Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ и ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету ПО.ТИМ.02.02. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 2024 г. Разработчики: - О.А. Давиденко, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория; - Т.Г. Симонова, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. Рецензент: - Радишевская М.А., заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори». Структура программы учебного предмета «Слушание музыки» I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы. I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение». Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: - развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; - формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. 4 3. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Классы Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации 1 2 1 полугодие 2 полугодие 16 16 8 24 3 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 16 17 16 17 98 8 8 8.5 8 8.5 49 24 24 25.5 24 25.5 147 контр. урок 1 полугодие Всего часов контр. урок зачет 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель: - воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачи: - развитие интереса к классической музыке; - знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; - воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания; - приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций; - осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности; - накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления; - развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию); - развитие ассоциативно-образного мышления. С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети 5 постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности. Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения. На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого. 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: 6 - объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером); - поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах); - игровые (разнообразные формы игрового моделирования). 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются фортепиано/роялем, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (доски, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. II. Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. I год обучения № тем 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование тем 1-я четверть Роль музыки в нашей жизни Содержание музыкальных произведений: 1) События исторического прошлого. 2) Образы природы в музыке. 3) Сказочные образы в музыке. Средства музыкальной выразительности. Контрольный урок. 2-я четверть В мире музыкальных инструментов. Повторение. Контрольный урок. 3-я четверть Беседа о жанрах. Знакомство с жанрами в литературе, живописи, музыке. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Марши. Повторение. Контрольный урок. 4-я четверть 10. Инструментальная музыка. Танцы. 11. Повторение. Контрольный урок. 12. Повторение материала первого года обучения. Итого кол-во часов 1 3 4 1 6 2 1 1 4 2 2 1 4 1 1 2 36 часов 7 II год обучения № тем Наименование тем кол-во часов 1-я четверть Повторение: 1) Сказка в музыке. 2) Образы природы в музыке. 13. 3) Выразительные средства. 4) Инструментальная музыка. 5) Вокальная музыка. 1 1 1 3 2 Итоговый урок. 1 2-я четверть 14. Программная музыка. Итоговый урок. 8 1 3-я четверть 15. Музыка в театре. Опера. Итоговый урок. 9 1 4-я четверть 16. Музыка в театре. Балет. Итоговый урок. 7 1 36 часов Итого III год обучения № тем Наименование тем кол-во часов 1-я четверть 17. Повторение: 1) Программная музыка. 2) Музыка в театре. Контрольный урок. 3 5 1 2-я четверть 18. Строение мелодии. 19. Музыкальные формы: 1)Период. Одночастная форма. 2)Куплетная форма. 3)Простая 2-х частная форма 4) Простая 3-х частная форма 5)Вариации. Контрольный урок. 3-я четверть 6)Рондо. 7)Канон. 8)Циклические формы: а)сюита б)сонатно-симфонический цикл 9)Сонатная форма. Контрольный урок. 1 1 1 1 2 2 1 2 1 4 2 1 4-я четверть 20. Повторение пройденных музыкальных форм. Контрольный урок. Музыкальная викторина на определение музыкальных форм. Итого 6 1 1 36 часов Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию. Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ. Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры. Содержание учебного предмета Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения. Годовые требования. Содержание разделов Первый год обучения 1-я четверть Тема 1. Роль музыки в нашей жизни Урок 1. Музыка вокруг нас. Авторы и исполнители. Музыкальные примеры: 1. И. Дунаевский. «Марш веселых ребят», слова Лебедева-Кумача. 2. В. Агапкин. «Прощание Славянки». 3. Л. Бетховен. «Лунная соната», 1 часть. Тема 2. Содержание музыкальных произведений Урок 2. События исторического прошлого в музыке. Музыкальные примеры: 1. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», V ч., «Ледовое побоище» (фрагмент). 2. М. Глинка. Хор «Славься» из эпилога оперы «Иван Сусанин». 3. А. Бородин. Ария Игоря из 2 д. оперы «Князь Игорь». Урок 3. Картины природы в музыке. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 8 2. П. Чайковский. «Времена года»: «Песнь жаворовка», «На тройке», «Осенняя песнь». Урок 4. Мир сказки в музыке. Музыкальные примеры: 1. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 2. П. Чайковский. «Шоколад (испанский танец), «Чай» (китайский час), танец феи Драже из балета «Щелкунчик». 3. М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». 4. Н. Римский-Корсаков. «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане». Тема 3. Выразительные средства музыки Урок 5. Ритм. Темп. Основные музыкальные темпы: Largo, Adagio, Andante, Moderato, Allegro, Presto. Музыкальные примеры: 1. Л. Бетховен. «Мотив судьбы» из 5 симфонии. 2. М. Равель. «Болеро» (фрагмент). 3. А. Хачатурян. «Танец юношей» (лезгинка) из балета «Гаяпэ». 4. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». 5. Э. Григ. «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт». 6. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома». Урок 6. Регистры. Лады. Главные лады европейской музыки – мажор, минор. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. «Белка» и «Тридцать три богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане». 2. Э. Григ. «В пещере горного кораля» из сюиты «Пер Гюнт». 3. П. Чайковский. «Песня жаворонка» из «Детского альбома». 4. П. Чайковский. «Болезнь куклы» и «Сладкая греза» из «Детского альбома». Урок 7. Музыкальные тембры. Знакомство с тембрами различных инструментов на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк». Урок 8. Мелодия как основа музыкального произведения. Мелодия как самостоятельное художественное произведение (народная песня). Типы мелодий: песенная, речитативная, инструментальная. Аккомпанемент. Музыкальные примеры: 1. «Ай, во поле липенька» - русская народная песня. 2. Речитатив и ария Сусанина из 4 д. оперы М. Глинки «Иван Сусанин». 3. Ф. Шопен. Ноктюрн Es dur/ 4. К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» 5. П. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома». Урок 9. Контрольный урок (см. «Приложение» № 1). 9 2-я четверть Тема 4. В мире музыкальных инструментов Урок 10. Клавишные: клавикорд, клавесин, фортепиано, рояль. Музыкальные примеры: 1. И. Бах Французская сюита №5. Сарабанда и Жига (клавесин) 2. Ф. Куперен. Пьесы для клавесина «Барабанщики», «Пряхи». 3. И. Бах. ХТК. Прелюдия и фуга C dur, Прелюдия и фуга c moll из 1 тома (клавесин). Урок 11. Струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Музыкальные примеры: 1. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина ор. 3. № 11 d moll (фрагмент). 2. И. Бах. Сюита № 5 с moll для виолончели. « 1 Прелюдия. № 5 Гаворт ( фрагменты). 3. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll. Урок 12. Струнно-щипковые: арфа, лютия, мандолина, гитара, домра, балалайка, гусли. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Вступление (арфа). 2. Цыганская венгерка (гитары). 3. «Коробейники» (балалайка, гитара). 4. «Я с комариком плясала» (балалайка). 5. «Светит месяц, светит ясный» (звончатые гусли, баян). 6. Сибирская полечка (балалайка и русский народный оркестр им. Андреева). 7. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», 3 д. 3 к. «Утренняя серенада» (мандалины). 8. Д. Шостакович. Сцена на ярмарке из к/ф «Овод» (домра, ансамбль народных инструментов). Урок 13. Баян. Аккордеон. Музыкальные примеры: 1. «Сибирская проходочка». 2. «Светит месяц». 3. «Осенний сон». 4. «Память цыетов». ПРИМЕЧАНИЕ. Все пьесы даны в исполнении А. Полудницына 20 (баян), а также предлагается концерт учащихся класса аккордеона. Урок 14. Деревянно-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Ранние предшественники духовных инструментов. 1. П. Чайковский. Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик» (флейта, фагот). 2. П. Чайковский. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» (флейта). 3. А. Вивальди. Концерт для гобоя, струнных и клавесина C dur. Соч. 8 № 12 (фрагмент). 4. П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой). 5. С. Прокофьев. «Золушка». «Урок танца» (фагот). 10 6. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», 3 д. Песня Леля (соло кларнета). Урок 15. Медно-духовые: труба, валторна, тромбон, туба. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Щелкунчик» Испанский танец (труба). 2. С. Прокофьев. «Золушка». «Принц и сапожники» (туба, труба с сурдиной). 3. П. Чайковский. «Щелкунчик». Танец пастушков (средняя часть – трубы). 4. А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч., главная тема (валторна). 5. П. Чайковский. Симфония №5, 2 ч. (валторна). 6. Л. Бетховен. «Три Eguale» для 4-х тромбонов (фрагмент). Тема 5. Повторение Уроки 16-17. Закрепление темы Музыкальные инструменты. Определение на слух инструментальных тембров в музыкальных примерах. Урок 18. Контрольный урок (см. «Приложение № 2). 3-я четверть Тема 6. Жанры Урок 19. Жанр – вид искусства. Жанры в литературе, живописи. Музыкальные жанры: 1. вокальные (песня, ария, романс); 2. инструментальные (марш, вальс, полька, мазурка); 3. музыкально-театральные (опера, балет). Музыкальные примеры: 1. В. Шаинский. «Вместе весело шагать». 2. «Я встретил Вас» - старинный русский романс. 3. С. Прокофьев. Марш из сборника «Детская музыка». 4. П. Чайковский. Мазурка, полька из «Детского альбома». Тема 7. Вокальная музыка Урок 20. Понятие вокальной музыки. Пение a capella. Характеристика певческих голосов. Музыкальные примеры: 1. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (бас). 2. Ария ленского «Что день..» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» 9тенор). 3. Ария людимлы из 4 д. оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (сопрано). 4. Песня Марфы из оперы М. Мусоргского «Хованщина» (меццо-сопрано). 5. Ария Ольги из I к. оперы Чайковского «Евгений Онегин» (контральто). Урок 21. Песенные жанры. Русские революционные песни – яркий художесвтенный памятник героического прошлого нашего народа. Музыкальные примеры: 1. «Смело, друзья, не теряйте» Н. Песков, сл. М. Михайлова. 2. Л. Радин. «Смело, товарищи, в ногу». 3. «Варшавянка» (русский текст Г. Кржижановского) и другие революционные песни. 11 Урок 22. Совестские массовые песни. Музыкальные примеры: 1. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. «Марш веселых ребят». 2. А. Островский, сл. Л. Ошанина. «Пусть всегда будет солнце». 3. Дм. И Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача. «Москва майская». 4. Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского. «Родина слышит» и другие песни. Урок 23. Знакомство с другими вокальными жанрами: ария, романс, вокальный дуэт, вокальное трио, хоровая миниатюра. Музыкальные примеры: 1. «Ночь светла» - старинный русский романс. 2. П. Булахов. «Не пробуждай воспоминаний» - романс. 3. Дуэт Татьяны и Ольги из опера П. Чайковского «Евгений Онегин». 4. Дуэт Лизы и Полины из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». 5. В. Власов. «Фонтан у бахчисарайского дворца» (вокальное трио). 6. В. Мурадели. «Сны-недотроги» (вокальный ансамбль преподавателей). Тема 8. Инструментальная музыка Урок 24. Марши. Особенности жанра. Виды маршей: детские, сказочнофантастические, торжественные, военно-строевые, свадебные, траурные. Музыкальные примеры: 1. Д. Верди. Марш из оперы «Аида». 2. П. Чайковский. Марш из балеты «Щелкунчик». 3. С. Прокофьев. Марш из сборника «Детская музыка». 4. Ф. Мендельсон. «Песни без слов» (траурный марш). 5. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома». 6. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 7. В. Агапкин. «Прощание славянки». 8. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». 9. Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Урок 25. Песни- марши. Музыкальные примеры: 1. И. Дунаевский, сл. Лебедева-Кумача. «Марш веселых ребят». 2. Ю. Хайт, сл. П. Германа. «Авиамарш». 3. В. Соловьев-Седой, сл. Глейзарова. «Марш нахимовцев». Уроки 26-27. Повторен7ие тем: «Жанры», «Вокальная и инструментальная музыка». Урок 28. Контрольный урок (см. «Приложение» №3). 4-я четверть Тема 10. Инструментальная музыка Урок 29-30. Танец. Народные танцы. Музыкальные примеры: 1. «Камаринская». 2. «Трепак» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». 3. Гопак – украинский народный танец. 12 4. Бульба – белоруский народный танец. 5. Жок – молдавский народный танец. 6. Лезгинка – дагестанский народный танец. 7. Э. Григ. Норвежский танец № 2 (A dur). 8. И. Брамс. Венгерский танец № 5 (fis moll). Урок 31. Вальс. Полька. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Вальс из «Детского альбома». 2. Д. Шостакович. Вальс-шутка из балетной сюиты № 1. 3. Ф. Шуберт. Вальс h moll. 4. Ф. Шопен. Вальс cis moll. 5. П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». 6. М. Глинка. «Полька». 7. П. Чайковский. Полька из «Детского альбома». 8. С. Рахманинов. Итальянская полька. 9. Д. Шостакович. Полька из балета сюиты № 1. Урок 32. Мазурка. Полонез. Музыкальные примеры: 1. Ф. Шопен. Мазурка C dur (ор.56 № 2). 2. Ф. Шопен. Полонез A dur (ор.40 № 1). 3. П. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома». 4. М. Глинка. Мазурка и Полонез из 2 д. оперы «Иван Сусанин». 5. П. Чайковский. Полонез из 6 к. оперы «Евгений Онегин». Тема 11. Повторение Урок 33. Закрепление темы: «Танцевальная музыка». Урок 34. Контрольный урок. Тема 12. Повторение материала первого года обучения Уроки 35-36. Закрепление новых терминов и понятий. Музыкальная викторина, конкурс творческих работ учащихся. Второй год обучения 1-я четверть Тема 13. Повторение Урок 1. Сказка в музыке. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик». 2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 3. П. Чайковский. Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик». 4. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки». 5. П. Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома». 6. П. Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома». 13 Урок 2. Образы природы в музыке. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 2. М. Мусоргский. «Тюильрийский сад» из «Картинок с выставки». 3. М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». 4. П. Чайковский. «Осенняя песнь» из «Времен года». 5. П. Чайковский. «Зимнее утро» из «Детского альбома». Урок 3. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, регистр, лад, гармония, тембр. Музыкальные примеры: 1. К. Глюк. «Мелодия». 2. А. Дворжак. «Мелодия». 3. М. Равель. «Болеро». 4. Д. Шостакович. Эпизод нашествия из 1 части «Ленинградской симфонии». 5. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». 6. М. Мусоргский. «Быдло» из «Картинок с выставки». 7. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки». Урок 4-5. Музыкальные инструменты. Повторение пройденного и знакомство с новыми инструментами: орган, ударные инструменты. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада», 1 ч., тема Шехерезады (соло скрипки). 2. П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Сцена письма Татьяны, раздел 2 (соло гобоя). 3. П. Чайковский. Испанский танец «Шоколад» (соло трубы). 4. И. Бах. Токката и фуга d moll (орган). 5. Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру для молодёжи (ударные). Урок 6. Виды инструментальных ансамблей. Оркестр. Музыкальные примеры: 1. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll. 2. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина. 3. П. Чайковский. Первый струнный квартет, ч. 2. 4. П. Чайковский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, a moll, ор. 50. 5. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада», ч. 4. Урок 7-8. Вокальная музыка. Закрепление пройденного и знакомство и новыми жанрами (ариозо, ариетта, серенада, каватина, элегия, баллада). Музыкальные примеры: 1. В. Белый. «Орленок». 2. М. Глинка. «Жаворонок». 3. А. Гурилев. «Однозвучно гремит колокольчик». 4. Д. Кабалевский. «Наш край». 5. А. Островский. «пусть всегда будет солнце». 6. П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин». 7. А. Бородин. Ария Игоря из оперы «Князь Игорь». 8. П. Чайковский. Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин». 9. Ф. Шуберт. «Серенада». 10. Ф. Шуберт. «Лесной царь» (баллада). 11. Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из пролога оперы «Снегурочка». 14 12. В. Моцарт. Каватина Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». 13. М. Глинка. Элегия «Не искушай меня без нужды». Урок 9. Контрольный урок (см. «Приложение» № 4). 2-я четверть Тема 14. Программаная музыка Урок 10-15. Понятие программности. Источники музыкальной программы. Выразительные и изобразительные средства программной музыки. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Времена года». 2. М. Мусоргский. «Картинки с выставки». Урок 16-17. Программная инструментальная сюита. Музыкальные примеры: К. Сен-санс. «Карнавал животных». Урок 18. Контрольный урок (см. «Приложение» № 5). 3-я четверть Тема 15. Музыка в театре. Опера Урок 19-23. Опера. Особенности жанра. Сказочные, исторические, лирические оперы. Либретто. Исполнители оперы. Композиция оперы. Оперные формы (увертюра, антракт, ария, речитатив, ансамбль, хор). Музыкальные примеры: Фрагменты из оперы Н. Римского0Корсакова «Сказка о царе Салтане»: 1. Вступление к 1 д. 2. Вступление ко 2 д. 3. Вступление к 4 д. 2-й картины «Три чуда». 4. Колыбельная (1 д.). 5. Ариозо царевны лебедь (2 д.). 6. Полет шмеля (3 д.). 7. Пролог. 8. Ариозо Милитрисы ( 1 д.). Урок 24-27. Знакомство с оперой Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные примеры: 1. Увертюра. 2. Две песни баяна (1 д.). 3. Каватина Людмилы (1 д.). 4. Сцена похищения Людмилы (1 д.). 5. Речитатив и рондо Фарлама (2 д.). 6. Ариозо Руслана (2 д.). 7. Персидский хор (3д.). 8. Каватина Гориславы (3 д.). 9. Ария Людмилы (4 д.). 10. Марш Черномора (4 д.). 11. Восточные танцы (4 д.). 12. Хор «Ах ты, свет Людмила» (5 д.). 15 Урок 28. Контрольный урок (см. «Приложение» № 6). 4-я четверть Тема 16. Музыка в театре. Балет Урок 29-31. Балет. Особенности жанра. Структура. Формы балетного спектакля: сольный и ансамблевый танец, кордебалет, пантомима, вариации, дивертисмент. Музыкальные примеры: Фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик»: 1. Украшение и зажигание елки (1 д.). 2. Марш (1 д.). 3. Вальс снежных хлопьев (1 д.). 4. Испанский танец «Шоколад» (2 д.). 5. Арабский танец «Кофе» (2 д.). 6. Китайский танец «Чай» (2 д.). 7. Русский танец «Трепак» (2 д.). 8. Танец пастушков (2 д.). 9. Танец феи Драже (2 д.). 10. Вальс цветов (2 д.). Урок 32-35. Знакомство с балетом с. Прокофьева «Золушка. Музыкальные примеры: 1. Па де шаль (1 д.). 2. Золушка (1 д.). 3. Фея-нищенка (1 д.). 4. Урок танца (1 д.). 5. Гавот (1 д.). 6. Отъезд Золушки на бал (1 д.). 7. Дуэт Принца и Золушки (2 д.). 8. Полночь (2 д.). 9. Принц и сапожники (3д.). 10. Первый галоп Принца (3д.). 11. Аморозо (3д.). Урок 36. Контрольный урок (см. «Приложение» № 7). Третий год обучения 1-я четверть Тема 17. Повторение Урок 1-3. Программная музыка. Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми музыкальными произведениями. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Времена года» (фрагменты). 2. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (фрагменты). 3. К. Сен-санс. «Карнавал животных» (фрагменты). 16 Урок 4-8. Музыка в театре. Закрепление пройденного материала, знакомство с новыми произведениями. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). 2. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»: Песня Варяжского гостя (4 к.). Песня Индийского гостя (4 к.). Песня Веденецкого гостя (4 к.). Песня Садко с хором «Высота» (4 к.). 3. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» (фрагменты). 4. П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (фрагменты). 5. С. Прокофьев. Балет «Золушка» (фрагменты). Урок 9. Контрольный урок (см. «Приложение» № 8). 2-я четверть Тема 18. Строение мелодии Урок 10. Строение мелодии. Членение на мотивы и фразы. Музыкальные примеры: 1. Ф. Лещинская. «Мы отважные туристы». 2. «Я на горку шла», русская народная песня. 3. «Пойду ль я, выйду ль я», русская народная песня. 4. Р. Пятц. «Кап, кап». 5. Д. Львов-Компанеец. «День рождения». 6. «Белка пела и плясала», словенская народная песня. 7. «Где ты был, мой баран?» венгерская народная песня21. Тема 19. Музыкальные формы Урок 11. Понятие музыкальной формы. Построение и цезура. Изложение и развитие. Период, его структира. Одночастная форма. Понятие музыкальной темы. Музыкальные примеры: 1. Ф. Шопен. Прелюдия A dur. 2. И. Бах. Прелюдия C dur (1 т. ХТК). 3. Д. Кабалевский. «Маленькая полька», ор. 39 № 2. 4. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку». 5. Ж. Арман. «Пьеса». 7. Г. Галынин. «Чижик». 8. Д. Левидова. «Песня»22. Урок 12. Куплетная форма. 1. Ф. Шуберт. «Форель». 2. Ф. Шуберт. «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». 3. Ф. Шуберт. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь». 4. Д. Кабалевский. «Наш край». 5. М. Глинка. «Жаворонок». 6. А. Островский. «Пусть всегда будет солнце». 7. В. Соловьев-Седой. «Подмосковные вечера». 8. Д. Кабалевский. «Мельник, мальчик и осел». 17 9. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Свадебный хор (3 д.). Урок 13. Простая 2-х частная форма. Её разновидности. Музыкальные примеры: 1. Л. Бетховен. «Сурок». 2. М. Глинка. «Полька» d moll. 3. Ф. Мендельсон. «Песни без слов» для фортепиано №№ 12, 16, 37, 44. 4. А. Лядов. «Бирюльки» № 11. 5. Ф. Шуберт. «Экосез» ор. 18. 6. «Полли чаем угощает», английская народная песня. 7. «Что за гусь», чешская народная песня. 8. «Матушка моя», польская народная песня. 9. «Бульба», белорусский народный танец23. Урок 14-15. Простая 3-х частная форма. Её разновидности. Музыкальные примеры: 1. Чешская народная песня «Аннушка». 2. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Ария Снегурочки из пролога «С подружками по ягоды ходить». 3. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». 4. П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома». 5. П. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». 6. А. Гречанников. «Мазурка». 7. И. Бах. «Волынка». 8. Э.Григ. Вальс e moll. 9. П. Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин». 10. А. Бородин. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». 11. М. Глинка. Вторая песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила». 12. П. Чайковский. «Мазурка» из «Детского альбома». 13. П. Чайковский. «Сладкая греза» из «Детского альбома». Урок 16-17. Вариации. Музыкальные примеры: 1. И. Беркович. Вариации на русскую народную песню. 2. Д. Кабалевский. Легкие вариации на тему русской народной песни. 3. М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». 4. В. Моцарт. Соната A dur, ч. 1. 5. М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина». 6. М. Глинка. «Персидский хор» их 3 д. оперы «Руслан и Людмила». 7. М. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская». 8. Д. Шостакович. Симфония № 7, ч 1. Эпизод нашествия. 9. Й. Гайдн. Симфония № 103, Es dur, ч.2 (вариации на 2 темы). 10. Д. Кабалевский. Ор. 51. Легкие вариации на тему словацкой народной песни. 11. С. Майкапар. Ор. 8 № 14. Вариации на русскую тему. Урок 18. Контрольный урок. Повторение пройденного. Определение музыкальных форм в музыкальных примерах. 3-я четверть Урок 19-20. Рондо. Музыкальные примеры: 1. Й. Гайдн. Соната D dur (финал). 18 2. В. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый…» из оперы «Свадьба Фигаро». 3. М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». 4. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». 5. А. Бородин. Романс «Спящая княжна». Урок 21. Понятие полифонии. Имитация. Канон. Музыкальные примеры: 1. М. Глинка. Квартет «Какое чудное мгновение» из 1 д. оперы «Руслан и Людмила». 2. П. Чайковский. Дуэт Ленского и Онегина «Враги» из оперы «Евгений Онегин». 3. И. Бах. Двухголосные инвенции C dur, F dur. Урок 22-25. Циклические формы и жанры. Старинная сюита, характеристика танцев. Сонатно-симфонический цикл, характеристика частей. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». 1 ч. «Утро». 2 ч. «Смерть Озе». 3 ч. «Танец Анитры». 4 ч. «В пещере горного короля». 2. И. Бах. Французская сюита № 5. 3. Й. Гайдн. Соната e moll, 1-3 чч. (фрагменты). Урок 26-27. Сонатная форма. Общая схема. Характеристика основных разделов экспозиции. Музыкальные примеры: 1. Й. Гайдн. Соната D dur, 1 ч. 2. Й. Гайдн. Соната e moll, 1 ч. 3. В. Моцарт. Симфония № 40 g moll, 1 ч. 4. Й. Гайдн. Симфония № 103 Es dur, 1 ч. Урок 28. Контрольны урок. 4-я четверть Тема 20. Повторение Урок 29-34. Повторение всех пройденных музыкальных форм. Урок 35. Контрольный урок (см. «Приложение» № 9). Урок 36. Музыкальная викторина по теме «Музыкальные формы» урок (см. «Приложение» № 10). ПРИЛОЖЕНИЯ Материалы к контрольным урокам 1. Музыкальная викторина по теме: «Выразительные средства музыки» Задание: в каждом музыкальном фрагменте викторины выделить наиболее важное выразительное средство. Список произведений к викторине: Э. Григ. «Смерть Озе» (темп, лад). А. Хачатурян. Танец юношей из балета «Гаянэ» (ритм). 19 П. Чайковский. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (регистр). К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и эвридика» (мелодия). Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (темп). Э. Григ. «В пещере горного короля» (темп, лад). Н. Римский-Корсаков. «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» (регистр). Л. Бетховен. «Мотив судьбы» из 5 симфонии (ритм). 2. Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты» Примерные вопросы к учащимся: Найдите правильный вариант расположения клавишных инструментов по мере их появления: Рояль Фортепиано Клавикорд Клавесин Клавикорд Клавесин Фортепиано Рояль Фортепиано Клавикорд Клавесин Рояль Назовите струнно-смычковые музыкальные инструменты. Покажите, где музыканты держали гудок. Почему со временем они перенесли его на плечо? Как называлась маленькая «карманная» скрипочка и кто на ней играл? Назовите итальянских скрипичных мастеров. Перечислите струнно-щипковые инструменты. Выделите русские народные инструменты. На какие группы делятся духовые инструменты? Перечислите предметы, предшествующие духовым инструментам. Список произведений к викторине: П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (арфы, валторны). Цыганская венгерка (гитары). П. Чайковский. Китайский танец из балет «Щелкунчик» (фагот, флейта). Й. Гайдн. Симфония № 103, 1 ч., вступление (виолончели, контрабасы, фаготы). П. Чайковский. Испанский танец из балета «Щелкунчик» (труба). «Я с комариком плясала» (балалайка). П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой). С. Прокофьев. Урок танца из балета «Золушка» (фагот). Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано A moll (скрипка, фортепиано). С. Прокофьев. «Принц и сапожники» из балета «Золушка» (туба, труба). И. Бах. Сарабанда из французской сюиты № 5 (клавесин). «Светит месяц, светит ясный» (звончатые гусли, баян). А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч. (валторна). С. Прокофьев. «Утренняя серенада» из балета «Ромео и Джульетта» (мандолины). 3. Контрольный урок по теме: «Жанры», «Вокальная и инструментальная музыка» Примерные вопросы к учащимся: Что такое жанр? 20 Назовите известные вам жанры в живописи и покажите их. Определите по следующим фрагментам литературные и поэтические жанры: «Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести очки». «В некотором царстве, в некотором государстве жили были старик и старуха, и было у них три сына» «Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…» Какая музыка называется вокальной? Перечислите вокальные жанры. Как называется пение без инструментального сопровождения? Назовите певческие голоса. Перечислите инструментальные жанры. Какие виды маршей вы запомнили? Список произведений к викторине: Определите вокальный жанр: «На прививку!» (песня). Назовите певческий голос: Ария Руслана из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (бас). Определите вид марша: Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (сказочно-фантастический). Определите вокальный жанр: М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье» (романс). Назовите певческие голоса: П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» (сопрано, контральто). Определите певческий голос: Песня Юродивого из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (тенор). Определите вид марша: Д. Верди. Марш из оперы «Аида» (торжественный). 4. Контрольный урок по теме: «Вокальная музыка» Примерные вопросы к учащимся: Что такое жанры в музыке? Назовите известные вам музыкальные жанры. К каким видам музыки следует отнести песню, танец, хор, симфонию? Объясните, что такое куплетное строение песни. Назовите песни, в которых запев и припев контрастно. Какими музыкальными средствами это достигается? Чем отличается ария от ариетты, ариозы? Объясните термины: элегия, серенада, баллада. 21 Список произведений к музыкальной викторине: М. Глинка. «Жаворонок» (песня). Ф. Шуберт. «Серенада» (серенада). В. Моцарт. Каватина из 1 д. оперы «Свадьба Фигаро» (каватина). Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ариетта Снегурочки из пролога (ариетта). М. Глинка. Элегия «Не искушай меня без нужды» (элегия). А. Гурилев. «Однозвучно гремит колокольчик» (романс). П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», ариозо Онегина из 1 к. (ариозо). А. Бородин. Опера «Князь Игорь», ария Игоря из 2 д. (ария). Ф. Шуберт. «Лесной царь» (баллада). 5. Контрольный урок по теме: «Программная музыка» Список произведений к музыкальной викторине: П. Чайковский. «На тройке» из «Времен года». М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки». К. Сен-Санс. «Лебедь». П. Чайковский. «Песнь жаворонка» из «Времен года». М. Мусоргский. «Быдло» из «Картинок с выставки». К. Сен-Санс. «Слоны» из «Карнавала животных». П. Чайковский. «Подснежник из «Времен года». М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из «Картинок с выставки». К. Сен-Санс. «Аквариум» из «Карнавала животных». Примерные вопросы к учащимся: Что такое программная музыка? С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям? Какие пьесы являются программными в сборниках «Детский альбом» П. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Альбом для юношества» Р. Шумана? Расскажите о пьесе П. Чайковского «На тройке». Объясните её содержание. Расскажите о пьесах из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Вспомните пьесы «Королевский марш львов», «Куры и Петухи», «Антилопы», «Кенгуру» и «Слоны». Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения? Какие изобразительные приемы помогают узнать «Длинноухих» персонажей? Темы каких персонажей вы узнали прослушай финал «Карнавала животных»? 6. Контрольный урок по теме «Опера». Примерные вопросы к учащимся: Назовите известные вам оперы. Кто их авторы? Объясните, почему опера относится к музыкально-драматическим жанрам. Перечислите характерные черты оперного жанра. Объясните значение терминов: увертюра, ария, музыкальный антракт, монолог, 22 либретто, речитатив. На сюжет каких произведений написаны оперы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане»? Объясните значение терминов: вокальный дуэт, трио, квартет. Сколько в них исполнителей? Расскажите о содержании первого действия оперы «Руслан и Людмила» и перечислите музыкальные номера этого действия. Какими музыкальными средствами изображено похищение Людмилы? Сравните музыкальные характеристики Руслана и Фарлафа из второго действия. Как в музыке выражены черты их характера? Какое настроение выражено в арии Людмилы из четвертого действия? Где и какую характеристику в опере получает Черномор? Каковы музыкальные особенности этой характеристики? Перечислите танцы из 4 д. оперы. Кто их танцует? В каких действиях оперы есть хоровые сцены? Перечислите действующих лиц из опер «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане». В каком действии оперы «Сказка о царе Салтане» звучит фрагмент «Три чуда»? Музыкальная викторина по теме «Опера»: Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (главная партия). «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (3 д.). «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (4 д.). Ариозо царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» (2 д.). Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (2 д.). Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» (1 д.). Хор «Ах ты, свет Людмила» из оперы «Руслан и Людмила» (5 д.). «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» (1 д.). Первая песня баяна из оперы «Руслан и Людмила» (1 д.). 7. Контрольный урок по теме «Балет». Примерные вопросы к учащимся: Какие театры оперы и балета вы знаете? Что такое балет? Объясните значение терминов: пантомима, дивертисмент. По сказке какого писателя написан балет «Щелкунчик»? Сколько в нем действий? Где происходит 2 действие балета? Какие танцы из балета «Щелкунчик» вы помните? Музыка какого танца вам больше всего понравилась? Почему? Какими словами вы можете охарактеризовать музыку своего любимого танца? Какие инструменты наиболее ярко звучат в танце «Чай»; во вступлении «Вальсу цветов»? В каком танце звучит челеста? Ритм какого танца подчеркивают кастаньеты? На чей сюжет написан балет «Золушка»? Назовите действующих лиц балета «Золушка». 23 Какие музыкальные темы связаны с образами сестер Золушки и Принца? Список произведений к музыкальной викторине: П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»: Марш (1 д.). Испанский танец «Шоколад» (2 д.). Китайский танец «Чай» (2 д.). Танец феи Драже (2 д.). Вальс цветов (2 д.). С. Прокофьев. Балет «Золушка»: Па де шаль (1 д.). Гавот (1 д.). Отъезд Золушки на бал (1 д.). Принц и сапожники (3 д.). Первый галоп Принца (3 д.). 8. Контрольный урок по теме «Повторение». Список произведений к музыкальной викторине: П. Чайковский. «Времена года»: «Осенняя песнь» «На тройке» М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов» «Избушка на курьих ножках» К. Сен-Санс. «Карнавал Животных»: «Лебедь» «Куры и петухи» Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля» (3 д.). Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»: Песня Садко с хором «Высота» (4 д.). М. глинка. Опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа (2 д.). Марш Черномора (4 д.). П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»: Марш (1 д.). Танец феи Драже (2 д.). Вальс цветов (2 д.). С. Прокофьев. Балет «Золушка»: Урок танца (1 д.). Фея-нищека (1 д.). Полночь (2 д.). Примерные вопросы к учащимся: Назовите известные вам музыкальные жанры. Назовите известные вам оперы. Кто их авторы? Перечислите характерные черты оперного жанра. 24 Что такое программная музыка? Какие пьесы являются программными? Что такое программа? Вспомните название пьес из циклов «Времена года» П. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-санса. Какие программные пьесы вы играете или исполняли раньше? Расскажите о них. Какие театры оперы и балета вы знаете? Что такое балет? Назовите известные вам балеты. Кто их авторы? Перечислите формы балетного спектакля. 9. Контрольный урок по теме «Музыкальные формы» Примерные вопросы к учащимся: Назовите простейшую музыкальную форму и её составные части. По данным схемам определите музыкальные формы: abaca / aba / aa1a2a3a4 / ab / Что означают термины: Рондо Инвенция Сюита Имитация Соната Полифония Симфония Вариация Канон Перечислите основные и дополнительные танцы старинной сюиты. В какой форме пишутся первые части сонат и симфоний? Расположите в правильном порядке разделы сонатной формы (варианты): Реприза Экспозиция Экспозиция Экспозиция Реприза Разработка Разработка Разработка Реприза Расположите в правильном порядке разделы сонатного аллегро в экспозиции (варианты): Связующая Заключительная Побочная Главная Побочная Главная Главная Связующая Заключительная Побочная Связующая Побочная Главная Связующая Заключительная Заключительная 10. Список произведений к викторине по теме «Музыкальные формы»: М. Глинка. Полька (простая 2-х частная форма). М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя» (вариации). П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (простая 3-х частная форма). М. Глинка. Квартет «Какое чудное мгновенье» из 1 д. оперы «Руслан и Людмила» (канон). Ж. Арман. Пьеса (период). М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (рондо). П. Чайковский. Полька из «Детского альбома» (простая 2-х частная форма). Д. Кабалевский. Вариации на тему русской народной песни (вариации). 25 «Полли чаем угощает» - английская народная песня (простая 2-х частная форма). П. Чайковский. Дуэт «Враги!» из оперы «Евгений Онегин» (канон). В. Волков. «Светлячки» (период). С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (рондо). А. Гречанинов. Мазурка (простая 3-х частная форма). Д. Шостакович. 7 симфония, 1 ч., эпизод нашествия (вариации). Ф. Шуберт. Экосез ор. 18 (простая 2-х частная форма). В. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый…» из оперы «Свадьба Фигаро» (рондо). Г. Галынин. «Чижик» (период). И. Бах. «Волынка» (простая 3-х частная форма). М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина» (вариации). V. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах: - беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу; - обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере; - представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки). Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы. Требования к промежуточной аттестации класс 1 Форма промежуточной аттестации / требования Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала. Наличие первоначальных знаний и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка. Наличие умений и навыков: -слуховое восприятие элементов музыкальной Содержание промежуточной аттестации Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, скерцо, соло, тутти, кульминация, диссонанс, консонанс, основные типы интонаций, некоторые танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра. 2 речи, интонации; - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения); - воспроизведение в жестах, пластике, графике, в песенках-моделях ярких деталей музыкальной речи (невербальные формы выражения собственных впечатлений). Итоговый контрольный урок. Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о способах развития темы и особенностях музыкально-образного содержания. Наличие первичных умений и навыков: - умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций; Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых произведениях с ярким программным содержанием: Э.Григ, К.Сен-Санс, детские альбомы П.И.Чайковского, Р.Шумана, И.С.Баха, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А.Гаврилина. Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления: - выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа; - способы развития музыкальной темы (повтор, контраст); - исходные типы интонаций (первичные жанры); - кульминация в процессе развития интонаций. 27 3 - умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях, избранных с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся. Итоговый контрольный урок (зачет). Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра. Наличие умений и навыков: - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; - зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы; - умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций; - навык творческого взаимодействия в коллективной работе. Осознание особенностей развития музыкальной фабулы и интонаций в музыке, связанной с театрально-сценическими жанрами и в произведениях с ярким программным содержанием. Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления: - об исполнительских коллективах; - о музыкальных жанрах; - о строении простых музыкальных форм и способах интонационно-тематического развития. Музыкально-слуховое осознание и характеристика жанра и формы в произведениях разных стилей: А. Вивальди, И. С. Бах, К. В. Глюк, Ж. Б. Рамо, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э. Григ, К. Дебюсси, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Б. Бриттен. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики. Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся. Критерии оценки «5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале; «4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки; «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности. Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебнопрактические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, 28 двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки. Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка. В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В. В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления. С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями. На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула). Приемы игрового моделирования: - отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста; - сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации; - графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций; игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления; - исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес. Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм 29 слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин). Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки. VII. Материально-технические условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя: - учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано; - учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы); - наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров); - электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии); - библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс). Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 30 VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы Список методической литературы Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978 Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991 Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968 Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996 Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006 Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986 Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988 Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975 Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959 Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979 Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982 Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997 Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977 Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951 Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова. М.,1996 Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958 Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000 Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004 Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973 Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008 Способин И. Музыкальная форма. М., 1972 Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908 Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972 Учебная литература Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы. М., 2007 31