Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим советом МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 «26» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» _____________В.В. Чунина «01» сентября 2023г. Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО и ЛЕПКА» дополнительной общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» для детей дошкольного возраста 3-4 года Срок освоения программы – 1 год Разработчики: преподаватели художественных дисциплин Т.А. Кулецкая, Сизова Н.А. Полярные Зори 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список рекомендуемой литературы Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования. Задачи: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Развивать мелкую моторику рук. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы: Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Творческого подхода: креативность организация воспитательнообразовательного процесса. Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Уважительного отношения к результатам детского творчества. Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику. В ходереализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); монотипия; рисование по мокрой бумаге; рисование путем разбрызгивание краски; оттиски штампов различных видов; рисование жесткой кистью (тычок). Возрастные особенности детей 3 – 4 лет Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребѐнка, усиливается еѐ целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребѐнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребѐнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «ИЗО и ЛЕПКА»: развитие мелкой моторики рук; обострение тактильного восприятия; улучшение цветовосприятия; концентрация внимания; повышение уровня воображения и самооценки; расширение и обогащение художественного опыта; формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 3 - 4 года. Срок реализации учебного предмета «ИЗО и ЛЕПКА» - 1 год обучения. Режим занятий: урок 1 раз в неделю, продолжительностью -1,5 академических часа - 30 минут. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета, составляет 34,5 часа аудиторной нагрузки в год. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие. Количественный состав группы (максимальная наполняемость): 10 человек. Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные практические игровые Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Методические рекомендации Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребѐнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы: Проведение выставок детских работ Проведение открытого мероприятия Проведение мастер-класса среди педагогов Примерное годовое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов Количество Пальчиковая живопись Рисование жѐсткой кистью (тычок) Монотипия Рисование по мокрой бумаге Рисование путѐм разбрызгивания краски Оттиски штампов различных видов Лепка пластилином Итого: 7 часов 7 часов 5,5 часов 2 часа 1 час 6 часов 6 34,5 часа IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущей группой деятельности учащихся. Повседневно оценивая каждого учащегося педагог опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка прежде всего анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. Формы и методы контроля: отчетные выставки. Оценочные критерии: словесные оценки (молодец, умница) данная система оценки качества исполнения является основной. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для детей 3-4 лет. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственноэмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности. Средства обучения материальные: - учебные аудитории, специально мебелью; оборудованные наглядными пособиями, - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы); наглядно – плоскостные: - образцы; - схемы; - шаблоны, трафареты; - альбомы, фотографии лучших работ; - перспективные тематические планы; - конспекты занятий; - фонотека. демонстрационные: - муляжи, чучело птицы, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; Список использованной литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-Москва. 2003.