Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.МИ.01.00. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.МИ.01.01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ФЛЕЙТА) 2024 г. Структура программы учебного предмета I Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III IV Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Контрольные требования на разных этапах обучения; - Критерии оценки; V Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы; 2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее – «Специальность (флейта)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональной требований общеобразовательной к дополнительной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Учебный предмет «Специальность (флейта)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями. Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (флейта)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: – с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет; – с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. 3 Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (флейта)»: Таблица 1 Срок обучения 8 лет 9 лет 5 лет 6 лет Максимальная учебная нагрузка 1316 1530,5 924 1138,5 559 641,5 363 445,5 757 889 561 693 (в часах) Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности. 5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (флейта)» Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки 4 их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета. Задачи: - развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству; - развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма; - освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на флейте в пределах программы учебного предмета; - овладение основными исполнительскими навыками игры на флейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле; - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста; - развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора; - приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений; - формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (флейта)». Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: 5 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (флейта)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 6 II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (флейта)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения – 8 (9) лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Продолжительность учебных занятий (в неделю) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество часов на аудиторные занятия 32 33 33 33 33 33 33 33 33 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 Количество часов на 2 самостоятельные занятия в неделю Общее количество 64 часов на самостоятельные занятия по годам Общее количество часов на самостоятельные занятия Максимальное 4 количество часов занятий в неделю Общее максимальное 128 количество часов по годам Общее максимальное количество часов на весь период обучения 559 82,5 641,5 2 2 3 3 3 4 4 4 66 66 99 99 99 132 132 132 757 132 889 4 4 5 5 132 132 165 165 5 6,5 6,5 6,5 165 214,5 214,5 214,5 1316 214,5 1530,5 7 Таблица 3 Срок обучения – 5 (6) лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 Продолжительность учебных занятий 33 33 33 33 33 33 2 2 2 2,5 2,5 2,5 (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество 363 часов на аудиторные занятия 82,5 445,5 Количество часов на самостоятельные 3 3 3 4 4 4 занятия в неделю Общее количество 561 часов на самостоятельные занятия Максимальное количество часов 132 693 5 5 5 6,5 6,5 6,5 занятий в неделю Общее максимальное количество 165 165 165 214,5 214,5 214,5 часов по годам Общее максимальное количество часов на весь период обучения 924 214,5 1138,5 Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала. Виды внеаудиторной работы: - самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; 8 - подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; - подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.); - участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2. Годовые требования по классам Срок обучения –8 (9) лет Первый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах возможно обучение на блокфлейте, или флейте пикколо (в ограниченном диапазоне звучания). За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на флейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы в тональностях до 2-х знаков включительно, трезвучия (в медленном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе, стаккато и легато. 10-12 этюдов и упражнений 6-8 пьес. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004 Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 2004 Гарибольди «100 этюдов для флейты» 9 Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002 Хрестоматия для флейты Составитель Должиков Ю.:: Пьесы Русская народная песня «как под горкой» Русская народная песня «Зайка» Русская народная песня «Во поле береза стояла» Шуберт Ф. «Вальс» Кадбалевский Д. «Маленькая полька» Чешская народная песня «Аннушка» Моцарт В. «Майская песня» Моцарт В. «Аллегретто» Чешская народная песня «Пастушок» Бетховен Л. Экосез Бах Ф.Э. Марш Белорусская народная песня «Перепелочка» Перселл Г. Ария Русская народная песня «Про кота» Витлин В. «Кошечка» Пушечников И - Крейн М. «Колыбельная песня" Кабалевский Д. «Про Петю» Майзель Б. «Кораблик» Моцарт В. Вальс Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Моцарт В. Вальс Чешская народная песня «Пастушок» 2 вариант Перселл Г. Ария Бах Ф.Э. Марш 10 Второй класс Специальность 2 часа в неделю, Консультации 8 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно. 10-12 этюдов (по нотам) 10-12 пьес (в том числе ансамбли). Развитие навыков чтения с листа. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004 Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 2004 Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27) Гарибольди «100 этюдов для флейты» Пьесы Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты: Бах И.С.Менуэт Бах И.С. Полонез Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан» Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан» Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества» Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества» Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Беллини В. Отрывок из оперы «Норма» 11 Гендель Г. Бурре Гайдн Й. Серенада Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома» Чайковский П. «Грустная песенка» Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Пушечников И. Школа игры на блокфлейте: Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия) Шапорин Ю. Колыбельная Чайковский П. «Итальянская песенка» Бах И.С. Менуэт Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2 Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо Гендель Г.Ф. «Адажио» Гайдн Й. «Немецкий танец» Чайковский П. «колюбельная в бурю» Моцарт В. «Аллегретто из оперы «Волшебная флейта» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества» Гендель Г. Бурре 2 вариант Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2 Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Третий класс Специальность 2 часа в неделю, Консультации 8 часов в год 12 За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно; рекомендуется начать изучение исполнительского приема «двойное стаккато» (в медленном движении). 10-12 упражнений и этюдов 8-10 пьес. 2-3 ансамбля. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе) Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» - М., 1938 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Гарибольди «100 этюдов для флейты» Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. Этюды 3-5 класс» Пьесы Хрестоматия для флейты Составитель Должиков Ю.: Моцарт «Ария» Бакланова Н. «Хоровод» Моцарт В. «Менуэт из маленькой ночной серенады» Бетховен Л. «Менуэт» Гедике А. «Танец» Тылик В. «Девичий танец» Глинка М. «Французские кадрили» Верстовский А. «Вальс» Госсек Дж. «Гавот» 13 Корелли А. «Гавот» Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен» Бонончини Дж. Рондо Реггер М. «Резвость» Чичков Ю «Ариозо» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Реггер М. «Резвость» Корелли А. «Гавот» 2 вариант Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен» Глинка М. «Французские кадрили» 3 вариант Моцарт «Ария» Чичков Ю «Ариозо» Четвертый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 4-х знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах. 10-12 упражнений и этюдов 8-10 пьес. 2-3 ансамбля. 14 Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Гарибольди «100 этюдов для флейты» Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» - М., 1938 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. Этюды 3-5 класс» Пьесы Варламов А. «Красный сарафан» Раков Н «Скерцино» Кванц И. «Прелюдия и Гавот» Шостакович Д. «Танец из балетной сюиты» Мендельсон Ф «Весенняя прогулка» Цыбин В. «Старинный танец» Парцхаладзе М. «Веселая прогулка» Хассе Дж. «Тамбурин» Колодуб Ж. «Ноктюрн» Денвер Дж. «Песнь Анны» Гссек Дж. «Тамбурин» Данкля Ш. «Вариации на тему Россини» Телеман Ф. «Соната фа мажор» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант 15 Раков Н «Скерцино» Денвер Дж. «Песнь Анны» 2 вариант Телеман Ф. «Соната фа мажор» 3 вариант Хассе Дж. «Тамбурин» Колодуб Ж. «Ноктюрн» Пятый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7 с обращениями в тональностях до 5-ти знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). Добиться одинакового звучания , четкого стаккато (в том числе двойного) 10-12 упражнений и этюдов 6-8 пьес (в том числе 1-2 произведения крупной формы). 2-3 ансамбля. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» - М., 1938 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 16 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. Этюды 3-5 класс» Пьесы Вангал Я. «Соната» Гаршек А. «Рондо» Ямпольский Т. «Шутка» Рахманинов С. «Итальянская полька» Моцарт В. «Менуэт» Шостакович Д. «Вальс-шутка» Данкля Ш. «Вариации на тему Беллини» Вивальди А «Концерт Соль-мажор» 1ч. Бах И.С. Менуэт и Шутка из «Сюиты си-минор» Шуянов М. «Ностальгия» Дворжак А «Юмореска» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Шуянов М. «Ностальгия» Шостакович Д. «Вальс-шутка» 2 вариант Вивальди А «Концерт Соль-мажор» 1ч. 3 вариант Ямпольский Т. «Шутка» Рахманинов С. «Итальянская полька» Шестой класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год 17 За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями в тональностях до 6-ти знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 10-12 упражнений и этюдов 6-8 пьес (в том числе 1-2 произведения крупной формы). 2-3 ансамбля. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Пьесы Груодис Ю. «В стиле Шопена» Поркофьев С. «Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»» Бизе Ж. Менуэт из сюиты №2 «Арлезианка» Гендель Г. «Соната №2» Эшпай Я. «Марийские пастушьи наигрыши…» Чичков Ю. «Тема с вариациями» Рахманинов С. «Вокализ» Верачини «Лярго» Данкля Ш. «Вриации на тему Доницетти» Вивальди А. «Концерт фа-мажор» 1ч. Вивальди А. «Концерт соль-минор» «Ночь» 1,2,3ч. 18 Шопен Ф. «Вариации на тему Россини» Дога Е. «Прелюдия» Платонов Н. «Вариации на Русскубю тему» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Чичков Ю. «Тема с вариациями» Рахманинов С. «Вокализ» 2 вариант Груодис Ю. «В стиле Шопена» Поркофьев С. «Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»» Бизе Ж. Менуэт из сюиты №2 «Арлезианка» 3 вариант Вивальди А. «Концерт соль-минор» «Ночь» 2,3ч Седьмой класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе терциями и двойным стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 10-12 этюдов 6-8 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы). 2-3 ансамбля. Примерный репертуарный список 19 Упражнения и этюды Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Пьесы Ласт Дж. «Одинокий пастух» Бак М. «Скерцино» Бах Ф.Э. «Анданте из концерта ре минор» Смирнова Г. «Сонатина» Казакевич А. «Тарантелла» Кванц И. «Концерт соль-минор» Бах И.С. «Соната до-мажор»1,2ч. Андерсен Й. «Тарантелла» Мендельсон Ф. «Скерцо» из симф. поэммы «Сон в летнюю ночь» Доньон Д. «Блестящее рондо» Моцарт В. «Концерт №1 Соль-мажор» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Бах И.С. «Соната до-мажор»1,2ч. Андерсен Й. «Тарантелла» 2 вариант Ласт Дж. «Одинокий пастух» Мендельсон Ф. «Скерцо» из симф. поэммы «Сон в летнюю ночь» 3 вариант Доньон Д. «Блестящее рондо» Моцарт В. «Концерт №1 Соль-мажор» Восьмой класс 20 Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах. В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 12-14 этюдов 6-8 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы). 2-3 ансамбля. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Пьесы Кванц И «Концерт соль-мажор» 1,2,3ч. Гаршнек А. «Сонатина» 2ч. Нагорный Г. «Экспромт» Ромберг «Концерт» 1 ч Болинг К. «Сентиментале» Вила-Лобос «Ария» Яширо «Соловей» 21 …….. «Ваирации на тему Кармен» Шаминад «Концертино» Дебюсси К. «Девушка с волосами цвета льна» Примеры программы 1 вариант Шаминад «Концертино» Дебюсси К. «Девушка с волосами цвета льна» 2 вариант Ромберг «Концерт» 1 ч Болинг К. «Сентиментале» 3 вариант Кванц И «Концерт соль-мажор» 1,2,3ч. Девятый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики девятого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с прибавлением пьесы. В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 6-8 этюдов 3-4 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы). 22 Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Этюды для музыкальных училищ» тетр.1 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 3» М., 1960 Пьесы Форе Г. «Фантазия» Дивернуа А. «Концертино» Хачатурян А. «Адажио» из балета «Спартак» Бриччиальди «Венецианский карнавал» Годар «Вальс» Бах И.С. «Соната №5» Гайдн Г. «Соната№3» Дивьен Ф. «Концерт №4» Допплер «Венгерская фантазия» Григ Э «Песня Сольвейг» Дебюсси К. «Лунный свет» Григ Э. «Поэтическая картинка» Примеры программы выпускного экзамена 1 вариант Бах И.С. «Соната №5» 1,2ч Допплер «Венгерская фантазия» Дебюсси К. «Лунный свет» 2 вариант Григ Э. «Поэтическая картинка» Дивьен Ф. «Концерт №4» 1ч 23 Бриччиальди «Венецианский карнавал» 3 вариант Григ Э «Песня Сольвейг» Гайдн Г. «Соната№3» 1,2ч. Форе Г. «Фантазия» Срок обучения – 5 (6) лет Первый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на флейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы в тональностях до 2-х знаков включительно, трезвучия и арпеджио (в медленном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе, стаккато и легато. 18-20 этюдов и упражнений 8-10 пьес. 2-3 ансамбля Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 2004 Гарибольди «100 этюдов для флейты» Хрестоматия для флейты Составитель Должиков Ю. Пьесы Русская народная песня «как под горкой» Русская народная песня «Во поле береза стояла» 24 Шуберт Ф. «Вальс» Кабалевский Д. «Маленькая полька» Чешская народная песня «Аннушка» Моцарт В. «Майская песня» Моцарт В. «Аллегретто» Чешская народная песня «Пастушок» Бетховен Л. Экосез Шапорин Ю. Колыбельная Шуман Р. Песенка Бах Ф.Э. Марш Бетховен Л. Немецкий танец Белорусская народная песня «Перепелочка» Перселл Г. Ария Моцарт В. Вальс Люлли Ж. Гавот Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Шапорин Ю. Колыбельная Моцарт В. «Аллегретто» 2 вариант Люлли Ж. Гавот Шуберт Ф. «Вальс» 3 вариант Перселл Г. Ария Бетховен Л. Немецкий танец Второй класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год 25 За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно. 15-18 этюдов (по нотам) 12-14 пьес (в том числе ансамбли). Развитие навыков чтения с листа. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. Школа игры на флейте. М., 2004 Гарибольди «100 этюдов для флейты» Хрестоматия для флейты Составитель Должиков Ю. Пьесы: Гайдн Й Менуэт Глазунов А. Гавот Шуман Р. Веселый крестьянин Шуман Й. Смелый наездник Глинка М. Жаворонок Кабалевский Д. Клоуны Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Гайдн Й. Серенада Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома» Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Бах И.С. Менуэт Гайдн Й. «Немецкий танец» Чайковский П. «колюбельная в бурю» 26 Моцарт В. «Аллегретто из оперы «Волшебная флейта» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Глинка М. Жаворонок Кабалевский Д. Клоуны 2 вариант Бах И.С. Менуэт Гайдн Й. «Немецкий танец» 3 вариант Чайковский П. «колюбельная в бурю» Моцарт В. «Аллегретто из оперы «Волшебная флейта» Третий класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 4-х знаков включительно; рекомендуется начать изучение исполнительского приема «двойное стаккато» (в медленном движении). 15-18 упражнений и этюдов 8-10 пьес. 2-3 ансамбля. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе) Примерный репертуарный список 27 Упражнения и этюды Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» - М., 1938 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Гарибольди «100 этюдов для флейты» Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. Этюды 3-5 класс» Пьесы Хрестоматия для флейты Составитель Должиков Ю.: Бах К.Ф. Рондо Госсек Ф Тамбурин Мендельсон Ф Песня без слов Бетховен Л.В. Немецкий танец Гендель Г. Гавот Чайковский П. Баркаролла Моцарт В. «Менуэт из маленькой ночной серенады» Бетховен Л. «Менуэт» Глинка М. «Французские кадрили» Верстовский А. «Вальс» Госсек Дж. «Гавот» Корелли А. «Гавот» Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен» Бонончини Дж. Рондо Реггер М. «Резвость» Чичков Ю «Ариозо» Денвер Дж. «Песнь Анны» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Реггер М. «Резвость» Корелли А. «Гавот» 28 2 вариант Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен» Глинка М. «Французские кадрили» 3 вариант Моцарт «Ария» Чичков Ю «Ариозо» Четвертый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 6-ти знаков включительно, д7, ум. Вв. с обращениями, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах. 18-20 этюдов 10-12 пьес. 2-3 ансамбля. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» - М., 1938 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 29 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. Этюды 3-5 класс» Пьесы Ваньхал Я «Соната» Визе Ж. «Менуэт» Варламов А. «Красный сарафан» Гендель Г. «Соната №1» Гендель Г. «Соната №5» Гендель Г. «Соната №7» Платонов Н. «Вариации на русскую тему» Раков Н «Скерцино» Кванц И. «Прелюдия и Гавот» Цыбин В. «Старинный танец» Парцхаладзе М. «Веселая прогулка» Девьен Ф. «Концерт №4» Хассе Дж. «Тамбурин» Колодуб Ж. «Ноктюрн» Гссек Дж. «Тамбурин» Данкля Ш. «Вариации на тему Россини» Телеман Ф. «Соната фа мажор» Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Раков Н «Скерцино» Гссек Дж. «Тамбурин» 2 вариант Телеман Ф. «Соната фа мажор» 3 вариант Девьен Ф. «Концерт №4» 1 или 2,3 части 30 Пятый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах. В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 18-20 этюдов 8-10 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы). 2-3 ансамбля. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Пьесы Бах И.С. «Соната №2» Бах И.С. «Соната №4» Блодек Б «Концерт» Дивернуа «Концертино» Форе Г. «Фантазия» Кванц И «Концерт соль-мажор» 1,2,3ч. 31 Гаршнек А. «Сонатина» 2ч. Нагорный Г. «Экспромт» Ромберг «Концерт» 1 ч Болинг К. «Сентиментале» Вила-Лобос «Ария» Яширо «Соловей» Борне «Ваирации на тему Кармен» Шаминад «Концертино» Дебюсси К. «Девушка с волосами цвета льна» Примеры программы 1 вариант Шаминад «Концертино» Бах И.С. «Соната №2» 1,2ч Дебюсси К. «Девушка с волосами цвета льна» 2 вариант Ромберг «Концерт» 1 ч Форе Г. «Фантазия» Болинг К. «Сентиментале» 3 вариант Кванц И «Концерт соль-мажор» 1,2,3ч. Нагорный Г. «Экспромт» Шестой класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год 32 В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с дополнительной пьесой. В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе). 6-8 этюдов 3-4 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы). Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Платонов Н. «Этюды для музыкальных училищ» тетр.1 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 3» М., 1960 Пьесы Форе Г. «Фантазия» Дивернуа А. «Концертино» Хачатурян А. «Адажио» из балета «Спартак» Бриччиальди «Венецианский карнавал» Годар «Вальс» Бах И.С. «Соната №5» Гайдн Г. «Соната№3» Дивьен Ф. «Концерт №4» 33 Допплер «Венгерская фантазия» Григ Э «Песня Сольвейг» Дебюсси К. «Лунный свет» Григ Э. «Поэтическая картинка» Примеры программы выпускного экзамена 1 вариант Бах И.С. «Соната №5» 1,2ч Допплер «Венгерская фантазия» Дебюсси К. «Лунный свет» 2 вариант Григ Э. «Поэтическая картинка» Дивьен Ф. «Концерт №4» 1ч Бриччиальди «Венецианский карнавал» 3 вариант Григ Э «Песня Сольвейг» Гайдн Г. «Соната№3» 1,2ч. Форе Г. «Фантазия» III. Требования к уровню подготовки обучающихся Реализация программы обеспечивает: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; – сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; – знание репертуара для флейты, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, 34 этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями; – знание художественно-исполнительских возможностей флейты; – знание профессиональной терминологии; – наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений; – навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; – навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; – наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; – наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Основными видами контроля успеваемости являются: текущий контроль успеваемости учащихся промежуточная аттестация итоговая аттестация. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий 35 характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; - качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы; - темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены. Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. 36 Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной аттестации). На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году. По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся. Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы. На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в результате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно 37 Положению о порядке и обучающихся, освоивших формах проведения итоговой дополнительные аттестации предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств). 2. Критерии оценки 5 («отлично») Таблица 4 технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая малохудожественная подготовка, игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень 38 готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на академическом концерте или экзамене; другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного обучения на трубе является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. 39 При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности трубы. В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. 2. Периодичность занятий – каждый день. 3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности. 4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. 5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Возможные виды домашнего задания: упражнения для развития звука (выдержанные ноты); работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); 40 работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); чтение с листа. 6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика. 7. Для успешной реализации программы «Специальность (флейта)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список нотной литературы Хрестоматии для флейты Гречишников Д. Альбом ученика –флейтиста Киев 1969г. Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 1-2 класс» М., 1976 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 3-4 класс» М., 1978 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 3-4 класс» М., 1982 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 1-3 класс 1ч.» М., 2005 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 1-3класс 2ч.» М., 2005 Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты. 3-4 класс Пьесы,Этюды,Ансамбли» М., 2004 Сборники этюдов и упражнений для флейты Ягудин Ю. «Легкие этюды для флейты» М., 1968 Гарибольди 100 этюдов Должиков Ю. Хрестоматия для флейты. Этюды для 3-5 классов Платонов Н. «Этюды для музыкальных училищ» тетр.1 Келлер Э. «Десять этюдов для флейты» М., 1940 Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты» М., 1947 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 2» М., 1960 41 Келлер Э. «Этюды для флейты тетрадь 3» М., 1960 Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты» М., 1938 Сборники пьес для флейты «библиотека классической флейты» NY., 1999 Изд. Музыка «Лунный свет» М., 2011 Федорова А.В. Федорова В.В. педагогический репертуар Флейта 1-ый класс М. 1998 Вишневский В. «Пьесы для флейты и фортепиано» С-П., 2000 Семенова Н.И. Новикова А.Г. «Пьесы для начинающих» С-П., 1998 Великанов С. «Вариации Данкла Ш.» М., 2002 Зайвей Е. «Музыка для флейты. Ансамбли ч1.» С-П., 2004 Зайвей Е. «Музыка для флейты. Ансамбли ч2.» С-П., 2004 Должиков Ю. «Концертные пьесы для флейты и фортепиано» М., 2006 Должиков Ю. «Детский альбом для флейты и фортепиано» М., 2004 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1958 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1964 Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 1983 Сборник пьес советских композиторов для флейты. М., 1966 Учебный репертуар ДМШ. Флейта I класс. Сборник пьес. - Киев, 1977 Учебный репертуар ДМШ. Флейта II класс. Сборник пьес. - Киев, 1978 Учебный репертуар ДМШ. Флейта III класс. Сборник пьес. - Киев, 1979 Учебный репертуар ДМШ. Флейта IV класс. Сборник пьес. - Киев, 1980 2. Список методической литературы Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971 Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. 42 Вып. 4. М., 1976 Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971 Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956 Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997. С 45-47 Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142 Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38 Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987 Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956 Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81 Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994 Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956 Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996 Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54 Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). 43 Киев, 1986 Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979 Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986 Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998 Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990 Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988 Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982 Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355 Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982 Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990 Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989 Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986 Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975 44