Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.01. «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 2024 г. 3 Разработчик: И.К. Алешина, преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. 4 Содержание Пояснительная записка ..................................................................................................... 4 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе .... 4 Срок реализации учебного предмета .................................................................................. 4 Объем учебного времени ..................................................................................................... 4 Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации ............ 4 Форма проведения учебных занятий .................................................................................. 4 Цель и задачи учебного предмета ....................................................................................... 4 Методы обучения .................................................................................................................. 5 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.............. 5 Содержание учебного предмета ....................................................................................... 5 Учебно-тематический план .................................................................................................. 5 Требования к уровню подготовки учащихся ................................................................ 9 Формы и методы контроля, критерии оценок .............................................................10 Аттестация: цели, виды, форма, содержание ....................................................................10 Критерии оценок ................................................................................................................. 11 Методическое обеспечение учебного процесса ............................................................12 Методические рекомендации преподавателям .................................................................12 Средства обучения ...............................................................................................................14 Список литературы ...........................................................................................................15 Методическая литература ...................................................................................................15 Учебная литература .............................................................................................................15 5 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Учебный предмет «Цветоведение»» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного творчества. Цветоведение - наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета и всех наблюдаемых объектов, изменение и трансформацию цвета в различных условиях, смешение и взаимодействие цветов. Обучение цветоведению должно идти параллельно с обучением живописи. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Срок реализации учебного предмета программы «Цветоведение» 4 года. На обучение принимаются дети в возрасте от 10 до 17 лет. Объем учебного времени Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Цветоведение» со сроком обучения 4 года составляет 396 аудиторных часов. Занятия проводятся 3 урока в неделю, продолжительность одного урока 40 минут, количество аудиторных занятий в течение каждого учебного года составляет 34 недели. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок обучения 4 года Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Аудиторные занятия (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) Вид промежуточной аттестации по полугодиям Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации и всего часов 4 8 408 408 Просмотр 2,3,4,5,6,7 Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Цветоведение» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Цветоведение» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения 6 программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. Программа должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Задачи: Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, втом числе: знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; знание разнообразных графических техник; знаний основных законов композиции, декоративных принципов построения композиции умений видеть и передавать особенности пластической формы в композиции. навыков последовательной реализации декоративной композиции от идеи до воплощения; формирование у одарённых детей комплекса знаний умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Методы обучения Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учётом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,иллюстраций); частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а такжевозможностей других материалов). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями Содержание учебного предмета Предмет «Цветоведение» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Знание основ цветоведения даёт возможность будущим художникам анализировать и изучать особенности цвета произведений искусств художников разных эпох, школ, направлений и стилей. Обучение позволяет учащимся получить 7 определённую сумму теоретических и практических знаний, научиться их применять в процессе реализации учащимися на практике цветовых, тоновых, колористических задач. № 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 1.12. 1.13. 1.14. 1.15. 1.16. 1.17. 1.18. Учебно-тематический план Первый год обучения Наименование раздела, темы 1 год обучения I полугодие Характеристика цвета Характеристика цвета. Тёплые холодные цвета. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Приёмы работы с акварелью (заливка, мазок) Приёмы работы с акварелью (посырому) Приёмы работы с акварелью (основные приёмы) Нюанс. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Цветовая гармония. Полярная гармония. Трёхцветная и многоцветная гармонии. Локальный цвет и оттенки цвета II полугодие Гармония по общему цветовому тону Цветовая среда Цветовой контраст Цветовой контраст (хроматический) Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону Фигура человека Учеб ное занят ие Учеб ная нагру зка урок урок 3 3 урок 3 урок 3 урок 6 урок 6 урок урок 6 6 урок 3 урок 6 урок всего: 6 51 урок урок урок урок урок 6 6 6 9 9 урок урок всего: 9 6 51 1.1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с 8 основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.2. Тема. Характеристика цвета. Тёплые холодные цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. 1.4. Тема. Приёмы работы с акварелью (заливка, мазок) Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.5. Тема. Приёмы работы с акварелью (по-сырому) Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, посырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.6. Тема. Приемы работы с акварелью (основные приемы). Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.7. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. 1.10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративноплоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.11. Тема. Локальный цвет и оттенки цвета. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном 9 фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. 1.13. Тема. Цветовая среда. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.14. Тема. Цветовой контраст. Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учётом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зелёном фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. 1.16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приёмов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приёмов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 1.18. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4. Учебно-тематический план Второй год обучения № 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Наименование раздела, темы 2 год обучения I полугодие Вводное творческое задание «Прогулка по музею». Цветовой спектр. Цветовые растяжки Тёплые и холодные цвета Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Учеб ное занят ие Учеб ная нагру зка урок 9 урок урок урок урок 9 9 12 12 всего: II полугодие 10 51 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. Техника работы акварелью «мазками». Техника работы акварелью «по сырому» на мятой бумаге. Техника работы акварелью «сухая кисть». Техника работы акварелью «сухая кисть». Техника работы гуашью. Творческое задание «Портрет друга». урок 6 урок 6 урок 3 урок 3 урок урок 12 12 всего: 51 2.1. Тема: Вводное творческое задание «Прогулка по музею». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Закрепление пройдённого материала. 2.2. Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (например, радуга, сказочные животные и растения). Использованиеакварели, формата А4. Закрепление материала, изображение радуги. 2.3. Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнениеэтюдов (например, «поезд», «облака»). Использование акварели, формата А4. Выполнение тоновых растяжек. 2.4. Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «сказочные птицы» жар -птица). Использование акварели, формата А4. Изображение пера волшебной птицы. 2.5. Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, осенние листья). Использование акварели, формата А4. Закрепление материала, выполнение акварельных заливок. 2.6. Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «шишки», «ветки с листиками и иголками»). Использование акварели, формата А4. Знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван -Гог идр.) 2.7. Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого и синего цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов растений. Использование формата А4, аква- рели, мятой бумаги. Закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, пасмурный денек). 11 2.8. Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «цветущий луг и т. д). Использование формата А4, акварели). Закрепление приема. 2.9. Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.Выполнение этюдов (например, «Белые цветы», «какого цвета снег). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4. Рисунок снежинки на темной бумаге. 2.10. Тема: Творческое задание «Портрет друга». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов к работе. Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4). Знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.) 2.11. Тема: Смешанная техника. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «космос»; «океан. Использование материалов на выбор учащихся, формата А4. Выполнение творческой работы на заданную тему в формате А4. Учебно-тематический план Третий год обучения № 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Наименование раздела, темы 3 год обучения I полугодие Большой цветовой круг Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Контрасты. Контрастные пары цветов. Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Ахроматические цвета. Локальный цвет и его оттенки. Учеб ное занят ие Учеб ная нагру зка урок урок 9 9 урок 9 урок 6 урок урок всего: 9 9 51 урок урок 12 9 урок 9 II полугодие 3.7. 3.8. 3.9. Плановость. Выделение композиционного центра посредством цвета Условный объем 12 3.10. 3.11. Изучение нетрадиционных живописных приёмов. Творческая композиция урок 9 урок всего: 12 51 3.1. Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «яблоки» и др.). Использование формата А4, акварели. Выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета. 3.2. Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение работ: желтое яблоко на желтой тарелке, желтый одуванчик на сером и фиолетовом фоне. Использование формата А4, акварели, пастели. Нарисоватьзеленую гусеницу на зеленом листочке. 3.3. Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из геометрических фигур, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели. Шахматная доска с фигурами. 3.4. Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза (например, «букет цветов в вазе»). Использование формата А4, акварели. Выполнить упражнение на растяжку 1 -2 цветов. 3.5. Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение эскиза (черный кот, белая кошка, котята - множество оттенков серого цвета). Использование формата А4, гуаши черной и белой. Знакомство с искусством черно-белой фотографии. 3.6. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). Использование формата А4, акварели. Упражнение «разноцветные воздушные шары». 3.7. Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, лесная полянка). Использование формата А4, акварели. Просмотр альбомов с репродукциями художников, работающих в жанре «пейзаж». 3.8. Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Создание композиции, выделение центра композиции. Использование формата А4, акварели или гуаши. Выполнить открытку, центр выделить цветом. 3.9. Тема: Условный объем. Освещённость предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, подобные формы - мяч, воздушный шар). Использование формата А4, акварели. Найти пары подобных форм. 13 3.10. Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и материалами. Освоение новых техник. Выполнениеупражнений. Закрепление материала. 3.11. Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек идр. Изучение аналогов композиций. Учебно-тематический план Четвёртый год обучения № Наименование раздела, темы 4.5. 4.6. 4.7. 4 год обучения I полугодие Локальный цвет и его оттенки Тональные контрасты. Тёмное на светлом, светлое на тёмном. Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Цветовые гармонии в пределах 2/3-х цветов Смешанная техника. Цвет в музыке. Психология цвета. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. II полугодие Тематическая композиция Тематическая композиция Тематическая композиция Тематическая композиция 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Учеб ное занят ие Учеб ная нагру зка урок урок 9 6 урок 6 урок 9 урок урок урок всего: 9 6 6 51 урок урок урок урок всего: 12 12 12 15 51 4.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение аппликации из бумаги одного цвета различных оттенков на тему осень. Использование формата А4. Просмотр работ художников-флористов. 4.2. Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение открыток «ночной город» (силуэты фонарей, освещенных домов и т.д.). Силуэты различных деревьев. 4.3. Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Упражнения на цветовую растяжку. 14 Выполнение эскиза «Караван в пустыне». Использование формата А4, акварели. Выполнить растяжку голубого цвета «небо». 4.4. Тема: Цветовые гармонии в пределах 2 -3-х цветов. Понятие «схема гармонизации» Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза ткани. Использование формата А4, акварели, гуаши. Подобрать эскиз ткани для костюма сказочного персонажа. 4.5. Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Монотипия. Выполнение эскиза композиции (например, «необыкновенные цветы» и др.) Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др. Монотипия - бабочка. 4.6. Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений с ассоциативным образом, выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели. Выполнить эскизы композиций на различные мелодии. 4.7. Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета. Выполнение эскизов образов:огонь, лёд, движение, сон и т.д. Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель). Тестирование на предмет цвет-настроение. 4.8. Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Понятие аналогов и прототипов, колорит в работе. Использования формата любого размера иматериалов на выбор (гуашь, акварель). Подбор подготовительного материала к композиции «Цирк». 4.9. Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Единство содержания и колорита. Выполнение сюжетной композиции (например, «Праздник»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Подбор подготовительного материала, выполнениекомпозиционных поисков. 4.10. Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Весенняя прогулка по городу»). Лёгкая цветовая гамма. Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель). Подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. 4.11. Тема: Тематическая композиция. Использование навыков и умений в работе над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции, выбор колористического решения. Выбор темы самостоятельно. Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. Требования к уровню подготовки учащихся Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которыхобеспечивает программа «Цветоведение»: Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.). 15 Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. Формы и методы контроля, критерии оценок Программа «Цветоведение» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6м, 8-м полугодиях (при 4-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, подготовки творческого проекта (представление творческой композиции). Учащемуся предлагается выполнить сюжетнуюкомпозицию на заданную тему (например, «Прогулка по городу», «Путешествие», «В гостях у сказки» и др. На выполнение задания отводится 3 часа. Оценка работ учащихся ставится с учётом прописанных ниже критериев. Критерииоценки. При оценивании практических работ учащихся на итоговом просмотре учитывается: грамотность в выборе средств решения и составления композиции; оригинальность мышления учащегося, новизна идеи; знание работы с цветом и красочными замесами, смешивание цветов, восприятие цветов, соотношение цветов; знание возможностей материалов (красок) в решении задач; техника исполнения и аккуратность в выполнении работы. «отлично» - учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно); «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося. Методическое обеспечение учебного процесса Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребёнкашкольного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребёнок способен воплотить свой замысел в творческойработе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребёнка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на 16 направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребёнка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи. Список литературы Методическая литература 1. Алексеев С.С. О колорите М., Изобразительное искусство, 1974. 2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984 3. Арнхейм М.Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. 4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., Искусство, 1977. 5. Выготский П.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991 6. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 6. Грегори Р.А. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., Прогресс, 1974. 7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989 8. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. М., Искусство , 1986. 9. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996 10. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983 11. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., Архимед, 1992г., 12. Кириллов А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971 13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998 14. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.: Просвещение, 1985 15. Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985 16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977 17. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 19. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 198223 20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008