этюда натюрморта (2-3 предмета на теплых по цвету драпировках): один - при ярком освещении, другой – при рассеянном Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Задание 2. «Натюрморт в холодной гамме». 6 часов (2 занятия). Задачи: Аналогичное предыдущему задание. Научить выявлять разнообразие холодных цветов и их изменение в зависимости от удаления источника света. Выработать технические навыки работы с акварелью. Практическое задание: - написать два кратковременных этюда натюрморта (2-3 предмета на холодных по цвету драпировках): один - при ярком освещении, другой – при рассеянном Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: кратковременные этюды на изучение присутствия оттенков цвета при естественном освещении (если имеется возможность). Раздел 3. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте. 3.1.Тема. Натюрморт при ярком, теплом освещении. Задание: Натюрморт при ярком, теплом освещении. 9 часов (3 недели). Задачи: Разобрать с учащимися особенности изображения натюрморта в среде. Закрепить на практике свойство изменения цвета в пространстве. Сформировать навык передачи пространства средствами светотеневых и цветовых отношений. Практическое задание: - выполнить натюрморт из 1-2 предметов крупной формы с фруктами/овощами наконтрастных по цвету драпировках около окна (или ярко осветить) Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: зарисовки с натуры овощей, фруктов, предметов простойформы около лампы, возле окна. 3.2. Тема. Натюрморт при рассеянном освещении. Задание: Натюрморт при рассеянном освещении. 9 часов (3 занятия). Задачи: Написать предыдущий натюрморт, закрепляя полученные знания. Проанализировать светотеневые и цветовые изменения предметов при рассеянном освещении. Практическое задание: - выполнить натюрморт аналогичный натюрморт в глубине класса. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: зарисовки с натуры овощей, фруктов, предметов простойформы в глубине комнаты. 3.3. Тема. Натюрморт с чучелом птицы на нейтральном фоне. Задание: Натюрморт с чучелом птицы и одним предметом на сближенных и спокойных по цвету драпировках. 9 часов (3 занятия). Задачи: Вспомнить характерные особенности изображения птиц. Выявить композиционный и живописный центр натюрморта, передать фактуру предметов с помощью многослойной живописи (лессировки). Практическое задание: - выполнить натюрморт с чучелом птицы применяя различные приемы письма акварелью: вливание цвета в цвет, заливки мелкими и крупными плоскостями, работа различными видами мазков для выявления фактуры предметов Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: выполнение этюдов птиц по памяти или копирование из литературы. 3.4. Тема. Итоговый натюрморт. Задание 1. Натюрморт из 3-4 предметов на фоне 3-4 драпировок. 9 часов (3 занятия). Задачи: Выявить у учащихся уровень усвоения пройденного материала: компоновка в листе, общий тон натюрморта, характерные особенности передачи светотени в живописи, передача тепло-холодных отношений. Практическое задание: - написать натюрморт из 3-4 предметов быта с фруктами на различных по тону ицвету фонах Материалы: альбом, формат листа на выбор преподавателя в зависимости отспособностей учащихся, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: акварельные зарисовки несложных натюрмортов изпредметов быта. Третий год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). 1.1.Тема. Тематический натюрморт «осенний». Задание 1. «Этюд осеннего натюрморта». 6 часов (2 занятия). Задачи: Повторение приобретенных навыков и знаний за второй год обучения. Выявить насыщенные цветовые тепло-холодные отношения. Вспомнить технические навыки работы акварелью (по-сырому, с последующей лессировкой). Обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых и тональных отношений. Практическое задание: - выполнить этюд тематического натюрморта «осенний» (муляжи фруктов, овощейкрупной формы: тыква, кабачок, дыня и т. д.) на контрастных по цвету драпировках Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. «Этюд осеннего букета». 6 часов (2 занятия). Задачи: Научить выполнять кратковременные задания. Выявить свежесть и точность цветовых и тональных отношений главных масс. Передать цветом объемную форму букета, добиться передачи пространственного положения листьев растения. Разобрать форму цветков не нарушая их объемности. Передать колористическое единство постановки, построенное на контрастных отношениях. Совершенствовать технические навыки работы акварелью (по-сырому, с последующей лессировкой). Практическое задание: - выполнить этюд тематического натюрморта «осенний букет», используя в букетецветы крупные по массе (астры, георгины, флоксы, подсолнухи) на светлом фоне Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: этюды овощей, фруктов, осенних листьев, цветов. Раздел 2. Моделировка формы предмета цветом. Передача материальности. 2.1.Тема. Стеклянные предметы. Задание: Стеклянные предметы. 6 часов (2 занятия). Задачи: Научиться видеть взаимосвязь изменения цвета предмета в зависимости от окружающей среды и особенностей его поверхности (материальности). Объяснить особенности изображения предметов, выполненных из стекла, как предметов: а) прозрачных, б) с очень гладкой поверхностью, в) с определенными эффектами преломления лучей света. Обратить внимание, что чем прозрачнее стекло, тем меньше заметна светотень на предмете и тем зрительно он уплощается. Практическое задание: - выполнить натюрморт из бутылок, банок на фоне светлых драпировоксближенной цветовой гаммы без складок Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: несложные натюрморты со стеклянными предметамигладкой формы на светлом и темном фонах. 2.2.Тема. Металлические предметы. Задание: Металлические предметы. 6 часов (2 занятия). Задачи: Продолжение совершенствования навыков наблюдения за изменением цвета предмета в зависимости от окружающей среды и особенностей его поверхности (материальности). Объяснить особенности изображения металлических предметов, как предметов: а) не прозрачных, б) с очень гладкой поверхностью, в) с определенными эффектами преломления лучей света. Объяснить, что блестящий предмет выглядит растворяющимся в среде и плоским из-за отсутствия выраженной светотени на его поверхности, что писать его надо резкими мазками без вливания цвета в цвет. Практическое задание: - выполнить натюрморт из предметов металла на драпировках различных поцветовому тону Материалы: альбом, формат листа А3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: Раздел 3. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. 3.1. Тема. Натюрморт из различных по материальности предметов быта. Задание: Натюрморт из различных по материальности предметов быта. 12 часов (4 занятия). Задачи: Продолжение совершенствования навыков наблюдения за изменением цветапредмета в зависимости от окружающей среды и особенностей его поверхности (материальности). Закрепить знания, что цвет рефлекса является результатом смешения цвета объекта и цвета фона, который в нем отражается. Выявить различие и сходство в приемах написания разных по материальности предметов. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных и металлических предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Практическое задание: - выполнить натюрморт из предметов металла и стекла на драпировках всдержанной цветовой гамме Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: выполнить 2-3 натюрморта, используя яркое и рассеянноеосвещение из предметов разной материальности 3.2. Тема. Складки в живописи. Задание: Натюрморт из предметов быта со складками в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 12 часов (4 занятия). Задачи: Провести анализ формообразования складок. Проследить четкость написания складок в зависимости от плановости. Научить выявлять цельность цветовых и тональных отношений натюрморта. Передать объем предметов и крупных складок на первом плане. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Практическое задание: - выполнить натюрморт из 2-3 предметов быта на драпировках со складками всближенной цветовой гамме Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: выполнить 2-3 этюда с одеждой, висящей на стуле, вприхожей, на вешалке. Второе полугодие. Раздел 4. Фигура человека 4.1.Тема. Этюды фигуры человека. Задание 1. Этюд фигуры человека в стоячем положении. 6 часов (2 занятия). Задачи: Рассказать об общих пропорциях тела человека. Ознакомление с особенностями изображения человеческой фигуры в акварельной живописи. Научить определять большие цветовые и тональные отношения. Сформировать навык создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Передача силуэтом характера модели. Практическое задание: - выполнить этюд стоящей фигуры человека по-сырому, по предварительносделанному карандашом рисунку. Материалы: альбом, формат листа по выбору, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Этюд фигуры человека в сидячем положении. 6 часов (2 занятия). Задачи: Повторение основных пропорций фигуры человека, их особенностей при изображении человека в сидячем положении. Закрепить навык изображения сложной формы цветом обобщенно, без детального раскрашивания одежды, прически и т. д. Практическое задание: - выполнить этюд фигуры человека в профиль или три четверти на нейтральномфоне Материалы: альбом, формат листа по выбору, карандаши, акварель, кисти беличьи,3-5№. Самостоятельная работа: этюды фигур человека в разных положениях. Раздел 5. Многослойная живопись в натюрморте. 5.1.Тема. Натюрморт с чучелом птицы. Задание: Тематический натюрморт с чучелом птицы. 12 часов (4 занятия). Задачи: Знакомство с длительными приемами работы акварельной живописи. Объяснить, что многослойная живопись позволяет добиваться большей убедительности в передаче пространства, объема и материальности предметов. Передать фактуру оперения птицы. Выявить цельность цветовых и тональных отношений. Практическое задание: - написать натюрморт с чучелом птицы решая поставленные преподавателем задачиМатериалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Самостоятельная работа: акварельные и гуашевые зарисовки птиц и животных силлюстраций и с натуры. 5.2. Тема. Натюрморт из предметов быта контрастных по тону и разных поматериальности. Задание: Тематический натюрморт из 3-4 предметов на фоне 3-4 драпировок вконтрастной гамме. 15 часов (5 занятий). Задачи: Продолжать совершенствовать навык работы акварелью в технике лессировочной живописи. Передать материальность предметов, связать их с цветовой средой, вылепить форму, выявить пространство натюрморта посредством обобщения деталей дальних планов. Практическое задание: - написать натюрморт из предметов разных по материальности, цвету и тону Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: выполнить 2-3 натюрморта при разном освещенииакварелью применяя технику лессировки. 5.3. Тема. Итоговый натюрморт. Задание: Натюрморт из предметов быта. 12 часов (4 занятия). Задачи: Выявить у учащихся уровень усвоения пройденного материала: компоновка в листе, общий тон натюрморта, характерные особенности передачи светотени в живописи, передача материальности предметов, проработка деталей, умение вести длительную работу. Практическое задание: - написать натюрморт из 2-4 предметов, разных по материальности, на фоне драпировок со складками Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 35№. Самостоятельная работа: выполнить 2-3 натюрморта из предметов, разных поматериальности, при разном освещении, применяя в акварели технику лессировки. Четвертый год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). 1.1.Тема. Этюды осенних натюрмортов. Задание 1. Этюд осенних цветов. 6 часов (2 занятия). Задачи: Восстановить навыки и умения работы акварелью. Научить выявлять свежесть, точность цветовых и тональных отношений. Передать объем букета и предметов, решить пространственную среду. Уточнить характерные особенности мазком. Практическое задание: - написать этюд букета свежих цветов на драпировках темного сдержанного цвета схолодным освещением, у окна. Материалы: альбом, формат листа А2-3, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№. Задание 2. Натюрморт «Осенний урожай». 9 часов (3 занятия). Задачи: Использование разнообразных технических приемов в акварели. Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Выстроить цветовую гармонию на контрастах первого плана. Практическое задание: - написать натюрморт в осенней цветовой гамме с теплым освещением. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: этюды осенних листьев, фруктов, цветов. Раздел 2. Передача пространства в натюрморте. 2.1. Тема. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Задание: Натюрморт с гипсовым орнаментом.15 часов (5 занятий). Задачи: Решить пространство натюрморта, выявить влияние среды (окружающего цвета) и освещения на предметы натюрморта. Вылепить форму цветом, передать светотеневые отношения. Проработать складки переднего плана. Применить технику многослойной живописи. Практическое задание: - написать натюрморт с симметричным несложным гипсовым орнаментом, включаянатурный столик и часть стен. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: копирование орнаментов с репродукций. 2.2. Тема. Тематический натюрморт в пространственной среде. Задание: Тематическая постановка («Стройка», «Ремонт», «Мастерская», и т.д.). 18 часов (6 занятий). Задачи: Определить четкие светотеневые отношения по планам. Создать цветовую гамму сучетом цвета освещения. Обобщить детали дальних планов, выразить «состояние» натюрморта. Передать глубину пространства и форму предметов. Применитьтехнику многослойной живописи. Практическое задание: - Написать натюрморт из предметов различных по тону, материальности, с четко организованным предметным планом. Освещение является средством выразительности в постановке натюрморта. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-6№. Самостоятельная работа: акварельные зарисовки интерьера и мебели. Второе полугодие 2.3. Тема. Этюд человека. Задание: Фигура человека в интерьере (возле окна, стола, раковины). 9 часов (3 занятия). Задачи: Определить большие цветовые и тональные отношения. Передать сложную форму цветом обобщенно. Проследить места касания контура с фоном. Научить видеть дальний план, наблюдая при этом передний. Передать особенности данного человека (пропорции, прическа). Вылепить цветом объем фигуры с учетом глубины пространства. Практическое задание: - написать этюд фигуры человека в глубине комнаты с предметом интерьера. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-5№.Самостоятельная работа: наброски и зарисовки людей акварелью и гуашью. Раздел 3. Декоративный натюрморт. 3.1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Задание: Натюрморт из нескольких предметов, разных по материалу, с драпировками, сближенными по цвету, различными по фактуре (шелк, шерсть,атлас, прозрачные ткани). 12 часов (3 занятия). Задачи: Разобраться в цветовых и тональных отношениях. Выявить объем и характер формы предметов. Передать фактуру и материальность предметов и драпировок. Проследить влияние освещения на пространство натюрморта. Практическое задание: - написать натюрморт, применяя различные технические приемы акварельнойживописи Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель или гуашь, кистибеличьи, 3-6 №. Самостоятельная работа: копирование с репродукций натюрмортов Шардена,фламандцев. 3.2. Тема. Контрастная гармония на насыщенных цветах. Задание: Тематический натюрморт («Восточный», «Игрушки», «Народные промыслы»). 15 часов (5 занятий). Задачи: Разобраться в цветовых и тональных отношениях. Выявить объем и характер формы предметов. Передать фактуру и материальность. Проследить влияние освещения на пространство натюрморта. Многослойная живопись. Практическое задание: - написать натюрморт, применяя различные технические приемы акварельнойживописи Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель или гуашь, кистибеличьи, 3-6№. Самостоятельная работа: этюды несложных натюрмортов из предметов, интересныхпо форме. Раздел 4. Гармония по светлоте. 4.1.Тема. Итоговый натюрморт. Задание: Натюрморт из 3-4 предметов, разных по фактуре, с введением гипсового орнамента (асимметричного). 15 часов (5 занятий). Задачи: Выявление качества полученных умений и навыков: умение последовательно вести работу над длительным заданием, умение завершить работу, выделяя главное и списывая второстепенное, передавая световоздушную среду и пространство. Практическое задание: - написать натюрморт, применяя полученные навыки и умения. Материалы: альбом, формат листа А2, карандаши, акварель, кисти беличьи, 3-6№.Самостоятельная работа: зарисовки предметов, стоящих в постановке по памяти. Пятый год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. 1.1.Тема. Натюрморт «Дары осени». Задание: Тематический осенний натюрморт. 18 часов (6 занятий). Задачи: Восстановить навыки и умения работы акварелью. Выявить свежесть, точность цветовых и тональных отношений. Передать объем букета и предметов, решить пространственную среду. Уточнить характерные особенности мазком. Передать цельность, декоративность колористического решения. Практическое задание: Написать натюрморт с введением фрагмента интерьера, с предварительнымэтюдом в технике акварельной лессировки: - этюд натюрморта в формате А3 3 часа (1 занятие); - натюрморт «Дары осени» 15 часов (5 занятий). Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №46. Самостоятельная работа: этюды с живыми цветами, осенними листьями, фруктами, овощами, грибами, осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. 1.2.Тема. Постановка с гипсовой головой. Задание: Тематическая постановка с гипсовой головой человека. 3 часа (1 занятие) этюд, 15 часов (5 недель) работа на большом формате. Задачи: Повторить общие пропорции головы. Вспомнить об особенностях изображения гипсовой фигуры в живописи. Передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство постановки с помощью тепло-холодных отношений. Выявить характерные особенности гипсовой головы. Добиться цельности изображения и пространства. Практическое задание: - написать натюрморт, состоящий из 4-5 предметов с гипсовой головой на сидящего человека в углу комнаты на светлом фоне с предварительным этюдом. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №4-6.Самостоятельная работа: акварельные зарисовки родных и друзей. Раздел 2. Гармония по общему цветовому тону и контрастности. 2.1.Тема. Натюрморт с освещением в контражур. Задание: Натюрморт с комнатным растением лаконичной формы. 12 часов (4 занятия). Задачи: Вспомнить о влиянии окружающей среды на собственный цвет предмета. Поиск образности силуэта. Передать объем и материальность предметов и окружающего их пространства с помощью тональных и тепло-холодных отношений. Практическое задание: - написать натюрморт с предметами различной материальности против света втехнике а-ла-прима. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №4-6.Самостоятельная работа: этюды комнатных растений против света на окне. Второе полугодие Раздел 3. Передача пространства и материальности. 3.1. Тема. Тематический натюрморт в интерьере. Задание: Тематический натюрморт с введением окна или угла комнаты. 18 часов (6 занятий). Задачи: Передача цветом формы, материальности, фактуры предметов и окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов с помощью тепло-холодных отношений. Ритмически построить цветовые пятна. Добиться передачи глубокого пространства. Практическое задание: - написать натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью винтерьере в технике многослойной живописи. Материалы: альбом, формат листа А2, акварель, кисти белка, колонок №4-6.Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. 3.2. Тема. Натюрморт из разно фактурных предметов. Задание: Натюрморт с предметами из стекла, металла (матовых и блестящих), керамики и т. д. 18 часов (6 занятий). Задачи: мазком формы, материальности, фактуры предметов и окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов с помощью тепло-холодных отношений. Добиться передачи осязаемости предметов. Выявить цельность тоновых и цветовых отношений. Практическое задание: - написать натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности,близких по цвету в технике многослойной живописи. Материалы: альбом, формат листа А2, акварель, кисти белка, колонок №4-6. Самостоятельная работа: копии акварельных натюрмортов. Раздел 4. Нюансная гармония. 4.1.Тема. Итоговый натюрморт. Задание: Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальностив единой цветовой гамме. 15 часов (5 занятий). Задачи: Добиться выразительного решения постановки с передачей ее эмоциональногосостояния. Практическое задание: - написать натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, в одной цветовой гамме в технике многослойной живописи, используя ограниченную палитру цветов. Материалы: альбом, формат листа А2, акварель, кисти белка, колонок №4-6. Самостоятельная работа: этюды натюрмортов из предметов ярко выраженной различной материальности. Шестой год обучения. Первое полугодие. Раздел 1. Различные цветовые гармонии. 1.1. Тема. Многоцветная гармония. Задание: Этюд натюрморта букета цветов в стеклянной вазе. 6 часов (2 занятия). Задачи: Восстановить навыки и умения работы акварелью. Выявить свежесть, точность цветовых и тональных отношений. Передать объем букета. Уточнить характерные особенности мазком. Передать цельность, декоративность колористического решения. Практическое задание: - написать этюд натюрморта в технике а-ла-прима. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №46. Самостоятельная работа: этюды с живыми цветами, осенними листьями встеклянных сосудах. 1.2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Задание: Натюрморт из предметов различной насыщенности иматериальности «На пороге осени». 12 часов (4 занятия). Задачи: Передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство натюрморта с помощью тепло-холодных отношений. Передать материальность предметов лаконичными и доступными методами. Практическое задание: - написать натюрморт с предметами различной материальности в основном втехнике а-ла-прима. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №46. Самостоятельная работа: этюды на тему «осень на пороге», выполненные вразличных техниках при различном освещении. 1.3. Тема. Гармония по насыщенности. Задание: Этюды чучел животных. 6 часов (2 занятия). Задачи: Грамотный поиск структурно-пластического решения. Передача формы объема иматериальности предметов лаконичными и доступными методами. Практическое задание: - написать этюды чучел животных в технике гуашевой или акварельной живописи. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, гуашь, кисти белка, колонок №4-6. Самостоятельная работа: копии с репродукций картин с изображениями животных. 1.4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Задание: Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле. 15 часов (5 занятий). Задачи: Передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство натюрморта с помощью тепло-холодных отношений. Показать разнообразие оттенков одного цвета. Передать образ натюрморта. Практическое задание: - написать натюрморт с предметами различной материальности в техникемн Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №46. Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в теплой, холодной гамме насближенных тонах. Раздел 2. Гармония по общему цветовому тону и контрастности. 2.1.Тема. Фигура человека в национальном костюме. Задание: Этюд стоящего человека в национальном костюме. 9 часов (3 занятия). Задачи: Повторить общие пропорции человека. Вспомнить об особенностях изображения человека в живописи. Передать большие цветовые и тональные отношения, выявить объем и пространство с помощью теплохолодных отношений. Выявить индивидуальные особенности модели. Добиться цельности изображения фигуры и пространства. Практическое задание: - написать стоящего человека на светлом фоне в технике а-ла-прима. Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №4-6.Самостоятельная работа: акварельные зарисовки и этюды родных и друзей. Второе полугодие 2.2.Тема. Интерьер. Задание: Интерьер угла комнаты, класса или коридора. 15 часов (5 занятий). Задачи: Проследить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов, передать это влияние с помощью тональных и тепло-холодных отношений. Ритмически построить цветовые пятна. Добиться передачи глубокого пространства. Практическое задание: - написать угол классной комнаты с одним-двумя человеками в техникемн Материалы: альбом, формат листа А2, А3, акварель, кисти белка, колонок №46. Самостоятельная работа: акварельные зарисовки и этюды родных и друзей, копиирепродукций картин с подобными интерьерами. Раздел 3. Нюансная гармония. 3.1.Тема. Натюрморт со складками и гипсовым орнаментом в интерьере. Задание: Натюрморт с гипсовым орнаментом на фоне угла интерьера. 18часов (6 занятий). Задачи: Передача цветом формы, материальности, фактуры предметов и окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов, используя тональные и тепло-холодные отношения. Добиться передачи глубокого пространства и цельности всей работы. Практическое задание: - написать натюрморт с гипсовым орнаментом в технике многослойной живописи.Материалы: альбом, формат листа А2, акварель, кисти белка, колонок №4-6. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. Раздел 4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. 4.1.Тема. Итоговый натюрморт. Задание: Натюрморт из предметов ясно выраженной тематической направленности (театр, балет, музыка), с нестандартной точки зрения (на полу,на уровне глаз, на высоком подиуме). 18 часов (6 занятий). Задачи: Лепка цветовым мазком формы, материальности, фактуры предметов и окружающего их пространства. Выявить влияние окружающей среды на собственный цвет предметов с помощью тепло-холодных отношений. Добиться передачи осязаемости предметов. Выявить цельность тоновых и цветовых отношений. Практическое задание: - написать натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью винтерьере в технике многослойной живописи в сближенной цветовой гамме. Материалы: альбом, формат листа А2, акварель, кисти белка, колонок №4-6. Самостоятельная работа: копии акварельных натюрмортов. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения программы «Живопись» является приобретениеобучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетическихкачеств, знание художественных и эстетических свойств цвета, основныхзакономерностей, создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условияхпространственно-воздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуруче умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение втворческих работах; навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации: • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Критерии оценки При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений инавыков: 1 год обучения грамотно компоновать изображение в листе; грамотно передавать локальный цвет; грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; грамотно передавать материальность простых гладких и шершавыхповерхностей; 2 год обучения грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; грамотно передавать оттенки локального цвета; грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачныхповерхностей. 3 год обучения грамотно компоновать сложные натюрморты; грамотно строить цветовые гармонии; грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,плановость; грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; 4 год обучения грамотно компоновать объекты в интерьере; грамотно строить цветовые гармонии; грамотно передавать нюансы светотеневых отношений; грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов; грамотно передавать материальность сложных гладких и 5 - шершавыхповерхностей; год обучения передавать цельность и законченность в работе; строить сложные цветовые гармонии; грамотно передавать сложные светотеневые отношения; грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере; грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей; год обучения находить образное и живописно-пластическое решение постановки; определять колорит; свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды; свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушнойсреды; свободно владеть передачей материальности различных предметов.С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данныхкритериев; 3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктовкр 6 V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение картона. 6. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя посещение выставок; поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; чтение дополнительной литературы; выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; посильное копирование шедевров мирового искусства; выполнение аудиторных заданий по памяти. Средства обучения Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия: - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи. VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974 2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986 4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: АртРодник, 2002 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004 7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1992 8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977 9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:СОЮЗ, 1997 11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2008 12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986 13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992 14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996 15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007 16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974 Учебная литература 1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз.искусство, 1986: №1, 1988: №2 2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основыживописи. - Обнинск: Титул, - 1996 4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997 5. 6. 7. 8. 9. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005 Ятттухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 Ятттухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999 Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968 Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,1980.