Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол №1 от 26 августа 2023 года УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» ______________Чунина В.В. «01» сентября 2023 года Рабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА» дополнительной общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) срок реализации программы – 1 год г. Полярные Зори 2023 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 «26» августа 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» _____________В.В. Чунина «01» сентября 2022г. Разработчик: Кириченко С.В., преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» Рецензент: Кокина И.А., профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов ВоГУ 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………. 4-5 - характеристика учебного предмета - срок реализации программы - объём учебного времени, предусмотренный на реализацию предмета - форма проведения аудиторных занятий -цели и задачи программы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………… 5-7 - разделы работы - структура занятия - основные методические принципы ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………. 8 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК…………………….. 8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8-9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………… НОТНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………… 3 9 10-11 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 и на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ. Учебный предмет «Музыка» является частью образовательной программы в области раннего эстетического развития детей. Актуальность разработки данной программы вызвана возросшим интересом к раннему эстетическому развитию детей. Занятия музыкой в дошкольном возрасте способствуют более успешному решению общих образовательных задач, например, развитию речи, мышления, координации движений и т.д. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ дальнейшего музыкального развития: общей музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал. Комплекс специальных (музыкальных) упражнений, проводимых через органичную для детей игровую деятельность, позволяет ввести малышей в мир музыки на раннем этапе развития. В данной программе использованы элементы авторского способа Н.А. Бергер «Музыка для всех». Срок реализации учебного предмета «Музыка» составляет 1год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета, составляет 23 часа аудиторной нагрузки в год. Общее количество учебных недель в учебном году 23 Общее количество часов аудиторной нагрузки в учебном году 23 Количество часов аудиторных занятий в неделю 1 4 Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповое занятие. Количественный состав группы (максимальная наполняемость): 10 человек. Продолжительность занятия: 25 минут. Целью программы является создание условий для гармоничного развития детей с учётом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей средствами музыкального искусства. Задачи: - введение ребёнка в мир музыки посредством игровой деятельности; - развитие элементов мелодического и гармонического мышления; - формирование равномерной метрической пульсации как основы начального этапа ритмовоспитания. Содержание учебного предмета Разделы работы 1. Включение активного слуха ребёнка (вводный раздел) На начальном этапе необходимо вызвать интерес к звукам окружающего мира, к звучащим предметам. Для этого детям предлагаются игры: «Как звучит наш класс?», «Что за окном?», «Кто же в гости к нам пришёл?» и т.п. На этом же этапе дети знакомятся с коллекцией немузыкальных звуков. Она представляет собой коробочки или тканевые мешочки, наполненные мелкими камушками, сухими листьями и т.п. Следующей ступенью является знакомство с музыкальными звуками. Дети вслушиваются в звучание музыкальных инструментов, воспроизводят звуки самостоятельно на фортепиано и детских музыкальных инструментах, пытаются интонировать элементарные попевки. На следующем этапе и в течение дальнейшего обучения дети знакомятся с различными характеристиками музыкального звука: долготой и высотой звучания, тембром. Для этого прорабатываются следующие упражнения: «Музыкальные клубочки», «Покатился звонкий мяч», «Чей это домик?», «Поющие рисунки» и т.п. На занятиях происходит знакомство с различными музыкальными инструментами. 2. Развитие мелодического и гармонического слуха ребёнка Развитие элементарных слуховых представлений ребёнка требует поэтапной и систематической работы. Приобретённые навыки должны постоянно закрепляться. На их основе выстраивается каждое последующее введение нового материала. Все упражнения проводятся в игровой форме, знакомство с новыми созвучиями 5 предваряется «Сказками-минутками», формирующими эмоциональный настрой на определённое звучание. В работе используются сенсорные карточки, краски, иллюстрации, литературный материал, игрушки, музыкальная лестница. Одним из направлений работы является воспитание ладогармонического слуха. На основе упражнений «Музыкальные вопросы и ответы» формируется ощущение устойчивости и неустойчивости функционального звучания в ладу. Этапы работы: - знакомство с музыкальным рисунком – мелодической линией, определение на слух направления её движения, показ движения мелодии на музыкальной лестнице, выполнение упражнений «Поющие рисунки»; - знакомство с музыкальными красками – гармоническими созвучиями: определение на слух мажорных, минорных, уменьшённых и увеличенных созвучий; диссонансов и консонансов (работа с сенсорными карточками); узнавание музыкальных картинок – интервалов (секунды, большой и малой терций, чистой кварты, чистой квинты, большой и малой секст); - упражнения для воспитания ладогармонического слуха; - составление музыкальных рассказов, историй и сказок с помощью музыкальных и немузыкальных звуков на основе изученного материала на темы «Прогулка по лесу», «Как зверятам зимой живётся», «О чём мы мечтаем», «Сказка о старом колоколе» и т.п. 3. Ритмовоспитание В данном разделе работы используются элементы авторского способа Н.А. Бергер «Музыка для всех». Основной задачей является формирование устойчивой равномерной метрической пульсации. На первом этапе осваивают четвертные длительности и паузы, затем половинные, целые и восьмые длительности. Для решения учебной задачи – формирования навыка ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей, используются разнообразные приёмы и упражнения, включающие прослушивание, двигательный показ, дирижирование, проговаривание и запись музыкальных «шагов». Итогом является чтение элементарных ритмических рисунков, включающих четвертные длительности, четвертные паузы, половинные и восьмые длительности, их «исполнение» на детских музыкальных инструментах. 4. Слушание музыки 6 В данном разделе работы выполняются следующие задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на прослушанный музыкальный материал, расширение знаний ребёнка об окружающем мире, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, формирование культуры слушания музыкального материала. Музыкальный материал, используемый на занятиях с детьми дошкольного возраста, должен ярко транслировать предполагаемый образ. Прослушивание предваряется литературным материалом, театрализацией или иллюстрацией, чтобы создать необходимое эмоциональное состояние у ребёнка. Для работы в данном разделе могут быть использованы следующие произведения: К. Сен-Санс «Карнавал животных» А Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка» И.С. Бах «Шутка» (флейта), «Маленькие прелюдии» (клавесин) С.Прокофьев «Прелюдия до мажор» (арфа) Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» (фрагменты из опер) П. Чайковский «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др. Структура занятия 1. Упражнение для активизации слухового внимания. 2. Работа с песенным материалом (подпевание, определение направления движения мелодии и его показ на музыкальной лестнице). 3. Двигательные упражнения, логоритмические игры, пальчиковая гимнастика. 4. Упражнения для формирования звукового образа гармонических созвучий: интервалов и аккордов. 5. Упражнения для развития равномерной метрической пульсации. 6. Слушание музыки (анализ элементов музыкального языка). 7. Игровая деятельность. Основные методические принципы - объединение обучающего материала на занятии одной темой; - преобладание игровых технологий; - частая смена вида деятельности в течение занятия; - повторяемость материала; 7 - вариативность темпа освоения учебного материала; - поддержание положительного эмоционального фона в течение занятия. Планируемые результаты Планируемые результаты данного модуля общеразвивающей общеобразовательной программы раннего эстетического развития детей предполагают формирование начальных навыков и умений в области освоения элементов музыкального языка. В результате реализации следующие результаты: данного модуля программы предполагаются - формирование эмоциональной реакции на музыкальный материал; - формирование элементов мелодического и гармонического мышления; - формирование звукового образа гармонических созвучий; - формирование ощущения равномерной метрической пульсации; - освоение элементарных ритмических формул; - освоение элементов музыкального языка. Формы и методы контроля, система оценок В связи с возрастными особенностями обучаемых, категории оценок не употребляются. Для диагностики усвоения программы дошкольниками используется такой метод как наблюдение. Учебно-тематический план Месяц Октябрь Неделя Название темы 1 неделя «Звуки окружающего мира», «Музыкальные и немузыкальные звуки» « О чём рассказывает музыкальный звук» «Музыкальный рисунок – мелодия» « Поющие рисунки» 2 неделя 3 неделя 4 неделя 8 Ноябрь Декабрь Январь 5неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя Февраль Март Апрель 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя «Музыкальная лестница» «Шаги в музыке» «Колючие и мягкие созвучия», «Весёлое и грустное настроение в музыке» «Интервалы – музыкальные картинки» «Песенки на лесенках» «Музыкальные краски» «Сказка в музыке» «Где нотки живут?» «Поиграем с паузами» «О чём скрипка поёт?» « Волшебная дудочка», «Сказка о спящей царевне» «Ритмическое эхо» «Вот как звуки встали в ряд» «Музыкальная викторина» «Я – дирижёр» «Играем в оркестре» «Волшебные колокольчики» «Вот как мы умеем!» (диагностика) Открытое занятие «Итоги обучения в группе раннего эстетического развития» Материально-технические условия для реализации программы Средства, необходимые для реализации программы и организации образовательной среды: - материально-технические условия: учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил; - дидактические материалы: наглядные учебно-методические пособия, методическая, художественная, нотная литература; - аудио- и видеотека; - аудиоаппаратура, видеоаппаратура. 9 Нотная и методическая литература 1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: Гуманит. изд., 2004 2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. - М.: 1978 3. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: «ЛАДА», 2006 4. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для дошкольников. - Ярославль: «Академия развития», 2005 5. Бергер Н..А. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб.: КАРО, 2004 6. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л., Советский композитор, 1991 7. Бодраченко И., Музыкальные игры в детском саду. - М.: Айрис – пресс, 2009 8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: ЛОИРО, 2000 9. Бырченко Т. С песенкой по лесенке: методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1991 10. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М.: Детская литература, 1986 11. Выготский Л.С. Воорбражение и творчество в детском возрасте. – М.,1991 12. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. - СПб, 2006 13. Давыдова Е. Сольфеджио: методическое пособие. - М.: Музыка, 1976 14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 2005 15. Макшанцева И. Скворушка: сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 1998 16. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский композитор,1980 16. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. - М.: Композитор, 2009 17. Роот З. Музыкально-дидактические игры. - М.: Айрис-пресс, 2005 17. Сиротина Т. Музыкальная азбука. - М.: Музыка, 2004 10 18. Скребцов Л. Волшебный мир музыки. - М.: Амрита-Русь, 2009 19. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. - М.: Музыка, 1998 20. Ходонович Л.С. Весёлые игры с музыкальными звуками и инструментами. - М.: Национальный институт образования, 2012 21. Щербакова Н. Музыкальный сундучок. - М.: Обруч, 2012 22. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сб. статей под ред. Л.А.Баренбойма. - М.: 1978 11