ДОП Вечерние классы_О

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
Протокол № 1
«26» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори»
_____________В.В. Чунина
«01» сентября 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ»

Срок реализации программы – 2-3 года

Полярные Зори
2023

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных
государственных требований к дополнительной общеобразовательной
программе в области Изобразительного искусства.

Организация-разработчик:
Муниципальное
бюджетное
учреждение
образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори»

дополнительного

Разработчики – Алешина Ирина Константиновна преподаватель
художественных дисциплин МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные
Зори»;
Рецензент Овсянникова Валентина Игоревна зам. директора по
УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»

I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
изобразительного искусства «Вечерние классы».
Целью

дополнительной

изобразительного

общеразвивающей

искусства

«Вечерние

программы

классы»

является

в

области
целостное

художественно-эстетическое развитие личности и приобретения ей в
процессе освоения ОП художественных и теоретических знаний, умений и
навыков

повышенной

сложности

и

углубленного

изучения

основ

академического рисования.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы в области
изобразительного искусства «Вечерние классы»:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания и духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми художественных и теоретических знаний, умений и
навыков

повышенной

сложности

и

углубленного

изучения

основ

академического рисования;
- приобретение опыта творческой деятельности;
-

подготовка

одаренных

детей

к

поступлению

в

образовательные

учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля, за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку

своему

преподавателями

труду,
и

формированию

обучающимися

в

навыков

взаимодействия

образовательном

с

процессе,

уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,

пониманию

наиболее

эффективных

способов

достижения

результатов.
Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы в
области изобразительного искусства «Вечерние классы».
- Срок реализации 3 годf;
- возраст поступающих 15-18 лет;
- продолжительность учебных занятий составляет 35 учебных недель;
- недельная нагрузка 8 аудиторных часов в неделю;
- занятия проводятся в форме групповых занятий.
Условия реализации ОП.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости,

привлекательности

представителей

и

всего

для

общества,

обучающихся

и

их

законных

духовно-нравственного

развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ
создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая:
- выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров и т. д.);
-

организовывать

посещение

учащимися

учреждений

культуры

(выставочных залов, музеев и т.д.);
- организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего
профессионального образования реализующие основные профессиональные
ОП в области изобразительного искусства;
- использовать в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
- самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке
педагогических работников и родителей;
- строить содержание программы с учетом индивидуального развития детей.
Материально-техническое обеспечение.
В школе имеется учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым:
мольбертами, стульями, столами, компактными досками. В кабинете истории

искусств имеется аппаратура для просмотра видео материала по предмету.
ДШИ имеет хороший натурный фонд, в который входят муляжи фруктов и
овощей, предметов быта, предметы утвари, драпировки различных цветов,
учебные гипсы (геометрические тела, розетки, головы и т.д.). Составляющие
данного натурного фонда позволяют выставлять учебные постановки любого
уровня сложности, творческих и учебных задач, отвечающих требованиям
ОП «Вечерние классы» и позволяют реализовать её во всей полноте. В ДШИ
имеется библиотека, в которую входят методическая и искусствоведческая,
познавательная,

художественная

и

справочная

литература,

а

также

специальные периодические издания: «Великие художники» и т.д.
Методическая обеспеченность.
Школа достаточно качественно укомплектована методической литературой.
Наряду с различными изданиями методического характера, которые хранятся
в библиотеке и доступны для преподавателей постоянно, имеется в наличии
большой объём учебных программ по всему спектру предметов ДШИ,
изданных в различное время. Их многообразие позволяет творчески
развивать

уже

имеющийся

опыт

Российской

и

Советской

школ

изобразительного искусства.
К методическому фонду школы относится и фонд лучших работ учащихся по
всем классам, предметам, темам занятий в ДШИ, который постоянно
пополняется. Основой данного методического фонда служат работы
лауреатов и победителей конкурсов, учебных дисциплин. У каждого
преподавателя имеется индивидуальный методический фонд детских работ,
которые служат образцами и примерами для выполнения заданий. Этот фонд
работ учащихся позволяет более полно решать задачи профессионального,
технического и изобразительного характера, поставленных в дополнительной
общеразвивающей
«Вечерние классы».

программы в области изобразительного

искусства

ДШИ имеет выставочный зал, где регулярно проходят выставки работ
учащихся,

преподавателей,

углублению

и

конкурсов.

расширению

подготовки

Подобные

выставки

обучающихся,

служат

определяемой

дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства «Вечерние классы», стимулируют творческую активность детей,
расширяют

кругозор,

формируют

правильные

эстетические

взгляды,

воспитывают патриотизм и любовь к родному искусству.
Материально-техническая база ДШИ соответствует всем санитарным и
противопожарным нормам.
II. Учебный план
№

Наименование

п.п.

предмета

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в

Кол-во часов за

год

весь период
обучения

1 год

2 год

3 год

1

Рисунок

3

3

3

99

297

2

Живопись

3

3

3

99

297

3

Композиция

2

2

2

66

132

8

8

8

264

792

станковая
ВСЕГО

1. Возраст приема детей – 15-17 лет
2. В класс принимаются учащиеся, закончившие 5-8-летнее обучение в ДШИ.
3.

Занятия

по

учебным

предметам

и

проведение

консультаций

осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10
человек.
4. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся по итогу полугодий.
III. Планируемые результаты.

Результатом освоения Дополнительной общеразвивающей программы в
области

изобразительного

искусства

«Вечерние

классы»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
1. Знание терминологии изобразительного искусства;
2. Умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
3. Умение создавать художественный образ на основе решения технических
и творческих задач;
4. Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
5. Навыков цветового строя произведений живописи;
6. Навыков работы с подготовительным материалом: этюдами, набросками,
эскизами;
7. Навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,
передач их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
8. Навыков подготовки работ к экспозиции.
Творческая деятельность учащихся ДШИ.
- Участие учащихся ДШИ в конкурсах различного уровня и ранга: городских,
областных, межрегиональных, всероссийских, международных.
- активная выставочная деятельность школьников в пределах города и
области
- проведение ежегодного открытого регионального конкурса-выставка
художественного творчества обучающихся и преподавателей ДШИ, ДХШ

«САЛМА-АРТ» на базе МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные
Зори».
- активная творческая деятельность преподавателей ДШИ. Участие в
выставках,

конкурсах

школьного,

городского,

областного,

межрегионального, всероссийского и международного уровня.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве
средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые) работы,
просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателями отделения.
Основным документом текущего контроля является журналом учета занятий.
Промежуточная аттестация.
Проводится в форме просмотра творческих работ. По завершении изучения
предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется
оценка. В случае отрицательного результата промежуточной аттестации по
одному или нескольким предметам, педагогическим советом определяется
срок погашения данной не аттестации. В случае непогашения не аттестации и
учащийся может быть оставлен в этом же классе для повторного освоения
программы или исключен из школы. По окончании каждой четверти
учебного года по каждому учетному предмету выставляется оценка. В конце
года – годовая оценка, складывающаяся из четвертных.
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся.
При выставлении оценок работ учащихся по предметам ДШИ используются
следующие критерии оценок:

«Рисунок»
- знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использование приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
«Живопись»:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей; - знание цветового строя;
-

умение

видеть

и

передавать

цветовые

отношения

в

условиях

пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.
«Композиция станковая»:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции, ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
- навыки работы по композиции.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового экзаменационного
просмотра по рисунку, живописи, композиции в конце 4 четверти. По итогам
просмотра выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно.
При прохождении итоговой аттестации выпускник демонстрирует умения и
навыки в соответствии с программными требованиями:
- владение профессиональной терминологией, знание основных работ
мастеров изобразительного искусства;
-

знание

закономерностей

построения

художественной

формы

и

особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;

- навыки последовательного осуществления работы над композицией.
Итоговая оценка вносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Фонды оценочных средств.
Для аттестации обучающихся в ДШИ создан фонд оценочных средств. В
него входят типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Базой фонда служат работы
учащихся ДШИ прошлых лет, включающие в себя как примеры грамотно
выполненных учебных работ, так и работы, содержащие в себе типовые
ошибки обучающихся, работы в различных техниках и материалах. Фонд
оценочных средств обеспечивает оценку качества приобретенных учеником
знаний, умений и навыков и степень готовности к продолжению
профессионального образования в области изобразительного искусства.
Организационно – педагогические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«Вечерние классы».
Форма и режим занятий. Форма проведения занятий аудиторная. Занятие
может быть проведено в форме экскурсии, выездного пленэра, мастер-класса.
Занятия проводятся в групповой форме. Продолжительность одного занятия
составляет 3 академических часа по предмету «Рисунок», «Живопись» и
«Композиция». Объем аудиторной нагрузки в неделю составляет 9
академических часов. Форма обучения очная.
Кадровое обеспечение.
ОП имеет кадровое обеспечение, которое гарантирует высокий уровень её
реализации.

Все

преподаватели

имеют

специальное

образование.

Преподаватели раз в 3 года проходят курсы повышения квалификации. Ведут
активную

творческую

деятельность.

Личностно-ориентированный,

интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют
реализовывать концепцию настоящей программы в полном объеме и

добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к
образовательному процессу, предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
ребенка.
Применяемые средства обучения:
- печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература);
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на
цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные
доски, интерактивная доска).
Методическая деятельность.
Регулярные выступления преподавателей ДШИ на педагогических и
методических советах, как отражение постоянной методической работы
художественного

отделения.

Работа

общеразвивающих

программ

вариативной

по
части

совершенствование
учебного

плана.

Организация и проведение мастер классов различной направленности на базе
ДШИ и в организациях различного ранга и уровня. Выступление и участие в
конференциях различного уровня, связанных с тематикой эстетического
воспитания, предпрофессионального и профессионального художественного
образования.

Совершенствование

методического

Совершенствование фонда оценочных средств.
IV. Список литературы
1. Аксенов Ю., Ледова М. Цвет и линия. М., 1986.

фонда

школы.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в
работе

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья:

монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В.
Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и
др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95
3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –
М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. –143 с.
4. Визер В.В.: Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.:
Питер, 2006
5. Волков Н.Н. Цвет в живописи М., 1985.
6. Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001.
7. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей
с особыми образовательными потребностями // Теория и практика
общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39.
8.

Егорова

Т.В.

Социальная

интеграция

детей

с

ограниченными

возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.,1986.
10. Иттен И. Искусство формы. М., 2001.
11. Иттен И. Искусство цвета. М., 2001. 12.Кандинский В.В. О духовном в
искусстве. М.,1992.
13. Канланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.,
1981.
14. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.
М.,1981.

15. Ли Н.Г.: Основы учебного академического рисунка. - М.: Эксмо, 2007
16. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006.
17. Лушников Б.В.: Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М.:
Владос, 2006
18. Новикова, Н.А. Творческое воображение как перспектива развития
личности.
19. Проблемы композиции. Сборник научных статей. М., 2000. Сокольникова
Н.М. Основы композиции. Обнинск,1996.
20. Сергей Андрияка. Живопись. - М.: Московская школа акварели Сергея
Андрияки, 2005
21. Сергей Андрияка. Натюрморт. Портрет. Интерьер. - М.: Московская
школа акварели Сергея Андрияки, 2005
22. Сергей Андрияка. Рисунок. - М.: Московская школа акварели Сергея
Андрияки, 2005
23. Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007.
24. Художественно-эстетическое образование детей с ограниченными
возможностями
материалов

здоровья:
областной

опыт,

проблемы,

научно-практической

перспективы:

сборник

конференции.

г.

Новокуйбышевск Самарской области. 14 апреля 2016 года / науч. ред. проф.
А.И. Смоляр. – Самара; Новокуйбышевск : СГСПУ, 2016. – 124 с.
25. Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., 1990.
26. Шорохов В.В. Основы композиции. М., 1979.
27. Электронный журнал «Педагогика искусства», 2007, №1. Режим доступа:
http://www.art-education.ru/electronic-journal


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».